Вы здесь

Дыхательные практики для оздоровления, релаксации, высвобождения подавленных эмоций и многого другого. Глава 1. Почему именно дыхание? (Т. В. Шередеко, 2014)

Глава 1

Почему именно дыхание?

Уникальность дыхания состоит в том, что оно одновременно может происходить само собой и управляться нами произвольно.

С одной стороны, тело дышит само, с другой – мы можем вмешиваться в этот процесс.

Дыхание – непроизвольная психофизиологическая функция, которая регулируется без нашего сознательного участия, автоматически. Оно само происходит, и мы обычно даже не задумываемся, как именно мы дышим в данный момент. И для того чтобы дышать, нам не обязательно управлять этим процессом. Однако мы можем легко регулировать дыхание произвольным образом. Например, мы можем когда и как захотим изменять глубину, частоту, скорость вдоха и выдоха, длительность паузы между ними.

Дыхание всегда с нами, всегда «под рукой», за него удобно и просто «зацепиться», чтобы повернуть внимание на то, что происходит внутри нас – внутри тела, сознания, эмоционально-чувственной сферы.

Ведь каждый при наблюдении за тем, как он дышит в разных ситуациях, может заметить, что разным эмоциональным состояниям соответствуют разные «рисунки», или паттерны, дыхания. Практикующие «Дыхание» заметили это и стали использовать эти, как прямую, так и обратную зависимости, изменяя свое дыхание определенным образом для достижения различных состояний.[2]

Пауза в дыхании – как мы ее используем?

Вспомните, как замирает ваше дыхание, когда вас что-то сильно удивляет, восхищает или пугает. Пауза в дыхании – это естественный механизм концентрации внимания (например, в практиках йоги), возможность «остановить мгновенье», сделать «моментальное фото» потоковой, вечно меняющейся реальности. Мы это делаем для того, чтобы иметь возможность рассмотреть, изучить именно этот отдельно взятый эпизод нашей жизни или переживание не только в момент его возникновения, но и потом, в любой другой момент времени. Анализируя наш практический опыт, мы предполагаем, что пауза в дыхании используется людьми как неосознаваемый механизм фиксации и накопления жизненного опыта.

Когда же этот опыт неприятен, мы используем паузу для подавления собственных переживаний.

Вспомните, как дети, пытаясь научиться справляться с нахлынувшими чувствами гнева или обиды, делают это. Они намеренно, волевым усилием, используют напряжение – сжимают кулаки, немного сутулятся, зажимая диафрагму, напрягают шею, плечи, крепко сжимают зубы и, конечно же… увеличивают паузу, то есть задерживают дыхание. И все это, чтобы не выплескивать наружу неодобряемые родителями чувства, не проявлять их.

Постепенно объединение трех компонентов – волевого решения не проявлять чувства, физического напряжения и паузы в дыхании – становится единым «комплектом» – механизмом подавления и «запирания» чувств внутри нашего тела.

С возрастом такой способ взаимодействия с чувствами осваивается все лучше и в конце концов становится неосознанной привычкой и используется нами уже автоматически.

Привычное отношение к боли в нашем социуме – напряжение, желание избавиться – то есть сопротивление. Люди используют паузу в дыхании, чтобы не находиться с болью в контакте, чтобы иметь возможность «забыть» и не чувствовать, подавить и удержать в подавленном состоянии болезненные эмоциональные и физические переживания. Так пауза становится механизмом не только подавления, но и капсулирования (изолирования) неприятных переживаний.

Заметьте, как сложно использовать по отдельности эти абсолютно разные вещи (волевое усилие, физическое напряжение, пауза в дыхании) – ведь при попытке использования любой его составляющей, как правило, автоматически используется весь комплект. Понаблюдайте за собой: как часто, желая достичь определенного результата, вы замечаете, что напрягаетесь и задерживаете дыхание? Замечаете ли вы, что в момент повышенной физической нагрузки ваше дыхание прерывается? А когда вы пытаетесь вспомнить что-то важное для себя, бывает, что вы одновременно напрягаетесь и задерживаете дыхание?

В самом механизме кратковременной блокировки (подавления) своих чувств и переживаний нет ничего плохого, в некоторых ситуациях он нам нужен и полезен. Например, он позволяет нам преодолевать страхи в тех ситуациях, когда это необходимо для выживания (при прыжке с парашютом, при действии в экстремальных ситуациях). Плохо то, что мы его используем и когда надо и когда не надо. И каждую секунду нашей жизни для того, чтобы удержать в подавленном, «запертом» состоянии недопрожитые чувства, мы тратим огромное количество сил (об этом подробнее в главе «Стереотипы поведения в нашей жизни и методы работы с ними»).


Если мы следуем привычке неосознанно подавлять неприятные переживания, то теряем возможность впоследствии осознанно вернуться к подавленным страхам, обидам, протестам, чтобы перепрожить их, находясь уже в более безопасной ситуации. Это приводит к накоплению большого количества недопрожитых болезненных ситуаций, на удержание которых в подавленном состоянии мы и затрачиваем свою жизненную силу. И чем больше таких ситуаций накапливается, тем больше сил мы тратим на их подавление, тем больше очагов напряжений, «блоков» содержится в нашем теле. И тем меньше сил остается для того, чтобы жить активной, творческой и яркой жизнью. А наличие постоянных очагов напряжений в нашем теле приводит нас к заболеваниям так называемой психосоматической природы.

Так, исследуя этот простой, привычный и незаметный механизм нашего организма – паузу в дыхании, – мы можем заметить, что связана она с вполне определенными и значимыми для нас явлениями, и использовать ее в качестве их маркера.

А что с нами случится, если мы начнем дышать без паузы?

Мы частично перестанем подавлять те переживания, которые «запирали» внутри тела с помощью паузы!

Дыхание без пауз называют свя́зным дыханием. Оно дает нам возможность вновь обратиться к недопрожитым когда-то ситуациям и, используя технологии «Свободного Дыхания», перепрожить их, освободив подавленные чувства, высвободить заключенную в них энергию, а также не тратить свои жизненные силы на их подавление в будущем.

Связное дыхание – тропа к бессознательному

Редко кто может намеренно изменить ритм биения своего сердца усилием воли, а вот глубину или частоту вдохов-выдохов – очень легко. Благодаря этому, в частности, мы можем «убирать паузу», то есть дышать связно.

Используя связное дыхание, мы получаем доступ не только к болезненным переживаниям, но и ко всему, что мы накопили за все время своего существования, – к своим богатствам, к своей природной мудрости. Ко всему, что мы когда-то знали, чувствовали и переживали, но давно забыли. И можем научиться использовать эти давно забытые богатства в своей повседневной жизни.

Опираясь на опыт практики, мы можем сказать, что дыхание является тропой к нашему бессознательному, «мостиком» между нашим рациональным и интуитивным.

«Слоеный пирог» нашей психики

Давайте представим нашу психику как «слоеный пирог», в нижних слоях которого лежат переживания, полученные нами во время зачатия, внутриутробного развития, родов и первых мгновений жизни, а в верхнем слое – переживания, получаемые нами в данное мгновение.

Для достижения определенной «глубины» (получения доступа к тем или иным переживаниям) использование того или иного типа дыхания может оказаться наиболее эффективным.

Одни типы дыхания дают возможность проникнуть в самые глубокие, нижние слои «пирога». Для описания этих слоев используются разные термины – например, трансперсональный (внеличностный), архетипический и перинатальный слои[3] нашего сознания.

Другие – лучше «работают» с личной историей и с детскими травмами, которые мы, конечно же, можем помнить, но, скорее всего, забыли давно, еще в глубоком детстве (средний слой «пирога»). И несмотря на то что многие детские обиды кажутся нам сейчас несерьезными, а иногда и просто смешными, именно они лежат в основе многих наших нынешних проблем.[4]

А есть и такие типы дыхания, применение которых наиболее эффективно при «работе» с теми проблемами и трудностями, которые возникли уже в сознательном возрасте, хорошо нами помнятся и распознаются (верхние слои «пирога»).

Мы рассматриваем «Свободное Дыхание» как практику, рожденную благодаря синтезу трех основных дыхательных направлений – ребёфинг, вайвейшн, холотропное дыхание – с элементами гештальт– и процессуального подхода в психотерапии.[5] Именно их сочетание, по нашему мнению, позволяет эффективно работать с разными задачами разных людей, используя эти техники в индивидуальных пропорциях, в зависимости от тех задач, которые стоят перед людьми. Несмотря на существующие различия, все эти дыхательные техники основаны на осознанном связном дыхании.

Разные возможности использования практики «Свободного Дыхания»

Многообразие возможностей, которые заключены в дыхательных психотехниках, столь велико, что каждый инструктор может по-своему расставить акценты и приоритеты в своей работе. При этом два человека с весьма разными задачами могут говорить, что практикуют ребёфинг. Получается два ребёфинга? Для того чтобы избежать терминологических неясностей, мы коротко расскажем здесь о некоторых существующих вариантах и о том, как именно предпочитаем работать.

Физическое оздоровление

Дыхательные техники часто используются для излечения от телесных заболеваний. Некоторые психологические проблемы, будучи проявленными на уровне тела, в виде мышечных напряжений или регулярных биохимических процессов, становятся причиной физических расстройств.

В практике «Свободного Дыхания» мы рассматриваем физическое оздоровление как один из побочных эффектов, и хотя оно не является нашей главной целью, тем не менее, решая свои психологические проблемы, люди часто становятся более здоровыми и в физическом плане.

Релаксация

В современном социуме очень актуальна проблема глубокого расслабления и отдыха. Люди часто не умеют восстанавливать свои силы, накапливая физическое, эмоциональное и другие виды напряжения, которые становятся источником многих проблем.

Есть возможность использовать работу с «Дыханием» именно для достижения состояния глубокого телесного расслабления. При этом человек быстро ощущает облегчение. Есть инструкторы, которые считают этот факт достойным результатом своей работы.

С нашей точки зрения релаксация – важный момент практики, но еще важнее научиться не накапливать напряжения и использовать практику не как таблетку временного действия, а как исцеляющее лекарство, работающее с причиной заболевания, а не только с его симптомами.

Высвобождение подавленных эмоций

Многие человеческие чувства в силу разных причин находятся под запретом. Не будучи выраженными, они накапливаются в течение долгих лет, и высвобождение их из подавленного состояния часто приносит человеку большой заряд энергии (см. «Связное дыхание – тропа к бессознательному»). Ведь не надо больше тратить силы на удержание, например, гнева в запертом состоянии.

Если хорошенько прокричать «невыкрикнутый» когда-то крик, выплакать не пролитые слезы, дать волю своей ярости или обиде, которые невозможно было излить в ситуации, в которой они когда-то возникли, то это дает очень сильный целительный и психотерапевтический эффект.

Некоторым людям этого бывает вполне достаточно, чтобы почувствовать себя обновленным и снова радоваться жизни. Но часто случается так, что причина, заставляющая человека копить свои чувства и мешающая их проживать конструктивно в обычной жизни, а не только на тренинге, так и остается не осознанной. Значит, по привычке человек и дальше будет подавлять свои чувства, снова накапливая эмоциональное и физическое напряжение. И вновь искать способы освободиться от дискомфорта, участвуя в новых тренингах.

Нам нравится докапываться до причин, до корней, и тогда любая эмоция, например гнев, будучи выраженный, становится весьма наполняющим энергией состоянием. Когда мы научимся, применяя практику, осознавать чувство на небольшой интенсивности, мы сможем осознанно выбирать форму для выражения этого чувства, регулировать его интенсивность, а значит, нам будет легче направлять его в конструктивное русло.

Получение необычного опыта, «полеты» в «иные пространства»…

Человеку свойственно желать выйти за рамки привычного, испытать необычные переживания, получить новый опыт. Достижение измененных состояний сознания может обогатить повседневную жизнь, а может и стать своеобразным «наркотиком», уводящим от проблем.

Мы предпочитаем анализировать необычные переживания, которые случаются в процессах, для того чтобы изучить свой внутренний космос, освоить бесконечное разнообразие своего внутреннего мира, для того, чтобы у человека появилась возможность изменить отношение к самому себе и улучшить качество своей жизни.

Прагматичный подход – наша отличительная черта

Как вы уже могли заметить из вышесказанного, мы предпочитаем использовать все, что может нам дать практика «Свободного Дыхания» в быту, для улучшения качества нашей жизни. Мерилом успешности практики мы считаем достижение конкретных результатов в повседневной жизни за пределами тренингового пространства, а не достижение даже самых прекрасных состояний самих по себе, без привязки к реальной жизни.

Наш девиз: «Пусть каждое ваше переживание принесет вам конкретную пользу». Мы поможем вам научиться этому.

Как и за счет чего «работает „Свободное Дыхание“»

В разделе «Пауза в дыхании – как мы ее используем?» мы довольно подробно описали неосознанное использование паузы в дыхании как механизма «капсулирования», подавления неприятных переживаний. У этого явления есть еще один аспект – снижение чувствительности.[6] Ведь переживание, даже будучи запертым в нашем теле, никуда не исчезает и причиняет нам дискомфорт. И мы, из страха «разбираться» с этим переживанием (страха боли от очередного контакта с ним), предпочитаем «закрывать на него глаза», то есть не чувствовать, словно говоря, как в детстве, себе и другим: «Курице не больно, курица довольна». Тогда очередное воздействие окружающих, которое могло бы ранить нас, «как бы» не достигает своей цели, не выбивает нас из колеи привычного существования (см. рис. 3).










Таким образом, переживание есть, а контакта с ним – нет. Плюсом этого является своеобразная защита от неприятных чувств. Если бы мы одномоментно почувствовали все недопрожитые нами истории, то такую интенсивность боли мы бы не выдержали. Минусом, или ценой за это, является общая унылость жизни, ее «серость» и однообразие – ведь все силы уходят на подавление переживаний. Некоторые люди привыкли вносить разнообразие в свою жизнь, обеспечивая себе интенсивные переживания – например, ругаясь с кем-то, меняя партнеров или занимаясь экстремальными видами спорта.

Когда мы дышим связно, то есть без пауз, то повышаем свою чувствительность. Мы расширяем границы своего восприятия, и в них попадает тот опыт, который до этого был скрыт от нашего внимания (см. рис. 4).

На уровне тела проявляются физические напряжения, на уровне эмоций мы получаем доступ к собственным состояниям, обычно подавляемым нами, на уровне ума возможны озарения. Важно, что при помощи связного дыхания мы лишь проявляем то, что и так находилось в нашем теле или подсознании, но в угнетенной, скрытой форме. Мы ничего не привносим от ума или из каких-то благих побуждений – своих или инструктора… Мы просто внимательны к тому, что само раскрывается перед нами.

Таким образом, связное дыхание дает нам повышение чувствительности.

Плюсы повышения чувствительности очевидны. Мы можем, применяя практику методично и последовательно, работать с теми переживаниями, которые оказываются в зоне нашей повышенной чувствительности, осваивать эти переживания и таким образом постепенно расширять зону комфорта. И жизнь вновь начинает играть всеми цветами радуги, а жить становится ярче, интереснее, любопытнее.

Но у повышения чувствительности есть и минус. На некоторое время, пока не наработается навык по обращению с повышенной чувствительностью, вы можете стать более эмоциональными: более ранимыми, более плаксивыми, более обидчивыми, более раздражительными, более агрессивными, более возбудимыми, одним словом, БОЛЕЕ какими-то.

Здесь возникает вопрос: действительно ли вы хотите вернуться к своим когда-то подавленным переживаниям? Готовы ли вы относиться к ним с интересом, азартом, с желанием обнаружить их, рассмотреть получше (как следопыт или сталкер), а затем разобраться, изучить? Если да, то ваши шансы понять «а что же с вами происходит, почему оно именно так и что с этим можно делать» довольно велики. Кроме того, на тренинге мы даем рекомендации, как именно работать с этим переживанием.

Если же ваша мотивация на изменения в своей жизни недостаточно сильна, то вам, скорее всего, будет сложно отнестись к поднимающемуся из глубин бессознательного материалу бережно, с интересом и уважением. Сложно будет и усердно выполнять наши рекомендации. А свою повышенную чувствительность воспринимать как: «Ура! Наконец-то я это почувствовал и теперь могу это изучить и применить к этому практику», а не как: «Ой! опять я чувствую то, ради избавления от чего я и пришел на тренинг, надо немедленно это прекратить», или: «Наверное, со мной опять что-то не то». Людям, которые колеблются и не знают, «хотят ли они изменений», мы обычно рекомендуем подождать еще какое-то время с освоением практики «Дыхания». Может быть, проблема, которая вас беспокоит, носит локальный характер и вскоре перестанет вас беспокоить – со временем пройдет сама собой или кто-нибудь решит ее за вас. Такое тоже бывает.

Если же дискомфорт от имеющейся проблемы растет, то часто параллельно с этим растет и мотивация изменить свою жизнь, а значит, растет и готовность заниматься практикой последовательно и методично.

Далее вас ждет пошаговое освоение технологий «Свободного Дыхания» (СД) и упорный труд по принципу «делай раз, делай два, делай три», пока вы не наработаете новые навыки действия (навыки восприятия, поведения, реагирования) в тех или иных ситуациях. И это – серьезный, кропотливый труд.

Такая работа требует терпения. В отличие от «феерических» тренингов, на которых все легко и празднично, наша методика выстроена так, что порой напоминает писание палочек и крючочков в первом классе. Но если бы первоклашка не корпел когда-то над ними, он не смог бы научиться писать буквы, составлять их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения… И написать потом из них роман своей жизни.

Пример использования практики «Свободного Дыхания»

Представьте себе, что на тренинг приходит человек, который постоянно ссорится со своей матерью и очень страдает от того, что у него не складываются отношения с очередной женой. Он чувствует себя в ловушке, часто раздражается на нее.

В дыхательном процессе он вспоминает такую историю:

Весна, ледоход. Он мальчик 11 лет, договорился с друзьями пойти и покататься на плоту по реке. И вот уже плот готов, бутерброды в кармане, осталось только рюкзак взять, но… тут его ловит мама, выясняет, куда он собрался, и категорически отказывается его отпускать.

В такой ситуации ему трудно не начать спорить, и обычно такие споры заканчиваются наказанием.

Его наполняет ненависть, протест, возмущение: ведь ему очень обидно. Он чувствует себя униженным – его наказали несправедливо, «ни за что». Ему стыдно перед друзьями – договорились же, а он не пришел. Его чувство собственного достоинства уязвлено. И во всем этом виновата мама, которая ограничила его свободу.

Это переживание мальчиком вскоре забылось, но вполне конкретное восприятие матери осталось: «Мама – это источник постоянных ограничений. Она попирает свободу личности, препятствует самовыражению, вечно все контролирует и унижает меня в глазах друзей». Когда мальчик вырос, это отношение к матери спроецировалось на всех женщин вообще: «Все женщины постоянно ограничивают мою свободу» и «женщины постоянно „опускают“ меня перед другими мужиками».

Вряд ли наличие таких сильных и скрытых убеждений способно привести к счастливой семейной жизни. Ведь при таком восприятии любое проявление заботы со стороны жены кажется попыткой женщины ограничить его свободу и вызывает раздражение. Даже такое невинное предложение, как: «Уже холодно, может, наденешь зимние ботинки (шапку, шарф, перчатки и т. д.)?», вызывает гневное: «Что ты мне все время указываешь?! Я не маленький, сам разберусь!»

В истории нашего клиента тот факт, что другие мальчишки, которые все-таки выбрались из дома и пошли кататься на плоту, случайно перевернулись и утонули, для тогдашнего мальчика в момент следующей ссоры с мамой не имел значения. В его восприятии это были две совершенно разные истории. Одна история – о погибших друзьях, другая – об ограничениях со стороны матери. И ему довольно сложно было воспринять контроль матери как заботу о нем, даже несмотря на то, что такая забота однажды спасла ему жизнь.

Во взрослом состоянии эти истории так и остались для него разными. История о встрече со смертью, об утрате друзей и история об ограничениях.

С течением времени количество подобных историй на тему «женщина – источник ограничений» росло. С каждой последующей ситуацией росла и интенсивность испытываемого раздражения, ведь подавленные чувства копятся. И человек страдал и одновременно удивлялся тому, почему же он выдает такую бурную и неадекватную реакцию, казалось бы, в мелких и незначительных ситуациях.

В процессе СД, используя повышенную чувствительность, уже с учетом опыта своей взрослой жизни, он заново перепрожил и переоценил эту забытую историю. Высвободилась энергия накопленных когда-то недопрожитых им и подавленных чувств, запертых в этой и подобных ситуациях. И за счет возможности в дыхательном процессе находиться одновременно «внутри» и «снаружи» травмирующей ситуации вдруг возникло озарение: мама, запретив ему когда-то пойти с друзьями, на самом деле спасла ему жизнь. Это понимание, искренне прожитое на эмоциональном уровне, позволило изменить отношение к этой и подобным ситуациям, к маме и к женщинам вообще. Он почувствовал благодарность своей маме и сострадание к ней. Ведь она любила его так, как могла, и заботилась так, как умела. И просто не могла найти приемлемую для него форму выражения своих чувств.

Теперь ему стало не нужно затрачивать энергию на подавление всякий раз, когда в ответ на проявление заботы со стороны женщин в нем по привычке все еще появляется раздражение. Интенсивность этого привычного раздражения стала намного меньше (ведь все, накопленное ранее, было прожито в дыхательном процессе), и с ним довольно легко справиться, достаточно просто обратиться к процессному опыту и напомнить себе: «Ну вот, опять мне кажется, что она меня ограничивает». И проверить, так ли это на самом деле: «А может быть, все-таки заботится? А если даже и пытается ограничить, то не из вредности, а может, по каким-то своим причинам?» Понимая это, человек уже получает возможность эти причины выяснить, понять, чего же его жена или мать опасается, и приложить силы для поиска компромиссных и конструктивных вариантов, устраивающих их всех.

Четыре «САМ» «Свободного Дыхания»: от самоисследования и самоосвоения к самоуважению и самообладанию

Наш подход заключается в том, что мы предпочитаем не рассматривать человека как неправильного и поэтому нуждающегося в «улучшении».

Мы считаем, что нужно не переделывать себя любой ценой, пытаясь соответствовать требованиям других людей, а вначале исследовать все те богатства, которые содержатся в нас. Изучить, как и в каких ситуациях те или иные навыки были освоены нами, а какие навыки освоены недостаточно или отсутствуют из-за того, что жизнь наша сложилась определенным образом.

Затем, изучив себя, мы предлагаем себя освоить. Понять, «как я могу применять себе на пользу тот опыт, который уже получил в своей жизни, и как научиться получать недостающий опыт, опираясь на самого себя». Самоосвоение приводит к бережному контакту с разными частями себя, их принятию и осознанному выбору из множества вариантов вместо стереотипов и автоматических реакций.

А отсюда – прямая дорога к самоуважению и самообладанию как внутренней устойчивости и зрелости.

Ну и главное – мы не занимаемся «работой над собой» как «работой над ошибками». Мы призываем к «самоосвоению» – к «работе над собой» как к «радости творчества».

Результаты практики. Изменение взаимоотношений с миром возможно, или как становятся счастливыми

Для начала давайте проясним, что мы вкладываем в понятие «счастья»?

Мы называем этим словом состояние осознаваемой удовлетворенности тем, что есть в данный момент. По нашему мнению, счастливый человек сохраняет контакт с источником состояния внутреннего спокойствия и живет в согласии с самим собой. Он умеет искренне удивляться, радоваться и любить, проявлять и ценить чувство юмора и получает от жизни удовольствие.

Заметьте, что мы не пишем здесь об отсутствии проблем, о здоровье и деньгах, так как и среди здоровых и больных людей, равно как и среди бедных и богатых есть как счастливые, так и несчастные люди. А уж наличие проблем жизнь гарантирует нам всегда, вопрос лишь в том, что некоторые из них воспринимаются нами как интересные задачи, а другие – как постигшие нас несчастья.

И различие между счастливыми и несчастными людьми обычно заключается именно в том, что человек выбирает делать дальше с «постигшим его несчастьем». Страдать по поводу того, что это случилось, что это случилось именно с ним, именно сейчас и именно так, или согласиться с тем, что «это есть», изучить ситуацию и найти наиболее эффективные способы выхода из нее.

Опираясь на анализ историй клиентов и своих собственных, мы заметили, что человек чувствует себя несчастным, когда он считает себя таким, каким он на самом деле не является. Когда расходится его мнение о том, как он должен себя вести, и то, как он ведет себя на самом деле. Когда он искренне считает, что должен оправдывать ожидания окружающих, но либо не может это сделать, либо действия в этом направлении приносят вред ему самому. Когда человек не получает от жизни и от окружающих его людей того, чего хочет (внимания, качества услуг, событий, денег), или получает совсем не то, чего хочет. Когда другие люди не оправдывают его ожиданий. Когда отсутствует принятие ситуации такой, как она есть. Когда человек имеет претензии к окружающему миру, и мир в его восприятии не таков, каким он должен быть.

То есть, когда человек находится в состоянии войны с самим собой и/или окружающим миром.

Эта война заканчивается, когда человек готов согласиться с тем, что физическая боль, переживание неудач и поражений является такой же частью этого мира, как и все остальное, и перестает придавать слишком большое значение своим страданиям, которые время от времени, пока мы живы, неизбежно возникают по объективным причинам.


Если вы согласны с тем, что мы написали выше, то вам легко будет согласиться и с тем, что в основе войны с самим собой прежде всего лежит незнание себя, а отсюда – отсутствие уважения к самому себе и окружающим.

Поэтому первый шаг на пути к миру с самим собой и счастью – это САМоисследование. Соприкосновение со своим внутренним разнообразием, с глубинами внутреннего мира приводит к искреннему удивлению, восхищению и пониманию (через опыт, а не умозрительное знание) собственной уникальности и неповторимости, равно как и уникальности других людей.

Изучив себя разным и просто признав за собой право на существование, человек фактически испрашивает у самого себя позволение быть разным («я – не только такой, но и такой, такой и еще неизвестно какой»). Он соглашается видеть и принимать себя во всем многообразии своих проявлений и, как следствие, соглашается принимать других во всем их многообразии. Это переживание согласия с самим собой – очень искреннее, глубинное, очень интимное, часто наполненное благоговением и трепетом…

При этом какие-то части нас мы можем развивать, а какие-то игнорировать, не поддерживая их проявления в нашей жизни. Так же и с другими людьми – какие-то их проявления мы выбираем поддерживать, а от каких-то – дистанцироваться.

Мы искренне убеждены, что в человеке нет ничего однозначно «плохого», а есть лишь качества, которые мы не научились использовать конструктивно.[7] Когда мы перестаем закрывать глаза на якобы «плохие» наши качества, мы получаем возможность осваивать их и использовать так, как считаем нужным.

Освоение разных качеств себя приводит к свободе, многовариантности проявлений, собственной пластичности, т. е. к САМоосвоению. И одновременно к пониманию и уважению себя и других. Так появляется САМоуважение.

Понимая очень разного себя, становится легко понять другого, поэтому такой человек больше склонен к проявлению сопереживания и доброжелательности. При этом он искренен, уверен, устойчив и комфортно ощущает себя внутри самого себя. Это значит, что он достиг САМообладания.

У такого человека повышается ощущение защищенности и внутреннего спокойствия, изменяются реакции на внешние раздражители, снимается значимость наличия проблем и меняется отношение к ним. Даже в конфликтных ситуациях такой человек сохраняет способность к сотрудничеству, он открыт и честен. Он способен сохранять мягкость, бережность и главное – чувство юмора в отношении к происходящему.

Так у практикующего человека развивается способность добиваться своих целей, одновременно заботясь об интересах и других людей. Другие люди чувствуют изменение отношения к себе и, как правило, тоже меняют свое отношение к вам.

Постепенно вы начинаете ловить себя на том, что живете уже совсем в другом мире.

Так практика «Свободного Дыхания» помогает прийти к новому качеству жизни.

Нужно ли именно вам добираться до уровня первопричин?

Как мы уже писали выше, нам интересно добираться до уровня первопричин. Мы считаем важным использовать опыт дыхательных процессов (мы его называем процессный опыт) и опыт повседневной жизни для обнаружения и изменения тех глубинных убеждений, которые лежат в основе нашего мировосприятия. Тех убеждений, опираясь на которые, мы делаем выводы относительно себя и мира, оцениваем себя и его и выбираем раз за разом поступать именно так, а не иначе. И поступая определенным образом в жизненных ситуациях, мы получаем совершенно определенный результат, приводящий к определенным реакциям (как физическим, например, в виде привычного рисунка мышечного напряжения, так и эмоциональным – например, в виде чувства вины, обиды, раздражения и т. д.).

И, как показывает практика, изменить эти напряжения без обнаружения и изменения тех убеждений, из-за которых они образуются, крайне сложно. Практика показала, что это возможно, например, при помощи массажа, но проходит неделя или 2–3 месяца, и напряжения снова накапливаются в тех же местах.

Если же удается эти убеждения обнаружить, причем не на уровне ума, а именно пережив как личный опыт, то становится возможным изменить к ним отношение с «такова реальность и по-другому быть не может» на «это всего лишь мое убеждение». И задать себе вопрос: «Действительно ли оно ВСЕГДА соответствует реальности?»[8]

Имеет смысл находить, в каких ситуациях это убеждение соответствует действительности и на него можно опереться, а в каких ситуациях его нужно проигнорировать как реальности несоответствующее (несмотря на всю силу привычки воспринимать мир именно таким).

Тогда мы можем выбирать, как именно нам воспринимать те или иные ситуации, как нам в них действовать, чтобы не накапливать тех самых напряжений. Или, по крайней мере, знать, где и почему они копятся, и работать с ними более прицельно и эффективно, выбирая дополнительные практики.

С детства большинство из нас усваивает модель отношений с миром, которую можно описать словами «или-или».

– Или он хороший, а я плохой, или я – ангел, а он – сосуд зла…

– Я или сильный, или слабый…

– Или я злой, или я добрый, но тогда мне злиться нельзя…

– Я или кричу на своего ребенка и тем унижаю его, или я его уважаю, и тогда кричать на него нельзя…

Вариаций на эту тему бесконечное количество. Это – базовая установка сознания, которая редко кем замечается, но именно через ее призму человек часто воспринимает все, что с ним происходит.

Подход, который мы осваиваем на наших тренингах, можно назвать «и-и». И то и другое равновозможно и равноценно. И тому и другому есть место, причем одновременно, хоть и в разных областях себя. И нам нужно лишь научиться выбирать, с чем из всего многообразия наших проявлений мы хотим отождествиться именно сейчас, и какое из своих качеств мы хотим проявить в данный момент. С чем в себе или в других предпочитаем иметь дело, к чему обращаемся. Какую часть мы выбираем выделить, акцентировать, и что мы выбираем не поддерживать в себе и/или в окружающих нас людях. Фактически – кем и каким считать себя или других в данный момент.

Но реализация этого подхода требует устойчивой мотивации на достижение изменений и кропотливого труда во время освоения практики и после, во время ее применения в повседневной жизни.


Далеко не все люди нуждаются именно в этом.

Вот пример из практики одного психотерапевта.[9]

Однажды к нему на прием пришла дама, жизнь которой стала невыносимой из-за того, что с некоторых пор ее стало посещать желание убить своих близких и домочадцев. Женщина эта была из состоятельной семьи, у нее был муж, хороший дом, друзья, много детей и родственников, и по большому счету она была всем довольна и совершенно счастлива. И вот с какого-то момента она поймала себя на том, что становится все более раздражительной, часто ругает членов своей семьи, и чувство ненависти по отношению к ним растет в ней с каждым месяцем. Будучи человеком по натуре добрым и искренне любя своих близких, она решила, что страдает душевным расстройством, и обратилась к психотерапевту.

В процессе расспросов психотерапевт выяснил, что началось это примерно год назад. Именно в это время они с мужем отметили тридцатилетие своей супружеской жизни, и к этой дате муж воплотил давнюю заветную мечту своей жены – подарил ей большой персидский ковер ручной работы, очень редкий, очень дорогой и красивый, с высоким ворсом. Ковер был торжественно постелен в зале, в который выходили двери спален всех членов семьи. И с этого дня начало происходить вот что: когда кто-то проходил по этому ковру, он оставлял большие вмятины в пушистом ворсе. Естественно, наша героиня, будучи примерной домохозяйкой, за долгие годы привыкшей содержать свой дом в образцовом, безукоризненном порядке, брала пылесос и выравнивала многочисленные следы, приводя ковер в идеальное состояние. Через некоторое время кто-то проходил по нему снова…

Закончив расспрашивать пациентку, психотерапевт понял, что его клиентка всего лишь стала тратить огромное количество сил на содержание ковра в безупречном виде. Из-за этого она перестала успевать по хозяйству, и жизнь ее превратилась в постоянный стресс.

В данном случае не было никакой необходимости «рыть» до глубинного уровня. Ведь там ей пришлось бы познать и ту часть своей личности, из которой ей действительно хочется уничтожить все и вся. Ту часть, в которой живет убеждение «я – все, другие – ничто, и все должно быть только по-моему». Осознать это убеждение (дремлющее в глубинах каждого из нас) и принять его как часть себя, освоить скрытые в нем ресурсы – большой труд. В процессе такой работы нашей героине пришлось бы не только обнаружить огромный внутренний потенциал и встретиться со своей личной силой, но и расстаться с огромным количеством иллюзий относительно себя и окружающего мира. Встретиться со своим перфекционизмом и тем, что стоит за этим. То есть фактически изменить и свое мировосприятие и свои отношения с миром. А нужно ли ей это? Скорее всего – нет. Ведь ее проблема – локальная, и до появления этой досадной трудности клиентка нашего психотерапевта была полностью довольна и своей жизнью, и всем, что ее окружало…


Поэтому психотерапевт попросил ее закрыть глаза и представить, что ее ковер девственно чист. На нем нет никаких вмятин, его поверхность идеально ровная, и он находится в таком состоянии уже давно и будет оставаться таким еще очень долго – просто потому, что некому оставить на нем свои следы: она одна, и в ее доме нет ни одного человека, кроме нее самой. Клиентка возмутилась: «Нет, что вы! Я люблю своих близких и я не хочу, чтобы они исчезли!» Тогда доктор успокоил ее, попросил снова закрыть глаза и представить, что следы на ее ковре – это свидетельство того, что в ее доме много любящих и любимых ею людей…

Проблема была решена.


Таким образом, становится очевидно, что вам самим придется сделать выбор, насколько глубоко хотите «копать» именно вы. И если вы решите «докапываться» до уровня первопричин, то мы будем рады видеть вас на наших тренингах.

Немного о базовом курсе «Свободного Дыхания»

«Базовый курс „Свободного Дыхания“» – это восемь (на момент написания книги) занятий один раз в неделю, которые проходят обычно по воскресеньям.

Первое занятие строится так: сначала мы знакомимся и выясняем ваши запросы, то есть чего вы хотите получить, идя на этот тренинг. Далее небольшой перерыв на чай. Затем следует теоретическая часть, представляющая собой краткое изложение техники дыхания. На самом деле эта лекция почти не имеет практического смысла, так как пока у вас нет опыта, любые теоретические построения остаются весьма абстрактными. Но поскольку уму нужна информация, для того чтобы он «отпустил» вас в измененное состояние сознания, мы читаем эту лекцию в краткой форме.

После лекции мы еще раз повторяем основные рекомендации и пробуем применить их на практике. Собственно, практическая часть называется у нас словом «процесс» и длится обычно от полутора до двух часов. После нее идет «проговор», выдача домашнего задания, далее мы пьем чай и расходимся. Чай с возможностью перекусить (а иногда и хорошенько подкрепиться) является обязательной частью нашего расписания.

Словом «проговор» мы называем беседу в кругу, когда вы рассказываете о полученном вами опыте, а инструктор комментирует ваш рассказ, помогая выделить важные для вашей дальнейшей практики эпизоды, и дает вам индивидуальные рекомендации. Проговор – это своеобразная индивидуальная работа в группе. На нем приходит в действие важная составляющая всего процесса – осмысление полученного опыта и «связывание» его с жизнью за пределами тренинга.

Слушая других участников, вы имеете возможность почерпнуть в их опыте нечто ценное для себя, а инструктор, как правило, говорит сразу для всех присутствующих. Проговор очень важен и нужен еще и для того, чтобы мы могли соотнестись друг с другом и выработать общий понятийный аппарат. Важное замечание: как бы ни был опытен инструктор, он – такой же человек, как и все остальные, и подобно всем остальным людям может ошибаться. Поэтому если вам кажется, что инструктор вас неправильно понял и говорит не о том, не стесняйтесь останавливать его и уточнять, что вы имели в виду. В наших общих интересах достигать взаимного понимания.

Со второго занятия у нас вводится так называемая «Настройка». «Настройка» – это минитренинг в тренинге. Ее целью является обнаружение связи между эмоциональными состояниями или состояниями ума и различными типами дыхания, сопровождающими эти состояния. А поскольку эта зависимость «работает» как в ту, так и в другую сторону, мы учимся применять свое дыхание для достижения определенных состояний и использовать их в нашей обычной повседневной жизни.

Итак, второе занятие начинается с проговора по домашнему заданию и прошедшей неделе, который завершается перерывом на чай. Затем следует объяснение формата Настройки, сама Настройка и проговор по ней. Обед, небольшой отдых и далее следует теоретическая часть, то есть лекция. На втором занятии вам будет прочитана та же самая лекция, что и на первом, но в расширенном и дополненном варианте. На этот раз у вас уже будет хоть и небольшой, зато свой собственный опыт, с которым вы сможете соотнести услышанную информацию. После лекции небольшой перерыв и практическая часть (дыхательный процесс). Далее – проговор по процессу и завершающий чай. Тема второго занятия – отработка техники «Дыхания».

Далее распорядок тренингового дня будет выстроен по аналогии со вторым занятием, только каждое занятие будет начинаться с Настройки.

Тема третьего занятия – «Техника работы с ощущениями».

Тема четвертого занятия – «Стереотипы поведения и методы работы с ними».

Пятое занятие посвящено тем самым «Базовым перинатальным матрицам» С. Грофа,[10] о которых довольно много написано в психологической литературе. Мы рассказываем о них в свете практики «Свободного Дыхания», поскольку наш опыт использования этой модели показал некоторые отличия от ее классического толкования.

На пятом занятии процесс выстроен таким образом, что у вас будет возможность получить доступ к тому, что находится на перинатальном уровне именно у вас.

Шестое занятие посвящено более глубокой проработке информации, полученной вами на пятом занятии и на последовавшей за ним неделе.

Тема седьмого занятия – «И что теперь со всем этим делать?». То есть, как извлечь максимальную пользу из информации, полученной на пятом и шестом занятиях для своей повседневной жизни.

Тема восьмого занятия – как сохранить и приумножить полученные за время тренинга результаты.

О временны́х ориентирах

Уже за время «Базового курса» ваша практика даст какие-то результаты. Но изменения будут: а) локальны (ограничены узким кругом ситуаций) и б) нестабильны (при отсутствии поддерживающей практики они легко теряются).

Для появления локальных стабильных изменений нужно активно практиковать где-то полгода.

Для того чтобы изменения в вашей жизни и структуре личности вышли на качественно иной уровень (то есть легли в основу и стали той базой, на которую вы всегда сможете опереться, и к старому способу существования вы уже не вернетесь), нужно практиковать около 2,5–3 лет.

Это ОЧЕНЬ короткий срок для таких изменений, что бы вы сейчас ни подумали. Изменения за это время происходят настолько интенсивно и быстро, что иногда участники наших тренингов говорят о том, что им хотелось бы помедленнее.

Три года практики вовсе не означают, что вы должны весь этот срок постоянно ходить на наши тренинги. «Базовый курс» создан для того, чтобы вы могли получить практический опыт как инструмент для самостоятельной работы. А как часто и для чего вы будете им пользоваться, зависит только от вас.

Однако если вы захотите еще какое-то количество шагов сделать вместе с нами, то у нас есть и другие тренинги, которые продолжают и развивают то, что начато на базовом.

Также мы проводим для занимавшихся у нас людей еженедельные занятия, на которые вы можете приходить, если захотите или почувствуете необходимость в поддержке, в безопасном пространстве или компании единомышленников.

Вне зависимости от того, ходите ли вы после «Базового курса» к нам на тренинги или практикуете самостоятельно, мы всегда будем рады предложить вам воспользоваться нашей поддержкой на разных этапах вашего развития. Вы можете звонить нам, писать на e-mail, задавать вопросы.

В общем, возможностей много – вплоть до стажировки и инструкторского обучения.

Главное – помните, что практика нужна для жизни, а не жизнь для практики; что вы практикуете только для себя и для того, чтобы жить счастливо. Не следует практику делать смыслом своей жизни, превращать из средства в самоцель. Тогда вам интереснее станет применять «Свободное Дыхание» как инструмент. Ведь любой инструмент нужен лишь для того, чтобы им пользоваться.

Сложности на пути практикующего

О внутреннем саботаже

Если вы все-таки решили освоить практику «Свободного Дыхания» как инструмент работы над собой, то мы хотим предупредить вас о тех сложностях, с которыми вам придется встретиться.

Одну из основных сложностей мы называем «эффект внутреннего саботажа» (специалисты-системщики называют это «инновационное сопротивление»).

Психика человека – сложная система и, как любая система, она стремится к стабильности и отказывается принимать то новое, что может ее изменить.

Мы ведь неспроста когда-то обучились вытеснять из своего сознания часть информации. Для появления каждого нашего «блока», «стереотипа», «рисунка мышечных напряжений в теле» в свое время существовали веские причины.

Все наши личностные структуры формировались нами с единственной целью – обеспечить наше выживание. На этом уровне система оценки нарабатываемых нами реакций и способов поведения – двоичная: «выжил – не выжил». Это критерий первостепенной важности. И тот факт, что вы сейчас читаете эти строки, говорит о том, что до сих пор все ваши структуры справлялись со стоящей перед ними задачей успешно. Эффективность решения проблем, а уж тем более способность радоваться жизни в момент формирования этих защитных структур не имеет значения.


Пример

В детстве на ребенка громко и, по его мнению, незаслуженно кричала мать. В тот момент мама была для малыша и источником любви, необходимой для его выживания, и источником боли одновременно. Перенести столь высокую интенсивность травмирующих переживаний психика ребенка была неспособна. Поэтому ребенок быстро обучился навыку вынесения внимания за пределы этой ситуации.

Те, у кого есть дети, наверное, хорошо знакомы с таким явлением: во время очередного внушения у ненаглядного чада глаза стекленеют, и взгляд его становится отсутствующим. В этот момент ребенок, чтобы спастись от интенсивных переживаний, которые могли бы повредить его психику, впадает в легкий, почти незаметный транс, с тем чтобы, когда «буря» утихнет, быстро протараторить «прости-меня-мамочка-я-больше-так-не-буду» и побежать дальше по своим делам…

Данный пример мы обычно разбираем на одной из лекций «Базового курса». Здесь мы приводим его лишь для того, чтобы показать: стереотип под кодовым названием «вынос внимания из ситуации, когда на меня кричит значимый человек» был выработан этим ребенком с одной единственной целью – чтобы выжить. Ведь наша психика, личность, индивидуальность – это самое ценное, что у нас есть, и угроза нарушения динамического равновесия нашей психики воспринимается как угроза выживанию и оценивается по описанной выше двоичной системе.

На уровне «выжил – не выжил» не важно, как работают ваши стереотипы, насколько они адекватны, насколько эффективны, каков их КПД.[11] Иначе говоря, для вашего выживания не имеет значения качество вашей жизни – хорошо вам живется или плохо, комфортно или нет. Важно лишь одно: ваши стереотипы охраняют вас, и благодаря их работе вы до сих пор живы.

Когда ребенок из нашего примера вырастет, он сможет заметить свою неадекватную и неэффективную реакцию, когда на него кричит кто-то значимый, например, начальник. Внимание его в этот момент куда-то улетучивается, ему становится трудно соображать, сложно привести примеры, свидетельствующие о его на самом деле высоком профессионализме. Выйдя из кабинета, он не понимает, почему же так несправедлив к нему руководитель… И неважно, что данный стереотип мешает строить карьеру и/или спокойно работать – на глубинном уровне он записан как необходимый для выживания и будет использоваться, пока вы его не замените более эффективным и менее энергозатратным.


Мы говорим об этом так подробно потому, что если вы действительно настойчиво будете практиковать «Свободное Дыхание», то несомненно начнете меняться. И когда количество локальных изменений достигнет уровня, при котором возможно уже качественное изменение, все ваши защитные структуры, подобно кобрам перед атакой, раздуют капюшоны, поднимутся в полный рост и «закричат»: «Ты что, с ума сошел? Все эти годы мы обеспечивали тебе выживание – но только такому, каков ты есть. Мы не знаем, сможем ли гарантировать тебе безопасность в случае, если ты изменишься. Ну-ка, сейчас же перестань заниматься всем этим!!!»

Это и есть проявление внутреннего саботажа. И хотя мы понимаем, что изменения желанны для нас и в них нет ничего опасного, голос разума в данном случае намного слабее голоса подсознания.

Конечно же, описанное выше – это метафора, а внутренний саботаж обычно принимает вполне приемлемые для нашего ума формы. Спектр их богат и вариации до смешного разнообразны:

«Ой, что-то мне сегодня не хочется на тренинг… Целый день… В помещении… А за окном такая погода… Да и дел надо переделать – невпроворот… Дай-ка я сегодня пропущу одно занятие… Подумаешь – ничего страшного…»

«У бабушки юбилей… Юбилей один раз в жизни, а тренингов – много…»

«Подумать только: я, взрослый, нормальный человек, раз в неделю хожу заниматься такими странными вещами… И что мне не живется, как всем? Мне что, больше всех надо?»

«Вот уже два занятия отходила, а что-то пока нет особых результатов. Может, мне это вообще не нужно?»

«По дороге на тренинг я пропустила свою станцию в метро (долго нет автобуса, уехала не в ту сторону). Наверное, это знак!..»

Бывает, дело доходит до разнообразных мелких физических расстройств.

У некоторых участников «Базового курса», когда количество их наработок «грозит» перейти в качество, перед очередным занятием, как у школьника перед контрольной, начинает болеть голова, внезапно поднимается температура, появляются симптомы гриппа, диареи… Если человек все-таки выходит из дома, то – вот чудо! – к нам он часто добирается уже почти здоровым, а к концу занятия и температура часто приходит в норму.

Все это не обязательно произойдет именно с вами, но наш долг – предупредить о том, что такое возможно. В конце концов, кто предупрежден – тот вооружен. Более того, мы желаем вам, чтобы внутренний саботаж проявился у вас во время «Базового курса» – в рамках тренинга вам будет легче его преодолеть, чем в самостоятельном режиме.

Единственное, за счет чего можно преодолеть внутренний саботаж, – так это за счет силы вашего намерения практиковать и меняться, то есть за счет вашей мотивации. Если мотивация сильна, то вы будете заниматься и сможете пройти дальше, преодолев сопротивление старых структур. В противном случае, дойдя до пика интенсивности, вы постараетесь «выпустить пар», снизить интенсивность пропуском занятий. Если будет так, то нужного количества локальных изменений для перехода в новое качество вы не наберете, тренинг закончится, и вскоре вы заметите, что вернулись в привычное знакомое состояние. Потом вы, возможно, вновь пойдете на какой-нибудь тренинг или займетесь какой-нибудь практикой и, вновь дойдя до чего-то значимого, привычно «откатитесь» обратно.

Подобным образом «кататься» туда-сюда можно бесконечно. Опасность такого «катания» состоит в том, что люди в этот момент искренне верят в то, что занимаются «работой над собой», им всегда есть что рассказать о своих переживаниях, они целую лекцию могут прочесть на тему личностного или духовного роста… Но в повседневной жизни, в их отношении к миру и себе, по сути, ничего не меняется…

Поэтому мы хотели бы, чтобы вы, если примете решение осваивать практику в нашем Центре, взяли на себя ответственность за то, чтобы пройти курс от начала до конца, ничего не пропуская.

О первичной мотивации

Другая сложность на пути практикующего связана, на наш взгляд, с самой коварной стадией практики, когда человек уже научился распознавать и собственные стереотипы, и автоматические реакции, сценарии других.

Если самым разным людям, приходящим на всевозможные тренинги и семинары и занимающимся саморазвитием, задать вопрос: «Для чего вы это делаете?» – ответов будет много. Но если дотошно доискиваться: «А это вам для чего нужно?» – то в конечном итоге все ответы, так или иначе, сведутся к одному: «Я хочу стать лучше».

Тогда вопрос о первичной мотивации будет звучать так: «А для чего вы хотите стать лучше?» И вот тут, как показывает наш опыт, все ответы могут быть сведены к двум вариантам.


Вариант № 1

Я хочу стать лучше для того, чтобы быть лучше (круче, сильнее, умнее) всех. Безупречно правильным… особенно хорошим… Всегда быть выше обстоятельств. И чтобы никто не мог меня обидеть, чтобы я стал неуязвимым.


Вариант № 2

Я хочу стать лучше для того, чтобы другим возле меня становилось лучше, и мне от этого становилось бы еще лучше…

В каждом человеческом существе присутствуют оба начала. И это нормально – так мы устроены. Вопрос лишь в том, каково процентное соотношение между ними и чему мы выбираем отдать предпочтение.

Коварство и великое благо практики состоит в том, что с ее помощью возможно достичь как первого, так и второго варианта. Как и любой инструмент, она может быть использована для достижения разных целей. И здесь мы считаем своим долгом рассказать о «цене», о том, чем вам придется платить за реализацию каждого из этих вариантов.

Плата за неуязвимость – одиночество.

Тут как в игре «Царь горы», в которой задача – забраться на вершину и никого туда не «пущать» или, как в фильме «Горец» по книге Грэгори Вайдена, – множество воинов в погоне за могуществом сражались друг с другом, а девиз у них был такой: «Должен остаться только один».

В практической плоскости это означает следующее. Обучаясь распознавать собственные стереотипы поведения, скрытые, неосознанные мотивы поступков и действий, и научившись не «вестись» на них, вы также начинаете видеть работу аналогичных стереотипов в других людях. И когда кто-то будет пытаться манипулировать вами привычным для ваших отношений способом, вы сможете не «вестись» и на это. Если раньше ВЫ в отчаянии били тарелки в тщетных попытках докричаться до ваших близких (чтобы сообщить им, что вам больно, что не надо так обращаться с вами), то теперь ситуация может обернуться, стать зеркальной – ваши близкие могут начать бить посуду в тщетных попытках докричаться до вас, а вы будете с любопытством и без всякого эмоционального вовлечения наблюдать за тем, что происходит.

В некоторых жизненных ситуациях уметь это бывает полезно и оправданно. Но если вы увлечетесь этим энергетизирующим переживанием собственной неуязвимости, то через некоторое время сможете обнаружить, что количество искренне любящих вас людей, с которыми возможны теплые, сердечные, доверительные, дружеские отношения, сильно уменьшилось, если они не исчезли из вашей жизни вовсе.


Плата за вариант «хочу стать лучше, чтобы другим стало лучше, чтобы мне от этого стало еще лучше» – громадный труд.

Это работа, которую придется проделывать вам, чтобы помочь своим близким научиться иметь дело с вами «новыми». И это обучение близких новому обращению с вами потребует от вас, с одной стороны, мягкости, терпеливости и сострадания по отношению к ним, а с другой – четкости, честности, настойчивости и последовательности в отстаивании своей позиции.

Любой минисоциум – это тоже система, которая стремится к стабильности. Если изменится одна ее составляющая, то и всей системе придется либо измениться, либо отторгнуть эту часть. Ведь наши близкие причиняют нам боль, манипулируя нами не столько из корыстных побуждений, сколько от того, что по-другому получить от нас то, что им жизненно необходимо, они не умеют. Просто так сложилась их жизнь, так они привыкли…

Мы в течение долгих лет подтверждали эффективность их способов общения, поскольку эти способы на нас действовали. Поэтому, когда мы, проделав значительный путь в своей практике, достигаем существенных изменений, наши близкие обнаруживают, что старыми и привычными способами они не могут добиться от нас того, в чем нуждаются…


Те, кто застал советские времена, возможно, помнят автоматы с газировкой по три копейки. Каждое утро, отправляясь на работу, многие пользовались ими. Бросаешь три копейки, жмешь на кнопку, получаешь стакан воды с сиропом. Теперь представьте, что к такому автомату пришел монтер и усовершенствовал его, перенеся кнопку на более удобное место… И даже если он повесил громадное объявление, яркими буквами написав: «Граждане! В целях общего удобства КНОПОЧКА перенесена вот сюда!» – но кто же из нас читает объявления, идя утром «на автопилоте», едва продрав глаза?

Подходит к такому автомату наш человек, совершая свой обычный, годами не меняющийся ритуал похода на работу. Бросает, не глядя, в привычную дырочку привычные три копейки… жмет на привычную кнопочку… А воды с сиропом нет!

Что делает наш человек в таком случае???

Вот таким «аппаратом с газировкой», по которому время от времени норовят с раздражением ударить, в какой-то момент вы себя возможно и почувствуете. И вот тут вопрос о первичной мотивации встанет в полный рост.

Вам придется признать, что ваши близкие имеют полное право не хотеть меняться вслед за вами. И возможно, они будут всеми силами пытаться вернуть вас к прежнему способу взаимодействия. И даже если они, напротив, очень давно ждут и хотят произошедших с вами перемен, нельзя забывать о силе привычки, об инерции… В конце концов, вы посещали тренинг, практиковали, и ваши результаты являются следствием работы, которую ваши близкие не проделывали.

Тех, кто перенес некоторые формы инсульта, в процессе реабилитации иногда приходится заново обучать простейшим двигательным навыкам. Так же и вам придется обучать своих родных новым способам обращения с вами. С величайшим терпением вам придется брать их руку и (возвращаясь к приведенному выше примеру) буквально подносить ее к новой «кнопке» и говорить с любовью, внятно и медленно: «Если ты хочешь от меня стакан воды с сиропом, смотри – кнопочка теперь вот ту-у-ут!»

Это невозможно, если у вас не будет большого терпения, понимания, любви и сострадания к самому себе. Ведь только уважая свои недостатки, можно уважительно и бережно относиться к несовершенствам других людей.

При этом нужно учитывать, что некоторые люди меняться уже не могут (например, у пожилых родителей на это просто может не хватить сил), а некоторые – и не хотят. И здесь вам придется решать, что вы будете с этим делать. Ведь ваши близкие привыкли к вам именно такому, а ваш партнер когда-то выбирал вовсе не эту «обновленную версию» и имеет полное право настаивать на сохранении предыдущей, которая для вас уже, возможно, абсолютно неприемлема. И тогда отношения могут закончиться.

Бывает, что люди выбирают сохранить отношения. Даже тогда, когда близкий человек настаивает на «старой версии», а для вас ее сохранение уже настолько болезненно, что стало невозможным, вы можете научиться демонстрировать ему привычную реакцию, но уже не вовлекаясь эмоционально в этот процесс так, как это происходило раньше.

Например, если ребенок привык игнорировать вас, пока вы на него не накричите, то он не сразу научится воспринимать нормальную речь. Но если раньше вы «выходили из себя», крича на него, а потом мучились чувством вины и пили валерьянку, то теперь вы сможете прикрикнуть на него (а что поделать?), но внутри останетесь спокойны. И даже во время своих бурных проявлений по-прежнему будете чувствовать себя любящим и уважающим своего ребенка родителем.

Чтобы научиться этому, нужно терпение, время и настойчивость. И это огромный труд! Но результат стоит того – мир вокруг вас станет добрее и мягче, а взаимодействовать с ним будет легче и радостнее.

Вот, пожалуй, и все о первичной мотивации.

Халявы не существует!

Обычно к окончанию тренинга люди чувствуют себя более энергичными, вдохновленными. Мир становится ярче, решения принимаются легче, результаты радуют. И вот тут возникает еще одна ловушка – соблазн «отдаться чуду». Зачем продолжать что-то делать, зачем продолжать практиковать, когда и так все хорошо?

Если вы по окончании тренинга перестанете практиковать, то через некоторое время (обычно от пары месяцев до года) ресурс, полученный за время тренинга, будет вами исчерпан, и жизнь вернется на круги своя. Однако к хорошему мы привыкаем легко, и такое возвращение, скорее всего, будет восприниматься вами не как «то же, что было раньше», а как «стало хуже, чем было». Это может стать поводом для расстройства или для поиска очередного тренинга.

Кроме того, считаем важным вас предупредить: если вы собираетесь пройти тренинг ради того, чтобы получить некую универсальную «таблетку», единожды приняв которую, у вас все станет хорошо само по себе без дальнейших усилий с вашей стороны, то вы разочаруетесь. Когда тренинговая «таблетка» перестанет действовать, вы обнаружите, что на самом деле цена халявы весьма велика.

Начинать заново намного труднее, чем в первый раз, так как обучается достигать цели при помощи практики не только та ваша часть, которая меняться хочет, но и те защитные структуры вашей личности, которые отвечают за стабильность и изменений не хотят (помните, мы говорили, что практика – всего лишь инструмент?).[12] А это означает, что при повторной попытке освоить практику «внутренний саботаж» будет проявляться сильнее и хитрее.

Если же вы планируете пройти тренинг и думаете, что после него у вас больше никаких проблем уже никогда не будет, то мы хотим предупредить, что это не так. «Свободное Дыхание» – не волшебная палочка. Изменятся ваше отношение к проблемам, скорость и эффективность их решения, но проблемы как таковые из жизни никуда не исчезнут! Ведь именно наши проблемы – неистощимый источник нашего интереса к жизни. И повод к постоянному совершенствованию.

Можно ли освоить технику без инструктора?

Есть люди, которые считают, что всему можно научиться по книгам и инструкциям. Мы считаем, что это относится далеко не ко всем видам обучения.

В начале освоения практики «Свободного Дыхания» необходим непосредственный контакт. Инструктор создает необходимые условия и оказывает поддержку в процессе освоения практики, делится своим собственным дыхательным опытом и опытом других людей, накопленным за время многолетней работы. Создает максимально безопасное пространство, для того чтобы ваше путешествие в глубины себя могло состояться и стало для вас максимально комфортным и эффективным.

Не раз нам звонили с вопросами: «Что делать, если дома во время дыхательного процесса я засыпаю?», или: «Прочитал книжку о дыхательных практиках. Решил попробовать. Когда начал, у меня перехватило дыхание, начало все болеть. Я не знал, что делать. Испугался. Прекратил дышать. Заболела голова. Что делать?», или: «Начал дышать, вдруг дыхание стало очень интенсивным, я не мог его остановить. Затем у меня были очень странные переживания. Не могли бы вы их объяснить?» «Я дышал, у меня все получалось. Но не пойму, почему я то смеялся, то плакал. Что это значит?» – и так далее.

И мы не можем ответить на эти вопросы так, чтобы быть уверенными в том, что наши объяснения принесут пользу этим людям. Ответить на эти вопросы вне системного подхода невозможно. Ведь мы не видели этого человека, не общались с ним, не знаем, зачем он начал «дышать», что хочет изменить в своей жизни. Мы не видели, как именно он дышал, как проходил сложные моменты процесса, а значит, у нас нет той информации, которую мы могли бы соотнести с его словами. В таких случаях наши советы могут оказаться неадекватными, неточными и принести больше вреда, чем пользы, создавая у человека ложное представление о том, что же с ним происходило.