Вы здесь

Духовные законы богатства. ДЕЛАЙ ДОБРО (С. Р. Давлатов, 2015)

ДЕЛАЙ ДОБРО

Один мудрец сказал богатым людям: «Клянусь вам, что, когда вы покинете этот мир, вам ничего не захочется, только вернуться обратно и творить добро, чтобы заслужить счастье и избежать наказания. Творите же добро прежде, чем покинете этот мир, ибо вернуться в него вновь нет возможности».

Абуль-Фарадж


На следующий день они снова работали в саду – подрезали засохшие ветки и складывали их в отведенное место, убирали сорняки, поливали, при этом на некоторые участки приходилось носить воду ведрами. После работы, примерно в то же самое время, что и вчера, Наставник позвал Мехрона в уже привычную для него беседку.

Солнце клонилось к закату, и с гор уже тянуло вечерней прохладой. Поинтересовавшись, не устал ли он, и услышав бодрый ответ, Наставник заметил: «Физический труд, тем более такой, как у нас, заставляет отдыхать мозг. Поэтому легкая физическая усталость нисколько не мешает обучению, а даже, наоборот, – обостряет восприятие». Выдержав небольшую паузу, чтобы дать возможность Мехрону отрешиться от внешнего мира и настроиться на обучение, он начал объяснение темы.

– Все мы стараемся делать добро. Но ведь нельзя добро навязывать. Расскажу одну примечательную историю. Как-то в одной из средних школ учительница дала задание детям после уроков совершать добрые поступки. При этом подробно объяснила, что прежде всего надо помогать пожилым людям, которым трудно без посторонней помощи даже просто перейти на другую сторону улицы. На следующий день учительница спрашивает учеников, кто выполнил задание, какие добрые поступки они совершили? Девочка, сидящая за первой партой, поднимает руку и отвечает: «Я вчера помогла слепой бабушке перейти через дорогу». Учительница похвалила ее и снова спросила: «А кто еще расскажет про свои добрые дела?» Теперь мальчик поднимает руку и отвечает: «Я тоже помог слепой бабушке перейти через дорогу».

Учительница подумала: «Ну, бывает, у нас город большой, слепых бабушек много».

Но тут еще один мальчик встает и говорит: «Я тоже помог слепой бабушке перейти дорогу». Учительница засомневалась и снова переспросила их, правду ли они говорят. И дети дружно, перебивая друг друга, отвечают: «Вы же сказали, что нужно делать добро, вчера мы шли из школы и увидели слепую бабушку, она не хотела переходить на ту сторону дороги, но мы заставили ее это сделать!»

Наставник улыбнулся, словно представив, как это происходило, и пояснил:

– История, конечно, необычная, но показывающая, что нельзя добро навязывать. Иногда бывает, что добро приносит страдания, а не радость и облегчение, особенно если человек решает за другого, что для того хорошо. Благие намерения не всегда являются благом.

Теперь попробуй ответить на вопрос, почему мы делаем добро.

Мехрон задумался, вопрос был из тех, которые в обычной жизни редко кто задает. Но тем не менее он решил высказать свое мнение:

– Наверное, потому, что добро всегда возвращается добром.

Наставник кивнул, соглашаясь с этой версией, и добавил:

– Обычно люди отвечают:

чтобы мне тоже помогали в трудные моменты;

когда я помогаю, то чувствую моральное удовлетворение и у меня повышается самоуважение;

в человеке от природы заложено стремление делать добро.

В Библии говорится: «Если тебя ударят по левой щеке, подставь правую». Но дело не в том, подставишь ты вторую щеку или нет. Нужно понимать, зачем это надо делать. Ведь это правило призвано пробудить в человеке совесть. И применять его к тем, у кого совести никогда и не было, нет смысла.

Нам кажется, что мы знаем о духовности очень много. Но если ребенок спросит у нас, что такое добро, сможем ли мы ответить? – Наставник вопросительно посмотрел на Мехрона.

– Я как-то не задумывался над этим вопросом и вряд ли смогу обстоятельно и доходчиво объяснить, – добродушно ответил Мехрон.

– Многие делают добро автоматически, потому что так нужно, потому что нам сказали, что это хорошо, – уверенным голосом продолжил объяснения Наставник. – Порой бывает, что ты совершаешь добрый поступок, но тебе тяжело на душе. Например, кто-то попросил у тебя денег в долг, ты не можешь отказать и даешь, но потом самому не хватает на что-то необходимое.

Или кто-то попросил помочь в строительстве дома, ты ему помогаешь, но свои дела сделать не успеваешь. И приходится оправдываться перед начальством, придумывать причины, врать. Поэтому есть много вещей, в которых нужно разобраться, понять их истинный смысл. Если ты делаешь добро, нужно делать это с пониманием. Добрые поступки не должны быть нам в тягость, они должны приносить моральное удовлетворение.

Воспользовавшись секундной паузой, Мехрон спросил:

– Но ведь многие делают добро, надеясь получить какую-то выгоду. Это правильно?

– Мы уже касались этой темы. Нужно понимать, Мехрон, что добро не является добром, если делается с ожиданием ответных добрых поступков, если потом начинаешь упрекать кого-то в отсутствии взаимности. Добро нельзя делать по принципу «Ты – мне, я – тебе». Тогда это уже не добро. Иногда люди даже из своей помощи делают себе хорошую рекламу.

Нам всем хочется быть хорошими, хочется, чтобы все говорили: «Какой он прекрасный, добрый человек!» Нам нравится, когда нас хвалят, хорошо о нас отзываются. И никому не нравится, когда кто-то критикует, делаетзамечания, указывает на недостатки. Мы почти никогда не делаем добра просто так, без задних мыслей и меркантильных интересов, чаще всего так или иначе преследуются корыстные цели. И совсем редко делаем добро только потому, что кто-то действительно нуждается в помощи, на самом деле о них заботится Господь. Мы просто порою являемся причиной, связующим звеном, если это происходит через нас.

Все, что мы делаем, помогает улучшить нашу жизнь. Может быть, делая добро людям, мы облегчаем их жизнь и им становится лучше. Но это не мы сделали, а Господь Бог, и если это совершается через нас, надо радоваться. Господь всегда заботится обо всех.

Иногда бывает, что добро, которое мы делаем, заставляет нас нервничать. Например, ты помог своему хорошему другу и одолжил ему деньги. Проходит время, подходит срок возврата, а он не отдает долг. Вы начинаете ругаться, предъявлять претензии, и в итоге отношения портятся. Нельзя ставить деньги выше своих взаимоотношений с близкими людьми, деньги легче вернуть, чем добрые отношения. Не превращай деньги в самоцель.

К этому мы еще вернемся.

Один из духовных законов гласит: нельзя просто надеяться на Бога и совершенно ничего не делать.

И на этот случай у меня тоже есть притча.


Один пожилой человек очень хотел выиграть в лотерее и каждый день молился: «Господи, я всю жизнь честно трудился, всем помогал, никого не обманывал, никому не причинил зла. Сделай так, чтобы я выиграл в лотерее приличную сумму. Я ведь заслуживаю этого». Приходит время розыгрыша, но он ничего не выигрывает.

И вновь начинает молиться: «Господи, я всю жизнь прожил честно, добросовестно работал, старался жить по совести, по возможности всем помогал, ну неужели я не заслуживаю выигрыша. Прошу, помоги мне». Но опять ничего не выигрывает.

Он начинает молиться снова и просит помочь выиграть в лотерее. И тут Бог говорит ему: «Да ты хотя бы купи лотерейный билет!»


Видишь, нельзя просто молиться и ничего не делать. Иначе как Бог поможет тебе? Необходимо знать духовные законы богатства. И я открою тебе эти законы. Я дам тебе не само дерево богатства, но семена, из которых вырастет это дерево. И если ты правильно будешь использовать эти законы, твои мечты сбудутся.