Вы здесь

Душа и тело. 4 (Йоэль Шварц)

4

Достоинства еврейских душ


Некоторые качества души

До сих пор мы говорили о человеке вообще: о святости его души, о предназначение человека и о святости самого тела. Но мы должны знать, уровень святости еврейских душ безмерно высок.

В книге «Кузари» написано: « …сказал раби: Имей терпение, я объясню тебе величие этого народа. Первое свидетельство – его избранность Б-гом изо всех народов мира. Весь народ причастен Б-жественному влиянию, так, что все были в состоянии возвыситься до восприятия Слова. Эта способность передалась от них к их женщинам, и среди женщин были наделенные даром пророчества. До того Б-жественное влияние распространялось лишь на отдельных людей – преемников Адама. Адам, бесспорно, был совершенен… Он был сотворен физически и нравственно зрелым человеком и получил совершенно чистую душу. Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека, и сверх того – Божественным свойством той ступени совершенства, достигая которой человек причастен и к Б-жественному, и духовному, и постигает истину, не изучая, а простым устремлением мысли».

И мы называем его сыном Б-жьим, а также всех потомков ему подобных. Адам родил множество сыновей, но ни кто из них не был достоин занять его место, кроме Авеля. Авель был подобен Адаму, и когда Каин убил Авеля, завидуя его совершенству, вместо Авеля был дан Адаму сын Шет, и Шет был так же ему подобен и потому был ядром человечества, а остальные как бы его скорлупой. Избранником среди потомков Шета был Энош. Так до Ноя (Ноах) продолжалась линия избранников, подобных Адаму, называемых сыновьями Б-га, совершенных телом и душой, отличавшихся долголетием, мудростью, знанием и способностями. Зная длину их жизни, мы исчисляем время от Адама до Ноя (Ноаха) и от Ноя до Авраама. Возможно, что некоторые из них, как Терах, остались чужды Б-жественному влиянию, но сын его Авраам был учеником Эвера, своего деда, кроме того, он застал еще при жизни еще Ноя (Ноаха). Причастность Б-жественному в их роде переходила от дедов к внукам. Все сыновья Якова были избранниками, все они были достойны постижения Б-жественного, и им досталось в наследство на земле место Б-жественной миссии – Земля Израиля (Эрец Исраэль). Так Б-жественное влияние распространилось на многих людей, но в начале Его воспринимали лишь немногие. Б-г хранил сыновей Яакова, умножил и возвеличил их в Египте.

Они были сердцевиной человечества и лучшей частью его, и у каждого были дети. Остальные люди были скорлупой человечества, они не были подобны предкам, и с ними не было связано Б-жественное воздействие. Передача традиций связана с теми, в ком выразилось Б-жественное, но это были единицы, еще не народ. Затем пришел Яаков, породивший 12 племен, каждое из которых было способно к несению Б-жественной миссии.

Так Б-жественное влияние овладело массой людей, и традиция передавалась ими от поколения к поколению.

В святой книге Зогар пишет раби Бар Йехай, что у еврейского народа есть особое право на Б-жественную душу. Вс-вышний сам дал им ее из Места особой святости, а не как остальному человечеству, для того, чтобы могли соблюдать Его заповеди. Они способны на это соблюдение заповедей ввиду особых качеств их души. Из-за этого написано, что отделены евреи от других народов. И будут они святым народом и царством священников. И в этом секрет, что евреи называются Адам, в отличие от остальных народов. И это из-за их особенных душ. Как говорили раньше, что главное в человеке не тело, а душа. Как написано: «Душа человека – светильник Г-сподень, исследующий все тайники утробы». (Мишлей 20:27).

После сказанного выше возникает вопрос, почему другим народам Творец не открыл Святых знаний Торы? И так же, как топор не предъявляет претензии лесорубу, и любая вещь не скажет тому, кто ее сделал, зачем ты сделал это? Так и все создания сотворены Творцом по Его Закону и Суду. Получили от Творца каждый свою степень совершенства, которая предназначена только данному творению. И нет в этом несправедливости. А заслуги от праведных поступков служат всем, из какого бы народа он не был. Творец не дискриминирует заслуги ни одного творения.

В действительности нет двух одинаковых душ, как у еврейского народа, так и у других народов. Есть души более высокие, и есть менее высокие. Но отличие между еврейскими душами и душами остальных народов очень существенное. Написано в книге «Шефа таль», что известно, что души еврейского народа – это часть Б-жественной души. В Тании написано, что душа каждого еврея – частица безграничной сущности Б-га свыше. Как сказано: « И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни», «И Ты вдохнул в меня». И как сказано в книге «Зогар»: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его». Это означает, что из наиболее глубокой внутренней части себя самого. Ибо глубоко внутренняя частица жизненной силы выходит из человека при выдыхании с силой. На это есть намек в Торе: «Ибо доля Г-спода – народ Его; Яаков – наследственный удел Его». (Дварим 32:9). Мудрецы пишут, что еврейский народ прилепился своей душой к Творцу и ни что не сможет нарушить эту связь.

Тания: Однако души не евреев происходят от остальных, совершенно нечистых «клипот», в которых нет добра совершенно. Как сказано в книге «Эц Хаим»: « И все добро, что творят язычники, творят они лишь для себя». И как комментирует «Гмара» выражение «Милосердие народов – грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия и т.д.».

В Пиркей Авот написано: «Любим (Б-гом) человек созданный по подобию Б-жьему». (П.А. 3:18). Любой человек создан по подобию Б-жьему, но любим Исраэль – сыны его названы сынами Б-жьими. И дан сынам Его сосуд прекрасный (Тора)».

Разумеется, совсем не правильно сказать, что любой еврей намного выше любого гоя. Мы говорим, что еврейская душа несоизмеримо выше, и если еврей будет прикладывать усилия, то сможет достичь больших высот (духовных), чем не еврей. Но это также накладывает соответственно большую ответственность. В случае греха, невыполнения евреем своего предназначения, ущерб от этого происходит колоссальный. Вместе с этим есть в еврейском народе особые душевные качества настолько укоренившиеся, что присутствуют даже у самых простых из евреев, чего нельзя сказать о других народах. Об этом мы поговорим в следующем отрывке.

Свойства души

«Жаждет Тебя моя душа, рвется к Тебе моя плоть»

Тегилим 63

«Как Г-сподь наполняет всю Вселенную, так душа наполняет все тело. Как Г-сподь видит, а Сам не видим, так и душа видит, но не видна. Как Г-сподь оживляет всю Вселенную, так и душа оживляет наше тело. Как Г-сподь чист, так и душа чиста. Как Г-сподь прибывает в сокровенном месте, так и душа прибывает в сокровенном месте. Пусть та, что обладает этими пятью качествами, восславит Того, Кто обладает этими пятью качествами»

(Брахот 10:А)

Духовные качества, о которых мы будем сейчас говорить, находятся у каждого человека, но у евреев эти качества проявляются более отчетливо.

1. Жажда к духовности и вере.

Жажда к духовности есть у каждого человека, и когда духовность отсутствует, то есть ощущение разочарования и неудовлетворенности, так характерно для всего человечества. Даже погоня за материальными ценностями кроется в стремлении души к совершенству. Качество, которое используется в неправильном направлении.

«Предположим, что человек создан для этого мира. Тогда зачем ему такая высокая и тонкая душа, более великая, чем сами посланцы Вс-вышнего? Душа, которая не найдет никакого удовлетворения в любых наслаждениях этого мира». Эта мысль передана нам мудрецами в Мидраше, и вот их слова (Когелет Раба 6;7): «Но душа не насыщается». На что это похоже? Это подобно тому, как если какой – то простолюдин женился на принцессе. Он может осыпать ее всеми богатствами мира, но она отвергнет их и не удовлетворится ими, потому что она царская дочь. Тоже и душа. Все удовольствия мира для нее ничто. Почему? Потому, что «она создана для более высокого существования». (Месилат яшарим).

Корень жажды к духовности кроется в глубоком внутреннем желании приблизиться и прилепиться к Вс-вышнему. «Жаждет Тебя моя душа, рвется к Тебе моя плоть». Тегилим 63. Человеку требуется вера.

В своей книге « Модерный человек просит душу» всемирно известный психолог Карл Юнг пишет: «За последние тридцать лет пришли ко мне люди со всех концов страны за помощью. Я лечил многих людей. Были люди в середине жизни и были тридцатилетние. И не было среди ни одного, что в конечном итоге, проблема его не была связана с религиозным мировоззрением. Можно с уверенностью утверждать, что причина их состояния кроется в потере связи с верой, и с тем, что дает вера религиозному человеку. И не один из них не вылечился бы, если бы не вернулось к нему религиозное сознание».

Все поиски нравственных ценностей, к которым стремится все человечество, скрыто в жажде души к духовности и вере. Даже языческие служения основаны на стремлении души к вере.

Я слышал от великого мудреца раби Элиягу Лупьян (благословенной памяти) сказано: «От места, где восходит солнце, до места заката прославлено Имя Господа» (Тегелим 113:3). Задается вопрос: ведь когда писались эти слова, большая часть мира была погружена в язычество, и не знали о Вс-вышнем?! Но сама сущность языческого служения – это прославление Творца. Так же сам поиск веры доказывает, что душа чувствует существование Творца, и стремится прилепиться к нему. Но из-за разных причин удовлетворились разными подменами настоящей веры. Даже «чуждые работы» наших дней, как коммунизм и т. п. выделяет большое участие евреев, их беззаветная преданность этой «чуждой работе». Отсюда следует стремление евреев к духовным поискам из-за отсутствия настоящей веры. Евреи всегда были основателями и главной движущей частью любых различных идеалистических движений и революций, вне всякого процентного отношения количества их в народе, в котором они жили.

2. Внутренняя вера.

Душа знает Творца, поэтому каждый человек внутри себя ощущает существование Творца, но отталкивает это, пытается не замечать это чувство. Но в нашей жизни случаются разные экстремальные ситуации, когда все эти покровы в одно мгновение лопаются, и открывается для человека истина существования Творца.

У детей и подростков эти покровы тоньше и они более чувствительны и открыты для связи с Творцом. Я вспомнил, что во время Шестидневной войны, когда положение было очень напряженным, сын одного из руководителей левого движения, в котором не было религиозного воспитания, а скорее наоборот, сказал своему отцу: «Папа, не волнуйся, Б-г нас спасет!» Когда отец спросил его, откуда ему известно? Сын ответил: «Я знаю!». Душа знает…

В жизненные переломные моменты, человек ловит себя на том, что молится Б-гу, хотя в своей обычной жизни, отрицали веру в Него. Когда заболевает ребенок или близкий человек, то обращаемся в молитве, не к министру здравоохранения, к Творцу: «Спаси, помоги!!!».

На вооружении израильской армии среди самого модерного оружия находится «Дорожная молитва для летчиков» и крошечная книжечка Псалмов Давида, которые летчики держат в кармане своего летного комбинезона, близко к сердцу. Все это находится в пластике, даже отчаянные «сорви головы», которые не верят ни во что, кроме своих самолетов, не поднимутся в воздух без этого, и, как они утверждают, это « маленькое оружие» никогда не подводило еврейский народ и не подведет.

Вот еще один рассказ солдата-танкиста. Он был тяжело ранен в бою, сильные ожоги покрывали его тело. Один глаз закрыт повязкой, руки забинтованы, рана на спине не дает ему повернуться, вызывая ужасную боль. Первый бой у Суэцкого канала. Артобстрел, бомбардировка с воздуха, ракеты со всех сторон, все залито кровью, потом пришел приказ передвинуться восточнее для помощи в форсирования Суэцкого канала. В ночь перед боем мы выстроились в боевой готовности. Я обратился к танкистам по внутренней связи со словами: «Я человек не религиозный, но я еврей. Я попросил всех надеть головные уборы. Прочел молитву перед боем. Было очень волнующе слышать по связи от каждого танкиста: «Здесь, первый. Амен!» и так один за другим откликнулись все танки нашей части. Все почувствовали очень сильный подъем духовной силы и уверенность в победе.

И также во время великих чудес спасения в душе каждого человека, особенно в душе еврея, появляется ощущение единения со В-вышним. Отрывок из газеты «Фигаро» во время Шестидневной войны: «Я видел Израиль во время войны и могу рассказать, что в Старом городе Иерусалима сразу же после освобождения суровые парашютисты стояли, молились и целовали камни Стены плача и плакали первый раз в жизни. Все были в состоянии коллективной эйфории. Произошло воссоединение еврейского народа, который был оторван в течение 2000 лет от со своей Святыни. Это было мистическое переживание. Даже неверующие были объяты этим восторгом».

3.Внутреннее нравственное чувство – совесть.

Душа чувствует не только существование В-вышнего, но также нравственные правила и Заповеди Торы. И все это духовная пища для нашей души. «Все это – за то, что слушался Меня Авраам и соблюдал Мои запреты, повеления, законы и указания» (Берешит 26:5).

Откуда Авраам мог учить Тору? Рабан Шимон сказал: «Сделались две почки Авраама, как два сосуда с водой и источали они Тору».

И откуда это известно? Написано: «О чем наставляли меня почки по ночам» (Тегелим 16). Раби Леви сказал: «Самостоятельно учил Тору». «От путей твоих насытится развращенный сердцем: и (сторонится) от него хороший человек» (Мишлей 14:14). Рав Элимелех Бар Шауль пишет в своей книге «Мин Габеер»: «Заповеди Торы являются естественным „покровом“ души, содержанием ее, тайной ее. Заповеди, которые еврейский народ получил на горе Синай, заповеди, которые написаны перед нашими глазами в свитках Торы, были заложены в наших еврейских сердцах еще с Сотворения мира. Столп нашей веры Авраам – Авину, он умел распознать язык души. И из своей души мог учить все заповеди Торы».

«Больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни» (Мишлей 4:23). Объясняет это Ари, что если будешь беречь свое сердце и охранять его изо всех сил от ецер гара,, не давать ему следовать по его естественному пути. Если мы подавим злое начало, преодолеем все преграды зла в нашем сердце, тогда в нем будет добро, ведь сердце само по себе хорошее, доброе.

Разумеется, что не каждый человек может почувствовать в себе ощущение единства творения с Торой и заповедями.

Но есть нравственные общечеловеческие нормы, которые приняты всем человечеством. Вот несколько примеров.

Специалисты по гипнозу утверждают, что под влиянием гипноза человек может совершать разные вещи, иногда очень странные, но невозможно воздействовать так, чтобы человек убил кого-то. Потому что он всей своей сутью против этого, и он не может этого сделать против своего желания.

Было время, когда в рекламах пользовались отрицательными символами. Например: «Ты будешь отвратительно выглядеть, если не будешь пользоваться таким-то средством». Но опыт показал, что положительные ассоциации действуют лучше всего. Например: «Как прекрасно ты будешь выглядеть, если будешь пользоваться тем-то…». На положительную рекламу человек реагирует лучше.

Психологи утверждают, что в человеке глубокое желание любить ближнего, а не ненавидеть. Суть же материализма заключается во вседозволенности и беспределе, что очень отрицательно влияет на глубокое внутреннее чувство человечества. Каждый в глубине себя очень нуждается в запретных рамках и четких границах. Особенно чувствительны к этому дети.

Психолог, д-р Драйкорс в книге «Дети это ЭДГАР» пишет: «Четкие границы, правильно определенные, дают детям ощущение уверенности в себе, учат ребенка правильному поведению в коллективе. Без них он чувствует себя потерянным и заблудшим. Непрекращающиеся усилия поисков самого себя, своего места в жизни приводят к проявлению отрицательного поведения, саморазрушения, которые так часты среди современной молодежи, так неудовлетворенной собою».

Желание сделать, что-то хорошее ближнему, сидит настолько глубоко в нашей душе. Мы можем это видеть во множестве организаций охраны животных и охраны окружающей среды во всем мире. Хотя трудно понять, почему именно этим проблемам уделяется так много внимания и сил. Иногда складывается впечатление, что животные и природа, важнее человека. Обидно, что человечество не уделяет своей душе внимание с таким же рвением. Находят компенсацию охране своей души, в охране природы и животного мира.

Виленский Гаон писал: «Большинство апикорсов (отрицающих Б-жественное начало) хороши в отношении к природе, а поскольку нет у них духовной удовлетворенности от выполнения заповедей между человеком и Творцом, они возмещают это заповедями в отношении окружающей среде и животным».

Даже самые отъявленные преступники чувствуют угрызения совести и раскаиваются в своих преступлениях. Исследователь Ламброзо уделил большое внимание в своих исследованиях тому, что происходит в душах преступников. А происходят необъяснимые явления: 1) преступника всегда тянет вернуться на место преступления. Как будто, какие-то волшебные нити тянут его обратно туда, где все произошло. Не смотря на то, что он точно знает, что может попасть в засаду и будет схвачен полицией, которая знает, о существовании этой слабости у преступников; 2) необъяснимое стремление преступника раскаяться в содеянном, и рассказать кому-нибудь о своем преступлении. Ведь это прямая для преступника угроза, его могут выдать в руки правосудия.

Раскаянье в преступлениях или плохих поступках глубоко заложено в нашей душе. И коренная основа раскаянья – признание свои грехов (видуй). Как уже указывалось, что преступник имеет сильную тягу признаться в своем преступлении. И если не уничтожил в себе человек остатки совести, то можно видеть, как сразу после свершения преступления, преступник бежит в полицию, и требует, чтобы его наказали, чтобы искупить свою вину.

Конец ознакомительного фрагмента.