Вы здесь

Европейская мозаика. Чехия (И. В. Бабкин, 2011)

Чехия


Первое славянское государство на месте Чехии образовалось в 7 в., но вскоре оно вошло в состав Великоморавской державы. Образование Чехии относится к 10 в., когда из состава Великоморавской державы выделилось самостоятельное Чешское княжество. Его образование связано с легендой о княжне Либуше. Она была дочерью легендарного славянского князя Крака, основателя города Кракова, и обладала даром пророчества. Старейшины племени велели выбрать ей для себя жениха, чтобы он стал князем и правил ими. Тогда, по легенде, она велела им пойти на берег реки Белионы и выбрать там человека, пашущего на двух волах, у одного из которых белая голова, а у другого белая полоса на спине. Старейшины пошли к реке и действительно увидели там такого человека. Им оказался крестьянин Пжемысл, которого они привели к Либуше. Пжемысл стал первым чешским князем и основателем династии Пжемысловичей.

Перед новым государством встал вопрос выбора религии. Соседом Великоморавской державы была Франкская империя, откуда в Чехию приходили миссионеры, проповедуя католическую веру. Однако чехи решили, что им ближе православие, и послали послов в Византию. Оттуда в Чехию прибыли Кирилл и Мефодий, и страна была крещена по византийскому обряду, хотя позже влияние католичества пересилило и религия сменилась.

После вторжения венгров в 906 г. Великоморавская держава распалась, а ее земли к стали частью Венгерского королевства. Чехия в 1085 г. также становится королевством. Как и во многих других европейских странах, в 13 в. в Чехии начинается период феодальной раздробленности, приводящий к ослаблению центральной княжеской власти и усилению влияния чешских феодалов. В 1300 г. чешского короля Вацлава II избирают королем Польши. После него новым королем становится его сын Вацлав III, однако через год после этого он был убит, и с ним прервалась династия Пжемысловичей. В период междуцарствия Чехия попадает под немецкое влияние, включается в состав Священной римской империи, и на чешском престоле пытаются закрепиться австрийские Габсбурги.

В 1310 г. королем Чехии избирается Жан Люксембургский, который являлся вассалом французского короля. После вступления Франции в Столетнюю войну, король призвал своих вассалов присоединиться к его войскам в битвах против англичан. Верный своему рыцарскому долгу, король Жан внял его призыву и со своим войском присоединился к Филиппу VI для участия в битве при Креси. Жан Люксембургский к этому времени уже ослеп, но все равно принимал участие в битве. Его сопровождали верные оруженосцы, которые говорили ему, с какой стороны находится противник. Итог битвы при Креси известен – французская армия была разгромлена, а Жан Люксембургский погиб.

После его гибели новым чешским королем становится его сын Карл IV, который через год избирается также императором Священной римской империи. При нем Чехия переживает свой экономический и культурный расцвет. Прага становится столицей империи, в 1348 г. основывается Пражский университет. В городе идет большое строительство, самой знаменитой постройкой той эпохи является Карлов мост через Влтаву. В 1356 г. Карл IV издает «Золотую буллу», которая юридически закрепляет процедуру выбора императора собранием князей-выборщиков – курфюрстов, одним из которых становится чешский король.

При сыне Карла IV Вацлаве IV в страну проникает реформация, идеологом которой был ректор Пражского университета Ян Гус. Поначалу король поддержал Гуса, однако после жалоб католического духовенства Гус был изгнан из университета и вынужден был покинуть Прагу. Приглашенный на церковный собор в Констанце, Ян Гус был схвачен, осужден за ересь и сожжен. Это вызвало взрыв негодования в Чехии, вылившийся в гуситские войны, которые подстегивало еще недовольство немецким засильем. Гуситское войско возглавил талантливый полководец Ян Жижка. Новый чешский король Сигизмунд I попросил папу объявить крестовый поход против гуситов, и имперские войска вторглись в Чехию. Поначалу гуситы умело оборонялись, но силы были не равны, и в битве при Липанах они были разбиты. Однако оппозиционные дворяне не признали своим королем Сигизмунда I и выбрали королем гусита Иржи Подебрада, который правил Чехией до 1471 г.

После смерти Подебрада на престол был избран польский король Владислав II Ягеллон, и образовалась уния с Польшей. Его сын Людовик II Ягеллон возглавил объединенные чешско-венгерские войска против Османской империи, однако в битве при Мохаче его войска были разбиты, а король погиб. После его гибели королем был избран австрийский эрцгерцог Фердинанд, а Чехия на долгие годы оказалась под гнетом Габсбургов, восстановив свою независимость лишь в 1918 г. Фердинанд объединил под своей властью Чехию и часть Венгрии.

При императоре Рудольфе II Габсбурге в конце 16 в. Прага вновь становится столицей Священной римской империи и местопребыванием императора. Хотя это не оказало на город такого существенного влияния, как при Карле IV, однако вызвало еще один расцвет Праги.

После смерти Рудольфа и коронации его брата Матиаса в Чехии усилилось недовольство властью Габсбургов и стремление к самостоятельности. Повстанцы выбросили из окна Пражского замка двух католических священников, это событие известно под названием дефенетрации и послужило поводом к началу Чешского восстания, переросшего в Тридцатилетнюю войну. Само восстание, однако, было вскоре подавлено, а страна полностью потеряла свой суверенитет и подверглась «германизации» населения, протестантство было запрещено. Лишь в 1781 г. был обнародован эдикт о веротерпимости, положивший конец монополии католицизма. Во время Первой мировой войны чехи всячески противились призыву в армию Австро-Венгрии, а после ее поражения была создана объединенная Чехословацкая республика, просуществовавшая до Второй мировой войны.


Прага. Столица Чехии, этот чудесный таинственный и романтический город, являет сплав всех направлений искусства. Здесь можно найти памятники романской, готической эпох, представителей ренессанса, барокко, классицизма и нового времени. Разные архитектурные ансамбли гармонируют друг с другом, создавая в городе уголки различных эпох, которые придутся по душе самому взыскательному вкусу.

Прага была основана в 9 в. Ее основание, также как и основание Чешского княжества, связано с княжной Либушей. Благодаря своему дару пророчества, Либуше однажды привиделся город в излучине реки Влтавы. Она послала своих слуг посмотреть, что находится на этом месте. Там оказалось небольшое поселение, и около первого же дома посланцы Либуши увидели человека, обтесывавшего порог своего дома – по-чешски «праг». На этом месте и был основан город, название которому было дано по этому событию.

Было ли так на самом деле, неизвестно, однако город в излучине Влтавы был основан в очень удобном месте. Уже в 10 в. Прага стала самым большим рынком западно-славянских земель. В городе обосновываются чешские князья, а затем короли из династии Пжемысловичей. К концу века на противоположных берегах Влтавы было построено две крепости – Вышеград и Градчаны, где находился княжеский двор. Вокруг Градчан и на противоположном берегу Влтавы, в Старом месте, возникают купеческие поселения. После вхождения Чехии в состав Священной римской империи, доля немецких купцов в городском населении возрастает, и специально для них вблизи Градчан был заложен квартал Малая Страна.

Наивысшего расцвета Прага, как и вся Чехия, достигает при чешском короле и императоре Священной римской империи Карле IV. Прага становится столицей империи, в город перебирается множество купцов и зажиточных людей, которые привлекают большое число мастеровых, и Прага переживает свой первый Золотой век. В городе начинается строительный бум, в 1348 г. основывается Пражский Университет, строится великолепный Карлов мост через Влтаву, соединивший Градчаны со Старым местом. В Пражском замке заложен городской кафедральный собор Св. Вита, строившийся на протяжении многих веков. В квартале Новое Место поселились студенты и духовенство. Территория города увеличилась в 2 раза, и он стал третьим после Рима и Константинополя торговым и культурным центром христианского мира.

В правление императора Фердинанда Габсбурга в городе вспыхивает сильный пожар, нанесший большой урон Праге, и по приглашению императора сюда приезжает много итальянских художников и архитекторов, благодаря которым Прага получает свой новый, ренессансный, облик.

Второй Золотой век наступает при императоре Рудольфе II, избравшем Прагу своей резиденцией. В городе строится много зданий в стиле барокко, но вскоре после его смерти начинается Тридцатилетняя война, на начальном этапе которой чешские силы были разгромлены и так и не смогли подняться вновь. Наступает упадок, и постепенно Прага становится австрийским провинциальным городом.

После обретения страной политической независимости в 1918 г. вновь начинается расцвет города, ставшего столицей Чехословакии. При этом Праге удалось сохранить свои древние архитектурные ансамбли.

Прага раскинулась на обоих берегах реки Влтавы, на правом берегу, на высоком холме, расположены Градчаны (Пражский Град) с королевским дворцом и собором св. Вита. У подножия холма расположился квартал Малая Страна, а у противоположного его склона – Страгов монастырь и Лоретанская площадь. Напротив Малой Страны на другом берегу Влтавы лежит Старое Место, дальше от берега – Новое Место, а севернее по берегу Влтавы – Иозефов, бывший Еврейский квартал. На юге, на высоком холме над рекой поднимается Вышеград, древнейшая часть города, где, по легенде, жил основатель государства князь Пжемысл с Либушей.

Высоко над Влтавой, над крышами и башнями старого города, парит освещаемый полуденным солнцем величественный замок Пражского Града. Стили различных эпох нашли свое отражение при застройке трех внутренних дворов замка. Строгие трехэтажные дворцы в стиле барокко, построенные во времена господства австрийцев, формируют два внутренних двора. В комплекс дворцов включена и небольшая часовня св. Вацлава, выдающаяся вперед своей алтарной апсидой, построенная над могилой святого, бывшего чешским князем, убитым своим братом Болеславом Храбрым, чтобы занять престол.

За комплексом австрийских дворцов находится жемчужина Пражского Града – собор св. Вита, строительство которого началось в 14 в. по образцу парижского Нотр-Дам, а завершено было лишь в 1920 г. Собор построен на месте древнего языческого храма, посвященного местному богу Сантовиту. Сходство имени святого с древним богом позволило чехам во время христианизации быстрее привыкнуть к новой религии.

Собор является одним из ярчайших представителей готического стиля, в его строительстве прослеживается переход от зрелой готики к более позднему стилю «пламенеющей» готики. Самой древней его частью является восточный алтарный предел, дальнейшие пристройки выполнялись в различное время, а западный фасад достраивался в 19 в. Такая техника строительства стала возможна благодаря структуре готического собора, состоящего из набора одинаковых секций, травей, с внешней опорной стеной с контрфорсом, частью свода и двумя колоннами. Начиная строительство от алтаря, постепенно пристраивая новые секции и ставя временные стенки, являвшиеся западным фасадом, можно было использовать собор на любом этапе строительства. В алтарной части собора был применен новаторский для готики мотив: пинакли контрфорсов, поддерживающих стену окружающего апсиду деамбулатория, насквозь прорывают карниз, венчающий стену.

Треугольный фасад собора фланкирован двумя трехъярусными башнями с шатровыми крышами. Три стрельчатых арки порталов украшены резьбой, в центре композиции выделяется окно-розетка. Слева к зданию собора примыкает высокая четырехугольная башня колокольни с трехъярусным шпилем, углы которой укреплены завершающимися куполами контрфорсами. Центральная часть южного фасада украшена венецианской мозаикой 16 в. с астрологическими мотивами, поклонником которых был император Рудольф II. Аркада портала этого фасада, образованная перспективной полукруглой аркой с балдахином, покрывающим лепные украшения портала, частично скрыта отделенными от свода нервюрами, которые сходятся на выдвинутой вперед колонне. Из-за этого две створки дверей расположены не на одной линии, а под углом друг к другу, иначе они не смогли бы раскрыться. Здесь соображения функциональности принесены в жертву красоте архитектуры портала.

Четкую ритмичную организацию внутреннего пространства задает стрельчатая аркада с пучками тонких круглых колонн со скульптурами на них, деля собор на три нефа, увенчанных ажурной балюстрадой галереи второго яруса. Потолок расчерчен нервюрами с резными замковыми камнями. Справа от алтаря, за галереей деамбулатория, устроена вычурно украшенная в несколько варварском стиле капелла св. Вацлава, позолоченные стены которой покрыты вмурованными крупными полудрагоценными камнями.

За собором, на площади св. Георгия, по соседству с древним королевским дворцом, стоит построенная в 12 в. романская базилика св. Иржи с перестроенным в стиле барокко западным фасадом. Алтарная часть церкви демонстрирует великолепный пример древней романской архитектуры с тремя покрытыми ярусами полукруглых арок апсидами, зажатыми между двух мощных квадратных башен с высокими пирамидальными шпилями.

В Г-образном готическом королевском дворце, стены которого укреплены контрфорсами с ажурными пинаклями, самым величественным является сооруженный в 11 в. Владиславский зал, перекрытый одним из самых больших для того времени нервюрных сводов. Мастерство зодчих позволило перекрыть обширное внутренне пространство потолоком, консольно опирающимся только на несущие стены, без поддержки внутренних колонн.








Прага. Шварценбергский дворец. XVI век


За базиликой св. Иржи крепостные стены Пражского Града сужаются, образуя клин с воротами в вершине. Вдоль его левой стены проложена узкая Золотая улочка, одно из самых романтичных и необычных мест в Праге. Она образовалась в 16 в., когда стражники, охранявшие стены Града, начали строить здесь свои дома. Эти одноэтажные домики шириной в два окна были очень малы, а крепостная стена, к которой они пристроены, позволяла возводить только три стены, экономя на постройке. Разноцветные домики обращены на улицу двумя разноформатными окошками по бокам двери и придают улочке необычайную живописнотсь, недаром в 19 в. ее облюбовали для своих студий художники. И сейчас здесь расположены многочисленные лавочки, торгующие картинами.








Прага. Лорета. XVIII век


На Градчанской площади перед Пражским Градом демонстрируют свое могущество красивые аристократические дворцы 16-17 в.в. Тосканский дворец построен в 17 в. в стиле барокко, с увенчанными треугольными фронтонами окнами, двумя ризалитами и балюстрадой с вазами вокруг крыши. Шварценбергский дворец 16 в. в стиле ренессанс охватывает парадный внешний двор и замкнут на площадь ступенчатыми фасадами двух своих флигелей, раскраска которых создает иллюзию алмазного руста. Трехэтажный архиепископский дворец 17 в. несет богатый барочный декор окон с круглыми люнетами, фланкированных белыми пилястрами. На продолжении площади ярким пятном благодаря росписи стен под алмазную кладку в гамме Шварценбергского дворца выделяется зажатое между соседними домами небольшое трехэтажное здание ратуши Градчан.

Лоретанская площадь получила свое название благодаря великолепному по красоте зданию Лореты, построенному в 17 в. в стиле барокко иезуитами для укрепления веры охваченной реформацией страны. Оно должно было символизировать событие, произошедшее в 1291 г. в Италии. Легенда гласит, что в это итальянское местечко чудесным образом была перенесена хижина из Назарета, где Дева Мария жила с младенцем Христом. Вокруг этой хижины и была построе-

на Лорета, а пражская постройка является ее копией. Отличительной чертой здания является венчающая ее восьмигранная часовая башня под куполом с высоким шпилем.

Страгов монастырь около Пражского Града был основан у бывшей городской черты на месте поста городской стражи, откуда и получил свое название. Он был знаменит своей библиотекой, одной из крупнейших в стране. Благодаря этой библиотеке монастырь не был упразднен, когда в конце 18 в. император Иосиф II провел секуляризацию и закрыл монастыри. Здание Библиотеки построено в стиле барокко с характерным для него полукруглым фронтоном фасада, монастырский собор украшает арка портала с фигурами двух ангелов. За собором скрываются милые внутренние дворики, окруженные древними двухэтажными зданиями, их стены покрыты вьющимися растениями, которые осенью окрашиваются в красные и желтые цвета, украшая монастырь и создавая атмосферу тишины и спокойствия.








Прага. Ратуша Градчан


Самое большое сооружение Малой страны – Вальдштейнский дворец, построенный главнокомандующим императорских войск во время Тридцатилетней войны князем Валленштейном. Трехэтажный барочный дворец с красной черепичной крышей занимает несколько кварталов. Князь страдал мигренью, поэтому площадь перед главным входом во дворец, на которую выходили окна парадных покоев, раньше выстилали соломой, чтобы проезжающие кареты своим стуком по брусчатке мостовой не беспокоили хозяина. Высота дворца в три этажа, как и остальной застройки Малой страны, определяется запретом на строительство домов выше приходских соборов.

Центральная рыночная площадь Малой страны застроена возведенными на более древних готических фундаментах красивыми барочными домами с крытыми арочными галереями, их основания расположены ниже уровня площади, который постепенно повышали, насыпая землю для защиты от наводнений. От площади перед Карловым мостом Нерудова улица ведет к барочному собору св. Михаила с полукруглым куполом и двумя прямоугольными башнями, являющемуся доминантой всего квартала.

У подножия Карлова моста, между набережной Влтавы и рекой Чертовка, примостился небольшой романтический уголок Праги – квартал Кампа. Трехэтажные домики вырастают прямо из воды Чертовки, к ним пристроены водяные мельницы, рядом склоняют ветви плакучие ивы, что делает этот квартал очень живописным.








Малостранские башни Карлова моста


Карлов мост через Влтаву, символ средневековой Праги, являлся ее центральной артерией. Первый камень Карлова моста был заложен в 1357 г. самим императором Карлом IV, а его строительство длилось до начала 15 в. Мост соединяет Малостранскую и Староместскую часть города и фланкирован двумя рядами установленных здесь в 17 в. статуй, задумчивыми взглядами провожающих проходящих мимо них путников. Перед мостом, словно солдаты на параде, выстроились две украшенные гербами малостранские башни с воротами между ними, низкая, оставшаяся от предыдущего моста 12 в., и высокая, пристроенная к ней при возведении современного моста. Они должны были защищать мост и не дать захватчикам переправиться с одного берега на другой.

Староместская башня была построена в 1380 г., ее восточный фасад отличается богатством декора. Готическая арка проезда украшена 28 розочками, над ней находятся гербы земель рода Люксембургов, к которому принадлежал Карл IV. В первом ярусе установлены скульптуры сидящих правителей, во втором, под зубцами, между большими окнами, в нишах – скульптуры покровителей Чехии. Карл IV, по чьему приказу мост был построен, являлся большим поклонником астрологии, с чем связано и то, что линия, соединяющая эту башню с собором св. Вита на другом берегу реки, является линией летнего солнцеворота 21 июня.

На площади перед мостом был построен монастырь францисканцев с мощным собором и Клементиниум. Стены построенного в 17 в. собора св. Франциска, увенчанного большим приземистым полукруглым куполом, покрыты рустом. Огромный комплекс Клементиниума занимала иезуитская коллегия. Треугольный фасад в привычном для этого ордена стиле барокко разделен на 2 яруса, украшенных балюстрадами со скульптурами. Клементиниум был знаменит своей библиотекой, где Франциск Скорина напечатал первую книгу на старославянском языке за 40 лет до Ивана Федорова.

Центром древнего купеческого квартала, Старого места, является Староместская площадь, с самой известной постройкой – Староместской ратушей и башней с астрологическими часами, на которых движущиеся фигурки в определенные часы устраивают целые представления. Ратуша была образована после предоставления городу привилегии на самоуправление, полученной мещанами от короля в 1338 г., она возникла в результате объединения и перестройки постепенно скупавшихся или полученных в дар соседних домов, последний из которых стал ее частью в 1896 г.

Напротив ратуши, за рядами домов встает главная доминанта Старого места – огромный собор Девы Марии перед Тыном, построенный местными купцами в 15 в. около тына (таможни). Его фасад зажат двумя мощными высокими остроконечными башнями, окруженными восемью коническими шпилями – четырьмя у основания крыши и четырьмя на ее полувысоте. Эти шпили придают зданию неповторимый колорит, делая его едва ли не самой заметной постройкой на площади. На треугольном фронтоне собора изображена гуситская чаша – свидетельство того, что он принадлежал реформатам. В этом соборе похоронен знаменитый датский астроном и придворный астролог Рудольфа II Тихо Браге.

В небольшом трехэтажном «доме у звону» с готическими сдвоенными остроконечными окнами и высокой крышей, построенном в 13 в. и являющимся старейшим зданием на площади, по легенде, родился будущий император Карл IV.

В окрестностях Староместской площади есть еще несколько мест, связанных с Карлом IV. Это основанный им университет Каролиниум, старое здание которого отмечено большим ажурным готическим эркером и собор св. Гавела, где император венчался.

В излучине Влтавы находился некогда обширный еврейский квартал. Первые евреи появились в Праге в 12 в., придя сюда с Запада, из Испании и Франции, откуда они были изгнаны. Сам квартал образовался в 14 в., когда несколько богатых евреев стали кредиторами императора, а при очередной коронации на одно из императорских знамен была даже помещена звезда Давида. Позже, после многочисленных погромов, квартал пришел в запустение, евреи его покинули, и возродился он лишь благодаря Иосифу II, когда это место стало застраиваться новыми домами и получило название Иозефов.

Сейчас квартал застроен пятиэтажными домами в стиле модерн с рустовкой, эркерами, красочными межэтажными карнизами. Однако части древнего Еврейского квартала выглядывают тут и там из-за парадных аристократичных фасадов, и среди них одна из древнейших в Европе готическая Староновая синагога 13 в. Белые ее стены размыкаются высокими полукруглыми окнами, фасады увенчаны треугольными ступенчатыми фронтонами. С этой синагогой связана легенда о раввине Леве, создавшем Голема. Этот раввин, большой знаток каббалы, с помощью своих знаний сумел создать из глины искусственного человека, Голема. Голем безоговорочно повиновался Леву и выполнял различные его поручения, связанные, в основном, с предотвращением кровавых наветов на евреев. После выполнения приказа Голем возвращался в свое исходное состояние, вновь превращаясь в комок глины. Раввин Лев похоронен на соседнем древнем еврейском кладбище.

Высокую Майзлову синагогу построил в 16 в. богатый еврей Майзл, который был кредитором императора. К ней пристроена барочная ратуша Еврейского квартала с треугольным фронтоном с часами, на циферблате которых вместо цифр нанесены буквы иврита, а стрелки движутся в обратном направлении. Напротив Староновой синагоги, в переулке рядом с кладбищем, построена из серого камня в необычном виде замка с башенкой Клаусова синагога,. С другой стороны от кладбища расположена Г-образная Пинкасова синагога 16 в. с высокой двухскатной крышей, белые стены которой прорезаны сдвоенными полукруглыми окнами в коричневых нишах.

В увлеченном историзмом 19 в. была построена последняя, Испанская синагога в мавританском стиле, намекая на исход евреев из Испании в конце 15 в. Три ступени ее фасада завершаются рядами треугольных зубцов, подковообразные окна фланкированы тонкими колоннами, центральную полукруглую нишу фасада украшает большая звезда Давида. Выходцы с западных земель, ашкеназы, селились вокруг Староновой синагоги, а выходцы с востока, сефарды, вокруг Новой школы, на месте которой была потом построена Испанская синагога.

Небольшое кладбище представляет собой сплошное нагромождение могильных плит. Земли под кладбище в черте городского квартала было мало, и она быстро заканчивалась, тогда, чтобы продолжать захоронения, насыпали новый слой земли, а могильные плиты со старых могил поднимали на новый уровень.

На север от Иозефова, на берегу Влтавы, раскинулся большой старинный комплекс монастыря св. Анежки, закрытого во время секуляризации. От монастыря сохранилось несколько готических соборов с высокими стрельчатыми окнами, а вокруг него пролегли узкие извилистые тихие улочки, окруженные низкими одноэтажными домами.

Цитадель 18 в. двумя кольцами укреплений с бастионами и помпезной аркой Леопольдовых ворот опоясывает Вышеград. Построенная в 12 в. из светлого камня и покрытая черепичной крышей с фонариком ротонда часовни св. Мартина – одно из древнейших зданий Праги. Белое двухэтажное здание капитула с треугольным ступенчатым фронтоном известно тем, что во время Реформации священники содержали здесь небольшой бордель.

Мрачный фасад готического собора свв. Петра и Павла фланкирован двумя большими квадратными башнями с высокими шпилями. Три полукруглых портала в перспективных нишах ведут внутрь, где стены и свод, по контрасту, расписаны яркими красками.

С Вышеграда открывается вид на расположенную на другом берегу стену голода, опоясывающую Малую страну, построенную по приказу Карла IV во время сильного голода, чтобы дать людям работу и хлеб.


Чешский Крумлов. Этот небольшой уютный городок, сохранившийся в своем первозданном виде со времен Средневековья, расположен в излучине реки Влтавы, русло которой делает здесь несколько изгибов, «крумов». С основанием города, как и с другими старинными городами, связана легенда. По ней, в 12 в. здесь было гнездо разбойников, которые нападали на путников и грабили их. Но нашелся благородный рыцарь Витек, которому удалось прогнать разбойников. Он по достоинству оценил красоту и удобство этого места и построил здесь свой замок. У Витека было 5 сыновей, и когда он состарился, то решил поделить между ними свое состояние и дать каждому свой герб. В качестве герба он выбрал пятилепестковую розу, по количеству сыновей, только у каждого цвет розы был свой. Пятилепестковая роза красного цвета досталась тому сыну, который получил замок Крумлов и по своему гербу стал называться Рожемберком.

Рожемберки долго владели Крумловом, они расширяли и перестраивали замок, у подножия которого вырос со временем небольшой городок. Но самым известным из них стал предпоследний из Рожемберков, Виллем, основательно перестроивший замок в ренессансном стиле. Он был большим почитателем астрологии и держал при своем дворе астролога. Будучи в летах, он решил жениться на молодой девушке, и придворный астролог посоветовал ему построить астрологическую башню, чтобы Виллем смог иметь сына. Башня была построена, но Рожемберк так и остался бездетным. Рассердившись на астролога, предсказание которого не сбылось, он приказал заточить его в подвал этой башни, где через некоторое время астролог и умер.

Последний Рожемберк продал Крумлов Рудольфу II, и замок перешел во владение Габсбургов. Новый император Фердинанд II передал Крумлов роду Эггебергов, которые владели им до 18 в., затем замок перешел к Шварценбергам.

Замок возведен на высоком извилистом утесе, нависающем над городом. Построенные в разное время здания составляют ансамбли Верхнего и Нижнего замка, расположенные на разных уровнях утеса. Замок замечателен тем, что все его многочисленные помещения соединены крытыми переходами, и в любое из них можно попасть, не выходя на улицу.

Каменная громада Верхнего замка вырастает прямо из скалы, производя впечатление мощи и неприступности. Его стены оживлены балконами и эркерами, выступающими над пропастью на разной высоте стен. Внутренние дворы, связанные друг с другом арочными переходами, расписаны желтой краской под квадровую каменную кладку, на стенах – изящные балкончики на консолях. Двухэтажным переходом с открытой полукруглой аркадой внизу, «Плащевым мостом», замок связан с театром, выходящим во французский регулярный парк, за которым начинается пейзажный парк с большим прудом. При выравнивании плато, на котором стоит верхний замок, образовалось множество подземных помещений, которые сформировали подвалы замка.








Чешский Крумлов. Замок


Арочный спуск ведет в более старую часть, Нижний замок, состоящий из комплекса построек с двумя дворами. Здесь находятся Астрологическая башня и Градек – древнейшая часть замка, оставшаяся от его средневекового предшественника. Круглая розовая астрологическая башня с белыми пилястрами по периметру, сужаясь кверху, несет открытую полукруглую арочную галерею и завершается железным фонарем со шпилем. Окраска Градека имитирует квадровую кладку, а расположенного рядом Монетного двора с треугольным фронтоном с волютами – алмазную кладку. Мост через Медвежий ров ведет в самый внешний двор замка. Медведи были талисманами Рожембреков, т.к. они вели свой род от итальянского аристократического рода Орсини (орсо – медведь), и два медведя всегда содержались в этом рву.

Красные ворота ведут из замка в город, в древнейшую его часть, Латран, будто сошедший с картинки в сказочной книжке – его узкие извилистые улочки застроены примостившимися вплотную друг к другу трехэтажными разноцветными домами с треугольными фасадами под высокими красными черепичными крышами, некоторые из них расписаны сграффито на различные сюжеты, среди которых встречаются и каббалистические знаки, отдавая дань увлечению горожан астрологией.

Не менее живописна и приятна для прогулок более современная часть города, расположенная на другом берегу реки. Ее застройка относится к 17-18 в.в. Здесь, на полуострове, образованном излучиной реки, расположен центр города. Его ядро – прямоугольная ратушная площадь с трехэтажными увенчанными треугольными фасадами домами и открытыми арочными галереями внизу. Ратуша помещается в белом асимметричном трехэтажном здании с аркадами, двухъярусной балюстрадой с арочками и четырьмя круглыми гербами на фасаде, принадлежавшими местным дворянским родам, самому городу и всей Чехии.

На возвышении над площадью расположен кафедральный собор св. Вита с узкими окнами и высокой двухскатной крышей. Его восьмигранная неоготическая башня со шпилем вздымается высоко над городом. В зданиях бывшей иезуитской коллегии ныне располагается фешенебельная гостиница.

Отдельный интерес представляют росписи стен домов. Они позволяют проследить историю жизни города, т.к. помимо чисто декоративных орнаментов или росписей, имитирующих богатую каменную кладку, здесь встречаются также портреты бывших домовладельцев.

Замок Звиков. Этот замок был построен в конце 13 в. при слиянии рек Влтавы и








Звиков. Внутренний двор замка


Отавы по приказу короля Пжемысла Оттокара. Он расположен в очень удачном месте, на холме, с которого просматриваются окрестности. Преимущества этого места оценили еще римляне, которые пришли сюда, когда вели Маркоманские войны с местными кельтскими племенем боев, от которых получила название римская провинция Богемия. Римляне построили здесь свои укрепления, на их остатках перед битвой при Оломоуце, когда с востока на Европу надвигались войска Батыя, был возведен этот замок, интересный образец фортификационного искусства древнего Чешского государства.

Удобное положение холма при слиянии двух рек позволяло заботиться о мощном укреплении лишь одной стены, в которой находились и въездные ворота, остальные стены имели естественную защиту в виде склона холма и реки. Въездные ворота в полуразрушенной сейчас стене устроены в прямоугольной башне под пирамидальной крышей, охраняемой стоящаей рядом высокой почти круглой дозорной башней с угловым выступом, направленным в сторону возможного нападения противника. Дворец с редкими окнами опоясывает великолепный готический внутренний двор и пристроен к древнему прямоугольному донжону, построенному в римском стиле – из крупного квадрового темного камня, с отделанными красным кирпичом оконными проемами. Стены дворца покрыты светлой штукатуркой, раскрашенной под квадровую кладку, он открывается на двор двухярусной галереей изящных стрельчатых арок, несущих вверху маленькие стрельчатые арки с розеткой. Сейчас дворец находится в полуразрушенном состоянии.

Внутри сохранился украшенный фресками интерьер древней часовни, центральный столп которой поддерживает свод с нервюрами. Две соседние стены занимают высокие стрельчатые окна. Часовня была посвящена св. Христофору, поэтому фресковая роспись стен сделана на сюжеты, посвященные этому святому, они изображают Христофора, перевозящего маленького Христа через реку.

Замок Штернберг. Замок расположен на высокой скале над рекой Сазавой и был построен по приказу короля Пжемысла Оттокара II в начале 14 в. для защиты юго-восточных рубежей Праги. Он строился на фундаментах более древних укреплений, а его строительство было поручено королем представителю молодого дворянского рода Штернбергов. Фамилия была получена по родовому гербу – звезде на синем фоне, а замок стал «звездой на горе». Его уникальность в том, что с тех пор этот замок постоянно находился во владениях рода Штернбергов, а в 17 в. был перестроен в более современный дворец. Его четырехэтажное вытянутое серое здание своими изгибами повторяет контуры скалы и древних фундаментов, на которых стоит. От древнего донжона в стене остался полукруглый выступ. На внешних стенах висят многоярусные балконы.

Интерьеры замка очень занятны, они стилизованы под различные эпохи и сочетают в себе красоту удачной стилизации и удобство для жизни аристократической семьи.


Карловы Вары. Знаменитый курортный город Карловы Вары был основан на берегу реки Тепла в предгорьях Рудных гор. Его основание связано с термальными источниками, на которых стоит город. По легенде, его основал Карл IV, который во время охоты наткнулся в лесу на целебный источник.

Первое упоминание о городе, действительно, относится к 1370 г., когда уже существующему здесь поселению даруются права вольного города. Получение этих прав привело к росту и процветанию города. Сильный урон Карловым Варам, как и остальной Чехии, нанесла Тридцатилетняя война. Город несколько раз разрушался, и это затормозило его развитие. Возрождение Карловых Вар началось вскоре после войны, когда сюда стали приезжать польские, австрийские и русские аристократы, и город стал модным курортом. Петру I город очень понравился, он бывал здесь дважды во время своих поездок по Европе. Австрийский император Иосиф I вновь подтвердил права города, и курорт становится излюбленным местом отдыха династии Габсбургов. Т.к. все должно было подчиняться жестким требованиям придворного этикета, были изданы специальные указы, до мельчайших подробностей регламентировавшие жизнь курорта.








Карловы Вары. Садовая колоннада


Готический вначале, город постепенно принимал более современный вид, соответствующий статусу императорского курорта. Этому поспособствовал и сильный пожар 1759 г., после которого курорт был перестроен в стиле барокко. К концу 19 в. из-за перестройки большинства улиц, Карловы Вары приняли новое обличье в стиле модерн.

Историческое ядро города расположено по берегам реки Теплы и на склонах холма вокруг Рыночной площади. На холме над площадью когда-то высился замок Карла IV.

На площади находится Рыночная колоннада, построенная над древнейшим источником, открытым самим Карлом IV. Эта железная колоннада с фигурными колоннами и ажурными карнизами, треугольные портики которой охватывают полукруглые арки, является одной из первых построек, выполненных из железа.

На берегу реки расположена Садовая колоннада над еще одним источником, ее сводчатую крышу с тремя куполами поддерживают тонкие железные колонны, несущие аркады. Мельничная колоннада построена в классическом стиле, ее плоскую крышу окружает балюстрада со скульптурами.

На набережную обращен пятиэтажный фасад крупнейшего фешенебельного городского отеля «Пупп», украшенного угловыми башенками, балконами с лепниной. За отелем начинается большой парк, где любили прогуливаться знаменитости, приезжавшие в Карловы Вары и останавливавшиеся в «Пуппе».

Живописные городские дома, построенные в стиле модерн, украшены лепными фронтонами окон, фланкированных пилястрами или полуколоннами, мансардными окнами, пирамидальными крышами, окрашены в пастельные тона. Благодаря многочисленным балконам и эркерам, большим полукруглым окнам и лепным или рисованным украшениям карнизов фасадов, дома в курортной зоне зачастую похожи на торты.


Кутна гора. Этот небольшой город был в Средневековье крупным центром добычи серебра. Благосостояние города и его рост были связаны с шахтерами, добывавшими серебряную руду.

На месте Кутной горы существовало небольшое селение Седлице, которое, возможно, так бы и осталось мелким городком, если бы в 1142 г. здесь не возник цистерцианский монастырь. Это был первый монастырь цистерцианского ордена в Чехии. Приход сюда цистерцианцев был инициирован Оломоуцким епископом Ядзиком, который был лично знаком с основателем ордена Бернаром Клервосским, впоследствии канонизированным.

Этот монастырь сыграл огромную роль в жизни города, его возникновение связано с началом процветания Седлице. По легенде, однажды монах-цистерцианец увидел на земле слиток серебра, он оказался достаточно сообразительным, чтобы понять, что это означает открытие серебряных копей. Чтобы не потерять это место, монах бросил на землю свою рясу – «кутну» и побежал за настоятелем. Так в окрестностях Седлице появились серебряные рудники, а возникшие шахтерские поселения объединились в город Кутна гора. Первыми поселенцами стали немецкие шахтеры, благодаря им город быстро рос и богател. В Кутной горе был основан чешский королевский монетный двор, что привело к установлению чеканки чешской монеты в одном месте, под контролем короля. До этого чеканка монеты была разобщена по разным городам Чехии. Чтобы организовать монетный двор, из Флоренции были приглашены специалисты, благодаря которым двор стали называть Влашским (Итальянским).

Гуситские войны нанесли Кутной горе большой урон, город и монастырь оказываются разрушенными, а шахты – затоплены и засыпаны, но уже в 1471 г. во Влашском дворе был избран новый чешский король Владислав Ягеллон, сын польского короля Казимира, и в городе вновь ненадолго наступает процветание.

С течением времени запасы серебра истощаются, шахты уходят на все большую глубину, и добыча серебра становится невыгодной из-за притока более дешевого немецкого, а позже американского серебра. Тридцатилетняя война довершает несчастья, свалившиеся на город, и после разрушений войны в Кутной горе наступает окончательный упадок.








Кутна Гора. Башни собора


В это время в Чехию проникает протестантское ультраквистское учение, и для рекатолизации города сюда приходят иезуиты. Этот орден был знаменит тем, что пытался заложить основы ортодоксальной религии в подрастающем поколении, поэтому деятельность иезуитов связана со школами, дававшими хорошее образование. В Кутной горе иезуиты также основывают семинарию, это сделало город крупным образовательным центром.

Самая замечательная городская постройка – собор св. Варвары, строившийся с 1388 г. Величественный городской собор должен был подчеркнуть независимость города от Седлицкого монастыря. Он носит имя св. Варвары, которая считалась покровительницей шахтеров, и, по традиции, отпускает им все грехи, даже если они умерли без причащения.

Пятинефный готический собор построен в форме базилики с полукруглой алтарной апсидой и тремя необычными завершениями крыши в виде шестигранных конусов с вогнутыми сторонами. Стены боковых нефов с резными готическими алтарями








Собор. Свод центрального нефа


прорезаны высокими стрельчатыми окнами, усилены прямоугольными контрфорсами с ажурными пинаклями на аркбутанах, крышу окружает ажурная балюстрада. Внутри собора пучки колонн несут стрельчатые аркады с расположенным над ними трифорием. Собор св. Варвары выделяется на фоне других готических соборов своими потрясающими сводами. В алтарной части храм перекрыт необычным сетчатым сводом, составленным из пересекающихся нервюр, пучками отходящих от несущих колонн вдоль стен. Паруса между нервюрами унизаны гербами. Свод центрального нефа – кружальный, составлен из нервюр в форме полукругов, пересекающихся так, что образуют пятилистники. В соборе есть одна необычная деталь: позади скамей для верующих, в самом конце центрального нефа, расположена у самой стены скамья, отделенная от других пустым пространством. Эта скамья предназначалась для городского палача.

Огромное здание иезуитской семинарии, соединяющее собор св. Варвары со старым центром города, создано итальянскими архитекторами в стиле барокко, так любимом иезуитами. Нижний этаж обработан серым рустованным камнем, два верхних этажа несут прямоугольные окна, разделенные высокими пилястрами.

С одним из шахтерских домов на Руштовой улице, недалеко от старинного собора св. Якова, связана зловещая легенда. Когда-то здесь жил шахтер, который построил свой дом прямо над очень богатой запасами серебра жилой. Он втайне от всех добывал серебро и все никак не мог удовлетвориться его количеством. У него подрастала дочь, и когда она повзрослела и захотела выйти замуж, шахтер решил, что должен будет дать за ней богатое приданое, но ему очень не хотелось расстаться даже с частью своего богатства. Тогда он заманил дочь в подвал дома со специально сделанной там нишей и замуровал ее в стене.








Кутна Гора. Костница


Белый четырехугольник двухэтажного замка рядом с собором св. Якова украшают очень красивые ажурные готические эркеры, консольно нависающие на углах здания. Первоначально на этом месте был сторожевой пункт на дороге, идущей вдоль берега реки Врхлице. В 14 в. этот дом использовался королевскими чиновниками, а в 1490 г. его покупает королевский чиновник Ян Смишнек, разбогатевший на добыче серебра и перестраивает замок в стиле Ренессанса.

По преданию, в конце 13 в. аббат Седлицкого монастыря привез из паломничества в Иерусалим горсть земли, которую распылил над монастырским кладбищем, и с тех пор быть похороненным на нем стало особо почетным. В 19 в. мест на нем стало не хватать, и часть могил ликвидировали, перенеся кости в кладбищенский костел Всех Святых. Их сложили в полуподземной крипте с низким сводчатым потолком, опирающимся на 4 столба. Вид этой крипты очень необычен и даже зловещ. По углам ее выложены 4 горы черепов, стены увешаны гирляндами из костей, а посередине – уникальная люстра из костей и герб семьи Шварценбергов, купивших имущество монастыря после его закрытия.