Вы здесь

Дыхание Вселенной (Единство мира). II глава С неба сорвавшийся вихрь (Н. Н. Якимова, 2010)

II глава С неба сорвавшийся вихрь

Спиральное движение явлено во всём строении Вселенной.

Е. И. Рерих

Пахтание являет лучшее изображение зарождения Миров. Каждый Атом уже является на спиральном вращении и имеет своё ядро. Вращение может быть уявлено только при сгущении энергии.

Е. И. Рерих




Коллаж 8.

С неба – на землю

Золотой вселенский вихрь

Вихревые образования, спиральные структуры разных масштабов и свойств, представленные как в мире живой (земной), так и «неживой» природы, а также иерархически организованная разномасштабная цикличность, прямо и косвенно подсказывают, что Вселенная как целостность развивается «по спирали», а её космологическое расширение может идти вдоль радиальной составляющей спирального по характеру расширения.

Прямыми доказательствами наука пока не располагает. Но мир устроен по экономному принципу аналогии, как раз и обеспечивающему ему целокупное Единство. Это воодушевляет и ставит ориентиры. В то же время появляются и своего рода доказательства.

В последние годы измерено красное смещение линий в спектре сверхновых звёзд в самых далёких галактиках (-10 млрд световых лет). И сделан вывод, что в ранней Вселенной, после инфляционного стремительного «раздувания» из-за взрыва и нескольких млрд лет замедляющегося из-за преобладания гравитационных сил разлёта вещества, заметная роль перешла всё же к некоторым силам отталкивания, и расширение теперь ускоряется. Пока совершенно не ясно отчего это происходит. Фактор, ответственный за это ускорение, образно был назван «тёмной энергией», она огромна: составляет 70 % от полной плотности энергии Вселенной. (Но то не «тёмная (скрытая) масса», которая тоже преобладает – в 10 раз по сравнению с видимой массой; наверняка они как-то связаны, но если первая растягивает «воздушный шарик» физической Вселенной, то вторая удерживает его от разрыва.) Надо сказать, что в определённом смысле «тёмная энергия» фигурировала в теории А.Эйнштейна в качестве так называемого «космологического члена» его уравнений.

В последние годы построенную карту распределения далёких галактик в сочетании со структурой реликтового фона, как оказалось, тоже невозможно объяснить без этой тёмной энергии, заполняющей Вселенную и заставляющей её ускоренно расширяться. Это уже независимое подтверждение подобного ускорения.

Сам же факт ускорения разлёта галактик свидетельствует, что данный процесс может проходить по закону возрастающей экспоненты:

r/R0 = ехр[8t(lnβ)/πT0], где r – расстояние, t – время, R0 и Т0характерные размер и время, β – положительный параметр, больший единицы, описывающий крутизну экспоненты, или закрученность ветвей логарифмической спирали как результата вращения экспоненты с периодом TQ (I гл., [92]). Но для экспоненциального процесса ускорение не остаётся постоянной величиной, а тоже растёт по тому же закону, будто действует извне некая дополнительная таинственная сила, «растаскивающая» галактики в радиальном направлении и всё более и более увеличивающаяся по мере расширения Вселенной. Так или иначе, ускорение в масштабах всей Вселенной в сочетании с гипотетическим общим её вращением даёт картину гигантского раскручивающегося Вихря. И тогда красное смещение спектральных линий у далёких галактик и есть проявление этого раскручивания!

Мы придерживаемся мнения, что вселенский Вихрь – золотой, во всяком случае, в современную эпоху. То есть положительный параметр β равен числу золотого отношения Ф «1,618… Ибо не только на Земле, на живой Земле, но и во всей косной природе – в Солнечной системе, Галактике и от электрона до горизонта событий – всюду проявляет себя именно золотая гармония, или золотое подобие, золотой изоморфизм [92]. Число Ф – столь же фундаментальная константа, как и основание натурального логарифма е ≈ 2,718… (Ф2≈ 2,618…), число π ≈ 3,1415…, физические константы – скорость света в вакууме и постоянная Планка. Все они и организуют нашу Вселенную поистине как золотую, а потому – живую! Константы эти по существу являются «прародителями» физического человека в физической Вселенной – вспомним антропный принцип.

Можно думать, что параметры Вихря становятся таковыми лишь на определённом этапе развития Вселенной (см. конец V гл.), тогда и появляются на авансцене физической эволюции – растительный мир, животный, да и сам человек. Наверное, «пружина» Вихря была наиболее сжата на исходном этапе расширения, то есть в момент молниеносного раздувания из-за сил отталкивания – внутреннего давления, но при этом указанный параметр не должен был превосходить некоторого опасного значения. Иначе бы пружина расплющилась, не выдержав столь мощного сжатия в сингулярности. Однако ей придан был такой импульс, чтобы обрести в нужное время необходимое расслабление (остановку после «Выдоха» Вселенной – см. VI гл.). По нашим оценкам, параметр β не может в физическом мире превосходить величины β0= (8:3)3/2 ≈ 4,36 (см. рис. 1 в, гл. I). Уменьшаясь, значение это в процессе эволюции Вселенной достигает комфортного для нас золотого или близкого тому значения, порождая всё многообразие флуктуирующих вокруг него КРАСИВЫХ – золотых – структур.

Эпоха эта – подлинного РАВНОВЕСИЯ и для самой пружины. Возможно, вселенский Вихрь именно в такие времена оказывается наиболее устойчивым. Но вот в нём начинает себя проявлять импульсы неведомой Силы, ускоряющие расширение пространства, способствующие ещё большему растяжению пружины. И она откликается на могучий таинственный зов, идущий из её глубин. И постепенно изоморфизм меняет свои золотые признаки: параметр (3 уменьшается вплоть до значения 1, то есть до тождества, до Великого Единства, Слияния (наверное, в Духе!) всего и вся. Физически – это уже торжество энтропии. Но растянутая до упора пружина вновь сожмётся – Вселенная сколлапсирует к концу Манвантары, к финалу Проявления, и всё уйдёт на покой в Пралайю. До следующего Пробуждения, до другой Манвантары[14]… А потом вновь выталкивающее в Бытие инфляционное расширение, временное его замедление, и следом – мощь отталкивания, разлёта, ускоряющийся «Выдох» в Великом и вечном Дыхании…

Не такова ли возможная картина жизни нашей Вселенной? А мы, её обитатели, не находимся ли в самом начале того великого акта Преображения, когда через зоны лет начнут спадать золотые одежды и Дух станет готовиться к своему Пробуждению на всём пространстве Метагалактики?[15]

Действенная магия водоворота, или – «Танцуем все!»

Танец дарует не только упоение слаженным движением, вихрем эмоций, но и способствует определённому медитативному настрою, концентрации внимания. Вращение (без продвижения вдоль оси) даёт системе возможность «оглядеться», приноровиться к окружению, словно «потоптаться на месте» перед тем, как продолжить путь. Это – как освоить горизонтальную плоскость, чтобы затем ринуться вдоль её вертикали. В итоге, плоская вращающаяся система «протаскивает» себя через узкий цилиндр пространства, прокладывает свою объёмную «временную нить», скрученную из «мировых линий» всех её подсистем. Такое проникновение в лоно пространства – с вращением – наиболее эффективно: оно не рвёт его, а плавно туда встраивается, скрепляя, но не нарушая различные слои и подуровни. И это есть принцип ШУРУПА, отнюдь НЕ ГВОЗДЯ. Гвоздь рвёт объём жёстко, осуществляя его прокол, прободение. Вот почему любые филы в природе, ветвь, корень, действуют так или иначе как винт – деликатно, пошагово, осторожно.

С одной стороны, вращение придаёт системе в каждый момент устойчивость, с другой – именно равновесие требуется для непрерывного динамизма при экспансии и освоении нового пространства, новых возможностей. Необходимый покой достигается всё тем же вращением, но обнаруживается лишь в его центре, на оси, фактически – в жерле водоворота, в сингулярности. А также в Пралайе, где уже и нет самого вращения, как нет и дыхания, а лишь его задержка перед Выдохом или Вдохом[16]. Так «Создатель полон необозримого спокойствия среди бесчисленных движений» (Е.И.Рерих, 1921–1922 [60]).

Скручено волокно да ткётся ткань…

Древний человек когда-то научился прясть пряжу: скручивая по два волокна, добивался долговечности нити и потому мог изготовлять одежду. Это напоминает те процессы, которые происходят в физической Вселенной со дня её зарождения до оформления внешнего облика в виде несметного количества тел.

И в самом деле. Во-первых, в своей целостности любой природный процесс, явление, структура – поляризованы, двуедины, дихотомичны, бинарны. Во-вторых – так или иначе подвержены поворотам, кручению, то есть вращению. Вспомним, что когда люди занимаются ткачеством, им необходимы нити, много. И нити должны быть не просто линейны и прямы, а обязательно скручены, свиты (кстати, по правилу правого винта – ибо правой рукой). Тогда основа и уток не распадутся, созданная ткань станет прочной, эластичной, гибкой, готовой к драпировке – сборкам и складкам. Её можно легко и компактно сложить, смастерить из неё удобную, повторяющую живой остов охранную оболочку, и не одну, скрыть от глаз подлинное тело, выставив напоказ лишь некую иллюзию его – майю. Так, вероятно, «одевается» материализующееся пространство, пряча от нас иноматериальные субстанции невидимого тонкого плана.

Не потому ли кручение, или разномасштабная завихренность, нашего физического пространства – его неотъемлемое качество, кстати, неразрывно связанное с кривизной? Если изначально каждая точка в нём закручена, каждая линия есть винт, то такое пространстве в основе своей упруго, сохранно, консервативно, сжато, экономит энергию, концентрирует информацию. Оно даёт шанс, возможность – к раскрытию, способность – к развитию. Пространство локально свёрнуто в тугие спирали. Значит таково оно и всё в целом? Расширение Вселенной – не иначе, как пружинное разжатие в каждой точке и целиком с сохранением памяти о прежнем состоянии, вихревое движение со стремлением когда-нибудь вновь вернуться к истокам, но уже обогатившись новым неповторимым опытом.

В одной из статей по наблюдениям поляризации излучения звёзд в двух половинах небосвода (журнал «Nature», т. 298, 1982) делается вывод о вращении Вселенной как целостной структуры; причём период равен 6 1013 лет, и центробежные силы, порождаемые этим движением не позволяют ей не расширяться. Это вполне согласуется с авторским представлением о глобальном вращении Вселенной [82], а также с позициями ряда авторов[17].

Как сказано в восточных доктринах, Пространство, будучи Лоном Вселенной, есть Океан Огня, и первичное Огненное вещество образовалось при яром вращении энергии этого невидимого Огня. Идея сотворения мира, наподобие пахтания Океана, тоже предполагает наличие непременного изначального вращения – как залога Единства и необходимых для развития – поляризации, дифференциации материи. Где вращение – там собирание и отсев, там устойчивость и движение, там притяжение, магнетизм, но и отталкивание. Вихри же умеют множиться – «размножаться» (физике это знакомо)! В том великое их свойство ДЕЛИМОСТИ. А делимость есть сама ДОБРОТА и ДАЯНИЕ. Таковы Огонь, Магнит, Дух – первоосновы Вселенной. Делимость огня есть главное его свойство и сила, обязанное его неистощимости. Таков и чудесный Благодатный огонь…

Два волокна – это пара, а значит – вместе, рядом! Для равновесия, для устойчивого динамизма. Вьются в пространстве две винтообразные спирали, обегают Солнце, а вместе с ним и Галактики Центр. И это след особой планетной пары – Земли да Луны, «дочки и матери» (согласно теософии), которые никак не могут расстаться. И доверяют пространству запечатлеть и сохранить себя навечно в незримых «свитках Акаши». Так, каждый спутник существует со своим вожатым: Европа – с Юпитером, Титан – с Сатурном, Солнце (или другая звезда) – с галактическим Центром (быть может, там наше Центральное Духовное Солнце?), сама Галактика – с ещё большим Центром – Великим Аттрактором в направлении созвездия Девы[18]. Даже земные моллюски в спиральных скафандрах (Наутилус, виноградная улитка) в ответственнейший период спаривания прокладывают вдвоём дорогу в будущее.

Чем не двойная спираль? Так и Земля с Луной – живая двойная спираль пространства. Живая Земля да Луна, когда-то отдавшая нам жизненный импульс к развитию, почившая ныне во сне обскурации…

А что же спирали плоские, когда вращение столь сильно, что сплющивает всё тело системы? Это галактики, похожие на нашу, чьи «рукава» насыщены молодыми горячими звёздами с остатками своих «гнездовий» – пылью и газом. И всегда главенствующих, ярких спиралей опять же две, дополнительны лишь ответвления.

Аналогичная картина наблюдается и в протопланетных дисках вокруг звёзд: с помощью телескопа им. Хаббла получено чёткое изображение пылевого диска вокруг молодой звезды в созвездии Весов на расстоянии 320 световых лет от нас; во внешних областях диска есть два диффузных спиральных рукава. Расчёты учёных подтверждают, что образование планет-гигантов неминуемо из-за развития гравитационной неустойчивости во вращающемся газопылевом облаке, и происходит оно чрезвычайно быстро – уже через 150 лет (!) в однородном диске появляются спиральные ветви, распадающиеся практически мгновенно (за 50 лет!) на несколько протопланетных сгустков от 1 до 5 масс Юпитера.

В планетных системах и галактиках действуют единые принципы, способствовавшие их возникновению и организации их структурного каркаса, вращающегося вокруг мощного центра, как в атмосферном вихре, в крутящемся водовороте. Общие закономерности отображены в чётких математических связях между линейной и экспоненциальной зависимостями, причём природа предпочитает класс именно золотых систем, то есть тех, в которых прослеживается игра числа золотого отношения и близких ему значений (от 1,5 до 1,7). Таковы две одинаковые логарифмические спирали, очерчивающие доминирующие звёздные рукава в Галактике и в других похожих звёздных системах, а также две совершенно аналогичные золотые спирали в невидимом каркасе Солнечной системы (I гл., [92]).

Безусловно, универсален механизм генерации таких спиралей. И обязан он в первую очередь радиальным волнам плотности, бегущим в плоскости вращающихся систем. Две диаметрально исходящие из центра логарифмические спирали обеспечивают определённую пространственную устойчивость всей конструкции. Тем более, проявляют себя ещё и две так же диаметрально разнесённые архимедовы спирали, обусловленные другим действием центра – ветром корпускул. И как тут не уплоститься, не сжаться этой тугой четырёхрукавной пружине? Так что не только Земля, но и космос изобилует разновеликими двойными (даже четверными) спиралями, к тому же ещё – и живыми. Ибо и Солнечная система, включающая земную биосферу, и Галактика, содержащая по крайней мере одну известную нам живую планету, и те галактики, у которых сходные с нашей углы закрученности звёздных ветвей, то есть золотые углы, достигающие 8°– 9°, – все они должны быть непременно живыми. Значит – живыми спиралями. Как и молекула ДНК, тоже структурно наделённая атрибутами золотых отношений…

В ядрах массивных галактик наука обнаруживает грандиозные по силе притяжения объекты – чёрные дыры, буквально засасывающие во чрево всё вещество и даже поля электромагнитных излучений. Их затягивает внутрь пружина колоссального водоворота, уводя в неизвестное, в сингулярность, даже потоки света.

Наверное, и для Вселенной, как некой невообразимо большой Чёрной Дыры[19], уготован в будущем прорыв туда – в инобытие. И если она сейчас, расширяясь, вращается, являя собою стремительный Вихрь – Белый, причём золотой, то не двойной ли он и не противостоит ли Чёрному? Быть может, их вечно два, устремлённых навстречу друг к другу? И вообще, не действуют ли в жерлах любых чёрных дыр некие двойные спирали, мощнейшими силами протянутые в иные миры, но навечно связанные и с нами? И не золотые ли те спирали, рождающие и обновляющие Жизнь? Гигантская двойная ДНК вселенских масштабов, несущая эстафету свою вопреки Пралайям, в унисон Манвантарам! Задающая облик и времена для вновь и вновь рождающихся, реинкарнирующихся вселенных. Реализующая себя в великом опыте земных жизней…

Тропою орнамента

Вступив на эту тропу, начнём путешествие вдоль неиссякаемого потока фактов, предположений и неожиданных сопоставлений. Рано или поздно выведет она людей к твердыням архетипических символов у той таинственной дороги, что проложена в будущее человечеством отдалённых, предшествующих эпох.


Не секрет, что в орнаменте любого народа наглядно сконцентрирована целостная система его видения мира и что древнее узорочье изобилует общими принципами вне зависимости от конкретной географии и способа воплощения. Именно поэтому, наряду с эстетическими ценностями, декоративные мотивы таят в завуалированной форме единые законы мироустройства – от фазы рождения через этапы становления до сроков ухода. Этот строй сохраняет динамическую внутреннюю силу в любом процессе, который можно уподобить голографическому сколку явлений более высокого порядка. Так что где-то на заре своего появления узорочье уже сосредотачивало в себе особые гадательные свойства.

Одним из излюбленных мотивов в декоре восточных народов всегда были орнаменты, называемые «огуречными». В Европу, Россию они пришли через арабов, которые, как известно, заимствовали многое (а также – цифры) у своих соседей из Индии. Не вызывает сомнения, что «огуречные» орнаменты, отражая и растительные формы, в конечном итоге являются вариацией древнейших общечеловеческих схем-символов. Почему бы не счесть, что тут запечатлён, например, стилизованный абрис дельфина? Животное, загадочное и доброе, считают – разумное, приплывает к нам на помощь из пучин не только водных, но и давних – временных. А что, если то пара резвящихся в морской стихии млекопитающих, или один во вращении – через пол-оборота? Ведь это уже характерный рисунок из двух взаимодополняющих частей, которые прочитываются в одном из самых почитаемых символов Востока – схеме Великого Предела (рис. 1). Бимодальный круг пересечён S-образной кривой, напоминающей символ Змия, Дракона – чуткого и мудрого[20]. Принцип дополнительности, а не противоборства, заключён в этой схеме: круг пересекает не жёсткий бескомпромиссный диаметр – «либо да, либо нет», а плавный извив – «и да, и нет», как принято на Востоке.




Рис. 1. Схема Великого Предела и архимедова спираль


Сам по себе символ S украшает различные творения мастеров. Конечно же на него похожа латинская буква S, например в слове spiral, то есть спираль. Букве отвечает руна СОУЛУ из древнего алфавита Футарка, называемая «солнце» (sol – скандинавское, syil – британское, sauil – готическая реконструкция) и обозначающая синтез противоположностей [57]. Быстрая ассоциация напомнит о свойствах энергонесущего принципа мироздания: «Фохат шипит, когда он зигзагами скользит во всех направлениях», и потому древние изображали его Змием [20].


S-начертанию вторит стилизованный фрагмент одной из двух спиралей в молекуле ДНК или двух звёздных галактических спиралей. Оно аналогично и цифре 5, нумерологически – числу риска и жизни. Но именно пятикратие типично для органических форм Земли Не потому ли пять, точнее, корень квадратный из пяти – составная часть знаменитого числа золотого отношения (1+√5)/2= 1,618? А оно как гармонизирующий фактор явлено в живых структурах планеты и широко представлено в иных подсистемах Вселенной [92]. Так или иначе: «Зри в корень!»


Отшлифованный мыслью Китая более чем двухтысячелетней давности, Великий Предел (Тайцзы) вобрал в себя представление о нерасторжимом двуединстве нашего мира через взаимопроникновение, смену сил света и тьмы: ян – силы напряжённые, активные, светоносные, творящие; инь – силы податливые, пассивные, теневые, исполняющие. Восемь триграмм, состоящих из двух видов черт (сплошной и прерывистой), сопутствуют Великому Пределу, превращая его в восьмичастную универсальную мандалу; триграммы привели к 64-м гадательным гексаграммам «Книги Перемен» («Ицзин»), в которой рассматривается динамика возникновения и исчезновения трёх космических потенций – неба, земли, человека[21]. «Как абсолют Великий Предел всеобъемлющ; он мера Вселенной и каждого индивидуального существования, он олицетворяет всеобщую связь вещей и беспредельное» [30].

Рассматривая локализацию антропоморфной жизни относительно центров таких систем, как Солнечная (планетная) и галактическая (звёздная), мы показали [92], что существует универсальная оптимальная зона – круг жизни, в три раза более далёкая, чем внутренняя область, энергетически активная; и это свойство, вероятно, различных образований нашего мира (коллажи 11, 13, 16, 17, 19, 20). Условия здесь достаточно стабильны, у объекта имеется шанс воспроизводить себя, тиражировать, защитившись от неблагоприятных влияний. Для Солнечной системы – это район орбиты Земли («дорога жизни»), для Галактики – орбита всей Солнечной системы («пояс жизни»); в глазном «яблоке» – граница радужки, у цветка – окоём сердцевины с тычинками, вокруг пулевой пробоины – край частых радиальных трещин, как и подножие вулкана, изолирующее от опасного жерла; вокруг Солнца – граница его обычно невидимого коронального «оперения», будто сияющего нимба вокруг святого чела.

Считаем, что любую несплошную систему со слоистой организацией можно моделировать уплощённым каркасом, состоящим из 4-х спиралей, закрученных в одну сторону общим вращением (даже неявным); это две логарифмические спирали, контролируемые принципом золотого отношения, и две архимедовы. Пара архимедовых спиралей, выходящих из центра вихревого каркаса, не правда ли напоминает волнообразный извив в схеме Великого Предела? О том, что в схеме фигурируют именно спирали, а не полукружья, свидетельствует мнение московского китаиста А.М.Карапетянца. Тогда можно задать вопрос: не указывает ли абрис знака на круг жизни любой по масштабу и свойствам системы, где физическое проявление, в частности – антропоморфный вариант жизни, достигает своего наибольшего выражения? И физики-синергетики не отождествят ли сей круг с той аттракторной ситуацией в системе, которая чрезвычайно вероятна, вполне детерминирована, упорядочена, мало хаотична – с так называемым «предельным циклом»? Вполне убедительно звучит аналогия между такими тремя кругами, как Тайцзы, круг жизни, предельный цикл, если учитываются различные предельные их качества, то есть свойства идеальные, к которым вечно стремится Природа и которые, так или иначе, связаны для нас с золотой гармонией.

Вспомним теперь традиционный орнамент северо-западных народов Европы – кельто-скандинавский (рис. 2а, б). Он будет интересовать нас в первую очередь. В основе узора – пара волнообразных линий, сцеплённых так, что плетёный таким образом декор, сам по себе никогда бы не распался.


Рис. 2. Способ плетения кельтско-скандинавского узора: а) узор, б) одна из составляющих в виде «волн», в) исходное петельное зацепление




Коллаж 9. Древние символы


Каждая составляющая сродни широко распространённому орнаменту, ассоциирующемуся с Древней Элладой и встречающемуся в китайской, мезоамериканской и египетской традициях. Он словно заимствован человеком, тяготеющим к прибрежным землям, у водной стихии. В нём царствует идея волны. И отдельный элемент этого узора – будто прообраз или повтор центральной волны в схеме Великого Предела.


Прежде чем продолжить разговор о кельто-скандинавском узоре, кратко расскажем вообще о плетёных орнаментах [37, 69], к которым он, бесспорно, относится. Тем более, что в манускриптах кельтов встречаются именно такие. Расцвет плетёного орнамента, как утверждают специалисты, приходится на Средние века, когда соединились элементы былого языческого и христианского искусства. То было своего рода прощание, лебединая песня во славу великого прошлого у порога нового этапа. На Руси, в Византии, в странах Средней Азии, Западной Европы все плетёные орнаменты, безусловно, следуют единым конструктивным законам, имеют смысловой знаковый первоисток, и оказалось, что базовых символов не так уж много. О том – обширное исследование московского искусствоведа А.К.Ёлкиной [37]. Выполняемые в различных материалах (металле, камне, дереве, на ткани и бумаге) многие узоры вначале плелись из растительных волокон, лозы, бересты, кожи. Значит освоение богатейшего наследия плетёного орнамента – это и открытие забытых приёмов древнего рукоделия.

Самый простой приём – линейное плетение, использующее две пряди («верёвочка»), три («косичка»), а то и несколько, но не более десяти – декады. Так создавались удлинённые орнаменты – декоративные полосы, пояса. Промежуточный вид плетения – с петельным зацеплением; оно менее стянуто, чем особый вид – узелковое; и то, и другое встречается не только среди удлинённых орнаментов, но и закруглённых. Имеются и сетчатые узоры.

Основополагающие узлы, считается, сводимы к 4-м простейшим: «прямому» (или Геракла), «вечности» (или «живота и смерти», или «счастья»), «древу жизни» и «плоскому» [18].


«Узел вечности»


Фигура Лиссажу


«Узел вечности» – самый распространённый символический узел, известный ещё с III тыс. до н. э. Древнейшее его изображение обнаружено на цилиндрической печати из Ура. «Жизнь и смерть, земля и небо связаны воедино этим узлом – знаком единства противоположностей» [37]. И в самом деле, это два переплетённых S-образных зигзага-антипода, каждый из которых напоминает, но в более вытянутом варианте, извив в схеме Великого Предела. В «узле счастья» улавливается силуэт бабочки, символ души у древних греков, что покидает бренное тело, как легкокрылое создание свою тесную «куколку».


Заметно и то, что теневым изображением своим узел по сути вторит так называемой «фигуре Лиссажу», то есть графическому результату сложения пары взаимоперпендикулярных (две противоположности!) гармонических колебаний с частотами, относящимися как 2:3 (кстати, соотношение исключительно распространённое в природе и довольно близкое величине золотой пропорции 0,618); фигура же всегда устойчива при целостном отношении частот.


Итак, если пару S-знаков предварительно уплостить, а вместо одного из них использовать его зеркальное изображение для последующего поворота на 90°, то, понятно, получим графическое изображение «узла «ечности» (рис. За, II). Все те же два S-образных знака, но не деформированных, один из которых лишь повёрнут относительно центра на 90°, дают начертание уже знаменитого солярного знака. Мы воспринимаем его как символ четырёхрукавного вихревого каркаса, образующего динамический остов природной структуры, в том числе органически живой.

В росчерке «летящей бабочки» в «узле счастья» содержится максимум 8 замкнутых областей. Исходный знак S, мысленно поставленная зеркальная вертикаль и отражение этого фундаментального символа дают как бы триаду цифр 2, 1, 5, которые в сумме есть 8; это цифровой корень числа 215. Таков же итог и графического совмещении цифр 2 и 5, приводящий к геометрии восьмёрки[22] (см. рис. 36). Если двойка олицетворяет имманентную поляризованность мира, единица-устремлённость, пятёрка-жизненные проявления, восьмёрка-стабильность и завершение процесса, то сочетание двух зеркальносимметричных S будто описывает единый поток дифференцированного (2) устремления (1) Жизни (5) с целью обрести на промежуточном этапе законченные (8) материальные формы и выпорхнуть из «куколки» своей оболочки, преодолев тяжкую грань смерти – «сатурнову» (I гл.).




Рис. 3. Метаморфозы вокруг узла «вечности»


А она – восьмая[23] (!) из всех значимых орбит спирального каркаса (если иметь в виду последовательность: Меркурий, Венера. Земля, Марс, пояс астероидов, Юпитер, промежуточная планета между Юпитером и Сатурном, по-видимому, существовавшая в раннюю эпоху, которой мы склонны приписывать участь легендарной планеты Фаэтон).

Но последуем далее за узелковым плетением. Оно лежало в основе изготовления талисманов, сберегающих от сглаза, если только узел невозможно было развязать. Приписывались узлам и колдовские силы. Известная техника макраме восходит, как считается, к традициям Среднего Востока, а у славян подобные приёмы именовались вязью, и вязать узлы означало ворожить. Отсюда и столь знакомое: «узелок на память». Об этом рассказывает А.Барашков в статье «Узелковое письмо древних славян» [14], где речь идёт о символическом праязыке, использующем плетение узлов-иероглифов, обозначающих то или иное понятие, слово. В древности такая «письменность» была распространена широко. Её имели наши соседи – карелы и финны, древние инки и ирокезы (письмо «кипу» и «вампум»), китайцы (письмо «цзе-шен»). Думаем, что его могли использовать и те, кто владел рунической знаковой системой, нужной для гадательных целей. Рубленый росчерк рунических надписей и замысловатая объёмная пластика плетёных с узлами приёмов, в частности, кельто-скандинавская вязь, безусловно, имеют свои сокровенные корни, вероятно, с единым смысловым контекстом, не зависящим от времени и местности. И знаки, и плетения – одинаково использовались для «ворожбы», то есть передачи определённой информации «сверху» (причём редко с высочайших уровней), а также для её трансляции «по горизонтали» – в виде декора и письменности между людьми, народами и цивилизациями.

Проблема узлов волнует и представителей точных наук. В начале XIX века шотландским физиком П.Гутри был составлен каталог из почти двух тысяч вариантов узлов, способных порождать множество других. Существует мнение, вполне справедливое, что без математической теории узлов не обойтись при исследовании сложнопереплетённых молекул.

Примечательно, что безузловое плетение положило начало кружевуремеслу трудоёмкому, но радостному, прекрасному в своём многообразии и открытости, обнажающему волшебные качества свободной поверхности, возможности чистой плоскости. В кружевах нет узлов – того, что сберегает тайны, топологию внутренних объёмов, их нескончаемые лабиринты.


Что касается элементарнейшего плетения – «верёвочки», состоящей из пары свитых между собой нитей, то используется она повсеместно со времён глубочайшей древности и для самых разнообразных прикладных задач. Символизирует собой союз земли и неба, вообще – содружество двух противоположных качеств, как и «узел вечности», Великий Предел. Именно такое сцепление дополняющих друг друга свойств (скрутить, чтоб не распасться) – залог необходимой для существования гибкости при последующих трансформациях, например, при складывании, вновь плетении, как это происходит в мире сложных молекулярных соединений. Аналогично – с двойной спиралью молекулы ДНК, которая требует исключительно компактной многоступенчатой упаковки в ядре живой клетки. Человек всегда вольно или невольно копирует природу, изобретательную и экономную. Эффект упругой гибкости, после специфических операций неоднократного «скручивания», применялся и при изготовлении дамасской стали.

Не особыми ли упругими качествами обладает и наше физическое трёхмерное пространство, в лоне которого не утихают процессы нескончаемого его «скручивания» из-за вращений различных небесных тел? Но вот и пластичность завихрённого состояния (наряду с противоположным качеством – упругостью, упорством) сказывается во всём – на Земле, в космосе и в средах особых – психических, социальных. На первый взгляд, это поражает, но, конечно, преисполнено глубочайшего смысла, касается оснований мироздания. Растём ведь в сопротивлении, по принципу – «чем хуже, тем лучше». Яркий и простой пример – длинная, скачущая, танцующая пружина: она подвижна, неуязвима, сберегает свой остов. Сходна так называемая «вихревая нить» в средах физических, и если она замкнута, то образует «вихревое кольцо», тороидальную конструкцию, способную аккумулировать и транслировать энергетические запасы. Природные объекты тоже могут быть моделированы подобной замкнутой скруткой, напоминающей магнитное поле диполя или конвективные потоки, скульптурно, для наглядности представимые универсальной формой яблока (IV гл.).

Замечаем, конечно, что простейшее плетение «верёвочкой», столь широко используемое в ювелирной технике скани, или филиграни, для пряжи и т. д., допускает вполне определённый (в некоторых пределах) оптимальный угол скрутки порядка 45°(±10°). Таковы в среднем – направления ветвей к стволу дерева (они, напомним, контролируются всё тем же принципом золотого отношения), характерные углы разлёта волновых фронтов от двигающегося тела, морщин на лице и т. п. (коллажи 3, 4).




Рис. 4. Принципиальное различие двух плетений: а) кельто-скандинавский узор (вариант), б) «верёвочка» (с переменным шагом)


Создаётся впечатление, что все эти углы достаточно стабильно выдержаны независимо от вида объекта и среды. Возможно, угловые инварианты описывают общие свойства трёхмерного физического пространства, его потенциальную способность к единообразному скручиванию при всех масштабах и уровнях организации, обуславливая универсальные законы сборки и складки пространства, изучаемые, поясним, в математической теории гладких отображений, или теории катастроф [11].

Посмотрим вновь на кельто-скандинавский узор, на родине которого, надо сказать, процветали рунические письмена, пользовавшиеся великой пророческой силой оракулов. Специфичен способ плетения узора (см. рис. 26, а также рис. 4): две пряди поочерёдно, с возвратом обвивают друг друга именно петлёй; затем поворот каждого звена между узлами вокруг оси плетения на 90° и небольшая деформация «волн». Интересно, что после ряда последовательных операций нам удалось, почти во всех нюансах, получить в металле «узел вечности» (рис. – концовка). Кельто-скандинавский узор оказался вариацией плетения – цепочкой «змейка», состоящей из нетугих петельных узлов, используемых в технике макраме.

Наверняка, ни мёртвое растительное волокно, ни даже то, что наполнено живительными соками, ни серебряная проволока (мы проверяли) не способны реализовать достаточно легко все необходимые процедуры; волокно слишком податливо, не обладает нужной «памятью»; металл же, наоборот, весьма «упрям», хотя и гибок, сохраняет форму декора. Вероятно, только специальный материал может служить основой построения такой волновой парной вязи, и лишь сугубо живая субстанция способна соединить в себе противоположные качества – гибкости и крепости, активности и консерватизма, свойства глины и металла. Это под силу аналогу живого, контролирующего себя тела. Не змеиного ли? Возможно, это структуры, обеспечивающие функционирование живой клетки – органические полимерные молекулярные цепи, тем более, если предварительно свиты они наипростейшим образом – «верёвочкой», как земная молекула ДНК, при репликации в процессе деления клетки потому без труда раздваивающаяся обратным вращением. Или кельто-скандинавский узор – особая упаковка уже самой ДНК, но в определённых условиях?

В химических отраслях проводятся интенсивные работы по созданию совершенно новых неприродных материалов – полимеров на основе белковых структур [68]. Строительными молекулярными «блоками», к примеру, являются: исключительно прочный паутинный шёлк; гибкий и упругий кожный эластин; волокнистый коллаген; входящий в состав ногтей и волос – кератин. Но все эти четыре модели как будто не напоминают упаковкой своих молекул интересующий нас орнамент. Впрочем, по крайней мере один заслуживающий внимания случай имеется: сцепление молекул в виде череды спиралевидных волн, наподобие каждой из двух составляющих кельто-скандинавского узора. Это структурный мотив так называемого «крингля», который встречается в частицах-липопротеинах, что способствуют выносу из крови жировых соединений. Известна и прямая связь обилия в крови липопротеина с сердечной недостаточностью, корректирующаяся наследственной предрасположенностью. Задерживает необходимое разрушение кровяных сгустков компонент аполипротеин, который строится как раз из «кринглей». Возможно, ишемическая болезнь находится в прямой зависимости от избытка в крови тех белковых молекул, упаковка которых следует спирально-волновому декору, столь почитаемому древними греками.


Что же прочитывается в причудливой строке кельто-скандинавского орнамента, в его бегущих в одну сторону двух цугах опрокидывающихся волн, надёжно сцеплённых, жёстко подогнанных? Он своим содержанием не менее сложен и многогранен, чем частный его фрагмент, напоминающий извивом схему Великого Предела. Тогда не служит ли кельто-скандинавский орнамент своеобразной знаковой ритмикой, олицетворяющей соединение, трансляцию и взаимную обусловленность бесконечного множества Великих Пределов или различных вселенских «дорог», «поясов» антропоморфной жизни, вообще всевозможных её «кругов жизни»? Что если звено орнамента символизирует противостояние льда и пламени? Оно близко по начертанию двум переплетённым руническим знакам – молниеподобному росчерку руны «солнце» (уже упомянутой и приведённой) и секущей вертикали руны «лёд». Не та ли это податливость и твёрдость, что наполняют неисчислимые явления жизни? Не духовный ли это огонь восхождения и пронизывающий копьём испытаний холод материальности? Чтоб – из пламя да в полымя… А кельто-скандинавская вязь – не план ли неведомой молекулы, быть может, тоже наследственной, макет её скрутки или, скорее, упаковки? Связано ли это с иными формами белковой жизни или такой вариант свёртки молекулярных цепей обязан отнюдь не генетическим программам развития?

Многое из сказанного – лишь догадки, если не поэтические метафоры. И что ещё встретим в безоглядных лесах орнаментов!




Коллаж 10. Сетчатые структуры

Гончар и глина

Глиняный сосуд для влаги… Хранит он великую ИДЕЮ, тайну Природы. Испокон веков вторит ей человек – сам тело-сосуд, водой напоённый по особым её законам; сам для крепости огнём обжигающий глину; сам будто сотворённый из неё и таящий в себе неугасимый огонь зерна духа… От воплощения к воплощению пламенеющее зерно облекается в земные одежды, что тленны и исчезнут, сгорят. И напитается новыми накоплениями драгоценный Сосуд человека – Чаша его жизни. Как шлифует её Создатель, ваяя людские тела, так отзывается и человек, сооружая из глины ёмкости для питья и пищи, воссоздавая образы, кочующие в пространстве.

И всегда глина – материал для воплощения, для проявления ИДЕИ в материи. И как в земной природе и космосе действуют и, опять же, творят четыре стихии – земля, вода, воздух, огонь, так и человек обращается к ним, дабы лепить из глины. Она – податлива и памятлива, она – переносчик, репликатор, ретранслятор вездесущей информации, словно геном в клетке жизни на плане плотном, физическом, а, возможно, и более тонком – волновом. И не она ли следует другому ретранслятору – реинкарнирующему, перевоплощающему, переселяющему души (дух) одного человека, или одной личности – умирающей, в другое, новое тело – в формирующийся плод ребёнка? Так весь опыт предыдущих жизней, опыт одной ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, накапливается в Чаше, освобождаясь по жизни от груза испепеляющей кармы…

Глиняный сосуд для жизни… Хранит он великую ИДЕЮ – тайну ВРАЩЕНИЯ, без которого не справиться Создателю-Гончару… И есть ещё одна тайна – ПРАХА: как формируется глина земная, так возникают планеты и звёзды – из пыли и газа уже потухших, умерших когда-то твёрдых и плазменных тел пространства.

«Мифы, записанные в разных уголках земли, рассказывают примерно об одном: мир и человек сотворены Богом (или богами) из глины. В Африке и сегодня можно услышать, что Солнце, Луна, звёзды, Земля сделаны из глины. В Древнем Шумере (южное Двуречье, IV–III тыс. до н. э.) верили в могущественного бога вод Энки – он придумал, как создать человека, а богиня Нинмах и богиня рождения лепили из глины не только человека, но и его судьбу. По поверьям Древнего Египта, человек создан из глины на гончарном круге богом плодородия Хнумом… О том же повествует и Библия…» [15].

Инварианты вокруг нас

В самые последние годы теоретическая физика с неизбежностью подводит к возможности существования таких объектов, как струны (браны) и их обобщение – мембраны, составляющие, по-видимому, «ткань» мироздания, а потому позволяющие строить теорию квантовой гравитации и способствующие рождению новой отрасли космологии – мембранной.

Поверхность гипотетических струн минимальна, хотя это и протяжённые объекты. В них действует внутренняя динамика – скорость звука, совпадающая со световой, а также огромное натяжение, создающее разномодальные осцилляции (безмассовый переносчик гравитационного поля – гравитон – рассматривается как проявление одной из мод такой струны). Частицы трактуются как «нулевые» браны; две браны образуют поверхность, а три – пространство. Оказываются тесно взаимосвязанными понятия «струны» и «мировой линии», которая обрисовывает траекторию движения тела в четырёхмерном пространстве-времени.

Отмечаемая уже достаточно давно наблюдательной астрономией крупномасштабная ячеистая структура Вселенной, то есть концентрация галактик, их скоплений и сверхскоплений вдоль «стенок», «рёбер», «узлов» неких грандиозных пространственных «пустот», наводит учёных на мысль о реальности «мембранного» подхода. Это, кстати, перекликается с представлениями теоретиков о фрактальном устройстве мира, которое обнаруживается в самой природе – живой и косной, близкой и далёкой.

Есть повод говорить не только о механизме генерации энергии в мире – вихревом, экспоненциально идущем, – но и о способах трансляции этой энергии через бинарную сеть ветвления. Это вполне корреспондирует с представлением о различных природных объектах и систем в виде Структурного Мирового Древа, заключённого в форму «яблока» – двухполюсного вихревого образования с мери-дианальными конвективными ветвящимися потоками (IV гл.). Сам вид фрактальных структур, присутствие именно ветвления в различных процессах, связанных с движением – переносом, потоками, – уже наводит на мысль о трансляционном предназначении фракталов в природе. Фракталы. Это, по сути, природные ПУТЕПРОВОДЫ наилучшей конструкции.

Любой вид движения, конечно же, реализует глубинное стремление системы к продлению, к своему расширению. Тот же принцип заложен в способности к воспроизводству, что столь присуще живым органическим структурам. В пространстве ли, во времени – повсюду нас окружают, зримо и незримо, КАНАЛЫ СВЯЗИ. И всякий предмет, живое существо, частица вещества и т. д. есть очаг, фрагмент, след таких всепроникающих фил – их «станции следования». Нити взаимоподобных «маршрутов», пронизывая тончайшую субстанцию мироздания, создают, поистине, великую «ловчую» сеть – Вещания! Куда ведёт она? К мирам Дальним, Огненным, всё более и более утончающимся, подсказывающим нам, где ПЕРВОИСТОК…

В полёте кленовое семечко

Как-то нас заинтересовала книга А.А.Баренбаума «Галактика, Солнечная система, Земля» [16]. В качестве одного из результатов, полученных этим автором, является то, что спиральную структуру галактик (в том числе тех, что с баром – перемычкой) одновременно формируют две разные системы ветвей, образующие самостоятельные плоскости: одна – архимедового типа, представлена веществом, истекающим из ядерного диска, а вторая – логарифмического типа, повторяющая конфигурацию галактического электромагнитного поля. Галактики с малым углом между указанными плоскостями относят к «нормальным» S-спиралям, а с большим – классифицируют как «пересечённые» SB-спирали (с баром). «Спиральные стадии эволюции отличают высокая частота распада звёзд в ядре и вынос их газопылевых продуктов из ядерного диска струйными потоками».

Что касается автора настоящей книги, то ею «идеологически» делается упор лишь на эффекты волн плотности, если речь идёт о логарифмических спиралях в галактического вида звёздных системах (в определённой мере обязанных быть и в формирующихся планетных системах), а также на корпускулярный солнечный или звёздный ветер – агент архимедовой составляющей вращающегося спирального каркаса (I гл., [92]). Причём расчёты опировались на представления о неких исходящих от энергетического центра системы (а не входящих в него) «логарифмических» и «архимедовых» потоках. В задачу не входило тщательное рассмотрение физической стороны вопроса; высказывалось лишь предположение об интерференции этих двух типов влияний (кстати, последнее было подсказано покойным профессором Г.П.Мельниковым, известным системологом – лингвистом и физиком, который поддерживал начинания автора).


Не лишне поразмыслить о том, что же способствует самому эффекту вращения на физическом плане. Вызывают его, надо думать, только два фактора: внутренняя потенция, обусловленная формой и распределением масс, и некие внешние воздействия.

Для простоты и наглядности представим поведение достаточно лёгкой фигуры, пусть плоской, в поле внешних сил, например, силы тяжести Земли, плюс сопротивление атмосферы. Парящий над землёй и медленно падающий плоский предмет испытывает встречное давление обтекающего его воздуха и начинает, так или иначе, крутиться, причём как вокруг собственной оси симметрии, так и относительно траектории падения. Это известный факт, часто нами замечаемый в природе, особенно – вращение поперёк действия силы тяжести: забавный крутящийся полёт семени клёна, имеющего предельно асимметричную форму – само семечко с одной стороны, а с другой тянется плоское и лёгкое «крылышко»; вращение, достаточно быстрое, происходит вокруг заострённой и утяжелённой стороны, где и спрятано семечко, падающее вниз. Это явление в чём-то сродни двум эффектам, связанным с электромагнетизмом. Во-первых – винтообразному движению заряженной частицы в постоянном однородном магнитном поле под действием силы Лоренца, ортогональной силовым линиям магнитного поля; частица, помимо движения вдоль этих линий (если оно имеется изначально), приобретает и момент вращения относительно них. Во-вторых – тоже винтообразна траектория конца вектора электрического поля в бегущей циркулярно поляризованной волне. И этот конец, и пробная заряженная частица аналогичны внешнему лёгкому краю кленового семечка.

Так что любое нарушение симметрии (диссимметрия[24]) – в кинематике, динамике или пространственной изотропии (в частности, и формы), причём независимо от рода направляющих сил, – всегда вызывает ответное вращение, если имеется сопротивление движению (рис. 5, II). Значит такую преграду надо «освоить», потому – приостановиться, притормозить, чтобы двигаться дальше. Это общий принцип: «Препятствиями растём».

Если смотреть на полёты кленовых семян сверху, то они, устремлённые вниз и сдуваемые в сторону ветром, производят впечатление порхающей стаи мотыльков, а потом вдруг кажутся… скоплением вращающихся галактик (!), разом падающих в какую-то бездну, где их что-то неуклонно притягивает, точнее, на них разом что-то непрерывно давит – то ли внешние силы гравитации, то ли сопротивление тончайшей межгалактической среды. А не само ли это ускоренное в современную эпоху расширение пространства Вселенной или гипотетический эфир?! И не потому ли галактики вращаются?! Так какова же была их изначальная форма, столь чувствительная, податливая к возникшей возможности закрутиться? Исходная асимметрия (отсутствие симметрии)! Откуда она? Не из-за неминуемого ли нарушения пространственной симметрии в момент Большого Взрыва? В результате чего из «точки» сингулярности, как таинственного вселенского Семени, вырывается значительно менее плотный «хвост» (крыло!), который и закручивает всю, ещё компактную, Вселенную целиком в Поле неких внешних (по отношению к ней) Сил.

И вспоминается трагический случай 22 августа 2006-го, когда в небе на подступах к г. Донецку трагически погибло 170 человек – пассажиры и экипаж ТУ-154М, который из-за грозы вынужден был подняться на чрезмерную высоту в 13 км и оттуда из-за слишком большого «угла атаки» (подъёмная сила уже не действовала и произошла потеря устойчивости, мы бы сказали – потеря симметрии и исчезновение горизонтальной «тяги», как бы бокового ветра) самолёт, по мнению авиаторов, «свалился в горизонтальный штопор». То есть начал стремительно падать вниз, совершая крутящиеся движения, которые невозможно было устранить никакими усилиями экипажа. Так, «мотыльком», вертящимся «семенем-пропеллером» летел самолёт вниз. Его неудержимо звала к себе земля, её неуправляемая притягивающая сила; она и погубила – взорвала, разбила.

Не так ли с момента Большого Взрыва уже властно действует и отрицательная гравитация, «расталкивая» мироздание наше в разные стороны? И потому его фрагменты без устали вынуждены вращаться. Вселенная летит, раздуваясь, тем самым активизируя силы внутри себя и те, что направлены наружу. Эти неуёмно «давящие» силы действуют уже и на более «низком» иерархическом уровне организации, закручивая многие неоднородности материи внутри расширяющегося «пузыря» Вселенной. И он пребывает в состоянии бурной внутренней турбуленции, которая «прорастает» ветвящейся СЕТЬЮ макроструктур – не иначе как самим Мировым Древом Жизни! В нём сомн галактик сродни зелёной кроне земной листвы…

Любая неоднородность, а потом уже и самого вещества внутри галактик набухает, как семя, «лопается» (на манер всей своей Матери-Вселенной при Взрыве), и возникает та диссимметрия выброса «ростка» в одну из сторон, который даёт начало и гипотетическому «струйному потоку» (по Баренбауму), то есть звёздной ветви, а значит возникает её вращение вокруг центра родительской галактики, постоянно «подпитываемой» выбросами. Там, в центре, покоится материнское «семя» – «чёрная (белая) дыра». Семя же это воронкой устремлено в мир иной, досингулярный, откуда и черпает свои силы…

Центры галактик – это как «споры» неоднородностей, выброшенные при Взрыве из Большой Сингулярности и развеянные молниеносным инфляционным расширением по пространству – для «расселения». Чем не «парашютики» одуванчиков?..

Итак, спиральный узор галактики можно счесть за загнутые вращением выбросы вещества и излучения полей из центра звёздной системы. В ней звёзды – аналоги «малых» турбулентных вихрей во всей галактике, но уже меньшие, третьего уровня организации (после Метагалактики и каждой из галактик). Значит звёзды, по аналогии со Вселенной, вполне возможно, «выбрасываются» из центров материнских галактик – из их сингулярностей? Значит «струйные потоки» в галактиках могут и должны напоминать о себе. Впрочем, это совсем не исключает существования в них на тонкой среде и «волн плотности», сопутствующих возникновению долгоживущего спирального узора.

Можно-таки думать, что в спиральном золотом каркасе каждой галактики (по аналогии с Солнечной системой) имеются в идеале четыре базовых спиральных рукава: два – логарифмические (золотые) спирали, как раз продуцируемые волнами плотности, и два – архимедовы спирали, вызванные парой струйных потоков (допустим, по Баренбауму). Интерференция логарифмических и архимедовых компонентов, то есть волн плотности и струйных потоков из центра галактики, порождает специфические зоны в её теле (I гл., [92]). Коротационная зона (где пролегает круг жизни – пояс жизни, и мы в нём) есть результат и признак присутствия именно логарифмических спиралей, то есть известных науке волн плотности.

Возвращаясь к механизму, вызывающему вращение, повторим ещё раз: это результат определённой диссимметрии. И чем она значительнее, тем вероятнее вращение, но только, если присутствует некая внешняя сила. Наглядный тому ещё пример – катание на лодке: для поворота необходимо всего лишь одно весло, то есть – нарушение симметрии.

Сам же факт возникновения вращения у вовсе несимметричной (асимметричной) формы говорит о том, что с помощью внешнего воздействия эта неправильная форма фактически становится правильной, симметричной, ибо в пределах достаточно большого промежутка времени (бесконечного), намного превосходящего период вращения, данная форма уже не воспринимается «однобокой», а выглядит «аккуратно правильной» относительно оси своего вращения, теперь уже – оси симметрии. Так совместно – форма и её «обдувающий ветер» – выравнивают, выправляют ситуацию, доводят её до идеальной.

Это сродни «соитию» разнополярных сторон, качеств, стремящихся «породить» третье – своё лучшее, идеальное «потомство». Так же действует и принцип гармонии – золотое отношение, ибо в нём именно два члена порождают (по определённым законам – подобия и сложения) третий член, тем самым выстраивая золотой ряд подобия.

Как же по отношению к «обдувающему потоку», то есть действующей силе, ориентировано вращение? Прослеживается важный принцип: если форма лишена симметрии (по конфигурации и распределению масс), то осью симметрии её при вращении (а фигура вращения всегда более симметрична) может стать только внешний фактор – направление действия внешнего поля, внешнего импульса. В случае вполне симметричной вытянутой формы, без особой концентрации масс в одном месте, помимо тенденции всё же медленного вращения формы вдоль поля (тогда движение вдоль него происходит по вытянутой спирали[25]), имеется второе вращение, интенсивное, и оно происходит относительно оси симметрии самой этой формы. Так что любая ось симметрии, внутренняя либо провоцирующая внешняя, при движении становится осью вращения, если только это не абсолютно симметричная, без дефектов фигура. (Например, шар, идеально гладкий и нейтральный к внешним воздействиям: он начинает вращаться, если ему придать соответствующий импульс, но в целом это уже, в принципе, диссимметричная ситуация.)

Следует ещё раз подчеркнуть, что любое силовое поле, в котором оказывается некая форма, непременно вызывает два её вращения: и в плоскости «поперёк себя» (словно форма сопротивляется полю!), и относительно оси (или центра) симметрии формы (словно форма усиленно сохраняет себя!). Когда эта ось (или центр) сильна, массивна (таково семечко клёна), тогда подобного вращения вдоль формы может и не быть: лишь поперёк внешней силы «встанет» раскрученное асимметричное тело (словно оно вполне устойчиво к внешним воздействиям!).

Если понаблюдать опять же за полётами подвижных семян клёна, то чётко видно, что их оси вращения направлены к земле, становятся (при отсутствии боковых ветров) вдоль потока, силового поля. Не означает ли это, что оси вращения галактик в среднем должны быть нацелены к горизонту Вселенной, иначе говоря, располагаться по лучу зрения? Однако мы видим их (в телескопы) по-разному, не только «плошмя», но и с ребра. Интересно, отмечена ли на сегодня какая-либо анизотропия в этом отношении? Как будто бы нет. Или «местные» потоки столь сильны, что «сдувают» летящие за расширением Вселенной галактики и размывают, искажают эту главную тенденцию направления их осей – быть ортогональными участку небесной сферы в месте их расположения? А быть может, более всего «давят» силы, исходящие от Главного Аттрактора, находящегося где-то в направлении созвездий Гидры, Девы (прямое восхождение 13 час. 17 мин., склонение -21°). И галактики в скоплениях и сверхскоплениях тяготеют именно к нему, разворачиваясь «грудью» в его сторону?


Обратим теперь взор свой к Земле. Это далеко не идеальный шар. Его можно ассоциировать с вращающимся ШУРУПОМ, в котором шляпка – Антарктида, а остриё – сердце Ледовитого океана – легендарная, исчезнувшая в далёком прошлом гора Меру. Шуруп ввинчивается в небо вдоль оси своего вращения туда, где царствует созвездие Дракона – созвездие северного полюса эклиптики, то есть полюса земной орбиты. Это древнее созвездие циклической мощи и перемен. Вокруг полюса эклиптики обходит примерно за 26 тысяч лет северный полюс мира. Он – продолжение на небе прецессирующей с этим периодом (звёздным годом) земной оси вращения.

Совсем рядом с созвездием Дракона, на расстоянии 36°, – второе знаковое по мощи древнее созвездие – Геркулеса, в сторону которого движется со скоростью 20 км/с целиком вся Солнечная система в окружающем её звёздном пространстве, к аспекту. Эта собственная скорость Солнца в 10 раз менее той «твёрдотельной», с которой обращается наша планетная система вместе со спиральным узором вокруг Центра Галактики и которая направлена от Ориона к Лебедю (уже не к Геркулесу).

Невозможно не отметить следующее важное обстоятельство: в современную эпоху вдоль одного небесного меридиана – солнцестояний (примерно 18 час. по прямому восхождению) – расположились последовательно три важные области неба: 1) более подвижный во времени северный полюс мира находится сейчас около звезды Альфы Малой Медведицы – нынешней Полярной звезды; 2) северный полюс эклиптики устойчиво расположен в направлении созвездия Дракона, куда нацелены полюса орбит всех остальных планет и северный конец оси вращения самого Солнца, а также северные полюса планет (кроме «лежащего на боку» Урана) и южный полюс Венеры; 3) Центр Галактики оказывается для нас в направлении созвездия Стрельца; эта почти неподвижная область на земном небосклоне, медленно, за примерно 200 млн лет, смещающаяся относительно фона очень далёких галактик. Надо подчеркнуть, что ситуация уникальна и, думается, для нашей эпохи не случайна…

Каких-то 10–11 тысяч лет назад северный полюс мира был намного ближе к апексу движения Солнца в Геркулесе, а значит и к направлению на Центр Галактики в Стрельце, располагаясь вторично за 26 тысяч лет в той же области неба на меридиане солнцестояний. (В ту эпоху уходили под воду последние острова Атлантиды, завершался последний Ледниковый период.)

Так что уже долгие эоны лет герои древних мифов Земли, Дракон и Геркулес, словно притягивают и держат силами своими планету и материнскую её систему во главе с Солнцем. Звёзды Геркулеса будто влекут к себе. А на звёзды Дракона дружно «взирает» в своём обращении и вращении подавляющее большинство членов Солнечной системы. Так не раскрученная ли со времени своего рождения, примерно 5 млрд лет назад, несколько асимметричная, протяжённая небула Протосолнца «падает» куда-то в сторону апекса своего движения? Обладая сильным, смещённым чуть в бок «центром», она не «кувыркается», а преданно вокруг него вращается, как крутится семечко клёна, падая наземь. Но сильные порывы «ветра» могут и сдувать «вертушку» семечка. Так и мощные течения вращающейся Галактики уносят вместе со спиральным узором и нашу родную Солнечную систему…

Сама возможность круговых движений внутри галактики (как, впрочем, звезды или тел в её планетной системе) целиком определяется наличием момента вращения, который достаётся от исходного вращения газовой протогалактики (или протозвезды), или (по восходящей) – всей Метагалактики целиком. Правда, согласно работам 1960-х годов (Л.М.Озерной и А.Д.Чернин), изначальные вихри, о которых говорил ещё Г.А.Гамов, несовместимы с изотропным расширением Вселенной (то есть с определённой её симметрией). Ну, а если изотропии на самом деле и не существует? То есть имеется изначальная структурная диссимметрия, пусть малая, которая, как и у кленового семечка, приводит к вращению системы – в данном случае всей Вселенной в поле эфирной и притягивающей извне среды, а вместе с тем – и её скоплений галактик, самих галактик, их образующих звёзд и т. д., вплоть до планет и спутников, обращающихся и вращающихся, как правило, в одну и ту же сторону. В пространстве Вселенной представлена целая иерархия как бы вложенных друг в друга всё уменьшающихся вихрей – некий единый фрактальный вихрь, проявляющийся в любой точке своего фронта, там где локально поверхность искривлена и косо ориентирована к набегающему на неё потоку среды.

Известно, что перепады давления в любой среде – это звук. Если в потоке среды имеются флуктуации давления (значит распространяется некий звук), то при наличии также и градиента плотности возникают вихревые движения. Как говорят физики, «звук рождает вращение среды» [86]. Значит некий «зов» или «приказ», пронизывающий гипотетическую тонкоматериальную субстанцию («тёмную материю», более того – «тёмную энергию», или вакуум, или эфир – эту «протоплазму Вселенной» (как говорит московский физик Н.Е.Невесский), пронизывающую звёзды и галактики, их скопления и сверхскопления, Метагалактику, – способен раскрутить, а потому проструктурировать «содержимое» великого вселенского Пространства? Не аналогичный ли в чём-то импульс заставил за последние 2000 лет в обширных окрестностях Солнца вспыхнуть семь галактических сверхновых? Можно думать, что вспышки их следовали даже в хронологической последовательности, образуя вокруг Солнца своеобразную «петлю» [91]. Возникает мысль, что вдоль спирального рукава Стрельца передаётся некий «сигнал», распространяющийся по спирали к Центру Галактики, в результате чего поочерёдно взрываются массивные умирающие звёзды. А не действуют ли таким образом грандиозные, галактических масштабов специфические информационные поля, проявленные как особые «флюксы», «трассеры» (если пользоваться терминологией московского физика Б.У.Родионова).


Вновь выглянем из окна и полюбуемся на весело скользящие, крутящиеся в воздухе семена клёна, да и другие – например, берёзы, по-своему несимметричные, потому способные к вращению. Когда же мы видим «выхлоп» турбулентной струи, то аналогично – являемся свидетелями определённого сбоя симметрии по сравнению со спокойным ламинарным течением; в данном случае – из-за скорости потока, растущего сопротивления, вязкости среды; это и порождает динамическую анизотропию и, в результате, – вращение множества рождающихся вихрей… Как внизу – так и наверху, как наверху – так и внизу…




Коллаж 11. Эффект утроения пространственных масштабов