II. Основные понятия сущностной психологии человека
Двойная природа человека
Отправной точкой духовной психологии является троичность человеческого существа. Состоящий из физического и материального тела, человек является частью земной минеральной, растительной и животной эволюции, которая связывает его с материальным миром и чьим законам он подчиняется: законам рождения, роста, вырождения и исчезновения, или смерти.
Духовный элемент – это то, что мы называем духом. Он происходит из Высшего Сознания, из тех миров, которые некоторые называют «божественными». Начало человечества положило воплощение духа в физическом теле.
Между ними двумя расположен третий элемент, психика, предмет исследования психологии. Религия называет ее душой, местом всех эмоциональных, чувственных и интеллектуальных страданий человека.
Духовная психология охватывает своим вниманием взаимоотношения психики, духа и физического тела.
Вызов, брошенный человеку, состоит в том, чтобы вырваться из пут животности, которая все еще полностью присутствует в нем, и развить свой дух, который в нем проявлен только частично. Психика выступает как посредник между ними, будучи сильно пронизана животностью в ее низших и духовностью в высших отделах.
Так что выбор таков: не «ангел или демон», а «животное в плену своих инстинктов или эволюционировавший и реализованный человек». Напрашивается печальный вывод о том, что человек все еще остается во многом на уровне животного, а человечество в целом стоит очень далеко от использования всех ресурсов своей возможной эволюции.
Однако, для некоторых, кто начинает узнавать, понимать и затем предпринимать определенную работу, становится возможным развиваться к высшему состоянию сознания и бытия. Для них становится реальным раскрытие всех их потенциальных возможностей и самореализация.
С точки зрения эволюции важно понять, что часть человеческого существа – это животное и что эта природа ответственна за большинство его мыслей, эмоций и действий.
Это положение дел является первым ограничением человека. Второе ограничение – это семейная, воспитательная, социальная и религиозная обусловленность. Понимание этого является началом правильного видения ситуации несвободы человека на земле. Однако свобода становится возможной, когда человек, осознав свои ограничения и свою обусловленность, начинает работу по трансформации.
Многие люди думают, что уже имеют свободу, но сущностная психология считает, что к ней ведет только физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная работа. В самом деле, свобода это не свойство человека, но возможное приобретение.
Но почему же человек скорее животное, чем по-настоящему человек? И почему он так легко поддается влиянию воспитательных обусловленностей?
Г. И. Гурджиев, подтверждая научные данные, описывает человека как трицефала, существо с «тремя мозгами».
Первый мозг управляет физическим телом и инстинктивной жизнью: у него есть склонность к агрессии с неумеренным чувством обладания (жадность, территориальность). Это самый старый мозг, также называемый «мозгом рептилий»: птиц, змей, крокодилов и черепах.
Второй мозг, лимбический, управляет эмоциональной жизнью с ее настроениями, желаниями, чувствами и поисками удовольствий. Более развитый, чем первый мозг, он запускает функцию обоняния и распространяется на всю эмоциональную сферу. Это тоже древний и животный мозг.
Третий мозг – это мозг интеллектуального центра, «неокортекс». Самый молодой с точки зрения эволюции, он является для человека источником возможности подняться над животностью, развивая способность мышления, характеризующей человека. Культура, искусство и технологии находят свое начало здесь. Интеллектуальный центр контролируется неокортексом.
Учитывая, что две трети человеческого мозга все еще несут отпечаток животности и что самая поздняя часть не очень развита, неудивительно, что человек и человечество сегодня контролируются животными реакциями в поведении. Некоторые из них относятся скорее к инстинктивной жизни, такие как агрессия, сексуальный инстинкт, соревновательность или инстинкт обладания, жадность и эгоцентризм; тогда как другие больше связаны с эмоциональной жизнью, такие как желание доминировать, страх, ревность, гордыня и тщеславие.
Дело в том, что причину индивидуальных несчастий, так же как и коллективных трагедий нужно искать в живучести этого поведения, проистекающего из животного мира: от драмы на почве страсти (ревность, сексуальность) до этнических и экономических войн (инстинкт собственности, жадность).
Вопрос в том, как избежать негативных побочных эффектов, связанных с реальностью присутствия животных инстинктов? Каково надлежащее место животной природы в человеке? Как можно заставить ее служить эволюции высшего, помня о том, что интеллектуального центра, то есть мыслительного, недостаточно? Во всяком случае, до настоящего времени было недостаточно…
Но прежде чем искать ответы на эти вопросы, рассмотрим другие виды обусловленности, которым подвластен человек, живущий в обществе. В противоположность тому, что воображают многие, обусловленность – это такой же ограничивающий фактор, как и животные инстинкты, описанные выше! Мы должны помнить об этом факте, в противном случае мы не сможем понять человеческое поведение с его парадоксами и противоречиями, например, между реальными возможностями и противоположными желаниями, реализмом и требованиями, мыслями и эмоциями, благими намерениями и результатами, предрассудками и реальностью!
Три категории обусловленности напрямую связаны с тремя видами мозга: физический мозг и рефлекторная обусловленность, эмоциональный мозг и обусловленность удовольствие-страдание, интеллектуальный мозг и подражательная обусловленность. Точно так же, как мы не можем пренебрегать нашей животной реальностью, мы, очевидно, должны признать, что некоторая обусловленность необходима в нашей общественной жизни, в том числе для нашего выживания.
Рефлекторная обусловленность физического тела это соединение естественной потребности с внешними стимулами, которые не напрямую связаны с ней. Пример: возьмем естественную потребность – голод и внешний стимул – колокольчик, сообщающий время приема пищи. Этот последний вызывает слюноотделение и ощущение голода. Павлов отлично описал этот феномен в его экспериментах с собаками.
Обусловленность «удовольствие-страдание» более связана с поиском, чем с вызванным рефлексом: поиск вознаграждения (удовольствие) или желание избежать наказания (страдание).
Наконец, подражательная обусловленность связана с необходимой социализацией и потребностью идентификации. Большая часть нашего воспитания основана на этом процессе: это начинается с личной гигиены и распространяется до более изысканного знания правил хорошего тона, проходя через всю гамму социальных отношений – физических, эмоциональных или интеллектуальных. В этом контексте наиболее тонкая и самая разрушительная обусловленность связана с тем, что человек принужден верить в определенные вещи. Типичный пример шовинизма: воспитание в гордости быть французом, американцем или русским… Это означает, что многие отношения, мнения, убеждения и мысли были внушены этим воспитанием: мы буквально идеологически обработаны, и эти принуждения, связанные с обусловленностью, настолько же сильны в нас, что и наши природные инстинктивные принуждения.
В ходе изучения многих аспектов духовной психологии нам предстоит открыть тюрьмы наших природных инстинктов, многочисленные тюрьмы нашей обусловленности. Мало-помалу мы сможем осознать необходимость вовлечения в углубленное исследование своего собственного существа.
Начать развиваться может только тот, кто заметил, что что-то не так с человеком и человечеством и особенно с самим собой! Тогда он готов начать учиться, опираясь на основание объективного знания. Эта идея идет вразрез с незрелой философией подростка, который воображает, что каждый должен получить только свой собственный опыт и не способен оценить очевидную необходимость помощи от тех, кто ему предшествовал! Как будто бы каждому человеку нужно каждый раз заново изобретать велосипед!
Кроме того, духовный поиск не может быть ограничен только самоанализом и психологическими теориями. Мы не можем научиться по-настоящему познавать себя таким способом. Есть только один путь – прямой путь наблюдения. Этот путь выходит за пределы психоанализа и интерпретации, которые всегда создают искажение реальности.
Многие искатели истины разнообразных традиций констатируют не только трудность своих путей, но в особенности свои блуждания и даже отказ от своего пути по причине нехватки информации о том, как различать основные практики от второстепенных. Множество знаний, передаваемых сегодня, ведут к еще большей путанице, поскольку способность различать не дается нам от рождения, ей нужно учиться. Тогда она становится одним из основных инструментов, позволяющих выбирать то, что действительно полезно для продвижения на внутреннем пути, а не то, что кажется нам подходящим. Какой смысл для больного иметь все лекарства мира, если он не может распознать ни своих собственных симптомов, ни средство, могущее их вылечить?
Это психодуховное учение поможет серьезному искателю независимо от его духовной принадлежности и позволит ему развивать все свои предыдущие достижения…
Эволюция человеческого существа. Вопрос выбора
Учение духовной психологии берет начало в самом источнике всех учений, всех подлинных и законченных традиций. Ее цель привести человеческое существо к более высокому состоянию бытия, состоянию «эволюционировавшего человека», в противоположность состоянию «обычного человека».
Термин «обычный человек» используется не в оскорбительном смысле, а в сравнении с «эволюционировавшим человеком» для описания того, кто не на пути истинного познания себя и Вселенной. Это описание существующей ситуации, а не оценочное суждение. Обычный человек это просто-напросто тот, кто не находится на пути истинного самопознания и познания Вселенной и кто связан только с обычной жизнью – его существование можно назвать «выживанием».
Эволюционировавший человек не тот, кто достиг цели своей эволюции – этот термин иногда употребляется так для описания того, кто уже достиг определенного уровня сознания, – а тот, кто со своего уровня пытается эволюционировать за пределы обычного человека.
Человек является частью Вселенной, которая есть Все. Вселенная была создана по плану, размещающему все существа и все вещи по нисходящей шкале от бесконечного макрокосма (Абсолют, Бог, Великий Архитектор Вселенной, Истина…) до бесконечного микрокосма, от бесконечно большого до бесконечно малого.
На этой шкале человек занимает определенное место. Он живет на Земле, окруженный минеральным, растительным и животным царствами, и над его головой располагаются Солнце и планеты, наша галактика Млечный Путь, затем все другие галактики и, в итоге, вся Вселенная. Таково место человека в материальном мире.
С духовной перспективы сущность человека спускается в материю и время благодаря творческому акту его родителей. Тогда говорят, что сущность воплощается в физическое тело. У этой сущности духовное происхождение: по этой причине в человеке всегда остается чувство неудовлетворенности по отношению к тому, что он может реализовать в материи.
Тем не менее, если он спустился на землю, значит, ему нужно проживать свою судьбу в том времени и месте, в котором он воплотился. Условия его рождения и жизни создают ему возможности для его земной реализации.
Человеческое существо имеет свою особенность на лестнице творения. Он может просто следовать нормальной эволюции человечества, оставаясь всего лишь каплей воды посреди океана эволюции. Или же он может решить эволюционировать быстрее, прилагая необходимые усилия, чтобы осознанно участвовать в мировом становлении и играть в этом более важную роль. Тогда он достигает более высокого уровня на лестнице творения: от состояния обычного человека он переходит к состоянию человека эволюционировавшего.
Для каждого человека существует два возможных пути эволюции.
Первая, совершенно необязательно неприятная или негативная, это массовая эволюция людей. Просто отражая стечения обстоятельств и внешние события – семейные, социальные, профессиональные, культурные и т. д. – люди втянуты в великий поток эволюции человечества в целом. Если человек продолжает оставаться просто этим зеркалом, в котором отражается земная жизнь, его судьба тогда имеет не больше важности, чем судьба муравья в муравейнике, и он подвержен законам земного уровня, законам всей органической жизни: рождение, рост, упадок, смерть. Он рождается, растет, живет более или менее хорошо и умирает, как умирают животные, исчезая в прахе.
Существует другая возможность, заключающаяся в том, чтобы вывести себя из этой судьбы масс и стать чем-то другим, нежели просто отражением места, эпохи и событий: сделать выбор обретения совершенно независимой внутренней жизни, развить в себе другое измерение, чтобы стать подлинным и гармоничным существом. При таких условиях человек подпадает под законы выше земного уровня и начинает участвовать индивидуально, осознанно и активно в великом потоке эволюции.
Мы находимся здесь и сейчас, и именно здесь лучшее место и сейчас лучшее время, чтобы стать тем, кем мы должны быть. Мы не можем эволюционировать в ином месте, чем там, куда поместила нас судьба. Это место нашего опыта, наших испытаний и нашего прогресса.
Это фундаментальный принцип любого подлинного духовного поиска и пути самопознания: не уединяться и не строить замкнутую на себе вселенную, не отрезать себя от мира, в котором мы призваны существовать, но найти правильные взаимоотношения со всеми силами, от которых зависит человек.
Начинать, следовательно, необходимо с того, чтобы в совершенстве уметь брать на себя ответственность за свою повседневную жизнь, справляться со встречающимися трудностями, не пытаясь их избежать. Прежде чем стать ответственным за свое духовное развитие, нужно быть ответственным за свою земную судьбу.
Мужчин и женщин, вставших на путь духовного развития, отличает их неудовлетворенность тем, к чему обычно все стремятся: звания и социальные достижения, власть, богатство и собственность, соблазн, успех… Даже когда они вкладывают свои силы в созидательные и творческие дела, они несут в себе ностальгию о чем-то другом, желание найти смысл своей жизни на Земле, скрытую за видимостью суть, не удовлетворяясь предоставляемыми внешней жизнью ответами. Нет отрицания ни составных частей обычной жизни, ни несовместимости между ними и внутренним путем. Это просто дело переоценки приоритетов.
Самопознание и внутренний рост – это то, к чему больше всего необходимо стремиться в жизни. Именно вокруг этой оси ценностей должны выстраиваться и тяготеть к ней все другие сферы жизни – семейная, профессиональная, эмоциональная. В жизни каждого нужно установить порядок приоритетов, от самых важных до второстепенных, и первые должны руководить вторыми, а не наоборот.
Двойная биография человека. Внутренняя и внешняя жизнь
В каждом человеке существует два течения различной природы и разного направления: внешняя и внутренняя жизнь.
Если попросить кого-нибудь рассказать о своей жизни, о чем он будет говорить? О дате и месте своего рождения, местах, где он жил, учебе, встречах с людьми, своей профессии, семье, занятиях, досуге и т. д., то есть о внешних событиях. Другая важнейшая сторона его жизни будет обойдена молчанием: то, как он внутренне прожил эти события.
Жизнь, на самом деле, состоит из двух очень разных течений: с одной стороны, внешние события, внешний мир, а с другой стороны – то, как мы проживаем эти события, наше состояние бытия, наш внутренний мир, столь же богатый, что и первый, и состоящий из наших мыслей, чувств, эмоций, желаний, настроений, сомнений… всего того, что живет внутри нас. У нашей жизни есть этот двойственный характер, внутренний и внешний, в каком-то смысле у нас двойная биография.
Что делает жизнь счастливой или несчастной? Зависит ли наше счастье или несчастье от внешних событий или от наших внутренних состояний? Иногда, правда, между ними может быть соответствие, но не всегда. Давайте представим по природе оптимистичного, веселого, предприимчивого человека. Когда он встречает на пути препятствие или трудность, как он реагирует? Меняет ли это что-нибудь в его внутренней жизни? Какова бы ни была трудность – не считая, конечно, катастрофы, но она не происходит каждый день, – он разрешает ее и идет дальше… Неприятности случаются с ним, как и со всеми, но это, тем не менее, не портит его внутреннее состояние. Если у него получится прожить подобным образом до конца своей жизни, то можно будет сказать, что он прожил счастливо.
С другой стороны, пессимисту, тому, у кого всегда есть повод для недовольства и критики, будет сложно преодолеть трудные ситуации, которые он к тому же будет ухудшать своей негативностью. И даже если с ним происходят счастливые события, он, тем не менее, не становится счастливее. Придет нам в голову идея пригласить такого человека на ужин с надеждой сделать его счастливее? Мы знаем, что он будет за столом точно таким же, как и в другом месте.
Счастье или несчастье возникает прежде всего от отношения, которое мы культивируем к ситуациям нашей жизни. Когда у нас трудности, привычная реакция – обвинить других в наших бедах. Если что-то идет не так, это из-за системы, правительства, нашего начальника, соседа, нашего супруга, плохой погоды, сломанной машины и т. д. Здесь упущен основной элемент: мы сами. Корень проблем в нас. Наше благополучие или несчастье зависят не столько от ситуаций, сколько от того, как мы их проживаем и какая у нас с ними установлена связь. Этот аспект отношений, однако, обычно ускользает от нашего восприятия. Мы можем его видоизменить только через работу над собой, над своей манерой проживать и постигать каждое мгновение. Счастье возникает не от контроля над событиями, а от нашей способности иметь с ними правильные отношения. Тогда мы можем пережить лавину бедствий, оставаясь счастливыми.
Так, очень бедные, согласно нашим критериям, люди могут оставаться безмятежными. И, наоборот, бывает, что богачи и очень привилегированные люди, несмотря на это, глубоко несчастны, не удовлетворены или тревожны. Это иллюстрирует, что благополучие больше зависит от понятия «быть», чем «иметь». Истинные причины наших трудностей или нашего благополучия, корень проблем и их решение находятся в нас самих.
Можно выполнить упражнение – пронаблюдать влияние внешних событий на состояние нашего бытия. Утром после пробуждения постараться воспринять, в каком внутреннем состоянии мы находимся. Затем наблюдать, способны ли мы оставаться в этом состоянии, что бы ни произошло, или это состояние меняется в зависимости от событий, которыми отмечен наш день, – маленьких или больших, приятных или неприятных: горячий кофе при пробуждении, не прозвеневший вовремя будильник, дорожные пробки, коллега в плохом настроении, полученные новости, погода…
Такое наблюдение позволит заметить разницу между внутренней жизнью и внешними событиями. Тогда мы начинаем немного лучше узнавать себя. В особенности мы увидим свои негативные состояния: как мы нервничаем, как только что-то нас раздражает. На самом деле, нужно задать себе вопрос: что-то раздражает меня или я раздражаюсь? Давайте рассмотрим пример дождливой погоды: если по этому поводу есть проблема раздражения, то она не в дожде, который просто идет, проблема в нас, в раздражении. Мы можем, таким образом, заметить, до какой степени мы иногда позволяем внешнему миру вторгаться в нашу внутреннюю жизнь и как можно повлиять на это и улучшить качество нашей жизни.
Если мы позволяем внешним событиям диктовать нам наши настроения, мы брошены на их произвол. Нет ни одной причины для раздражения, чтобы становиться негативным или критичным перед событием, нет ни одной причины для того, чтобы внешняя ситуация изменила наше внутреннее состояние.
Очень важно понять эту разницу между внешними событиями и внутренним состоянием, особенно в отношении негативного в нас. Скука это важный пример тесной взаимосвязи между внешними событиями и внутренним состоянием. Скука это состояние бытия, живущее в нас чувство. Однако скучать может только тот, чье состояние бытия недостаточно богато. Какими бы ни были внешние события или место, в котором человек находится, тот, у кого богатая внутренняя жизнь, никогда не может скучать. Скука это признак бедной внутренней жизни! И если в так называемых цивилизованных странах мы находим все больше и больше скучающих личностей, то это потому, что они внутренне все беднее и беднее. Вот почему они постоянно находятся в поиске внешних стимулов: ходят в торговые центры, общаются, занимаются спортом, организуют развлечения… Однако, как только стимул заканчивается, снова нужен другой.
Современная технология, очевидно, нашла чудодейственное решение для скуки: телевидение. Поскольку внутренняя жизнь бедна, пуста, то мы ее заполняем: нажимаем на кнопку, и здесь всегда что-нибудь происходит. Все то, что мы внутренне не способны создать, прокручивается перед нами на экране. Мы просто садимся перед ним, и жизнь продолжается. Очень конкретная жизнь, полная приключений! Жизнь через других людей, такая же пустая, как и внутренняя жизнь. Поскольку человек больше не способен испытывать подлинные эмоции, подлинные мысли, они создаются для него искусственно. А когда он не смотрит телевизор, он идет на пробежку или спорит с соседом, с мужем или женой. Так он дойдет до последнего дня своей жизни, прожив внешнюю жизнь, состоявшую в основном из гонок – от супермаркетов до дальних островов, – перемежавшихся моментами отдыха перед телевизором.
Такое существование подтверждает материалистическое и атеистическое утверждение, согласно которому люди просто рождаются, умирают и исчезают. Очевидно, что, когда мы ничего не создаем в течение жизни, ничего не остается после нас.
Существует возможность начать понимать великий духовный принцип: желать изменить не других и мир, а измениться самому.
Уровень нашего бытия привлекает внешние события, и, если мы изменяем качество бытия, мы начинаем менять события нашей жизни. Наше внутреннее состояние бытия трансформирует нашу внешнюю жизнь.
Жизнь, поток событий и ситуаций будут реагировать в соответствии с тем, что живет в нас. И если то, что живет в нас, печально, тогда события нашей жизни станут все печальнее и печальнее, как у пессимиста или ворчуна, которому никто не хочет доставить удовольствие.
Наблюдать за собой и пытаться замечать влияние внешних событий на внутреннее состояние, четко отличая внутреннюю реакцию от внешних ситуаций.
Пытаться увидеть, что вас делает печальным, веселым, нетерпеливым и т. д.
Наблюдать моменты скуки и отмечать, при каких обстоятельствах это случается.
Дуальность человеческого существа. Сущность и личность
Одним из наиболее важных элементов в изучении себя является способность различать то, что является частью нашей природы и нам принадлежит, и то чуждое, что приходит из внешнего окружения и представляет в нас всего лишь заимствование.
С этой точки зрения, мы разделены на две части. Одна часть соответствует базовой структуре индивидуума при рождении, его глубокому существу, сердцевине его индивидуальности, полностью ему принадлежащей. Мы называем ее сущностью.
Другая часть это то, что мы приобрели после рождения, что вложил в нас внешний мир: все виды обучения, влияний, все типы обусловленностей и жизненный опыт. Эта часть не существует при рождении и устанавливается постепенно, надстраиваемая внешним окружением. По этой причине мы используем термин личность для обозначения этой части (во французском языке это термин personnalité от латинского persona, маска. – Прим. пер.).
У обычного человека эти две части почти всегда так тесно переплетены, что становятся неразличимы. Тем не менее обе они существуют, каждая со своей собственной жизнью и своим особым значением. И та и другая необходимы для жизни. Если человек хочет познать себя, он должен стать способным различать в себе эти части.
Личность в человеке – это «все то, что не его». Это то, чему его научили: движения, слова, язык и то, что он выражает: идеи, ощущения и чувства, приобретенные подражанием или внушением.
Личность развивается под воздействием внешних обстоятельств (места, времени, окружения). Хотя образующая ее обусловленность очень прочна, личность можно более или менее глубоко трансформировать, изменяя обстоятельства. Ее можно потерять, испортить, исправить или усилить. Она развивается в зависимости от внешних событий, поток которых формирует и разрушает ее.
Сущность это нечто врожденное с совокупностью присущих каждому человеку черт. Она несет изначальное наследие индивидуума и весь его потенциал: темперамент с присущими ему чертами и качествами, врожденные дарования и таланты.
Сущность в человеческом существе это «то, что действительно его», что действительно принадлежит ему и следует за ним повсюду. В отличие от личности сущность не зависит от внешней жизни и может расти, только если усиливается и обогащается внутренняя жизнь. Изменения в сущности медленные и требуют глубокой и длительной работы, гораздо более значительной, чем та, которая может совершаться в личности.
Итак, личность состоит из двух частей:
Подлинная личность, состоящая из земных знаний и умений, всех полезных способностей и дарований, годных для жизни в окружающем мире.
Ложная личность соответствует всему тому негативному, что глубоко проникает в нас и питает наш эгоизм: тщеславие, гордыня, ложные идеи, негативные эмоции и чувства, гнев, зависть, злопамятность, жадность и т. д.
Ложная личность – наш великий враг. Она использует все дисфункции человеческой психики. Она порабощает подлинную личность и душит сущность. Она – причина наших собственных страданий и тех страданий, которые мы доставляем другим.
Три этапа развития человека
Рождение Сущности
При рождении человека его сущность уже присутствует в нем, тогда как личность еще не образовалась, она в своем скрытом состоянии. Маленький ребенок ведет себя в соответствии со своими желаниями, предпочтениями и дискомфортом, так, какой он есть в действительности. Эта сущность почти неспособна эволюционировать сама по себе. Она немного укрепляется до двух – трех лет в зависимости от индивидуума. Этот период представляет первый этап развития человека.
Развитие личности
С того момента, когда ребенок начинает входить в социальные отношения, развитие сущности прекращается и начинается образование личности. На протяжении многих лет человек приобретает систему характерных черт – мыслей, идей, суждений, чувств, желаний – накладываемых на него внешним миром, не связанных с теми чертами, которые были бы для него естественными и выражали бы его собственную сущность. По мере роста личности она занимает все больше и больше места, тогда как сущность атрофируется и чахнет и больше практически не может проявляться.
Этот второй этап, соответствующий росту личности, длится от раннего детства до конца жизни для тех, кто никогда не переходит к следующему этапу, так как человек обычно не осознает эту ситуацию и располагает центр тяжести своей жизни в своей личности.
Однако, какой бы богатой и положительной ни была личность – блестящий интеллект, богатые знания и развитые способности, реализация и успех проектов, совершенная интеграция в социальную, семейную и профессиональную жизнь, – личность ни в коем случае не сможет привести человека к его сущности.
Развитие сущности
Следовательно, ситуация обычного человека в нашей цивилизации такова: личность заняла место глубинного существа, сущности. Она создает панцирь, изолирующий сущность. Именно она осуществляет все потребности и получает впечатления и реагирует на них в соответствии с ее собственными правилами, в свою пользу, автоматически, поверхностно и непосредственно. Она живет и питается этими реакциями, еще больше укрепляющими ее структуру и ее обусловленность, и эта система поддерживается безудержной любовью эго к самому себе.
Тем не менее может случиться так, что это устройство потерпит неудачу из-за случайного шока или тяжелых трудностей: болезни, траура, расставания, большого разочарования… Под влиянием физических или психологических страданий человек может начать сомневаться в себе, пытаться понять причины своей ситуации, повернуться к самому себе.
Этот феномен может также произойти при менее драматичных обстоятельствах. Даже если все интересы человека направлены вовне, в нем есть более или менее скрытая, более или менее активная сторона, способная проявить интерес к истинным ценностям жизни и пониманию себя под влиянием основного внутреннего полюса человека, его магнетического центра. Именно он позволяет повернуть процесс в противоположном направлении, внутрь себя, чтобы напомнить человеку о существовании в нем чего-то важного и начать это искать.
Этот третий этап не является автоматическим и зависит от осознанного и волевого решения. Очевидно, что тот, кто полностью доволен своей жизнью и всем тем, что он получил через воспитание и свой опыт, удовлетворяется просто существованием через свою личность, и у него нет ни одной причины искать что-то другое. Тот, кто не хочет знать о существовании сущности, не имеет достаточно сильной мотивации для вступления на путь самопознания.
Начиная с того момента, когда человек пробуждается к необходимости повернуться к себе, начинается настоящее развитие сущности, то, что в духовной психологии называется «вторым воспитанием».
Сущность, как мы видели, была закрыта личностью. Значит, первый шаг в поиске себя заключается в распознании личности и всех ее ухищрений, понимании всех элементов человеческой природы.
Каждый из трех описанных этапов осуществляется за счет предыдущего: личность развивается за счет сущности, и таким же образом пробуждение сущности происходит за счет личности, используется ее позитивный опыт и отбрасывается все ложное и негативное в ней.
Работа прямого наблюдения позволяет увидеть все, что связано с личностью, и постепенно ведет к восприятию того, что останется, то есть сущности. Этот внутренний путь называют еще путем инициации или путем посвящения. Буквально, посвященный (инициированный) это тот, кто «открывает дверь», начинает в каком-то смысле с начальной точки, с исходного пункта.
Чтобы наглядно представить человеческое существо, в духовной психологии используется образ яйца. Есть скорлупа, представляющая ложную личность, которую нужно расколоть. Желток представляет сущность, а белок подлинную личность. Сущность будет расти, используя подлинную личность и все ее достоинства, чтобы расколоть ложную. Пока остается скорлупа, цыпленок не может родиться. Но если внутри дух будет обеспечен питанием через работу над собой, желток не останется желтком, он испытает процесс роста, станет живым существом, которое однажды прорвется сквозь скорлупу.
Состояния сознания человека
Достойно изумления то, что люди убеждены, что они всегда осознанны, тогда как на самом деле главная характеристика человека это сон. Мы попытаемся понять, что означает сознание.
• Бессознательность
Это ночной сон со сновидениями, где человеческое присутствие совершенно пассивно. Другие состояния бессознательности это кома и потеря сознания.
• Состояние бодрствования или полусон
Оно следует за моментом, когда человек «пробуждается» утром. Во время «бодрствования» разворачивается активная часть его жизни, когда он работает, говорит, думает, чувствует, мечтает. Люди убеждены, что обладают «бодрствующим сознанием». Мы увидим, что в действительности это всего лишь карикатура и что они живут в бодрствующем сне, спят по отношению к себе.
Обычно человек знает только эти два состояния. Следующие два состояния доступны только при определенных условиях.
• Осознание себя
Это состояние осознания своего собственного бытия. Оно заключается в том, чтобы осознавать то, что происходит вне нас, в окружающем нас мире, одновременно осознавая то, что происходит внутри нас. Этот третий уровень проявляется скорее в форме вспышек, проблесков осознания, имеет форму непостоянства. Поскольку такое состояние не является естественным для человеческого существа, оно требует усилий, которые нужно постоянно обновлять в рамках особой тренировки.
• Объективное сознание
Это состояние может быть только кульминацией внутренней трансформации и длительной работы над собой. Оно проявляется в полностью реализованном человеке в виде тотального, непосредственного и постоянного присутствия к себе в окружающем его мире, которое иногда позволяет ему воспринимать сверхчувственную реальность.
Конец ознакомительного фрагмента.