МЕНТАЛИТЕТ МУРАВЬЯ
Прежде чем рассказать о следующем законе, Наставник предложил Мехрону пройтись в дальний конец сада, объяснив это тем, что этот закон лучше воспринимается при наглядной иллюстрации. Подойдя вплотную к забору, Наставник вдруг склонился над небольшим пригорком и попросил своего спутника сделать то же самое. Присмотревшись, Мехрон увидел обычный муравейник, в котором кипела жизнь. При беглом взгляде казалось, что муравьи беспорядочно снуют по всем направлениям. Но при внимательном осмотре Мехрон понял, что все передвижения строго упорядочены и подчинены единой цели. Наставник несколько минут наблюдал за муравьями с неменьшим интересом. Затем отошел к ближайшему дереву, под которым стояла небольшая скамейка, и, присев на нее и пригласив Мехрона сесть рядом, продолжил свой урок.
– Для того чтобы твои мечты сбылись, тебе необходимо одно качество, о котором говорится в следующем законе. Развивай в себе менталитет муравья, развивай трудолюбие. Это следующий важный закон. Посмотри на муравья, учись у него трудолюбию. Муравей никогда не ждет указаний начальника, он стремится к получению результата самостоятельно. Он дисциплинирован и организован, и каждый из муравьев делает столько, сколько сможет.
У них в муравейнике нет ограничений, нет и оправданий типа «Я уже столько работал – и теперь должен отдохнуть». Они работают столько, сколько смогут. Именно муравьи должны стать для тебя Наставниками. Труд делает человека мудрым, труд делает человека богатым, труд делает человека спокойным. Тот, кто много работает, начинает ценить и чужой труд. И, добившись успеха, будет достойно платить своим сотрудникам.
– Честно говоря, я никогда не задумывался над тем, что можно чему-то научиться у муравья, – недоверчиво проговорил Мехрон.
– Напрасно не задумывался. Учись у муравья трудолюбию. Он выходит из дома до рассвета, а возвращается после заката. Его невозможно остановить, когда он движется к своей цели. Попробуй поставить перед ним какое-нибудь препятствие, и убедишься в этом. Ничто не сможет стать ему преградой. Потому что муравей никогда не сдается, он просто не воспринимает поражение. А когда видит перед собой препятствие, то сразу ищет возможность его преодолеть.
Обрати внимание, у муравьев есть жесткая дисциплина, все их действия подчинены достижению определенной цели. И муравей идет прямо к ней, преодолевая все трудности, возникающие на его пути. В этом поведении муравья заключена очень важная жизненная философия. Муравью не нужны начальники, чтобы проверять его работу, он сам идет и трудится. Поэтому развивай в себе менталитет муравья – трудолюбие, упорство и целеустремленность. Люби труд и людей, которые много работают.
Я расскажу тебе сейчас еще одну притчу. Это очень и очень необыкновенная притча. Когда я ее впервые услышал, она поразила меня.
Муравьи работали, как всегда, с утра до вечера. Но однажды собралась комиссия и решила, что раз уж каждый муравей каждый день приносит много всякого добра, то кто-то должен все это считать. На самом деле каждый муравей и сам все это знал. Но тем не менее в муравейнике решили, что нужен кто-то, кто вел бы учет.
И тогда поставили начальником над муравьями одного жука. Он сразу стал диктовать свои правила, принялся объяснять муравьям: «Когда ты уходишь, должен сказатьмне, что ты собираешься мне принести, а вечером ты должен отчитаться в том, что и сколько принес». Это стало занимать у каждого муравья по полчаса утром и вечером. В день на это уходил целый час, который раньше муравьи использовали для работы.
Через некоторое время снова собрался совет и, посовещавшись, пришел к выводу, что не все делается правильно, многие данные еще не фиксируются, предоставляемые отчеты недостоверны. Поэтому выбрали еще какого-то таракана и назначили его руководителем жука. Оба они сидели в своих кабинетах, а муравьи работали.
И вот таракан вызывает к себе жука и говорит: «Мне нужна в письменном виде вся отчетность по планам и по проделанной работе». Жук начинает требовать такую отчетность у муравья: «Тебе теперь нужно писать нам все, что ты собираешься сегодня сделать. А вечером точно также в письменной форме сообщать о проделанной работе!»
Теперь муравьи каждый день тратили время на отчеты. Выходя утром из муравейника, они обычно еще не знают, что получится сделать в этот день. Но, несмотря на это, вынуждены сидеть и писать полчаса о планах, а потом полчаса обстоятельно объяснять этому тупому жуку, что и сколько они собираются принести. И точно также подробно отчитаться о проделанной работе вечером…
Будучи трудоголиком, муравей не хочет заниматься пустыми формальностями. Из-за них мысли отвлекаются от работы. Тем не менее он тратит на эти никчемные бумаги час утром и час вечером, из-за чего не успевает сделать все намеченное. Через некоторое время снова собирается совет и приходит к выводу, что результатыработы начальство не удовлетворяют, планы не выполняются, производительность упала. Обсудив сложившуюся ситуацию, они приступают к увольнению муравьев.
Эта притча намекает на то, что происходит во многих организациях и крупных компаниях. Порою трудолюбие руководство не ценит так, как надо бы. Но ты можешь спросить меня, почему я рекомендую развивать в себе менталитет муравья – трудолюбие, а не советую быть жуком-начальником. Я считаю, что талантливый человек может решать сложнейшие задачи, которые не каждому по плечу.
В любой компании самый уважаемый человек тот, кто знает больше всех и может найти решение в, казалось бы, безвыходной ситуации. Ты должен знать свое дело лучше, чем другие, должен быть высоким профессионалом, но при этом разбираться и в других специальностях. Это и есть менталитет муравья – трудолюбие и целеустремленность.
Наберись терпения и сил, пока не научишься всему, что необходимо для твоей работы, чего требует твоя профессиональная деятельность. И воспитай в себе менталитет муравья, будь трудоголиком. Упорство и труд приведут тебя к величию.
Давай на этом закончим сегодняшний урок. Пора ужинать. – И Наставник с Мехроном направились в дом.
После ужина они снова вышли во двор и решили пройтись по ночному саду. Уже взошла луна, и в лунном свете хороша была видна тропинка между деревьями, по которой они и пошли. Наставник специально устроил эту прогулку, чтобы рассказать поучительную притчу. Но сначала он сделал небольшое отступление: «Знаешь, Мехрон, я часто гуляю по саду, совершаю пешие прогулки по нашим окрестностям. Ведь движение стимулирует мысль. Сам Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. Он говорил, что мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой. С ним был согласен и Руссо, утверждавший, что ходьба и движение способствуют работе мысли. Многие ученые решали сложные задачи, а прозаики и поэты писали свои лучшие строки во время пеших прогулок. Поэтому я и тебе советую почаще ходить пешком. Особенно в тех случаях, когда решаешь сложную проблему. Ну а теперь я расскажу еще одну притчу.
У одного короля был слуга-паж, его всегда видели счастливым и довольным жизнью. Каждое утро, когда слуга приносил завтрак в покои, он будил царя какой-нибудь веселой песенкой. На его лице всегда была улыбка, его отношение к жизни было открытым и радостным.
Однажды король велел позвать его к себе и спросил:
– Паж, открой твой секрет!
– Какой секрет, ваше величество?
– Секрет твоей постоянной радости и хорошего настроения.
– Нет никакого секрета, мой король!
– Не лги мне, я велел отрубить множество голов за провинности меньшие, чем ложь.
– Ваше величество! У меня просто нет причин быть печальным. Мой король оказывает мне честь тем, что разрешает прислуживать ему. Я, моя жена и дети живем в доме, который нам предоставили. Мы одеты, сыты, и к тому же ваше величество иногда одаривает меня монетами, которые позволяют нам иметь маленькие удовольствия. Как же мне не быть счастливым?
– Если ты сейчас же не откроешь свой секрет, я велю обезглавить тебя, – сказал король, – никто не может быть счастливым по причинам, которые ты мне перечислил.
Слуга улыбнулся, поклонился и вышел из комнаты. Король был вне себя, он совершенно не мог понять, почему паж живет так счастливо, одеваясь в поношенную одежду, питаясь остатками с царского стола. Немного успокоившись, он позвал самого мудрого из своих советников и спросил его:
– Почему он счастлив?
– Ваше величество, он просто вне клуба, – ответил мудрец.
– Вне клуба? – удивился король. – Что за клуб? И почему невхождение моего слуги в этот клуб делает его счастливым?
– Нет, ваше величество, это не делает его несчастливым.
–Что же это за такой таинственный клуб? – воскликнул король.
–Клуб девяноста девяти, – ответил мудрец.
–Если честно, то я ничего не понимаю.
–Чтобы вы лучше разобрались во всем, нужно, чтобы увидели все своими глазами. Нужно сделать так, чтобы слуга присоединился к клубу. Но, ваше величество, никто не может заставить его вступить в этот клуб. Если мы дадим вашему пажу шанс, он может решиться вступить в клуб, а может и отказаться.
–Но он поймет, что это сделает его несчастливым? – спросил король.
–Поймет, но уже ничего не сможет поделать, – ответил мудрец, – если вы готовы потерять блестящего слугу, чтобы понять, какова структуру клуба, мы это сделаем. Этой ночью я пошлю за вами, а вы подготовьте кошель с девяноста девятью золотыми монетами.
Той же ночью мудрец явился за королем, под покровом темноты они вместе проникли в дом слуги. Мудрец положил на видном месте кошель с золотом, а рядом записку, в которой было следующее: «Эти золотые монеты – твои. Это награда за то, что ты хороший человек. Наслаждайся и не говори никому, как ты их нашел». Перевернув стул, дабы разбудить хозяев, мудрец с королем спрятались, чтобы незаметно наблюдать за тем, что произойдет дальше.
Проснувшийся паж вошел в комнату и увидел кошель с запиской. Прочитав ее, слуга тряхнул мешочком, услышал звон монет, прижал мешочек к груди, и глаза его заблестели. Он огляделся по сторонам и закрыл дверь, которую прежде никогда не закрывал. Король и мудрец едва дышали, стараясь ничего не упустить. Слуга поставил свечу на стол и высыпал все содержимое кошеля. Он не верил своим глазам, перед ним высилась целая горка золотых монет. Паж потрогал их, перебрал, осветил свечой, сложил стопкой, поиграл с ними. Потом начал делать столбики из десяти монет каждый. Один столбик из десяти монет, второй тоже из десяти монет, третий, четвертый, пятый… И так до тех пор, пока не собрал последний столбик… из девяти монет. Слуга внимательно осмотрел стол, потом поискал на полу, затем потряс мешочек, но ничего не нашел. «Не может быть!» – подумал он, но, поставив последний столбик рядом с остальными, убедился, что тот ниже остальных.
– Меня обокрали! – чуть ли ни закричал паж и еще раз осмотрел стол, кошель, все складки своей одежды, но опять ничего не нашел. На столе, как бы издеваясь над ним, стояла одна горка меньше, чем другие.
– Это куча денег, – проговорил паж, – но мне не хватает одной монеты. Девяносто девять – это не круглая цифра. Сто – это идеальное число, но девяносто девять – нет.
Король и мудрец смотрели на слугу. Его лицо уже не было прежним. На лбу появились складки, глаза сузились, рот искривился. Слуга собрал монеты, огляделся по сторонам и спрятал кошель. Взяв перо и бумагу, он сел за стол и стал подсчитывать, сколько времени ему придется экономить, чтобы скопить еще один золотой.
Громко разговаривая сам с собой, паж подсчитал, что, работая 11-12 лет, можно обрести желаемое – недостающую золотую монету. Затем он пересчитал, что если откладывать и зарплату жены, то можно собрать деньги за семь лет. И этот срок показался ему слишком долгим. Но зачем столько одежды, зачем больше одной пары обуви? На этом можно сэкономить. Тогда уже за четыре года можно накопить нужную сумму!
Король и мудрец вернулись во дворец. Больше не было смысла наблюдать. Паж вошел в «клуб девяноста девяти». Он уже не был таким веселым и счастливым, почти перестал улыбаться и совсем не пел песни. Паж был занят экономией и подсчетами. Теперь, вечно хмурый и ворчливый, он наводил на всех придворных лишь уныние. И король выгнал его из дворца, лишив должности придворного слуги.
Большинство из нас являются членами этого клуба. Нам всегда не хватает одной монеты, хотя у нас есть девяносто девять, чтобы жить в свое удовольствие и быть счастливым тем, что имеешь.