Вы здесь

Древняя Русь. История в рассказах для школьников. Молчан Гиря (Д. А. Емец, 2016)

Молчан Гиря

И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».

Повесть временных лет

Жилист кузнец Молчан Гиря. Не занимать ему силушки. Молот кузнечный в его руках точно игрушка. Как начнет молотом махать, мышцы, как шары, перекатываются. Все может Молчан выковать – и гвоздь, и плуг, и засов. Но мирен кузнец. С детства никто не может его из себя вывести. Дразнят – он улыбается. На игрища не ходит, в боях стенка на стенку и то не сходится. Боится – как бы кого случайно не покалечить.

Был даже случай – раскалили мальчишки ручки железных клещей. Спрятались за дверью. Думают, обожжется Молчан – рассердится. Видят: взял Молчан клещи, зашипели они у него в руках, прожгли кожу до мяса. Запищали мальчишки от страха. Услышал их Молчан. Отбросил клещи, шагнул к дверям, схватил мальчишек за шиворот, как котят. Закрыли они глаза. Думают, конец. Страшное лицо у Молчана. Складка на лбу как трещина.

– Ой, дяденька, не трогай! Не убивай! – верещат мальчишки.

– Не трону я вас! А вы никогда так больше не делайте!

Мирно живет Молчан, мирно работает. Но однажды ворвались в село хазары. Дома сожгли, а людей согнали и повели в полон. Повели в полон и Молчана Гирю.

Идет Молчан Гиря вместе со всеми. Смирно идет, не жалуется. Кто в пути устал – тому помогает, чтобы хазары ослабевших не добили. Злятся хазары, торопят пленников. Они-то сами все конные, а пленных пешими гонят. Сбили люди ноги до крови. Шеи им колодками натерло. Молчит Молчан, думу думает. Медленная это дума. Точно железные шары, перекатываются мысли в голове у Молчана.

«Эх, если бы все вместе, заодно! Ни за что бы нас не одолели! Да только разве согласятся все под одной головой жить? Каждый норовит свое урвать. Оттого и муку кровавую народ принимает!»

Долго шли, плохо ели в пути, спали под дождем. Половина пленников по пути сгинула. Кого в реку перекидали, кого в лес волкам. Некогда хоронить. Остальные частью пешком, частью на ладьях дошли до Итиля, города хазарского. Здесь их разделили. Часть рабов погнали на рынок, а Молчана и еще нескольких отвели в длинный каменный сарай, где и заперли. Лежит Молчан на соломе.

На другое утро слышит он шаги и звон ключей. Распахнулась дверь, ударил снаружи солнечный свет. Входит в сарай купец, славянский толмач и с ними два воина. Обходят всех по очереди, смотрят. Морщится купец – не то, все не то. Потом подходит к Молчану. Долго на него смотрит. Что-то спрашивает по-своему. Молчит Гиря, не понимает.

Поворачивается купец к толмачу, повторяет свой вопрос. Толкает толмач Гирю ногой, переводит:

– Эй ты, вставай! Спрашивает у тебя почтенный Али: сколько тебе лет?

– Тридцать.

Радуется купец: хороший возраст. Долго будет работать раб. Снова что-то лопочет по-своему.

– Работать какую работу умеешь? Хлебопашец? Рыбак? – спрашивает толмач.

– Кузнец я!

Заблестели от жадности глаза у купца. Большая выгода – кузнеца хорошего задешево купить. Хорошему кузнецу цены нет.

– Рот открой! Зубы у тебя почтенный Али посмотреть хочет! – требует толмач.

– Сейчас! – говорит Молчан. – Только встану!

Встал он во весь рост. Напряг руки. Разогнулись, порвались на них кандалы.

– Плохая работа! – говорит Молчан. – Не умеют ваши кузнецы цепи клепать!

Задрожал купец. Попятился. Намотал Молчан цепь на кулак, ударил купца под подбородок. Хрустнули позвонки у почтенного Али. Упал он, не шевелится. Бросился на Молчана воин с саблей. Схватил его Молчан за руку и его же саблей другого воина зарубил. После и с первым воином управился. Остался один толмач.

– Теперь переводи! – говорит Молчан толмачу.

– Кому переводить? – дрожит толмач.

– Себе переводи! Нельзя на врага работать! Не служи ворогу!

Поднял он толмача над землей, бросил его об пол, вышиб из него дух. Оглянулся на других пленников.

– Ну, – говорит Молчан, – пошли со мной!

Мотают рабы головами. Боятся.

– Убьют нас! – отвечают.

– Эх вы! – говорит Молчан. – Оттого и убивают вас, что боитесь!..

Хотел Молчан саблю с собой взять. Потрогал ее. Нет, не та работа кузнечная! Вывернул он тогда столбец воротный. Хороший столб – как раз по руке пришелся. Провернул его со свистом. Вот это уже по-нашему.

Идет Молчан Гиря по улице. Кричат кругом. Закидывают Молчана Гирю мальчишки с крыш черепками и горшками.

– Раб сбежал! Лови его, хватай! Бей его, чтобы другим неповадно было!

Бросаются на Молчана Гирю хазары. Бросаются алларисии, гвардия кагана. У них щиты, у них кольчуги, копья, а у Молчана, кроме бревенца, ничего нет. Да только свистит бревенцо – как спичка летает в могучих руках.

– Это вам за девушек! Это за детей! Это за стариков! А это за то, что на нашу землю полезли!

Трескаются, как дыни, хазарские головы. Ломаются сабли и копья. Уже несколько ран получил Молчан, а все идет, пробивается.




Не могут враги Молчана взять. Пустеет улица. Лежат на улице хазарские воины. Кто-то мертвый лежит, а кто и шевелится. Почти до самой пристани дошел Молчан Гиря. Хочет он сломать засовы, выпустить всех пленников славянских.

Но не выпустил, не сломал.

Изловчился кто-то, задним двором забежал, пустил Молчану Гире стрелу в затылок. Погиб Молчан. Надолго запомнили Молчана хазары. Доложили самому кагану.

Каган сказал:

– Никто не должен об этом знать, особенно из рабов!.. Дурной пример! Если б все на Руси такие были, никто бы у них пленников не брал. Обходили бы такую землю за три дневных перехода.