Вы здесь

ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор. II. ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕРКИ (А. Ю. Лазебникова, 2010)

II. ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕРКИ

1. Что лежит в основе отбора учебного материала для проверки?

Одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. В числе этих наук – экономика, социология, юриспруденция, политология, социальная психология, культурология, философия. Они являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера жизни общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. Указанные восемь линий представлены соответствующими позициями (блоками, разделами) в кодификаторе контрольных измерительных материалов единого экзамена по обществознанию. Кодификатор можно увидеть на сайте www.fipi.ru.

Каждый вариант экзаменационной работы включает задания, относящиеся ко всем названным выше содержательным линиям школьного курса обществознания.

2. По каким учебникам и учебным пособиям лучше готовиться к экзамену?

К экзамену можно готовиться по учебникам и учебным пособиям, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год. Именно по ним в течение двух лет могут осваивать обществоведческий курс выпускники 2011 года.

В связи с неодинаковым раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов обществоведческого курса рекомендуется использовать помимо основного один-два дополнительных учебника (учебных пособия) из федерального перечня.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД.
[1]

3. К какой дополнительной литературе можно обратиться при подготовке к экзамену?

Кроме указанных учебников, полезно обратиться к разработанным к ним хрестоматиям, сборникам тестов, задачникам и другим пособиям.

В качестве дополнительной литературы целесообразно, к примеру, использовать следующие учебно-методические пособия:

1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10–11 кл.: Пособие для учителя / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007.

2. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение / Ред. Л.Н. Боголюбов, сост. Е.Л. Рутковская. – М.: Дрофа, 2007 (и более поздние издания).

3. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10–11 кл./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2004–2010.

4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2004 (и более поздние издания).

5. Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. – М.: Русское слово, 2004.

6. Кравченко А.И. Обществознание: Практикум для учащихся 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2004 (и более поздние издания).

7. Рутковская Е.Л., Котова О.Л. Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

8. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Экзамен, 2010.

9. Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена по обществознанию / Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова. – М.: ООО «ГИД «Русское слово – PC», 2009.


При непосредственной подготовке к экзамену рекомендуем также использовать следующие издания:

1. ЕГЭ 2011. Обществознание: Сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Г.Э. Королева, Т.Е. Лискова, О.А. Котова, Е.С. Королькова. – М.: Эксмо, 2009–2010.

2. ЕГЭ 2011. Обществознание: Тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, Г.Э. Королева, Т.Е. Лискова, О.А. Котова, Е.С. Королькова. – М.: Эксмо, 2010.

3. ЕГЭ 2009. Обществознание: Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2008–2009.

4. ЕГЭ 2008. Обществознание: Федеральный банк экзаменационных материалов (в комплекте CD + брошюра) / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2008.

5. ЕГЭ 2009. Обществознание: Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2009–2010.

6. Единый государственный экзамен: Обществознание: Контрольные измерительные материалы 2008 / Авт. комментариев Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, сост. вариантов О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Вентана-Граф, 2008.

7. Единый государственный экзамен. Обществознание: Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – ФИПИ. – М.: Интеллект-центр, 2009–2010.

8. Единый государственный экзамен: Обществознание: Задания для подготовки / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт и др. – М.: Просвещение, 2006.

Учителю будет полезен цикл статей в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», в частности публикации, посвященные раскрытию деятельностной составляющей выполнения заданий различных типов. Ученикам и родителям пользу могут оказать материалы о подготовке к единому экзамену, представленные в журнале «История и обществознание для школьников».

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ОБЩЕСТВО»

1. Из каких позиций складывается содержательная линия «Общество»?

В содержательной линии «Общество» представлены следующие основные позиции:

системное строение общества: элементы и подсистемы;

основные институты общества;

понятие общественного прогресса;

многовариантность общественного развития (типы обществ);

угрозы XXI века (глобальные проблемы).


Основные понятия, необходимые для их раскрытия:

1) общество;

2) общество и природа (понятие об обществе как о выделившейся из природы, но тесно связанной с ней части материального мира, о формах взаимодействия общества и природы);

3) общество и культура (понятие о культуре как о «второй природе», культура как социальное явление, порождение общества);

4) взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества (представление об обществе как о системе, состоящей из ряда подсистем или сфер, понимание общественной жизни как процесса и результата взаимодействия основных сфер);

2) институт общества (важнейшие институты – государство, право, церковь, наука, образование, семья и др.);

3) исторические типы общества – традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество;

4) направленность общественного развития, понятия о прогрессе, регрессе, циклическом развитии, критерии прогресса и его противоречия; эволюция и революция, реформы и революция;

5) целостность современного мира, его противоречия (факторы целостности и многообразия современного мира);

6) глобальные проблемы (их особенности, характеристика отдельных глобальных проблем).

2. Известно, что понятие «общество» имеет несколько значений. Какое из них нужно знать, чтобы успешно выполнить экзаменационную работу?

В заданиях ЕГЭ понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество.

Конечно, следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Имея в виду сказанное, не составит труда выполнить следующее задание.


Задание. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Ответ: 3.

3. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира?

В экзаменационной работе данной проблеме посвящен целый ряд заданий, рассмотрим два из них:


Задание 1. Общество – это

1) материальный мир в целом

2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним

3) часть природы

4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.


Задание 2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Комментарий. Чтобы правильно выполнить эти задания, следует иметь в виду, что понятие «природа» в курсе обществознания употребляется в значении естественной среды существования человека и общества. Общество, являясь обособившейся от природы частью материального (реального) мира, вместе с тем тесно связано с ним. Общество, как известно, обладает качественной – по сравнению с природой – спецификой. Его образуют люди, обладающие сознанием и волей; они выдвигают определенные цели и избирают средства для их достижения. Вместе с тем природа и общество взаимосвязаны. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй. Общество, в свою очередь, оказывает сильнейшее и все возрастающее воздействие на природу. Соответствующие примеры приведены в учебниках и учебных пособиях.

Таким образом, в первом задании правильный ответ – 2, во втором – 4.

4. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену?

Прежде всего необходимо иметь ясные представления о понятии «система». Системой (греч. целое, составленное из частей) принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Можно сказать и проще – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в учебном курсе и в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Их принято называть сферами общественной жизни – экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.

Проверить, насколько точно и полно усвоены данные теоретические положения, можно, обратившись к заданиям и проанализировав их.


Задание 1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную


Задание 2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

Комментарий. Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Нетрудно заметить, что понятия, представленные в первом задании, характеризуют экономическую сферу. Ответ на второе задание относится к сфере социальной.

Сложнее выполнять задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.


Задание 3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.


Задание 4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Комментарий. В задании 3 правильны оба утверждения, в задании 4 – только первое. Экономический кризис (экономическая сфера) становится причиной решения президента о роспуске парламента (политическая сфера). Взаимосвязь экономики и политики очевидна. Анализ утверждения Б в первом задании показывает, что политическая партия (а это институт политической системы общества) разрабатывает программу, которая в современном обществе не может не опираться на научные изыскания и обобщения (наука – институт духовной сферы общества) для преодоления спада производства (экономическая сфера). Что касается утверждения Б во втором задании, то приведенный пример говорит о взаимосвязи политики и экономики: реформы, проведенные государством, способствовали росту темпов промышленного развития.

5. Какие особенности традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества нужно учитывать при выполнении экзаменационной работы?

Для лучшего понимания важнейших особенностей традиционного и индустриального обществ полезно воспользоваться следующей таблицей.

Что касается характеристик постиндустриального (информационного) общества, то обычно указывают следующие: в экономике преобладает сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации; доля продаж технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли превышает доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики; доля населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, превышает численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности; формируется глобальная сеть телекоммуникаций, а также Интернет.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЧЕЛОВЕК»

1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Человек»?

Прежде чем назвать конкретные элементы содержания данной линии, важно подчеркнуть их особую значимость в обществоведческом курсе. Большинство составляющих этой линии являются базисными для понимания многих других вопросов курса. Первое ключевое понятие «человек»; человек изучается как продукт биологической и социокультурной эволюции, как, с одной стороны, продукт культуры, с другой – ее создатель.

Другой базисной единицей знаний обществоведческого курса является понятие «деятельность человека». Именно человеческая деятельность является единственно возможным способом существования самого общества. Прочное знание понятия «деятельность» и умение классифицировать ее виды помогает справиться с заданиями по таким содержательным линиям, как «познание мира» (познавательная деятельность), «духовная жизнь общества» (духовная деятельность), и ряду отдельных вопросов курса (экономическая деятельность, социально-политическая деятельность и др.).

С понятием «деятельность человека» тесно связано понятие «личность». Знания о личности формируются в процессе изучения человека как субъекта отношений и сознательной деятельности, его социального и психологического облика.

Еще один содержательный элемент линии «Человек», обусловливающий успешное усвоение учащимися знаний по другим линиям, – это «поведение». Непосредственно с данным понятием связаны, к примеру, такие вопросы единого экзамена, как рациональное поведение потребителя (линия «Экономическая сфера жизни общества»), отклоняющееся поведение (линия «Социальные отношения») и др.

В целом содержательную линию «Человек» образуют следующие элементы знаний:

природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции);

общественное и индивидуальное сознание;

самосознание индивида и социальное поведение;

мировоззрение, его виды и формы;

мышление и деятельность;

потребности и интересы;

свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Многие вопросы этого блока сложны для понимания. Это объясняется интегральным характером знаний о человеке. Человек является предметом изучения многих наук: антропологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, определенное истолкование и осмысление сущности и предназначения человека дает философия. Не случайно И. Кант считает вопрос «Что такое человек?» основным вопросом философии. А философские вопросы в силу высокой степени обобщенности знания, его многозначности не могут быть легкими.

2. Какие особенности человека имеют биологическую природу, а какие – социальную?

Из курса биологии известно, что человек как существо биологическое включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям развития. К примеру, у человека и высших животных две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный тип дыхания, четырехкамерное сердце, и те и другие выкармливают детей молоком. Как и животному, человеку свойственны инстинкты, эмоции. Подобно животным, он обладает биологическими потребностями.

В то же время человек обладает рядом особенностей, отличающих его от животных. К биологическим особенностям относятся прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие средств общения. К прямохождению приспособились все системы внутренних органов.

В обществоведческом курсе основное внимание уделяется тем качествам человека, которые связаны с его социальной природой, обусловленной общественными условиями его существования. Развиваясь вместе с обществом, человек овладел членораздельной речью, способностью производить орудия труда, научился преобразовывать природную и социальную среду в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Выступая творцом, созидателем «второй природы» – культуры, человек вместе с тем формируется и развивается под ее влиянием, усваивая сложившиеся в обществе нормы права, морали, духовные ценности.

Кроме того, человек может меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.

Приведем два задания, нацеленных на выявление социальной сущности человека.


Задание 1. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью.

Ответ: 4.


Задание 2. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться

3) спать

4) общаться.

Ответ: 4.

3. Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»?

Задания на различение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» нередко вызывают затруднения, поскольку их научная трактовка, приведенная в учебниках, подчас приходит в противоречие с употреблением этих терминов в обыденной жизни. Так, слова «индивидуальность» и «личность» используются на житейском уровне как синонимы.

При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на то, что термин «индивид» подчеркивает и обозначает типичные признаки. «Индивид» чаще всего рассматривается как представитель человеческого рода, обладающий биологическими родовыми признаками («один из рода человеческого, выделившегося из природы»). Реже термин «индивид» употребляется для обозначения типичных признаков определенной социальной группы (один из людей, один из родившихся в рабочей семье, один из сангвиников и т. п.).

«Индивидуальность» выступает как носитель специфических характеристик, как природных, биологических, психических, так и общественных, не повторяющихся ни в ком другом. Это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Наконец, «личность» понимается как устойчивая система исключительно социально значимых характеристик человека – члена общества. Эти характеристики могут быть типичными и специфическими, но главное в них – общественная значимость, обусловленность социальными взаимодействиями. Поэтому, например, в задании «Личность – это…» несостоятелен выбор варианта ответа «всякий человеческий индивид». Вне общества не существует человека как личности. Дети-«маугли», с младенческого возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик, хотя и обладают всеми характеристиками человеческого индивида. Человек выступает как личность только тогда, когда он достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта общественных отношений.

Является ли новорожденный человек личностью? – спрашивалось в одном из заданий экзамена. Если давался утвердительный ответ, значит, само понятие «личность» было истолковано неверно. Новорожденного человека правильно назвать индивидом (он один из человеческого рода) и индивидуальностью (он имеет только ему присущие признаки: рост, вес, цвет глаз, группу крови, природные задатки и т. п.), но личностью он не является, так как не испытал еще на себе влияния общества и не осознал себя в нем.

4. Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?

Вопрос о различии между трудовой деятельностью человека и «трудом» животных остается для многих выпускников недостаточно проясненным. Чтобы разобраться в нем, осуществим несколько шагов. Прежде всего в словосочетании «трудовая деятельность» обратим внимание на слово «деятельность». Вспомним, что деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности). Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. К другим ее характеристикам можно отнести продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.

Трудовая деятельность – это один из видов деятельности человека. Значит, ей свойственны все общие черты человеческой деятельности. Что же сбивает с толку при выполнении заданий, связанных с трудовой деятельностью человека и «трудом» животных?

Дело в том, что многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнезда. Животные обучают своих детенышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчел и муравьев иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются четкой организацией и распределением «ролей».

Тем не менее при внешней похожести действий животных и труда людей важно помнить об их существенных различиях.

Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и ее осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы ее достижения, прибегает к творческим решениям.

Обратимся к конкретному заданию и проанализируем его.


Задание. Верны ли следующие два суждения?

А) Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б) Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

Комментарий. Первое суждение в качестве верного распознать несложно – животное не может создавать социокультурную среду, а человек может. А вот способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

5. Можно ли утверждать, что человек наследует способности к той или иной деятельности?

И в данном случае сложность вопроса связана с несовпадением научного и житейского смыслов понятия «способности». В обыденной жизни мы называем способностями любые умения и навыки человека: и врожденные, и приобретенные. Наука же четко различает понятия «задатки» и «способности». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, лежащие в основе развития способностей. Природные задатки развиваются в способности только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми. С помощью подражания, учения и обучения из задатков развиваются личные способности человека, часть его индивидуальности. В то же время не развитые вовремя задатки исчезают. В этой связи ученые говорят о двух факторах развития способностей – наследственности и воспитании.

Способности, развившись на основе задатков, становятся устойчивыми свойствами людей и определяют их успехи в деятельности. Наука различает общие способности, которые проявляют себя в различных видах деятельности (например, внимательность, память, работоспособность, аккуратность), и специальные – способности к определенным видам деятельности (математические, артистические, музыкальные, лингвистические и др.).

Важно отметить, что именно в обществе, в сравнении результатов деятельности одного человека с другими обнаруживаются те или иные его способности, происходит признание его таланта или гениальности.

Итак, с точки зрения науки правильно говорить о врожденных задатках, через которые ребенок наследует запас генетической информации, содержащей предрасположенность к развитию его способностей. Наследственные моменты в той или иной степени влияют на характер развития наклонностей и способностей человека, однако в целом способности нельзя рассматривать исключительно как природное явление.


Задание. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Комментарий. Это задание на экзамене вызвало значительные затруднения. Треть испытуемых ошибочно посчитали верными оба суждения, не придав значения социальному смыслу гениальных открытий и творческих достижений. Если принять во внимание изложенные выше рассуждения, ошибиться трудно. Верным является только второе суждение. Умственная одаренность обусловлена биологически. Однако гениальным делает человека общество, выявляя и признавая его выдающиеся способности и уникальные творческие достижения.

6. Являются ли синонимами слова «социализация» и «воспитание»?

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.

При этом в широком смысле воспитание обычно рассматривается как разностороннее воздействие общества на личность. Именно в таком понимании воспитание близко к социализации. Однако два этих понятия нельзя рассматривать как синонимы. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой. В ходе социализации человек естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах. Воспитание – это, как уже отмечалось, процесс целенаправленного воздействия на человека. В узком, специальном смысле воспитание означает целенаправленно организованную деятельность по формированию определенных качеств личности. К примеру, воспитание мировоззрения, нравственной культуры, эстетического вкуса и т. п.

Воспитание как специально организованная деятельность может осуществляться двумя способами:

а) с помощью сообщения и разъяснения известных, готовых способов деятельности, социальных норм и т. п.;

б) с помощью создания специальных социально-педагогических условий, стимулирующих интересы воспитуемого и вызывающих деятельность, развивающую его как личность. С помощью тех или иных условий, создаваемых в процессе воспитания, можно регулировать воздействия социальной среды на личность. Поэтому воспитание может справедливо рассматриваться как механизм управления процессом социализации.

7. Какую деятельность можно считать творческой?

Элементы творчества могут присутствовать в любой деятельности человека. Под творчеством в более строгом смысле слова понимается деятельность, направленная на создание качественно нового продукта. Изобретение нового двигательного аппарата, открытие ранее неизвестного закона развития живой природы, создание выдающегося художественного произведения – все это очевидные плоды именно творческой деятельности. Это то, что ново для всего человечества. Но есть и субъективная новизна: человек открывает для себя то, что уже известно человечеству, но ново для него самого. С этой точки зрения учение, если это не процесс механического запоминания некого свода знаний, а активная преобразующая деятельность, – тоже творчество. Творческий человек, как считают ученые, способен решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией, усматривать глубокие смыслы воспринятого. Творческие личности, как правило, получают удовольствие от самого процесса решения проблемы.

Иногда творческими называют целые профессии – режиссера, писателя, художника, композитора и др. Конечно, эти виды деятельности предполагают у тех, кто ими занимается, высокий творческий потенциал. Но, подчеркнем еще раз, какой – рутинной или новаторской (креативной, как часто говорят сегодня) будет деятельность человека, зависит не только от того, чем он занимается, но и от того, каким образом он решает свои задачи.

Все сказанное необходимо иметь в виду, выполняя ряд заданий экзамена, связанных с выявлением особенностей творческой деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЗНАНИЕ»

1. Что нужно знать по содержательной линии «Познание»?

При изучении курса обществознания особое внимание следует обратить на такие вопросы: что такое познавательная деятельность и чем она отличается от других видов деятельности; какое знание считается истинным; отличия абсолютной истины от относительной; критерии истины, роль практики в познании; структура научного знания: идея, теория, закон, гипотеза; особенности мифологического знания; житейское знание, его характерные черты; что отличает науку от лженауки, отличие естественных наук от наук, изучающих общество.

2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?

Почти все вопросы, относящиеся к познавательной деятельности человека, можно считать сложными. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия относятся к философскому знанию. А постигать философию, оперирующую предельно общими, абстрактными категориями, как известно, весьма непросто. Учтем и то, что философские понятия, охватывая очень широкий класс явлений, как правило, многозначны, а следовательно, каждый раз приходится определять, в каком именно смысле употребляется данное понятие в приведенном контексте. Не забудем и о том, что философская мысль плюралистична. По ряду проблем философы спорят между собой, дают свои интерпретации и оценки. Есть такие проблемы и в теории познания. В рамках КИМ их можно найти во фрагментах из философских текстов, предложенных для самостоятельного анализа, находят они отражение и в темах эссе.

Как показывают педагогическая практика и опыт проведения единого экзамена, к числу наиболее сложных вопросов по данной содержательной линии можно отнести следующие: специфика познания среди других видов человеческой деятельности, объективность истины, относительность такого критерия истины, как практика, особенности научного познания, формы и возможности ненаучного познания. Рассмотрим некоторые из этих вопросов более обстоятельно.

3. Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?

Обратимся к конкретному примеру. В качестве объекта возьмем простое природное вещество – уголь и сравним познавательное (познавательная деятельность) и производственно-техническое (трудовая деятельность) отношение к нему.

Таким образом, цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании). Результат этой деятельности, как видим, прямо соотносится с ее целью – получение достоверного знания об изучаемом предмете. Добавим к этому и то, что круг объектов познавательной деятельности очень широк. Так, если объектом трудовой деятельности может быть только доступный для нашего непосредственного воздействия предмет, то познавать мы можем, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды.

4. Можно ли считать чувственное познание синонимом эмоционального отношения человека к действительности?

Такое отождествление является ошибкой. В понятии «чувство» мы сталкиваемся с той многозначностью, о которой говорилось выше. На житейском уровне мы понимаем под чувствами форму переживания человеком своего отношения к другим людям, к различным вещам. В этих случаях мы говорим о чувстве радости, чувстве гнева, чувстве любви. Такие чувства определяют наше эмоциональное состояние в той или иной ситуации, например, тревога за близкого человека, разочарование поступком друга, обида несправедливым отношением и т. п. Таким образом, в этом контексте понятия «чувства» и «эмоции» почти синонимы.

В философской теории познания под чувственным познанием понимается способность человеческого сознания испытывать с помощью органов чувств воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия. Возможность человека ощущать, воспринимать внешний мир, строить представления о нем существует благодаря тому, что мы наделены слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Получая с помощью органов чувств информацию о мире, мы, как и другие живые существа, можем ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире.

Таким образом, чувственное познание – это не эмоциональное отношение к действительности, а способ получения объективной информации о ней. Об этом следует помнить, приступая к выполнению заданий единого экзамена.

5. Может ли истина быть субъективной?

Среди заданий единого экзамена есть и такие, которые связаны с сущностной чертой истинного знания – его объективным характером. Например:


Задание 1. Объективность истинного знания выражается в том, что оно

1) отвечает принципу социальной справедливости

2) соответствует принятым в обществе нормам морали

3) не противоречит принятым в государстве законам

4) отражает предмет таким, каков он на самом деле.

Комментарий. Верным является последний вариант ответа. Само слово «объективность» говорит о том, что в поиске истины не должно быть места рассмотрению и оценке явлений с позиций собственных интересов, пристрастий.

Поэтому нередко истинным называют знание, «свободное от человека и человечества». Однако расширительное толкование этого положения может приводить к ошибкам. Вновь обратимся к примеру задания.


Задание 2. «На уроке обществоведения ученица так истолковала объективность истины: объективность означает независимость от человека, его взглядов, устремлений. Следовательно, объективная истина – это предмет, каков он есть сам по себе, без человеческого взгляда на него. Поэтому можно утверждать, что истина существовала до человека и существует вне человека.

Согласны ли вы с приведенным рассуждением и сделанным на его основе выводом?»

Комментарий. Согласиться ни с тем, ни с другим нельзя. Истинным или ложным является не предмет сам по себе, а наши знания о нем. Да, те, кто, как говорят философы, взыскует истины, хотят видеть реальный мир, стремятся отбросить все домыслы и ложные суждения. Но делают это именно люди. Вне познавательной деятельности человека понятие «истина» лишено смысла.

6. Почему мы доверяем науке?

Наука, как известно, использует наиболее эффективные средства добывания истинного знания. Видимо, поэтому авторитет научного знания в обществе по-прежнему высок. Насколько хорошо выпускники понимают, что это за средства и чем научное знание отличается от других видов знания, можно понять, проанализировав ответы на отдельные задания экзамена.


Задание 1. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности, характеризуется

1) опорой на данные наблюдений

2) нацеленностью на раскрытие смысла жизни

3) использованием логических законов

4) применением методов экспериментальной проверки.

Комментарий. Правильным ответом в данном случае является последний вариант. Сделать нужный выбор несложно, если знать особенности постижения мира наукой, а также учитывать, что следование логике и опора на данные наблюдений присущи и другим видам познания.

Помимо эксперимента, наблюдений и описаний, наука использует и методы системного анализа, дедуктивного построения и аксиоматического выведения следствий из посылок (пример использования законов логики), методы моделирования и др. Учеными в каждой отрасли знания создается и используется специальный научный аппарат, включающий круг достаточно строго определенных понятий, терминов.

Помимо применения специальных способов и методов изучения действительности, научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности, характеризуется:

– воспроизводимостью полученного результата (другие ученые, воссоздав те же условия, при которых их коллеги зафиксировали определенные показатели, должны получить такой же результат);

– открытостью рациональной критике любой теории, любой идеи;

– всесторонней обоснованностью выдвигаемых положений.

Эти черты познания помогают науке добывать истину, т. е. объективное знание о реальном мире.

Понимание специфики научного знания помогает справиться, к примеру, с таким заданием:


Задание 2. Какое из приведенных утверждений является научным?

1) делая добро другим, человек нравственно возвышается

2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения

3) существует наследственная предрасположенность к отдельным видам заболеваний

4) каждой душе уготовано множество жизней в разных телесных оболочках.

Комментарий. Первое утверждение относится к моральным нормам, которые, как известно, не открываются учеными, а формируются обществом в ходе его исторического развития. Из трех оставшихся вариантов ответа испытание на воспроизводимость, рациональную критику, всестороннюю обоснованность, в том числе и экспериментальными методами, может выдержать только третья альтернатива.

7. Надежны ли выводы и обобщения, сделанные на основе повседневного опыта?

Наука, как известно, не охватывает все «пространство» познавательной деятельности. Существует так называемое обыденное познание, основанное на повседневном опыте, свои особенности имеет познание средствами искусства, философское осмысление мира. Возможно, выводы, получаемые в этих случаях, не столь строги и выверены, как в науке. Однако каждый из этих видов познания привносит свои «краски в полотно реальности», помогает нам глубже понять многие явления. При этом следует помнить и о познавательных границах этих видов деятельности. Вряд ли средствами искусства можно выявить законы микромира, на уровне обыденного сознания установить траектории движения планет. Не все подвластно и научному познанию.

Среди заданий единого экзамена есть такие, которые нацеливают на различение отдельных видов познавательной деятельности.


Задание. Утверждение «Грипп – это вирусная инфекция» – это

1) выражение народной мудрости

2) научно обоснованный вывод

3) вывод на уровне здравого смысла

4) авторитетное мнение

Комментарий. Установить, что заболевание вызвано микроорганизмом, а именно вирусом, можно только с помощью специальных научных исследований. Поэтому правильным является второй вариант ответа.

8. Какие науки изучают общество?

Научное естествознание возникло на этапе перехода к Новому времени. Общественные науки стали складываться позднее – в XIX веке. Именно крупные изменения в социальной структуре общества западноевропейских стран, вызванные промышленным переворотом и начавшейся индустриализацией, пробудили интерес к социальным проблемам, стремление понять закономерности общественного развития, желание управлять социальными процессами. Эта потребность подкреплялась и новыми возможностями, связанными в первую очередь с успехами естествознания. Некоторые исследователи (А. Сен-Симон, О. Конт) рассматривали общественные науки как простое продолжение естественных наук. Появился даже термин «социальная физика». Однако довольно скоро была выявлена специфика социальных объектов. Важные шаги в изучении общества как сложной исторически развивающейся системы были сделаны Г. Спенсером и особенно К. Марксом.

В наши дни общество в его прошлом и настоящем изучает целый комплекс общественных наук: история, социология, социальная антропология, политология, экономика, культурология и др. Каждая из этих наук рассматривает определенные стороны общественной жизни. Социальная философия, социология стремятся охватить общество в целом.


Задание. Среди перечисленных наук социальную мобильность в современном обществе изучает

1) политология

2) история

3) правоведение

4) социология

Комментарий. Задание не отнесешь к числу сложных. Даже если недостаточно твердо знать, что такое социальная мобильность, сам термин подсказывает, что речь идет о процессах в социальной сфере жизни общества, изучением которой и занимается социология.

9. Можно ли считать выводы общественных наук объективной истиной?

Вопрос о соотношении объективного и субъективного при изучении общества стоит особенно остро. Если в естественных науках объектом изучения является «отстоящая от человека» природа, то в обществознании изучаются социальные процессы, явления, общественные институты, которые вне человека и его деятельности не существуют. Иными словами, можно говорить о совпадении объекта и субъекта в социальном познании.

Необходимые связи между социальными явлениями менее устойчивы в сравнении с законами развития природы, нередко в недрах общества складываются предпосылки для нескольких вариантов дальнейшего движения (альтернативность развития). Это придает особую сложность изучению общественной жизни, создает почву для вероятностных оценок. В своем исследовании общества ученые опираются не только на строго определяемые понятия, но и на идеи, нередко трактующиеся альтернативно.

Нельзя не учитывать и особенностей источников получения знания, среди которых важное место занимают описание фактов, мемуары, опросы. Эти источники неизбежно несут на себе сильный отпечаток личности очевидца события, автора, респондента – участника социологического опроса. Специфичны и методы социального познания. Так, если в исследованиях в области социальной психологии находит свое применение метод научного эксперимента, то в большинстве общественных наук его использование невозможно.

Тем не менее научное социальное познание, так же как и естествознание, устремлено к получению объективной картины общественной жизни в целом и в ее отдельных «фрагментах». Оно исходит из посылки, что в развитии общества есть устойчивые повторяющиеся связи, многообразие социальных явлений не отрицает наличия общих черт. Для ослабления субъективизма в отборе, интерпретации и оценке фактов используются различные средства: обращение к первичным материалам (статистическим данным, хроникам), использование источников, отражающих различные подходы и оценки, и др.

С учетом сказанного становится ясным правильный выбор из двух предложенных суждений (отметим, что с этим заданием единого экзамена справились немногие выпускники):

А) Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б) Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

Эти положения кажутся взаимоисключающими, однако применительно к изучению общественных явлений оба они верны.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Экономику называют социально активным предметом. Это означает, что изучение экономической теории помогает адаптироваться к современным условиям жизни и трудовой деятельности. Экономически грамотный человек, освоив «правила игры» рыночной системы, сможет наиболее полно реализовать свои таланты и способности в любой выбранной сфере деятельности. Знающий основы экономической теории способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов.

1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Экономическая сфера»?

При изучении этой линии следует обратить внимание на такие вопросы: ограниченность ресурсов, типы экономических систем, действие рыночного механизма, роль конкуренции, преимущества и недостатки форм организации бизнеса, экономические показатели фирмы, особенности рынка труда, формирование семейного бюджета, экономическая роль государства, валовой внутренний продукт и факторы экономического роста страны, денежное обращение, инфляция и банковская система, государственный бюджет, налоги, занятость и безработица, современные тенденции международной торговли.

2. В чем заключается главная проблема экономики?

Факторы производства ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограниченными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресурсов. Проблема ограниченности ресурсов – главная проблема экономики.

Экономическая наука изучает, как наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей с помощью ограниченных ресурсов.

Проблема ограниченности ресурсов присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; постоянно растущие потребности всегда опережают доступные ресурсы. Поэтому ошибочны следующие суждения:

проблема ограниченности присуща только бедным странам;

проблему ограниченности можно решить в будущем, сократив потребности;

проблему ограниченности можно решить в будущем, увеличив производство товаров и услуг;

проблему ограниченности можно решить в будущем благодаря достижениям научно-технического прогресса.

3. От чего зависит тип экономической системы?

Экономическая система – это способ организации совместной деятельности людей в обществе. Выбор типа экономической системы зависит от законодательной системы, форм собственности, механизмов принятия экономических решений, норм морали, привычек, обычаев, принятых в данном обществе. Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три основных вопроса экономики: что производить? как производить? для кого производить? В зависимости от выбранных решений складываются определенные типы экономических систем: традиционная, рыночная, централизованная.

Элементы любой экономической системы присутствуют в современном обществе. Поэтому ошибочны следующие суждения:

в рыночной экономике нет места традициям;

элементы традиционной системы характерны только для отсталых племен в джунглях, в горах и т. п.;

планирование характерно только для командной системы.

4. Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар?

Изменение спроса могут вызвать следующие факторы: вкусы и доходы покупателей, цены на сопряженные товары (товары-заменители и товары, дополняющие данный товар), ожидания, число покупателей. В случае увеличения спроса вся кривая спроса сдвигается вправо; соответственно, сокращение спроса иллюстрируется сдвигом кривой спроса влево:

Обратимся к примеру задания, требующему знания факторов изменения спроса.


Задание. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, в которых спрос на товар возрастет:

1) товар вышел из моды

2) доходы покупателей возросли

3) товары, дополняющие друг друга, стали дешевле

4) покупатели ожидают понижения цен на товар

5) в стране демографический спад Рассмотрим каждую из ситуаций.

1. Если товар вышел из моды, значит, по каждой цене этот товар будут покупать меньше. На графике каждая точка кривой спроса сдвинется влево, т. е. вся кривая спроса также сдвинется влево: спрос понизился.

2. Если доходы покупателей возросли, величина спроса на товар по каждой цене возрастет, вся кривая спроса сместится вправо: спрос повысился.

3. К примеру, лыжи и лыжные крепления – товары, дополняющие друг друга. Если лыжи стали дешевле, то, согласно закону спроса, величина спроса на них возрастет. Соответственно, крепления будут больше покупать по каждой цене, спрос на крепления возрастет.

4. Когда покупатели ожидают понижения цен на данный товар, они предпочтут отложить свои покупки на будущее, когда цены действительно снизятся. Непосредственно в исходный момент спрос пока сократится.

5. Если в стране демографический спад, то рыночный спрос, который является совокупностью индивидуальных спросов, снизится.

Ответ: 2, 3.

5. Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?

Изменение предложения могут вызвать следующие факторы: цены на ресурсы, новые технологии, налоги, ожидания, число продавцов, цены альтернативных товаров, выпущенных из аналогичных ресурсов.

Аналогично графикам спроса, кривая предложения сдвигается вправо в случае увеличения предложения и влево – при его снижении:

Ошибочно говорить о движении кривой предложения вверх в случае его роста, поскольку такой сдвиг кривой предложения равнозначен движению влево, что соответствует снижению предложения.

Обратимся к примеру задания, требующему знания факторов изменения предложения.


Задание. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, в которых предложение товара сократится:

1) проведена компьютеризация процесса производства

2) продавцы ожидают в скором будущем повышения цен на свой товар;

3) банкротство фирм – продавцов товара

4) снижен налог на товар

5) плохой урожай сахарной свеклы (предложение сахара)

Рассмотрим каждую из ситуаций.

1. Компьютеризация процесса производства проводится с целью повышения эффективности производства. Соответственно, при тех же затратах фирма сможет произвести больше продукции, что повысит предложение товара на рынке.

Конец ознакомительного фрагмента.