Вы здесь

Евпатий Коловрат. Исторический путеводитель по эпохе. Часть вторая. Евпатий Коловрат (Р. В. Волков, 2017)

Часть вторая

Евпатий Коловрат

О щиты ордынцев искры высечь

И о сабли притупить булат

Тысячу семьсот на триста тысяч

Конников торопит Коловрат.

За Рязань близка с врагом расплата.

Полк Евпатия идет, как смерч!

Тяжела рука у Коловрата,

Оттого и легок синий меч!

Евгений Артамонов




Еупатий Коловрат, Евпатий Неистовый – герой рязанских народных сказаний, богатырских, народных исторических эпических песен. Этот образ близок другим богатырям, былинным, XV–XVII веков. Меркурий Смоленский, Демьян Куденьевич, Сухман – все они внезапно сталкиваются с неисчислимым вражьим войском, героически сражаются, одерживают победу и погибают от вражьего подлого удара. Песня о Евпатии Коловрате имеет большое отличие – герой не отбивает нашествие, а мстит за разрушенный город, за казненный и полоненный народ.

Есть и еще одно коренное отличие от былинных защитников Русской земли – Коловрат погибает, а подло победивший его Батый продолжает опустошать Русь. Такой непривычный для народного творчества финал позволяет говорить о реальности героя.

Об этом свидетельствуют и фактические подробности, несвойственные былинам: указание о том, что Евпатий в момент гибели Рязани находился в Черниговской земле; точный состав дружины Коловрата – одна тысяча семьсот человек, вполне реальный, без былинных преувеличений; сообщение, что Евпатий догнал войско Батыя в «земли Суздалстей»; число последних оставшихся в живых, «изнемогших от великих ран», – «5 человек воиньскых».

Кем был легендарный Евпатий? Одни говорят, что рязанским воеводой, другие – командующим партизанским отрядом рязанцев. В летописи его называют боярином, то есть крупным землевладельцем, собственником вотчины.

По некоторым источникам, вотчина Евпатия находилась близ села Заполье на правом берегу реки Непложи в Урсовском городке. Возможно, прозвище Коловрат связано с тем, что в Рязани его двор был неподалеку от городских ворот, что логично для знатного боярина.

Впрочем, существует версия, что он был разбойником, который в лихую годину вместе со своими товарищами принялся биться за родную землю. Есть предположения, что коловрат – это не только вращение вокруг оси, а скорее хождение без определенной цели, что подходит для предводителя ватаги удальцов (коломыка – бродяга и шатун, колобродить – бродить без цели).

Много разных версий и о гибели богатыря. Некоторые историки предполагают, что Евпатий погиб значительно позже XIII века, но расстреляли его не из камнеметных машин, а из пушек или пищалей, которые именовались пороками – в «Уставе ратных и пушечных дел», написанном в 1607–1621 годах «пушкарских дел мастером» Онисимом Михайловым, ряд статей озаглавлен: «Наука, как огненные ядра из пороков бросати».

В некоторых редакциях «Повести» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе.

Зато народные предания приводят множество вариантов настоящей могилы Коловрата. Много несовпадений и, напротив, мало фактов! Поэтому большинство историков утверждает, что это – вымышленный персонаж. Но доказать, что Евпатия Коловрата не существовало, тоже никто не может, как ни пытаются.

Заниматься же тем, что самим уничтожать свою историю, свои легенды, свои былины, мы не хотим. Пусть наука служит Руси, а не наоборот. Пусть герои создают историю, а не наоборот.

Поведем же быль о Евпатии Коловрате!


Коловрат

От Олышан до Швивой Заводи

Знают песни про Евпатия.

Их поют от белой вызнати

До холопного сермяжника.

Хоть и много песен сложено,

Да ни слову не уважено,

Не сочесть похвал той удали,

Не ославить смелой доблести.

Вились кудри у Евпатия,

В три ряда на плечи падали.

За гленищем ножик сеченый

Подпирал колено белое.

Сергей Есенин


Начнем с того, что Коловрат – это и не имя вовсе. У Евпатия вполне христианское имя – Еупатий, в честь священномученика Ипатия Чудотворца, достаточно популярное в то время.

А Коловрат – даже не фамилия, а военное прозвище боярина. Сейчас бы это назвали «позывным» – как известно, на войне такие прозвища бывают популярнее настоящих имен. Только отличие в том, что его надо было заслужить, а не придумать самому.

Правда ли, что коловрат – это древнерусская свастика, символ Солнца-Ярилы, ходящего по небосводу?

«Солнце» на праславянском: sъlnьce – уменьшительное от sъlnь и к «коло» («круг») с лингвистической точки зрения никакого отношения не имеет.

Восьмилучевая свастика с загнутыми под прямым углом концами в русских орнаментах использовалась крайне редко, на раскопках среди украшений или талисманов, на оружии и доспехах подобные символы найдены в единичном количестве. Хотя, безусловно, они существовали, и не только на Руси.


Боетанский «идол-колокол». Приблизительно 700 г. до н. э. Терракота. Высота 39,5 см. Париж, Лувр


Солярные символы на Руси (в том числе кресты, круги, колеса, звезды) широко использовались в орнаменте, резьбе по дереву, ювелирных украшениях, но никогда не именовались коловратами, как, впрочем, и свастиками. Существовало множество русских наименований свастики: «зайцы» (Архангельщина), «огнивцы» (в Мещере), «круги с пальцами» (в Калуге с окрестностями), «ковыль» (в Рязанщине), «кони», «коневые голяшки», «конитницы», «коситницы» – под полторы сотни прозваний. Все эти названия зафиксированы этнологами и фольклористами.

По утверждению историка Вадима Казакова, первого главы Союза славянских общин славянской родной веры, слово «коловрат» как обозначение солярного символа стало использоваться в конце 1980-х русскими неоязычниками. Точное авторство неизвестно, но очевидно – Добровольский (Доброслав), либо Иванов-Скуратов, либо Емельянов (Велимир).

Но откуда же был взят ими этот термин? Вполне возможно, что из легенды о Коловрате. Так что можно сделать вывод, что Евпатий дал имя солярному знаку, а не наоборот.

Ну а что же такое Коловрат? Почему рязанского боярина так прозвали?




Конкретного ответа на этот вопрос нет. Ясно одно. Коловрат – это «вращать вокруг себя», причем во вполне реальном, а не мистическом смысле. Народная память сохранила это слово и в наши дни – «коловорот» – это ручная дрель, от домашней до рыбацкой. Коловорот вращается вокруг своей оси и ничего больше. Так и прозвище Евпатия было вполне обыденным, и не величественным, как и у других воевод – вроде Нянька, или Угоняй, или Волчий Хвост, или Путята, или даже Блуд (попробуйте сами догадаться, отчего их так прозвали).

В словарях читаем: коло (ед. ч.) – по старослав. «колесо» (мн. ч. – кола).

По словарю древнерусского языка – «круг», «дуга», «колесо», отсюда же название повозки – кола.

По полному церковно-славянскому словарю – коловоротъ, коловратъ – водоворот, коло – колесо, телега, на чем все держится и двигается.

В «Славянском именослове» М. Морошкина: личное имя Коловрат (Colovrathih) засвидетельствовано с XIII века у западных славян (под 1206 год – в Моравии). В XIV веке появляется и у нас.

В источниках не засвидетельствовано солнечного знака именно с таким наименованием («коловрат»). Словарь Русского языка XI–XVII веков говорит о коловрате как о сверле или о вращении вокруг себя.

По самой распространенной версии, коловрат – это свободно вращающийся механизм типа ворота, с помощью которого приводились в движение стенобитное орудие, самострел либо арбалет. «Самострельный коловрат» – арбалет, с тетивой наматываемый вокруг особого вращательного механизма. Евпатий вполне мог быть искусным арбалетчиком, хотя в XIII веке на Руси арбалеты известны лишь в Новгороде и Пскове, Смоленске – воины часто перенимали науку у соседей.

Впрочем, самый известный вращающийся вокруг оси механизм – это обыкновенное колесо. Известен и старинный чешский род Коловратов. Свое прозвище Коловраты, согласно легенде, получили оттого, что их силач-прародитель спас короля Чехии и его наследника, схватив его падающую карету за поломанное колесо. Кстати, такие же былины рассказывают и о Евпатии.

По другой, не менее популярной версии, Коловратом воина нарекли из-за особой техники боя – вращение вокруг себя меча или нескольких мечей, копья или секиры. В совокупности с подвигами богатыря и вторым его прозвищем – Неистовый, эта версия кажется более чем реальной.


Евпатий – православный христианин

«Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу-рать татарскую».

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

События русской истории происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

Многие современные неоязыческие и фантазийные ресурсы рассматривают вероисповедание Евпатия как языческое. Так был ли Евпатий Коловрат язычником?

Конец ознакомительного фрагмента.