3
Части души и ее «духовные одежды»
«…вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Берешит 2:7).
Рамбан объясняет: «Живая душа будет жить вечно, не умирает, вечная, бессмертная, никогда не пропадет».
«5 имен есть у души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида» (Берешит раба).
Написано в книге Нишмат а-хаим: «Знай, что душа одна, и у нее 3 силы. Растительная у растительных. Животная – у кого страсти, вожделения. Интеллектуальная у тех – у кого умная душа». Это мнение Рамбама во введении к трактату Авот.
И продолжает автор Сефер а-икарим, и того же мнения придерживается Рамбан
Если бы было у человека 3 души, отдельные друг от друга, было бы сказано: и вдохнул в него души.
Мудрецы пишут, что у души есть пять имен. Рабену Саадия (Благословенна память праведника) подчеркнул, когда душа присоединяется к телу, проявятся 3 силы: сила сознания, сила гнева и гордости, сила страсти и вожделения. Поэтому назвали ее тремя именами: нефеш, руах, нешама.
Это значит, душа она одна, не смотря на то, что человек похож на животных или растительный мир, их источник жизни душе животной, как животные или растения. А у человека, в отличие от них, корень души из Божественной Души. Разные названия, разные части души, которые мы определяем в душе, это только различные проявления ее действия, но она сама одна единственная. В разных книгах мы находим определения разных качеств души. Например: Рамхаль в книге « Дерех Гашем“, „Нефеш Гахаим“ „Это три качества души: действие, разговор, мысль. Общие качества человека. Они характеризуют душу, то, что обобщено в «нефеш, руах, нешама». Сокращенно это наз, НаРаН.
Нефеш – человек. Наиболее низкая часть души. Нефеш – она действенная часть и связана с руками. Нефеш находится в крови. Главная концентрация крови находится печени. Она полна крови и кровообращение разносит ее по всему телу. И если кровь не поступает к какую то часть тела или орган происходит омертвление, некроз.
Руах – понятие, связаное с возможностью человека говорить. И это очевидно: при разговоре выходит воздух, а если холодно, можно видеть пар. Для разговора человек вдыхает и на выдохе произносит слова. Происходит колебание воздуха, он не остается постоянно, а входит и выходит. Место «Руах» в сердце.
Нешама – высшая сущность из трех качеств души. Нешама – это мысль, разум, интеллект. Главное, обучает еврея Торе. И место ее в мозгу.
Духовный покров души – гацелем
Хазаль сказали, что Яков-Авину не умер. Есть очень много комментарий и объяснений этим словам. Рамбан в комментарии на недельный отрывок Торы «Веяхи» намекает на это, а рабейну Бахае пишет более отчетливо: «По мнению Кабалы Яков-Авину не умер, а остался существовать телом и душой. Но это „тонкое“ тело, в которое одевается душа в форме тела, и это очень тонкая субстанция. Душа одевается в него довольно часто. С субботы до следующей субботы, с Судного дня до следующего Судного дня. И он странствует по всему миру как посланец Вс-вышнего. Он показывается людям, которые нуждаются в его помощи».
В Гмаре «Ктубот» написано: « Рабейну Гакадош приходил в свой дом каждую Субботу, после своей смерти, его душе дано было разрешение посещать семью в этом мире. Это были духовные одеяния Рабейну Гакадош телесном образе».
Рамбан в комментарии к главе «Ваера, Берешит» пишет: «…и встретился ему человек». По свидетельству наших наставников, говорится об ангелах, облаченных в покровы тела. И в таком облике ангелы становятся доступны глазам праведников и пророков.
Добавляет рабейну Бхайе: «Человеческое тело – это лишь одежды (мальбуш) для его души, а сам человек – это его душа, а не тело». Как свидетельствует Писание: «… в кожу и плоть Ты облачил меня» (Иов 10:11).
В последнее время были публикации в прессе о людях, которые были в состоянии клинической смерти и вернулись к жизни. Они рассказывают, что встретились «там» со своими родными и видели их, какими они были при жизни. Я слышал лично рассказы таких людей. Одна женщина рассказывала, что увидела людей, которых знала раньше, но они умерли. Она увидела свою бабушку, девочку с которой училась в школе. Видела отчетливо и тела их, и лица.
Также рассказывается о том, что есть люди, которые видят умерших еще до своей смерти. В Гмара «Брахот» рассказывается о рабан Иохонане Бен Закай. Он просил перед свей смертью, чтобы освободили стул для Хизкиягу, Царе Иегуда, который пришел его проведать.
Сын автора книги «Гешер гахаим» в предисловии к ней пишет: «Когда умирал мой отец, он посмотрел на стул, стоящий рядом, и сказал: «Мой учитель раби Шмуэль Салант! Учитель раби Шмуэль Салант!»
Возможно, проявления эти относятся к «Гацелем» – духовному покрову души, в который облачаются души, когда спускаются в наш мир.
Более того, есть утверждение, что при жизни человека, как и после его смерти, может душа или часть ее, отделиться от тела, и перейти в другое место. Вероятно, это «Гацелем» – духовный покров души, об этом написано в продолжении нашей книги.
В книге «Душа это все» (Нефеш ги гаколь) написано: «Вольгши рассказывает о венгерском гипнотизере, у которого были большие успехи. Он посылал кого нибудь из людей, которых использовал, как медиум, в отдаленные части земли на большие расстояния. Одного из медиумов, он послал так далеко, что „тонкий провод“ прервался и медиум не cмог проснуться, и погиб во время исследовательского эксперимента». В опубликованной в газетах информации в конце 1976 говорится: «Он верит в в феномен выхода души из материального тела, поскольку он пережил это сам. Он проверял это на клинических опытах. Состояния клинической смерти могут создаваться искусственно при помощи наркотиков, самовнушения или электрических зарядов, которые стимулируют мозг».
Доктор Томало делал опыт на себе и в телеинтервью заявил, что на одном из экспериментов, проведенных в лаборатории Aston Кентукки, он покинул свое тело, попал в туннель длинный и темный и вернулся к себе домой в Канзасе. Он увидел свою жену, как она входит на кухню выпить стакан воды и потом садится на диван. Д-р Тумало был рядом с ней в течение нескольких минут, а затем отправился к зеркалу, висящему на стене. Но не увидел в нем своего отражения. Доктор Томало не рассказывал жене об этом опыте.
Однажды вечером, несколько дней спустя, его жена рассказала ему о странном событии, произошедшим, когда он был в Кентукки: «я лежала на диване, и почувствовала, как какая-то тень приближается ко мне, немного времени провела около зеркала и исчезла». В свете этих опытов д-р Томало сказал: «Я думаю, что есть нечто, что остается в живых после смерти тела».
Много похожих историй можно найти к книге Агарона Цейтлина «Другая действительность» (Мециют ахерет).