Рождение информации и материи. Понятие единицы и множества
Попробуем ответить на вопрос: что представляет собой материальный объект?
Мы привыкли считать, что ответ на этот вопрос связан с внутренним строением объекта. Как и из чего он «сделан»?
Действительно, когда речь идет о каком-либо искусственном механизме или предмете, то да, его форма, его внутренняя структура определяет его назначение. Стул предназначен, чтобы на нем сидеть, автомобиль – чтобы на нем ездить…
Но когда речь идет об объекте живой природы, о самой материи вселенной в целом, то такой «утилитарный» способ изучения не годится.
Физики уже попытались изучить таким образом материю, разложить её на отдельные составляющие (молекулы, атомы и т.д.), но в результате осталась пустота, вакуум.
Ведь пустота и материя – это относительные понятия. Например, человеческое тело кажется для нас плотным объектом, а для гамма-частиц из рентгеновского аппарата является по большей части пустотой. Так же и наша галактика для объектов космического масштаба является чем-то плотным, а нам кажется, что наша солнечная система окружена пустотой.
Таким образом, любой объект при ближайшем рассмотрении – это… пустота. А принять то, что материя состоит из пустоты, довольно сложно, даже если заменить её красивым словом «эфир». Потому что это ничего не объясняет и противоречит здравому смыслу.
Гораздо логичнее принять как факт, что любой материальный объект в живой природе – это по сути своей целостная информационная единица, т.е. некая единица самосознания (Я). Для начала её надо просто принять как очевидный факт – целостно, без анализа её строения и функций.
Я ЕСТЬ, ТЫ ЕСТЬ, ОН ЕСТЬ… – это факты, от которых отталкивается информация, то место, где она ЗАРОЖДАЕТСЯ.
Единицы образуют различные множества. Давайте попробуем проследить взаимосвязь единицы и множества на примере людей.
Когда мы говорим «французы», например, мы имеем в виду определенную группу людей, как будто они составляют единое целое. Хотя на самом деле есть французы, живущие во Франции, есть живущие в США, в Канаде, в России. Они могут быть разного цвета кожи и вероисповедания, разных политических взглядов и т. д. Если попытаться разобраться в этом вопросе и дать точное определение, то возникнет сомнение – а есть ли вообще французы? Кто такие французы? Кого можно считать французом? Носителя языка или каких-то генетических признаков, черт характера, кулинарных привычек или чего-то еще?
На самом деле реально существуют только живые, конкретные люди, которые называют, считают себя французами. Именно их живое волеизъявление формирует множество под названием «французы». Именно их привычки, манеры, исторические события постепенно формируют национальные особенности и создают в нашем понимании образ среднестатистического (идеального) француза. И этот образ, своего рода психологический архетип, оказывает влияние на живых людей, на их привычки, поведение и даже физиологию, генетику.
Таким образом, мы видим, как выбор единиц формирует множество, а множество, в свою очередь, оказывает влияние на строение и свойства своих элементов.
Надо понимать, что наше мышление все время абстрагирует. Оно оперирует понятиями из мира «идеального», абстрактного, в котором всё разложено по полочкам и крайне упрощено. Где множества состоят из одинаковых, стандартных единиц, обладающих одинаковыми свойствами.
В реальной же, «земной» жизни, всё очень сложно и взаимосвязано, и множества пересекаются друг с другом, образуя причудливые сочетания, воплощенные в различных материальных формах, неповторимых в своей индивидуальности организмах.
Мы рассмотрели рождение информации на примере человеческого общества. Но, как говорил сэр Исаак Ньютон, природа не роскошествует множеством причин. А значит, данный механизм формирования множеств вполне можно применить и к неживой природе. Попробуем рассмотреть с этой точки зрения химические понятия вещества и атома.
Конец ознакомительного фрагмента.