Вы здесь

Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научиться понимать своего ребенка. Глава 1. Детские истерики: «Хочу!» или «Не хочу, не буду!» (О. И. Маховская, 2011)

Глава 1

Детские истерики: «Хочу!» или «Не хочу, не буду!»

«Максим бросается на пол в магазине, кричит, бьется ногами и руками, пока я не куплю то, что он хочет»; «Если я не отпускаю дочку гулять, она плачет навзрыд так, что ее трудно успокоить»; «Такой период сложный наступил: все время «хочу» или «не хочу», меня и слушать не желает. Злится, орет на всю улицу, а я тащу его домой и думаю: «Ну погоди, вот вернемся – я тебе задам!»

Ребенок кричит и плачет до икоты, почти задыхается, падает на пол или бьется головой о стену, хватает вас за одежду или пытается ударить, упирается изо всех сил, не желая идти. Успокоить его трудно, и, кажется, тягостное представление никогда не закончится. Ладно бы никто не видел, а то чем больше людей, тем ярче вспышка! В такие минуты родитель чувствует, что терпит фиаско. И чаще всего… выдает ответную агрессию. Но, конечно, это не вы!

В основе истерики всегда лежит конфликт между «хочу» и «надо»: потребность («хочу»), которую в данный момент нельзя удовлетворить, потому что надо делать что-то другое. Чем младше ребенок, тем труднее дается ему ожидание: у него нет «потом», есть только «сейчас». Он расстроен, разозлен, чувствует себя беспомощным, и эти негативные эмоции прорываются истерикой, бурным протестом.

Стоит различать поводы и причины истерики. Поводом для нее может служить что угодно: «не такая» котлета на тарелке, «не то» платье, забытый дома совочек, не говоря уж о таких «весомых» поводах, как отказ что-то купить, попытка отвести, куда хочется, или увести оттуда, где нравится. Если ребенок готов устроить истерику, то и повод обязательно найдет – не один, так другой. Но причины – гораздо глубже. Отправной пункт в возникновении истерики – нереализованная потребность. Так почему они так себя ведут?

1) Истерика от усталости, голода, перевозбуждения. «Хочу»: спать, уйти домой, поесть, обнять маму. «Надо»: вставать, одеваться, стоять спокойно, пока мама разговаривает, делать что-то неинтересное, непонятное и утомительное. «Потерпи!». Легко сказать. А вы не вознегодуете, когда начальник предлагает задание на пару часов за 5 минут до конца рабочего дня?

2) Истерики в период сложных жизненных обстоятельств: развод родителей, переезд, рождение младшего ребенка, начало посещения детского сада или школы. «Хочу»: общаться с папой и бабушкой; играть у себя дома, а не в новой квартире или в детском саду; чтобы меня любили больше всех. «Надо»: жить на новом месте; слушать только маму; выполнять задания воспитательницы; ждать своей очереди в группе.

3) Истерика как средство привлечения внимания, манипуляции с целью получения желаемого. «Хочу»: чтобы родители поиграли со мной; купили мне что-то; позволили подольше поиграть. «Надо»: ждать, пока мама занята; согласиться с тем, что игрушку не купят; идти спать.

Накал истерик приходится на 2–3-летний возраст, когда ребенок уже достаточно хорошо осознает свои желания, стремится их реализовать, но при этом не обладает достаточной эмоциональной устойчивостью, чтобы спокойно принять отказ. С возрастом в тех же ситуациях он учится реагировать по-другому: протестно – тайным непослушанием, «тихими» слезами, «надутыми» губами или солидарно – через компромисс и сотрудничество со взрослым. Поэтому уже к 6–7 годам истерики становятся единичными, если только мы сами не «помогли» ребенку закрепить подобное поведение.

Ситуация 1

Даше 3,5 года, она пришла с мамой на прием к врачу. Как назло, перед кабинетом выстроилась очередь: перед 1 сентября всем понадобились справки о здоровье. Сначала Даша тихо сидела рядом с мамой. Затем начала бегать по коридору с другими детьми, но медсестра сделала замечание, и забава прекратилась. Даша начала ныть: «Хочу домой! Мама, пойдем отсюда!» Мама, и сама уже утомленная ожиданием, разозлилась: «Сиди и жди! Все видят, какая ты непослушная девочка!» Истерика случилась в кабинете у врача, когда та попыталась осмотреть Дашу. Выйдя из кабинета, покрасневшая мама сказала ревущей Даше: «За то, что ты себя так вела, дома получишь по попе!» Даша лишь закричала еще сильнее.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Ты не умеешь себя вести, все видят, какая ты непослушная!»

Дочка: «Почему ты меня не обнимешь и не защитишь? Я не хочу быть здесь, если меня тут не любят!»

Усталость, перевозбуждение, голод, жажда – наиболее частые причины истерик. В одной и той же ситуации ребенок сможет себя контролировать, находясь в отдохнувшем, сытом и спокойном состоянии, и устроит истерику, если устал и голоден. Типичные ситуации, в которых истерики возникают по этой причине: ожидание в поликлинике, аэропорту; длительная поездка в транспорте; поход в гости или, наоборот, прием гостей; участие во взрослых мероприятиях вместе с родителями; «прогулка» по торговому центру; длительное выполнение заданий; первые дни на море или в детском саду. Особенно трудно, если ситуации «наслаиваются» друг на друга: долго ехали в гости (уже усталость), там было шумно и много людей (перевозбуждение), затем долго возвращались обратно (сильная усталость). В состоянии перевозбуждения и усталости дети плохо едят и скорее уснут, чем начнут уплетать вкусности.




Конечно, многое зависит от индивидуальной эмоциональной устойчивости: кто-то, устав, просто заснет, а кто-то устроит истерику. Иногда все понятно: он долго ждал, выполнял трудные задания, перенес неприятный осмотр у врача. В этом случае родители готовы не сердиться на ребенка за «срыв» и приложить все усилия, чтобы ласково его успокоить. Но порой они пребывают в недоумении: эмоции были сплошь положительны (понравилось в гостях, было интересно ехать в метро, ждал поездки на море), а истерика все равно случилась! И, конечно, в ход идет тяжелая воспитательная «артиллерия» в виде упреков, угроз и увещеваний, которые лишь увеличивают внутреннее напряжение и продлевают истерику.




Ситуация 2

Саше 8 лет, он с семьей недавно переехал в другой район города. Требования в новой школе оказались выше, и мальчику пришлось гораздо больше времени проводить за уроками. Проблемы начались через месяц: Саша стал беспокойным, плохо засыпал, просыпался по ночам, иногда в слезах. Когда мама говорила: «А теперь – за уроки!», становился капризным: «Не хочу делать эти уроки, я устал!» Мама начинала убеждать его раздраженным голосом: «Опозоришься в новой школе сам и нас опозоришь!» Через 5–10 минут таких препирательств разражалась истерика: Саша запирался в своей комнате и плакал навзрыд. Успокоившись, садился за уроки, но мысли разбегались, и результат был невысок. Истерики случались почти каждый день, мама даже пробовала садиться за уроки вместе с ним, выполняла некоторые задания вместо сына, но ситуация существенно не улучшалась.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Ты должен больше заниматься, чтобы получать хорошие отметки!»

Сын: «Я не хочу делать то, за что меня ругают и наказывают!»

К сожалению, нашим детям вместе с родителями приходится переживать сложные периоды в жизни, когда «нервы на пределе». Это развод родителей, переезд, рождение младшего ребенка, начало посещения детского сада или школы, смерть близкого человека или даже домашнего любимца. Находится ли ваш ребенок в сложной жизненной ситуации? Если да, то истерики, паники, вспышки агрессии и приступы плача почти неизбежны. Они могут возникнуть и нарастать спустя 1–1,5 месяца после старта события, постепенно уменьшаясь к полугоду.

Истерики на фоне сложной жизненной ситуации – лишь одно из проявлений адаптации к новым обстоятельствам. Присмотритесь, и вы наверняка отметите, что ребенок стал более беспокоен и тревожен, что у него нарушился сон, глаза часто «на мокром месте», ухудшилось внимание и память. Ребенку важно «выплеснуть» эмоции, разрядить напряжение, получить поддержку и внимание родителей. Больше всего дети нуждаются в успокоении, рассказе о том, что происходит, заверениях, что «все будет хорошо».




В нашей истории Саше было очень не просто: новая квартира, новый круг общения, где он пока чужой, новые требования учителей. Ко всему этому ребенок 8 лет окончательно адаптируется около года, а вот после первого месяца резервы начинают истощаться. Мамина «помощь» (выполнение заданий за сына) не только не способствовала прекращению истерик, но и закрепляла их. Саша стал манипулировать мамой. Безусловно, в новой жизненной ситуации ребенку необходима помощь взрослого, ведь процесс адаптации продолжителен и развивается нелинейно. Если применять методы поддержки, позволяющие ребенку самому преодолеть трудности, то истерики прекратятся. А вот игнорировать истерики или наказывать за них ребенка опасно. Это может повлечь за собой перенапряжение нервной системы, болезни и даже депрессию.




Ситуация 3

Тиме 3,5 года, и он просто обожает разные машины. На улице может долго смотреть на работу крана или экскаватора. И дома у него – игрушечный автопарк. Однажды мама взяла его с собой на «прогулку» в торговый центр, пообещав зайти в детский магазин. Попав впервые в это игрушечное царство, Тима обомлел, ведь он никогда не видел столько ценностей сразу. А обнаружив полки с машинами, бросился к ним и стал хватать одну за другой. «Ты мне купишь? А эту купишь? А эту?» Мама согласилась на небольшую машину, которую Тима зажал в руке. Но в конце полки стоял самый настоящий кран – мечта Тимы. «Купи! Купи!» – разнеслось по магазину. Кран стоил дорого, и мама ответила: «Сейчас – нет, только на день рождения». Но Тима не позволял увести себя от крана, вцепившись в него. Мама попыталась разогнуть ему пальцы, и в этот момент Тима громко закричал и упал на пол, продолжая кричать: «Купи!» Мама была готова сгореть от стыда, чувствуя на себе взгляды других покупателей. «Ну, хорошо, хорошо, только успокойся!» – сказала она, забирая кран и идя к кассе. Тима быстро утер слезы и, еще всхлипывая, побежал за ней.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Перестань кричать! Мне стыдно. Я куплю тебе то, что ты хочешь!»

Сын: «Молодец, правильное решение! Это то, что мне нужно!»

Истерики-манипуляции не так уж и часты, как это принято считать. Первоначально истерики у ребенка – это либо результат усталости, либо сложной ситуации, в которой он живет. Неустойчивость эмоций в эти моменты готова «взорваться» истерикой, и для этого хорош любой повод. Первоначально малыш 2–3 лет не задумывается о выгоде такого поведения для управления родителями. Он действительно плачет от обиды и беспомощности. Но постепенно начинает понимать: я потребовал купить в палатке конфет, сильно заплакал, и мне купили. Я кричал, что хочу смотреть мультик, когда мама сказала идти спать, и мама разрешила еще немного посмотреть. Та-а-к, а если…




Ребенок привыкает пользоваться этой «кнопкой» для достижения желаемого. Истерики-манипуляции можно распознать по нескольким признакам: ребенок старается быть около вас («плачет на публику»); слезы ребенка высыхают подозрительно быстро после того, как он получает желаемое. Можно с уверенностью сказать, что родители сами закрепляют своим поведением истерики такого рода, идя на поводу у капризов ребенка, «лишь бы не плакал». И вот уже школьник требует поиграть подольше на компьютере, сделать за него уроки, а подросток – купить дорогую, «статусную» вещь.

Если истерики первых двух типов проходят по мере взросления ребенка и формирования его самоконтроля, то истерики-манипуляции могут остаться надолго, если на них неверно реагировали.




Кто несет ответственность за то, что истерика произошла? Ребенок или взрослый? Если говорить о возрасте 2–3 лет, то истерики во многом естественны. Они – следствие незрелых механизмов самоконтроля, проявление растущей самостоятельности. Но если речь идет о ребенке старше 4 лет, тем более о школьнике или подростке, то виной – неэффективное поведение родителей, провоцирующее возникновение истерики.

Что делать, чтобы ситуация «довели ребенка до истерики» не возникала у вас в семье?

1. Планируйте тщательнее. Если вы знаете, что ваш ребенок способен устроить истерику в состоянии усталости (голода, жажды, перевозбуждения), постарайтесь планировать время так, чтобы по возможности избежать этого. Например, делайте игровые перерывы во время выполнения уроков; возьмите в поликлинику книгу, чтобы не накапливалась усталость от ничегонеделания; максимально «облегчите» день, если ребенку предстоит посещение дня рождения. Постарайтесь, чтобы «стимуляторы истерики» не накладывались друг на друга. Например, не планируйте «прогулку» по торговому центру вместе с посещением кинотеатра и игровой зоны; всегда имейте с собой воду, хлебцы и фрукты для перекуса.

2. Отслеживайте начальные проявления. Перед «взрывом» истерики дети становятся возбужденными: совершают быстрые хаотичные движения, начинают капризничать. На этом этапе можно предотвратить сцену, если с пониманием отнестись к состоянию ребенка. Не ругайте ребенка в этот момент и не «читайте нотаций» – это лишь послужит катализатором для истерики!

3. Подумайте о потребности. В основе истерики всегда лежит нереализованная потребность. Какова она в данный момент? Уставшего, перевозбужденного ребенка нужно по возможности взять на руки, немного покачать, более старшего – обнять, погладить по голове. Если возбуждение сильно, можно сделать легкий массаж пальцев, например используя стишки для пальчиковой гимнастики. Можно поиграть с дыханием: «Давай представим, что ты воздушный шарик, а я тебя надуваю… Не успела завязать, весь воздух вышел! А теперь ты меня надувай!» Ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации, нужно поддерживать, говоря, что вы верите в его силы, что он молодец и справится. С ребенком, желающим обладать каким-то предметом или правом, нужно разговаривать позитивно, с шутками – тот, кто улыбается, вряд ли устроит истерику.

4. Научите ребенка выражать эмоции по-другому. Малыша нужно учить вести себя правильно, т. е. давать позитивный стереотип поведения. «Я устал», «Я очень рассержен», «Я обижен», «Я голоден»… Когда эти фразы закрепятся в речи ребенка, истерик станет меньше. Важен пример: в тех семьях, где родители выражают чувства словами, дети быстро перенимают эту полезную привычку. Рассерженному ребенку можно предложить выразить эмоции, смяв или разорвав бумагу, потопав ногами (можно под музыку), проскандировав «кричалки»: «Я сегодня страшно зол, постучу ногами в пол!» Хвалите ребенка за маленькие успехи: «Ты злился, но не стал ломать игрушки, молодец!»

Но что же делать, если истерика все же произошла? Как реагировать так, чтобы не нанести урон отношениям и чтобы такие сцены повторялись реже?

1. Сохраняйте спокойствие и уверенность. Проявите последовательность и доброжелательную настойчивость: если уж вы сказали «нет», то пусть это будет «нет». Без этого с истериками справиться невозможно. Важно, чтобы ребенок понимал: вы обдумываете свои слова перед тем, как их сказать, и никакие крики и валяние по полу их не изменят. Постарайтесь не злиться и не кричать – так вы только усиливаете возбуждение. Сохраняя спокойствие и уверенность, оставаясь доброжелательными, вы покажете ребенку: его поведение вас не пугает и с вами нельзя «договориться» такими методами.

2. Переместитесь в спокойное место, если истерика случилась на улице. Если находитесь в общественном месте, постарайтесь переместиться туда, где будет меньше людей. Если истерика случилась в магазине, возьмите ребенка за руку или даже на руки и покиньте магазин. Чем меньше внешняя стимуляция (люди, игрушки, шум, яркие вывески), тем ребенок быстрее успокоится.

3. Не бросайте ребенка одного, если истерика случилась дома. Помните: чаще всего истерики происходят от усталости и перевозбуждения, и ребенку необходима помощь, чтобы справиться с потоком неконтролируемых эмоций. Малыша возьмите на руки, покачивайте и поглаживайте его, разговаривая шепотом. Ребенка постарше можно обнять или взять за руку. Пусть ваше лицо выражает понимание и сочувствие. Если вы будете настроены на понимание, то сами не «заведетесь». Если нужно совладать с собой, выйдите на несколько минут со словами: «Я сейчас вернусь!» – оставляя дверь в комнату открытой. Лучше, если ребенок не будет воспринимать уход взрослого как наказание.

4. Проговаривайте чувства. Во время истерики расположитесь так, чтобы находиться на одном уровне с ребенком и проговаривайте чувства, которые, по вашему мнению, он испытывает в данный момент: «Ты рассержен, потому что нам нужно уходить домой. Ты сможешь успокоиться. Ты уже успокаиваешься. Дома мы с тобой поиграем».

5. Не наказывайте за истерику. Возможно, вы удивитесь: такое отвратительное поведение – и не наказывать? Но истерика – это крайнее выражение эмоций, а за выражение эмоций наказывать нельзя, если вы хотите, чтобы ребенок оставался «живым», искренним. Хорошо, когда человек позволяет себе проживать эмоцию и постепенно учится контролировать ее выражение, чтобы оно не было разрушительным. Поэтому, когда ребенок успокоится, поговорите с ним о том, что истерики недопустимы, и в следующий раз он может выразить свои эмоции более мирным способом. Также он должен устранить последствия истерики (например, разбросанные вещи).

РЕЗЮМЕ

Итак, истерики происходят, когда одна из важных потребностей ребенка не удовлетворена. Понимание этой потребности позволит вам снизить напряжение и свести истерику на нет. Не угождайте ребенку, а помогите ему понять свои эмоции. Сохраняйте спокойствие и будьте последовательны – не меняйте свои решения со скоростью игрального автомата. Обязательно поговорите с ребенком о том, что произошло, после того как он успокоится. Учите его выражать эмоции приемлемым способом. Не читайте морали, а лучше изобразите все в лицах, немного преувеличив реакции и приукрасив ситуацию. Чтобы было смешно! После того как истерика разбросала вас по разные линии фронта, юмор объединит и настроит на оптимистичный лад!