Вы здесь

Душа. О желанной нереальности. 3. Целеустремленная душа индуизма (Лев Золотайкин)

3. Целеустремленная душа индуизма

Общая религия, данная человечеству, была как рассада, которая попав на благоприятную почву, бурно разрасталась в великих цивилизациях.

Наверное, самый яркий пример – индуизм.

Здесь все огромное: и территория, и количество истово верующих, и сама религия с бесчисленными богами, сказочным антуражем и ветвистыми дорогами к свету и мудрости.

По преданию в совершенно легендарные времена некая непостижимая Сущность, которую лишь условно можно определить расхожим словом Бог, вложила в память избранных людей священные тексты – Веды. Далее они изустно передавались из поколения в поколение. Традиция вросла в сознание и до сих пор в индуистских храмах наличие печатных книг совершенно необязательно.

Тем не менее, где-то около трех с лишним тысячелетий назад начался процесс записи священных текстов. А уже письменная основа неудержимо разрослась в удивительно многоцветную религию – индуизм.

Изначально признавалась Единственная Высшая Реальность – Бог и его наиболее распространенное имя – Брахман.

Бог по своей непостижимости не может иметь словесного описания. Брахман существует, он вечный, но не очевидный, хотя, естественно, и всемогущий, и всезнающий, и всепроникающий.

Но индийская религиозная философия, на своей огромной территории так многократно трансформировалась, углублялась и запутывалась в своих поисках, что Непостижимый и Единственный остался сиять, как звезда на далеком небосводе, а на земле, в хаосе многочисленных истин совершались мистические поиски, глубокие погружения и озарения, в результате которых Высшая Истина размножилась в бесчисленных божествах с более приземленным характером и обликом, собственными учениями и последователями.

Это такая общая картина индуизма, а конкретно интересующая нас Душа и ее загробная жизнь упоминались в Ведах скупо и туманно, то есть для устных первоистоков эти понятия представлялись как бы и не актуальными.

Начальная религия была призвана организовать огромное человеческое сообщество. Людей учили трудиться, быть добрыми, честными и вообще соблюдать множество условий и правил.

Но с развитием философской составляющей религии неизбежно встали вопросы о цели жизни и ее связи с высшими мирами. И тогда, для ответа на подобные вопросы, оказалась востребованной особая составляющая человека – Душа.

Утверждение, что Вселенская Душа (Брахман) и индивидуальная Душа (атман) подобны, становится одной из основ религии, объединенной общим названием – индуизм.

Душа проходит через последовательный цикл жизней (сансару), каждое ее последующее существование определяется последствиями действий (кармой), совершенных в предыдущей жизни.

Реинкарнация дает Душе перспективу. Собирая богатство (информацию) многих жизней, Душа наращивает свою ценность.

Это на земле Душа в неведении, а там, в потустороннем мире она «вспоминает» свои воплощения и может анализировать жизненные накопления. Может она что-то планирует или мечтает, бог знает, чем она занимается в своих небесах.

Разумеется, у идеи череды перевоплощений есть и конечная радужная цель: духовное освобождение (мокша), окончательное расставание с земным телом, очищение и слияние с Вселенской Душой.

Духовного освобождения естественно нельзя добиться коротким путем и легким способом, дорога к нему многовариантна: аскетизм, медитация, йога, наличие гуру, преодоление невежества, полное не приятие любой боли (не только физической, но и нравственной), воздержание, созерцание, сосредоточение и далее без конца. То есть каждый человек может найти свой путь и заполнить им всю жизнь.

Идея реинкарнации позволяет Душе искупить в последующих воплощениях все зло, которое совершалось в предыдущих жизнях. Поэтому посмертное наказание как бы не актуально. Хотя у бога Кришны есть и такое высказывание:

«Злейших из людей, чуждых добру, одержимых ненавистью и жестокостью, я всегда ввергаю в дьявольские лона. Они никогда не присоединятся ко Мне, и так пойдут самым низким путем».

То есть у злодейства есть некие пределы, переступая которые человек теряет надежду на искупление грехов.

Здесь необходимо сделать некоторое отступление и попытаться прояснить чередование понятий «человек» и «душа».

Вечность Души и Человека безусловно прекрасная перспектива. Мы все трепетно надеемся попасть с помощью Души на небо и встретиться с родными и любимыми. В этом нас уверили бесчисленные примеры таинственных посещений, видений, примет и знаков.

И вот тут складывается определенная неясность. Душа покидает умершего человека и с итогом его жизни и само собой в его образе оказывается в потустороннем мире. Но у нее уже были воплощения и предстоят новые, то есть получается, что людских образов много, а Душа одна. Она, как неутомимый челнок, пополняет загробные пространства все новыми типами.

Но Душа идет к своей сияющей цели, а все ее воплощения? Как они отвечают за прожитую жизнь? И вообще, что они из себя представляют? Просто какие-то сиротские переживания и перспективы.

Но тут мы вступаем в область полной фантазии. Возможности Создателей огромны. У природы, например, есть такой, совершенно феноменальный фокус – деление живой клетки. Ученый смотрит в микроскоп и на его глазах одна клетка становится двумя, совершенно одинаковыми.

Наверное, и с Душой, и с образом человека тоже происходят какие-то чудесные трансформации, которые обеспечивают и вечность, и строгую отчетность, и справедливый суд, то есть абсолютную мировую гармонию.

С этой надеждой вернемся к основам индуизма и отметим одну важную вещь: как бы ни изощрялась философия индуизма, уходя то в глубь, то в высь, в основе ее, пусть даже только подсознательно, непременно присутствует идея высшей силы – Истины (Разума) – начала всего.