Вы здесь

Душевный лекарь. О семейной жизни. Брак, семья (Д. Г. Семеник, 2008)

Брак, семья

«Плотская страсть – основа счастливой семьи»

Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь.

(Тов. 8, 4–9).


Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое.

Русская пословица.


А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти.

Свщмч. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский († 107).


Брак да бывает о Господе, а не по страсти, то есть для христианского рождения и воспитания детей и для того, чтобы иметь в жене подругу и помощницу, а не для целей плотских и нечистых – для удовлетворения страстей сребролюбия и любодейства.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).


Из многих опытов видно, что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви.

Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).


По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остаётся чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы.

Священник Михаил Левитов (XIX–XX вв.).


Чувственная страсть всегда эгоистична. При внешней обращенности к другому, бережности и любви, она на самом деле поглощена своими ощущениями. Другой для нее лишь средство, условие для достижения острых впечатлений. Чувство любви подменяется здесь страстным влечением, которое порой не очень разбирается в способах удовлетворения своих желаний…

В таких случаях, думая о другом, человек испытывает волны движения не в сердце, а в плоти. Позволяя этим волнам захлестывать его, он приходит в возбуждение, которое поглощает все его сознание, весь мир сужая к одной цели – сексуального удовлетворения.

Где же здесь любовь к другому? Где щедрое стремление утвердить другого, возвысить над собой и над миром, напоить своим вдохновением, своей нежностью и лаской? Где здесь желание всего себя отдать, пожертвовать ради красоты, ради чистоты другого?..

Страстное движение периодично. При удовлетворении его оно иссякает, сходит до нуля. Необходимо время – день, два или больше, чтобы оно вновь накопилось. С такой же периодичностью в иных семьях появляется и исчезает нежность друг к другу.

Священник Анатолий Гармаев (р. в 1948).


Два человека, жившие до вступления в брак своей особой жизнью, имевшие уже сложившиеся привычки, взгляды, имевшие каждый в отдельности своих друзей, приятелей, вступив в брак, начинают жить общей жизнью. Это, конечно, не может быть легко сразу – нужно много идущих от любви усилий для взаимного приспособления, для уступчивости и для умения находить пути жизни, не тягостные ни для одной стороны. Когда в сердце есть любовь, тогда, конечно, все становится легче, естественнее, но если налицо не любовь, а «физиологическая влюбленность», чисто сексуальное влечение друг к другу, тогда временно обе стороны идут на уступки, как бы закрывают для себя все трудное в другом человеке – чтобы, проснувшись от «угара страсти» пережить острое отталкивание друг от друга.

Протоиерей Василий Зеньковский, профессор (1881–1962).


Прекращаются услаждения – прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше – вот и развод. Чем больше опошливают цели жизни, тем более учащаются разводы, с одной стороны, а с другой стороны – беззаконное временное сожительство.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Для страстных натур человек есть предмет наслаждения, предмет похотной собственности и, наконец, – предмет животной ревности.

Для освященных – уважаемый объект воздержания для славы Божией.

В этом различие благословенного Богом или естественного (животного) брака.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982).


Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают необходимыми для такой плотской любви мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, что, к примеру, спутник её жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь. Таким образом приходит Благодать Божия.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).

Как выбирать жениха (невесту)?

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

(Притч. 31, 10–12).


Женился на скорую руку, да на долгую муку.


Молодец красив, да на душу крив.


Красна ягодка, да на вкус горька.


Не ищи красоты, ищи доброты.


Красота приглядится, а ум пригодится.


Не красиво, да скажешь после спасибо.


Смиренье – девичье ожерелье.


Чего девушка не знает, то ее и красит.


Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.


С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

Русские пословицы.


Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).


Ни выбор по страсти, ни душевное очарование, ни надежды на свою мудрость не могут нас обезопасить от ошибки. «Без Бога ни до порога», – говорит пословица. И действительно, как и во всем, в выборе супруга пробным, краеугольным камнем является Христос. Пусть главенствующей будет для вас общность по духу. Ведь плоть немощна, дух же бодр и может преодолеть всё, по словам Спасителя (Мф. 26, 41).

Протоиерей Сергий Николаев (р. в 1952).


Молодые люди, воспитанные под руководством Церкви, при наступлении поры супружества в глубине сердца молятся Богу об устроении их будущности и вверяют судьбу свою всеблагому промыслу Божию. Советы родителей и старших, внушаемые опытом, не отвергаются ими с такой гордостью, как часто мы видим ныне у молодых людей, надменных своим научным образованием. Молодые христианские супруги смотрят друг на друга как на неизменных и неразлучных товарищей и сотрудников на пути жизни, которым Сам Господь судил делить пополам все – и радость, и горе.


Все увлечения нашего сердца проходят вместе с переменами, неизбежно происходящими в предметах, к которым они направлены, и в нас самих. Красота телесная вянет, к богатству привыкают, вкус к удовольствиям по времени притупляется – не изменяются и не слабеют только связи, составляемые на общем направлении супругов к разумным целям, на постоянной потребности друг в друге как в необходимой силе, содействующей достижению этих целей, на взаимном уважении друг к другу как к силе действительной и надежной и на взаимном утешении от сознания достигаемого успеха…

Только при согласии супругов во взглядах на эти главнейшие их обязанности и при дружном их исполнении получают настоящее значение и красота, и образованность, и достаток, и взаимная любовь, как средства для достижения целей или как утешения в трудах. Без этого единства убеждений является у супругов разлагающая разность во вкусах и взглядах, направление склонностей в разные стороны, а главное – бессодержательность и пустота семейной жизни, которой нельзя наполнить никакими чувственными удовольствиями.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821–1901).


Брать жену надобно только для того одного, чтобы избегать греха, чтобы избавиться от всякого блудодеяния; для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность. Красота телесная, не соединенная с душевною добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь; те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа, любящего свою жену, но он остается всегда любящим собственную жену и таким целомудрием приобретает благоволение и покровительство Божие на весь дом свой.


Будем одного только искать в избираемой невесте – душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянною любовью.


Оставив все, будем искать в жене доброй души, чтобы найти в ней и любовь… Ищи добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности; это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ.


Благоразумия, умеренности, кротости, доброты и невинного сердца, благородства души – таковы признаки истинной красоты… Сколько (таких мужей), которые жили с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жён не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.


Прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух: или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии.


И ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но прибегай к Богу. Скажи Богу: «кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом»; поручи Богу это дело, и Он наградит тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).


Удел быть матерями благонравных детей, здоровых по душе и по телу, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, всей рассеянности светской, коих ум отуманен, воображение распалено и кровь взволнована страстями, но которые живут по разуму, во всяком благочестии и чистоте.

Иеромонах Порфирий (Левашов) (1797–1868).


Человек порочный, искавший любви на стороне, не может искренно любить свою жену. Прошлое встанет призраком между ним и ее чистотой, и этот призрак отравит минуты счастья, сделает невозможным это счастье… Такой человек развратит и жену, потому что внесет в храмину семьи разлагающий аромат преступной любви. На этом основании преподобный Феодор Студит (IX в.) считает безусловно необходимым, чтобы чистый соединялся с чистой, невинный с невинной… Соединение невинной с человеком морально павшим кажется уродством.

Священник Михаил Труханов (XX–XXI вв.).


Что за женщина без веры, благочестия, без кротости, без целомудрия? Ей никакой цены нельзя дать, она бремя для себя самой, тем более для окружающих её и живущих с ней, тем более для своего мужа.

Протоиерей П. Шумов (XIX–XX вв.).


Юноши! Не обольщайтесь миловидностью лица девушки, но лучше посмотрите на ее обращение с родной матерью. Коль скоро вы увидите, что дочь услужлива, предупредительна, почтительна с родительницей, – пред вами избранница небес! Но если вы заметите небрежение, недовольство в тоне, дерзость и даже хамство в обращении с матерью, бегите вон из этого дома…

Протоиерей Артемий Владимиров (XX–XXI вв.).


Надо смотреть не на то, чтобы невеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна. То есть больше внимания надо обратить не на внешнюю, а на внутреннюю красоту будущей невесты. Если девушка – человек надежный, если она наделена мужеством – но не больше, чем оно необходимо женскому характеру, – это очень поможет будущему супругу во всех трудностях приходить с ней к полному взаимопониманию и не мучиться головной болью. Если же у нее есть еще и страх Божий, есть смирение, то они могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира.


На некоторые несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что не бывает такого, чтобы всё было так, как нам хочется.


В разнице характеров кроется божественная гармония…

Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого… «Вы оба на одну ногу, – сказал я одной супружеской чете, – и поэтому друг другу не подходите!».


Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи – найти будущим супругам хорошего духовника. Духовник будет играть роль третейского судьи, следя за тем, чтобы в семье не возникало ссор.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).


Кто же создает семью без благословения родителей? Кто не хочет считаться с правилами Церкви, которые говорят, что разница в возрасте супругов допустима не больше ±5 лет?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006).


А) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе; б) ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но ту одну, какую Бог определил, – взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других; в) когда нашел, прими, как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовию, столько же и с почтением к сему дару.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Итак, намереваясь вступить в брак, нужно прежде всего усердно молить Господа-Сердцеведца, чтобы Он сам по Своей воле устроил супружество. Жених и невеста должны не только благодарить Господа, положившего начало их сближению и судившего вместе проходить путь земной жизни, но вместе с тем молить Его о ниспослании им милости на будущее время. Пусть они проникнутся мыслью, что одними собственными силами, без благословения Божия, им не устроить своего счастья и доброго порядка в супружеской жизни.

Священник Александр Рождественский (1872–1905).

Может ли быть счастливым брак по расчету?

Через золото слезы льются.


Женино добро колом в глотке стоит.


Мужнее добро, как зимнее тепло.


Лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться.

Русские пословицы.


Для супругов требуется полное согласие, основанное единственно на внутреннем их единомыслии и отнюдь не на каких-нибудь внешних житейских расчетах и преимуществах, как, например, на богатстве, красоте или связях. Такой внешний союз супругов ненадежен: богатство скоропреходяще, красота быстро увядает и вообще все человеческие расчеты рушатся самым неожиданным образом… Постоянные домашние неприятности, раздоры, взаимные укоризны и в конце концов измена супружеской верности – вот плоды своекорыстного отношения к браку.

Священник Александр Рождественский (1872–1905).


Умоляю вас искать не денег и богатства, но добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности; это лучше бесчисленных сокровищ. Но кто скажет: от жены разбогател. Не стыдно ли тебе приводить такие примеры? Слыхал я от многих вот такие слова: «Лучше желал бы я терпеть крайнюю бедность, нежели получить богатство от жены». И действительно, кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, чем жену и сотрудницу. Напротив, кто женился на равной себе или беднейшей по состоянию, тот приобрел себе верную помощницу. Бедность располагает жену беречь своего мужа, во всем слушаться и повиноваться ему, рачительно заботясь о домашнем хозяйстве. Жена благоразумная, добрая и воздержанная, если будет и бедной, распорядится и бедностью лучше, чем сварливая и злая богатством. Итак, нет никакой пользы от богатства и денег, если мы не найдем в своей жене доброй души.


Если же случится, что она ничего не имеет, а муж богат, то она будет служанкою, а не женою, свободная сделается рабою, и потеряв принадлежащую ей свободу, станет в положение нисколько не лучше купленных рабов; но захочет ли муж распутствовать, или пьянствовать, или привести на самое ложе ее множество распутных женщин, она должна все терпеть и допускать, или уйти из дома.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).


Богатая женщина часто подвергается жестоким болезням от оскорбленного самолюбия или чрезвычайной раздражительности. Бедная, напротив, с твердостью переносит все скорби и озлобления единственно потому, что одушевляется верою и обуздывает свое самолюбие. Сколько притом на стороне первой бывает таких патологических явлений, каких и сама врачебная хитрость объяснить не может!

Иеромонах Порфирий (Левашов) (1797–1868).

В чем смысл церковного брака?

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.

(Быт. 2, 24).


Я и дом мой будем служить Господу.

(Нав. 24, 15).


Приветствуйте Прискиллу и Акиллу… и домашнюю их церковь.

(Рим. 16, 3–4).


Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).


Законною целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей. Когда же вступающий в бpак имеет в виду только чувственные наслаждения, стpемится только угодить похотям своей плоти, то он глубоко заблуждается и таким соединением с женщиной вносит беспоpядок в жизненные отношения, дуpные последствия котоpого вполне естественно отзываются на нем самом и его потомстве.

Преподобный Максим Исповедник († 662).


Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец. Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа.


В Церкви Божией оба – равны, равны в сожитии по Богу, равны в тесноте, в гонениях, в утешениях, оба ничего не таят друг от друга, не уклоняются друг от друга, каждый важен для другого; больной охотно посещается, нуждающийся поддерживается; милостыни – без пытки, богослужения – без сомнения, ежедневные упражнения – без препятствия, не тайное знаменование, не безмолвное благословение; звучат между обоими псалмы и гимны, взаимно соперничают, кто лучше поет своему Богу. Видя и слыша то, Христос радуется, таковым посылает мир Свой; где два – там и Он, где Он – там и злого нет… Действительно, такой брак есть царица дружбы и рассадник неба.

Пресвитер Тертуллиан (II–III вв.).


Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает ниоткуда, и ниоткуда не притекает. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений.

Святитель Григорий Богослов (329–389).


Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога святая Церковь при совершении Таинства брака. Она воссылает моления ко Господу, где просит Его ниспослать им «любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве…»

Священник Александр Рождественский (1872–1905).


Форма обручального благословения епископа, как доносит ее до нас текст одной из древних Литургий, была проста и содержала краткое молитвенное благопожелание: «Благослови, Господи, кольцо это… ибо как оно венчает палец человека… так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое». Это благословение раскрывает суть христианского брака: одухотворение чувственной любви, призывание Божией помощи, укрепляющей к совместному введению в жизнь благих, спасительных устоев нравственности и продолжению этих духовных начал в потомстве.

Кольца на их руках свидетельствуют, что отныне Господь с ними, чтобы поставить их укрепленным городом и железным столбом и напоминать им о дружестве юности, о любви и их желании быть святыней Господа, начатком плодов Его (Иер. 1, 18; 2, 3). Им сообщается ревность к славным делам, к свидетельству истины, к восприятию щедрот Божиих, ибо всесильно благословение Божие: Господь бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер. 1, 12). В этом залог крепости их совместной жизни и ее смысл; в этом тайна сохранения взаимной любви, немеркнущей во времени. Бог посылает Ангела шествовать пред ними и вести их в Царство Небесное. Открыть же для себя это Царство, которое, по слову Христа, «внутрь вас есть» – внутри их совместной любви, – помогают обручившимся молитвы и благословение Церкви, преподаваемые им в чине венчания.

Протоиерей Геннадий Нефедов (XX век).


Телесный брак предстает Таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей веры и любви верующий и Христос делаются едиными. И в браке… благодаря взаимной вере и взаимной любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне, и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность.


Во Христе, в Боге благодатью Святого Духа они делаются единой плотью, единым существом, оставаясь вместе с тем единственными и неповторимыми личностями. В браке преодолевается последний предел разделения. В идеале отношения мужа и жены – это не жадность, это не желание обладать, это не хищничество, а благоговейное зрение и отдача себя другому, и приятие другого в себя самого в любви, в созерцательной тайне любви. Это идеал брака.

Антоний, митрополит Сурожский (1914–2003).

Конец ознакомительного фрагмента.