Глава 4
«Всех выводит из себя»: жалобы в школе или детском саду
«Мой сын такой спокойный и умный мальчик, не понимаю, почему на него жалуются в саду»; «Не знаю, что делать: воспитатель почти каждый день просит повлиять на ребенка, может, у нее предвзятое отношение?»; «Что за люди работают в школе, если они жалуются родителям, вместо того чтобы самим решить проблемы?».
Вам стыдно за поведение ребенка и не хотелось бы, чтобы окружающие подумали, будто вы не умеете его воспитывать, но при этом отчаянно хочется его защитить? Значит, вы бывали в ситуации, когда вам на него жаловались. Чаще всего с этим можно столкнуться в детском саду и в школе, т. е. там, где ребенок проводит значительную часть дня и должен уважать авторитет воспитателей и учителей. Конечно, такие сообщения не приносят ни радости, ни гордости, но они необходимы и к ним нужно относиться с пониманием. Какие наиболее частые проблемы выдвигают воспитатели и учителя?
«Она не слушается, не придерживается правил»;
«Он неусидчив, сам не занимается и другим не дает»;
«Она все время носится, падает, часто ломает предметы»;
«Он бьет других детей»;
«Она говорит плохие слова, обзывается»;
«Он не слушается, не выполняет правил»;
«Она слишком медлительная, ничего не успевает».
Все эти проблемы могут иметь разные причины: быть обусловлены особенностями темперамента, излишней активностью, повышенной агрессивностью, обидчивостью, неумением подчиняться чужому взрослому, особенностями воспитания в семье. А могут проистекать из особенностей жизни в саду и в школе: отсутствия индивидуального подхода к ребенку, неэффективного двигательного режима и плохо организованного пространства, непоследовательности в педагогическом подходе, занятий, не учитывающих специфику возраста, излишне сложных или, напротив, простых.
Воспитателей и учителей можно понять: группы и классы сейчас многочисленны, и, если ребенок ведет себя плохо, это очень мешает педагогу. Именно о проблемах-помехах чаще всего и идет речь. Конечно, есть и другие детские особенности, которые могут мешать прежде всего ребенку, а не педагогу. Например, ранимость, чувствительность, слезливость. Есть дети слишком тихие, стремящиеся быть незаметными, неуверенные в себе. Есть, наоборот, яркие, подвижные. Многое зависит от фона – атмосферы в классе, отношений между учениками. Дети могут быть в школе веселыми и озорными, а дома – «ниже травы, тише воды». Сейчас для нас главное – понять, как себя вести в ситуации, когда учитель или воспитатель говорит не слишком приятные вещи. В России родители чаще всего – адвокаты своих детей, и первая наша реакция – защитная. Мы готовы отказаться от школы, но не от ребенка! Конечно, это правильно. Но вопрос редко стоит радикально: или вы следуете нашим правилам, или ищите другую школу. Жалоба педагога – это призыв объединить усилия, приглашение поддержать ребенка! Самый лучший ход – опередить события и самому прийти в школу – «на разведку». Установив контакт, вы можете быть спокойны: никто не скажет, что ребенок – запущенный беспризорник и вам все равно, что с ним происходит.
Никите 5 лет, он ходит в детский сад. Уже несколько раз воспитатель говорила его маме, что Никита часто не слушается, не выполняет ее требований: то не желает заканчивать игру, то начинает «в шутку» драться. Мама дома спрашивала Никиту, как дела, но тот всегда отвечал, что все хорошо. Мама лишь пожимала плечами. Когда в очередной раз воспитатель рассказала о плохом поведении на занятиях, Никита стоял рядом, понурив голову. «Это правда?» – тут же спросила его мама. «Ну…» – протянул Никита. «Что же ты меня позоришь? Вот придем домой я тебе задам!» Мама, не смущаясь воспитателя, начала отчитывать сына. У Никиты был несчастный вид, он едва сдерживал слезы. Уже дома Никита спросил: «Мама, а ты меня любишь?»
ЧТО ПРОИСХОДИТ
Мама: «Ты меня позоришь! Мне стыдно за тебя!»
Сын: «А мне стыдно за тебя: ты меня не любишь!»
Ситуация достаточно распространенная – педагог жалуется на ребенка родителям, при этом сам «нарушитель» находится рядом. Насколько оправданна и этична позиция самого педагога? На сегодняшний день существует норма, которая рекомендует все беседы по поводу ребенка проводить без его присутствия. Это оправданно, ведь
– педагог избегает роли «ябедника» и сохраняет свой авторитет;
– родитель имеет возможность успокоиться, обдумать информацию и спланировать разговор с ребенком в уважительном ключе;
– ребенок «сохраняет лицо», не будучи оскорбленным самым близким человеком при педагоге.
Есть ли ситуации, когда присутствие ребенка оправданно? Только в том случае, если педагог специально приглашает родителя и ребенка на беседу, построенную специальным образом для того, чтобы прояснить видение проблемы, и они вместе решают, как исправить ситуацию. Но такой способ применим далеко не к каждому проблемному поведению и может применяться только после 6–7 лет.
Но, несмотря на такую норму, она еще не полностью вошла в педагогическую практику, и поэтому родителям, скорее всего, придется столкнуться с ситуацией, когда педагог жалуется, а ребенок стоит рядом, понурив голову. Еще хуже, если это происходит на глазах у других учеников. Сила унижения пропорциональна количеству участников «казни» и чревата глубокой травмой. Педагогу важно, чтобы ребенок в этой ситуации увидел: и педагог, и родитель осуждают его, значит, ему необходимо исправляться. От такого «педагогического» воздействия больше вреда, чем пользы. Родитель, понимая, что от него ожидают некоего «правильного» поведения (отругать, наказать), делает это в порыве чувств чрезмерно, раня ребенка. Соблюсти деликатность и уважение по отношению к ребенку способны далеко не все взрослые. Ваша задача – скорректировать тон обсуждения, прикрыть ребенка от наказания, но не отмахнуться от проблемы.
Егору 8 лет, он учится во втором классе. Он болтает на уроках, отвлекает других учеников нелепыми шутками, на него не раз уже жаловались родителям. Однажды после серьезной выходки учительница вызвала маму в школу, заявив, что необходимо обратить внимание на «лицедейство» сына. За семейным ужином папа стал расспрашивать маму, а та отмахнулась: «Надоела уже грымза старая! Не умеет к ребенку подход найти! Наш Егор талантливый, а все такие дети непослушные!» Егор сидел рядом с довольным лицом. В следующие несколько недель его поведение настолько ухудшилось, что после жалоб других родителей маму и папу Егора вызвали к директору…
ЧТО ПРОИСХОДИТ
Родители: «Учителя всегда недовольны учениками, особенно если они талантливы!»
Сын: «Я еще и не так могу! Завтра я покажу, на что способен!»
Некоторые родители уверены: воспитатели в саду и учителя в школе сами должны справляться со всеми негативными проявлениями у детей. «Что она жалуется? Она же педагог, так пусть сама находит подход к ребенку, пока он в школе. Нам и так забот с ним дома хватает!» Когда учитель в школе или воспитатель в саду рассказывает о плохом поведении ребенка, всегда ли он «жалуется»? Конечно, нет. Нужно отличать «жалобы» от информирования. Когда педагог информирует о проблемах в поведении, он придерживается делового тона, относится к ребенку с уважением и готов помочь родителям в преодолении трудностей. Такие беседы необходимы: из них мы узнаем, как ребенок ведет себя в обществе.
Есть категория родителей, которых такая инициатива педагога неизменно раздражает. Вместо того чтобы сосредоточиться на информации, они испытывают агрессию к педагогу. Мама начинает возмущенно обсуждать это с папой или с подругами, а ребенок находится рядом (кто ж пропустит такое?). Родители, возможно, хотят таким образом поддержать свое чадо, показать, что они «на его стороне». Но достигают обратного эффекта: закрепляется плохое поведение, а педагог теряет авторитет. Ребенок начинает смотреть на учителя «свысока», игнорировать его требования, вести себя еще более вызывающе. Конечно, ведь он чувствует поддержку родителей! Через отношения «воспитанник – педагог» ребенок познает многие социальные нормы. Не научившись этому в детстве, ему будет трудно потом. А кто свяжет постоянные переходы на новую работу, скандалы с руководством и цепь увольнений с позицией родителей «Марьванна – дура»? Характеризуя педагога при ребенке, можно оказать ему «медвежью услугу» на всю жизнь.
Конец ознакомительного фрагмента.