Отношение к сновидениям в древнем мире
По всей видимости, люди всегда видели и толковали духовные сновидения. Во многих сохранившихся с незапамятных времен историях рассказывается о вещих и пророческих снах, предваряющих какие-либо важные события в жизни древних героев. С древнейших времен люди замечали связь между судьбой и особыми сновидениями. Особыми сновидениями становились те, в которых обнаруживала и проявляла себя высшая, или потусторонняя, сила – божественная, ангельская или демоническая.
На месте, где согласно Библии когда-то цвел Эдемский сад, в IV тысячелетии до нашей эры существовала великая Шумерская цивилизация (возможно, первая цивилизация в мире). В тех местах была найдена глиняная цилиндрическая печать с изображением Адама и Евы. Обнаружен также шумерский вариант истории о Всемирном Потопе, изложенный в эпосе о Гильгамеше, поэме «О все видавшем». В этом замечательном литературном произведении, создававшемся на протяжении XVIII – XVII веков до н. э., рассказывается о приключениях царя города Урук, правившего сто двадцать лет. Кроме всего прочего в эпосе присутствует описание семи вещих снов.
Из древнейших артефактов известно также об особом отношении ко снам в древнем Египте.
Между лапами у большого Сфинкса есть плита, на которой высечено сновидение человека, ставшего фараоном. Заснув однажды в тени Сфинкса, он увидел божество, сообщившее ему, что в один прекрасный день тот будет править Египтом. Через несколько лет сон сбылся. Человек стал Тутмосом IV (1397—1388гг. до н. э).
Для египтянина уснуть в реальном мире значило проснуться в мире сновидений, там, где он мог видеть духов своих предков, а те, в свою очередь, могли видеть его. Для египтянина мир сновидения – это не мир грез, скорее, он представлял такую же объективную реальность, как явь.
Неподалеку от древнего города Абидоса был обнаружен папирусный свиток, датированный XXI веком до нашей эры. Автор письма жрец по имени Хени обращается к своему покойному отцу с просьбой помочь разобраться с духом умершего слуги Сени, который является ему во снах, беспокоит и даже наносит увечья. Хени очень просит отца о том, чтобы тот оказал влияние на вредоносный дух Сени, прекратив его атаки во снах.
С 4000 по 2000 годы до н. э. в Египте была широко распространена практика вынашивания сновидений, заключающаяся в совершении специальных действий и ритуалов, направленных на вызывание особых сновидений. В разных областях страны были возведены храмы (серапимы), посвященные сновидениям. В них жрецы истолковывали сны и совершали по ним предсказания. Существовали в древнем Египте также и свои сонники, причем, мужские и женские, несколько различающиеся по содержанию. Самая древняя из известных таких книг относится ко времени правления фараона Рамсеса II (XIII в. до н. э.). Царский писец Кенхерхепешеф дает в ней описание различным символам, являющимся во снах.
По существовавшей тогда традиции негативные образы толковались позитивно, а позитивные – негативно. Например, если человек видел себя во сне мертвым, это означало, что его ждет долгая жизнь. Если человек видел себя во сне хоронящим пожилого человека – хорошо, это значит процветание. Если человек видел себя во сне погребенным заживо – еще лучше, это значит радостное событие.
Подобная зеркальность в толковании снов присутствовала также у древних вавилонян и ассирийцев. Например, питье вина в сновидении предвещало недолгую жизнь, напротив, питье воды – долгую.
Не менее древней, чем египетская, является китайская практика использования сновидений. Китайский император династии Шан-Инь У-Цина (1324 – 1266гг. до н. э.) во сне увидел лицо человека, который должен был стать его ближайшим советником. Образ, явившийся во сне, был настолько отчетливым и ярким, что по рассказу императора художники смогли составить портрет, который и пронесли по всем областям Поднебесной. В результате удалось отыскать человека, изображенного на портрете. И хотя он был простым рабочим, император все равно назначил его своим советником. Такова была вера в значимость сновидений.
Древние греки верили в пророческие сны и порою готовы были проводить целые ночи в храмах, желая их получить. С этой целью в Элладе были построены сотни храмов, которые жители активно использовали с VI в. до нашей эры на протяжении почти тысячи лет. В их представлении сон был братом-близнецом смерти, жил с ним в одном дворце у входа в Тартар. Именно в этой близости между сном и смертью усматривали эллины возможность, позволяющую получать вещие сны.
Греки полагали, что освободившаяся от тела душа умирающего человека может ясно видеть будущее живых. Примеры можно найти в Илиаде Гомера (VIII в. до н. э.). Когда Гектор убивает Патрокла, друга Ахилла, Патрокл, умирая, точно и без сомнений предсказывает Гектору смерть от руки Ахилла. В свою очередь, когда Гектор умирает, пораженный копьем Ахилла, он так же точно предсказывает Ахиллу, что и тот вскоре погибнет.
Вера в близость мира мертвых к миру сновидений определила то, как древние греки использовали сновидения. Они взывали к духам своих погребенных предков в надежде, что те, явившись им во сне, откроют некие тайны или дадут предсказания о будущем.
Существует предание, что за несколько дней до рождения Перикла его мать Агариста видела сон, будто она родила льва. Перикл (ок. 492—429гг. до н. э.) и на самом деле стал выдающимся человеком. Не каждый удостаивается чести, чтобы его именем назвали целый век. Время же, на протяжении которого Перикл управлял Афинами, называют не иначе как веком Перикла.
Обращает на себя внимание один интересный факт. Век Перикла был золотым веком афинской демократии. Высшим органом государственной власти была тогда «экклесия», народное собрание. Позже слову «экклесия» суждено было обрести иной смысл. В Новом Завете оно представляет церковь, собрание верующих людей. Во главе церкви стоит Лев из колена Иудина, Иисус Христос.
Есть примеры вещих снов и в истории древней Руси. Например, сон, предвозвестивший рождение Рюрика, основателя первой династии русских царей, о чем повествует Иоакимовская летопись.
Образы, явленные во снах, преимущественно воспринимались древними как предзнаменования, которые могли быть добрыми или злыми. Вещий сон состоявшегося героя говорил об особом призвании и судьбе, определенной ему высшими силами. Такой сон выделял героя из числа обычных людей, повышал его авторитет и значимость в глазах соратников.
Значимость дурных знамений для сновидца зависела от обстоятельств. Иногда они оказывались роковыми, а иногда нет. Во-первых, высшие силы в любой момент могли вмешаться и не позволить злому року полностью уничтожить человека. Во-вторых, сам человек мог использовать дурное предзнаменование как крайнюю точку, чтобы начать что-то менять в окружающем его пространстве.
Один из таких примеров можно найти в древнерусской литературе «Слове о полку Игореве» (XII в.).
В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
– С вечера до нынешнего дня, —
Молвил князь, поникнув головою, —
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька и, предвещая горе,
Серый ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине-море.
(Перевод Н. А. Заболоцкого).
Святослав видел тревожный сон, наполненный дурными предзнаменованиями, и созвал бояр, чтобы они помогли его истолковать. Бояре ответили, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском отправились на половцев и потерпели неудачу. Князь потрясен, но не впадает в отчаяние. Анализируя ситуацию, он понимает, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выразил в «золотом слове», призывая русских князей к единству. Там же о себе он говорит так:
Диво ль старцу мне – помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Из содержания видно, что князь вовсе не готовится к собственным похоронам. Напротив, недобрые предзнаменования, полученные во сне, в совокупности с пришедшими тут же дурными вестями привели Святослава к глубокому осознанию сложившейся ситуации, требующей решительных действий.
«Слово о полку Игореве» было написано вскоре после описываемых в нем событий, происшедших в 1185 году, и чаще всего датируется тем же годом, реже – 1—2 годами позже. Так что вполне может быть, что история со сном не является вымыслом. Так или иначе, подробно описанное в летописи XII века сновидение дает некоторое представление о том, как на Руси в то время относились к подобным явлениям.