Вы здесь

Духовное руководство. Основы успеха каждого христианина. Глава 7. Апостол Петр о руководстве (Д. О. Сандерс)

Глава 7

Апостол Петр о руководстве

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.

1 Пет. 5:1– 7

Петр был признанным руководителем среди апостолов. Что делал он – делали и остальные, куда он шел – туда же следовали и другие. Ошибок у Петра, благодаря его пылкой натуре, было немало, но ему не было равных в том влиянии, которое он оказывал на других, ему не было равных в руководстве людьми. Мы поступим правильно, если примем во внимание совет, который дает Петр духовным руководителям всех времен, пользуясь своим многолетним опытом.

Петр предупреждает, что «Божье стадо» следует должным образом опекать и следить, чтобы оно правильно

питалось (1 Пет. 5:2). В этом состоит основная обязанность пастыря. В словах апостола можно ощутить отклик беседы Петра с Иисусом после его отречения: беседы, которую невозможно забыть; беседы, которая возродила Петра и дала ему вновь уверенность в том, что Иисус его продолжает любить и заботится о нем (Ин. 21:15–22). Как и сам апостол когда-то, те «пришельцы», к которым обращено послание Петра (1 Пет. 1:1), сами переживали времена лишений и тяжелых испытаний. Петр переживал за них и вместе с ними, и с мыслью об этом писал он свое послание пастырям.

Петр вовсе не обращается к своим читателям с высоты своего опыта, присваивая себе роль профессионала в деле апостольства. Скорее он занимает позицию сотрудника, который трудится наравне с другими, неся на себе такие же бремена. Он пишет также как свидетель страданий Христа, как тот, чье сердце стало смиренным благодаря неудачам, а затем было полностью сокрушено и покорено любовью Христа на Голгофе. Петр – руководитель, который смотрит на других прямо, а не сверху вниз. Пастырский труд требует и сердце пастыря.

С самого начала Петр говорит о мотивации руководителя. Духовный руководитель должен заниматься своим трудом охотно, не по принуждению. Руководители церкви во времена Петра встречались с трудностями, которые были способны устрашить даже самое отважное сердце, и все же апостол заявляет, что этих трудностей не стоит бояться и избегать. Вдобавок к этому, руководители должны трудиться не просто из чувства долга, но по любви. Руководство церковью и помощь новообращенным в духовном росте следует совершать «богоугодно», не следуя своим личным предпочтениям или стремлениям. Баркли точно подмечает, чем должно отличаться такое служение:

Апостол Петр обращается к руководителям: «Пасите свой народ, как Бог». Точно так же, как Израиль был для Бога избранным народом, те люди, кому мы служим в церкви или где-либо еще, должны быть избранным народом для нас, и все наше отношение к ним должно соответствовать отношению Бога: мы должны пасти их, как пас бы их Бог. Какое замечательное видение открывается нам, какой идеал служения! И в то же время к какому осуждению это может привести! Наша задача – показать людям долготерпение Божье, всепрощение Божье, любовь Божью, безграничное служение Божье1.

Когда Господь нас призывает, мы не можем отказываться из-за того, что чувствуем себя недостаточно подходящими. Никто не должен так считать. Когда Моисей попробовал сослаться на свою непригодность, Бог разгневался (Исх. 4:14). Давайте не отказываться от возможности проявить себя руководителем, потому что нам кажется, что мы на это неспособны.

Духовный руководитель не может думать о деньгах, когда внимания требует служение. Петр предупреждает: работайте «не для гнусной корысти» (1 Пет. 5:2).

Возможно, Петр имел в виду Иуду, чья страсть к деньгам привела его к падению. Руководителям придется утверждать политику церкви, разрабатывать бюджет и ставить приоритеты, иметь дело с собственностью. Ни одна задача из перечисленных не может быть выполнена успешно, если у руководителя среди мотивов на заднем плане маячит стремление к личной выгоде.

Как считает Пол Риз, жадность, от которой предостерегает Петр, распространяется не только на деньги, но также на известность и престиж – мотивы, которые порой являются более скрытым искушением. К чему бы это ни относилось, к славе или к достатку, алчность и руководство церковью совершенно несовместимы2.

«Я не уверен, кто из двух хуже: тот, кто жаждет денег, или тот, кто ищет похвалы, – писал Дж. Г. Джоуэтт. – Проповедник может смягчить и облечь свою проповедь в такую форму, чтобы слушатели остались довольны; работники в других областях могут стремиться к известности, добиваться глубокого впечатления на окружающих, благодарного признания своих заслуг. Все это ведет к тому, что мы не справляемся с нашей задачей. Такое служение мешает восприятию нужд и опасностей, грозящих пастве»3.

Руководитель-христианин не должен быть диктатором: «…не господствуя над наследием Божиим» (1 Пет. 5:3). Властная манера поведения, безудержные амбиции, вызывающая походка, не допускающий возражений голос – трудно представить себе человека, менее подходящего на роль того, кто называет себя слугой Сына Божьего.

Руководитель должен быть достойным примером подражания для окружающих. Петр пишет: «…но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:3). Эти слова напоминают совет Павла Тимофею: «…но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Петр учит, что церковным руководителям необходим пастырский дух. Если вдруг служители забыли, какое стадо им поручено, то Петр напоминает им: это стадо – Божье. Иисус – главный пастырь, а мы – Его помощники и сотрудники, работающие под Его руководством.

Если руководить «богоугодно», то нельзя обойтись без молитвы друг за друга. Святой епископ Азария из Индии однажды заметил в беседе с епископом Стивеном Ниллом, что у него находилось ежедневно время для молитвы за каждого руководителя в его обширной епархии поименно. Неудивительно, что за тридцать лет, что он занимал свой пост в Индии, количество служителей в епархии увеличилось в три раза и эффективность духовного служения значительно возросла4.

Руководитель должен быть облечен «смиренномудрием» (1 Пет. 5:5). Глагол, использованный в предложении, обозначает действие раба, примеряющего на себя белоснежный фартук, что придает стиху добавочное значение. Имел ли Петр в виду тот печальный вечер, когда он отказался взять полотенце и умыть ноги своему господину? Является ли гордость препятствием, лишающим остальных руководителей радости от служения? Гордость всегда крадется вслед за властью, но Бог не побуждает гордецов к служению. Скорее, Он противостоит им и заграждает им путь. Но руководителю, который смирен сердцем, Бог дает силу и благодать для труда. В ст. 5 Петр призывает руководителей поступать смиренно по отношению к другим. Но в ст. 6 он призывает их смириться перед Богом. Как передает этот стих Чарлз Б. Уильямс, «итак, смиренно подчинитесь Божьей сильной руке».

Петр заканчивает эту часть своего учения упоминанием о небесной награде: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:4). Венец, полученный спортсменом, завянет; даже королевская корона покроется ржавчиной. Но такая потеря не страшна христианину, который предпочел земным удобствам сокровища на небесах.

Одиноки ли мы в роли руководителей? Трудимся ли мы в полном одиночестве? Вовсе нет, заявляет Петр. Напротив, наши беспокойства и разочарования делит с нами Бог, предлагая утешение и отдых от проблем. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7). Руководитель-христианин не должен бояться, что забота о Божьем стаде станет непосильным бременем. Бог предлагает взять на Себя тяжесть духовной ноши церковного служителя, переместив груз на плечи, которые гораздо больше, сильнее, шире и крепче. Бог заботится о вас. Оставьте свои заботы!

Примечания

1. William Barclay, The Letters of Peter and Jude (Edinburgh: St. Andrews, 1958), 156.

2. Paul S. Rees, Triumphant in Trouble (London: Marshall, Morgan & Scott, n.d.), 126.

3. J. H. Jowett, The Epistles of Peter (London: Hodder & Stoughton, n.d.), 188. Джоуэтт (1863–1923), служитель Английской конгрегационалистской церкви, нес служение пастора в пресвитерианской церкви на Пятой авеню в городе Нью-Йорк, затем стал преемником Кэмпбелла Моргана в Вестминстерской церкви в Лондоне.

4. Stephen Neill, On the Ministry (n.p., n.d.), 107–108. Епископ Азария (1874–1945) был первым епископом англиканской церкви в Индии. Им было основано Миссионерское сообщество города Тинневелли в 1903 г.; он также выступал в роли одного из основателей Национального миссионерского сообщества для благовестия в Индии.