Вы здесь

Духовный способ сбросить вес: 21 урок здоровья, стройности и душевного равновесия. Предисловие (Марианна Уильямсон, 2013)

Marianne Williamson

A Course In Weight Loss: 21 Spiritual Lessons for Surrendering Your Weight Forever


Посвящается Опре


Эта книга началась и завершилась как дружеское общение. Опра Уинфри была ее вдохновительницей, руководила ее направленностью и определила ее угол зрения. На духовном уровне – определенно, а во многих отношениях – и буквально эта книга явилась результатом совместных усилий. Каждая ее страница – отражение моей любви и благодарности к Опре; и я надеюсь, что эта книга принесет ей утешение, как она сама приносит утешение столь многим людям.


Любой читательнице, которой покажется, что эта книга – настоящий подарок: пожалуйста, помни, что этот подарок – от нее!

Предисловие


В этой чудесной и вдохновляющей книге Марианна Уильямсон обращается к коренным причинам не только нашего лишнего веса, но и нашего страдания.

В течение более чем 30 лет я и мои коллеги из Некоммерческого Исследовательского Института Профилактической Медицины проводим серию исследований, доказывающих, что если заняться основополагающими причинами любого болезненного состояния, то выясняется, что наши тела проявляют замечательную способность начать исцеление, причем идет оно гораздо быстрее, чем когда-то считалось возможным. Мы используем высокотехнологичные, отвечающие последнему слову науки системы измерений, чтобы выявить и продемонстрировать мощь этих низкотехнологичных, не требующих особых затрат древних способов целительного вмешательства.

Наши исследования доказали, что развитие даже острой сердечной болезни часто можно обратить вспять, осуществив всесторонние изменения в образе жизни; то же самое верно и для ранних стадий рака простаты, равно как и для диабета, высокого кровяного давления, повышенного уровня холестерина, артрита и депрессии. Мы публиковали работы, демонстрирующие, что когда человек меняет стиль жизни, он изменяет свои гены – «включает» в работу те гены, которые предотвращают болезнь, и «выключает» те, которые ее развивают; это относится к сердечным болезням, раку и прочим тяжелым заболеваниям. Так можно даже повысить в организме содержание энзима, который удлиняет теломеры (концевые участки хромосом, которые контролируют процесс старения), что увеличивает долголетие. А еще люди сбрасывали в среднем около 24 фунтов веса за один год и набирали не более половины этого веса 5 лет спустя.

Однако если мы буквально или фигурально пренебрегаем основополагающими причинами проблемы, тогда та же проблема возвращается вновь: мы набираем сброшенный вес, «прочищенные» коронарные артерии снова засоряются, курсы лечения приходится назначать бесконечно – а еще могут возникнуть новые проблемы, или мы оказываемся перед трудным выбором. Читая лекции, я часто показываю слайд, на котором несколько медиков лихорадочно подтирают лужу на полу вокруг переливающейся через край раковины, даже не думая прикрутить кран.

Неверный выбор образа жизни, который мы совершаем каждый день в отношении того, что едим и как живем, принадлежит к числу наиболее важных основных причин ожирения и других хронических болезней…

Но есть еще одна – еще более глубокая, коренная причина, которая мощно влияет на наш ежедневный выбор. Это – наше отчуждение от тех нас, кем мы в действительности являемся: ошибочное представление о том, что мы – существа индивидуальные и только индивидуальные. Именно об этом Марианна столь красноречиво и разумно говорит в своей книге.

Информация, безусловно, важна; но ее обычно недостаточно, чтобы побудить нас к устойчивым переменам в образе питания и жизни. Если бы дело было только в информации, все мы были бы стройными и здоровыми, поскольку большинство людей прекрасно знает, какие виды пищи полезны, а какие – вредны. И никто бы не курил! Каждый курильщик понимает, что наносит себе вред: предупреждение Министерства здравоохранения напечатано на каждой пачке сигарет – по крайней мере, во многих странах. Однако треть американцев по-прежнему курит. Очевидно, что нам нужно работать на более глубоком уровне.

Настоящей эпидемией в наши дни является не ожирение, не сердечные болезни и не рак, а одиночество, депрессия и изоляция.

Когда мы начинаем заниматься этими, более глубинными проблемами, тогда людям становится легче пойти на долгосрочные изменения в своем поведении.

В ходе наших исследований я проводил много времени с их участниками – в течение нескольких лет. За это время мы хорошо узнавали друг друга, и между нами устанавливались прочные доверительные отношения.

Я спрашивал: «Пожалуйста, объясни мне кое-что. Почему ты переедаешь? Почему куришь? Слишком много пьешь? Слишком много работаешь? Злоупотребляешь наркотиками? Слишком много смотришь телевизор? Почему проводишь слишком много времени в Интернете и за видеоиграми? Мне такое поведение кажется неадекватным».

Они отвечали: «Дин, ты просто «не догоняешь»! Такое поведение вовсе не неадекватно, оно очень даже адекватно – оно помогает прожить этот день. Оно приглушает эмоциональную боль».

«Прожить день» становится для нас важнее, чем прожить долгую жизнь, – если мы одиноки, в депрессии и в изоляции. Как сказал мне один пациент: «В этой пачке сигарет у меня есть 20 друзей. Они всегда рядом со мной – в отличие от всех остальных. Ты хочешь отобрать у меня моих друзей? А что ты дашь мне взамен?»

Другие пациенты находили спасение в еде. Как однажды сказал мне кто-то из них: «Когда мне одиноко, я хватаюсь за жирную пищу – она обволакивает мои нервы и приглушает боль. Едой я могу заполнить пустоту». Именно по этой причине жирную пищу часто называют «утешительной». У нас есть множество способов приглушать боль, отыскивать обходные пути или отвлекаться от нее.

Осознание – первый шаг к исцелению. Боль отчасти благотворна – тем, что привлекает наше внимание, помогает нам обнаружить связь между моментом страдания и его причиной, чтобы мы смогли сделать выбор в пользу большего здоровья и жизнерадостности.

Ощущение эмоциональной боли и несчастья может быть мощным катализатором – не только в изменении наших привычек относительно образа питания и физических упражнений, но и в том, чтобы разобраться с более глубокими проблемами, которые в действительности нас мотивируют.

«Да, меняться может быть трудно. Но мне настолько тяжко, что я готов попробовать что-нибудь новое». В эти моменты, при должном руководстве, люди проявляют бо́льшую готовность совершить такие перемены в образе жизни, которые станут жизнеутверждающими, а не саморазрушительными.

Поскольку влияющие на наше здоровье механизмы настолько динамичны, когда мы работаем на более глубоком уровне, и поскольку наше самочувствие улучшается столь разительно и столь быстро, все это полностью изменяет нашу мотивацию к переменам – от страха смерти к радости жизни.

Радость, удовольствие, свобода и любовь – вещи жизнеспособные. Даже в большей степени, чем стать здоровыми и сбросить вес, большинство людей хочет ощущать себя свободными и контролировать ситуацию.

Именно поэтому не срабатывают диеты.

Диеты – это то, что вы не можете себе позволить и что вы должны делать.

Если вы садитесь на диету, то, скорее всего, рано или поздно с нее соскочите. Если вы беретесь за программу физических упражнений, то, скорее всего, рано или поздно вы ее бросите.

Диеты часто эксплуатируют страх перед тем, что с вами случится что-то по-настоящему плохое – вроде сердечного приступа, инсульта или рака, – если вы не будете их придерживаться. Попытки мотивировать людей к изменению образа жизни, опирающиеся на страх, не срабатывают, поскольку мы не желаем верить, что в нашей жизни может произойти настоящая катастрофа, – и просто не думаем об этом.

Страх не является жизнеспособным мотиватором. Почему? Да потому что он слишком страшный! Все мы знаем, что однажды умрем: уровень смертности по-прежнему составляет 100 %, никаких исключений – но кто же хочет об этом думать? Даже люди, пережившие сердечный приступ, обычно меняют свои привычки всего на несколько недель, а потом возвращаются к прежним шаблонам жизни и питания.

В языке поведенческих изменений часто присутствует морализаторский оттенок, который отталкивает множество людей (вроде термина «жульничать с диетой»).

От представления о еде как о «хорошей» или «плохой» всего один шаг к представлению о себе самом как о «хорошем» или «плохом» человеке, если вы едите тот или иной продукт.

А это уже не просто порочный круг, а целая нисходящая порочная спираль.

В самом термине «комплаентность[1] пациента» есть некое фашистское, приводящее в содрогание качество: он звучит так, как будто один человек манипулирует другим, а другой смиряет перед первым свою волю. В краткосрочной перспективе я могу заставить вас изменить ваш образ питания, но рано или поздно (обычно – рано) какая-то часть вашей души восстанет. (Помните, фраза «не ешь яблоко» не сработала? А ведь ее произнес сам Бог…)

Да и понятие «волевое усилие» – это всего лишь еще один способ сказать, что вы заставляете себя сделать что-то, а заставлять себя – это нежизнеспособная тактика. Я повторюсь: жизнеспособны только любовь, радость, удовольствие и свобода.

Когда мы неизбежно «соскакиваем» с диеты, то обычно виним себя самих. Таким образом, унижение, вина, гнев и стыд являются неотъемлемой принадлежностью большинства диет и программ по изменению образа жизни; а ведь они входят в число наиболее разрушительных эмоций.

Вместо всего этого, взяв в проводники Марианну, мы можем обратиться к коренной причине своего страдания: мы забыли, кем в действительности являемся.

Слово «исцеление» происходит от слова «целый». Термин «йога» происходит от санскритского слова, обозначающего «собирать воедино».

Наука помогает нам найти документальные доказательства мудрости древних традиций.

Близость целительна. Доверие – это все, потому что мы можем быть близки лишь в той степени, в какой позволяем себе эмоциональную уязвимость. Отношения, отличающиеся полной преданностью с обеих сторон, дают возможность обоим участникам ощущать абсолютное доверие друг к другу. Доверие также позволяет нам чувствовать себя защищенными. Когда мы ощущаем себя в безопасности, мы можем открыть свое сердце другому человеку и предстать перед ним совершенно обнаженными и уязвимыми – физически, эмоционально и духовно. Когда наше сердце полностью открыто, мы можем испытывать глубинные уровни близости – близости целительной, радостной, могущественной, созидательной и невероятно волнующей. Мы можем уступать друг другу благодаря своей силе и мудрости – а не из страха, слабости и покорности.

Если это доверие было грубо подорвано скверным физическим, сексуальным или эмоциональным обращением – в особенности со стороны родителя или родственника, которым полагается защищать нас, – тогда такая близость может быть опасной и пугающей. Переедание часто становится способом защиты от дальнейших злоупотреблений – но вместе с тем оно изолирует нас от целительной близости, в которой мы больше всего нуждаемся.

Ценности единения, сочувствия, прощения, альтруизма и служения являются частью почти всех религиозных и духовных традиций, равно как и многих светских. Они суть то, что немецкий философ Лейбниц называл вечной философией – это общий, неизменный фундамент всех религий, обнажающийся после того, как вы отодвинете в сторону ритуалы и формальности, которые слишком часто используются ради разобщения, а не объединения.

Альтруизм, сочувствие и прощение могут быть целительны как для дарителя, так и для принимающего дар, потому что дарение их другим с открытым сердцем помогает исцелить чувства изоляции и одиночества, отделяющие нас друг от друга.

Когда мы прощаем других, это не извиняет их поступков; это освобождает нас от нашего стресса и страдания.

Это позволяет перейти на более глубокие уровни близости и единения, которые обладают мощными целительными способностями. Когда вы встречаете ненависть любовью, а страх – надеждой, это трансформирует вас, равно как и всех, кто вас окружает.

Древние свами и рабби, монахи и монахини, муллы и махариши применяли духовные практики не просто как могущественные техники, позволявшие справляться со стрессом, – хотя они способны и на это. Эти методы также являются мощными инструментами трансформации и возвышения, обеспечивая человеку непосредственное переживание того, каково это – быть счастливым и спокойным, если просто перестать нарушать естественное состояние внутреннего покоя.

Эти техники не приносят мира и счастья; они просто помогают нам испытать и вновь открыть тот внутренний покой, который в нас уже есть, – как только мы перестаем его нарушать. Как часто повторял экуменический духовный учитель Свами Сатчидананда: «Я – не деятель; я – неделатель».

Молитва и медитация позволяют нам с большей целенаправленностью обращаться к нашей собственной внутренней мудрости.

Вам случалось просыпаться посреди ночи и обнаруживать, что вы уже знаете ответ на вопрос, который вам долго не давал покоя? Любая духовная традиция упоминает «тихий, слабый голос» внутри нас – голос, который говорит очень ясно, но очень тихо. Он легко тонет в болтовне и суете повседневной жизни. Для многих людей единственный момент, когда их разум достаточно спокоен, чтобы можно было услышать внутренний голос, – это когда они просыпаются посреди ночи. И порой он говорит: «Прислушайся, обрати на меня внимание. Мне надо сказать тебе нечто важное».

В конце занятия медитацией – не важно, занимало ли оно одну минуту или целый час, – мой разум становится намного более спокойным и умиротворенным, и я могу расслышать этот тихий, слабый голос гораздо отчетливее. Тогда я спрашиваю себя: «На что же такое я не обращаю внимания, что мне необходимо услышать?» – и жду, и прислушиваюсь.

Со временем я научился доверять своему внутреннему голосу и распознавать его. Это может делать каждый. Если научиться прислушиваться к внутреннему голосу в минуты покоя, мы можем получать к нему доступ и в моменты стресса, когда он нам нужнее всего.

Если мы уделяем внимание собственной внутренней мудрости, то часто оказываемся способны распознать проблему на ее ранней стадии, когда с ней легче разобраться. Как однажды сказала Опра Уинфри: «Прислушивайся к шепоту, пока он не стал воплем».

Медитация, молитва и другие духовные практики могут обеспечить нам непосредственное переживание взаимосвязанности всей жизни. На одном уровне мы обособленны и отделены друг от друга. Вы – это вы, а я – это я.

На другом же уровне духовные практики, если заниматься ими достаточно углубленно, позволяют нам ощутить, что мы являемся частью чего-то бесконечно большего, чем мы сами, – чего-то, что объединяет нас, каким бы именем мы его ни называли (ведь даже давать этому «нечто» имя – значит ограничивать то, что является безграничным переживанием).

Мы не обособлены, а являемся особой частью всего и вся. В таком контексте любовь – это не то, что есть у нас; это то, что есть мы.

Когда нам удается сохранять это «двойное ви́дение» – и двойственность, и лежащее в ее основе единство, – тогда мы можем полнее наслаждаться жизнью. Мы можем достичь гораздо большего, не испытывая при этом такого страдания и стресса; глядя на все с точки зрения цельности, а не ущербности; исходя из чувства взаимосвязанности, а не отчужденности и изоляции. Наша жизнь становится манифестацией любви, актом любви – наиболее могущественной силы во Вселенной.

И, между прочим, вполне вероятно, что вы сбросите вес и больше не будете его набирать, поскольку устойчивое похудение является побочным продуктом глубоких уровней исцеления. Эта книга блестяще освещает путь, выводящий из Тьмы.