Вы здесь

Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, Техническая.. Предисловие (А. Г. Абрамов)

Предисловие

Не помучишься, не научишься.

из «Пословиц и поговорок русского народа» В.И.Даля

Фрилансер (англ.) – свободный копьеносец, вольный художник.


Процветший крест


Прочтя эту книгу, можно научиться быть независимым человеком, или фрилансером, выражаясь термином, впервые введенным Вальтером Скоттом. Успех дается Богом. Но благословение и спасение не одно и то же. Дары Божьи можно получить, как бедная вдова в притче о неправедном судье (Лука. 18 гл; стих 2). Почему дается благословение, нам знать не дано. Знаем только, что Господь «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тимоф. гл. 2;стих 4). Примером того, как можно выклянчить желаемое, служит история повешенного декабриста Рылеева. В детстве он болел и должен был умереть, но мать молилась слишком усердно. В видении ей было сказано, что если он не умрет сейчас, то кончит плохо. Можно по-разному относиться к деятельности тайного общества, но если мать была христианкой, события на Сенатской площади были для нее однозначно уголовным преступлением. Бог относится к нам по-человечески, потому что, будучи Бесконечным, одновременно является Личностью.

Вовсю идет восстановление и строительство храмов, вырос спрос на реставрацию старинной мебели, вместе с тем усилилась конкуренция, и постоянно повышаются требования к качеству. Будем уважать конкурентов – они помогают нам расти. Большое значение приобретает умение общаться с заказчиком, этому посвящена отдельная глава. Особенно взыскателен заказчик столичный. Надо учиться уважать и любить того, с кем имеешь дело. Только с надеждой на Всевышнего можно выжить, оставаясь честным человеком. Качество российских товаров (под иностранными этикетками) в последние годы растет и добросовестные российские производители, как и люди искусства, ждут, чтобы в стране занялись ликвидацией рекламы, не соответствующей своему предмету. Надпись «профессиональный» ставится на чем попало. От того, что промышленная продукция представляется как ручная и эксклюзивная, фрилансеры терпят ущерб. Нелишне подчеркнуть, что, рекламируя нечто объективно ценное, мы рекламируем самих себя. Только результаты такого поступка могут сказаться не сразу. Поставить на российского дизайнера или художника это риск, на который должны быть способны настоящие мужчины.

В то время, когда наш народ хотят разъединить и лишить независимости, вопросы ремесла не самые главные. После воссоединения России, Белоруссии и Украины, работы художникам будет хоть отбавляй, вот тогда-то и «нарежемся». Изменение во вкусах на деревянные изделия в нашей стране отражает движение в сторону национальных и религиозных начал. Глобалистский девиз одинаковости прельщает все меньшее число людей. На смену фабричной безжизненной правильности приходит живая линия, фактура, патина, потертость. Вместо цветовой монотонности – живописность. Позолота на резьбе не должна быть похожа на новый полтинник. Переход современного архитектурного стиля от модернизма и постмодернизма к деконструктивизму – это тоже шаг в сторону нерегулярности и нестандартности, в иное направление от идеалов мирового правительства.

Книга, не претендуя на полноту и избегая наукообразия, написана простым разговорным языком в помощь кустарным мастерам, имеющим некоторый опыт работы. Древоделы народ интеллектом не изуродованный, поэтому допускаются даже жаргонные выражения, как более доходчивые. В некоторых случаях и в определенном смысле «забей и не парься» тоже христианский девиз. Мы филфаков не кончали и выражаемся как можем.)))

Однажды захотелось разобраться, чем разбавление отличается от растворения. В профессиональном научно-техническом издании этому было посвящено 2 обширных абзаца. Многократное прочтение приводило к бессмысленному выводу, что растворитель – это то, что растворяет, а разбавитель – то, что разбавляет. Ответ же прост, как стакан воды: растворитель разводит твердое, а разбавитель – жидкое. Где просто, там ангелов со сто, говаривал Амвросий Оптинский. Как технические издания, так и торговые инструкции часто придумывают лишние сложности, чтобы произвести впечатление научности. Иллюзия повышенной наукоемкости служит обоснованием завышенной цены. Издатель гарантирует, что настоящая книга этим не страдает. У работающих авторов, однако, есть другой недостаток: мы можем что-то упустить, как «ежу понятное», на наш взгляд. Но дело в том, что понятно одному ежу, другому ежу может быть не понятно. Так что заранее прошу меня извинить.

Кустарный не значит неумелый. Многие технические открытия были сделаны в гаражах и домашних мастерских. Но, тем не менее, глупо стремиться дойти до всего самому. Узнавая от других, мы смиряемся, и за это нам дается что-то понять и своей головой. В средние века рецепты соблюдались в тайне, но вступившему в цех они открывались, а сейчас в книгах пишут обо всем, но найти живого учителя сложно. Очень полезно быть участником интернет-сайтов «Мастеровой» (woodtools.ru), «Клуб резчиков» (rezbaderevo.ru) и реставрационного (art-con.ru), где постоянно обсуждается профессиональная информация, и выставляются работы.

Книга эта о трех специальностях: резьбе, столярном деле и отделке. Вместе они составляют реставрацию. Может также быть полезной при ремонте квартир. Столярное дело и реставрация – это голова, а резьба – это руки. Непосредственно о приемах резьбы говорится не много, ибо это в основном ощущения рук и меткость глаза, а не информация, и постигаются они во многом методом «тыка». Учит больше всего сама работа. Взявшись за дело, хоть и напортачив, все равно поймешь больше, чем при любом теоретическом обучении.

В конце 1990-х был заключен договор об издании начального варианта этой книги в «Просвещении», которое специализируется на учебниках. Договор был подписан генеральным директором, начальниками отделов, получено одобрение технического рецензента. Художники и редакторы относились приветственно, предполагалось подарочное издание. То, что проект не прошел, трудно объяснить иначе, чем происками фонда Сороса. Но их время прошло.

Можно предполагать, что традиция кустарного промысла была прервана в нашей стране, мы, как и иконописцы, создаем ее почти заново, однако с использованием современных возможностей. Величайшее значение в деле возрождения храмов могут играть двенадцать альбомов «Народные русские деревянные изделия», собранные в результате поездок по Северу графом А.А.Бобринским (1861—19З8), выдающимся этнографом и общественным деятелем. Они открывают широкий мир древнерусского творчества, заграждая уста знатокам, во всем видящим иноземное влияние. Количество приемов в деревообработке меньше, чем в наукоемких отраслях, но их последовательность каждый раз новая и разрабатывается индивидуально. В ремесле также как и в умственном труде, есть задачи типовые и нестандартные.

Книга не включает начальных разделов Математики, Геометрии и Черчения, которые надо знать столяру. Без сведений из теоретической химии можно обойтись, хотя список химикатов у реставратора внушителен. В книге приводятся те материалы, которые легкодоступны и широко распространены на современном рынке.

Древоделием занимался сам Спаситель перед тем, как выйти на проповедь, в годы своей земной жизни. Он избрал своим земным жребием работу с деревом, потому что пришел перенести тяготы простого народа, и научить нас смирению. За тем же самым он возжелал родиться не в столице, не в знатной семье, а в захолустье, у родителей, которые не имели возможности в Рождественскую ночь снять жилище. Поэтому Сын Божий появился на свет в кормушке для скота. На сегодняшний день наша профессия постепенно перетекает из Москвы в регионы. Не барское это дело, по мнению москвичей, которые предпочитают сидеть в офисе за компьютером. В глубинке же больше выносливости, больше смирения, больше любви к Родине, которая является такой же заповедью, как «не убий» и не «укради». И если из столиц идут революции и предательства, то спасение Отечества идет из малых городов, как это было при Минине и Пожарском.


Дарохранительница Николы в Пыжах на Ордынке