Христос впервые проповедует народу. Иудеи хотят убить Его
После свадебного пира Иисус вместе с учениками проводил Свою Мать в Назарет, а Сам остался в Кане Галилейской на несколько дней. Когда настал субботний день, Он пошёл в назаретскую синагогу – молельный дом иудеев. По обычаю, у евреев каждый, кто чувствовал в себе призвание Божие, мог проповедовать народу в синагоге или в иерусалимском храме.
Иисус встал посреди синагоги, показав тем самым, что желает проповедовать. Ему тотчас подали книгу пророка Исайи.
Вокруг Него слышались тихий говор и перешёптывания. Иудейские законоучители и гордецы из религиозной секты фарисеев говорили:
– Это Тот, Который сотворил чудо на свадьбе в Кане Галилейской, обратив воду в вино.
– Ну что ж, послушаем, что такое Он будет проповедовать.
Иисус, раскрыв книгу, стал громко читать из нее:
– Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное…
Прочитав эти слова древнего пророка Исайи, Христос закрыл книгу и отдал её служителю. Все пристально смотрели на Него и ждали, что скажет Он дальше.
– Ныне исполнились эти слова, слышанные вами, – негромко и внятно произнёс Иисус.
Законоучители, фарисеи и все прочие, кто был в синагоге, стали изумлённо переглядываться. А Иисус продолжал. Он говорил им о любви, которую каждый должен иметь к своему ближнему, о милосердии к бедным и презренным, о сострадании к тем, кто томится в неволе или изнывает от болезни. И многие дивились, как прекрасны, сердечны и разумны Его слова.
– Ведь это сын умершего плотника Иосифа, не так ли? – тихо переговаривались меж собой законоучители и фарисеи.
– В самом деле, этот сын плотника рос на наших глазах.
– Вырос да и возмечтал о большем, чем плотничество! Вот теперь и проповедует как пророк. Проповедует то, чего нет в Законе! Просто грех даже слушать Его!
А Иисус говорил им:
– Вы не верите Моим словам, потому что ни один пророк не был признан в своём отечестве. Вы думаете: вот Он проповедует нам покаяние, чистую жизнь, а Сам, может быть, не чист. И следует напомнить Ему пословицу: «Исцелись сам, прежде чем исцелять других». Может быть, вы уверовали бы в Меня, если бы и здесь, в Назарете, Я сотворил такое же чудо, как в Кане Галилейской. Но истину говорю вам: никакой пророк не будет принят в своём отечестве. Не все чисты и не все избранники Господни. Вспомните, что при пророке Илие три года и шесть месяцев не было дождя и был голод. Много людей погибло, много вдов осталось в народе. Но только к одной из них был послан с помощью пророк Илия, к вдове в город Сарепту Сидонскую. Вспомните также, что при пророке Елисее было много больных проказой. Но из всех них очистился от болезни только один – Нееман Сириянин! Так будет и с вами по воле Господней.
Не успел Иисус замолчать, как законоучители и фарисеи в гневе вскричали:
– Как?! Это мы, по-Твоему, нечистые?! Мы лишены милости Господней?.. Сын убогого плотника позорит нас в синагоге! Ты! Как смеешь нам такое говорить?!
– Ты мальчишка передо мной, – надрывался седой фарисей, – и дерзаешь меня называть нечистым?
– Вон отсюда! Вон из синагоги!
– Смерть! Смерть лжепророку! – вдруг раздались крики. – Идёмте, сбросим наглеца с горы, как сбрасываем всех лжецов и лжесвидетелей!
Иудеи в ярости бросились к Иисусу и схватили Его. Они вывели Его из синагоги и, продолжая кричать, повели за город.
Возле Назарета в одном месте был крутой скалистый обрыв, а внизу, у основания горы, лежали камни. Туда и направились разъярённые иудеи, чтобы сбросить Христа.
Но ещё не пришел час Его страданий.
Его враги в исступлении кричали, бесновались и думали, что они ведут на смерть Иисуса. На самом деле они с пеной у рта и бранью хватали и тащили друг друга.
А Христос остался в стороне от этой беснующейся толпы и, печалясь о людской злобе, отправился в Капернаум.