Вы здесь

Душевный лекарь. О молитве и покаянии. Покаяние (Д. Г. Семеник, 2008)

Покаяние

Что такое покаяние?

Беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.

(Пс. 37, 19).


Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!

(Лк. 23. 41–42).


Покаяние – это жалость и болезнь о грехах, содеянных после крещения, которые чрез нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, чрез иерейское разрешение отпускаются.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).


Святый Дух научает нас удалиться от греха и более не впадать в него. В этом состоит покаяние.

Преподобный Исаия († 370).


Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем.


Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).


Осознание греха перед Богом, – т. е. не просто: что-то я не то сделал, а именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, богообщение. И это осознание – не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что то, что я сделал, неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние – не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом.

Игумен Петр (Мещеринов) (XX–XXI вв.).


Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к самому Царю, и Он принимает тебя, потому что Непамятозлобив, Человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (Иоил. 2, 13)… Прежде нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанной молитвой; 3) терпением постигающих нас скорбей.

Преподобный Макарий Великий (IV век).


Просмотри всякий жизнь свою, все нечистое в ней вымой слезами покаяния и потом, до положения живота, стой твердо в трудах доброделания и очищай сердце от худых помыслов и страстей.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе.


Отвергните от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – все, все воспрещаемое Евангелием. Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.


Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение… В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).


Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния… Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).


Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно погрузившегося в грехи, освободить от бремени грехов и поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла… Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их.

Если ты будешь исповедовать грехи, как должно, то душа смирится, ибо совесть, терзая ее, делает душу смиренною.


Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но, чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.


Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи… Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это – предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих.


Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра печален, потом опять весел. Напротив – непрестанно плачь и сокрушайся.


Блаженный Давид был царь, и однако говорил: каждую ночь омываю ложе мое (Пс. 6, 7); ни багряница, ни диадема нисколько не причиняли ему вреда и не возбуждали в нем гордости; потому что он сознавал, что он человек; он имел сердце сокрушенное, потому и плакал. Что такое дела человеческие? Пепел и пыль, прах пред лицом ветра, дым и тень, лист и цвет, уносимые ветром, сон, мечта и баснь, пустое колебание воздуха, легко возбуждаемое, перо возметаемое, течение непостоянное…


Невозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и покаяние без поста.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).


Научиться правильному покаянному настрою души можно или, так сказать, из рук в руки, то есть – найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушенный и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное, живящее воздыхание о бедной, падшей душе нашей, а вместе с тем и радостное упование на неизреченное милосердие Божие; или же, если не повстречается таковой учитель, то можно, но уже сложнее, научиться этому духу внимательно читая Святых Отцов Церкви, особенно стараясь перенять у них эту науку…

Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (XX–XXI вв.).


Грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам при Таинстве исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, т. е. потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и всё, что Господь посылает нам к очищению наших грехов.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).

Вы мало грешите

Вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.

(Ис. 64, 6).


Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

(1 Ин. 1, 8).


Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

(Откр. 3, 17).


Кто молится: «Помилуй, Господи, мя безгрешного!» – будет в аду.

Русская пословица.


Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий. Когда же освободится от страстей, – стыдится возвести очи свои на небо пред Бога, видя себя крайне отдаленным от Бога.


Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния.

Преподобный Исаия († 370).


Как высокомудрый не знает своих недостатков, так смиренномудрый своих добрых качеств.

Пресвитер Илия Екдик.


Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим.


Ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение, и ничего нет хуже, как не сознавать этого.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII век).


Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной.


В утренней молитве преп. Макария Великого говорится: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Если так чувствовали великие угодники Божии, то мы что должны чувствовать, на что мы можем надеяться? Единственно только на милость Божию.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).


Утверждающие, что в человеке нет греха, подобны людям, которые во время наводнения тонут во множестве вод и не признаются в этом, а говорят: «Слышали мы шум вод».

Преподобный Макарий Великий (IV век).


Тех только одних не обличает совесть, которые или достигли верха добродетели, или ниспали в самую глубь зла.

Преподобный Фалассий (VII век).


Кто своей немощи не видит и не признает, тот и врача не ищет.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).


Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию.


Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).


Взгляните, понаблюдайте за сердцем вашим в продолжение небольшого времени и увидите, что в нем делается: получили неприятность – рассердились; встретили неудачу – опечалились; увидели равного себе, готового занять высшее место – начинаете завидовать; подумали о своих совершенствах – заболели гордостью; человекоугодие, тщеславие, похоть, сластолюбие, леность, ненависть – так и поражают бедное сердце.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Какая разбойничья ватага страстей действует во мне… и ночью в разных грезах. Какой вертеп мысленных разбойников – душа моя.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).


Кто прегрешения свои считает малыми, тот впадет в худшее прежнего.


Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловляем (ими).

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век).


Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

Преподобный Никон Оптинский (1888–1931).


Покаянием разгоняется облако неведения, покрывающее ум, и снимается покрывало, лежащее на нем. Когда же прояснится ум, тогда познаем и самих себя и состояние свое, каково оно: увидим еще раны и скверны души нашей, и затем начнем не только мудрствовать и говорить смиренно, но станем стыдиться и солнца, и звезд, и всех тварей Божиих, созданных ради нас, стыдиться оттого, что прогневали Бога, создавшего все сие ради нас, и погрешили против Него, преступив не одну, а все заповеди Его.


И кто в небольшие впал погрешности, да не думает, что получит прощение грехов своих за одни свои добрые дела, но да явит и он покаяние, – и покаяние не то, которое объявляется словами или показывается постом, сухоядением, долулеганием и другими подобными лишениями телесными, хотя и это всё идёт к делу, но которое бывает в сокрушении и болезновании души и сердца.

Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).

«Другие грешат еще больше»

Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

(1 Кор. 4, 4).


Злой с лукавым знаются, друг на друга ссылаются.


Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Русские пословицы.


Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершеннее тебя.

Преподобный Антоний Великий (251–355).


Не ставь в великое, что кажешься лучше худых, но скорби, что превосходят тебя добрые.

Святитель Григорий Богослов (329–389).


Мерь себя не людьми, а заповедями. Мерить себя людьми – выйдет или возношение, если мы выше, или отчаяние, если ниже.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).


Дьявол всячески старается закрыть от нас светлый лик людей и представить его в виде мрачном. Крайне остерегайся смотреть его глазами на людей.


Когда мы подвержены страстям – говорю о самомнении, тщеславии, гневе, лукавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши.


Проводя внимательную жизнь, увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать, и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).


Гордость обыкновеннее всего показывает себя в том, что зараженный ею делает себе равными всех или, по крайней мере, многих высших себя по возрасту, по власти, по способностям и не терпит быть ниже их… Надо крайне беречься сравнивать себя с другими в каком бы то ни было отношении, а ставить себя ниже всех.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).


У кого сердце в страстях, пред тем никто не свят; но по страстям, кои в сердце его, думает он, что и всякий человек – таков же. Даже когда скажет ему кто, что такой-то – добрый человек, он тотчас же разгневается на это в сердце своем. Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем.

Преподобный Исаия († 370).


При всех представляющихся худых примерах тотчас смотри на Иисуса Христа, Который имеет полное право требовать от нас последования Своему примеру, а потом смотри на миллионы людей, подражавших Его жизни, сделавшихся святыми и достойными всякого нашего подражания.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898–1980).

«Бог милосерден, простит и так»

Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным.

Преподобный Никон Оптинский (1888–1931).


Никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но не кающемуся и Он не прощает.

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)


Господь всех призывает и приемлет грешников, но кающихся, а некающиеся сами от Него добровольно удаляются.

Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).


У Бога всемогущество с правдой, милость с мерой и весом – поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого.

Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).


Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, – надеющийся и некающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).


Человеку свойственно падать, а дьяволу – не каяться.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).


Не надейся даром достать себе неба, не живя достойно неба.

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709).


Очень легко ты себе прощаешь сама. А простит ли Господь?


На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойники, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их; таким образом, они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).


Терпел тебя доселе Бог, видя твои беззаконные дела; но впредь стерпит ли, неизвестно.


Одним тем и непременно следует вечное осуждение с диаволом во аде, которые не хотят каяться и от грехов отставать; а кающимся и отставшим от грехов, двери милосердия Божия отверсты.


Некающимся нисколько не на пользу страдание и смерть Христова, хотя они и исповедуют имя Христово, но следует им суд Божий и вечное в аду осуждение, как отвергшим и презревшим великую Божию благодать.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).


Некоторые, хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную надежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить прощения. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия и нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые хотя иногда и приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).


Эта лесть обольстительнее всех… и кажется не важною… а между тем исполнение её есть грех крайний, на небо вопиющий, именно грешить в надежде на милость Божию.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Враг часто подучает человека, говоря: «Ты еще молод, удовлетвори своим пожеланиям. Как многие, думаешь ты, наслаждались в мире и не лишены вечных благ? И ты еще молод: ешь, пей, увеселяйся благами мира сего; под старость покаешься. И для чего хочется тебе с такого возраста измождать тело свое?» Потом приходит старость, и этот коварный приводит изречения Священного Писания и говорит: «Воздыхаешь ты, человек, сомневаешься в Божием милосердии и представляешь себе, что Бог немилостив. А Божие Писание проповедует, что Бог милостив и человеколюбив. Что ж, разве не знает Он, что немощный и слабый ты старец? Известно Ему, что не можешь ты ни поститься, ни ночи проводить во бдении, ни спать на голой земле. Не слышал ли ты, как говорит Он в Евангелии, что и с раннего и со среднего возраста служащие ему, а также старики получают равную награду? Ибо сказал Он в Евангелии, что пришедшие в первом, и в в третьем, и в шестом, и в девятом, и в одиннадцатом часу получили равную плату»… Такие речи говорит враг знающим Писание, чтобы ни в юности, ни в старости не дать им оплакать грехи свои.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Сколько нужно каяться?

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своей совестью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).


Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).


Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь.


Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: «Не таится бо от Него, – говорит св. Симеон, – капля слезная, ниже капли часть некая». А св. Златоуст глаголет: «Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения».

Преподобный Моисей Оптинский (1782–1862).


Больше сокрушения о греховности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо. Больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хоть и это нужно.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Мы, один день помолившись или один час, и то немного, поскорбев о своих грехах, отлагаем попечение, как будто сделали уже нечто равновеликое своей греховности. Но святой пророк объявляет, что он приносит исповедание соразмерно всему времени своей жизни.

Святитель Василий Великий (330–379).


Не успокаивайся, пока Господь тебя не успокоит, а иначе окраден будешь.

Иеромонах Арсений Святогорец (XIX в.).


Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде сделаны; – и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и притом такими трудами, которые бы не только равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от пищи и однодневным пощением покрыть многократное свое объядение и пьянство!.. Св. Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю в горьком плаче, проливая многие слезы, и так делал он в продолжение всей жизни совей… Итак, никто не надейся очиститься от грехов своих великих одной только исповедью и кратковременным сердечным сокрушением без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, если, имея время исправить свою жизнь, поленишься это исполнить делом.

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709).


Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела.


Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное, тот вместо камней бросает хлебом на пса сластолюбия; видимо он отгоняет его, но самым делом он привлекает его к себе.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).


Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей, и все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие бесстрастными.

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)


Надо помучиться, поскорбеть, делать добро людям, помучить себя постом и поклонами, и прочим, сколько есть силы. Меньше разговаривайте со всеми.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).


Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согрешающих смертными грехами предъявляет свои права.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006).

Искренно ли ваше покаяние?

Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным.

(Сир. 7, 8).


Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).


Печаль, которую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво ходит пред Богом; на сего неведомо нападает смерть. И не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Если ты словами считаешь себя грешнее всех, то почему на лучших тебя принимаешь помыслы и ругаешься в сердце своем на них?

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век).


Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, тогда ничто из предметов внешних не могло бы питать в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава, – но если бы даже мы сидели на царском троне, и тогда плакали бы горько…

Если ты будешь постоянно содержать в памяти грехи свои, то никогда не будешь злопамятствовать на ближнего, ни гневаться, ни злословить, ни надмеваться, ни впадать в те же грехи, и сделаешься более крепким к совершению дел добрых

Святитель Иоанн Златоуст († 407).


Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения.


Видал я много таких людей, которые, слушая слово о смерти и страшном суде, проливали слезы; а потом, когда слезы еще были в очах их, со тщанием спешили на трапезу.


С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия; и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости.


Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.


Кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).


Оказываясь жестокосердными к ближним, не прощая им согрешений их против нас, мы не можем даже и приступить к Господу и умолять Его о прощении наших собственных грехов. И в самом деле, как бы мы стали говорить: Отец наш Небесный, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (ср.: Мф. 6, 9, 12), когда в действительности-то не прощаем ближнему его согрешения против нас? Ведь тогда мы солгали бы пред Господом и, стало быть, лишь сугубо прогневали бы Его и молитву свою обратили в грех.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).


До тех пор грешник не находится в истинном покаянии, но пребывает в нераскаянном житии, пока он не боится, не почитает Бога, не имеет к Нему благодарности, любви, веры, надежды и прочее.


Когда получаем от Бога прощение великих долгов наших, то ради такой к нам Божией милости должны и сами долги малые ближним нашим прощать, чтобы и с нами не приключилось то, что с лукавым тем евангельским рабом. Грехи всего мира истреблены на древе крестном, но отпущения грехов сподобляются от Бога только те, которые перестают грешить, каются о грехах и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшего.

Нет же истинного покаяния, но есть притворное и ложное там, где сердце злобою и гневом исполнено.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).

«Не согрешишь – не покаешься»

Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

(Ин. 5, 14).


Душе быть доступною страстям – полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях – дерзко и бесстыдно. Бесстрастие же не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Ты не без немощей. Используй же их во благо, а именно, на них воспитывай смиренное чувство, свое окаянство и недостоинство. Но это, конечно, не значит: умножай немощи, дабы их обращать во благо. Речь идет о немощах, которые тобою допущены при всем твоем желании и стремлении не иметь их.

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховской (1874–1937).


У Господа Бога такой закон: грешников, помилованных Им и потом опять возвращающихся на свои грехи, наказывать с возрастающею постепенно силою.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).


Падения делом очень тяжело отзываются на духовном устроении, требуют потом большого труда для очищения себя и долго тормозят движение вперед.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).

«У меня такие большие грехи, что не отмолишь»

Когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив.

(Иез. 33, 19).


Как отец милует сынов, так Господь помиловал боящихся Его. Ибо Он знает создание Свое, помнит, что мы – прах земной.

(Пс. 102, 13–14).


Приходящего ко Мне не изгоню вон.

(Ин. 6, 37).


Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

(1 Ин. 1, 7).


Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

(2 Кор. 7, 10).


Повинную голову меч не сечет.


«Господи помилуй!» – не тяжело говорить и легко носить.


«Господи помилуй!» – не тяжело говорить, только было бы за что миловать.

Русские пословицы.


Как от всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.


Помни, что Христос умер за грешных, а не за праведных.


Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего. Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы…

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)


Знай, что демонский помысл тот, который скажет: «Куда убежишь? Покаяния не имеешь, прощения не получишь».


Печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу; Он благ и милосерд; Он знает, что человек немощен, и помогает ему». Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией.


Если ты сделал много зла, то не печалься об этом безмерно, но решись твердо в сердце твоем впредь не увлекаться.

Преподобный Исаия († 370).


Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).


Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи, ибо кто ощущает их, гнушается ими и всячески удаляется от них.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век).


Прощение грехов подаётся не по нашим заслугам, а по милости человеколюбивого Бога, всегда готового прощать, как только кто обратится к Нему с раскаянием. И делает недостойным прощения не великость и множество грехов, а одна нераскаянность. Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на небе, а в момент исповедания сие небесное решение объявляется вам.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).


Нет такого греха, который превышал бы Божие милосердие, и грехи всего мира, точно горсть песку, брошенная в море.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).


Лишь только смирится человек, как тотчас же смирение поставляет его в преддверие Царства Небесного.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).


Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога – того он и достоин: верьте, что получите, говорит Господь, и будет вам (Мк. 11, 24).

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).


Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, у Бога милосердия еще более, потому что, как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна.


Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих. Ибо, если думаешь, что ныне недостоин к Богу с молитвою приступить, то когда достоин будешь? Когда это достоинство будет? Когда себя освятишь, оправдаешь и чем? Откуда святость и правда наша? Христос оправдает. Кто праведен перед Богом? Все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23).


Диавол, прежде греха, представляет Бога милостивым, но после греха, правосудным. Это есть его хитрость. А ты напротив делай. Прежде греха представляй себе правосудие Божие, чтобы не согрешить: когда же согрешишь, помышляй о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино.


Когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, Бог не хотел тебя, ради благости Своей погубить, но терпел тебя, ибо таким образом благость Его на покаяние тебя вела. Ныне ли захочет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Когда ты воле Божией противился, миловал тебя Бог, – ныне ли не помилует тебя, когда хочешь и стараешься волю Его творить?

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).


Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи; я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобой: он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, – и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь.

Установитель покаяния – Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: соделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).


Не столько губит грех, сколько отчаяние. Согрешивший, если протрезвится, покаянием скоро исправляет свой поступок: а кто отчаивается и не кается, тот потому и остается без исправления, что не употребил врачевства покаяния.


Не говори мне: я погиб; что мне остается делать? Не говори мне: я согрешил; что мне делать? У тебя есть Врач, Который выше болезни… Если Он произвел тебя из небытия, то тем более может исправить тебя.


Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если это мы сделаем, Он обещает нам скорое помилование, потому что Сам говорит: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8, 4).

Святитель Иоанн Златоуст († 407).


Отчаиваться значит самому у себя отнимать милость Божию, которую Господь каждую минуту готов подать.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).


Но, как бы ни было сильно сокрушение, и тени не допускай нечаяния помилования. Помилование уже совсем готово, и рукописание всех грехов разодрано на кресте. Ожидается только раскаяние и сокрушение каждого, чтоб и ему присвоить силу крестного заглаждения грехов всего мира. С сим упованием пади ниц душою и телом и вопий: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, – и не переставай вопить, пока не восчувствуешь себя виновным-милуемым, так чтоб вина и милование слились в одно чувство.


Сокрушение покаянное, которое только мучит и грызет сердце, никогда не восставляет души в благонадежное настроение, если не бывает соединяемо с твердым упованием на милосердие и благость Божию.

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809).


Главное – это не человеческие грехи и немощи сами по себе; главное – и первое, и самое важное – то, что мы прежде всего – члены Церкви, члены Тела Христова, а потом уже – больные, немощные, бессильные, грешные, какие угодно. Главное – чтобы как и во всей духовной жизни, так и в покаянии, в центре его, на первом, главном месте был Он – а не какой-то там «я» со своею будто бы «супергреховностью»…

Покаяние предполагает не просто осознание греха, но именно греха пред Богом. И это очень важно. Все чувства, которые предлагает проходить нам покаянная практика: самоукорение, смирение, видение себя хуже всех, страх наказания и проч. – в истинном их смысле должны быть не просто человеческими чувствованиями, эмоциями, движениями души, сердца, ума, – но чувствами именно религиозными, причем положительно-религиозными… Самоукорение – это не убеждать себя: я урод и ничтожество. Смирение – это не комплекс вины и собственной неполноценности, говоря языком психологии. Покаяние – это не самоугрызение, вовсе нет. Повторю, это положительные религиозные чувства, то есть, они значат: есть Бог, Он – Любовь и Милость; Он – мой Спаситель, именно мой, всё добро и благо – всё Его. Моё – действительно, страсти и немощи; но несмотря на них, Он дал мне такой вот дар в Церкви – жить Им, Его добром, благом и совершенством; и я – член Тела Его, я и живу Им и не хочу жить собою, своими страстями. И ради именно этого, и только этого – жить Им, я делаю всё: и каюсь, и молюсь, и воздерживаюсь, и борюсь с грехом, и проч., и проч., что предписывает Церковь, – ради того, чтобы взыскать Христа, быть с Ним, чтобы Его благодатью восполнить свою немощь. А не ради того, чтобы просто констатировать ежечасно, что я – грешник, не для того, чтобы «изъесть» себя…

И смирение – это чувство, что Бог как меня любит безмерно, так и всех других, и мы одинаковы пред Ним – одинаково немощны и больны, и я, может быть, больше других; но Он нас всех принимает, исцеляет, питает, поддерживает, утешает, вразумляет с великою любовью и милостью, как мать дитя; и перед Ним всё наше, даже и что-то доброе и хорошее – ничто, ноль, пыль и прах. Вот это смирение и самоукорение. И все эти покаянные чувства должны приносить в душу человека не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, что всегда бывает, когда мы лишаем покаяние церковного контекста, а – в силу именно того, что это духовные движения души – благодать Св. Духа.

Игумен Петр (Мещеринов) (XX–XXI вв.).


Вот ты будешь приступать к Святым Таинам и должна произнести: «Верую, Господи, и исповедую… яко Ты еси пришел грешники спасти, от них же первая есмь яз». Безумец подумает: пропал я, первый грешник, а христианин смиренно укорит себя и прославит милосердие Божие и любовь Его, и в мире сообщится со Христом, чего тебе от сердца желаю!

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).

Только ли утром и вечером нужно каяться?

Каждое нарушение заповеди, хотя бы и самое мелкое, заглаждай немедленным испрашиванием прощения у Господа, не дожидаясь вечерних молитв.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).


От совести не укроешь, что допущено недоброго; заметив же то, она тотчас и беспокоиться начинает. Не естественнее ли тотчас же и успокоить ее самоосуждением, сокрушением и определением вперед быть исправным, чем оставлять это до вечера?

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809).


Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и, посредством искреннего покаяния, возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия!

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).


Если душа нетвердая осквернится нечестивыми помыслами, то поскорее надо ее очистить и возвести в прежнее доброе настроение, чтоб иначе, замедлив во зле, не привлекла она смерти.

Преподобный Феодор Студит († 826).


Когда сердце твое возмутится духом от страсти какой-либо и ты лишишься покоя, исполнишься смущения и с языка твоего будут слетать слова недовольства и вражды к ближним, не медли оставаться в этом пагубном для тебя состоянии, но тотчас преклони колена и исповедуй пред Духом святым согрешение твое, сказав от всего сердца: оскорбил я Тебя, Душе святый, духом страсти моей, духом злобы и непокорства Тебе; и потом от всего сердца, с чувством вездеприсутствия Духа Божия, прочитай молитву к Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю…»… Помни, что всяким грехом, всякой страстью и пристрастием к чему-либо земному, всяким неудовольствием и враждой на ближнего из-за чего-либо плотского оскорбляется Всесвятый Дух, Дух мира, любви…

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

Отчего у вас нет сокрушения?

А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы»… Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?

(Иер. 5, 23–24, 29).


Оттого, что у нас с тобой нет страха Божия пред очами нашими. Оттого, что сделались мы убежищем всякого зла, и страшные Божии прещения презираем как пустые представления.

Преподобный Максим Исповедник († 662).


Сердце огрубевает от греха. Как чернорабочий человек естественно грубеет от свойства своих работ: так грубеет сердце у человека, который сам себя предает на черную работу греху, – копать рожцы и питаться ими. Потому нелегко оно умягчается, когда нужно бывает возводить его к раскаянию.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).

Как узнать, прощён ли ваш грех?

Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938).


Прощение грехов есть свобода от страстей, а кто от них не освободился благодатью, тот не получил еще прощения.

Преподобный Фалассий (VII век).


Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

Святитель Василий Великий (330–379).


Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).