Глава 2
Социализация. Установление связей «хозяин – собака», «семья – собака» и «окружающий мир – собака» в процессе выращивания и ухода[5]
Зту главу необходимо прочесть именно перед тем, как приступать к дрессировке и воспитанию собаки, потому что вам тогда станут ясны основополагающие мотивы, лежащие в основе сложного поведенческого феномена собаки как существа, «вписанного» в окружающий мир, в том числе – мир вашей семьи. Эти разработки привлекли внимание всех, кто сколь-нибудь серьезно занимается воспитанием собак, и благодаря им удается достигать лучшего понимания и эффективности в общении и работе с собакой.
Собака – животное общественное, поэтому для нормального функционирования как организма и индивида она нуждается в социализации, то есть, «встраивании» в окружающую населенную среду. Социализация – это многоступенчатый процесс, который формирует личность социального животного и устанавливает связи с его окружением, куда входят как представители его вида, так и другие живые существа, среда обитания и др. Каждый этап социализации четко очерчен во времени и ограничен критическими сроками, когда врожденные программы поведения запускаются, а затем – достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые, в свою очередь, систематическими тренировками доводятся до совершенства. Процесс социализации проходит на всех поведенческих уровнях, где включаются как новые потребности, так и врожденные компоненты мотиваций.
Животное улавливает и усваивает основные закономерности и причинно-следственные связи всего происходящего в окружающем мире. Понимание этих связей и закономерностей необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки как социального животного оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным.
Различные исследователи рассматривали разные этапы социализации, исследуя поведение волков и собак в естественных условиях природной среды, а также – в питомниках и дрессировочных центрах. Удалось четко установить наличие таких критических периодов у собак, четко указав рамки, когда завершается один период и начинается другой. Аналогичные исследования проводились на волках и на собаках и привели ученых к выводу, что невозможно четко указать границы периодов, очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Эволюция пород, особенно в нашем столетии, резко усиливается, и вполне вероятно, что именно благодаря этому и под влиянием сложной среды одна из основ поведения – социализация, находится в очень подвижном состоянии.
Итак, хотя стадии, или периоды социализации, с полным правом называются критическими, жестко определить их рамки для домашней собаки как вида в целом не всегда удается. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза. Поэтому далее будут приводиться сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.
Первый период социализации
Он начинается после 2 недель от роду, продолжается примерно до 8 недель. Следует отметить, что в это период самым важным событием в жизни такого социального животного, как собака, является импринтинг[6]. Во время этого процесса запечатлевается образ своего вида и (это особенность именно собаки и некоторых других домашних животных) образ человека как хозяина и партнера. В ходе импринтинга щенок усваивает факт своей принадлежности к определенному виду животных. Он запоминает, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, потому что именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано (до месяца после рождения) отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При дальнейших контактах с собаками они общаются с ними неохотно, стараются ограничить эти контакты и явно не отождествляют себя с этими животными.
Запечатление образа матери, установление первых, самых сильных и важных эмоционально-психических связей с тем, кто кормит, ухаживает и согревает, усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, которые все дальше расходятся в процессе искусственной внутривидовой эволюции. Процесс такого психологического отчуждения служит барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители других пород зачастую просто не воспринимают как собак.
Следует отметить, что импринтинг у собак в отличие от птиц, на примере которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Новорожденному утенку достаточно увидеть первый в его жизни движущийся предмет один раз – и он инстинктивно начинает следовать за ним по пятам, считая своей матерью. У собак этот процесс гораздо более гибкий и неоднозначный. Есть данные, что человек – не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых скотоводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.
В процессе наблюдения за щенками становится ясно, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом восприятие щенка максимально раскрыто для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное развитие двух сложных поведенческих комплексов: игрового и исследовательского, неразрывно связанного с ним. Количество контактов, в которые стремится вступать щенок, весьма велико. Его неокрепшая нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает. Короткий сон – и малыш снова готов к увлекательному познанию и взаимодействию с окружающим миром, «отключка» сменяется очередным бурным приступом активности.
Формирование такого фундаментального понятия как «МЫ» зависит как от внутренней готовности к этому процессу организма, так и от внешних факторов. Например, в случаях с собаками-«бомжами», обитающими в мегаполисах, а также с волкодавами, живущими в местах традиционного использования, может произойти запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать, как правило, подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Конечно, такую собаку можно будет приручить при помощи лакомства и ласкового обращения, но доверять она будет лишь конкретным людям и то далеко не во всем.
Второй период социализации
Установлено, что он может смыкаться или перекрываться первым периодом. Это время приходится на возраст примерно от 1,5 до 5 месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности, в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Это выражается, в частности, в том, что резко возрастают его активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Возрастает исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле слова стремится познать себя. Игровое поведение делается едва ли не преобладающим, оно приобретает все более сложные и разнообразные формы. Игры приобретают характер состязаний, частенько переходят в борьбу и даже драки, по итогам которых распределяются места в щенячьей иерархии.
В этом периоде перед хозяином встает наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным: ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для подростка-щенка еще не существует понятия «чужие», потому что взрослые собаки с нормально сформированным поведением никогда не обидят щенка в этом возрасте. Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.
Это обусловлено природным механизмом сбережения вида, потому что такое поведение, демонстрирующее социальную открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей обеспечивают совершенно новый уровень приспособленности вида. Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Несомненно, благодаря этому может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня близкородственного скрещивания, в норме присущего псовым. Склонность некоторых взрослых сук к убийству подсосных щенков (примерно до месячного возраста) отнюдь не противоречит этому. Умерщвление маленьких щенков в данном контексте не просто отклонение, а вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его. Если сука загрызла детенышей – потомства у нее не будет и «ген матери-убийцы» дальше не пойдет.
Прием в стаю чужих детенышей может быть весьма полезен в тех ситуациях, если в составе большой стаи более эффективно обеспечивается добыча пищи, защита территории. Возможность для щенка «поменять родную стаю» на чужую оказывается реальным шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант (вожак) плохо заботится о низкоранговых особях, щенка обижают и третируют, и это грозит ему не просто плохим положением, а гибелью.
Третий период социализации
Он наступает в возрасте 6-10 месяцев и непосредственно связан с интенсивным половым созреванием. Именно сейчас, когда период щенячества заканчивается и начинается взрослая жизнь, собака встраивается в структуру стаи. Новый статус резко осложняет для нее смену социальных партнеров и мирного перехода в чужую стаю. В этом периоде посторонние особи уже проявляют агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых требуются особые условия. Смысл третьего периода заключается в том, что собака, разделяя мир по признаку «свои» и «чужие», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляет «ОНИ». Этот этап социализации для собаки является завершающим.
Если собака воспринимает человека как представителя своего вида, то людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих напрямую зависит от породы. Например, у сторожевых, охранных и подобных им собак искусственный отбор велся на агрессивное отношение к чужим.
Поэтому у многих охранных и сторожевых пород появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У пород такого типа третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых, пусть даже очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.
Третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород (особенно ярко видно это на примере гончих) протекает весьма специфично. Это связано с тем, что с наступлением полового созревания, со взрослением не связано замыкание стаи, закрытия ее границ на больших псарнях вообще не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. А отношение к человеку было «нормативно-дружественным» так сказать, «по умолчанию». Более того, шла очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку: в качестве «своего» воспринимается охотник с вполне определенной амуницией, деталью каковой является, например, ружье. Собака, побывавшая на полевой охоте, полностью доверяет любому человеку с ружьем.
У представителей же других пород, при отборе которых делался упор на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак наблюдается отчетливо выраженная реакция избегания чужих. У многих собак-компаньонов третий период так полностью и не завершается, такие собаки так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним. (Помните поговорку – «маленькая собачка – всю жизнь щенок»?)
В ходе третьего этапа молодая собака приучается дифференцированно распознавать уровень опасности, исходящей от других собак. Например, собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая. В своей стае положение не столь однозначное: часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют. Собака перестает быть личностью сама по себе. Она приобретает индивидуальные, ни на кого не похожие черты в глазах прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении приметы, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое индивидуальное положение в стае, причем, в соответствующей полу подсистеме.
Именно на третьем этапе социализации собака включается в систему иерархии взрослых особей, приобретая при этом четко определенный социальный статус. В этот же период происходит активное выстраивание межличностных связей, и с одногодками, и с другими, взрослыми собаками. Прежняя, щенячья, система отношений уходит в историю. Конечно, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эта «детская дружба» перестает быть актуальной в новой «взрослой» жизни и роли в дальнейшем, как правило, не играет.
Заключение лояльного союза. Именно в этом возрасте оно становится возможным. Когда окружающие добры и терпимы к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку осознать, насколько по-разному к нему относятся прочие живые существа, и понять, что одни могут помочь избежать неприятностей, которые доставляют другие, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз. Лояльный союз всегда приятен и взаимовыгоден. Как бы сильно щенку ни хотелось попасть под опеку доминанта (вожака), этого не произойдет до тех пор, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Часто эти отношения восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»-изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.
Молодые собаки, едва вступившие на порог зрелости, могут добиться в собачьей иерархии только положения «пограничников» и «аутсайдеров». Кстати, бегство щенка из стаи на втором периоде социализации вовсе не является изгнанием. Стая не отказывалась от него, не стремилась избавиться, этот щенок был лишь одним из массы, уход именно его для стаи был незаметен. Истинные изгнанники появляются лишь тогда, когда стая начинает видеть в них индивидуальность, когда их личные качества чем-то раздражают сообщество. Здесь процесс взаимный: не только собака избегает общаться с членами стаи, но и те активно отгоняют ее прочь от себя.
Например, если молодой кобель попытается покрыть одну из самок гарема вожака (доминанта), ему грозит самое суровое наказание: изгнание из стаи. А в условиях дикой природы это означает, что он обречен на скитания и поиски своего места под солнцем, на выживание в индивидуальном порядке. Причем, без права даже заходить на территорию охотничьих угодий стаи: за это следует немедленная и жестокая выволочка. В дикой природе для общественного животного это может означать верную гибель, особенно в суровых климатических условиях.
Выделить четкие границы между критическими периодами оказалось невозможным еще и потому что сами периоды накладываются друг на друга. Еще не оканчивается критический период для понятия «МЫ», как активный щенок уже начинает познавать мир как индивидуальность, завязывает первичные личностные связи, формирует отношения. Подобным же образом отчуждение, состояние непринадлежности к общности «МЫ» возникает в некоторых породных группах и у «особо одаренных» интеллектом собак уже во втором периоде социализации. С другой стороны, наблюдается феномен, немыслимый для дикого животного: незавершение третьего этапа, инфантильность, продленная на всю оставшуюся жизнь.
Социальная депривация
Так называется лишение или резкое ограничение социальных контактов, невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга (запечатления). Происходит в условиях противоестественной изоляции щенка (ранний отбор из помета, невозможность общаться с сородичами, ограниченная среда обитания, скудное, неподходящее по составу питание, «сенсорный голод» и др.). К аналогичным факторам относится содержание в тесной квартире, частое оставление щенка в одиночестве, непродолжительные прогулки, отсутствие игр и тренировок.
В природных условиях, живя в стае, щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными. При проявлении заботы со стороны человека, то есть – активном вмешательстве в естественный расклад вещей, подобное происходит достаточно часто. В этой главе описывалась социальная депривация, когда речь шла о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии контактов с другими собаками, приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов.
Как правило, социальной депривации именно в течение второго периода социализации подвергаются собаки, которых выращивают в городах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Пока проводится курс вакцинаций, щенка держат на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате, первый выход на прогулку может произойти в 4, а то и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками. Описанное положение усугубляется тем, что в течение всего карантина он испытывал потребность в информации о себе подобных (а такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности) – и не получал ее. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт.
Когда по окончании карантина щенок попадает на улицу, оказывается, что он очень неуверен в себе, всего боится, избегает игр с другими собаками, общение с которыми для него неприятно и нежеланно. Жизненный опыт собаки-«затворника», полученный на данный момент, сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей, в то время как именно во втором периоде социализации щенку полагается активно исследовать окружающее. И что немаловажно – именно тогда он учится воспринимать символический «язык демонстраций» своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях тем больше таких символов, чем шире круг общения с другими собаками. Когда же критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере пользоваться им и распознавать его у других собак.
Следовательно, если своевременное знакомство с прочими собаками запоздало, щенок начинает их избегать, и хотя облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему непонятны. Незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается по-истине разрушительным с точки зрения коммуникативности: щенок, не понимающий других собак, не просто «глух и слеп», он не может вступать в контакты с ними, в результате, ему не с кем играть. А в социальных играх собака обучается не только правильному социальному, но также и половому поведению. Значит, подобный «щенок-инвалид» рискует остаться без потомства.
Есть еще один аспект, тесно связанный с социальной депривацией. При формировании личности, когда утверждается первичная иерархия, щенки могут контактировать довольно грубым, жестоким способом, легко нанося травмы друг другу. «Воспитать» правильный поведенческий блок, мешающий причинять серьезные повреждения друг другу при конфликте, может только взрослая собака, раз за разом препятствующая подобному поведению: она причиняет боль «агрессору» и отпускает, только добившись криков боли от него самого. Щенок, которого не воспитывали в подобной школе, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям и рискует «не быть услышанным» в критической ситуации.
Юная овчарка автора этих строк однажды оказалась жертвой нападения взрослого ротвейлера с явными признаками «сбитой планки». Будучи «отчасти воспитанной» в питомнике служебного собаководства (находилась там на передержке), она подняла такой жалобный визг и стон, что переполошила всю округу. Довольный «победой» ротвейлер ушел, моя «мадемуазель» отряхнулась,
и, как ни в чем не бывало, принялась приглашать меня к продолжению прогулки. Никаких серьезных повреждений на ней не обнаружилось: она подала «правильный сигнал» и осталась цела и невредима.
По своим проявлениям, депривация во время третьего периода не так уж безнадежна и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные отношения. В естественных условиях депривации подвергается аутсайдер, – до тех пор, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников такой депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у агрессивных пород может оборачиваться вспышками на первый взгляд немотивированной злобы.
Депривация взрослого животного достаточно часто наблюдается у собак изолированного содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, развивается, когда с собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, у нее нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. Такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно за возможность вступить в контакт с себе подобными или с человеком.
В дрессировочной практике подобную депривацию в ряде случаев можно использовать для коррекции поведения, «перевоспитания». Например, «отрицаловка», привыкшая всего добиваться укусами, может стать гораздо покладистее, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере. Для деприванта положительное подкрепление общением может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать только за счастье находиться рядом с хозяином.