© Сергий Чернец, 2018
ISBN 978-5-4490-2572-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Древние люди
Манеры – поведение человека в обществе
Благородство манер воспитывается на примерах. Примеры человеку дают его родители в первую очередь, а потом и окружение его, общество в котором человек живет.
Нет большей вульгарности, чем чрезмерная утонченность. Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований, самоограничений.
Вставай! Так – долго отдыхая,
Утратишь силу ты сполна!
Ведь не приносит урожая
Невспаханная целина!
Когда б хоть половину тех усилий,
Что отданы ведениям войны,
Мы делу просвещенья посвятили, —
Нам арсеналы были б не нужны.
И «воин» стало б ненавистным словом,
И тот народ, что вновь, презрев закон,
Разжег войну и пролил кровь другого,
Вновь, словно Каин, был бы заклеймен.
В характере, в манерах, в стиле, во всем что есть прекрасное, – это простота. Когда природа оставляет прореху в чьем-либо уме, она обычно замазывает её толстым слоем самодовольства.
Не многие из нас могут вынести счастье других – счастье близких, зависть одолевает иногда до безумия.
Секрет успеха в обществе, среди себе подобных прост – нужна известная сердечность, нужно расположение к другим доброе. Один шаг не только – от великого до смешного, но и наоборот, – от смешного до великого тоже один шаг.
Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века, у всех народов, у разных классов общества – люди иначе понимали счастье…. Как пример, – если сравнить «воздушные замки» крестьянина и философа-ученого, то архитектура замков окажется различной:….
Правильное поведение, манеры, от недостатка силы воли человека страдают больше, чем от недостатка знаний: если не знаешь-не понимаешь, сдержись, не злись, не суетись. Не отсутствие знания, а отсутствие силы воли не дает нам поступать правильно: жестокость порождает жестокость, кротость и малодушие порождает малодушие в ответ.
Самообладание (сила воли) как все качества, развивается через упражнения. Кто хочет управлять страстями своими в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности своей. Иногда сама жизнь учит человека, сама судьба его: если в юности человек пережил войну и видел десятки смертей – он к смерти относится более сдержанно.
Распущенность в манерах всегда ведет за собой распущенность принципов. Грубое и резкое обращение закрывает перед человеком все двери и все сердца людей окружающих.
Вежливость хорошо определили умные люди с древности, – как благожелательность в мелочах. Как из кирпичиков дом, из мелочей складываются отношения. Человек – не что иное, как ряд его поступков.
Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия, – отсюда следует знать законы общества, в котором ты находишься.
Истинную вежливость необходимо рассматривать как долг (перед обществом), ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.
Вежливость есть знак и готовность к услугам (помочь пожилому, женщине место уступить), по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства и дружбы, ибо друзьям то мы всегда рады услужить.
Совесть человека со всё большей силой укоряет его в том, что собственность, вещизм, превращены неправильно в абсолют.
Известно Чеховское: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Мы можем называть дикарями другие народы, потому что их нравы отличаются от наших, которые мы, конечно же, считаем верхом учтивости; но и они – тоже самое думают о своих нравах….
К примеру, показано в фильме про Робинзона Крузо: когда Пятница, еще не знающий языка Робинзона, решив его отблагодарить, предложил ему скушать большого паука тут же пойманного около хижины. Робинзон отверг предложенный «кусок пищи», и предложил выкинуть паука вон, на что Пятница показал ему знак: распростертые врозь открытые ладони рук, знак «дурака». Ибо человеку предлагают отменную пищу аборигенов, лакомый кусок: «паука богатого мясом и вкуснейшего», а он отказывается и выкидывает пищу – конечно же это «дурак».
Прямую цену уму дает благонравие. Без умного поведения – умный человек выглядит чудовищем.
Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости. Не имеют стыда, чтобы признаться в своих ошибках, не ищут ложных оправданий. Так Эйнштейн признал что ошибался, когда теорию квантовую отвергал….
Еще Петр 1 учил дворян манерам, издав указ: «Кто станет говорить речь, другому – не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честнЫм людям надлежит, а не как бабам-торговкам».
В одиночестве человек – слабое существо, в единении с другими – сильное.
Большинство людей – животные, они принесли с собой в мир только способность человечности, и её только нужно воспитывать, воспитывать с усердием и трудами. А как мало людей, в ком трудами воспитана человечность сегодня! И у самых лучших людей – как нежен, как хрупок этот взращенный в них божественный цветок Человечности. Его легко можно повредить страстями – в сегодняшнем мире переполненными – это и деньги и удовольствия различного порядка.
Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения – необходимы человеку; друзья нужны – они раздвигают и поднимают низко насевшие над человеком тучи.
В дружбе нет ни должников, ни благодетелей. Но о дружбе – это другая история.
Конец.
Редактирование содержания
литературной рукописи, или развивающее редактирование.
1. Что такое развивающее редактирование (Developmental Editing).
Редактирование содержания ― это основной вид литературного редактирования произведений начинающего писателя, известный ещё как «развитие рукописи».
Если автор понимает, что в его рукописи не всё в порядке: 1) с литературной историей, 2) сюжетом, 3) фабулой, 4) композицией,
и с другими основными элементами литературного произведения, но сам не способен их исправить в ходе пересмотра рукописи, то он может, минуя критику, сразу обращаться за развивающим редактированием.
Развивающее редактирование нацелено на получение ответа на основной вопрос: «Чем плохи литературная история, сюжет и фабула произведения?»
Развивающий редактор представляет рукопись, как единую завершённую картину и анализирует идею и тему произведения, сюжет и фабулу, структуру, композицию, точку зрения и тип повествователя, конфликт, мотивы.
В ходе этой работы редактор обозначает конкретные проблемы рукописи:
– перекосы в структуре произведения (например, затянутое предисловие, слишком поздний конфликт, скомканный кризис, ломающие композицию временные пробелы в литературной истории),
– нестыковки в сюжете и фабуле,
– неверно выбранный повествователь,
– всякого рода логические и смысловые несоответствия,
– слабая мотивировка персонажей и нелогичность их развития,
– недостаточная проработка (непрописанность) характеров,
– отсутствие единства стиля,
– неопределённость с целевым читателем и др.
При этом редактор, выявляя проблемы рукописи, может предложить автору сократить или, напротив, дописать, переставить местами, изменить нуждающиеся в исправлении фрагменты, дать автору свои конкретные соображения по их переработке.
Личные жанровые предпочтения редактора не имеют значения. Редактор, к примеру, может не любить крутые детективы, но он разберётся:
1) основан ли ваш детективный сюжет на интересном преступлении,
2) оценит замысел произведения, имеется ли присущий жанру крутой конфликт,
3) достоверен ли образ преступника,
4) достаточно ли правдоподобно (с точки зрения достижения художественной правды, конечно, а не сыскного уголовного законодательства), раскрывается преступление,
5) удовлетворительна ли кульминация,
6) правильно ли расставлены ключевые сцены и др.
Есть сложности в написании художественного произведения, как видно из этого отрывка о редактировании литературного труда писателя. Во-первых, сам автор должен правильно писать и редактировать сам свой текст. Но для этого нужно знать элементарное: что такое сюжет и что такое фабула (?).
Сюжет:
Сюжет – это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.
В предельно общем виде сюжет – это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: 1) экспозицию, 2) завязку, 3) развитие действия, 4) кульминацию, 5) развязку и 6) постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).
Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» – сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью – в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).
По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные.
Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам».
Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:
– О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
– О долгом возвращении (Одисей)
– О поиске (Ясон)
– О самоубийстве бога (Один, Аттис)
Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1865 книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.
Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Первоначально термин «фабула» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение – басня, побасенка, сказка, то есть произведение определённого жанра.
В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда – указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.
Конец.
Человек венец животного мира Природы
Жили на Земле муравьи, – и расплодилось потомство их, и овладели они большой территорией, на которой стало не хватать им пищи. Тогда разделился муравейник надвое, и пошли половина муравьев завоевывать новую территорию. Но пищи на новой территории не хватило надолго. Тогда пошли «беглые» муравьи назад. Но их не пустили обратно – началась война за территорию.
Жили на Земле Львы. Лев, вожак стаи, образовал большую семью – прайд. И расплодились львы и владели они большой территорией, на которой паслись косули, бараны, коровы дикие в пищу им. Но прайд расплодился и молодые львы пошли на другую территорию. А когда они встречались, два разных прайда, две семьи – они воевали между собой за территорию.
Жили на Земле люди, и они воевали между собою испокон веков.
Чем человек отличается от животных? – ничем. Разве что мозгом, в котором извилин больше? – нет! – у дельфинов извилин в мозгу гораздо больше. У человека нет хвоста? – есть, – он уменьшился за ненадобностью, остались только несколько позвонков на копчике (каждый может посмотреть и пощупать свой хвост: пусть тот человек, который скажет (возомнит себя) – я не животное пощупает свой хвост!). У человека нет зоба? – как у птиц, в котором они переносят корм для своих птенцов, – есть зоб, его остатки у человека. Жвачные животные хранят пищу про запас в отростке от кишок, в апендиксе, чтобы потом отрыгать и, пережевывая, насыщаться на отдыхе ночью; есть и у человека апендикс, за ненадобностью уменьшенный. Человек хранит пищу вне тела, для этого изобрел сосуды, подполья и сараи-склады.
Но он, человек, лентяй, – вот чем отличается он от животных? И животные лентяи, – зачем добывать пищу, когда можно отобрать у другого. А некоторые шакалы дожидаются и едят остатки от обеда других.
У больших рыжих муравьев есть рабы – маленькие черные муравьи. Рабы собирают пищу, сами едят мало, а рыжие только воюют, охраняют территорию и живут за счет труда черных муравьев. Рабство человек не изобрел! Также у муравьев есть целое Государство, с разделением труда, с чиновниками, надзирателями и подгонялами и воинами и охраной Царицы муравейника, вокруг которой свита из самцов-приживалов, которых меняют-убивают всякий раз, как они Царице надоедят.
Миллионы лет в Природе всё уже было и это проявляется в Человеке, как сейчас модно говорить – генетически! – ага! Вот, вдруг, человек изобрел новое в управлении миром своим: демократию …. Это уже пройденный этап в Природе. Все мечты о Рае присущие человеку – это мечты природные, генетические.
Для удобства изучения ученые систематизировали живую природу, разделив всё живое на группы по родственному признаку. Люди относятся:
1) к царству животных (они не насекомые),
2) к типу позвоночных, к классу млекопитающих. Класс млекопитающих делится на 20 отрядов (мы же морские киты). Человека причисляют
3) к отряду приматов. В этом отряде есть
4) Семейство гоминидов, включающее все древние вымершие виды людей и современного человека.
ДНК шимпанзе и человека сходны на 99%.
Даже группы крови обезьян бонбо – сходны, у них такие 4 группы крови. И ходят они на двух ногах, не сгибаясь в коленях!
Итак, не зря многие из великих говорили: человек это животное – на двух ногах и без перьев! – как тот же древний грек.
Конец.