Вы здесь

Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научиться понимать своего ребенка. Глава 3. «Опять двойка»: как заставить ребенка хорошо учиться (О. И. Маховская, 2011)

Глава 3

«Опять двойка»: как заставить ребенка хорошо учиться

«Я не могу заставить его сделать уроки!..»; «Моя дочь учится из-под палки… Я перепробовала все способы воздействия»; «Мой сын тупой, природа отдохнула… Единственный способ заставить его учиться – это все время стоять над душой»; «Если она сейчас так учится, что будет дальше? Сейчас или никогда!».

Никогда родители так часто не жаловались на проблемы в обучении и на лень детей. Радикально поменялась среда обитания, и родители столкнулись с поколением своих детей – маленьких потребителей.

За это время произошло социальное и экономическое расслоение. Ревность к вещам, зависть к детям из «высшего общества» стимулируют рыночные отношения в школе. «А что мне за это будет?», «Надо дружить с Петей, у него папа банкир!», «Давай поменяемся: ты мне дашь списать домашнее задание, а я тебе подарю модный журнал!». В каком-то смысле торг в школе – реакция приспособления детей к атмосфере рыночных отношений в стране и в семье. Разводы, разделы имущества, взаимные упреки в низкой зарплате, тактики общения с друзьями и знакомыми из разных социальных кругов – все это дети видят, «фотографируют», «сканируют» и «копируют» с нас.

Еще одно радикальное изменение – они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют семью. Электронные игры – ролевые игры со сверстниками. Для новой генерации характерен высокий интеллект и недоразвитая (по традиционным понятиям) личность. Эффект «индиго» – одаренных и технологически продвинутых детей – это всего лишь эффект мальчика Кая из «Снежной королевы»: умного, но с льдинкой в сердце.

Мобильная связь послужила толчком для психологической созависимости детей и родителей. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребенку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребенка в себе. Особенно при негативном характере информации. В советское время мы узнавали только о победах и достижениях, сегодня – о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф.

Таким образом, среди устойчивых детских страхов появились страх бедности, страх терактов, страх потери родителей… Страх не выучить урок и получить двойку – не самый яркий! Получение знаний не гарантирует более важное для детей физическое и социальное выживание. Они выживают вместе с нами. Поколение «психопатов» советского монументализма и прожектерства вырастило поколение невротиков постперестроечной разрухи, а они уже растят юных потребителей, которым родители хотят додать то, что сами не получили в детстве. История повторяется через поколение; маятник в воспитании уходит из одной крайности в другую – от брошенных детей к невротической гиперопеке. Это влияет и на семейный контекст, и на мотивацию к обучению.

Ситуация 1

Не все дети учатся ровно и хорошо с первого класса. 7-летняя Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани – чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все – отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. И что? Нельзя учиться на «хорошо» и «отлично»? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… С тех пор Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в «хорошисты», но до сих пор помнит реакцию отца на «тройки» и свое чувство одиночества и отчаяния.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Дочка: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась. Моя жизнь кончена…»

Дурная практика приклеивания отрицательных ярлыков («троечник», «неудачник», «недотепа») снижает мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», есть «трудные дети» и «отличники». Эти ярлыки – показатель статуса ребенка в группе. Ярлыки становятся стереотипами, которые управляют поведением всех членов группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он – спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она – умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» – он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных личностей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.




Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки – это невидимые колпаки с надписями, которые дети очень долго носят на голове. Для кого-то это корона. Для кого-то – маска. Для кого-то клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?




Ситуация 2

«Способный, но ленивый!» – еще один ярлык в школе, который обычно носят подвижные мальчики. Таким был и Валера. Он прекрасно учился в первом и втором классах, но в третьем, после того как поменялась классный руководитель, которая к Валере относилась с особой симпатией, стал учиться хуже. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, отпускает шутки, не выполняет некоторые домашние задания, он отвечал однотонно: «Скучно… Не знаю, как-то вылетело!» «Раньше ты учился на одни «пятерки»!» – «А какая разница? «Четверки» – тоже хорошие отметки. Я хорошо учусь, мама!» К концу третьего класса у него появились «тройки». Нужно было срочно разобраться в ситуации. Школьный психолог нашла причину: нет стратегической мотивации к обучению. Валера не знает, зачем ему учиться и почему важно выполнять задания всякий раз. Четыре месяца работы в группе «вернули» Валеру в школу. Он снова стал блестяще учиться, но теперь уже осознанно!

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родители: «Ты способный, но ленивый! Жалко, что пропадает такой дар…»

Сын: «Они понимают, что я способный и обладаю даром. Этого достаточно, чтобы ничего не делать. Мне повезло!»

Психологи и педагоги призывают хвалить детей, чтобы поощрять к учебе. Но объектом оценивания и похвалы должен быть не сам ребенок, его характеристики, а действия и результаты усилий. Способности – это прекрасный стартовый капитал, но они могут остаться неиспользованным природным ресурсом, необработанным материалом, потенциалом, который так и остался нераскрытым. Ценностью обладают результаты наших усилий. Кому-то они даются легче, кому-то – трудней. Школьная программа построена на формировании все более усложняющихся навыков. Наша система образования – одна из наиболее систематических и фундаментальных. Если бы ваш ребенок учился в американской школе, он мог бы выбирать только интересные для него курсы и полагаться на способности, начиная каждый курс с нуля. Пропуски в нашей школе чреваты быстрым нарастанием пробелов. Выход в том, чтобы у детей выработать привычку заниматься, ориентироваться на достижение хорошего результата.

Иногда даже одаренные дети не знают, зачем им учиться, если жизненный успех измеряется не способностями, а материальными благами. Можно применить математическую метафору: «Способности – это 10 процентов от капитала (таланта), остальное – труд! Обладая способностями, ты гарантированно станешь бедняком. Работая не покладая рук, ты будешь стремительно обогащаться. Придет время, и все это увидят!»






Ситуация 3

Сашенька была единственным ребенком в семье, жила с мамой и бабушкой. Мама фактически была папой, часто уезжала на заработки, была добытчицей, а бабушка растила Сашеньку, водила в детский садик, поликлинику, на прогулки. Тихое семейное счастье закончилось, когда Сашенька пошла в школу: скромная девочка потерялась среди своих шумных одноклассников, постепенно стала отставать. И маму стали вызывать в школу, чтобы предложить дополнительные бесплатные занятия. Бабушка готова была готовить обеды, стирать, присматривать за внучкой, но она опасалась вмешиваться в школьные дела. Поскольку мама появлялась дома только на выходные, она пыталась штурмовать события, ругала Сашеньку, пугала ее тем, что она вырастет неграмотной, а иногда взывала к совести. Общение с дочкой стало похожим на дополнительную работу дома. Перепуганная Сашенька сидела и тупо смотрела на задание, не зная, с чего начать. Ей казалось, что любое ее телодвижение приведет к страшным последствиям. Учеба становилась все хуже. В третьем классе ее оставили на второй год, хотя классная руководительница была уверена: этому ребенку нужно было только немного помочь утвердиться, войти в группу, адаптироваться к темпу школы.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Я и так несчастна, а ты еще и плохо учишься! До каких пор ты будешь меня изводить?»

Дочка: «Я виновата в том, что у нас нет папы, нет денег и мама мучается…»

Чтобы оказать давление на ребенка и заставить учиться, мы иногда взываем к его совести и сочувствию.

Ребенок не должен использоваться как психотерапевт, отдушина, жилетка, чтобы поплакаться. Так у него сформируется огромный комплекс вины: он постоянно разрушает жизнь самого родного ему человека, мешает ему быть счастливым и радостным. Ваш ребенок будет нести гораздо больший груз, чем вы сами. И что, вы думаете, это придаст ему сил и уверенности? Или вы дорожите своей репутацией «вечной жертвы», заложницы неблагоприятных обстоятельств?




Если честно, обстоятельства всегда против нас. И дети всегда требуют внимания и сил. Если вам трудно держаться, подумайте, кто из родных и знакомых мог бы помочь? Как организовать среду так, чтобы это и вам, и ребенку придавало сил?

Конечно, ваш ближайший партнер – учитель. Не нужно стесняться беспокоить педагогов. Они будут рады сотрудничеству с вами, ведь и у них непростая задача: обучить целый класс детей с разным уровнем подготовки, способностями и мотивацией. Это раньше родители ходили только на собрания и по вызову, т. е. выступали адвокатами своих детей. А сегодня школа стремится к солидарности с родителями, признавая, что не может нести полную ответственность за детей.




Так почему же они не хотят учиться?

1. Они не понимают, зачем это нужно. Раньше зависимость между образованием и положением человека была очевидна. Образование требовало личных усилий в школе и семейных – дома. Потому что совмещать работу и учебу было нельзя. Учеба приравнивалась к труду. Общая атмосфера восторга перед новыми знаниями и возможностью из крестьян перейти в инженеры стимулировала и детей. Сегодня мы сами расхолаживаем их, говоря, что дело не в образовании, а в связях, не в усилиях, а в симпатиях, не в таланте ученика, а в деньгах родителя.

2. Прикрепить ребенку отрицательный ярлык – все равно что поставить крест на его «карьере». Если нет зависимости между усилиями и поощрениями, даже обезьянка в зоопарке не будет прыгать с ветки на ветку, а будет лениво висеть на хвосте.

3. Они не приучены совершать усилий, необходимых для учебы, потому что в «нормальной» семье у ребенка «должно быть все». Мы опекаем своих чад, даря игрушки, приставки, компьютеры. На самом деле, дети должны расти в условиях некоторого дефицита. И тогда они сами будут придумывать игры, из палочек, кубиков и пуговиц строить города, населенные необычными существами, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты. Новые технологии при всей их кажущейся сложности построены на простых манипуляциях образами. Так мы учим детей достигать результата без физических усилий и социальных навыков.

4. Они мало играли до школы в ролевые игры. Тем, кому повезло ходить в детский сад, не придется радикально менять обстановку, учиться в окружении других детей, контактировать с ними, учитывать их интересы. Для некоторых «домашних» детей школа – это стресс! Они предпочитают держаться подальше от активных детей, чувствуют тревогу, которая может нарастать во время ответов на уроках и, конечно, мешает им сосредоточиться на предмете.

5. Им бывает просто неинтересно! Есть дети, которым интересны сложные задачи, а с простыми они не справляются именно потому, что они не соответствуют их уровню способностей. Представьте, что тяжеловесу предлагают поднять ведро воды. Он чувствует, что его принимают за идиота. Может, это случай вашего ребенка? Попробуйте не упростить задание, а усложнить, чтобы и вы, и ребенок почувствовали границы своих возможностей. В любом случае, нужно заниматься дополнительно!

6. Мы так восхищаемся нашими детьми, их способностями и талантами, что иногда им уже ничего не нужно делать: счастье, что родился такой вундеркинд!


Почему же они все-таки учатся?

1. Ну, во-первых, учиться все-таки интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.

2. Они учатся, потому что так принято – ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры. В этой игре много участников, есть где развернуться!

3. Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, особенно девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который не стоит эксплуатировать.

4. Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа – это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!

Так как же заставить ребенка учиться? Взять ремень и выпороть, поставить в угол на колени на гречку или заставить эту гречку перебирать?

1. Вообще-то, в выражении «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения.

Психологическое давление – инструмент жестких людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда «младший» безоговорочно подчиняется «старшему». Горькая ирония в том, что в методах воспитания мы тоже впадаем в крайности – то нам жалко детей, и мы хотим им дать свободу, то обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться…

2. Самый верный путь стимулировать обучение – это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок…»; «Иди, попробуй сделать это сам! Правда, здорово?»; «О, как интересно… Беги ко мне!». Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!»; «А я и не знала, что ты можешь так рисовать…» (застегивать пуговицы, шнуровать ботиночки, складывать игрушки…). Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности «Я» ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.

3. Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, начинайте выяснять ситуацию с декларации чувств. Давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю…Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно…», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!».

4. Не скрывайте своего огорчения и ожиданий: «Я ожидал большего. Иногда на задание нужно тратить не час, а два…»; «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!»; «Давай посмотрим на это задание еще раз. Что было самым трудным?»; «Я уверен, что дальше будет интересней!».

5. Точно так же – открыто и внятно – нужно хвалить ребенка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте его на удачу! Иногда похвала – это аванс, а иногда – подсказка. Если вы умеете не переходить на личности, не приклеиваете людям ярлыки, то предметом похвалы станут действия ребенка. Хвалите то, что он делает, а не его самого. Это очень просто: «Мне нравится, как ты тут придумал…»; «Молодец, это интересное решение!»; «Хороший ход. Умно…»; «Покажи, как ты это сделал? Ну-ка, научи и меня!».

6. Неплохо измерить IQ ребенка или пройти другие тесты на развитие интеллекта, чтобы оценить ресурс и понять структуру его способностей. Это потешит ваше самолюбие. Но ориентировать нужно на постоянные и систематические усилия. Способности угасают, если их не тренировать. Это как инстинкты у животных, которые попали в зоопарк.

Еще одна причина низкой успеваемости – ложная мотивация. Мы напоминаем детям, что наше самочувствие и счастье зависит от их усилий, школьных успехов. Сделать взрослых счастливыми – это слишком сложная, ответственная и… размытая мотивировка. Ни один ребенок добровольно не взялся бы за решение такой грандиозной задачи, результаты которой трудно вообразить детям с только формирующимся абстрактным мышлением. Конечно, кто-то постарается угодить маме или папе. Но разве угодничество старшему – адекватная мотивация? Разве они живут и учатся для нас? Лучше сказать: «Я опасаюсь, что если сейчас не позаниматься, в дальнейшем будут еще большие проблемы», «Надо бы подтянуться!», «Давай обдумаем этот момент?».

РЕЗЮМЕ

Главное в обучении – это глубокая познавательная мотивация, интерес к новому, необычному, сложному. Успешно учатся и развиваются дети с хорошим ориентировочным поведением, уверенные и настойчивые. Важнее хвалить за старания и успехи, чем фиксироваться и ругать за ошибки. Родители и учителя должны действовать согласованно, но отвечать за успехи будет все же ребенок!