Как на Руси бизнес начинать
:-( Андрей амбициозный
Хуже всего в самом начале занятий, чем-то увлекающим тебя всецело, столкнуться с чем-то непреодолимым. Это все равно, что бежать по чудесной лесной тропинке с сачком для ловли бабочек, слушать пение птичек и вдруг… споткнуться о кирпич.
Как он попал на лесную тропинку?
Да-да, тот самый! Тривиальный, оранжевый, прямоугольный и очень твердый. Он чрезвычайно опасен для большого пальца, торчащего из летних сандаликов, если речь идет об одном кирпиче на лесной тропинке и об одном человечке, что не смотрит под ноги. И буквально губителен, если речь идет о начинающем предпринимателе и целом кирпичном заводе.
Героя этой истории зовут Андрей, он ненавидит кирпичи. Ненависть эта очень личная, но он все же согласился поделиться своим опытом, так как был пьян.
Все это началось очень давно. В далеком и загадочном городе, что называется Саратов, жил способный парень Андрей 28 лет от роду.
В этом возрасте он имел десятилетний стаж работы в оконной компании и дослужился до генерального директора с фантастической для Саратова зарплатой в 90 тыс. руб.
К этому моменту он уже смог купить себе квартиру в центре города, которая даже на момент кризиса, а это был 2008 год, стоила 2 млн 600 тыс. руб. Кроме этого, он был гордым обладателем небольшой заначки в 500 тыс. руб. на расчетном счете. Но не было счастья в жизни Андрея… А все потому, что он не хотел работать на дядю – он хотел свой бизнес. Андрей, как и большинство детей советских родителей-пролетариев, мечтал быть владельцем завода. Того самого, на котором всю жизнь отпахали его родители.
И вот однажды вечером он собрался с компанией друзей в сауне: провести маркетинговые исследования на тему того, где же сейчас прет бабло. После ящика пива маркетинговые исследования достоверно показали, что золотая жила для Саратова – это …КИРПИЧ.
Ведь он везде нужен. Оглянись кругом, повсюду большие стройки, строятся дачные участки. Да-да, золотая жила – в кирпиче. Мысли материальны, и буквально через две недели Андрей взял газету «Из рук в руки», на последней странице которой красовалось объявление о выставленном на продажу кирпичном заводе: «В селе Нагорный Карабулак продается действующий кирпичный завод». Мало того, он находится прямо на карьере, что означало – никаких проблем с логистикой. Естественно, Андрей незамедлительно продал свою квартиру. Завод стоил 2 млн 800 тыс. руб. Добавил деньги из заначки. Нанял персонал, сделал небольшой ремонт, слегка улучшил производство. И вот у него осталось всего 50 тыс. руб. на еду и бензин, для того чтобы ездить с дачи бабушки до своего новоприобретенного завода.
Через два месяца он пригласил всех на открытие своего детища. И все приглашенные, как один, обливались слезами белой зависти, потому как вся наша компания работала в сфере услуг, но все мечтали делать что-то материальное. А первым из нас, кто сумел этого достичь, стал Андрей. Итак, мы приехали к нему обмывать завод, удивились тому, что у него действительно все работает. Вот она глина, которая засовывается, обжигается и вынимается. Вот он кирпич готовый, лежит на складе… Мы вернулись обратно в Москву с пониманием того, что в отличие от новоиспеченного хозяина завода занимаемся чем-то не тем.
К моему великому удивлению, буквально через два месяца Андрей снова позвонил, но уже не приглашать на свой завод, а занять немного денег.
«Андрей, – говорю я, – у нас уже очередь стоит, кто у тебя будет занимать на развитие, ты же единственный из нас обладатель завода! Что случилось?»
А у него случилась проблема. Банальная проблема со сбытом. Оказалось, что в проекте «Кирпичный завод» нашлось много нюансов.
В крупных стройках он участвовать не мог, так как крупные стройки – это клановый семейный бизнес. И чтобы туда влезть, надо обладать либо родственными связями, либо длительной историей дружбы с крупными девелоперами.
На рынки он тоже не смог попасть, потому что там оказались не самые простые условия от бандитов, владеющих этими рынками. Да и многие крупные производители из других городов, объемы производства которых были значительно больше, смогли выставить цену не хуже, чем у местного Андрея.
И даже с дачниками нашелся нюанс. Оказалось, что ни один классический дачник не покупает кирпич для своего забора официально по рыночной стоимости. Большинство наших дачников, покупая кирпич для участков, как-то мутят. По бартеру, воруют потихоньку, по блату выкупают остатки с крупных строек и пр.
В совокупности все эти нюансы привели к тому, что за два месяца ни один кирпичик со склада Андрея за денежку не ушел.
Прошло еще три месяца, и единственное, что спасло Андрея от тотального разорения, это то, что нашелся еще один чудак, согласившийся купить этот бизнес. Правда, уже за 2 млн 100 тыс. руб.
На дворе тем временем наступил уже 2009 год, цены на недвижимость подскочили, и наш герой смог приобрести лишь однушку в Саратове. В итоге чуть больше чем за полгода Адрюша потерял две комнаты, прекрасную полумиллионную заначку и великолепную работу. Никто обратно на зарплату 90 тыс. руб. Андрея не взял, да и рынок пластиковых окон уже стал не таким интересным.
Хотя, конечно, он получил немного профита: вокруг его дачи стоял огромный кирпичный забор. Когда Андрей бывает на даче, он выходит на веранду, садится на пластиковый стульчик и подолгу созерцает этот забор. О чем он думает в такие моменты? Может, о том, что по-настоящему ему хочется начать все заново, унять горечь нереализованных желаний, взять кувалду и раздраконить этот забор на маленькие-премаленькие кирпичики. Но вряд ли он когда-либо решится на это, ведь его забор – самый большой и красивый во всем дачном поселке. И вообще это было бы странно и в высшей степени нерационально.
ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ЗАРАБОТАТЬ БЕЗ ПРОДУКТА, НЕ СМОЖЕШЬ И ТОГДА, КОГДА ОН ПОЯВИТСЯ.
:-) Кирилл Необразованный
Мы теперь знаем об опасности кирпичных амбиций. Остается главный вопрос: с чего же следует начинать начинающим? С чего-то очень мелкого, настолько мелкого… ну, словом, практически незаметного, например с крошки.
Следующая поучительная история вовсе не о мальчике-с-пальчике, напротив, о настоящем, хоть и молодом мужчине. Брутальном не по годам, с ног до головы перепачканном в мазуте и всяких там других штуках, что используют в закрытом царстве железа и резины – сахалинской шиномонтажке. Семь лет жизни из двадцати трех Кирилл провел здесь. После девятого класса паренек решил, что не пойдет дальше учиться и будет зарабатывать деньги. Он добился многого, стал единственным на точке, кто мог отнести на мусорку аж четыре покрышки разом, все остальные носили лишь по две.
В этот день лениво падал теплый снег… и ничто не предвещало перемен. На шиномонтажку подъехал сотый крузак, водитель символа успеха опешил от сверхспособности Кирилла носить по четыре покрышки разом. Он вторгся в сознание и жизнь нашего героя и изменил все следующей фразой: «Вай, маладес, по тсшетыре, вай,… джигит… а ты продай на завод рэзиновий крошки, будэт дэнги же…»
Он вообще слышал сам-то, что сказал? Кирилл семь лет таскал эти покрышки на помойку, а потом каждое утро платил из кассы мусорщикам, вывозившим эти покрышки со свалки. И что, он семь лет таскал на помойку свои деньги?
О′кей, Google, что же такое резиновая крошка? Оказывается, на Сахалине есть 18 компаний, которые используют резиновую крошку в своем производстве. И тогда Кирилл однозначно решил, что станет владельцем завода по производству резиновой крошки. Завод он создал через две недели, вложив туда все свои накопления – 15 тыс. руб. На 5 тыс. руб. через одну из компаний, предлагающих свои услуги по открытию фирм, зарегистрировал ООО с креативным названием «РезинКрошСтрой». Еще на 5 тыс. руб. открыл сайт компании, на оставшуюся треть капитала напечатал маркетинговую продукцию: буклетики с описанием своей компании, визитки и т. д. После этого Кирилл отправился к руководителям отделов сбыта всех 18 компаний. Пятнадцать сразу ему отказали, потому как у нашего Кирилла на лице было написано, что за компания «РезинКрошСтрой» и каковы ее замечательные производственные мощности.
С оставшимися тремя компаниями произошла необычная ситуация. Поскольку наш герой совсем не знал, как правильно продавать, он пришел с абсолютно человеческим предложением, звучавшим примерно так: «Ребята, я тут решил производственные мощности расширять, но я ж не дурак, я не буду их расширять без обеспечения сбытом, поэтому скажите, пожалуйста, по какой стоимости и какой объем вы могли бы у меня покупать?» На дворе был июнь, и две компании заключили с ним договор, что с 1 января они будут закупать у Кирилла резиновую крошку. Притом даже заплатят неустойку, если по оговоренной заранее цене откажутся покупать товар. Сумма двух контрактов составляла 4 млн 300 тыс. руб.
С третьей компанией произошло и вовсе чудо. Владелец компании сказал Кириллу: «Не хочешь ли ты заключить со мной фьючерсный контракт?» Кирилл тогда вряд ли понимал, что такое фьючерсный контракт, но твердо знал, чего хочет, и смело спросил в ответ: «На каких условиях?» Директор ответил: «Я у тебя куплю крошку за 50 % рыночной стоимости, при этом деньги заплачу сейчас в июне. А крошку ты мне поставишь 1 января». Сумма этого фантастического предложения составила еще 1 млн 400 тыс. руб.
В итоге под обеспечение двух контрактов он с легкостью нанял персонал, снял ангар, взял в лизинг оборудование и доставил его из Китая. Уже к сентябрю он стал обладателем работающего завода по производству резиновой крошки.
Кирилл стал с шиномонтажек Южно-Сахалинска вывозить покрышки, причем в два раза дешевле, чем это делали мусорщики. В результате он получал бесплатное сырье и дополнительные средства на то и на се. До 1 января он без проблем произвел необходимое количество материала, отгрузил его всем клиентам. Правда, вытащить деньги из бизнеса он не смог, пришлось еще и доложить 100 тыс. руб. Однако у него уже был выплачен лизинг, работал завод, состоялись три довольных клиента, которые хотели и дальше оставаться довольными, т. е. Кирилл им теперь очень нужен.
На данный момент Кирилл – один из немногих серьезных поставщиков резиновой крошки на Дальнем Востоке, даже влез в политику на волне борьбы с отходами: бесплатная утилизация выкинутых покрышек.
ЛУЧШИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ДЛЯ СТАРТА МАЛОГО БИЗНЕСА – ПРОВЕРКА СБЫТОМ. ИМЕЕТ СМЫСЛ НАЧАТЬ НЕ С ПЛАНОВ И ДИЗАЙНА, А С ПРЕСЕЙЛА ПЕРВОГО ПРОДУКТА. ЕСЛИ ПРЕСЕЙЛ УСПЕШЕН, БУДЕТ УСПЕШНЫМ И БИЗНЕС.