Вы здесь

Древние искатели правды. Путь к истокам. Глава 3. Зарницкие холмы (Олег Радмиров)

Глава 3. Зарницкие холмы

После разговора с князем, Очеслав сразу отправился в пределы священной поляны. Прибыв на место, он услышал со спины знакомый еще с самого детства голос.

– На этом месте ты много раз одерживал вверх над своими соперниками – сказал Боголеп – Эта земля пропитана твоими победами и славой. Здесь многие жители нашего города дарили тебе любовь и признание. В этом месте ты особенно силен и я хочу, что бы ты поверил в то, что ты сможешь преодолеть все препятствия, с которыми тебе придется столкнуться при выполнении поручения князя. Князь не рассказал тебе всего, что тебе требуется знать. На самом деле угроза, с которой сталкивается наш народ еще более серьезная, чем он говорил и поручение, полученное тобой от князя намного сложнее, чем ты можешь представить.

– Почему выбрали меня Боголеп, а не кого-то более достойного и мудрого? – спросил Очеслав.

– Можешь считать, что ты родился под счастливой звездой – ответил Боголеп – Кроме того, для выполнения поручения князя нам нужен был человек, который хорошо знает прошлое междуречья, а ты сын Драголюба, который в свое время считался одним из лучших летописцев нашего города. Конечно, мы могли поручить это задание более опытному, но твоя решительность, умение убеждать других и правильно организовывать тех, кто находится рядом с тобой решили исход нашего выбора. Благодаря победам твоих бойцов на воинских состязаниях мы убедились в наличии у тебя всего того, что я сказал.

Более того, ты достаточно молод. Молодежь некоторых наших поселений во многом отошла от древних традиций и не так сильно прислушивается к мудрецам, а вот к такому молодому как ты, они могут прислушаться. Об этих поселениях я тебе еще расскажу подробнее, но не здесь, а у склонов Зарницких холмов. Ты должен знать тонкости не только общения с мечом, но и тонкости общения со своим внутренним миром, который еще полностью не открылся в тебе. Внутренний мир откроется тебе в полную силу совсем скоро, когда тебе исполнится тридцать три года.

Как ты знаешь, у склонов Зарницких холмов находится священное место почитания природы, куда зимой мы отправляемся для празднования наступления нового года. Вот туда мы и отправимся. Там ты должен прислушаться и прикоснуться к силе природы наших краев. Поплывем туда завтра на рассвете, так что готовься. Ты можешь взять с собой одного из твоих самых проверенных людей, который, обладает хорошим опытом в военном деле и согласится с тобой пойти. А теперь возвращайся домой. Объясни близким тебе людям, что отправляешься в дальний поход по поручению князя и ни слова об угрозе вторжения. Суть твоего похода должна остаться в тайне.

В тот же день Очеслав попрощался с родными и в качестве спутника в поход выбрал Братислава, которого Боголеп немного позже посвятил в суть похода. На рассвете соратники по воинским состязаниям вместе с Боголепом отплыли из Асарга.

Путь до Зарницких холмов оказался не долгим. Течение реки так быстро несло их лодку, что не успел Очеслав опомниться, как с левого берега реки показалось поселение Зарницево, а сразу за поворотом русла реки Зарницкие холмы.

По выходу на берег Очеслав начал спрашивать Боголепа о тонкостях похода, который предстоял единородцам.

– Что я еще должен знать для выполнения поручения князя? – спросил Очеслав.

– Ты торопишь события Очеслав, я собирался об этом тебе поведать после посещения нами священного места – сказал Боголеп – Но вижу, что ты не успокоишься, пока все не узнаешь.

– Это точно – подтвердил Очеслав.

– Тогда слушай – сказал Боголеп – Я собирался тебе рассказать о старом Асарге то, чего ты мог не найти в летописях нашего города. В развалинах старого Асарга имеется огромный камень, который повествует о великом сражении жителей старого Асарга с завоевателем земель междуречья. На одной стороне этого камня были высечены все рода асаргов междуречья и даже отдельные племена народов, которые не относились к асаргам, но которые были обязаны участвовать в сражении на стороне наших предков. На обратной стороне камня были высечены те племена и те народности междуречья, которые нарушили свой договор со старым Асаргом и не явились на помощь ему в назначенный час. Свидетельства этого договора вы можете предоставить додлифам, которые были обязаны участвовать в сражении, но нарушили этот договор. Возможно, что додлифы исполнят свой долг спустя сотни лет, если вам удастся их убедить.

Последние записи на камне высекались, когда защитниками города было принято решение дождаться ночи и в это время атаковать превосходившие силы противника взявшего в осаду город. Защитники города разделились на две группы. Первая группа должна была напасть на главные силы противника. Вторая группа должна была создать брешь в кольце сил противника, которое охватило город. Это нужно было сделать для создания прохода из города для тех, кто не был воином. В итоге, и первой и второй группам удалось выполнить свои задачи. Вторая группа создала нужный проход для женщин и детей, а первая начисто уничтожила отборные отряды противника и их полководцев. Лишившись своих полководцев и не ожидая смелой вылазки, вражеское воинство потеряло боевой дух и не стало преследовать наших отступающих предков. Враг получил столько потерь, что не только не смог продолжить завоевание междуречья, но и отступил обратно на свои земли и больше в наши земли не приходил. Уцелевшим асаргам удалось уйти на север и основать новый город.

– Расскажи тогда почему, после того как остатки вражеских войск ушли с территории междуречья, асарги не вернулись восстанавливать старый город? – спросил Очеслав.

– Дело в том, что наши предки опасались заразы, которая распространилась в те времена на территориях осажденных врагом – ответил Боголеп – При осаде города гибло много вражеских воинов. Зачастую враг не успевал их хоронить. Кроме того, войны врага болели болезнями, которые раньше никогда не встречались в междуречье. В итоге, возникали целые очаги заболеваний, но были и другие причины, по которым было принято решение не восстанавливать старый город.

– Какие же еще были причины, мудрец? – спросил Очеслав.

– Любознательности тебе не занимать – сказал Боголеп – Наши предки не хотели возвращаться в старый Асарг еще и по тому, что враг сжег близлежащие к городу леса и засеянные поля, чем очень сильно осложнил бы возрождение города. Кроме того, при возрождении города могли бы возникнуть риски набегов на город кочевых племен. Дело в том, что многие южные кочевые племена знали о том, что старый Асарг вел изнурительную войну с южными завоевателями и следили за итогами войны. При восстановлении города могли возникнуть риски набегов таких племен. Эти племена тешили себя надеждой на скорейшее разграбление Асарга. В свое время, территория, на которой находится современный Асарг, была в то время не заселена и враждебные Асаргу племена не заходили в те земли. Вот собственно и все причины, по которым старый Асарг был оставлен.

Теперь расскажу о враге, с которым мы вели войну. Наши предки воевали с царством людей моря. Столица их царства называлась Боняти и находилась на огромном острове южного океана. Остров этот сейчас называется Сверпый. Влияние островитян распространялось на многие прибрежные поселения и небольшие города междуречья. Они славились как торговцы и строители больших каменных городов. На некоторые прибрежные поселения и города влияние было настолько сильным, что постепенно они стали частично управляться людьми моря.

– Что нам нужно знать о южных царствах круергов и стардумцев, что мы можем еще не знать? – спросил Очеслав – И вообще, почему эти царства в те давние времена так просто пропустили через свои земли завоевателя с острова Сверпый и дали ему возможность напасть на наших предков?

– В те далекие времена не было как таковых круергов, да и стардумцы были другими – ответил Боголеп – Например, вместо народа, который мы называем круергами, раньше были разрозненные после троянской войны потомки главным образом троянцев и ахейцев. Племена этих народов не сразу образовались в самостоятельный народ. На протяжении долгого времени в состав будущего народа вливались многие другие небольшие народы и племена. Со временем в состав круергов вошли даже родственные нам отдельные племена этрусков. Объединенные племена этих народов мы стали называть круергами только после основания ими большого города и массового появления у них рабовладельцев. Стардумцы же являются более древним народом, но и они раньше не включали столько много разных племен как сейчас. Сейчас в крови стардумцев кого только нет. Здесь можно говорить и о древних минойцах, и те же ахейцах, и даже жителях некоторых более северных земель.

Раньше некоторые племена, которые вошли в состав круергов и стардумцев чем-то напоминали нынешних кочевников, земли которых сейчас находятся между нашими землями и землями этих южных царств. Правда в те времена предки круергов и стардумцев уже стремились к объединению и некоторые из них уже возделывали поля. Не удивительно, что ты раньше этого не знал, так как сведения об этом хоть и есть в наших рукописях, но их не так много. Возможно, что ты их еще не успел изучить. Думаю, что на этом разговор должен быть закончен, пора бы нам уже собираться и идти.

Повинуясь словам Боголепа, единородцы двинулись в путь. Священное место у Зарницких холмов было совсем не далеко и путники очень скоро оказались на большой поляне. В центре поляны располагались огромные каменные блоки и деревянные идолы. Перед тем как вступить на поляну, Боголеп всем напомнил, что это место является местом почитания природы, проведения обрядов и празднеств.

– Сегодня, недалеко от этого места, вы будете ночевать – сказал Боголеп – Благодаря этому, а также тому, что я вам расскажу, вы должны будете увидеть особые сны, которые нужно будет запомнить.

Как я уже говорил, это особое место почитания природы. Именно в таких местах мы изображаем силы природы в виде идолов. Однако, это не означает, что мы преклоняемся перед этими идолами, как думают чужеземцы. Чужеземцы ошибочно считаю асаргов многобожниками и идолослужителями. На самом деле бог у нас один. Он проявляется в разных силах природы и это сбивает с толку поверхностных людей. Они не понимают, что бог един, но он един в своем многообразии. Мы почитаем не идолов, а то, что они для нас олицетворяют, а именно стихии природы. Эти стихии являются проявлением творца всего сущего, и все исходит от него.

В центре этой поляны стоят четыре основных идола, которые изображают стихию огня, воды, воздуха, земли. Наиболее почитаемая нашим народом является стихия огня. Вы все знаете, что девушки нашего города часто по праздникам водят хороводы вокруг огня – силы природы защищающей нашу землю от завоевателей.

– Знаю – сказал Очеслав – На празднествах мы еще прыгаем через огонь для истребления болезней и напастей. Не раз был свидетелем того, как болезнь отступала после взаимодействия с огнем. С огнем у нас много что связано. А вот почему с другими стихиями у нас все не так хорошо как со стихией огня?

– Дело в том, что стихия огня наиболее древняя из стихий – ответил Боголеп – Она способствовала появлению остальных стихий и наш народ, сохранил наибольшее количество знаний об этой стихии. Знания об остальных стихиях во многом были утеряны. Однако, несмотря на это, для нас, каждая стихия природы чрезвычайно важна. Мы же часть природы. В каждом из нас заложена частичка бога, а он во многом и проявляет себя через стихии. Мы должны научиться понимать законы проявления подобных сил. Или ты думаешь, что бог хочет, чтобы мы ничего не умели и ничего не знали?

– Конечно, я так не думаю – ответил Очеслав – Если мы несем в себе частичку бога, то должны знать и уметь как можно больше. Иначе как мы можем считать себя частью мудрого творца, будучи безмозглыми?

– Кажется, что ты все правильно понял – сказал Боголеп – Мы сами себя должны приблизить к богу и стать мудрее. Это труд и большой, но без него нельзя подняться.

– Я слышал в Асарге, что за пределами наших земель есть люди, которые считают, что стихии природы имеют своих собственных богов, которые друг с другом сражаются и заключают союзы – сказал Очеслав – Что ты можешь на это сказать Боголеп?

– Мы жрецы Асарга, негодуем, когда у того или иного народа возникает представление, что у них якобы несколько «богов», представляющих ту или иную стихию. Ведь совершенно очевидно, что стихии не могут быть богами хотя бы по тому, что они не знают, что есть добро или зло. Они лишь силы природы, посредством которых происходят изменения в материальном мире.

Также негодование вызывает и то, что некоторые считают необходимым принесения богам человеческих жертвоприношений. Им невдомек, что бог есть любовь, а любовь не может желать убийств и причинения боли. На мой взгляд, есть и еще одно заблуждение, которое мы можем сейчас обсудить. Например, многие признают, что бог знает все, он всесилен. Но тогда не ясно, зачем эти многие молятся. Они же должны понимать, что бог и без их молитв знает, что человеку нужно и помогает человеку не за то, что он помолился, а за то, что человеку нужна помощь.

– Вероятно, что они уподобляют свои отношения с богом, как отношения с торгашом на заморском рынке – продолжил мысль жреца Братислав – Помолился и таким образом выторговал у бога благословение. Помолился еще и получил прощение за причиненное зло.

– Если касаться последнего, то дело вообще не в прощении, а в том чтобы изменятся в лучшую сторону – сказал Боголеп – Именно этого бог и желает. Получать прощение невежественному человеку легко и опасно, ведь он может начать думать, что и в следующий раз ему проститься причиненное им зло. Главное человеку меняться в лучшую сторону и достойно принимать наказание за причиненное зло, а не трусливо получать прощения, которое может привести к ложному ощущению безответственности. Если человек меняется в лучшую сторону, то, зачастую, прощение происходит незаметно для него и без дополнительного обращения к богу.

Однако, этими рассуждениями данный вопрос не исчерпывается. Дело в том, что когда человек просит бога о чем либо, то он, как правило, не знает что ему действительно нужно на самом деле. Человек может попросить у бога богатый дом, дорогую одежду, власть, но не понимает, что бог создал человека по своему образу и подобию как сущность духовную, а развитие духовных качеств и накопительство материальных благ вещи не совместимые. В этой связи, многие не понимают, что бог в ответ на молитву не будет даровать человеку богатый дом или успех в каком-либо деле, если для духовного роста человека необходимо совершенно другое. Это не говорит о том, что люди должны жить в нищете, что абсолютно не верно, это говорит о том, что человек не должен ставить превыше всего материальные ценности.

И все-таки, возможно, что некоторая польза от молитв, с которыми обращаются к богу чужеземцы, все-таки есть. Ведь если человек будет искренне верить в то, что молитва подействует, то он лишний раз будет думать о том, что он не одинок, что есть бог, который заботится о нем. У представителей тех или иных верований, возможно, имеются и другие обоснования молитв, но у нашего народа они не прижились. Петь гимны о природе и творце, работать над собой, вот чем мы предпочитаем заниматься. Во многом именно таким образом мы стремимся стать ближе к богу. Не умещается в голове асарга то, что можно молиться самому себе. Ведь признавая, что частичка бога находиться в каждом из нас, мы признаем, что являемся в каком-то смысле частью бога.

– А как лучше общаться с нашим творцом? – спросил Братислав.

– А вы с Очеславом напористы – сказал Боголеп – Наверно это вам во многом пригодиться. Скажу так, создатель не так далеко от человека как многие думают. Его частичка, как я уже сказал, в каждом человеке, если конечно это человек, а не подобие животного. Например, если у человека инстинкты полностью побеждают разум, совесть, честь, чувство справедливости, любовь, то это уже не человек. Чтобы начать общаться с творцом, необходимо сохранять и развивать в себе любовь. Это самое важное. Также необходимо чаще прислушиваться к своей совести, развивать свои духовные качества, приобретать новые знания. Так, например, наши предки признавали, что знания дороже каких-либо материальных ценностей. Если после смерти человек может на тот свет забрать знания, то золото или другое материальное богатство забрать не может.

Наши предки были намного ближе к богу. Они обладали огромными знаниями о мироздании. У них не было причин верить в бога, так как они знали его лично. Благодаря наличию у них таких знаний они возводили огромные каменные сооружения невообразимых размеров, создавали механизмы, о предназначении которых мы сейчас можем только догадываться. Будучи потомками этих великих людей, наша задача состоит в том, чтобы, по крайней мере, сохранить те знания, которые у нас еще остались. А теперь спите, на сегодня достаточно.

Проснувшись утром, Очеслав и Братислав стали спрашивать жреца о жителях поселений, которые им необходимо было посетить при выполнении поручения князя.

– Выполняя возложенные на вас с Братиславом обязанности, вам придется много общаться с жителями поселений в междуречье – сказал Боголеп – Сначала вы посетите поселение Зарницево. Жители этого поселения, как и мы, хранят заветы предков. Их уклад жизни практически такой, как и в Асарге. Вам будет легко найти с ними общий язык.

– Я слышал, что поселение было названо Зарницево по причине того, что на другом берегу от поселения расположены Зарницкие холмы со стороны, которых происходит восход солнца – сказал Очеслав.

– Это верно, но есть и еще одно объяснение – сказал Боголеп – В пору сбора урожая и в темное время суток на горизонте холмов жители поселения часто видели вспышки света порожденных молниями. Это тоже повлияло на название поселения.

Еще одно поселение асаргов, которое вам придется посетить, находиться на юго-востоке от Асарга. Оно расположено не далеко от руин древнего города предков. Рекомендую вам посетить это поселение в последнюю очередь. Дело в том, что жители юго-восточного поселения крайне враждебно стали относиться к жителям Асарга. Вести общение с жителями этого поселения будет особенно сложно.

– А почему так получилось, что асарги в этом поселении стали столь враждебными к нам? – спросил Братислав – Мы же один народ. И прошлое у нас одно и предки и обычаи. Как так получилось?

– Жители этого поселения еще во времена образования поселения стали вбирать в себя обычаи других народов – сказал Боголеп – Сам посуди, где находится поселение. К востоку от поселения расположены земли улейцев, которые хотя и имеют много общего с нашим народом, но все же, отличаются от нас. К югу от поселения расположены земли кочевых племен, а к юго-востоку находятся земли стардумцев, культура которых очень сильно отличается от нашей. Вот и представь, какой бульон традиций и религий может вас ожидать в этом поселении.

– А что мы должны знать о последнем поселении асаргов, которое должны посетить? – спросил Братислав.

– В западном поселении асаргов вы наверняка уже были, но далеко не все о нем знаете – ответил Боголеп – Поселение окутано туманом суеверий и легенд. Например, у жителей поселения бытует мнение, что в Змеиной горе, что еще западнее поселения, живет огромная змея. Многие думают, что она охраняет сокровища и убивает всех, кто к ней подходит. От местных жителей вы также можете еще услышать и о существовании гиблого места, где теряются люди. Это место находится выше по течению Змеиной реки. По мнению наших западных братьев, в этом месте живут духи зверей, которые нападают на случайных путников. Еще к югу от поселения имеется озеро, которое страшит местное население разной чертовщиной. По рассказам людей, ночью в озере купаются русалки, которые могут утянуть путника на дно.

Уровень суеверности жителей нашего западного поселения постоянно подогревается новостями о всем необъяснимом, что происходит вблизи поселения. В разговоре с местным населением вы конечно должны опираться на наши традиции, однако, и суеверность местного населения должны будете учесть. Так, например, не вздумайте приходить в поселение вечером. Местные могут посчитать это дурным знаком.

Если вам все понятно, то отправляемся в Зарницево. Думаю, что задолго до полудня будем на месте. Там я познакомлю вас со старейшиной поселения. Он будет особенно рад нас видеть, так как я уже давно обещал ему направить наставников в воинском искусстве.

– Как я понимаю, наставники это мы – сказал Братислав.

– Да вы, но не стоит об этом переживать, долго обучать вам никого не придется – сказал Боголеп – А вот приобщение людей к воинским традициям сблизит нас с местными.

В поселении пробудете не больше семи дней. Я сообщал старейшине Дивиславу, что вас направят в Зарницево всего на несколько дней.