Вы здесь

Другая победа. Если бы победил Гитлер. Чарлз Мессенджер. Битва за Англию: Триумф Люфтваффе ( Коллектив авторов, 2015)

Чарлз Мессенджер

Битва за Англию: Триумф Люфтваффе

Восемнадцатого июня 1940 года, выступая в Палате общин, премьер-министр Уинстон Черчилль сказал: «Битва за Францию закончилась. Я полагаю, что теперь должна начаться битва за Англию». В это время Франция вела переговоры о перемирии с Германией, и четырьмя днями позже это перемирие будет подписано. Теперь войну с Гитлером вел только остров, лежащий у берегов континентальной Европы. Мало кто из сторонних наблюдателей считал, что Великобритания сможет устоять в этой борьбе, что она не будет вынуждена заключить в той или иной форме мир с нацистской Германией.

Пока продолжалась «Нелепая война», немцы уже признали, что нужно учитывать возможность такого развития событий, при котором они могут быть вынуждены направить свои войска на Британские острова. Гросс-адмирал Редер приказал Верховному командованию ВМС (ОКМ) рассмотреть эту проблему в течение осени 1939 года. В начале января 1940 года предложения моряков были представлены на рассмотрение Гитлеру, и он приказал Верховному командованию вермахта (ОКВ) взять на себя руководство разработкой плана взаимодействия армии, авиации и флота на случай неизбежного вторжения в Британию. Этому плану было присвоено кодовое наименование «Морской лев». Разработчики плана понимали, что, для того чтобы высадка десанта прошла успешно, нужно обеспечить выполнение двух предпосылок. Во-первых, нельзя позволить военно-морским силам Великобритании, чтобы они препятствовали переброске сил вторжения через Ла-Манш. Во-вторых, самолеты люфтваффе должны установить свое господство в небе над Южной Англией.

Редер понимал, что его надводный флот не имеет сил, достаточных для того, чтобы встретиться в открытом бою с Хоум Флитом военно-морских сил Великобритании. Поэтому он пришел к выводу, что лучшим средством, благодаря которому пролив окажется недоступным для боевых кораблей англичан, является постоянное присутствие немецкой авиации в небе над проливом. Это, как признал Геринг, было вполне осуществимо, в особенности с тех пор, как немецкие армии оккупировали Францию и Нидерланды.

К концу января 1940 года Гитлер в принципе одобрил план, разработанный ОКВ для вторжения в Великобританию. Именно это обстоятельство в значительной степени повлияло на его решение внести поправки в план «Желтая папка» и, таким образом, учесть предложения, выдвинутые генералами Гердом фон Рунштедтом и Эрихом фон Манштейном. С этого времени все внимание высшего военного командования немецких войск было поглощено военной операцией в Норвегии и реализацией плана «Желтая папка». После падения Франции Гитлер надеялся, что Великобритания будет сразу же искать подходящие условия для заключения перемирия. Однако полная драчливого задора речь Черчилля, произнесенная им 18 июня, опрокинула его надежды. К этому времени ОКВ уже проинформировало Гитлера, что подготовка сил и средств для форсирования пролива Ла-Манш и вторжения на британские острова, включая обеспечение средствами для доставки десанта, потребует шесть недель. Гитлеру совсем не хотелось предоставлять Великобритании возможность оправиться после поражения, которое она потерпела во Франции, и в его намерения не входило ждать до конца июля, прежде чем приступить к активным боевым действиям. Воздушные налеты на Варшаву, проведенные в сентябре 1939 года, и более поздние налеты на Роттердам произвели на него сильное впечатление. Он не сомневался, что эти воздушные операции приблизили падение Польши и капитуляцию Голландии. Аналогичным образом, заявление французов о том, что Париж имеет статус открытого города, и последующее триумфальное вступление немецких войск во французскую столицу оказалось последним гвоздем, вбитым в крышку гроба Франции. Гитлер был уверен, что, если угроза воздушного нападения будет существовать и для Лондона, народ Великобритании запросит мира, что сделает ненужной высадку десанта с боем и позволит избежать лишних потерь. Но сперва надо сделать так, чтобы англичане перестали чувствовать себя неуязвимыми. Нужно уничтожить все средства противовоздушной обороны, которыми они располагают, а также добиться того, чтобы до них дошло, что она совершенно беспомощна – их традиционная защита и спасение в лице Королевского военно-морского флота Великобритании. Своими мыслями по этому поводу Гитлер поделился с Германом Герингом. Рейхсмаршал был полон энтузиазма. Впервые в истории военно-воздушные силы добьются победы сами, не привлекая к участию два традиционных рода войск.

Немцам было хорошо известно, что так называемое «Дюнкеркское чудо» позволило спасти значительную часть контингента Британских экспедиционных сил (БЭС). Однако они также знали, что БЭС были вынуждены оставить во Франции большую часть своего тяжелого вооружения. В результате атак немецкой авиации военно-морские силы Великобритании потеряли у берегов Франции значительное количество эсминцев. Основные корабли Хоум Флита оставались на своей базе военного времени в Скапа-Флоу, Оркнейские острова. Для того чтобы дойти до Ла-Манша, им потребуется 24 часа хода. Военно-воздушные силы Великобритании тоже понесли тяжелые потери во время боев во Франции. Положение усугублялось тем, что, помимо потерь, понесенных авиацией БЭС и штурмовой авиацией метрополии, начальник Истребительного командования главный маршал авиации сэр Хью Даудинг оказался не способен противостоять требованиям Черчилля оказать поддержку французской армии, направив во Францию еще несколько эскадрилий истребителей. Пятнадцатого мая сэр Даудинг пожаловался кабинету министров военного времени по поводу нецелесообразного распыления его драгоценных отрядов истребителей, но мало кто прислушался к его жалобам. Единственное, что было разрешено Черчиллем, это предназначить для направления во Францию только истребители «Харрикейн». Благодаря этому Даудинг получил возможность оставить при себе «Спитфайры», сохранив хотя бы треть воздушных сил, необходимых для обеспечения противовоздушной обороны Британии. Поэтому те десять эскадрилий, на которых настаивал французский премьер-министр Поль Рейно, были направлены во Францию. Последующие воздушные бои в небе Франции, а также бои над побережьем Дюнкерка, где принимали участие и те самолеты Даудинга, которые базировались в Англии, привели к потере почти 500 машин и примерно 290 летчиков.

Герингу было известно о потерях, понесенных военно-воздушными силами Великобритании, но ведь и люфтваффе тоже не обошлись без потерь во время недавней кампании. И в самом деле, 2-й и 3-й воздушные флоты потеряли более четверти своего состава. Около 3 тысяч их летчиков погибло и еще полторы тысячи ранено. После шести недель непрерывных боев уцелевшие экипажи нуждались в отдыхе, а большинство из аэродромов, захваченных немцами, требовало ремонта. Кроме того, для обеспечения эффективного управления воздушными операциями, направленными против Великобритании, требовалось переключить на 180 градусов всю систему связи люфтваффе. Чтобы дать время на реорганизацию и отдых личного состава, Геринг 20 июня отдал предварительный приказ, согласно которому 2-му и 3-му воздушным флотам, а также находящемуся в Скандинавии 5-му воздушному флоту предписывалось быть готовыми к проведению полномасштабных воздушных боевых операций против Великобритании начиная с 1 июля. До того времени надлежало многократно совершать разведывательные полеты над Англией с целью аэрофотосъемки и получения последних данных об аэродромах британских военно-воздушных сил. Многие из таких полетов выполнялись на самолетах Ju.86P. Оснащенный двумя двигателями «Юмо 207» с турбонаддувом и герметизированной кабиной пилота, этот самолет мог летать на высотах, значительно больших, чем 12 тысяч метров, и ни один истребитель британских военно-воздушных сил не мог перехватить его. Однако фотоснимки, которые можно было делать, летая на такой высоте, не обладали разрешающей способностью, необходимой, чтобы распознать тип самолета, стоящего на земле. В силу этого обстоятельства пришлось вести аэроразведку с меньшей высоты, используя для этой цели самолеты такого типа, как Do.215B. Эти машины доставляли фотоснимки такого качества, которое позволяло установить, на каких аэродромах базируется истребительная авиация, однако многие из самолетов данного класса были встречены истребителями и сбиты. Разработчики плана операции из команды Геринга утвердились в своем мнении, что цепь радиолокационных станций вдоль восточного и южного побережья Англии играет решающую роль в системе противовоздушной обороны Великобритании. Они не сомневались, что, если бы не радары, британские военно-воздушные силы, наверное, не смогли бы своевременно вводить в бой свои истребители.

Планы Германии

Окончательно работа над планом люфтваффе была завершена 29 июня. В соответствии с хорошо зарекомендовавшей себя тактикой военных действий предыдущих блицкригов основной задачей было уничтожить еще на земле как можно больше самолетов истребительной авиации британских военно-воздушных сил. Одновременно с этим подлежала уничтожению внутренняя сеть радиолокационных станций. Последняя задача поручалась эскадрам штурмовиков «Штук» и Erprobungsgruppe 210 – группе экспериментальных истребителей-бомбардировщиков Me. 110 с повышенной точностью бомбометания. Командовал этой группой капитан Вальтер Рюбенсдорфер, ветеран легиона «Кондор». Вместе с группой самолетов Ме.110 и как составная ее часть на боевые задания будут вылетать и самолеты Bf-109; вместе с тем для обеспечения прикрытия «Штук» предусматривалось выделение дополнительных машин этого типа. Вместе с ударом по радиолокационным станциям бомбардировочные эскадры 2-го и 3-го воздушных флотов подвергнут бомбовому удару аэродромы истребителей, расположенные к югу от Темзы. Несколько авиагрупп нанесут удары по произвольным целям в виде судов, плавающих в проливе. Это будет сделано для того, чтобы поднять со своих аэродромов истребители британских ВВС. 5-й воздушных флот Ганса-Юргена Штрумпфа не будет принимать участия в начальном этапе воздушного наступления, он вступит в бой позже, чтобы окончательно расстроить действия британской системы ПВО. Как только люфтваффе завоюют господство в воздухе, Гитлер предъявит Черчиллю ультиматум: либо немедленное заключение перемирия, либо сокрушительный воздушный удар по Лондону. Если ответ окажется отрицательным, то в бой будут брошены все имеющиеся силы люфтваффе.

К концу июня два воздушных флота, на которых лежала основная тяжесть покорения Великобритании, были практически готовы начать операцию. Еще нуждались в ремонте некоторые из недавно захваченных аэродромов, но они были пригодны для эксплуатации, если проявить немного изобретательности. Гораздо более серьезную проблему представляло обслуживание самолетов. В результате высокого темпа недавних кампаний в первую очередь страдали текущий ремонт и техническое обслуживание самолетов, а было необходимо, чтобы к началу боевых действий против Великобритании была достигнута полная боевая готовность максимально возможного числа боевых машин. Оказалось, что 1 июля – это срок, продиктованный гораздо больше амбициями, а не реальным положением дел, и Геринг, справившись у Гитлера, согласился на 48 часов отсрочки.

Объединенные силы 2-го и 3-го флотов, назначенных для участия в операции, которой Геринг дал кодовое наименование «Орлиный удар» (Adlerangriff), составляли примерно 650 самолетов Bf.109, 250 самолетов Ме.110, 275 – Ju.87, а также 920 бомбардировщиков. Пятый воздушный флот был меньше по размерам, у него было 39 самолетов Bf.109, дальность полета которых не позволяла достичь британских островов, 20 – Me. 110 и 100 бомбардировщиков. По данным разведки люфтваффе, военно-воздушные силы Великобритании располагали примерно 650 истребителями и 750 бомбардировщиками, но исход боя в пользу германского оружия должен был решить гораздо больший боевой опыт экипажей немецких самолетов. Кроме того, аналитики в люфтваффе считали, что система командования и управления в британской авиации является до предела закостеневшей. По их мнению, уже первый удар разрушит противовоздушную оборону англичан до такой степени, которая позволит немцам быстро завоевать господство в воздухе.

Трудный выбор Даудинга

На самом деле люфтваффе переоценивало силы британской истребительной авиации. Потери в недавних воздушных боях в небе над континентом привели к тому, что Даудинг был способен сформировать только 19 эскадрилий, вооруженных самолетами «Харрикейн», и столько же эскадрилий со «Спитфайрами». Из них создавалась оперативная группа, насчитывавшая 240 «Харрикейнов» и 235 «Спитфайров», гораздо меньше, чем по оценке люфтваффе. Действительно, выпуск истребителей возрастал, только за один июнь 1940 года с конвейеров сошло более 300 «Харрикейнов» и почти 100 «Спитфайров». Однако Даудинг испытывал серьезную нехватку подготовленных летчиков-истребителей. Действовавшая система подготовки летных кадров выпускала каждые две недели только 39 пилотов. Конечно, Даудинг организовал еще три соответствующих школы по подготовке летчиков-истребителей, и это позволило втрое увеличить выпуск летчиков данной специальности, но должно будет пройти еще несколько недель, прежде чем они смогут прибыть в боевые части. А до того времени им придется надеяться только на свои силы.

Конец ознакомительного фрагмента.