Вы здесь

Дыхательные практики для оздоровления, релаксации, высвобождения подавленных эмоций и многого другого. Глава 2. Обучение технике дыхательного процесса (Т. В. Шередеко, 2014)

Глава 2

Обучение технике дыхательного процесса

Общие рекомендации

На нашем базовом тренинге большинство дыхательных процессов проводится в положении лежа. Одежда должна быть удобной и не сковывающей, без ремней, молний, жестких пряжек, пуговиц и других стягивающих, давящих или жестких деталей. Украшения, цепочки, часы и прочие предметы, которые создают дополнительные физические ощущения, мы также просим снять.

Наличие косметики на лице может помешать свободному выражению эмоций, поэтому не стоит делать макияж перед процессом. Мы также просим в день посещения тренинга не пользоваться косметическими средствами, имеющими запах, а также не употреблять накануне и в день тренинга спиртных напитков, не есть лук и чеснок. Из-за повышения чувствительности во время практики запах может помешать вам и другим участникам тренинга.

На протяжении всего процесса глаза остаются закрытыми. Если веки поднимаются автоматически, можно накрыть глаза темной тканью. Кроме того, не рекомендуется двигаться.

Все это нужно лишь для того, чтобы вам легче было сохранять свое внимание внутри тела и сосредоточиться на практике «Дыхания».

Пять стадий дыхательного процесса

Словом «процесс» в «Свободном дыхании» называется активная часть практики, которая на нашем тренинге длится обычно полтора-два часа. Как уже говорилось в главе «Как и за счет чего работает практика», основной фактор, за счет которого достигаются результаты, – это повышение чувствительности.

В процессе связного дыхания мы получаем доступ к ранее подавленному материалу за счет того, что не делаем паузы между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом (сам вдох и выдох мы также рекомендуем стремиться делать непрерывным).

Мы убеждены, что одним из физиологических аспектов механизма вытеснения и подавления нашего опыта в область подсознания являются паузы в дыхании. Поэтому осознанный отказ от пауз приводит к повышению чувствительности, что дает нам расширенное состояние сознания: то, что было ранее скрыто от нашего восприятия и осознания, проявляется. И нам одновременно становится доступно и переживание, и наблюдение за ним (подробнее см. главку «Расширенное состояние сознания» ниже в этой главе).

Дыхательный процесс состоит из пяти стадий. Ни одна из этих стадий не является более важной, чем остальные. Ни одной из них не следует пренебрегать. Каждая стадия создает возможность эффективного протекания следующей. Вот они:


1. Плавный вход.

2. Активная стадия с акцентом внимания на дыхании.

3. Активная стадия с акцентом внимания на переживаниях.

4. Интеграция.

5. Плавный выход.


Границы между ними условны так же, как, например, границы между временами года – если не смотреть на календарь, трудно сказать, что вот сегодня в три часа дня весна закончилась, и в три часа одну минуту уже наступило лето. Также и здесь: все эти этапы постепенно перетекают друг в друга. Поэтому не нужно беспокоиться и во время процесса думать: «Ой, сейчас у меня третья стадия или уже четвертая?»

Представление о структуре дыхательного процесса нужно лишь для того, чтобы вы освоили технику. Со временем вы научитесь, опираясь на технику, слышать голос своей интуиции и делать не то, что «правильно» по инструкции, а то, что правильно лично для вас в данный момент. Любая крайность тут вредна:[13] если вы будете слепо воспроизводить выученные когда-то клише, вы ограничите свое развитие; но если вы будете попустительствовать себе, то тем более не сможете развиваться.


Рассмотрим подробнее эти пять стадий.

1. Плавный вход

Первая стадия обеспечивает мягкое и плавное погружение в расширенное состояние сознания. Для этого мы рекомендуем вам расслабиться и возвратить внимание внутрь своего тела.

Если вас еще беспокоят какие-то мысли или заботы текущего дня, не нужно тратить усилий и избавляться от них, а просто постарайтесь подумать о чем-то приятном для вас,[14] некоторым это хорошо помогает отвлечь свое внимание от тяжких дум и легче перейти к практике.

Если вы обнаружите какие-то ожидания относительно того, каким должен быть ваш процесс, постарайтесь не обусловливаться ими, а переведите внимание на то, что само уже происходит с вами.

Самое лучшее настроение для практики – готовность ко всему, предвкушение путешествия и заинтересованная открытость.

Почувствуйте, как лежит ваше тело, ощутите легкое прикосновение одежды и одеяла, а также то, как ощущается давление вашего тела на поверхность, на которой вы лежите. Обратите внимание на другие физические ощущения. Максимально расслабьтесь и просто позвольте себе найти максимально комфортное для вас состояние, все более и более наполняя своим присутствием собственное тело. Пока что ничего другого делать не нужно – полежите так несколько минут.

Постепенно переведите свое внимание на то, как вы делаете вдохи и выдохи. Если есть пауза (или несколько), обратите внимание, где именно она возникает: между вдохом и выдохом или между выдохом и вдохом, если пауз несколько, какая из них длится дольше. Бывает, что паузы разбивают на несколько частей один вдох или выдох, или наоборот – дыхание уже само стало связным. Оно может быть поверхностным или глубоким, частым или медленным – каким угодно. Важно: сейчас вы просто наблюдаете за своим дыханием «как оно есть» и ничего специально с ним не делаете.

Если дыхание меняется само по себе, вы не мешаете этому, а просто наблюдаете за тем, как это происходит.

Понаблюдайте за тем, как происходит ваше дыхание, несколько минут. Затем еще некоторое время понаблюдайте за самими переходами вдоха в выдох и выдоха во вдох. Еще через какое-то время вы, возможно, обнаружите, что паузы исчезли сами. Если этого не произошло, начните мягко, плавно «подтягивать» вдох к выдоху, а выдох ко вдоху. Все прочие параметры вашего дыхания пусть остаются естественными для вас на данный момент. И вскоре вы сможете заметить, что дышите связно.

Теперь можно расширить амплитуду дыхания. Начните дышать «от копчика до макушки». Конечно, физиологически это невозможно – у вас нет легких в копчике… В данном случае под словами «дышать от копчика до макушки» мы имеем в виду синхронизацию вашего внимания и дыхания, при которой внимание выделяет какие-то области тела, двигаясь по ним в одном направлении во время вдоха и в обратном – во время выдоха.

Почувствуйте область копчика: если это удалось, значит, ваше внимание выделило эти ощущения из прочих. Теперь выше… Так, выделяя разные участки, оно может подниматься вдоль осевой линии тела вверх во время вдоха до самой макушки и вместе с выдохом вернуться обратно. При этом направлению «от копчика до макушки» соответствует вдох, а обратному пути – выдох. Вы словно сканируете свое тело собственным вниманием: снизу вверх во время вдоха и сверху вниз – на выдохе.

Не нужно заменять этот процесс фантазиями и «картинками» – важно именно чувствовать. Но если воображение способно помочь вам управлять своим вниманием (еще раз отметим: не заменить, а помочь!), тогда вы можете представить себе, например, что вдоль центральной оси вашего тела расположен тоннель, по которому поднимается (вдох) и затем опускается (выдох) поршень вашего внимания. Либо что этот тоннель или канал заполняется воздухом, а ваше внимание, как поплавок, опускается и поднимается, отмечая «уровень заполнения». Сам канал (тоннель, труба, столб… – выбирайте или найдите свой образ) может быть любого диаметра, может быть смещен к задней или к передней поверхности тела – это не важно.

Если на каком-то участке пути от копчика до макушки вы не чувствуете свое тело, не стоит расстраиваться. Возможно, на этом уровне находятся очаги повышенного напряжения, и вы привыкли не чувствовать эти места. Тогда вы просто продолжаете методично и целенаправленно дышать «от копчика до макушки», предполагая, что и сквозь эти «слепые» зоны ваше внимание проходит. Так, своим вниманием вы, словно ершиком, прочищаете «засорившуюся трубу», увеличивая амплитуду своего «внимания-дыхания». Со временем «слепые» зоны либо изменятся, либо исчезнут.

Подышав так какое-то время, начните набирать интенсивность – глубину и частоту вдохов-выдохов. Делать это нужно тоже постепенно. Сначала вы каждый свой вдох делаете немного глубже предыдущего, а каждый выдох – чуть-чуть расслабленнее. Акцентируйте именно вдох, не выдох. Вдох – это ваш волевой акт, а выдоху позвольте происходить самому по себе, без вашего намеренного усилия. Можно выдох озвучивать – как протяжный вздох облегчения. Вдох – активный, выдох – расслабленный. Вдыхая, вы наполняетесь свежим воздухом, выдыхая – отпускаете то, что вашему организму стало уже не нужно. Вдох – приглашение, и мир входит в вас, наполняя всем своим разнообразием. Выдох – отпускание всего, что нет больше смысла удерживать, легко, как птицу с руки… Пусть летит!

Нет нужды всегда представлять себе эти метафоры, со временем они станут не нужны.

Вскоре благодаря такому постепенному вхождению в процесс вы научитесь осознанно регулировать глубину, скорость и интенсивность его протекания.

2. Активная стадия с акцентом внимания на дыхании

Цель этой стадии – повысить чувствительность, для того чтобы получить доступ к ранее подавленному материалу. Благодаря этому, вам будет с чем работать. Мы называем такой тип дыхания «рабочим». Вам важно продолжать дышать связно (без пауз), «от копчика до макушки», глубоко и довольно часто, то есть интенсивно.

На этой стадии дышащих нередко поджидает так называемое «болото». Этим словом мы называем естественное сопротивление защитных механизмов психики, которые оберегают границу между сознанием и подсознанием. Однако если вы хотите получить доступ к ранее подавленному материалу, пройти ее все же нужно.

Мы предлагаем не проламывать эту границу грубо, быстро и резко, а напротив, пройти ее очень бережно, мягко, уважительно. При таком отношении она сама становится проницаемой, и вам не нужно будет совершать насилия над собой. Но тут очень важно использовать ваше намерение практиковать, так как «болото» проходится только на силе намерения. Конечно, инструктор в сложный момент напомнит вам и о необходимости поддерживать интенсивное дыхание, и о расслаблении, но дышать за вас он не сможет.

«Болото» проявляется как желание уснуть или как постоянное «проваливание-улетание» в трансовые состояния. Внимание становится вязким, и вы не замечаете, как оно отключается, либо рассеянным и норовит куда-нибудь сбежать.

Если вам трудно, лень, хочется перестать поддерживать «рабочий» ритм дыхания, скучно, возникают сомнения в том, что все это нужно делать… – вспомните, зачем вы начали процесс, зачем вы вообще занялись этой практикой, и на силе этого (собственного!) намерения все-таки продолжайте дышать в описанном выше формате. Единственная рекомендация, которую мы можем вам дать: если чувствуете, что засыпаете, скучаете или думаете о какой-то ерунде, дышите интенсивнее (глубже и чаще) – и это пройдет. Ваша задача – 90 % своего внимания посвятить тому, чтобы отслеживать соблюдение «формата» дыхания. А оставшимися десятью процентами вы наблюдаете за тем, что с вами происходит.


Мы не даем точного указания на продолжительность каждой стадии и считаем правильным не обуславливаться этим. Один из критериев перехода второй стадии в третью таков: вы замечаете, что для того чтобы поддерживать осознанность, связность и рабочую глубину-частоту дыхания, вам уже не нужно затрачивать много сил. Процесс запущен. Дыхание начинает поддерживаться как бы само собой при небольшом количестве ваших сил и внимания. Отлично – значит, уже началась третья стадия.

3. Активная стадия с акцентом внимания на переживаниях

Теперь все наоборот: почти все свое внимание вы переводите на происходящее с вами, и лишь в фоновом режиме продолжаете наблюдать за дыханием и поддерживать его связность и интенсивность.

Что происходит на этом этапе? Чувствительность к вытесненному, подавленному когда-то, материалу повысилась, и вы получаете к нему доступ. «Получить доступ» в данном случае значит – получить возможность прожить его заново. Вы сможете «перепрожить» когда-то травмировавший вас, не прожитый конструктивно опыт. И хотя такая возможность могла появиться и на второй стадии процесса, именно сейчас вы можете в максимальном объеме погрузиться в переживания, которые приходят к вам, одновременно, как бы со стороны, наблюдая за ними.

Переживания могут быть какими угодно.

На физическом уровне могут проявляться самые разные ощущения: покалывание, скручивание, растяжение, онемение, распирание, давление… – буквально все возможные и «невозможные» телесные переживания. Невозможные – это не оговорка, речь идет о фантомных ощущениях. Например, вам может показаться, что тело выворачивается наизнанку, или что оно парит, оторвавшись от земли, либо вовсе исчезло, либо что у вас десять пар рук и ног. В этот момент не надо открывать глаза и проверять, какие из них настоящие, а также, где и как они лежат – это может прервать ваш процесс.

Иногда, особенно в течение первых процессов, пока человек только приступил к освоению практики и еще не умеет расслабляться, физические ощущения могут быть довольно болезненными.


На эмоциональном уровне также может проявиться все разнообразие чувств. Не стоит искать причину, по которой вы вдруг заплакали, а через мгновение засмеялись. Состояния (вся палитра – гнев, удивление, страх, счастье, обида, радость, одиночество, восторг, тоска, спокойствие и т. д.) могут спонтанно сменять друг друга, и лучшее, что вы можете сделать, – это безоценочно осознавать, замечать свои чувства, проживать их и по возможности запоминать свой опыт.

Вы также можете видеть образы, абстрактные картины или вспоминать и заново переживать какие-либо ситуации из прошлого.

Процесс может протекать и на других уровнях восприятия – на слуховом, обонятельном и даже вкусовом.

На ментальном уровне вы можете оказаться в центре целого роя пчел-мыслей. Это могут быть потоки мыслей, рваные клочки и длинные цепочки. Не стоит пытаться остановить или прогнать их. Но и намеренно думать (то есть целенаправленно развивать, пытаться в них разобраться, стараться вспомнить только что «улетевшую» идею или прийти к какому-то выводу и т. п.) тоже не следует. Работу ума можно наблюдать так же, как и ощущения в теле – не вовлекаясь, но и не тормозя этот поток. Есть мысли – и хорошо, нет – отлично.

Наблюдая, старайтесь включать в сферу своего внимания и область чувств: что вы чувствуете, когда ум думает именно об этом?

Помимо суетных мыслительных вихрей на ментальном уровне иногда происходят действительно важные, ценные и новые осознания. Вы что-то вспоминаете или осознаете какую-то важную истину (возможно, даже банальную, но вот теперь наполнившуюся подлинным смыслом для вас), или же в голову приходят решения ранее неразрешимых проблем…

От обычной суеты ума эти озарения отличаются тем, что в этом процессе вы не делали ничего специального для того, чтобы прийти к этим выводам, а придя к ним, не сомневаетесь в их ценности и большой значимости для себя. И хотя обычно такие озарения являются результатом долгой практики, бывает, что они случаются и на первых процессах.

Происходит это тогда, когда в течение вашей жизни какая-то тема была вами прожита и уже почти проработана, и вам не хватало лишь последней «капли», которой вдруг оказывается ваш процесс.

4. Интеграция

Интеграция – это объединение части с целым.

Представьте, что вы однажды сжали в кулаке ручной эспандер, но не отпустили его, а вместо этого приучили свое тело не чувствовать напряжения, возникающего в этот момент в кисти, «закапсулировали», отторгли от себя, изолировали это напряжение.

Вы привыкли к тому, что постоянно носите с собой этот эспандер. Привыкли настолько, что даже не замечаете его, не чувствуете, сколько энергии тратите и на постоянное его сжимание, и вдобавок на то, чтобы вытеснять эти ощущения.

Этот почти абсурдный пример иллюстрирует механизм образования устойчивых напряжений, так называемых блоков, в нашем теле.

И вдруг вы обратили внимание на это накопившееся напряжение, ощутили боль, но вместо того чтобы выпить анальгин или как-то еще подавить ее, стали медленно расслаблять пальцы, оставаясь в контакте с этими ощущениями. В конце концов вы отпустили эспандер и позволили себе отдохнуть.

Примерно то же самое происходит с человеком и во время процесса связного дыхания. Накопившееся напряжение сменяется расслаблением и растекается волной ощущений по телу. Та энергия, которая ранее «запиралась» в самом напряжении, и та, которая затрачивалась на постоянную анестезию (в переводе с греческого – не-чувствование), высвободилась благодаря применению практики СД.

Обычно этот этап процесса сопровождается тонкими, радостными состояниями или довольно интенсивными энергетическими переживаниями, приятными и удивительными ощущениями. Это и есть «интеграция».

Пока ваше внимание еще не приучено замечать и оставаться в контакте с интеграционными переживаниями, вы можете «засыпать» (не путайте с «болотом», которое бывает на второй стадии). Со временем вы заметите, что это не совсем обычный сон, и научитесь наблюдать происходящее с вами во время интеграции.

Также не стоит в это время начинать новый виток интенсивного дыхания. Поступив так, вы рискуете уподобиться человеку, откусившему большой кусок пирога, но вместо того чтобы пережевать его, кусающему следующий. Ваша задача – максимально расслабиться, устроиться комфортнее и позволить телу стать «губкой», которая впитывает и усваивает приобретенный опыт и освободившуюся благодаря вашей практике энергию, чтобы затем иметь возможность использовать ее на что-то другое.

5. Плавный выход

Итак, вы позволяете себе отдыхать.

Хорошо, если у вас получится одновременно с отдыхом вспоминать все, что произошло с вами с момента входа в процесс. Это поможет вам сохранить полученную в процессе информацию в сфере осознанности, помнить какие-то важные детали.

Вскоре вы почувствуете, что вернулись в «обычное» состояние сознания. Отдохните еще немного, не торопитесь вставать. И только тогда, когда вы будете абсолютно уверены в том, что ничего «этакого», даже совсем незначительного, с вами более не происходит, процесс действительно подошел к концу. Теперь можно открыть глаза и аккуратно, медленно подниматься.[15] Имеет смысл записать все значимое и важное из того, что принес вам процесс, пока память не скрыла от вас эту информацию как вчерашний сон, прежде чем проговорить свой опыт с инструктором.

Что нужно делать в процессе

Наблюдать и расслабляться. Это все. Так просто.

На практике оказывается, что не очень-то это и просто…

Мы привыкли контролировать или, по крайней мере, пытаться контролировать все, что с нами происходит. Если нам что-то не нравится, мы стараемся от этого избавиться. И наоборот, если мы чего-то хотим, контроль выражается в том, чтобы «обеспечить себе», притянуть это (например, состояние) и удерживать его максимально долго.

Те чувства и ощущения, от которых мы обычно хотим избавиться, мы называем «негативными», «плохими», «неправильными» и т. д. Однако, что значит избавиться? Мы же не можем «удалить» свои чувства и ощущения, «остановить» процесс их возникновения – это невозможно даже физиологически. Человек не несет ответственности за возникающие у него чувства. Он ответственен лишь за то, что он с ними делает.

Получается, что у нас есть всего лишь два варианта: первый – конструктивно прожить чувство, воспринять ощущение… и второй – понизить свою восприимчивость к ним, вытеснить какие-то переживания и мысли из сферы осознанного внимания, анестезировать боль, перестать замечать то, что уже есть. Иногда первое просто невозможно, и тогда наши механизмы подавления – это спасательный круг, который стабилизует и защищает психику. Но зачастую мы могли бы уже прожить тот или иной опыт конструктивно, да вот все еще по привычке подавляем его – автоматически, неосознанно.

Понижение чувствительности и подавление возможно лишь до определенного предела и требует от нас затрат большого количества жизненной энергии, что при частом применении чревато психосоматическими заболеваниями и является причиной многих других проблем…

Однако мы бы сами удивились, насколько часто мы прибегаем к этому способу, если бы смогли увидеть весь объем пережитого, но «недопрожитого», непрочувствованного, «неотреагированного», неосознанного нами опыта, который «заархивирован» в нашем теле.

В дыхательном процессе за счет повышения чувствительности мы часть этого опыта «разархивируем» и делаем доступной для высвобождения и перепроживания. Но привычное отношение к нему, как к «негативному» и как к тому, от чего нужно избавиться, по-прежнему остается.

Когда нам становится больно (физически или эмоционально), мы сразу же по сложившейся многолетней привычке реагировать именно таким образом пытаемся прогнать «негативности», несмотря на то, что умом понимаем, что находимся в дыхательном процессе, который затеяли именно для того, чтобы получить доступ к этому материалу.

Получается, что одной рукой мы раскапываем ямку, а другой старательно закапываем ее обратно. Этот процесс может длиться долго и он крайне неэффективен. (Именно здесь помощь грамотного и опытного инструктора может оказаться весьма кстати.)

Вот почему важнейшим условием успешной практики является отношение к собственной боли и несовершенствам как к «желанной добыче». Практик, вместо того чтобы бегать от своего бессознательного, начинает его исследовать и включать его в сферу внимания. Перестать «закапывать ямку» можно только благодаря силе намерения действительно что-то изменить в своей жизни.

Обычно мы существуем внутри одной из двух крайностей: либо надо подавить желание (ощущение, чувство и т. п.), либо реализовать его. Например, или съесть булку, или подавить чувство голода. Но в процессе «Свободного Дыхания» вы осваиваете одновременность этих двух «полюсов»: и не подавляете переживание, и не реализуете его. Вместо этого вы остаетесь с ним в контакте, проживаете его. Какая-то часть вас – назовем ее Наблюдатель – фиксирует происходящее и по возможности запоминает все самое ценное.

Если вам печально – печальтесь, если смешно – смейтесь, если вас переполняет гнев – гневайтесь и не мешайте себе плакать, если через минуту вы обнаружили, что у вас потекли слезы. Позвольте переживаниям и состояниям сменять друг друга, никак не интерпретируя это и намеренно не влияя на этот процесс.

Если у вас онемели ноги, не надо шевелить ими, чтобы прогнать это ощущение и убедиться в том, что с ногами все в порядке – исследуйте онемение, заметьте, как оно распространяется и меняется. Если вам хочется подвигаться, не прогоняйте это желание. Но и не реализуйте его! Просто наблюдайте: как оно нарастает, меняется, проходит, что приходит ему на смену…

И также поступайте с любыми другими, даже (и прежде всего!) с дискомфортными ощущениями.

Эти рекомендации не есть догма. Важно понимать их смысл. Мы предлагаем не двигаться в дыхательном процессе (особенно в его начале и в период обучения практике) лишь для того, чтобы вы не избавлялись от дискомфорта, не отказывались от того, чему только что сами же и открылись. Но иногда в дыхательном процессе движения возникают спонтанно, сами и независимо от вашего «хочу» или «не хочу». И тогда они, наоборот, помогают прожить то или иное состояние более полно. В этом случае нет смысла их пресекать только потому, что «правильно было бы не двигаться». Одно дело, если вы сами решили пошевелить рукой и сделали это, и совсем другое, если руки стали подниматься вверх неожиданно для вас. Первому не следуйте. Второму не мешайте. Или, например, на стадии интеграции смена позы иногда помогает более полноценно расслабиться, впитать новый опыт и отдохнуть. Тогда, конечно, двигаться можно и нужно.

Но если вы еще новичок в практике или если знаете, что склонны к самообману, или вам тяжело дается практика, то лучше сначала освоить первый способ (неподвижный) и лишь потом экспериментировать. В конечном итоге – это вопрос внутренней честности: где-то в глубине души вы ведь хорошо знаете, что вы делаете, – проживаете более глубоко то, что с вами происходит, или просто сбегаете от неприятных ощущений и переживаний.[16]

Итак, во время процесса не нужно ничего делать в привычном понимании этого слова. Вы уже все сделали, когда намеренно поддерживали заданный формат дыхания. Дальше вы просто наблюдаете, расслабляетесь и позволяете быть всему.

Практические рекомендации

О типах дыхания

Мы рекомендуем такие типы дыхания:

а) вдох через рот, выдох через рот;

б) вдох через нос, выдох через нос (после как минимум четырех активных процессов дыхания через рот);

в) вдох через нос и рот одновременно и выдох через нос и рот одновременно.

Не нужно вдыхать через рот, а выдыхать через нос или наоборот – это другой вид практики.

Иногда у людей, давно и успешно практикующих, в процессе самопроизвольно возникают такие состояния, которым соответствует дыхание «рот-нос» или «нос-рот» – в этом случае не надо этому препятствовать, но не стоит и специально дышать таким образом. Если же вы довольно часто обнаруживаете, что, будучи новичком в дыхательной практике, непроизвольно переключаетесь на один из этих типов дыхания, попробуйте намеренно изменить формат дыхания и посмотрите, что это вам даст.

Также непроизвольно может появиться форсированный выдох, когда он делается с энтузиазмом, с напряжением. Нами акцентируется именно вдох, а выдох остается расслабленным, поскольку форсированный выдох приводит к гипервентиляции.[17] Вдох мы делаем, а выдох происходит сам.

Дыхание через рот способствует более интенсивному протеканию процесса, через нос – более мягкому и тонкому. Поскольку у нетренированного человека внимание не приучено замечать тонкие переживания, мы просим на первых занятиях нашего тренинга дышать только ртом. Если у вас от интенсивного дыхания через рот пересыхает во рту и вам это якобы мешает сохранять нужный формат дыхания, дышите интенсивнее, и вскоре у вас появятся куда более интересные ощущения, и вам будет не до пересохшего рта.

При этом, даже когда вы перейдете к дыханию через нос, желательно продолжать держать рот приоткрытым. У дыхания с приоткрытым ртом есть еще один плюс: в нижней части лица многими из нас накоплены весьма сильные напряжения, заметить которые обычно бывает довольно сложно. Приоткрытый рот помогает обнаружить их, а возникающие при этом вибрации и другие ощущения – освободить накопленную в этих напряжениях энергию.

И это все.

Более никаких ограничений, никаких заранее заданных, «правильных» и «неправильных» типов дыхания. При наличии у дышащего осознанного принятия происходящих с ним процессов – любой тип дыхания – правильный. Очень важно это понять, поскольку существует связь между типами дыхания и эмоциональными состояниями, состояниями ума. И в разное время для одного человека актуальны разные состояния. Соответственно глубина, частота и амплитуда дыхания также будут меняться.

Об амплитуде дыхания

Вот одно из определений значения слова амплитуда – это то, что находится между крайними проявлениями чего-либо.

В практике дыхания такими крайними точками часто бывают: низ туловища – копчик или промежность, иногда – стопы, и верх – сердечный центр или голова (макушка). Ваше внимание перемещается в одном направлении синхронно со вдохом и затем возвращается в обратном направлении синхронно с выдохом.

Формат дыхания «от копчика до макушки» мы еще называем «дыханием полным циклом», поскольку амплитуда в этот момент захватывает все основные центры тела. Слова инструктора «расширьте амплитуду дыхания» обычно означают просьбу постепенно включить в зону внимания бо́льшую часть тела, например «от копчика до макушки» или от ступней ног до центра грудной клетки.

О «дыхании» разными частями тела

Можно «дышать» любым участком вашего тела – хоть пяткой, хоть шеей, хоть областью сердца. Это образное выражение означает, что вы помещаете внимание в эту часть тела, чувствуете ее, как если бы в этом месте у вас был рот или нос и воздух входил в тело и покидал его именно через это место.

Так же, как и с амплитудой дыхания, тут работает синхронизация внимания с вдохами и выдохами. Отличие «дыхания какой-либо частью тела» от, например, «дыхания от копчика до макушки» состоит лишь в том, что здесь внимание не перемещается по заданной траектории, а локализовано в какой-то части тела. Другими словами, «дышать сердцем» значит сохранять свое внимание в центре грудной клетки, направляя его через эту область внутрь со вдохами и вовне с выдохами. Либо даже никуда не направляя, а просто одновременно осознавая и эту область тела, и дыхание.

Совет: если во время процесса вы чувствуете сильное давление, тяжесть, как если бы вам положили что-то на грудь, можно подышать под этой областью, максимально помогая себе расслабить это место, давая войти чему-то, отвергнутому ранее. Если, наоборот, вместо давления вы чувствуете распирание, имеет смысл подышать над этим ощущением и вокруг него, позволяя чему-то выйти.

Можно дышать сквозь часть тела, вдоль нее – как угодно в трех измерениях. Можно менять фокус внимания – сужать и расширять ту область, через которую вы дышите.

Важно понимать, что речь идет именно о внимании, а не о воображении. Ваше внимание, будучи синхронизированным с процессом чередования вдохов и выдохов, просто концентрированно присутствует в заданном участке. А дыхание помогает вам оставаться в контакте с телом. Это и называется «дышать» какой-либо частью тела.

О вреде сравнения с другими

Бывает, что участники тренингов с сожалением говорят: «Вот у него такие переживания! И полеты, и картинки. А у меня всего лишь какие-то ощущения по телу бродят…»

«У других людей в процессе возникают прозрения, какие-то инсайты, озарения, понимания. А я только смеюсь да плачу…»

«У меня сплошные мысли да образы, а вот у других – да, действительно получается: и ревут, и кричат, и смехом заливаются, и телом чувствуют разные ощущения…»

Все это – ошибка. Чужой процесс не может быть критерием для оценки процесса вашего.

У разных людей в разное время их жизни ведущими могут являться разные каналы восприятия. Кто-то больше чувствует телесные ощущения, у кого-то перед глазами возникают образы, «картинки» и даже целые «фильмы», кто-то слышит внутренние голоса, становится чувствителен к музыке и звукам вокруг… Есть и «нюхачи» (люди, для которых очень важно обоняние как канал приема и переработки информации), и люди «вкусового» типа.

Кроме ведущего канала восприятия люди отличаются и уровнем протекания процесса. Для кого-то процесс протекает преимущественно на ментальном уровне, для кого-то – на эмоциональном, для кого-то – на уровне физических ощущений. Поэтому не нужно сравнивать свой процесс с процессами других людей. Это не только бессмысленно, но и вредно для вашей эффективности.

…Со своим же процессом

Если вам понравился ваш опыт недельной давности, это вовсе не значит, что «хороший» процесс должен быть именно таким или похожим. И если того, что было тогда, нет сейчас, это не означает, что что-то идет неправильно.

Помните: не бывает двух одинаковых процессов! Самое конструктивное отношение к вашей практике – искренний интерес и безоценочное принятие того, что есть в данный момент.

Первая ловушка начинающего практика

В эту поразительную ловушку попадают многие и обозначают ее так: «У меня ничего не получается». Человек лежит в процессе и искренне переживает, что процесс у него «не такой, как надо»…

Эта ловушка – несоответствие ожиданиям. Если вы в нее попали, значит, у вас имеется четкое представление о том, что такое «правильный процесс». Это представление в большинстве случаев неосознанное. Просто у вас есть некий идеал, эталон, которому ваш нынешний, вот прямо сейчас получаемый опыт не соответствует. Иначе как бы вы поняли, что у вас что-то неправильно? А между тем такого явления, как «правильный, эталонный, идеальный процесс», не существует! И единственный вывод из этого тезиса звучит так: не бывает неправильных процессов. Каждый процесс по-своему правильный.

А вот само это состояние под кодовым названием «у меня ничего не получается» – это очень ценное процессное переживание. Обнаружив его, наблюдайте себя в нем, идите в него и проживайте это состояние, отмечая, как оно меняется и что приходит ему на смену. То, что вы чувствуете, когда считаете, что у вас ничего не получается, и есть то, что у вас получается в данный момент! Кроме прояснения, какой именно процесс оценивается как правильный, также имеет смысл в этот момент спросить себя о тех чувствах, которые сопровождают это переживание. Что вы именно сейчас чувствуете? Обиду, недовольство, скуку, уверенность, гнев или что-то еще? Обнаружив чувство, дышащий может извлечь пользу для себя, прожив его, сохраняя осознанность.

Вторая ловушка начинающего практика

Обозначают обычно эту ловушку так: «Я ничего не чувствую». Она родная сестра предыдущей, так как если нет чувств, значит, и наблюдать не за чем, и проживать нечего, и интегрировать, выходит, тоже нечего, и вообще я тут просто напрасно время трачу, и процесс «не получился».

Это механизм защиты нас от нашего же опыта. Устроен он очень просто. Огромное количество чувств и ощущений находятся у нас под запретом, под грифом «неправильно» или «опасно». А есть и такие, которые мы просто никогда не испытывали ранее. К первым у нас понижена чувствительность, вторые же нам трудно назвать. Первые мы не просто «не чувствуем», а запрещаем себе чувствовать, вытесняем их. Переживая вторые, мы опять же не «ничего не чувствуем», а чувствуем нечто из того, что нам неизвестно, незнакомо. А это, согласитесь, разные вещи.

Когда мы оказываемся внутри такого переживания, наш «внутренний локатор» просто не может зафиксировать и назвать это состояние, как если бы он работал на другой частоте. Экран «локатора» не идентифицирует сигналы. Он может показывать, что ничего нет, хотя на самом деле внутри нас происходит очень много всего разного и, как правило, невероятно ценного.

Постарайтесь хотя бы на ментальном уровне, хотя бы в виде гипотезы, хоть на некоторое время допустить истинность такого тезиса: ничего не чувствует только труп, человек же всегда что-то чувствует, пока он жив. (Кстати, никто еще не доказал, что способность чувствовать (переживать) исчезает во время и после смерти.)

Допустив, что какие-то переживания у вас есть всегда, хотя бы на время практики, начните «настраивать локатор». Самый лучший способ такой настройки – спросить себя: «А что я чувствую по поводу того, что я ничего не чувствую?» Психологи называют этот защитный механизм отрицанием, но он, при бережном внимании к внутреннему процессу, перестает держать вас в своей железной хватке. Стоит только стать чуть внимательнее, и вы обнаружите, что за «ничего не чувствую» находится возмущение, волнение, злоба, зависть, спокойствие или что-то еще. И идите в это переживание – проживайте его и наблюдайте.

Грубый пример: лежит человек в процессе и «ничего не чувствует». И думает: «Вот ведь плохо-то как, вот опять я… опять ничего нет, поубивал бы, черт возьми, всех…» Далее он вспоминает про эту рекомендацию и замечает, что он чувствует раздражение и гнев… А если – «Ну вот, как всегда, и сегодня – ничуть не лучше…», – чувствует уныние и беспомощность…

«НЕ-стул» и другие способы не называть собственные чувства

Инструктор обращается к группе дышащих с просьбой: «Покажите мне любой предмет в этой комнате, который является „НЕ-стулом“». Участники тренинга пожимают плечами, переглядываются… Наконец, кто-то говорит непонимающим тоном: «Ну вот, стол, например… Ковер, занавески, табуретка, мячик – да все вокруг, все, кроме стульев!» А инструктор хитро улыбается и отвечает: «Неверно! Стол – это стол. А я просил показать мне „НЕ-стул“. Ковер – это ковер, мячик – мячик… Ясно?»

Этот простой «ход» помогает нам проиллюстрировать другой вариант защиты от собственных чувств. Основана эта структура на принципе: если опыт не назван, то его как бы и нет. И действительно: так гораздо легче его проигнорировать, спрятать, забыть. И продолжать жить так, словно бы и не было у нас этого опыта. Например, того или иного «негативного» переживания. Хотя многие удивляются, обнаружив, что они также избегают и так называемых позитивных, положительных чувств. Старательно отводят внутренний взор и от различных оттенков радости, благоговения, благодарности, влюбленности, интереса, восторга, любви, не позволяя себе пребывать в этих состояниях, даже замечать их.

Все эти, по большей части неосознанные, запреты возникли не просто так (подробнее об этом в главе «Стереотипы поведения в нашей жизни и методы работы с ними»). Поэтому, когда благодаря практике мы повышаем чувствительность и получаем доступ к тому, что находилось под замком, включаются защиты, одна из которых проявляется как «НЕ-стул». В психологии этот защитный механизм называется избеганием контакта с чувством.

Как можно не назвать чувство, если прозвучал прямой вопрос о том, что вы сейчас чувствуете? Для этого обычно используются четыре простых, но сильных приема. Первый из них – говорить о том, чего нет. Это уклонение от прямого ответа. Пример:

– Что ты сейчас чувствуешь?

– Мне не страшно.

– А как тебе?

– Беспокойство прошло.

– А что пришло?

– Боли нет.

– А что есть?

– Ну, мне было очень некомфортно, а сейчас опять все в порядке. Но спокойствия тоже пока нет. Да, не могу сказать, что я спокоен.

– А что ты можешь сказать? Что ты сейчас чувствуешь?

Человек сделал несколько попыток ответить на прямой вопрос, и для него самого его ответы выглядят адекватно. Но по сути в них нет ни капли информации о его актуальном состоянии. Внимание успешно переключается на то, чего еще или уже нет сейчас. Действие этого механизма: называется то чувство, которого нет, а то, что на самом деле есть, остается неназванным и обычно неосознанным.


Второй – человек говорит не о своих чувствах, а использует описание через действия, например:

– Что ты чувствовал в этот момент?

– Партнер по процессу не соблюдал формат (взаимодействия).

– И что ты чувствовал?

– Ну, я хотел, чтобы он соблюдал формат.

– И что ты чувствовал при этом?

– Что он мне процесс портит!

– Так что же чувствовал?

– Ударить хотел!

– А что ты чувствовал, когда хотел ударить?

– Я не понимаю, чего вы от меня хотите! Я же сказал: я хотел, чтобы он соблюдал формат!

– А что ты сейчас чувствуешь?

– Я хочу, чтобы вы отстали от меня!!!

Если инструктор не предложит названия различных чувств, которые человек мог бы испытывать в этот момент – раздражение, гнев и т. п., то, скорее всего, участник группы так и не поймет, чего же хотел от него этот въедливый инструктор…


Третий распространенный способ: вместо того чтобы назвать свое состояние, дать ему оценку. Пример:

– Что ты сейчас чувствуешь?

– Мне хорошо…

– А какое именно чувство ты сейчас оцениваешь как хорошее?

– Ну, мне нравится это состояние, я давно хотел в нем оказаться.

– А что именно тебе нравится? Что это за состояние, в котором ты хотел оказаться, и вот сейчас оказался? Как оно называется?

– Да елки-палки, говорю же: приятное, позитивное, положительное чувство.

– ?..

Варианты: неприятное, негативное, отрицательное, не нравится, плохое, нейтральное, ни то ни се, нормальное, дурацкое, обычное, как всегда, замечательное, лучше/хуже, чем вчера…

Действие этого механизма: дается оценка чувству, а само чувство остается неназванным, труднодоступным для осознания. Если бы мы собирали статистику ответов на улице, то лидировали бы, вероятно, «нормально» и «хорошо». Понаблюдайте, а какие переживания прячутся именно у вас за этими словами.


Четвертый вариант еще тоньше.

Его можно обозначить так: «Это не передается словами». Человек апеллирует к невозможности точной вербальной передачи состояния.

Довольно часто человек обнаруживает, что он все же чувствует что-то, но описать это словами просто не может.

Тут есть два комментария.

Во-первых, это действительно так: слова не могут в полной мере передать состояния. Л. С. Выготский[18] приводил метафору: мысль – это туча, а слова – это дождь. Но мы не можем увидеть мысль, поэтому все, что мы можем узнать о ней, приходит к нам через капли дождя, слова. В своей работе «Мышление и речь» он писал: «Мысль никогда не равна прямому значению слов». Они, безусловно, не могут передать природу и все содержание тучи. Но эти капли-слова – это все, что у нас есть, и мысль невозможна без слова.

Во-вторых, подбирать слова для описания состояний все равно нужно. Замените задачу «точно описать словами» на задачу «насколько возможно точно описать» и начните подбирать слова, словно примеряя наряды, – какое из них больше подходит, какое определение ближе, какое слово точнее…

Иногда на помощь приходит метафора, сравнение. Для этого используют обычно слова и словосочетания «как», «словно», «как если бы», «как будто».

Например: я чувствую себя, как сытый удав… Теперь уже проще найти верные определения: как именно чувствует себя сытый удав? Он спокоен? Доволен? Удовлетворен? Сонлив? Расслаблен? Или, например, «я чувствую себя, как если бы я был на необитаемом острове, мимо которого проплывают корабли, – я кричу, а меня не слышат… Одиночество? Покинутость? Бессилие? Обида? Протест?


Почему называть свои чувства и состояния нужно?

Если опыт назван, вероятность получения из него ценной информации, которую можно было бы использовать для совершенно конкретных изменений в своей жизни, намного выше. Если опыт не назван, он очень быстро улетучивается (забывается, вытесняется структурой нашей психики, в которую его трудно вписать).

В процессе тренинга (и далее – самостоятельно) вам нужно научиться называть вещи своими именами, особенно собственные состояния, переживания, чувства.

Однако вот поразительный факт: много людей, если их спросить об их переживаниях, напрочь забывают о том, какие в этой сфере вообще бывают слова. Даже те, чей словарный запас весьма богат, а знания энциклопедичны. Ведь получается, что вот я живу, у меня есть какие-то чувства, переживания… а если спросить самого себя, окажется, что ничего как бы и нет, все это богатство закрыто, и я даже не могу описать его… Зачастую весь мой внутренний мир определяется одним-двумя десятками слов, из которых половина – «НЕ-стулья» и разного рода оценки вроде «нормально»…

У некоторых людей волосы дыбом встают на голове, когда они осознают этот факт.

Это следствие действия описанных выше механизмов. Прожить такую вот «нормальную» жизнь – перспектива безрадостная. Такая жизнь – как прочерк между датами рождения и смерти.


Итак, что делать?

Называть. Учиться подбирать слова. Проговаривать свой опыт на специальных «проговорах» в группах. Записывать все ценное в тетрадку.

Еще одно простое упражнение, которое довольно быстро поможет исправить ситуацию: в течение дня время от времени задавайте себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» Ответы не должны быть «НЕ-стульями» и оценками, но должны содержать не менее трех содержательных описаний. Выполняя это несложное домашнее задание, начните у себя в тетрадке составлять свой личный словарик прилагательных и наречий, а также подходящих метафор.

Еще один шаг в сторону утонченного различения состояний – полутона. Одним и тем же словом могут быть названы очень разные переживания. К примеру, можно говорить о спокойствии воина, готового к бою, или о спокойствии засыпающего ребенка, или загорающего отпускника, смотрящего на блики воды, или рыбака, наблюдающего за поплавком. Разные ведь состояния? А слово «спокойствие» одно.

Когда мы начинаем внимательнее вчувствоваться в радость, грусть, интерес, обиду, оказывается, что у нас много разных по переживаниям радостей, грустей и т. д. Поэтому, когда вы научитесь различать и называть всевозможные качества состояний, исследуйте их оттенки, полутона, нюансы…

Ваш процесс важнее

В конце процесса, когда ведущий предлагает собраться в круг, чтобы обсудить полученный опыт, а в зале зажигается свет и люди начинают подниматься со своих мест, чтобы собраться в круг для проговора, – в этот момент нередко случается, что кто-то из дышащих еще находится в стадии интеграции или в стадии плавного выхода из процесса.

Это нормально, так как процесс не может закончиться сразу по команде и одновременно у всех. Однако довольно часто человек в такой ситуации начинает испытывать неловкость и думать как-то так: «Ну вот, все уже собрались, один я лежу. Я всех задерживаю. На меня, наверное, смотрят…» Из-за этого он выходит из процесса, «не долежав» до его естественного завершения.

Каковы причины, побуждающие людей так поступать, и какие убеждения лежат в основе такого отношения к себе и своему процессу – вопрос, ответ на который необычайно ценен.

Будьте бережны к себе и своему опыту. Помните, ваш процесс важнее ваших представлений о том, что «неприлично продолжать лежать, когда другие уже рассказывают о своем опыте» или о чем-то подобном. Каким бы ни был ваш процесс, не стоит прерывать его раньше времени.

Если вы все-таки не долежали, недоинтегрированный вами опыт может интегрироваться в течение следующего дня и даже недели. Не обязательно, но иногда это может сопровождаться легким недомоганием или эмоциональной нестабильностью. Кроме того, резко прервав (или поспешно завершив) свой процесс, вы, скорее всего, забудете часть важной для вас информации. Плавность перехода между расширенным и «обычным» состояниями сознания позволяет сохранять в памяти полученный вами во время дыхательного процесса опыт. Поэтому если вам покажется, что нужно себя поторопить и скорее закончить процесс, чтобы не мешать окружающим, вспомните, что ваш процесс важнее.

Расширенное состояние сознания

Для ясности понимания определим, что мы подразумеваем под «обычным» и расширенным состояниями сознания.

Под первым мы имеем в виду привычное состояние самоощущения и восприятия себя и своих переживаний. Оно нам знакомо по тем состояниям, в которых мы ходим в магазин, на работу, домой. Это, безусловно, целый спектр состояний, они разнятся от человека к человеку, и объединяет их именно привычное переживание себя. При «обычном» состоянии сознания в каждый момент времени оно присутствует как фон.

Расширенным состоянием сознания мы называем такое безоценочное состояние, когда становится доступно одновременно и привычное переживание, и наблюдение за ним.[19]

Термин расширенное состояние сознания более точно называет то, с чем мы работаем, чем термин измененное состояние сознания, так как задача состоит в объединении, и здесь также реализуется наш методологический подход, подход интегративный – «и-и».

Образно говоря, наше внимание не «исчезает» из обычного состояния сознания и «появляется» в измененном, а «расширяется» настолько, что начинает охватывать собой обе области, описанные выше.

Например, мы можем переживать опыт, когда-то вытесненный в детском возрасте, получить доступ к связанным с ним ситуациям различной давности (и забытым, и тем, которые помним), попасть в архетипическую или трансперсональную область и одновременно наблюдать данный процесс из своей актуальной, взрослой части. Это позволяет переоценивать, менять выбор и отношение к заново проживаемой ситуации или теме. Кроме того, это позволяет с большой эффективностью запоминать информацию, полученную в процессе, и использовать ее в жизни.

Представим себе условную «границу», «барьер» между обычным состоянием сознания и расширенным.

Нередко люди, практикующие дыхательные техники, особенно новички, стремятся к тому, чтобы быстро преодолеть, как бы проломить этот барьер. С места в карьер, наскоком, сразу начать дышать, глубоко, напряженно и быстро, как паровоз… Одним из следствий такого типа дыхания является потеря внутреннего наблюдателя в активных фазах процесса. «Летописец» исчезает. Платой за это является низкий уровень осознанности, зачастую потеря ценнейшей информации. Полученный опыт после завершения такого процесса в большинстве случаев забывается как сон, эффективность практики существенно снижается.

Слишком резкий и быстрый набор интенсивности часто приводит дышащего к гипервентиляции. При ее возникновении физические переживания бывают настолько интенсивны, что осознание опять-таки не выживает. Человек быстро доходит до так называемой «шоковой зоны», как бы «засыпает» и, пробудившись, мало может вспомнить годного для практического применения дыхательного опыта в жизни.[20] Неуважительное отношение к собственному подсознательному приводит лишь к тому, что постепенно доступ к ранее подавленному материалу все более затрудняется. Со временем граница, столь грубо нарушаемая, начинает «уплотняться». Практиковать становится все сложнее и сложнее, поскольку чем яростнее человек «пробивает» собственные защитные структуры психики, тем больше они крепнут, стремясь удерживать защиту.

Мы предлагаем противоположный подход: вместо того чтобы грубо вламываться в царство неосознанного и с высокой долей вероятности перемещаться из состояния осознанности в состояние полного беспамятства, мы учимся делать этот барьер проницаемым, «разреженным», бережно входя туда с глубоким уважением и любознательностью.

О чувстве голода и различных желаниях во время процесса

Если в процессе у вас появляется желание что-то сделать, например встать и уйти, или подойти к кому-то и немедленно ему помочь, или придушить этого гада-инструктора, или еще что-нибудь – не нужно подавлять эти желания… Но и реализовывать их – не нужно! Позвольте себе желать все, что душе угодно, и наблюдайте за этим состоянием и за тем, что придет ему на смену. Что вы чувствуете, когда вам этого хочется? Назовите для себя это чувство и идите в его тотальное проживание, пока оно не сменится чем-то новым.

Много пользы принесет наблюдение за желаниями тела как за процессными переживаниями, а не реальными потребностями. Например, если вас посетило зверское чувство голода, не стоит думать о том, что бы вы сейчас хотели съесть, и мечтать, как вы будете это делать. Вместо этого понаблюдайте, в каких именно физических или энергетических ощущениях оно проявляется, где в теле они локализованы и как они меняются.

Об индивидуальной скорости развития

Когда вы на собственном опыте убедились в том, что практика работает, и поняли, за счет чего это происходит, когда для вас стало очевидным, что любое запертое нашим собственным неприятием и напряжением состояние, переживание, ощущение или какая-либо иная форма нашего опыта может быть перепрожита и интегрирована, вас поджидает еще один соблазн. Вы можете начать себя торопить.

Этот внутренний механизм – щедрый источник недовольства собой и своими достижениями, эффективный способ остановиться и перестать что-либо делать. В процессе он может принять такую форму: «Ага, у меня появилось чувство вины. Сейчас я его быстренько приму, позволю ему быть, и оно у меня быстренько пройдет… Что-то не проходит… Ну вот, ничего у меня не получается». В этом примере есть два подводных камня: во-первых, ни о каком приятии на самом деле тут речь не идет; а во-вторых, вот это самое «быстренько»…

В наше время постоянно растущих скоростей умение делать что-либо быстро стало одним из критериев успешности. Кроме того, это одна из главных «палок-погонялок» в современной системе воспитания (вспомним до боли знакомые с детства фразы: «Ну, сколько можно тебя ждать?», «Ешь быстрее», «Почему ты такой копуша?», «Опять ты самый последний» – и т. п.). И ведь действительно: мир по очень многим параметрам ускоряется, и воспитывать в ребенке медлительность охотников нет.

Однако в традиционной системе образования и воспитания редко учитывается такая важная особенность любого человека, как личная скорость, индивидуальный ритм. Каждый из нас может ускоряться или замедляться, но в естественных условиях у каждого есть своя внутренняя скорость протекания всех значимых процессов. Если десять человек идут с тяжелыми рюкзаками через перевал, они могут растянуться длинной цепочкой и идти с разной скоростью, но в конечную точку прийти одинаково уставшими. Если же кто-то из них будет идти быстрее, чем ему комфортно, он израсходует все свои силы и переутомится уже на полпути…

Мы живем в мире навязываемых потребностей и ритмов, в разотождествлении с нашими собственными желаниями и скоростями. И мы приучены требовать от себя постоянного ускорения. Это причина многих наших проблем, в том числе и в освоении практики «Свободного Дыхания».

Одна из наших клиенток подарила нам анекдот:

Мама зовет мальчика, играющего во дворе:

– Петя! Петя! Подойти ко мне!

– Что, мамочка, я замерз?

– Нет, ты хочешь кушать!


Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы научиться уважать собственную скорость развития. Именно уважать. Это не значит попустительствовать себе в торможении и лени. Это значит – не тратить силу на разочарования или завышенные требования к себе. Как отличить одно от другого? Критерий находится только внутри вас – в глубине души вы всегда знаете, тормозите ли вы или следуете естественному для себя ритму. Просто будьте внимательны и честны с собой – этого достаточно.

В качестве подспорья предлагаем вам иногда вспоминать такую метафору: было бы нелепо тянуть цветок вверх за стебель и листики, побуждая его расти быстрее.

Расслабиться относительно того, что не удается расслабиться

В основе нашей дыхательной практики лежит наблюдение и расслабление. Обычно мы либо сопротивляемся тому, что считаем «негативным», либо стараемся перестать замечать, чувствовать, то есть игнорируем, вытесняем и подавляем. Практика же позволяет перевести оба эти подхода в конструктивную плоскость и совместить их: мы наблюдаем, не вмешиваясь в происходящее (расслабляем сопротивление), и чувствуем то, что происходит, и остаемся с ним в контакте. Это единственное и главное, что нужно делать с поднимающимися чувствами и ощущениями. Другими словами, ничего не делать, но присутствовать, сопровождать своим вниманием, максимально расслабляясь и позволяя быть всему.

Однако понять эту задачу гораздо проще, чем выполнить. Мы привыкли практически все делать за счет напряжения. Избыточное напряжение приводит нас к боли, а боль мы купируем, запирая ее силой нового напряжения. И это наш основной способ выживания – осознаем мы это или нет.

Поэтому иногда расслабиться просто невозможно. Принять, разрешить, простить, позволить… невозможно, и все тут.

Значит ли это, что все без толку и процесс все-таки не получается?

Ответ заключен в названии этой главки. Это универсальный способ. Когда вы поймете всю мудрость и глубину этого простого приема и станете практиковать его в жизни, вы заметите, насколько сильно она изменится в лучшую сторону.


Итак, если вы не можете расслабиться, расслабьтесь по поводу того, что вы не можете расслабиться. Если же вы не можете расслабиться по поводу того, что вы не можете расслабиться, – расслабьтесь и по этому поводу…

Это – базовая позиция по отношению к себе и своему опыту. Заняв ее, вы всегда сможете обогнать свои собственные стереотипы – просто встать на ступеньку выше и принять все вместе, включая сам стереотип и его неприятие. Позволить себе и само чувство, и собственное свое непозволение его чувствовать… Простить себя за то, что не удается себя простить… Перестать беспокоиться хотя бы из-за того обстоятельства, что вы беспокоитесь. Снять с этого тотальную значимость, расслабиться… А если это не удается… понимаете, да?

Это не может не получиться.

Помеху процессу сделать темой процесса

Очень часто людям что-то мешает жить… В процессе вам могут мешать самые разные, иногда неожиданные факторы. Если это процесс групповой, вы можете отвлекаться на смех, или крик, или слезы соседей… Инструкторы ходят туда-сюда, мешают… Музыку поставили какую-то не такую – мешает… Сосед вот руку подвинул, и она соприкасается с вашей. Под окнами на улице разговаривают, проезжает машина, а у вас тонкие переживания…

А иногда что-то мешает не извне, а изнутри: человеку кажется, что ему мешают мысли или, он считает, что какое-то чувство не дает ему полноценно провести работу с собой…

Тот факт, что дышащему кажется, будто нечто может помешать, – феномен, достойный исследования. Ведь это опять-таки означает, что где-то там глубоко внутри себя вы знаете, каким должен быть ваш процесс… То есть существует образ того, что вы бы назвали словами «процесс получился» (см. главку «Первая ловушка начинающего практика»). И этому образу не соответствует то, что происходит в данный момент, поскольку есть какая-то помеха… Но ваш процесс – это как раз то, что происходит с вами в данный момент, а не мифический идеал (зачастую даже неосознаваемый), которому вы никогда не будете соответствовать. А значит, любая так называемая помеха – это тоже часть вашего процесса. Причем одна из самых ценных, поскольку вы даже не замечаете, как настаиваете на истинности вашего представления о том, как все должно быть.

Поэтому каждый раз, когда вы будете обнаруживать, что вам что-то мешает, вспоминайте вот об этой рекомендации: помеху процесса нужно делать его темой.

Это значит, что если вам мешает музыка, инструктор, сосед или что-нибудь еще, спросите себя: «Что я чувствую, когда это мне мешает?» и переведите свое внимание на это чувство, дайте ему место. Например, если вы находитесь в ситуации, которую описываете для себя как-то так: «Мне мешает эта противная музыка», превращение помехи в тему процесса выглядит следующим образом: «Эта музыка меня бесит, я чувствую раздражение, хорошо – буду его чувствовать и наблюдать». Ясно, что все эти слова произносить вовсе не обязательно, они – просто иллюстрация.

Зачастую музыку считают самоценностью в дыхательном процессе. Наш опыт показывает, что музыка зачастую помогает на разных стадиях процесса лучшему вхождению, набору рабочей интенсивности, проживанию, интеграции, плавности выхода. Но довольно часто бывают процессы, когда музыка не соответствует актуальным переживаниям дышащего, и тогда он ее просто не замечает.

Главное – понять принцип: это не музыка мешает, это ВЫ чувствуете что-то. Это не инструктор негодяй, это ВЫ чувствуете протест. Это не сосед, бедняга, плачет, мешает вам радоваться, а ВЫ чувствуете жалость и желание ему помочь, одновременно запрещая себе это… Любые внутренние состояния, которые «мешают» вам чувствовать что-то другое, якобы более правильное, – это и есть то, с чем вы прямо сейчас находитесь в контакте. Любые внешние факторы – лишь повод перевести ваше внимание на тот отклик, который они находят в вас. Любая «помеха» процессу – это одна из его тем.

О внутренней честности

Несколько слов о том, что выше было обозначено словами «критерий находится только внутри вас». Для эффективного проведения процесса мы просим вас соблюдать наши инструкции. Однако многие из них относятся к числу тех, соблюдать которые невозможно без контакта с этим самым внутренним «барометром» честности.

Например, мы просим не двигаться во время практики. Выше мы уже уточняли смысл этой рекомендации и пришли, казалось бы, к противоположным выводам: с одной стороны, двигаться не надо, а с другой – иногда это очень правильно. Это лишь вопрос вашей внутренней честности – написали мы.

Как же так? Как это понимать? Так все-таки – двигаться в процессе или нет?

Давайте уточним: цель сохранения неподвижности состоит в том, чтобы обеспечить максимальную концентрацию вашего внимания на внутренних переживаниях. Движения же – произвольные или автоматические – зачастую уводят внимание изнутри вовне. Кроме того, сохранение неподвижности помогает вам не вмешиваться, не контролировать свой процесс, при этом оставаясь в контакте с переживаниями.

Однако, как мы писали, иногда бывает так, что рука или нога сама поднимается, или тело само делает какое-то движение. Обычно, заметив это, человек удивляется. Если в этот момент вы станете упорно настаивать на том, что двигаться нельзя, – вы таким образом, наоборот, будете контролировать свой процесс и навязывать ему свой сценарий… То есть получается, двигаться – можно! И искреннее удивление – признак, что вы находитесь в зоне развития, получаете незнакомый опыт. Начинающие же практики довольно часто двигаются для того, чтобы избавиться от ощущений, возникающих в процессе, – вот это как раз и приводит к неэффективности. Одно и то же действие – движение – в этих случаях наполняется разным содержанием.

Этот же эффект возникает при обучении искусству регулировать уровень интенсивности вашего процесса.

При низких интенсивностях очень тонкие и важные процессы проходят не просто в приятном ключе, но часто сопровождаются пребыванием в состоянии наслаждения, блаженства, в ощущении чувства благодати. Это дает возможность восстановить силы, отдохнуть. Когда такие процессы становятся «нормой», трансформационная их ценность резко уменьшается.

Поэтому если ваша задача – взорвать границы привычного и выйти за их пределы в новое состояние сознания и жизни, вам придется выйти за рамки комфортной для вас области.

Когда человек обучится искусству управления процессом, он понимает, что, плавно повышая его интенсивность, он постепенно перемещается из комфортной зоны в направлении к шоковой. Дышащему сначала становится удивительно, чуть позже – странно, затем «странность» может превратиться в «страшно» или «неприятно», а «неприятно» – в «больно».

Когда уровень боли выйдет за пределы ваших возможностей эффективного взаимодействия с ней, вы окажетесь в «шоковой зоне». При этом эффективность процесса невелика, так как вы оказываетесь поглощенными вашей болью и теряете способность управлять своим процессом. В «шоковой зоне» вы уже не можете наблюдать и расслабляться и находитесь где-то вне контакта с самим собой и своим телом.

Поэтому важен правильный баланс, при котором уровень дискомфорта не превышает уровня вашей заинтересованности в происходящем. Таким образом, ЧТО вы делаете, когда снижаете или повышаете интенсивность (глубину, частоту) дыхания, на самом деле известно только вам. Вы можете таким образом убегать от неприятного переживания, а можете, наоборот, увеличивать эффективность его проживания, не позволяя ему захлестнуть вас с головой.

Ваше намерение быть честным с самим собой также понадобится при выполнении домашних заданий, рекомендаций, которые инструкторы дают на тренинге. Они эффективны, лишь когда вы делаете их с интересом и желанием, а не мучаете себя. Но и лениться, попустительствовать себе тоже нельзя, так как вы просто не наработаете навыки, необходимые для эффективности вашей практики. И нет точных, верных для каждого участника тренинга, «дозировок» выполнения домашних заданий – вы должны нащупать их самостоятельно.

Внутренняя честность поможет сориентироваться и тогда, когда инструктор во время процесса предлагает вам подышать каким-то образом (например, глубже или мягче), напоминает о связности дыхания или советует озвучить выдох и т. п. Такие рекомендации основаны на опыте многолетней инструкторской работы и нередко помогают более конструктивному протеканию вашего процесса. Но каждый человек уникален, поэтому прислушайтесь прежде всего к себе, и если вы всей душой чувствуете, что сейчас надо делать именно так, как вы делаете, – помните: ваш процесс важнее.

Да, мы даем рекомендации и инструкции, но для эффективности вашей работы нужно при их выполнении опираться на внутреннюю честность. Ведь, как мы уже писали, в глубине души вы всегда знаете, что вы на самом деле делаете: играете с собой в прятки или действительно двигаетесь в желаемом направлении. Позиция инструктора в этом отношении проста: мы апеллируем к взрослому ответственному человеку внутри вас. К той части вас, которая знает: обманывать кроме себя некого. И результаты в первую очередь нужны именно вам.

Притча о лягушке

Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с чем-то, что вам в себе не нравится, вы хотите избавиться от этого, верно? Вы воспринимаете физическую боль, или эмоциональный дискомфорт, или «дурацкие» мысли, или какую-либо иную свою проблему как нечто «негативное», «отрицательное», «плохое»… как своего внут-реннего врага, который мешает вам жить счастливо.

А что нужно сделать с врагом? Убить? Победить? Изолировать?

Теперь задумайтесь: ваша боль, ваши комплексы и стереотипы, эмоции, физические напряжения – это все части вас так же, как рука – это часть тела. «Побеждая» их в себе, вы занимаетесь саморазрушением. Дело это неблагодарное и, кстати, намного более трудное, чем кажется на первый взгляд. Но главное – оно не приведет вас к счастливой жизни.

Вот притча, которая может помочь вам не наступать на эти грабли.

…Скачет Заяц поздней осенью по лесу. Он уже перелинял, готовясь к зиме, и с гордостью щеголяет красивой пушистой белой шубкой. И вдруг ему навстречу выползает Лягушка. Заяц посмотрел на нее и удивленно спросил: «Лягушка! Отчего ты такая холодная, мерзкая, склизкая и противная?» А она вздохнула и ответила: «Да вот, не любил меня никто. Оттого и болею я долго, а на самом деле я – белая и пушистая».


Так же и все наши «негативные» и «плохие» комплексы и боли – на самом деле белые и пушистые. А «противными» они стали от недостатка нашей любви и внимания к ним.

Если вы будете использовать различные практики и методы самосовершенствования для того, чтобы избавиться от них, вам будет все труднее и все более «невкусно» жить. Если же вы станете относиться к ним не как к врагам, а как к больным детям, которые нуждаются в вашем внимании и заботе, то любая практика будет исцелять вас, а ваша жизнь будет становиться радостнее.

Поэтому нам не очень нравится словосочетание «работа над собой». Оно, как мы писали в начале этой книги, часто несет в себе смысл «работы над ошибками», которые нужно исправить. Вместо него мы любим говорить: «самоосвоение», то есть познание себя разных плюс эффективное освоение всего этого разного, всего, что в нас заложено природой. Мы практикуем заботу, исследование и исцеление себя, что приносит радость в нашу повседневную жизнь.

Боли нет (но она, конечно, есть)

Зажгите свечку и поднесите руку близко к вершине пламени… Вы сразу отдернули руку, потому что вам стало больно?

Если вы действительно это сделали, вам, должно быть, покажется смешным и абсурдным заявление о том, что боли нет. Однако это так: ее не существует.

Многие ученые (медики, нейрофизиологи, психологи, этнографы) исследовали феномен боли и не обнаружили в человеческом теле рецепторов боли. Есть температурные рецепторы, хеморецепторы (то есть чувствительные к химическим раздражителям), фоторецепторы (чувствительные к свету), есть рецепторы, реагирующие на давление, растяжение и т. д., но рецепторов боли они не обнаружили.

Конечно же, боль есть. Если руку не убрать от пламени, можно получить ожог. Но такого ощущения – боль – не существует…

Пожалуйста, не поленитесь и поднесите руку к свече еще раз, но теперь поднимите ее повыше – так, чтобы до пламени оставалось сантиметров двадцать. Как вы сейчас назовете ощущения в своей ладони? Это просто тепло, возможно, приятное.

В обоих случаях (и когда вы поднесли руку близко к огню, и когда подняли ее повыше) воздействие на кожу вашей ладони было одним и тем же – тепловым. То есть та боль, которая могла появиться при первом поднесении руки к свечке, это на самом деле не боль, а такая интенсивность теплового воздействия на единицу площади поверхности вашего тела, которую вы комфортным образом пережить не можете.

Если вам наступили на ногу – это может быть больно. Но это не боль, а такая концентрация давления на единицу площади поверхности (или объема) вашего тела, которую… Далее подставьте формулировку из определения выше. Причем заметьте: при равном весе наступившего, мужской каблук причинит гораздо меньший дискомфорт, чем дамская шпилька.

Что общего в этих двух примерах?

Они иллюстрируют высказывание о том, что боли – нет. Есть лишь слишком большая ИНТЕНСИВНОСТЬ воздействия на тело того или иного качества. В одном случае – тепла, в другом – давления. И если уменьшить концентрацию этого воздействия, увеличивая площадь и/или объем тела, которое ему подвергается, или уменьшить интенсивность этого воздействия, то боль превратится в то, чем является на самом деле, – в ощущение тепла, или давления, или во что-то еще, в какое-то другое качество, которое мы воспринимаем.

Наши внутренние напряжения имеют ту же природу: они заперты в маленьком объеме тела и находятся словно бы под сильным давлением. Это верно как для эмоциональных, так и для физических переживаний. Поэтому, когда в процессе вы сталкиваетесь с эмоциональной или физической болью, зовете инструктора, просите совета, он часто советует вам, казалось бы, совершенно абсурдные вещи: «позволь этому ощущению занять как можно больше места в твоем теле» или «отдайся этому чувству, проживи его тотально».

«Ну не бред ли это? – возможно, подумаете вы. – У меня опять подкатывает к горлу ком, а он хочет, чтобы я позволил этой обиде снова разрывать мое сердце? У меня ужасно ломит руку, а он хочет, чтобы заломило все тело целиком?»

Конец ознакомительного фрагмента.