Вы здесь

Духовное руководство. Основы успеха каждого христианина. Глава 4. Отличительные черты духовного руководства (Д. О. Сандерс)

Глава 4

Отличительные черты духовного руководства

И когда я приходил к вам… слово моей проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

1 Кор. 2:1-4

Руководство предполагает влияние на людей, способность человека воздействовать на других таким образом, чтобы они следовали за ним. Известные руководители всегда знали об этом. Бернард Монтгомери, знаменитый генерал, так говорил о руководстве: «Руководство – это способность и желание сплотить людей для достижения общей цели, и характер руководителя должен располагать к доверию»1. Замечательным примером такого руководителя был Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании во время Второй мировой войны.

Адмирал Честер Нимиц сказал так: «Руководство можно определить как то качество руководителя, которое пробуждает в подчиненных чувство безграничного доверия, желание принимать его точку зрения и выполнять его приказы».

Генерал Чарлз Гордон однажды задал вопрос одному китайскому руководителю, по имени Ли Хун Шан: «Что такое руководство? И на какие группы можно поделить человечество?» Ли Хун ответил: «Всех людей можно отнести к одному из трех видов: те, которых невозможно сдвинуть с места; те, кого сдвинуть можно, и те, кто сам двигает людей!»

Джон Р. Мотт, всемирно известный руководитель студенческих кружков, был убежден, что «руководитель – это тот, кто способен двигаться вперед и влечет за собой остальных»2.

Чандапилла, молодежный руководитель из Индии, определял христианское руководство как призвание свыше, объединяющее в себе человеческие и божественные качества в гармонии служения, которым занимается Бог со Своим народом. Целью этого служения является благословение окружающих3.

Гарри С. Трумэн, в 1945–1953 гг. занимавший пост президента США, не без основания заявлял: «Руководитель – это тот, кто умеет заставлять других с удовольствием делать то, чего они не хотят».

Духовный руководитель сочетает в себе естественные и духовные качества. В то же время даже природные, естественные качества являются сверхъестественными дарами, поскольку все хорошее исходит от Бога. Возьмем, например, индивидуальность. Монтгомери писал: «Степень влияния человека на других зависит от его индивидуальности, от самого большего, на что он способен, от жара пламени, горящего внутри, от привлекательности, притягивающей к нему сердца людей»4. Как духовные, так и естественные качества могут привести к замечательному результату, когда используются в служении Богу и для Его славы.

Однако духовное руководство превосходит по силе личное влияние и все естественные дарования. Духовный руководитель оказывает влияние на других, потому что он освящен, пронизан и руководим Духом Святым. Когда человек полностью подчиняет свою жизнь Духу Святому, сила Духа пребывает в нем и изливается через него для окружающих людей.

Духовному руководителю требуется необыкновенная духовная сила, пробудить которую в себе сам человек не в состоянии. Никогда не было и не будет духовного руководителя, который бы «сделал себя сам». Настоящий руководитель оказывает на других духовное влияние лишь благодаря работе Святого Духа в нем и через него в большей степени, чем в тех, кем он руководит.

Мы можем вести других лишь той дорогой, которой прошли сами. Недостаточно просто указывать, куда идти. Если мы сами стоим, то никто за нами не пойдет, и никуда мы никого не приведем.

На съезде руководителей миссий в Китае разговор зашел о руководстве и о требованиях к руководителям. Обсуждение приобрело очень бурный характер, но в течение всей дискуссии один человек просто молча сидел и слушал. Наконец председатель попросил его высказать свое мнение. Все присутствующие затихли и приготовились услышать, что же скажет Д. Е. Хоуст, генеральный директор Китайской внутренней миссии (China Inland Mission).

В глазах Хоуста сверкнул огонек, когда он произнес: «Мне думается, что лучшей проверкой руководителя на пригодность будет узнать, идет ли за этим человеком хоть кто-нибудь»5.

Руководителями рождаются или становятся?

Можно ли ответить на этот вопрос? Разумеется, и то, и другое верно. С одной стороны, руководитель обладает таинственными и необыкновенными качествами, полученными непосредственно от Бога. С другой стороны, качествами руководителя обладают достаточно многие, и их обязательно нужно развивать и совершенствовать. Зачастую некоторые свойства нашего характера дремлют внутри нас, пока не случится какая-нибудь беда.

Некоторые становятся руководителями по стечению обстоятельств. Наступает какой-то перелом, необходим руководитель, и если вперед не выступит кто-нибудь более подходящий, руководителем становится тот, кто в нужный момент заявит о себе. Но в дальнейшем обычно выясняется, что выбор был не случаен, что он стал результатом длительной, невидимой для окружающих подготовки, благодаря которой человек стал пригодным для этой должности. Замечательным примером этому служит история Иосифа. Он стал в Египте вторым после фараона, что равняется должности премьер-министра государства, благодаря обстоятельствам, которые большинство людей называют «улыбкой фортуны». На самом деле его успех был результатом тринадцати лет суровой, тщательной подготовки под Божьим руководством.

Сравнивая обыкновенного руководителя и духовного руководителя, можно увидеть, насколько они отличаются.


Тот, у кого совершенно отсутствуют умения, нужные для руководства людьми, не станет великим руководителем в тот же самый момент, как его назначат на какую-нибудь должность. И все же история церкви показывает, что порой Дух Святой пробуждает в человеке качества, которые до этого никак не проявлялись. Когда это происходит, появляется руководитель. Эйден Уилсон Тозер писал:

Истинным и надежным руководителем может скорее стать тот, у кого нет желания руководить, но кого заставляют стать руководителем действие Духа Святого изнутри и давление внешних обстоятельств… Начиная с апостола Павла и до наших дней вряд ли был хоть один настоящий руководитель, который бы не был движим Духом Святым и не был поставлен Богом для выполнения той задачи, на которую у него самого не хватало духа… Человек, стремящийся руководить, не подходит для того, чтобы быть руководителем. У настоящего руководителя не должно быть стремления господствовать над творениями Божьими; он должен быть кроток, смирен, обходителен, должен уметь жертвовать собой ради других, и, что самое главное, он должен быть готов сам подчиняться, как только Дух Святой изберет другого руководителя6.

В биографию Уильяма Сангстера включена его личная рукопись, написанная им в тот момент, когда этот английский проповедник и богослов ощущал растущую уверенность в том, что он должен взять на себя еще больше ответственности за методистскую церковь:

Это Божья воля для меня. Не я избрал эту роль. Я пытался избежать ее. Но все же она меня настигла.

Вместе с ней пришло еще кое-что. Это уверенность в том, что Бог желает, чтобы я был не просто проповедником. Он хочет, чтобы я был руководителем – руководителем методистской церкви.

Я чувствую Божье поручение – трудиться вместе с Ним для возрождения этой ветви Его церкви [методизма], не взирая на то, что скажут другие, не заботясь о собственной репутации.

Мне уже тридцать шесть. Если мне предназначено именно так послужить Богу, то хватит уже уклоняться от этой миссии, надо ей заняться.

Я тщательно исследовал свое сердце – нет ли в нем честолюбивых помыслов. Я убежден, что их там нет.

Мне будет неприятна критика, с которой я столкнусь, и я терпеть не могу пустой болтовни. Мне больше по душе приятный полумрак, тихий шелест страниц и служение, которым занимаются обычные люди. Но, по воле Божьей, в этом состоит моя задача, да поможет мне Господь.

В изумлении, не веря ушам своим, слышу я голос Бога: «Я избрал тебя Своим орудием». О Боже, был ли кто-нибудь, кто отказывался от служения усерднее, чем я? Я не смею говорить: «Нет», но, как Иона, я готов бежать от ответственности7.

Однажды святой Франциск Ассизский встретил брата, который постоянно твердил, обращаясь к нему: «Почему ты? Почему ты?»

«Почему я что!» — поинтересовался Франциск Ассизский.

«Почему все стремятся встретиться с тобой? Почему все хотят слушать тебя, повиноваться тебе? Ты не так уж и привлекателен, образования не имеешь, семья твоя не из богатых. И все же люди, похоже, хотят следовать за тобой».

Тогда Франциск устремил свой взор к небу, склонил колени, чтобы поблагодарить Бога, а затем обратился к вопрошавшему:

Ты хочешь знать, почему? Потому что так определил Тот, Кто выше всех. Он каждый день смотрит и на добрых, и на плохих, и поскольку глаза Его не нашли среди грешников никого более ничтожного, никого более грешного и бесполезного, Он избрал меня, дабы совершить чудесный труд Божий; Он избрал меня, потому что не нашел менее достойного, чем я, и Он пожелал посрамить благородство и величие, силу, красоту и ученость этого мира8.

Бернард Монтгомери выделил семь качеств, необходимых военному командиру, и каждое из этих качеств применимо к духовной брани; руководитель должен: 1) избегать чрезмерного увлечения деталями; 2) не быть мелочным; 3) не быть высокомерным; 4) уметь выбирать нужных людей для того или иного задания; 5) не вмешиваться в ту работу, которую он сам кому-либо доверил; 6) уметь принимать ясные решения; 7) внушать доверие9.

Джон Мотт работал с учащимися, и проводимые им опросы были разнообразными по содержанию. В одном из его тестов руководителям задаются следующие вопросы: 1) могут ли они хорошо справляться с мелочами; 2) умеют ли расставлять приоритеты и следовать им; 3) с пользой ли они проводят досуг; 4) обладают ли они настойчивостью; 5) умеют ли использовать нужный момент; 6) стремятся ли к личному росту; 7) умеют ли преодолевать уныние и «безвыходные» ситуации; 8) знают ли они свои слабости10.

Один-единственный человек может сотворить много добра или причинить немалый вред. Своей жизнью мы оставляем неизгладимое впечатление на тех, кто находится в пределах нашего влияния, даже когда мы этого не подозреваем. Доктор Джон Гедци отправился в 1848 г. миссионером на остров Анейтьюм и проработал там двадцать четыре года. В память о нем остались слова:

Когда он приехал, в 1848-м, здесь не было христиан.

Когда он уезжал, в 1872-м, здесь не оставалось язычников11.

Когда горячее рвение ранней церкви привело к необыкновенному увеличению числа новообращенных, Дух Святой преподал христианам замечательный урок о руководстве. В церкви не хватало руководителей, чтобы успевать заботиться о всех нуждах, особенно о нищих и вдовах. Требовался дополнительный состав руководителей. «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу» (Деян. 6:3).

Эти новые руководители прежде всего должны были быть исполнены Духа Святого. Непросто определить, что такое духовность, но когда она есть у человека, это заметно всем. Это благоухание Божьего сада; сила, способная изменить все вокруг; влияние, благодаря которому Христос открывается окружающим.

Если от дьяконов требовалось быть исполненными Духа Святого, то нужно ли ожидать меньшего от тех, кто проповедует и учит Слову Божьему? Духовных целей могут достичь лишь духовные люди с помощью духовных же методов. Как бы изменились наши церкви и миссии, если бы все руководители были исполнены Духа Святого! Подход с мирской точки зрения, светское мышление и сердце неверующего, какими бы дарами ни обладал человек, неуместны в церковном руководстве.

Джон Мотт поразительно верно описал суть духовного руководства:

Такое руководство, когда занимаешься наиболее полноценным служением другим; такое руководство, когда твои действия меньше всего продиктованы личной выгодой; когда все сердце поглощено величайшим трудом на земле – строительством царства нашего Господа Иисуса Христа12.

Примечания

1. Bernard L. Montgomery, Memoirs of Field-Marshal Montgomery (Cleveland: World, 1958), 70. Бернард Монтгомери (1887–1976) записан в истории Второй мировой войны как первый генерал на стороне союзников, одержавший решительную победу над противником в октябре 1942-го под Эль-Аламейном в Северной Африке. В ноябре того же года он был удостоен рыцарского звания.

Честер Нимиц (1885–1966), которого автор цитирует без ссылки, во время Второй мировой войны командовал на Тихоокеанском флоте США.

Чарлз Джордж Гордон (1833–1885), чьи слова автор также приводит без ссылки, был своенравным, но выдающимся британским военным командиром в Китае в 1860-х гг. (за что он получил прозвище «Китаец Гордон») и в Африке, где он погиб под Хартумом, пытаясь остановить наступление огромной армии под предводительством Махди, суданского религиозного лидера.

2. Lettie В. Cowman, Charles Е. Cowman (Los Angeles: Oriental Missionary Society, 1928), 251. Джон P. Mott (1865–1955) – методистский проповедник-евангелист, президент

Всемирной студенческой христианской федерации, руководитель Американской молодежной христианской ассоциации (YMCA). Самым известным его трудом является Evangelizing the World in Our Generation («Благовествуя миру своего поколения», 1900). Название книги также служило ему девизом, благодаря которому он получил широкую известность. Джон Мотт основал Всемирный совет церквей.

3. П. Т. Чандапилла – генеральный секретарь Евангельского союза студентов Индии с 1956-го по 1971-й. Его целью было нести Евангелие индийской интеллигенции. По примеру Хадсона Тейлора, Чандапилла отказывался от финансовой поддержки. Он тесно сотрудничал с Межвузовским сообществом (Inter-Varsity Fellowship) и Международным братством студентов-протестантов (The International Fellowship of Evangelical Students).

4. Montgomery, p. 70.

5. Phyllis Thompson, D. E. Hoste (London: China Inland Mission, n.d.), 122.

6. A. W. Tozer, in The Reaper, February 1962, 459. Эйден Уилсон Тозер (1897–1963) – сотрудник Христианско-миссионерского союза (Christian and Missionary Alliance). Из тридцати книг, написанных им, наибольшую известность получило произведение The Pursuit of God (1948).

7. Paul E. Sangster, Doctor Sangster (London: Epworth, 1962), 109.

8. James Burns, Revivals, Their Laws and Leaders (London: Hodder & Stoughton, 1909), 95.

9. Montgomery, p. 70.

10. B. Matthews, John R. Mott(London: S.C.M. Press, 1934), 346.

11. Джон Гедди (1815–1872) родился в Шотландии, считается отцом иностранных миссий пресвитериан в Канаде. В 1848 г. он отправился миссионером на Новые Гебриды (прежнее название – Анейтьюм). (Так говорится в примечании английского издания. В действительности же Анейтьюм – это самый южный из островов в архипелаге Новые Гебриды, где в данный момент расположено государство Вануату. – Примеч. пер.)

12. Matthews, р. 353