Хасидского мудреца спросили, что отцу важнее всего сделать для своих детей. «Любить и уважать их мать», – был ответ.
«Воспитывай отрока согласно пути его, так чтобы, состарившись, не сбился с этого пути».
Царь Давид в своих знаменитых Псалмах (Тэилим 127:4) уподобил воспитание стрельбе из лука. Дети уподобляются стреле. Лук – средствам воспитания. Сам выстрел – процессу взросления. Родители – умелому воину, посылающему эту стрелу в цель.
Первый этап – выбор цели (определение приоритетов воспитания), затем натягивание лука (пока ребенок маленький, 5–7 лет, в нем нужно подавить животное и развить духовное), третий – наводка стрелы на цель (без погрешности, уступки, чтобы не случилось отклонения), четвертый – иметь мужество отпустить (от повеления перейти к уважению, не упустить возраст подростка), пятый – стрела в полете (иметь мужество закончить воспитание, ничего не делать).
Вступление. Причина успеха евреев – интеллект, упорство и трудолюбие
– Еврейская мама – это легенда, – уверяет писатель, автор монографии «Секреты еврейского воспитания» Петр Скорук. – Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50 лет, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого – позвонила мама – на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт: «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.
…Во всем мире на протяжении многих веков к евреям относились неоднозначно, из-за чего люди этой национальности перенесли много страданий и бед. Существуют легенды об их чрезмерной хитрости и ловкости, которая помогает им жить и добиваться успеха, но никто не сможет опровергнуть тот факт, что, благодаря одной лишь хитрости можно одержать разовый триумф, а систематические победы требуют проявления интеллекта, упорства и трудолюбия.
В чем же секрет таких успешных в жизни евреев? Наверное, нужно искать истоки в воспитании, ведь личностные качества, необходимые для достижения целей, в основном, закладываются с самого детства. Конечно, человек может сам работать над собой, совершенствуя свой характер и способности, но на это способны только единицы волевых людей, поэтому проще не переделывать, а сразу закладывать в ребенке все необходимые качества для успешной и счастливой жизни.
«Любовь имеет в воспитании бо́льшее значение, чем дисциплина, – писал раби Шимон бен Эльазар. – Власть строится только на основе любви». (Учителей Торы мы будем часто цитировать на страницах этой книги, потому что воспитание евреев по большей части основывается на религии. – Авт.) Поэтому еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И очень важно, что раннее воспитание ребенка находится в большей степени в руках матери, чем отца.
Дети зовут мать – «мамэ», но у еврея – в отличие от всех прочих смертных – не просто «мамэ», а «а идише мамэ», то есть такая заботливая и любящая мама, что и когда сыну лет пятьдесят, она не забудет позвонить и напомнить, что сегодня холодно и надо надеть пальто.
Наверное, один из главных секретов воспитания иудеев заключается в том, что еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям: «Вы евреи – значит, вы должны быть лучше всех!» Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они так живут!
Кстати, самый популярный еврейский мировой шлягер ХХ века после «Тум балалайка» посвящен еврейской маме – это известная песня «А идише мамэ» (My Yiddishe Momme). Авторы – Джек Еллен и Лью Поллак. Ее пели и поют самые известные певцы всего мира. Вот ее перевод с идиш.
1.
Кто же оберегает ребенка
Как зеницу ока?
Кто не спит длинными ночами,
Когда ребенок чувствует себя плохо?
На это ответить нетрудно,
И каждый знает точно,
Имя это нам очень дорого:
Это мамочка.
ПРИПЕВ:
Еврейская мама,
Она делает сладким весь мир.
Еврейская мама,
Ой-вей, как горько, когда ее нет.
Вы должны благодарить Бога,
Что она еще с вами,
Ой-вей, как печально,
Когда она уходит слишком рано.
В воду и огонь она бы пошла ради своего ребенка.
Не дорожить ею —
Это, наверное, самый большой грех.
Ой, как счастлив и богат
Человек, у которого есть
Этот прекрасный божий дар —
Такая старенькая еврейская мама,
Мама, мама, мама моя!
2.
Кто еще так счастлив, как мама,
Когда ребенок встает на ноги?
Кто еще так хочет, как мать,
Чтобы мир сиял во всем мире?
Чтобы бомбы больше не пугали —
Это самое ее большое желание.
Мама хочет, чтобы ребенок рос
И был здоров.
Как же надо воспитывать детей, чтобы они сочиняли о тебе такие трогательные песни?
Известно, что кнут и пряник – это вечный родительский выбор. Но самое главное – это не инструменты «дрессировщика», а умение выстроить отношения с воспитуемым, а уж потом выбирать, с помощью чего на него воздействовать. Например, у многих детей на всю жизнь формируется устойчивое отвращение (условный рефлекс) на те занятия, которые были им навязаны родителями. Отвращение к обучению, к образованию, которое заканчивается навсегда с получением «корочки» – знакомая ситуация? Без желания самого ребенка любое действие превращается в «пустые хлопоты», не участвующее в построении его будущего. Поэтому в еврейских семьях правильным воспитанием называют то, которое формирует не автоматическое действие, а мотивацию хороших поступков, усиливающееся и развивающееся с годами.
Чему не стоит обучать ребенка? Что развивать? Что хорошие родители должны дать детям? Ответ на эти вопросы очевиден: самостоятельность, трудолюбие, ответственность, совестливость, желание учиться и т. д. Но в еврейской семье главное – это воспитать в ребенке стремление к успеху и очень многого добиться в жизни. Успех по-еврейски – это самосовершенствование и развитие ребенка после выхода из родительского дома. Успех – это умение прожить жизнь, используя все свои таланты и возможности.
Кроме того, родители-евреи готовят свое чадо к выполнению мицвот (предписания и запреты еврейской религии. – Авт.), среди которых не менее важны такие установки: радоваться жизни, быть добрым, довольным тем, что имеешь, и т. п. И ребенок приобретает эти черты, может быть, не всегда сознательно участвуя в этом процессе, так как внедрение и закрепление желаемых моделей поведения происходит независимо от его сознания. Родители могут даже и сами не замечать воздействия, которое их поведение оказывает на развитие эмоций и интеллекта их детей. Но воздействие тем не менее существует.
В еврейской семье, в отличие от других, даже на самых шумных и непоседливых детей никогда не посмотрят, как на разнузданных существ. Родители, осознавая и помня, что на самом деле ребенок совершает вполне нормальный и естественный для его возраста поступок, воспринимают ситуацию невозмутимо, как бы со стороны, и сдержанно реагируют на детские «провокации».
Вот лишь неполный перечень детских поведенческих проблем, свойственных разным возрастным периодам, к которым еврейская мама относится совершенно спокойно:
• закатывает скандалы
• грызет ногти
• обманывает
• мочится в постель
• ворчлив и вечно недоволен
• ленив
• спит «на ходу»
• не слышит, когда к нему обращаются
• плохо спит
• не слушается
• боится ходить в школу
• ссорится с братьями и сестрами
• не ладит с учителями
• хнычет и жалуется
• заикается
• страдает необъяснимыми страхами
• ворует
• неряшлив
• всегда опаздывает
• невнимателен
• плохо ест
• страдает ночными кошмарами
• недостаточно быстро развивается
• сосет палец
• не ладит со сверстниками
• слабо успевает в школе
Однако тот факт, что эти проблемы свойственны нормальным детям, не означает, что они исчезнут сами собой. Некоторые из них требуют вмешательства специалистов. Однако во многих случаях родители могут самостоятельно справиться с задачей. И сами по себе эти особенности поведения редко указывают на психические отклонения.
Однажды на международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал: «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»