Вы здесь

Евангельская история. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ. События в Галилее (Святитель Феофан Затворник)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

События в Галилее

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ГОСПОДА В КАПЕРНАУМЕ

35. Призвание четырех рыбарей

Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20

Проходя близ моря Галилейского, Господь увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Господь Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков, сделаю то, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети свои, последовали за Ним.

Оттуда идя далее и прошедши немного, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Затем все они пришли в Капернаум.

36. В субботу проповедь в синагоге и изгнание беса

Мк. 1, 21–28; Лк. 4, 31–37

Вскоре после того в субботу вошел Господь в синагогу и учил. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властию, и Он учил, как власть имеющий, а не как книжники.

В синагоге был человек, одержимый духом нечистым, имевший нечистого духа бесовского; и он закричал громким голосом: оставь, что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Господь Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И дух нечистый, сильно сотрясши его, вскричал громким голосом и, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

И напал на всех ужас, все ужаснулись и, рассуждая между собою, спрашивали друг друга: что это значит? Что за новое учение сие, что Он и духам нечистым повелевает со властию и силою, и они повинуются Ему и выходят.

И вскоре разнесся о Нем слух по всем окрестным местам, по всей окрестности Галилейской.

37. Исцеление тещи Симона и многих других

Мф. 8, 14–17; Мк. 1, 29–34; Лк. 4, 38–41

Вышедши из синагоги, Господь Иисус и ученики Его пришли в дом Симона Петра и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке, одержимая сильною горячкою. О ней тотчас сказали Господу и попросили Его о ней. Подошедши к ней, Господь увидел ее лежащую и, приступив, коснулся руки ее. Потом, запретив горячке, Он взял больную за руку и поднял ее. Горячка тотчас оставила ее, и она встала и стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, привели к Нему многих бесноватых; также все, имевшие больных различными болезнями, привели их к Нему. И весь город собрался к дверям.

Возлагая на каждого из больных руки, Господь исцелял их; и исцелил Он таким образом многих, страдавших различными болезнями, да сбудется сказанное пророком Исаиею, который говорит: Он взял на Себя немощи наши и понес болезни (Ис. 53, 4).

Изгонял Он также духов словом; и многих бесов изгнал. Бесы выходили из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им и не позволял бесам сказывать, что они знают о Нем, что Он Христос.

ПЕРВОЕ ХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА ПО ГАЛИЛЕЕ

38. Первый исход в Галилею на проповедь

Мф. 4, 23; Мк. 1, 35–39; Лк. 4, 42–44; Деян. 10, 38

Утром, весьма рано встав, вышел Господь из дома и, вышедши, удалился в пустынное место, и там молился.

Симон и бывшие с Ним пошли за Ним и, нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Господь говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.

И народ искал Его и, пришедши к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам должен Я благовествовать Царствие Божие, ибо на то Я послан.

И ходил Господь по всей Галилее, уча в синагогах Галилейских и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, и бесов изгоняя, потому что Бог был с Ним, – и от всех был прославляем.

39. Посещение Назарета

Лк. 4, 16–30

И пришел Он в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Ис. 61, 1–2). И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Услышав сие, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошедши посреди них, удалился.

40. Исцеление прокаженного

Мк. 1, 40–45; Лк. 5, 12–16

Когда Господь Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Господа Иисуса, преклонил пред Ним колена и пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Господь Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

Посмотрев на него строго, Господь тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому не говори ничего; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение свое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, вышедши, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем; и слух о Христе Господе распространялся все более, так что Он не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных.

И приходили к Нему отовсюду; великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился.

ВТОРОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ГОСПОДА В КАПЕРНАУМЕ

41. Проповедь с моря и чудная ловитва рыб

Мк. 2, 1; Лк. 5, 1–11

Чрез несколько дней опять пришел Христос Господь в Капернаум.

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку, которая была Симонова, просил Он его отплыть несколько от берега и, седши, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находящимся в другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленам Господа Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, бывших товарищами Симону.

И сказал Симону Господь Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

И, вытащив обе лодки на берег, они оставили все и последовали за Ним.

42. Исцеление расслабленного

Мф. 9, 2–8; Мк. 2, 1–12; Лк. 5, 17–26

В один день слышно стало, что Господь в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

Когда Он таким образом учил, и были тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – вот некоторые принесли к Нему человека, на одре лежащего, бывшего в расслаблении, которого несли четверо, и старались внести его в дом и положить пред Господом Иисусом. Не нашедши, где пронесть его за множеством народа, и не имея возможности приблизиться к Господу, взлезли они наверх, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили сквозь нее одр, на котором лежал расслабленный, на средину, пред Господа Иисуса.

Господь Иисус, видя веру их, сказал человеку тому расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Сидевшие тут книжники и фарисеи начали рассуждать и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме единого Бога? И сказали сами в себе: Он богохульствует.

Господь Иисус, тотчас уразумев духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: что вы так помышляете? Для чего вы помышляете худое в сердцах своих? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи твои? или сказать: встань, возьми одр свой и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи, тебе говорю, – сказал Он расслабленному, – встань, возьми одр твой и иди в дом твой. Он тотчас встал, и, взяв одр, или то, на чем лежал, вышел пред всеми, и пошел в дом свой, славя Бога, так что все изумились. Ужас объял всех; все прославляли Бога, давшего такую власть человекам, и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне; никогда ничего такого мы не видели.

43. Призвание Левия-Матфея и беседа у него

Мф. 9, 9–17; Мк. 2, 13–22; Лк. 5, 27–39

После сего Господь вышел из дома и пошел опять к морю; весь народ шел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он человека, сидящего у сбора пошлин, мытаря, именем Левия Алфеева, или Матфея, и сказал ему: иди за Мною; и тот, оставив все, встал и последовал за Ним.

Левий-Матфей[5] сделал для Него большое угощение в доме своем. И когда Господь Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его; и многие мытари[6] и грешники пришли и возлегли с Ним и с учениками Его; ибо много их было, и они следовали за Ним; было там множество и других, которые возлежали с Ним.

Из числа их книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это и для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав это, Господь Иисус сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? (Ос. 6, б). Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Ученики Иоанновы и фарисейские обыкновенно постились. Приходят к Господу говорившие прежде книжники и фарисеи и говорят: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои ученики едят и пьют? Тогда и Иоанновы ученики приходят к Нему и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? Господь Иисус сказал им: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? И можете ли вы заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Во все время, в которое с ними жених, не могут они поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

При сем Он сказал им притчу: никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. (У святого Луки сия притча сказывается так: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. – В таком составе она могла быть предложена Господом когда-нибудь повторительно.)

Также никто не вливает вина молодого в мехи ветхие; иначе молодое вино прорвет мехи, и тогда само вино вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино надобно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

И никто, пивши старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше.

ВТОРОЕ ИСХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА ИЗ КАПЕРНАУМА

44. Вторая Пасха; исцеление 38–летнего расслабленного

Ин. 5, 1–16

После сего был праздник Иудейский, и пришел Господь Иисус в Иерусалим.

Есть же в Иерусалиме у овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда[7], при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Господь Иисус, увидев его лежащего и, ведая, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Господь Иисус говорит ему: встань, возьми одр твой и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял одр свой и пошел.

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать одра. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми одр твой и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми одр твой и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Господь Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Господь Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Господа Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

45. Вторая Пасха; учение Господа Иисуса о Своем равенстве Богу Отцу

Ин. 5, 17–47

Господь же Иисус говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

На сие Господь Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего; ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но всякий суд отдал Сыну; дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели. И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Я не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

46. Срывание колосьев в субботу и оправдание сего действия

Мф. 12, 1–8; Мк. 2, 23–28; Лк. 6, 1–5

В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Господу Иисусу проходить засеянными полями. Ученики Его взалкали и дорогою начали срывать колосья и есть, растирая руками. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот ученики Твои делают то, чего не должно делать в субботу. Смотри, для чего они делают в субботу, чего не должно делать? Некоторые же из фарисеев и самим ученикам сказали: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

Господь Иисус сказал им в ответ: разве никогда не читали вы, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, при первосвященнике Авиафаре, и хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним никому, а только одним священникам, взял и ел и дал и бывшим с ним? Или не читали вы также в Законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но Я говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных (Ос. 6, б). И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И отошел оттуда.

47. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев

Мф. 12, 9–13; Мк. 3, 1–5; Лк. 6, 6–10

В другую субботу случилось Господу войти в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали, не исцелит ли его Христос Господь в субботу, чтоб найти обвинение против Него. И спросили Его: можно ли исцелять в субботу?

Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. Он встал и выступил. Тогда сказал им Господь Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Но они молчали. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы? Итак, можно в субботу делать добро.

Потом, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, сказал человеку тому, сухорукому: протяни руку твою: он так и сделал, протянул, и стала рука его здорова, как и другая.

48. Фарисеи раздражаются. Господь удаляется к морю

Мф. 12, 14; Мк. 3, 6–7; Лк. 6, 11

Фарисеи пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Господом Иисусом? Потом, вышедши, немедленно составили с Иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Господь Иисус, узнав о злобных против Него замыслах, удалился оттуда со Своими учениками к морю.

ТРЕТЬЕ ПРЕБЫВАНИЕ ГОСПОДА В КАПЕРНАУМЕ

49. Большое стечение народа

Мф. 12, 15; Мк. 3, 7–9

И последовало за Ним множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал Он ученикам Своим, чтобы для Него готова была лодка, по причине многолюдства, чтобы не теснили Его.

50. Обильные исцеления

Мф. 12, 15–21; Мк. 3, 10–12

При сем многих исцелил Он, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И Он исцелял их всех. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запретил им, чтобы не делали Его известным, и запрещал им (исцеленным) объявлять о Нем: да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: Се Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы (Ис. 42, 1–4).

ТРЕТЬЕ ХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА ПО ГАЛИЛЕЕ

51. Шествие по Галилее и всенощная молитва

Мф. 4, 23–25; Мк. 3, 13; Лк. 6, 12

Потом опять ходил Господь Иисус по Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И следовало за Ним множество народа.

В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

52. Избрание двенадцати апостолов

Мк. 3, 13–19

Когда настал день, призвал Господь из учеников Своих, кого Сам хотел; и пришли к Нему. Он избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами, чтоб они были с Ним, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: Симона, которого назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иаковлева, нарекши им имя Воанергес, то есть «сыны Громовы», Филиппа и Варфоломея (или Нафанаила), Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Кананита, прозванного Зилотом, Иуду Иаковлева (иначе Фаддея, или Леввея, прозванного Фаддеем) и Иуду Искариота, который потом сделался предателем и предал Его.

53. Исцеление по сошествие с горы

Лк. 6, 17–19; Мф. 4, 24

Сошедши с ними с горы, стал Господь на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от духов нечистых; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Ибо прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

54. Нагорная проповедь, по евангелисту Матфею

Мф. 5, 1–48; 6, 1–34; 7, 1–29

Увидев народ, Господь взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах. Так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20, 13). А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́»[8] подлежит синедриону;[9] а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.[10]

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (Втор. 24, 1). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои (Лев. 19, 12; Втор. 23, 21). А Я говорю вам: вовсе не клянитесь: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21, 24). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19, 17–18). А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтоб явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне[11].

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату своему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутрь суть волки хищные. По плодам их узнаете их.

Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

И когда Господь Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

55. Нагорная проповедь по евангелисту Луке

Лк. 6, 20–49

Господь, возведши очи Свои на учеников Своих, говорил:

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.

Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сыны Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам[12].

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату своему: брат! дай я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! – а не делаете того, что́ Я говорю?

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение, и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

56. Исцеление прокаженного

Лк. 7, 1; Мф. 8, 1–4

Когда окончил Господь Иисус все слова Свои к слушавшему Его народу, то сошел с горы. За Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Господь Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Господь: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ГОСПОДА В КАПЕРНАУМЕ

57. Исцеление раба сотникова

Мф. 8, 5–13; Лк. 7, 2–10

После сего вошел Господь Иисус в Капернаум. Здесь у одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав о Господе Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его, говоря Ему от лица его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает, исцели его.

Итак, когда вошел Господь Иисус в Капернаум, посланные, подошедши к Нему, словами сотника просили Его убедительно, говоря притом и от себя: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Господь Иисус сказал им: Я приду и исцелю его. И пошел с ними.

Когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге своему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Господь Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: истинно говорю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов.

И сказал Господь Иисус чрез посланных сотнику: да будет тебе, как ты веровал. И выздоровел слуга его в тот час.

Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

ЧЕТВЕРТОЕ ХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА ПО ГАЛИЛЕЕ

58. Воскрешение юноши в Наине

Лк. 7, 11–17

После сего пошел Господь Иисус в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Господь Иисус матери его.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

59. Посольство Предтечи к Господу

Мф. 11, 2–6; Лк. 7, 18–23

И возвестили Иоанну ученики его о всем том. Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, призвал двоих из учеников своих и послал их к Господу Иисусу спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или ожидать нам другого?

Они, пришедши к Господу Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

А в это время Господь Иисус многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видите и слышите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне.

60. Похвала Господня святому Предтече

Мф. 11, 7–15; Лк. 7, 24–28

По отшествии посланных Иоанном, Господь Иисус начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но мягкие одежды носящие, пышно одевающиеся и роскошно живущие находятся при дворах царских, в царских чертогах. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3, 1).

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Божием Небесном больше его.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

61. Обличения неверия фарисеев и книжников

Мф. 11, 16–19; Лк. 7, 29–35

Господь продолжал слово.

И весь народ, слушавший Иоанна, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Но кому уподоблю род сей? С кем сравню людей рода сего? И кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные, плачевные песни, и вы не плакали и не рыдали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

И оправдана премудрость всеми чадами ее.

62. Обличение некоторых городов за неверие

Мф. 11, 20–24

Тогда начал Господь укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели вам.

63. Призвание к Себе

Мф. 11, 27–30

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

64. В доме Симона, помилование грешницы

Лк. 7, 36–50

Некто из фарисеев просил Господа вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый (мраморный) сосуд с миром и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Видя это, фарисей, пригласивший Господа, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратясь к нему, Господь Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

Господь Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев[13], а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты сию женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи твои.

И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром.

65. Продолжается хождение по Галилее в сопровождении жен

Лк. 8, 1–3

После сего Господь проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

ПЯТОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ГОСПОДА В КАПЕРНАУМЕ

66. В Капернауме исцеляется бесной – слепой и немой

Мк. 3, 20–21; Мф. 12, 22–23

Возвратясъ в Капернаум, Господь и ученики Его приходят в дом. И опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили им другие, что Он вышел из себя. Тогда привели к Нему бесноватого – слепого и немого. И Он исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

67. Хула из-за сего фарисеев на Господа и обличение их

Мф. 12, 24–30; Лк. 11, 15–23

Фарисеи, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. И книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою князя бесовского.

Господь Иисус, зная помышления их, призвал их и говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам в себе. Если же сатана восстал на самого себя и разделился, то как устоит царство его? Не может оно устоять, но пришел конец его.

Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие?

Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? Никто не может, вошедши в дом сильного, расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного. И тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

68. Хула на Духа Святаго непростительна

Мф. 12, 30–32; Мк. 3, 28–30

Посему истинно говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, – будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; а хула на Духа Святаго не простится человекам. Но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

69. Откуда злые речи? – И за праздные слова – ответ

Мф. 12, 33–37

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

70. Ответ просившим знамения

Мф. 12, 38–42

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она от пределов земли приходила послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. (Если бы Я и сделал для вас знамение, вы на некоторое время поверили бы, а потом, по своей испорченности, стали бы еще хуже.)

71. Об исходе из человека духа нечистого и возвращение в него

Мф. 12, 43–45; Лк. 11, 24–26

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

72. Кто блаженны. Духовное родство с Господом

Лк. 11, 27–28; Мф. 12, 46–50; Мк. 3, 31–35; Лк. 8, 19–21

Когда же Он говорил сие, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Когда Господь говорил это к народу, пришли к Нему Матерь и братья Его и стояли вне дома, желая говорить с Ним, но не могли подойти к Нему по причине народа. Почему, стоя вне, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ: дали знать Ему и сказали Ему, – некто из народа сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои стоят вне и спрашивают Тебя, желая видеть Тебя и говорить с Тобою.

Он же сказал в ответ говорившему сие: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Потом, указав рукою на учеников Своих и обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: вот матерь Моя и братья Мои.

Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. Ибо кто будет исполнять волю Божию, волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

73. Слово к народу в притчах

Мф. 13, 1–3; Мк. 4, 1–2; Лк. 8, 4

Вышедши в тот день из дома, Господь Иисус сел у моря и опять начал учить при море. И собралось к нему множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на земле, на берегу у моря. И Он поучал их много притчами, и в учении Своем говорил им: Слушайте:


а) Притча о сеятеле и семени

Мф. 13, 3–9; Мк. 4, 3–9; Лк. 8, 4–8

Вот, вышел сеятель сеять семя свое. И когда он сеял, случилось, что иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные налетели и поклевали то. Иное пало на камень, на каменистые места, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня и влаги, засохло. Иное упало в терние; и выросло терние, и заглушило его, и оно не дало плода. А иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, иное же сто.

Сказав сие, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


б) Притча о плевелах

Мф. 13, 24–30

Другую притчу предложил им Господь, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтоб, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.


в) Притча о постепенном развитии семени

Мк. 4, 26–29

Еще сказал Господь: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.


г) Притча о зерне горчичном

Мф. 13, 31–32; Мк. 4, 30–32

По евангелисту Матфею. – Иную притчу предложил им Господь, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

По евангелисту Марку. – Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, восходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.


д) Притча о закваске

Мф. 13, 33

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.


е) Притча о сокровище в поле

Мф. 13, 44

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, сокрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.


ж) Притча о жемчужине

Мф. 13, 45–46

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.


з) Притча о неводе

Мф. 13, 47–50

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.


и) Заключение слова о притчах

Мф. 13, 34–35; Мк. 4, 33–34

Все сие Господь Иисус говорил народу притчами, и такими многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать; и без притчи не говорил им о Царствии Своем; да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира (Пс. 77, 2). Ученикам же наедине изъяснял Он все.

74. Некоторые разъяснения относительно притчей

а) Почему в притчах говорится народу?

Мф. 13, 10–17; Мк. 4, 10–12; Лк. 8, 10

Когда Господь Иисус, отпустив народ, вошел в дом и остался со своими наедине, без народа, окружавшие Его вместе с двенадцатью, приступив к Нему, спросили Его о притче и сказали: для чего притчами говоришь им – народу? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Божия, Небесного, а им не дано; тем внешним все бывает в притчах. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6, 9–10).

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.


б) Изъяснение притчи о сеятеле

Мф. 13, 18–20; Мк. 4, 13–20; Лк. 8, 9, 11–15

Спросили также Его, что бы значила притча о сеятеле? Он говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи! Вот что значит притча сия. Выслушайте значение притчи о сеятеле.

Сеятель слово сеет; семя есть слово Божие. У падшее при пути семя, это суть слушающие слово о Царствии и не разумеющие, к которым, когда услышат, тотчас приходит лукавый диавол – сатана, и похищает слово, посеянное в сердцах их, и уносит слово из сердца их, чтоб они не уверовали и не спаслись. Вот кого означает семя, посеянное при пути.

Подобным образом и посеянное на каменистых местах семя означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но которые не имеют в себе корня и непостоянны; временем веруют, а потом во время искушения, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются и отпадают.

А посеянное в тернии семя означает тех, которые слушают слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода, – которые, отходя от слушания слова Божия, подавляются заботами, богатством и наслаждениями житейскими и не приносят плода.

Посеянное же на доброй земле семя означает тех, которые слушают слово, принимают его и разумеют, и бывают плодоносны, – которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.


в) Изъяснение притчи о плевелах

Мф. 13, 36–43

Еще просили Господа ученики Его: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!


г) Внушение внимать слову Божию

Мк. 4, 21–25; Лк. 8, 16–18

Потом Господь сказал ученикам Своим: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Да: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом или не ставит под кровать, а ставит ее на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Если кто имеет уши слышать, да слышит! Еще сказал Господь; замечайте, что слышите, и наблюдайте, как вы слушаете. Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, и то, что он думает иметь.


д) Заключение слова о притчах – приточное

Мф. 13, 51–52

Наконец Господь Иисус спросил их: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

ПЯТОЕ ХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА

75. На пути к морю; ответы Господа о шествии вслед Его

Мф. 8, 18–22; Мк. 4, 35

Вечером того дня, когда была беседа притчами и о притчах, Господь повелел ученикам Своим приготовиться к отплытию на другую сторону и направился к озеру Галилейскому (которое по величине своей называется и морем).

Тогда один книжник, подошедши, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Господь Иисус говорит ему: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Господь Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

76. Укрощение бури при переезде через море

Мф. 8, 23–27; Мк. 4, 35–41; Лк. 8, 22–25

Увидев множество народа, Господь вошел в лодку. За Ним, отпустив народ, вошли и ученики Его, и Он сказал им: теперь переправимся на ту сторону озера. И отправились. За Ним пошли и другие суда.

Во время плавания их Он заснул. И вот поднялась великая буря, бурный ветер, и сделалось великое волнение на море; волны били в лодку так, что она покрывалась волнами и уже наполнялась водою; их заливало, и они были в опасности.

А Господь спал на корме на возглавии. Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Господи! спаси нас: погибаем. Так Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

Говорит им Господь: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветру и волнению воды и сказал морю: умолкни, перестань! Ветер утих, и на море сделалась великая тишина. Тогда Он сказал ученикам: где вера ваша? Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?

Люди же, удивясь бывшему, в страхе великом говорили друг другу: кто же Сей, что и ветрам повелевает и воде, и ветры и море повинуются Ему?

77. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской

Мф. 8, 28–9, 1; Мк. 5, 1–21; Лк. 8, 26–39

Так приплыли на другой берег моря и прибыли в страну Гадаринскую, или Гергесинскую, лежащую против Галилеи. Когда Господь вышел из лодки на берег, Его тотчас встретили два бесноватые, вышедшие из гробов (из пещер, где погребали), столь свирепые, что никто не смел проходить путем тем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Особенно был свиреп один из них, – человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а имевший жилище в гробах, которого никто не мог удержать даже и цепями. Многократно сковывали его оковами и цепями, сберегая его; но он разрывал цепи и оковы разбивал, и был гоним бесом по пустыне; и никто не мог, не в силах был укротить его. Всегда, днем и ночью, в горах и гробах, кричал он и бился о камни.

И вот они, – оба бесные, – закричали, говоря: что тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Особенно же тот лютейший, увидев издалеча Господа Иисуса, прибежал и поклонился Ему и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя и Богом заклинаю, не мучь меня. Ибо Господь Иисус повелел духу нечистому выйти из человека сего, сказав ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его Господь Иисус: как тебе имя? и тот сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много, – потому что много бесов вошло в него. И просили они Господа много, чтобы не повелевал им идти в бездну и не высылал вон из страны той.

Паслось же там вдали от них на горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней и позволь войти в них. Господь Иисус тотчас позволил им, сказав: идите. И нечистые духи, вышедши, устремились к стаду свиному и вошли в свиней. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло, потонув в воде. Было же их около двух тысяч.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях обо всем и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу, все жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Господу Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит у ног Его, и одет, и в здравом уме. И ужаснулись. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Тогда весь город и весь народ из Гадаринской окрестности начали просить Господа удалиться от них, отойти от пределов их, потому что они объяты были великим страхом. И Господь Иисус вошел в лодку, чтобы возвратиться.

Но когда Он вошел в лодку, человек бесновавшийся, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы позволил ему быть с Ним. Но Господь Иисус не дозволил ему, а отпустил его, сказав: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Бог и как помиловал тебя. Он пошел и начал проповедывать по всему городу и во всем Десятиградии, что сотворил с ним Господь Иисус. И все дивились.

Господь же, войдя в лодку, переправился обратно чрез море и прибыл в Свой город.

ШЕСТОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ГОСПОДА В КАПЕРНАУМЕ

78. Исцеление кровоточивой

Мф. 9, 18–22; Мк. 5, 21–34; Лк. 8, 40–48

Когда Господь Иисус опять переправился в лодке на свой берег, собралось к Нему множество народа; и народ принял Его, потому что все ожидали Его.

Он был еще у моря. И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его, прося войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. И он усильно просил Господа, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

Господь Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа; и когда Он шел, народ теснил Его.

И вот, одна женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, которая много потерпела от многих врачей, издержав на них все имение, и ни одним не могла быть вылечена, – которая истратила все, что имела, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – эта женщина, услышав о Господе Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к краю одежды Его. Ибо говорила она сама в себе: если только к одежде Его прикоснусь, выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

В то же время Господь Иисус, почувствовав Сам в Себе, что из Него вышла сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Когда же все отрицались, Петр и бывшие с Ним ученики сказали: Наставник! Ты видишь, что народ окружает Тебя и теснит, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Господь Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. И смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

Женщина, видя, что не утаилась, и зная, что с нею произошло, подошла к Господу в страхе и трепете и, падши пред Ним, сказала Ему всю истину, – пред всем народом объявила Ему, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

Тогда Господь Иисус сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя, иди в мире, и будь здорова от болезни твоей.

Женщина с того часа стала здорова.

79. Воскрешение дочери Иаира

Мф. 9, 23–26; Мк. 5, 35–43; Лк. 8, 49–56

Когда Господь еще говорил сие, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Не утруждай Учителя. Но Господь Иисус, услышав сии слова, тотчас сказал начальнику синагоги: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Когда затем пришли к дому начальника синагоги, Господь никому не позволил следовать за Собою внутрь и войти в дом, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Вошедши в дом, Господь Иисус увидел свирельщиков[14] и народ в смятении, плачущих и вопиющих громко. Все плакали и рыдали о ней; Он же сказал им: что смущаетесь и плачете? Не плачьте: не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Но Он выслал всех их, сказав: выйдите вон.

Когда же народ был выслан, Он берет с Собою отца и матерь девицы и бывших с Ним учеников и входит туда, где лежала девица. Затем, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́, куми́», что значит: девица, встань! И возвратился дух ее; она тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. И Он велел дать ей есть. Видевшие то и родители пришли в великое изумление. Господь же строго приказал им не сказывать никому о происшедшем, чтобы никто об этом не знал. Но слух о сем разнесся по всей стране той.

80. Исцеление двух слепцов и немого бесного

Мф. 9, 27–34

Когда Господь Иисус вышел оттуда, – из дома Иаирова в Свой, – за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Когда же пришел Он в дом, слепые приступили к Нему. Говорит им Господь Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Господь Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления во Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

ШЕСТОЕ ХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА ПО ГАЛИЛЕЕ

81. Вторичное посещение Назарета

Мф. 13, 53–58; Мк. 6, 1–6

Потом вышел Господь из Капернаума и пошел в отечество Свое (Назарет); за Ним следовали ученики Его.

Пришедши в отечество Свое, Он, когда наступила суббота, начал учить в синагоге. Слышавшие изумлялись и в изумлении говорили: откуда у Него это, – такая премудрость и силы? Что за премудрость дана Ему? И как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и не братья ли Его – Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? Не плотник ли Он Сам, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, все Его сестры? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем.

Господь же Иисус сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем. И не мог совершить там много чудес, по неверию их; только на нескольких больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их.

82. Хождение по горам и селам и жаление о беспастырности народа

Мф. 9, 35–38; Мк. 6, 6

Потом ходил Господь по окрестным селениям и по всем городам и селам, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Конец ознакомительного фрагмента.