ПИЛОС
История
В гомеровские времена в Пелопоннесе существовало несколько Пилосов. Гомер писал: «Есть перед Пилосом Пилос, но есть еще Пилос и третий». Такая множественность говорит об общем происхождении – либо по имени племени, либо по правителю-эпониму. Пилос, который Гомер называл "песчаный", – единственный из трех, который находился на берегу моря и размещался на западном побережье Пелопоннеса. Путешествие из Итаки до Пилоса на гребном судне заняло к Телемаха, сына Одиссея, всего одну ночь.
Первоначальное значение слова "пилос", скорее всего, относилось к положению города у входа в бухту – "страж", "привратник". В древнегреческом языке название города "Пилос" соответствовало входу в Аид, но, вероятно, также относилось именно к охранной функции. "Пилоус" сохранился в латыни, и у анатомов означал "привратник желудка". Также "пилосом" назывался известный с микенских времен шлем в форме простого колпака, который в эллинистические времена вытеснил другие формы шлема. Трудно сказать, местоположение города или происхождение его эпонима дало ему название.
Район Пилоса был заселен с доисторических времен. Дворец Нестора (условное название дворцового комплекса) – один из ярчайших образцов микенской эпохи (ок. 1700-1200 гг. до н. э.). Связывать обнаруженный археологами дворцовый комплекс с именем Нестора, одного из виднейших персонажей "Илиады", достаточных оснований нет.
В древние времена цари юго-запада Пелопоннеса, включая и легендарного Периера, жили в Андании (во времена Павсаний этот мессенский город лежал в руинах). Его сын Афарей (отец героев Идаса и Линкея) основал Арену и сделал город столицей. Пилос же изначально не был царским городом. Его основал эпоним Пилас, приведя из Мегариды занимавших ее тогда лелегов. Но был изгнан Нелеем, двоюродным братом Афарея, и пеласгами, пришедшими с ним из Иолка. Нелей получил прибрежную часть страны, которая, видимо, была зависима от Афарея лишь формально. Павсаний указывает, что власть над всей Мессенией Нестор получил только после гибели героев Идаса и Линкея, сыновей Афарея. Уйдя отсюда в соседнюю область, Пилас основал там Пилос в Элиде. В первом же Пилосе Нелей настолько усилился, что получил славу, отраженную у "Илиаде", где Пилос был назван городом Нелея. О дворцовом центре сведений в источниках нет.
Времена гегемонии Пилоса связаны с именем Мелампода, которому предание приписывает исключительные способности врачевания, которыми он воспользовался для приобретения власти в Аргосе. По Геродоту, за исцеление аргосских женщин он сначала потребовал раздела Арголиды и предоставление ему правления в половине царства. Аргосцы не согласились, но эпидемия продолжалась, и им пришлось пойти на еще более серьезные требования Мелампода, который потребовал на этот раз раздела Арголиды на три части и предоставления власти в двух из них – ему и его брату Бианту. Если убрать из этого предания чудесные способности братьев, проживавших в Пилосе, то получится, что аргивяне сами искали их власти – не столько по причине способностей к целительству, сколько по способности управлять государством и необходимости покровительства Пилоса.
Будучи локальным гегемоном (в восточной части Пелопоннеса), Пилос не раз подвергался нападениям и разрушениям. Древнейшая постройка была разорена в первой половине 13 в. до н.э. Первым разорителем Пилоса, если верить Гесиоду, был Геракл, который долго осаждал город, обороняемый Периклименом, сыном Нелея. Когда Периклимен погиб при обороне города, твердыня была взята и обезлюжена. Одиннадцать потомков Нестора были убиты, и лишь Нестор избег гибели, будучи на воспитании в Герении. В древней традиции, видимо, существовало правило отправлять младшего сына на воспитание к родственникам.
В середине 13 в. до н.э. был построен новый дворец, для чего частично разобраны старые постройки. В 12 в. до н.э. дворец был уничтожен, как и подавляющее большинство других центров микенской эпохи, а поселение вокруг него существовало еще какое-то время – вероятно. С тех пор это место было заброшенным и забытым. Уже в архаической Греции читатели "Илиады" не знали, где находится Пилос. Что сохранило для нас археологический памятник в очень хорошем состоянии – гораздо лучшем, чем в Микенах и Тиринфе.
При Несторе и его потомках царский двор был в Пилосе. Но через два поколения дорийцы пресекли династию Нелеидов. Павсаний писал, что народ (древние мессеняне) приняли власть дорийских царей, вспомнив о том, что Нелеиды здесь пришлые – династия из фессалийского Иолка. Гераклит Кресфонт перенес столицу и установил, чтобы царь жил в Стениклере, где и выстроил дворец. Кресфонт повторил участь Нелея, а его сын Эпит – судьбу Нестора. Первый дорийский царь был убит в результате восстания, вместе с ним погибли все его сыновья. И только малолетний Эпит, который воспитывался у царя Кипсела, своего деда по матери, выжил и при помощи других дорийских царей и аркадян вернул власть своему роду. Его сын Главк прославился как благочестивый царь, основавший множество святилищ. Династия дорийских царей в Мессении прослеживается вплоть до ее полного покорения Спартой.
Территория области Пилоса вместе с находящимися здесь поселениями и Мессенией попала под власть Спарты во второй половине 7 в. до н.э. В 425 г. до н.э. во время Пелопоннесской войны в пилосской бухте произошло морское сражение между спартанцами и афинянами, названное Битвой при Пилосе, а затем – осада афинянами острова Сфактерия, в результате которой большое число спартиатов попало в плен. После этого на короткое время эти земли считались подконтрольными Афинам, но по Никиевому миру они были возвращены Спарте вместе с пленными.
Описывая события Пелопоннесской войны, Фукидид не раз отмечает значение контроля за безлюдным в то время Пилосом, где афиняне создали плацдарм для набегов на Спарту. Гавань служила удобным местом для высадки десантов и поддержания гарнизона, разместившегося в пилосском акрополе.
Павсаний, видимо, застал на месте Пилоса небольшое селение, указав лишь на храм Афины Корифасийской (по названию мыса), дом Нестора ("так называемый" – видимо, построенный на месте древнего здания) и могильный памятник Нестору в центре города. Также Павсанию рассказали, что вблизи Пилоса находится могила Фрасимеда, сына Нестора, участника Троянской войны. В городе Павсаний видел пещеру, где размещалось стойло коров Нелея, а потом Нестора. Хотя паслись они, как считает Павсаний, где-то в другой стране, поскольку вокруг сплошь песчаные почвы и травы для выпаса недостаточно. Трудно представить, чтобы стадо гоняли на выпас на большое расстояние. Скорее всего, пещера использовалась для жертвенных животных, для приготовления к гекатомбе. В "Илиаде" именно на песчаном берегу Нестор проводит этот ритуал в честь Посейдона.
Старый Пилос (Наварино Веккьо) расположен в северо-западной части залива, новый Пилос – на юго-восточной. В Наварино есть форт на вершине холма, а также стена, охватывающая город, расположенная на склоне холма. Также на о. Сфактерия есть развалины, которые относят к микенским временам.
Город Пилос, давно забывший про Нестора и его дворец, находился в стороне от противостояния крупнейших держав Эллады, а потому жил спокойно и процветал. Гибельные для древнегреческой цивилизации события докатились сюда очень поздно – только в VII в., когда на Пелопоннес вторглись славяне и авары. Место получило название Аварино. Во время пришедших на смену аварам венецианцах название трансформировалось в Наварино. Здесь также правили византийцы, франки, турки, а греки вернули себе Пилос (вместе с названием города) вместе со свободой от турецкого владычества. В 1827 г. Наваринская бухта стала местом гибели турецкой эскадры, которая была уничтожена совместными усилиями русско-англо-французского флота.
Купольная гробница
Первые попытки найти древний Пилос не увенчались успехом. Скептики считали, что вся "Илиада" – выдумка. Но с течением времени большая часть названных в гомеровском эпосе городов была обнаружена, и доверие к Гомеру резко возросло. До такой степени, что в начале ХХ века за дворец Нестора были приняты руины, обнаруженные в районе деревни Каковатос. Но в 1939 г. дворец Нестора был раскопан в 17 км к северу от современного Пилоса на небольшом и невысоком плато Ано Энглианос. Продолженные после войны раскопки раскрыли весь дворцовый комплекс. Характер построек и найденные здесь артефакты позволили отнести время создания этого сооружения к 16 в. до н.э.
Близ дворца были исследованы также остатки поселения и некрополь с купольными захоронениями (как и в Микенах, все они были разграблены еще в древности). В целом и дворец, и гробницы Пилоса сходны с дворцом и гробницами Микен, как и обнаруженные здесь артефакты.
Огромной удачей археологов было обнаружение глиняных табличек с линейным письмом Б. Опыт раскопок в Кноссе и Микенах позволил отнестись к ним с должным вниманием и осторожностью.
Дворец Нестора
Руины дворца Нестора (1600-1200 гг. до н. э.) расположены недалеко от деревни Хора. Сегодня от дворца остались лишь едва поднимающиеся над фундаментами стены. Остается лишь вообразить, как выглядели стены дворца во времена Нестора, когда они возвышались над окрестностями. Они должны были напоминать стены Микен и Тиринфа. Что касается самого дворца, то он гораздо компактнее Кносского.
Дворцовый комплекс отнесен далеко от "Пилоса песчаного", о котором повествует Гомер в "Одиссее" в сюжете о посещении города Телемахом и о теплом приеме у Нестора. Из этого сюжета следует, что дворец должен был находиться неподалеку от побережья. Можно предположить, что у Гомера дорога из Пилоса до дворца Нестора просто выпала из повествования. Но Павсаний определенно пишет, что при Несторе и его потомках дворец был именно в Пилосе. Опрометчиво считать, что древний Пилос – это поселение вокруг дворца. Сначала возник дворец как обрамление святилища, потом – окружающие дома, а Пилос был прибрежным поселением, а не городом-спутником дворцового комплекса. Видимо, это общий принцип образования микенских поселений – вокруг святилищ.
Важно заметить, что дворец Нестора столь же удален от города, которым он управлял, как и Акрокоринф удален от Коринфа или Микена от Аргоса. В этом выражается общая черта микенской эпохи – разделение гражданского самоуправления и царской власти. В данном случае дворец расположен примерно в 9 км. от северо-востока бухты, на берегу которой размещался древний Пилос. Исходя из сведений, почерпнутых у Гомера и Павсаний, мы должны прийти к выводу, что "дворец Нестора" в эпоху правления Нелеидов был только хозяйственным центром и главным святилищем, созданным задолго до прихода сюда Нелея. Именно этим объясняется отсутствие во "дворце Нестора" оружия – как в археологических артефактах, так и в учетных дворцовых записях.
Дворец Нестора (мы будем пользоваться этим названием условно) представлял собой двухэтажное здание длиной около 50 м и шириной около 32 м. На первом этаже было около 20 помещений. Для чего предназначались помещения второго этажа, мы уже никогда не узнаем, поскольку от них не сохранилось никаких следов.
Конструкция дворца представляла собой цепочку размещенных вдоль вооружаемой оси помещений: пропилеи, двор, крыльцо, вестибул, мегарон. Боковые помещения носили служебный характер. Пропилеи представляли собой мощную арку с портиками. Двор был очень скромным – гораздо меньше, чем в Тиринфе и Микенах. Портики и вестибул были украшены фресками.
Крыльцо с колоннами вело в вестибул (место размещения символа богини Весты – хранительницы жилища), представлявший собой выровненную и утрамбованную площадку. Вестибул обычно служил местом отдыха под открытым небом и его стены украшались вьющимися растениями. Из вестибула были выходы в помещения для гостей и для хранения припасов. В одной из таких комнат сохранилась резная скамья (роспись спинки едва угадывается) с установленными по краям огромными пифосами (возможно, для хранения вина).
Возможно, о комнате отдыха для гостя говорится в гомеровской "Одиссее":
Гостю желая спокойствия, Нестор, герой геренейский,
Сам Телемаху, разумному сыну царя Одиссея,
В звонко-пространном покое кровать указал прорезную.
Из комнаты отдыха есть выход в кладовую, где в большом количестве хранилась посуда. Когда во дворце бушевал огонь, погубивший его, здесь керамика расплавилась до состояния зеленой глазури. Возможно, вследствие воспламенения масла, давшего высокую температуру.
Очаг царского мегарона
В центре мегарона располагался каменный очаг круглой формы, а вокруг него – четыре колонны, поддерживающие крышу по периметру кругового отверстия для выхода дыма и одновременно для естественного освещения. Колонны скорее всего были деревянными, опирающимися на каменные базисы. При раскопках над очагом обнаружили остатки двух больших терракотовых труб, которые могли играть роль дымохода.
По краю очага шел каменный бордюр, покрытый яркой росписью из цветных спиралей. Пол был расчерчен на квадраты с рисунками в каждом из них. На рисунках преобладали геометрические фигуры, а перед троном было изображение осьминога – часто встречающееся на микенской керамике. Возможно, подобные изображения были и на потолке мегарона. Стены мегарона были украшены яркими росписями, к сожалению, очень плохо сохранившимися до нашего времени. На одном из фрагментов изображен певец с лирой в руке. Этот певец – не знаменитый Орфей. В гомеровские времена он не был известен, и впервые упоминается в греческой поэзии в 6 в. до н.э.
Напротив очага стоял трон, от которого сохранился лишь след в полу. Мотивы росписи стены за троном были особые – это два сидящих друг напротив друга грифона. Их головы украшены гребнями, а хвосты причудливо расцвечены. Рядом с каждым грифоном изображен лежащий лев.
В другом помещении сохранился фрагмент росписи с изображением гор и синих птиц. Есть также фрагмент со сценой охоты: изображен мужчина с копьем и собаки в ошейниках.
Позади мегарона были устроены комнаты с отдельным входом через вестибул – скорее всего, для личных припасов для обслуживания правителя или для жертвоприношений – прежде всего, для оливкового масла. В левой комнате были обнаружены запасы посуды, лестница вела к другому хранилищу для парадной утвари и запасам особенным образом подготовленного масла. Возможно, вход в эти комнаты был и из мегарона.
Как и в Кносском дворце на Крите, дворец Нестора был также и хранилищем различных припасов разного назначения. Поэтому множество помещений использовались как кладовые. Здесь хранилось в основном продовольствие и хозяйственная утварь. Сохранившиеся глиняные таблички (считается, что это большая часть архива) учитывает хранящимися на полках 2853 килика. Они не могли использоваться для распития вина. Скорее это были обменные запасы – килики могли выполнять роль денег, обеспечивать товарообменные операции. Ритуальные сосуды были гораздо больше, чем обычные килики. Золотую чашу Нестора, по свидетельству Гомера, никто не мог поднять, когда она была наполнена. Саму чашу найти не удалось, но среди артефактов есть два сосуда для питья, чья вместимость гораздо больше обычного килика. Один из них – пятилитровый.
План дворца: А – мегарон; В – вестибул; С – крыльцо; D, М, R – дворы; Е – пропилеи; F – крыльцо с колоннами; G – подсобные помещения; Н, J, W – комнаты для припасов; К – ванная; L – мегарон царицы; N – будуар; Р – туалет; Q – архивная комната, S – прихожая старого дворца, T – мегарон старого дворца,V – мастерская.
Во дворце были найдены фрагменты более чем 1000 керамических сосудов, что подтверждает достоверность дворцовой "бухгалтерии". А также тот факт, что дворец был не разграблен, а сожжен.
О строгости дворцового учета говорят глиняные затычки для сосудов с оттисками печатей. Также опечатывались веревки, удерживающие эти затычки или же ткань, которой покрывались сосуды с широким горлом. Печатями снабжались куски глины, которыми скреплялись эти веревки. Они ломались только при вскрытии сосуда.
В одном из дворцовых помещений площадью 45 кв. м найдено множество бронзовых наконечников стрел. Хотелось бы считать, что это арсенал, но здесь не найдено оружия. Вероятно, стрелы с бронзовыми наконечниками накапливались для поставок в армию Нелеидов, а не для нужд дворца, сохранившего хозяйственное значение, но утратившего роль центра царской власти и военного управления.
Из вестибула можно было войти в коридор с лестницей (от нее сохранился только нижний марш из восьми каменных ступенек). Трудно сказать, куда она вела. А коридор вел в комнаты для припасов и в помещения за мегароном – двойную комнату. В ней вдоль стен размещались пифосы, вкопанные в землю до половины. Снаружи они дополнительно обмазывались глиной для прочности.
В противоположную сторону коридор вел на крыльцо с колоннадой, через которое можно было вернуться во двор и пройти в апартаменты царицы. Здесь также есть мегарон, но меньшего размера – очаг мал, и для поддержания крыши не требовались дополнительные колонны вокруг него. За этим малым мегароном есть две комнаты для личного пользования царицы – так же, как и комнаты за мегароном царя. Одна из комнат была украшена росписью и определена как "будуар".
К мегарону царицы примыкает комната с огромной терракотовой ванной посередине, отделанной белой глазурью и украшенной резьбой. Считается, что она была переносной. В отличие от современных ванн, пилосская имела широкую ступеньку в центральной части – для удобства погружения в воду, а также для сидячего положения в воде. Ванная не имеет сливного отверстия. Это означает, что использованную воду вычерпывали и выливали в отверстие в полу, ведущее в дренажную систему дворца.
Аналогов такой ванны среди находок микенского периода до сих пор не обнаружено. Но, судя по описаниям Гомера, традиция гостевых омовений была широко распространена.
Очаг в мегароне царицы и терракотовая ванна
В «Одиссее» рассказывается, как прекрасная Поликаста, самая младшая дочь Нестора, купала Телемаха:
Тою порой Телемах Поликастою, дочерью младшей
Нестора, был отведен для омытия в баню, когда же
Дева омыла его и чистым натерла елеем,
Легкий надевши хитон и богатой облекшись хламидой,
Вышел из бани он, богу лицом лучезарным подобный.
Вход в комнату с ванной размещен со стороны крыльца, а не из покоев царицы. Что указывает на использование ванной не одним лицом. Разумно считать, что здесь совершали омовения и царь, и царица, и их высокопоставленные гости.
В углу ванной комнаты обнаружены два больших кувшина с широкими горлышками, вмазанные в пол. На дне кувшинов были обнаружили разбитые стеклянные килики, еще два похожих сосуда найдены и в самой ванне. Похоже, омовение сопровождалось распитием вина, и пожар, уничтоживший дворец Нестора, возник в тот момент, когда его хозяева находились именно в ванной комнате. Именно поэтому килики были брошены в беспорядке – не там, где им положено быть во время хранения.
Неясно, как доставлялась вода во дворец, как она запасалась на случай осады. Но хорошо сохранились следы дренажной системы – каналы из глиняных труб с отверстиями, из которых вода собиралась в облицованные камнем малые галереи, а затем в крупные – где взрослый человек мог стоять в полный рост. Ясно одно: предполагалось значительное потребление воды, а также большие дождевые потоки, которые также надо было отводить с открытых участков дворцовой горы.
Вокруг большого дворцового комплекса размещались жилые дома, включая помещения старого дворца, которые использовались, видимо, для хозяйственных нужд. Они практически не изучены.
Могила "Воина грифона"
В 2015 году близ дворца Нестора обнаружена камерная гробница размером 1,2×2,4×1,5 метра, которая принадлежала богатому воину. Возраст погибшего составляет 30–35 лет. Тело лежало в деревянном гробу, который истлел. На груди воина сохранились бронзовые полосы – скорее всего, элементы доспеха. Зубы кабана были частью шлема. С истлевшего гроба на останки воина легли бронзовые кувшины и большая бронзовая чаша – ритуальные сосуды для возлияний. Посуда, обнаруженная в захоронении, была выполнена из бронзы, украшенной золотом и серебром. Все сосуды– металлические, нет ни одного керамического.
Рядом с головой и грудной клеткой слева от воина лежал бронзовый меч, костяная рукоять которого украшена золотом. Под ним лежал кинжал с позолоченной рукоятью. Многочисленное оружие находилось также у ног погребённого: ещё один меч с костяной рукоятью, несколько кинжалов и наконечник копья. Рукоять меча тождественна образцу из захоронений Микен.
Ювелирные изделия, найденные в гробнице, выполнены искусными мастерами. На одном из золотых колец-печатей изображены два атлета, запрыгивающие на быка (популярный критский сюжет). Всего было найдено четыре золотых перстня около 50 каменных печатей с изображениями.
Золотое ожерелье длиной более метра лежало в районе груди погребенного. Оно украшено тонким орнаментом в виде плюща. На печатях изображены богини, львы и быки. Справа от погребенного были найдены более тысячи бусин из аметиста, сердолика, агата и яшмы. Практически они имеют отверстия и были частью ожерелий или браслетов. Обилие женских украшений необычно для такого рода могил. Они свидетельствуют о том, что в погребении погибшего принимали участие женщины, которые снимали и клали в гробницу свои драгоценности.
Рядом с воином обнаружено в целом около 1400 предметов. Все они относятся к 1600-1400 гг. до н.э. Захоронение назвали гробницей "Воина Грифона", так как у ног покойного лежала табличка из слоновой кости с изображением грифона.
В захоронении есть все знаковые элементы крито-микенской культуры – шлем из клыков кабана, печать с ритуальной сценой прыжков через быка, тонкие золотые украшения, бронзовая оружие с костяными ручками и золотыми инкрустациями. За исключением микенской или минойской керамики.
Никаких имитация драгоценных предметов какими-либо суррогатами. Это может быть только царская могила или могила крупного полководца.
Царская гробница
Среди других древностей близ дворца Нестора была обнаружена царская сводчатая гробница. Она была изучена в 1953, ее сводчатый купол был восстановлен в 1957 году.
Гробница датируется 1550-1500 гг. до н. э. и, возможно, использовалась до начала 13 в. до н. э. Это семейный склеп. Предполагается, что здесь было не менее 17 погребений. К сожалению, гробница была разграблена еще в древности. Но раскопки выявили интересные гончарные изделия и ценные мелкие предметы. Здесь обнаружено довольно много мелкий золотых изделий, четыре золотых пластины в форме совы и золотой печатью с изображением грифона. Хочется считать, что это – символы царской власти. Некоторые из артефактов выставлены в археологическом музее Хоры, но большинство – в Национальном археологическом музее Афин.
Присутствие королевской сводчатые гробницы в районе горы Ано Энглианос доказывает, что здесь был крупный жилой центр, управляющий значительной территорией.
Аметистовое ожерелье из купольной гробницы,
Национальный археологический музей Афин
Золотые украшения из купольной гробницы,
Национальный археологический музей и Музей Пилоса
Нестор
Фигура Нестора, "конника геренского" – очень значимый для гомеровского эпоса персонаж. Свидетельство о том, что его отец и братья были убиты Гераклом, соответствуют археологической информации о разрушении раннего дворца в Пилосе.
По версиям, которые передает Павсаний, Нестор спасся от гибели, настигшей его отца и братьев, либо оказавшись в Герении (Энопии) на воспитании, либо был там как изгнанник. Первая версия предпочтительнее, поскольку остальные предполагали бы, что в роли изгнанника или посланника оказался младший сын Нелея. Это выглядит нереально. Для конфликта с отцом и для дипломатических дел он явно был слишком молод.
В годы юности Нестор участвовал в походе аргонавтов, в Калидонской охоте – общих агонах для многих ахейских героев. Гомеровский эпитет "геренский" связан с победой в большой битве колесниц, о которой не сохранилось подробных сведений, но которая стала причиной могущества и процветания Пилоса во времена Нестора.
Во время Троянской войны Нестор – больше советник, чем воин. Но он продолжает руководить пилосским контингентом в ахейском войске и управляет колесницей, рискуя попасть под стрелы троянских лучников. Одну из его лошадей Парис настигает стрелой. Прозорливость Нестора в немалой степени способствовала тому, что он оказался одним из немногих ахейских героев, вернувшихся домой без ущерба и не встретивших дома заговора. Он мудро поделился властью с сыновьями, оставленными в Пилосе во время Троянской войны, уклонился от грабежа Трои, который перессорил ахейцев. Именно поэтому Нестор ничего не мог сообщить Телемаху о его отце Одиссее.
Несколько ироничное отношение к советам Нестора в "Илиаде" обусловлено тем, что он не вступает в борьбу за власть в ахейском войске, не стремится доблестью добиться уважения воинов. Это не соответствовало бы его возрасту и задачам сохранить свой авторитет в глазах любого правителя. Прием Телемаха отражает стремление Нестора проявить максимальное гостеприимство даже в отношении весьма юного наследника второстепенного владыки, который, может быть, давно сгинул.
Нестор выступает орудием Зевса, когда убеждает Патрокла одеть доспехи Ахилла и вступить в битву, которая кончилась для героя гибелью. Именно таков и был замысел Олимпийца: втянуть лучшего воина ахейцев в войну из мести за смерть Патрокла. Чем и было обеспечено поражение Трои. А Ахиллу, сраженному стрелой Париса, досталась "бессмертная слава" – в гомеровском эпосе.
Процветание Пилоса после Троянской войны, отмеченное в "Одиссее", связано с коротким периодом, после которого наступила катастрофа всей микенской цивилизации. Скорее всего, удаленного от других центров Пилоса она коснулось в последнюю очередь, но по причине той же удаленности городу не удалось возродиться – как это произошло в некоторых других микенских центрах. Время оставило нам сведения о периоде правления Нестора – в виде "дворца Нестора".
Линейное письмо Б
Находки дворцовых записей в виде глиняных табличек позволили прекратить монополию Эванса, раскопавшего около 10.000 подобных таблиц в Кноссе, но не публиковавшего их в течение десятилетий. Во дворце Нестора Карл Блеген обнаружил около 600 табличек с линейным письмом Б. (До него на материке среди находок можно было найти лишь отдельные знаки этого письма.) Именно после этого таблички удалось расшифровать.
В целом сегодня известно более тысячи пилосских табличек – считается, что это большая часть дворцового архива (80-90%), который хранился в отдельном помещении в корзинах и при пожаре хорошо обгорел – глина превратилась в керамику. Публикации Блегена позволили расшифровать язык линейного письма Б – около 3000 табличек – опираясь на сохранившиеся экземпляры кипрского письма.
Линейное письмо Б оказалось выполненным на архаической форме древнегреческого языка 17 в. до н.э. и более поздних периодов, а не какого-либо иного, как предполагалось ранее. О том, что расшифровка оказалась верной, говорит возможность прочесть все без исключения таблички, которые относятся к одному и тому же типу записей – учетным сведением хозяйственной бухгалтерии как в Кноссе, так и в Пилосе и Микенах.
Линейное письмо А не расшифровано, поскольку оно написано на каком-то другом языке (возможно, на хеттском) и использует 137 знаков, из которых треть – критские пиктограммы. К счастью пиктограммы линейного письма Б легко прочитываются. Здесь мужчины и женщины, кабаны и кони, треножники и сосуды с разным числом ручек, чаши, мечи, колесницы, копья.
Считается, что на рубеже 16-15 вв. до н.э. ахейцы почерпнули слоговое письмо во время похода на Крит. И приспособили его под свой язык, упрощая некоторые знаки. Но есть и обратная версия: что оба письма использовались параллельно, а на Крите линейное письмо Б появилось вместе с ахейцами.
Дворцовый учет – это краткие записи по 4-9 строк. Они посвящены поставкам и распределению различных материалов (золота, бронзы, шерсти) и изделий из них, а также призыву на воинскую службу, распределению рабочей силы и скота по пастбищам. Распределение упоминает топонимику Пилосской области, а надписи на сосудах – имена их владельцев.
Загадкой является отсутствие упоминания в табличках таких распространенных предметов вооружения, как щиты и латы. О том и другом мы знаем не только по сочинениям Гомера. О щитах можно судить по изображениям микенского периода, а о латах – по некоторым уникальным археологическим находкам.
Административное деление Пилоса установлено по частоте упоминания топонимов: более значимые упоминаются чаще. Выяснилось, что область была разделена на две провинции: "по ту сторону" и "по эту сторону" горы Игалеон (Aigaleon). Провинции разделялись на районы, в которых лежат в прибрежной полосе и семь (или восемь) в Мессенской долине. Пилос был одновременно столицей всего царства и одной из провинций. Вторая провинция – Левктрон (Левктры?) с одноименным городом. Глава каждого района именовался ко-ре-тэ (курет), его заместитель – ро-ро-ко-ре-тэ. Скорее всего, куреты – корпорация жрецов, правящая исходно теократического государства, в котором царь обладал высшей жреческой властью. Термином "басилеи" обозначались племенные вожди локальных поселений – своего рода старосты, играющие весьма скромную роль. Имелись названия и некоторых других должностных лиц, функции которых трудно определить
Привычно считать, что микенская эпоха была рабовладельческой, но никаких доказательств тому нет. Указывание на места происхождения работников, скорее, может быть связано с особенностями их профессиональной ориентации или языка. Работники и их дети приписывались к храмам – были храмовыми крестьянами и слугами. Многие них занимались скотоводством и ремеслом или же выступали как арендаторы земли, платившие храму за свой надел продовольствием. Если это и были "рабы", то "рабы божьи". Кроме храмовых земель, были и теменосы – священные земли, которые считаются закрепленными в прямом царском управлении (или управлении главного храма).
В Пилосе было организовано плановое хозяйство и строгий учет в дворцовой бухгалтерии. Кузнецам выдавался металл, а от них дворец получал готовую продукцию, расплачиваясь продовольствием. Также дворец поставлял кузнецам подмастерьев. Об объемах обработки металлов говорят отдельные записи, учитывающие 217 топоров, 50 мечей, 462 пары колёс и так далее. Количество кузнецов в Пилосе оценивается примерно в 400 человек.
Ткачи, изготовлявшие белые и цветные ткани, а также одежду, работали на том же принципе: получали материал и сдавали определенное количество готовой продукции. Для дворца также работали парфюмеры, изготовлявшие благовонные масла. Учетные записи свидетельствуют о распределении сырья и получении готовой продукции.
Среди табличек нет тех, которые вели бы учет оружия. Скорее всего, такой учет велся на каких-то других носителях, например, на папирусах. Но, скорее всего, его производили и хранили в другом месте – в самом Пилосе. Так же, как и золотые изделия. Лишь на одной табличке указаны два меча (если "кифос" в данном случае означает "меч" или "оружие"). Также в табличках нет сведений об изготовлении колесниц – только о парах колес. Видимо, одноосные колесницы были распространенным транспортным и боевым средством.
Лишь несколько табличек проливают свет на военную организацию. Одна табличка собирает 30 гребцов из разных мест, другая (не полностью сохранившаяся) говорит о 569 гребцах. Предположительно 30 человек – это экипаж одного корабля и одновременно – боевая единица. Другая категория военных единиц – охрана побережья, разделенного на 10 секторов, каждый из которых возглавляется должностным лицом. Общее число учтенных таким образом воинов достигает 800. Еще один тип должностных лиц – либо "офицеры связи", державшие в курсе дела дворец, либо командиры отдельных подразделений войска, связанных с береговой охраной.
В целом сведений о военной организации недостаточно, чтобы считать, что они отражают основу военной организации Пилоса. Скорее всего, дворец не имел отношения к организации войска, а лишь создавал отдельные контингенты, опираясь на свой управленческий аппарат, связанный с окружающими поселениями.
Археологический музей
Археологический музей Пилоса был построен в 1956-58 в деревне Хора. Первоначально музей был построен для находок, обнаруженных при раскопках Карла Блегена во дворце Нестора, а также Спиридона Маринатоса в провинциях Пилия и Трифилия. Сегодня в музее находятся экспонаты, относящиеся к микенской эпохе, а также есть экспонаты, которые принадлежат к архаической, эллинистической, римской эпохам и охватывают историю всей Мессенской области. Экспонаты были обнаружены в разных местах и не создают целостной картины жизни древнего Пилоса и его окрестностей.
Из экспонатов особенно ценны погребальный пифос из Коконары (Кукунары), отделка шлема воина из зубов кабана, три стеклянные вазы и большой молдинг купольной гробницы в Трагане.
Важной находкой в Трагане является алебастровый сосуд с подробным изображением многовесельной галеры микенских времен. Датирование сосуда 9 в до н.э. подтверждает гипотезу о том, что многие технологии и социальное устроение постмикенской эпохи во многом сохранились и были переданы в архаический и классический период истории Древней Греции.
Ваза с осьминогом из погребения в Роутси
указывает на влияние минойского искусства
Обшивка шлема из клыков кабана (Коконара)
Находки из погребения Роутси (в нескольких километрах от дворца Нестора и Хоры, Мерсинохори) извлечены из камерных и купольных гробниц и относятся к периоду 1680 и 1300 до н. э. В относительно небольшом толосе (диаметром 5 м), который оказался нетронутым, найдены предметы роскоши и другие артефакты. Среди находок – медный меч, три медных кинжала с инкрустацией и украшениями чернью (два из них считаются импортированными с Крита). Эти находки выставлены в Национальном археологическом музее Афин. Здесь же были найдены предметы из золота и драгоценных камней, использованных для ожерелий. В общей сложности в толосе было пять погребений, включая "могилу принцессы".
Изделия из "золотоносной" гробницы Перистерия (округ Кипарисия), раскопанной в 1965 году(всего рядом были обнаружены три гробницы, остатки домов и оборонительной стены), аналогичны найденным в Микенах – золотые изображения сов и тритонов, розетки, золотой накладки (ок. 1500 г. до н.э.). Также были найдены три золотые чаши с тиснением в виде спиральных мотивов (подобные кубкам из Вафеио, Лаконика) и диадема (подобная найденным в захоронениях Микен). Здесь же найдена самая ранняя фигурка из Мессении, представляющая собой женскую фигуру в длинном платье, видимо, критского происхождения.
Глиняная табличка с записями дворцовой "бухгалтерии"
Конический ритон "пей до дна", украшенный пальмами
Сосуд для процеживания воды или выдавливания сока
Помимо бытовых принадлежностей (в основном из дворца Нестора), в музее представлены предметы ритуального значения из многих гробниц, разбросанных по Мессении.
Из группы гробниц в Волимидии (Хора), представлены следующие артефакты.
Погребальный инвентарь из гробницы Ангелопулос: маленькие кувшины, чашки типа “кефтиу”, составные емкости из двух или трех алебастровых сосудов, объединенные одной ручкой, кувшины и чаши – утварь поминального обряда. Многие предметы либо импортированы с Крита, либо имитируют критские изделия, включая росписи спиральными мотивами и листьями плюща. Термин "кефтиу" почерпнут из египетских текстов, где он обозначает один из народов, населяющих минойский Крит или в целом все критское население, или же, наконец, просто торговцы критской посудой. На египетских настенных росписях кефтиу несут дарственные кубки различной формы.
Интерес представляет медный двойной топор небольших размеров, который мог иметь лишь чисто ритуальный характер. Более крупные экземпляры подобного типа теоретически могли быть связаны с приготовлением пищи для погребального пира, но все же наличие мелких образцов побуждает остановиться на том, что двойной топор не имел практического применения.
Здесь же найден бронзовый ритон с головами животных – быка, оленя и крупного рогатого скота. Сосуд украшен также линейным рисунком. Этот ритуальный предмет был найден на вершине кучи посуды. Судя по бронзовым головам животных, можно предположить, что данное захоронение принадлежит охотникам и скотоводам.
Большое количество керамики и стекла римского периода подтверждает, что гробница была вновь использована в этот период.
Среди погребального инвентаря из гробницы Трагана-Вороулия интерес представляет сосуд из двух емкостей, связанных небольшой ручкой на ободе – возможно, нечто подобное "двухдонным" сосудам, описанным у Гомера. Как пить из такого сосуда – непонятно. Одна емкость в этом случае должна быть пуста. Не вполне понятна также функция конического сосуда с четырьмя чашками по ободу с внутренней стороны. Возможно, это масляный фонарь или устройство для плетения шнура.
Толос в Трагана датирован 17 в. до н.э. и имеет диаметр 7,3 м. Он непрерывно использовался вплоть до протогеметрического периода. Среди находок из гробницы имелись три пифоидные амфоры с цветочным декором, состоящим из лилий и плюща, два бронзовых сосуда с ручками, несколько предметов, представленных в Национальном археологическом музее Афин: камень из сердолика с изображением грифона, а также терракотовая пиксида (коробочка) 12 в. до н. э. с редким изображением парусного корабля.
При раскопках толоса в Трагана были обнаружены остатки колесницы (видимо, перевозившей умершего до места погребения), медная амфора с двумя руками, подставка, мелкие медные предметы. Все они были сильно деформированы, что, возможно, указывает на своеобразный ритуал: вся посуда, примененная во время тризны по усопшему, размещалась вместе с его телом, но предварительно портилась.
Погребение из Паппоулия представлено тяжелым каменным кругом непонятного назначения. От него радикально от подковообразного сооружения были размещены погребальные кувшины.
В гробницах Кефаловрисо (округ Аристоменис) и Коронио (Петалиди) обнаружено множество находок, подобных тем, что найдены в Микенских захоронениях – большой стакан (или стамнос) оформленный двойными ручками и раскрашенный концентрическими кругами, статуэтки крупного рогатого скота, статуэтки Ψ-типа. Некоторые римские изделия римской посуды "терра сигиллата" показывают, что гробницы использовались повторно в более поздние времена.
В могильниках часто обнаруживались небольшие диски, напоминающие весы. Считается, что их помещали в могилы для взвешивания души в загробном мире.
В музее представлены следующие фрагменты росписей дворца Нестора: охотничьи собаки коричневой или белой (с точками) расцветки, мужские фигуры, ведущие собак, – из вестибула дворца Нестора, львы и грифоны из "комнаты царицы", сцена битвы над рекой, уже упоминавшийся выше музыкант с лирой (возможно, часть изображения праздничной процессии), женская голова (т.н. "белая богиня"), часть фриза с изображением морских полипов и синих птиц.
Из дворцовых кладовых в экспозиции представлены образцы различной посуды, многие из которых почернели от огня, погубившего дворец. Также любопытными являются находки из могилы (видимо, возникшей уже после гибели дворца на месте одного из помещений) с бусами из аметиста и сердолика, золотой пластины и золотой фигурки в форме головы воина.
Из камерной гробницы Коккевис у деревни Хоры представлены находки из протогеометрического периода: амфоры, кратер с изображением сцены охоты чаша с линейными белыми украшениями.
Захоронения из Тсакалис, Канакарис и Нижнего города у дворца Нестора представлены медной чашей с длинными прямоугольными ручками, маленькой бутылочкой (возможно, для кормления), женской фигуркой, несколькими ожерельями из золота или полудрагоценных камней, набором для личной гигиены, содержащим бритву и два зеркала, коническим ритоном, украшенным пальмами и египетскими цветочными мотивами, высокой чашкой "кефтиу" с винтовым рисунком.
Предметы из гробницы Вайенас близ дворца Нестора показывают, что здесь в основном хоронились воины, но есть свидетельства о, по крайней мере, одном женском погребении. Помимо керамики здесь найден набор для личной гигиены (зеркала и бритвы), изготовленный из меди и слоновой кости, ножны для кинжалов, большое число испорченных кинжалов и мечей – возможно, трофейное оружие, которое было намеренно испорчено.
Локализация множества погребений микенского периода между северо-восточной частью бухты Наварино и "дворцом Нестора" очерчивает ядро государственного образования с множеством местных правлений, подчиненных хозяйственному управлению со стороны дворца и военному управлению со стороны "Пилоса Нестора".
"Дворец Нестора". Вид на мегарон с хозяйственными помещениями