Вы здесь

Европейская мозаика. Венгрия (И. В. Бабкин, 2011)

Венгрия


Венгры относятся к группе финно-угорских народов. Во времена великого переселения народов они, как и германские племена, мигрировали с востока на запад. К середине 9 в. племена венгров жили в степях между Доном и Днепром и называли сами себя мадьяры, что означало «люди». В 9 в. венгры вторглись в центральную Европу и на Балканы, но не закрепились там надолго, под руководством своего вождя Арпада они перебрались в Карпаты. Постепенно мадьяры ассимилировали те народы, которые жили на завоеванной ими территории, колонизировали Трансильванию, нападали на Италию, Германию, Балканы, расширяя границы своего государства.

Закрепившись на территории Венгрии, Арпад основал свою династию, которая правила государством до конца 13 в. Внук Арпада Геза неудачно воевал со Священной римской империей. После нанесенного Венгрии поражения, империя вплотную приблизилась к венгерской границе. Чтобы обезопасить свою страну от возможного завоевания, Геза взял на службу немецких рыцарей и начал обращать население в христианство с помощью миссионеров, присланных императором Оттоном II. Геза установил центральную власть над всеми венгерскими племенами, и результаты его политики сказались уже при его сыне Иштване I Святом, который стал первым королем Венгрии, признанным западными державами.

Иштван Святой укреплял государство, заложил основы королевской власти и сословного деления венгерского общества. После его смерти наступили смутные времена, когда на фоне борьбы за власть начались постоянные набеги на Венгрию немецких рыцарей. Видя ослабление страны, на Венгрию напала также и Византийская империя. Это сильно подорвало благосостояние страны, однако благодаря приходу в 1172 г. сильного монарха, Белы III, независимость и единство Венгрии удалось отстоять. При Беле III устанавливаются культурные связи с Францией, в моду входит французско-романский стиль, венгры обучаются в Сорбонне, а французы становятся аббатами венгерских монастырей.

После смерти Белы III его преемники ослабили королевскую власть, что привело к возвышению баронов и усилению феодальной раздробленности. Права баронов король подтвердил в «Золотой булле», на которой затем приносили клятву все венгерские монархи.

В 1241 г. Венгрия подвергается набегу монголо-татар, которые разорили страну, но вскоре ушли. После их ухода король Бела IV начинает строить по всей стране систему фортов и приглашает немецких поселенцев для охраны границ. После его смерти династия Арпадов быстро угасает, и в 1301 г. последний король Андраш III умер, не оставив наследников.

Начавшуюся борьбу за власть выиграл внук неаполитанского короля, за которого была выдана принцесса из дома Арпадов, Карл-Роберт Анжуйский. Он ввел в Венгрии в оборот золотые монеты, укрепив финансовую систему страны. Его сын Лайош Великий пытался привить в стране идеалы и дух французского рыцарства, в 1367 г. он основал первый в Венгрии университет в г. Пече. Вскоре Лайош был избран королем Польши, постепенно подчинив своей власти ряд балканских государств (Боснию, Сербию и Валахию).

После смерти Лайоша Великого, его единственная дочь вышла замуж за Сигизмунда Люксембургского, сына императора Карла IV. В это время начинаются завоевания турок на Балканах, и новый король ведет безуспешную борьбу с ними. После серьезного поражения от турок Сигизмунд сосредоточил свои интересы за пределами страны, став королем Богемии, а вскоре императором Священной римской империи. Дочь Сигизмунда вышла замуж за Альбрехта Габсбурга, который пробыл на престоле 2 года, но создал предпосылку для будущей унии Венгрии и Австрии, приведшей к потере независимости страны.

После смерти Альбрехта и недолгого правления Владислава Ягеллона, погибшего в битве с турками, в стране вновь наступает междуцарствие. В это время Венгрию возглавил военачальник Янош Хуньяди, который удачно противостоял набегам турок. После его смерти бароны выбрали королем его младшего сына Матьяша.

Правление Матьяша в Венгрии считается «золотым веком». Он усилил власть короля, подавил аристократическую вольницу, создал регулярную армию. Благодаря этому ему удалось совершить ряд успешных походов в Богемию и Австрию, а в 1480 г. он взял Вену. Упорядочение сбора налогов привело к росту благосостояния страны, расцвету литературы, архитектуры и искусства.

Дочь Матьяша была выдана за Фердинанда Габсбурга, ставшего претендентом на венгерский трон. В 1526 г. турки вновь вторглись в Венгрию, и в битве при Мохаче венгерская армия под командованием нового короля Лайоша II была разбита войсками султана Сулеймана Великолепного. Страна оказалась разделена на три части, которые контролировали турки, Фердинанд I и вице-король Трансильвании Янош Запольяи.

Во время следующего набега турки захватили столицу страны – Буду, и на полтора века подчинили себе Венгрию. Только Трансильвания оставалась свободной, сохранив самобытную венгерскую культуру. В 1557 г. ее парламент первым в Европе провозгласил свободу вероисповедания, и вскоре страна стала протестантской.

После окончания Тридцатилетней войны, когда позиции Габсбургов в Европе ослабли, они переключили свои интересы на Венгрию. Ведя успешную борьбу с турками и взяв Буду, они добивались объединения Венгрии под своей властью. В 1691 г. независимость Трансильвании была ликвидирована, а право Габсбургов на венгерскую корону стало наследственным.

Габсбурги подняли налоги и усилили австрийское влияние. Страна управлялась из Вены, мнение местной аристократии практически не учитывалось. Это привело к застою в экономике и внешней политике. Постоянное недовольство владычеством австрийцев вынудило императора Франца-Иосифа даровать венграм большие свободы, и страна получила практически равные права с Австрией в Австро-Венгерской империи. Полностью независимой Венгрия стала лишь в 1918 г.


Будапешт. Столица Венгрии раскинулась на обоих берегах Дуная и образована из двух частей – левобережной Буды и правобережного Пешта. Еще в 1 в до н.э. на месте Буды существовало кельтское поселение Ак-Инк, т.е. «обильные воды». Такое название место получило за свои целебные термальные источники.

Когда территорию Венгрии захватили римляне, она была присоединена к Римской империи и стала провинцией Паннония. Власть римлян держалась на мощи их легионов, которые стояли в укрепленных военных лагерях. В Ак-Инке находился II легион, лагерь переименовали в Аквинкум и сделали административным центром Паннонии. Город был разделен на три части – военный город, в котором жили солдаты-римляне, гражданский город, где жили семьи солдат, и термальные источники. Над термальными источниками находились бани для солдат, здесь они могли встречаться со своими семьями.

В эпоху гуннского нашествия римляне были вытеснены этим воинственным народом, а Аквинкум стал центром обширной гуннской империи.

Пешт на другом берегу Дуная был при римлянах небольшим населенным пунктом «напротив Аквинкума». Город на этом месте возник в конце 8 в., а его название восходит к тюркскому языку. По одной из версий, это название означает «печь», т.к. в Пеште стояли печи по обжигу кирпича.

После прихода сюда венгерских племен Аквинкум переименовывается в Буду (т.е. воду) и становится крупным центром. С укреплением связей венгерского государства с европейскими странами, растет и значение Пешта, в котором появились переселенцы из Германии и Франции.

Нашествие монголо-татар стало бедствием не только для Буды и Пешта, но и для всей Венгрии. Города были сильно разрушены, и король Бела IV после ухода орд захватчиков начал их восстанавливать. Укрепляя страну, он стал строить крепости, одна из которых была построена на Крепостной горе.

В 1361 г. Буда стала столицей Венгрии, крепость на горе была перестроена в королевский замок. С тех пор замок постоянно перестраивался в стилях, господствовавших в различные эпохи, пока не принял свой современный вид в стиле барокко.

В 1541 г. Буда была оккупирована турками и стала резиденцией турецкого паши. Владычество Османской империи оказало негативное влияние на город и привело к его упадку. Лишь через полтора столетия Будапешт был отвоеван австрийскими войсками и включен вместе со всей Венгрией в состав империи Габсбургов.

В это время начинается стремительный рост торгового Пешта, который вскоре становится более крупным центром, чем Буда. Административное объединение обоих городов происходит после революции 1848 г. В это же время строится Цепной мост – первый каменный мост через Дунай, который стал осязаемым связующим звеном между городами на двух берегах реки. Однако город Будапешт появился на карте Европы чуть позже, в 1873 г., когда Венгрия получила значительные свободы в составе Австро-Венгерской империи и собственное правительство, базировавшееся в Будапеште.

Древняя столица Венгрии Буда расположена на холмах над Дунаем. Здесь, на горе Геллерт, находится построенная в 19 в. Габсбургами Цитадель, где располагался военный гарнизон, а ее бастионы служили тюрьмой. Гора названа в честь местного святого Геллерта, первого епископа Буды. Однако его проповедь христианства среди местных народов не увенчалась успехом, язычники поймали его, посадили в бочку, заколотили ее гвоздями и бросили в Дунай.

На соседней Крепостной горе находится Королевский дворец, современный свой вид он принял в 18 в. Габсбурги перестроили его в стиле барокко после изгнания турок из Венгрии, и сейчас он является третьим по величине королевским дворцом в Европе. Он построен на месте более древнего готического дворца, относящегося к эпохе короля Матьяша, к 15 в. Массивное коричневое здание на цоколе, покрытом рустованным гранитом, доминирует над городом. Его зеленая четырехскатная крыша с мансардными окнами видна практически из любого уголка набережной. Комплекс зданий окружает центральный павильон с треугольным портиком под большим вытянутым куполом на высоком барабане. Линии фасадов подчеркивают лоджии, фланкированные белыми колоннами.








Будапешт. Рыбацкий бастион


Старинные улицы вокруг дворца застроены симпатичными двухэтажными барочными домами начала 17 в. Дома с двухскатными черепичными крышами окрашены в яркие цвета, украшены лепными наличниками и картушами. Этот небольшой сохранившийся уголок средневекового города позволяет ощутить его романтическое настроение.

В древности на берегу Дуная стояла крепость, охранявшая Буду от набегов врагов. Саму крепость время не пощадило, от нее практически ничего не осталось, однако в 19 в. на ее месте был построен Рыбацкий бастион в неороманском стиле, являющийся сейчас визитной карточкой города и одной из самых известных его достопримечательностей. Бастион назван так по располагавшемуся здесь ранее рыбному базару. Его составляют несколько построенных из блоков светлого известняка круглых башен с необычными коническими крышами, соединенных галереями полукруглых арок на небольших колоннах, которые украшены вверху каменными крестами.

На бастионе в 19 в. была построена неоготическая белокаменная церковь Матьяша. В древней церкви, стоявшей на месте современной и не дошедшей до наших дней, проводились коронации венгерских королей. От нее осталась восьмигранная пятиярусная башня с ажурным шпилем, которой более 700 лет. Великолепна крыша собора, покрытая разноцветной черепицей, выложенной геометрическим орнаментом.

Внутри 3 нефа разделены пучками круглых колонн, стены, колонны и нервюры свода расписаны геометрическим и растительным орнаментом с преобладанием красного цвета, великолепно имитирующим средневековые готические интерьеры. Алтарная апсида освещена высокими стрельчатыми окнами с витражами.

Самым массивным сооружением в Пеште является всемирно известное здание Парламента, построенное в 1885-1906 г.г. в стиле эклектики из белого камня по проекту Имре Штендла. Обилие ажурных декоративных элементов делает здание фантастически красивым, его волшебный силуэт отражается в водах Дуная, водная рябь вносит новые детали в декоративное убранство Парламента, создавая немыслимые сочетания арок, башенок и шпилей.








Будапешт. Праламент


Здание раскинуло два крыла для заседаний обеих палат парламента и сочетает в себе элементы готики и ренессанса, а его интерьеры выполнены в стиле барокко. Двухэтажные флигели разбегаются от центрального павильона с вытянутым куполом со шпилем. Барабан прорезают высокие стрельчатые окна с маленькими розетками под ними, по верху идет ажурная балюстрада. Окна разделены декоративными контрфорсами с аркбутанами, завершающимися резными пинаклями. Нижний этаж фасада, обращенного на Дунай, открывается аркадой полукруглых арок, разделенных круглыми колоннами с пинаклями над ними, идущей вдоль всего здания. Над ней расположена закрытая галерея с узкими полукруглыми арками, каждые три из которых разделены пинаклем. В верхней части центрального ризалита проходит открытая полукруглая аркада, ризалит фланкирован двумя квадратными башнями с контрфорсами по углам, завершающимися высокими ажурными остроконечными поярусно сужающимися вверх шпилями. Боковые ризалиты разделены на прясла контрфорсами, между ними – стрельчатые ниши со сдвоенными окнами. Ризалиты закреплены на углах небольшими прямоугольными башнями со шпилями и завершаются ажурной балюстрадой.

Центральной артерией Пешта является улица Андраши, внесенная в список Всемирного наследия Юнеско. Она начинается от Цепного моста, первого моста через Дунай, соединившего в 19 в. Буду и Пешт, и заканчивается у центральной городской площади – площади Героев. Проспект окружен неоренессансными зданиями, здесь расположено несколько музеев и монументов. Прилегающие к проспекту улицы застроены множеством больших пятиэтажных домов, построенных в стилях необарокко и флорентийского неоренессанса с его алмазным рустом. Такое обилие великолепных стилизаций под древние стили производит неизгладимое впечатление, ведь улицы обычного провинциального города Австро-Венгерской империи становятся подобны флорентийским.

Одним из самых заметных зданий на улице Андраши является Оперный театр, построенный по модели Венской Оперы, а за ним расположен железнодорожный вокзал, выполненный мастерской Эйфеля. Два розовых флигеля с четырехгранными куполами, фланкированные квадратными башнями, соединяет большой треугольный навес из стекла и железа с ажурной железной аркадой внизу. Здесь вновь проявилась любовь Эйфеля и его инженеров к впечатляющим железным конструкциям, которые облегчают каркасы зданий и позволяют создавать обширные перекрытия.

Базилика св. Иштвана является, наряду со зданием Парламента, самым высоким зданием в Пеште. Ее строительство было начато в 1848 г. и продолжалось 50 лет. Огромный собор с треугольными портиками фасадов, и большой полукруглой двухъярусной апсидой, первый ярус которой окружен коринфскими колоннами, увенчан вытянутым куполом диаметром 22 м на высоком барабане. На парапете апсиды установлены статуи, западный фасад фланкирован двумя четырехъярусными квадратными башнями с куполами.

Внутри базилика с богатым интерьером решена в форме креста, ее стены декорированы пилястрами из розового мрамора с позолоченными коринфскими капителями. Своды покрыты фресками, лепные ребра арок и парусов позолочены. Здесь находится часовня с мощами св. Иштвана, а оконные витражи изображают жития венгерских святых.

На центральной площади Героев возвышается колонна в честь тысячелетия Венгрии, ее окружают две аркады со статуями самых известных венгерских королей и государственных деятелей, а по обеим сторонам площади находятся здания в классическом стиле с треугольными портиками, занимаемые Национальным музеем и Выставочным залом.








Будапешт. Замок Вайдохуньяд


За площадью начинается парк с комплексом построенных для проведения выставок дворцов, очень удачно стилизованных под древние памятники, находившиеся на территории Венгрии. Это макет замка Вайдохуняд семейства Хуньяди в Трансильвании, где в 15 в. родился будущий король Матьяш, правление которого считают Золотым веком Венгерской истории; фрагмент портала романской церкви св. Дьердя в Йаке и клуатр монастыря; ренессансные постройки; копия барочного дворца Эстерхази, самого богатого семейства Венгрии.

На берегу пруда, будто по мановению волшебной палочки, вырастает укрепленная контрфорсами и покрытая четырехскатной высокой крышей стена замка Вайдохуняд с 2 живописными квадратными башнями – одна с крышей со шпилем в окружении маленьких башенок, другая в виде двух усеченных пирамид. Во внутренний двор открывается покрытая каменным кружевом двухъярусная арочная галерея, являя собой яркий образец «пламенеющей готики». Треугольный фронтон фасада церкви св. Дьердя со статуарными нишами и перспективным порталом фланкирован двумя квадратными башнями, а над средокрестием высится башня с аркадой звона под двухскатной крышей.

Венгрия славится своими термальными источниками, а самые знаменитые в Венгрии и самые большие в Европе купальни, носящие имя Сечени, богатого мецената, благодаря которому они были созданы, построены в этом парке. Они состоят из трех павильонов в стиле необарокко с высокими зелеными куполами, соединенных одноярусной крытой галереей. Углы зданий обрамляют рустованные пилястры, центр подчеркнут треугольным портиком. Купальни занимают обширную площадь, внутри расположено несколько бассейнов и бани, интерьеры богато декорированы.


Веспрем. Город был основан королем Иштваном I Святым и является одним из древнейших городов Венгрии, центром первого в стране епископства. Веспремские епископы обладали особым преимуществом – только они могли короновать жен венгерских королей. Поэтому одно из древних названий города звучало как «Город королев».

Веспрем раскинулся на нескольких холмах с довольно крутыми склонами, которые жители города использовали как основания для своих построек. Сакральным центром города являлась Крепостная гора, на ней в древности стоял королевский дворец. Здесь же находится и древнейшее из сохранившихся городских зданий – часовня королевы Гизеллы, жены св. Иштвана. Уникальность построенной в 11 в. часовня в украшающих ее стены фресках, созданных в 13 в.

Сейчас эта раннеготическая полукруглая часовня является капеллой городского собора, построенного на фундаментах более древнего храма, строительство которого было начато также королевой Гизеллой в 1001 г. Собор выделяется двумя мощными квадратными башнями, фланкирующими его западный фасад, и является главной городской доминантой.

Соборную площадь окружают несколько аристократических особняков, построенных в 17-18 в.в., самый заметный среди них – барочный Архиепископский дворец, построенный на месте более древней епископской резиденции. Высокая красная крыша с мансардными окнами выделяет его среди соседних дворцов, а на соборную площадь выходит изящный балкон, с которого епископ мог обращаться к пастве. Особняки выстроились вдоль кромки обрыва, придавая местному пейзажу определенный колорит.

Историческое ядро Веспрема окружено крепостной стеной, в которой в 19 в. построены ворота Героев, стилизованные под древность. Полукруглая арка ворот находится под защитой большой круглой башни.

Центральная городская площадь, Оварос, застроена двухэтажными разноцветными барочными домами. Характерной деталью городского пейзажа является Пожарная башня, которая использовалась как дозорная. Благодаря доминированию над основной городской застройкой, с этой башни можно было увидеть разгорающийся пожар в любой части города и своевременно послать туда пожарную команду.


Вишеград. Город некогда был столицей Венгерского королевства, о чем напоминают руины дворца короля Матьяша и неприступный замок на скале над Дунаем. Крепость была построена в 13 в. на высоте более 400 м прямо над рекой, являясь форпостом на пути к Буде и была призвана оборонять город от вражеских набегов. После набега татаро-монгольских орд по всей Венгрии стали возводиться замки и крепости для защиты страны от завоевателей с востока. Однако татро-монголы больше не вернулись, а Вишеградская крепость заняла свое место в венгерской истории.

Под защитой трех построенных из грубо обтесанного серого камня колец стен, увенчанный квадратной башней под пирамидальной крышей раскинулся вокруг прямоугольного внутреннего двора королевский дворец. Когда город был венгерской столицей, и крепость служила королевским замком, здесь хранились королевские регалии и священная королевская корона. Легенда гласит, что один из королевских сановников, князь Шаломон, захотел устроить переворот и короноваться сам, а начать он решил с похищения короны. С помощью преданной служанки ему удалось вынести корону из крепости, запихнув ее в небольшую коробку. Целиком корона туда не помещалась, и крест на ее верху погнулся. Однако такой странный заговор был быстро раскрыт, Шаломона поймали и посадили в отдельно стоящую на склоне горы и связанную с крепостью стеной башню – шестигранную башню Шаломона, а венгерская королевская корона с тех пор венчается погнутым крестом, что придает реликвии особую историческую ценность.

В 14 в. в крепости был подписан важный договор о дружбе между чешским, польским и венгерским королями, которые исключили Вену из зоны регионального сотрудничества, и этот договор о взаимопомощи долго не позволял Габсбургам захватить Венгерское королевство.

У подножия крепостного холма некогда располагался ренессансный дворец короля Матьяша, построенный в 15 в., который восхищал современников и являлся одним из великолепнейших дворцов Европы. Он имел три этажа и около 350 комнат, выходящих на арочные галереи, окружавшие обширный внутренний двор. Сейчас от дворца остались лишь реконструированный парадный двор и колодец Геркулеса.


Сентэндре. Небольшой живописный городок Сентэндре, раскинувшийся в излучине Дуная, некогда был римским поселением. После нападения турок в 16 в. местные жители ушли отсюда, и этот край обезлюдел, пока здесь не поселились сербы. С тех пор этот город является единственным сербским городом Венгрии, и здесь расположено несколько православных церквей.

На вершине холма, вокруг которого раскинулся город, возвышается белая однонефная католическая церковь с двумя квадратными башнями-колокольнями, а вокруг, вдоль кривых извилистых улочек, подобно яркой птичьей стае на ветках тропических деревьев, ютятся двухэтажные очаровательные белые, красные, желтые домики под двухскатными крышами, крытыми красной черепицей, т.к. существовал городской закон о том, что все крыши должны быть покрыты именно так. Такое богатство цветовой гаммы придает городу настоящий средиземноморский колорит.

Сербские православные церкви, такие, как Белградский собор и церковь Благовещения, построены в 17-18 в.в. в стилях барокко и рококо, и внешне ничем не отличаются от соседних католических храмов. Они имеют тот же базиликальный тип, а их западные фасады фланкированы двумя башнями.

Гордостью города и его визитной карточкой является местное кондитерское изделие – марципан. В Сентэндре множество лавок, где продают марципаны, и есть даже городской музей марципана, в котором демонстрируются различные предметы, сделанные из него.

В Римском лапидарии (музее каменных плит с античными письменами) экспонируются находки 1-4 в.в., сделанные в античном городе Ульчиция Кастра, музей Маргит Ковач славится своими керамическими изделиями, известными на всю страну.


Эстергом. Город на Дунае является одним из старейших поселений на территории Венгрии. Здесь родился Будущий король Иштван Святой, здесь же в 1000 г. прошла его коронация. С тех пор и вплоть до конца 12 в. город оставался венгерской столицей.

Хотя королевский двор и переехал отсюда, Эстергом остался духовной столицей страны, здесь расположена резиденция архиепископа Эстергомского, главы Венгерской католической церкви.

Эстергомский Архиепископский собор (базилика св. Адальберта) – самый большой храм в Венгрии. Перестроенное в 19 в. в стиле неоклассицизма огромное кубическое здание из серого камня увенчано приземистым куполом на большом барабане, окруженном белыми коринфскими колоннами, и производит впечатление огромной мощи. Фасады собора декорированы треугольными коринфскими портиками. К зданию пристроены 2 шестигранные башни с куполами, соединенные с ним аркадами.

Внутри своды белых кессонированных потолков позолочены, паруса центрального подкупольного пространства украшены фресками. Собор знаменит своим самым большим в мире алтарным образом, написанным на цельном куске холста. Однако самым интересным в соборе является, пожалуй, часовня Бакоца, построенная из красного мрамора в 16 в. в стиле венгерского ренессанса.

По соседству с дворцом некогда возвышалась резиденция королей из династии Арпадов. О дворце романской эпохи напоминают сохранившаяся королевская фамильная часовня и крепостная часовня с фресками. Сам дворец в современном восстановленном виде представляет собой городской музей с экспонатами истории Венгрии эпохи Средневековья.


Эгер. Город расположен на склоне горы Бюкк, на вершине которой возвышается крепость, славная своей героической обороной во время турецкого нашествия. Основание города связано с именем первого венгерского короля св. Иштвана. В 11 в. Иштван I учредил здесь епископство, вокруг которого образовалось поселение. После татаро-монгольского нашествия, когда по всей стране начинают возводиться крепости для обороны от возможного повторного набега, в Эгере на Крепостном холме также была отстроена крепость, усилившая значение города и обросшая со временем городским поселением. В крепости помещалась резиденция эгерского епископа.

Самое известное событие, связанное с Эгером, произошло в 1552 г. на подступах к крепости, когда турки попытались взять Эгерскую крепость, однако 2500 защитников под руководством коменданта Иштвана Добо более месяца обороняли ее от двадцатикратно превосходящей численность гарнизона турецкой армии. После неудачной осады турки вынуждены были отступить, а подвиг защитников крепости во главе с Добо прославил Эгер на всю Европу.

В 1596 г. туркам все же удалось взять крепость, и они овладели городом на 100 лет. Они построили бани и мечети, которые после освобождения были перестроены в церкви. О былом турецком владычестве напоминает сорокаметровый остроконечный минарет бывшей мечети со смотровой площадкой вверху, откуда открывается великолепная панорама города. После ухода турок Эгер вновь стал резиденцией архиепископа и был отстроен в стиле барокко.

Стены крепости, построенной из необтесанного серого камня, опоясывают вершину горы. Они соединяют несколько круглых бастионов и квадратных башен под четырехскатными черепичными крышами. На территории крепости находится архиепископский дворец, возведенный в 1470 г. и окружающий прямоугольный внутренний двор.

На площади перед крепостью высится барочный собор св. Антония – однонефная базилика, фасад которой фланкирован двумя квадратными башнями и окрашен в розовый цвет. Ступени входа ведут к порталу, который расположен в полукруглой апсиде. Внутри церкви по обе стороны нефа ритмично следуют полуколоны с алтарями между ними, цилиндрический потолок расписан фресками на красно-коричневом фоне, что придает им старинный вид.

Собор св. Иоанна возведен в стиле классицизма в 1831-38 г.г. и является второй по величине церковью в Венгрии. Его фасад украшает треугольный коринфский портик со статуями. Внутри три нефа разделены коричневыми коринфскими колоннами. Стены из белого мрамора и цилиндрический потолок расписаны фресками. Собор славится своим органом, самым большим инструментом в Венгрии.