О сновидениях в Библии
«Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня» (Дан.4:2).
Среди народа Божьего нет единого мнения о ночных видениях и снах, как, впрочем, нет единого мнения по многим другим вопросам, имеющим отношение к многоразличному мистическому опыту.
Инстинкт самосохранения побуждает нас на все, что мы не понимаем, что представляется нам неизведанной, а значит «темной» территорией, вешать табличку «осторожно». И только исследовав эту территорию, исходив ее вдоль и поперек, обжив ее, мы перестаем бояться и начинаем чувствовать себя на новом месте как дома.
Область сновидений и вправду для многих является чем-то вроде темной пещеры. Никогда не знаешь, что в следующий раз выдаст наше подсознание, что за «дикие звери» скрываются там, внутри, в потаенных местах, лабиринтах нашего разума. Однако чем больше мы исследуем эту темную пещеру, тем менее темной она становится, а «дикие звери», если они и были, теперь убираются прочь, освобождая место добрым ангелам. Это неминуемо произойдет, если, исследуя загадочный мир сновидений, мы руководствуемся прежде всего Словом Божьим.
«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105).
Итак, вооружившись Словом, давайте шаг за шагом продвигаться в неизведанные глубины загадочного мира сновидений.
Ветхий Завет
В Ветхом Завете упоминается около четырех десятков сновидений и ночных видений. При этом в большинстве случаев они играют исключительную роль в раскрытии и осуществлении Божьих планов в отношении как отдельных личностей, так и всего Божьего народа.
Впервые сон упоминается в Библии в связи с чудотворением, совершенным Богом в Эдемском саду:
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:21,22).
Я не думаю, что Бог использовал сон только как анестезию, чтобы безболезненно извлечь ребро из тела Адама. Есть много свидетельств об удивительных чудесах, которые происходят в разных местах, когда после молитвы в теле человека появляется недостающий орган или из тела исчезают опухоли, пули, осколки или даже протезы. Все это происходит, как правило, безболезненно, в то время когда человек находится в сознательном состоянии, а не во сне.
В большинстве случаев сны от Бога являются проводниками важной информации. К сожалению, мы не знаем, что видел Адам во сне в то время, когда Бог из его ребра творил женщину. Возможно, первые слова, произнесенные человеком после пробуждения, имеют какое-то к этому отношение. Ведь если бы Адам ничего не осознавал во время сна, то, несомненно, выразил бы невероятное удивление, впервые увидев женщину. Наверняка он бы спрашивал, кто она и как тут оказалась. Писание же говорит, что после пробуждения Адам произнес вполне осмысленную речь:
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23).
Это означает, что он прекрасно знал о происхождении женщины, ее природе и предназначении. Возможно, что все это Бог показал ему во сне.
Так или иначе, но в последующие времена Божьим избранникам воля Божья с наибольшей ясностью открывалась именно через духовные сны и ночные видения. Так, например, Авраам во сне получил пророчество на 400 лет вперед (Быт.28:12—15). Иаков во сне видел лестницу, стоящую на земле, верх которой касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по этой лестнице (Быт.28:12—15). Во сне он получил предсказание о судьбе своих потомков. Важнейшие пророческие сны о судьбе мира видел Даниил (Дан.7:2—28). И, конечно, очень интересны истории о том, как он истолковывал сны правителя вавилонского царства Навуходоносора (Дан.2:31—45, Дан.4:7—24).
Особые страницы занимают в Ветхом Завете сны Иосифа, а также истории о том, как он толковал сновидения других людей – виночерпия и хлебодара. Верное и мудрое толкование снов фараона помогло Иосифу занять высокое положение в Египте, что сыграло важную роль в судьбе Божьего народа.
Есть в Ветхом Завете и не столь популярные, но все же важные свидетельства, имеющие отношение к духовным сновидениям. Один из таких примеров можно найти в книге Есфирь, которая рассказывает о спасении израильского народа от истребления.
Аман, являющийся первым советником персидского царя Артаксеркса, решил уничтожить всех иудеев. Особенно его раздражал Мардохей, отказывающийся склониться перед высокопоставленным чиновником и поклоняющийся только своему Богу. Казалось, Аман без особого труда осуществит свой коварный замысел, однако его планам не суждено было сбыться. Благодаря смелым и мудрым действиям царицы Есфирь Божий народ избежал гибели. Аман, по приказу Артаксеркса, был повешен на том же дереве, на котором он хотел повесить Мардохея. Мардохей, напротив, занял его место, став первым советником Артаксеркса. Когда все это произошло, Мардохей вспомнил пророческий сон, явившийся ему от Господа:
«И сказал Мардохей: от Бога было это, ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего не исполнившимся» (Есфирь 10:3).
Духовные сны, по воле Божьей, видели и не имеющие отношения к Божьему народу люди. Например, необычная история произошла с царем Герарским Авимелехом: он возжелал Сарру, жену Авраама, которую тот из страха объявил своей сестрой. А дальше был сон, причинивший Авимелеху немало беспокойств:
«И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт.20:3).
Своевременно раскаявшись, Авимелех избежал смерти.
В первой книге Библии можно прочитать о том, как фараону снились сны, имеющие отношение к государственному хозяйству. Он, как председатель большого колхоза, спит и видит коров жирных и худых. Все это его чрезвычайно беспокоит, особенно то, почему худые съели жирных. Кто-то спросит: неужели язычникам тоже могут сниться сны от Бога? Видимо, да, но в них не будет того вдохновляющего зерна, которое есть во снах Божьих слуг.
Похоже, уровень информации, которую человек получает во сне, зависит от его духовной позиции и личного духовного состояния. Жаждущие познать Бога получают откровения, способные восполнить глубину их жажды. Поэтому, по мере духовного возрастания, мы получаем способность видеть сны большей глубины и высоты, долготы и широты. Не ищущие и не жаждущие не получают этого просто потому, что не ищут. И все же Бог в Своих заботе и любви посылает и им помощь, в том числе используя канал снов.
Однозначно можно сказать, что духовные сны видели многие герои Библии. Порою именно через сны им детально и ясно открывалась воля Божья. Стоит также отметить, что мы не найдем в Ветхозаветные времена скептического отношения к духовным снам, свойственного нашему веку. В большинстве случаев авторы Библии рассказывают о снах, имеющих наиважнейшее значение. Такими могут быть сны, влияющие на судьбы библейских героев или раскрывающие Божьи планы для грядущих поколений.
Не следует, однако, из этого делать поспешный вывод, что духовные сны касались только каких-то глобальных вопросов и посещали людей крайне редко, может быть, раз или два за всю жизнь. Известно, что к духовным сновидениям в древние времена относились как к явлению хоть и необыкновенному, но все-таки вполне ожидаемому. Состояние сна издревле использовалось для взаимодействия с духовным миром. Верные пророческие сны могли видеть не только пророки или цари, но совершенно разные люди, например, странник, слуга, раб или пастух.
Во снах люди получали пророчество на свою жизнь, предупреждение об опасности, видение будущих событий. Сны были органичной частью жизни, и, конечно, они занимают немаловажное место в биографиях библейских героев. Благодаря им мы многое узнали о том, как Бог действовал в различных поколениях, и о тех взаимоотношениях, которые имели с Богом Его избранники.
Новый Завет
В Новом Завете упоминается девять сновидений и ночных видений. Пять – в Евангелии от Матфея, при этом четыре из них имеют отношение к рождению Иисуса Христа (Мф.1:20; 2:12,13—19; 2:22), один сон принадлежит жене Пилата. Остальные сны и ночные видения описаны в Книге Деяний (16:9; 18:9; 23:11; 27:23) и принадлежат Апостолу Павлу.
Евангелие от Матфея начинается с описания очень значимого события, в котором сновидения играют чрезвычайно важную роль. Речь идет о рождении Мессии. Первое ночное видение является Иосифу, мужу Марии:
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Матф.1:18—20).
Сам факт того, что одно из первых свидетельств о Божественной природе Христа пришло через духовное сновидение, говорит о многом.
Волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Царю Иудейскому, также получили предупреждение через сон и, по всей видимости, не были этим удивлены. Затем Иосиф видит еще одно сновидение, которое, по сути, спасает жизнь младенцу Христу:
«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Матф.2:12—14).
Как мы уже говорили раньше, роль духовных сновидений в судьбах библейских героев весьма велика. Порой от такого сна и верного его толкования зависели жизни многих людей. Так было в Ветхозаветные времена при Иосифе, который, верно истолковав сон фараона, спас многих людей от голодной смерти. Так было и при рождении Мессии, призванного спасти людей Своих от грехов их (Матф.1:21). Мы должны знать об этом, когда формируем собственное мировоззрение в отношении снов. Потому что Бог может действовать в нашей жизни так же, как Он действовал в жизни наших предшественников. Как учит нас Апостол Павел, благодаря вере в Слово Божие мы получаем один жребий с освященными (Деян.20:32; 26:18). А это значит, что и мы можем видеть духовные и значимые сны и ночные видения.
В Новом Завете я не вижу указаний на то, что время духовных сновидений закончилось, что сновидения – это какая-то ветхозаветная форма коммуникаций между Богом и человеком. Напротив, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой излился на учеников Христа, в день, который многие считают днем рождения Церкви, Апостол Петр провозгласил:
«(…) Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:16,17).
Согласно этому слову духовные сновидения для исполненных Духом Святым людей должны стать вполне доступным и распространенным явлением. Подробно описанное доктором Лукой в Деяниях Апостолов служение Апостола Павла подтверждает этот тезис.
Вот, например, свидетельство Луки об одном из случаев, произошедших с Павлом во время одного из миссионерских путешествий:
«И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян.16:9,10).
Духовный сон сэкономил много времени и сил для команды Апостола, поскольку они сменили свой маршрут и отправились в указанном Богом направлении. Пошли туда, где в них больше нуждались в данный момент времени. И это далеко не единственный случай, когда сон от Бога сыграл определенную роль в служении Павла. Из Деяний Апостолов мы узнаем, что практически каждое значимое событие в его жизни сопровождалось ночным видением. Именно из таких ночных видений Павел получал подкрепление от Бога, узнавал, что с ним происходит и что будет.