Вступление
Откуда вообще берется недовольство?
Подчиненный винит начальство за перекладывание его ответственности на чужие плечи. Руководитель критикует сотрудника за непродуманные требования. Женщина обвиняет невестку в надменности и упрекает другого родственника в скупости. Недовольство выражается по поводу агентов по продажам, банковских служащих, учителей, специалистов всех категорий, друзей и соседей, каждый из которых обязательно в чем-то виноват…
«Как она могла отказать мне после того, что я столько сделала для нее?»
«Мы все внесли свой вклад в это; почему же она – нет?»
«Я оставила два сообщения… но он так и не перезвонил».
«Собралась вся семья; а где были они?»
«Почему повысили его, а не меня?»
«Почему пригласили их, а не нас?»
«Он знал, что тот человек – мой клиент!»
«Ты только посмотри: они уехали, не попрощавшись!»
«Почему она сказала это?»
«И где же их „спасибо“?»
«Чего они так долго возятся?»
«Она пролезла в очередь… впереди меня… и заняла мою парковку…»
И так далее, и так далее… И мы захлебываемся в море критицизма и осуждения…
Жить рядом с другими людьми весьма проблематично: то они, то мы – нечутки, наступаем друг другу на больные мозоли, виновны в несправедливости. Однако, несмотря на все камни преткновения, жизнь в обществе дает нам огромные преимущества. Присутствие рядом наших «спутников» приносит нам материальную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную пользу. В дополнение существует еще один, очень важный плюс: именно эта взаимосвязь является той самой сценой, на которой проверяется, насколько хорош спектакль, где главный герой – мы сами.
Как евреям, нам дано множество подсказок для успешного взаимодействия с другими людьми и преодоления сложностей общения. Заповеди были даны нам с целью создания, поддержания и укрепления мира во всем мире. Более того, мы знаем, что и Тора была дана ради мира, как сказано о ней «пути ее – пути приятные, и все стези ее – мир». Поэтому большая часть жизни еврея сосредоточена на том, чтобы быть человеком мира. Но почему тогда многие из нас преисполнены обвинений и поисков чужих ошибок, постоянных непониманий, разногласий и вражды? Наше удивление справедливо. И что делать с такой реальностью?
Если нам были даны правила для гармоничной жизни, почему мы не пользуемся ими? Может быть, необходимо принять богатство, предлагаемое Торой, заповеди которой «слаще меда и капель сот», и исполнение коих обязательно принесет мир в наши жизни – и на личном уровне и на уровне взаимоотношений с другими?
Цель данной книги – обратить ваше внимание на одну из них – заповедь о благосклонном суждении.