Вы здесь

Древние искатели правды. Путь к истокам. Глава 1. Город возрожденных традиций (Олег Радмиров)

Глава 1. Город возрожденных традиций

Попробуй, приоткрой завесу,

Завесу тайны смысловой.

И спешно двигайся на встречу,

Навстречу истине святой.

Автор

Время нещадно проверяет на прочность, горы и реки меняет степенно, все племена и народы меняет, и лишь сильнейших оно сохраняет. Вот и прошло уже оба столетия с битвы троянской, когда Троя погибла. Но снова на Трою город чем-то похожий, гибнет в огне под ударами ночью. Люди уходят из города предков, все оставляют, спасаясь от мора. Все покидают в надежде на север, северный город основанный позже.

Вот и еще семь веков миновало и возрожденный Асарг набрал силу. Город сколотов Скифии родной был возрожден у реки Синебирки. И основал тот народ поселения, снова вокруг возрожденного города предков. И жили асарги славяне меж рек в междуречье по старым устоям, традициям древним.

Этот народ называл себя асаргами, антуйцами его называли сарматы. У южных народов названий этому немногочисленному народу было так много, что можно было предположить, что южные народы часто путали асаргов с другими скифскими народами. В Синебирку, на берегах которой стоял Асарг и исток которой был на северо-востоке древнего Причерноморья, в те давние времена впадала Змеиная река. Асарги жили преимущественно на берегах двух этих рек, где занимались охотой, рыбалкой, разведением скота и возделыванием полей. Город асаргов отличался от других скифских городов множеством бань и храмов для проведения празднеств и обучения жителей города философским премудростям.

Однажды, когда время подошло к закату, и жители Асарга стали готовиться ко сну, у храма Велеса встретились два скифских жреца. Они неспешно присели напротив друг друга и стали тихо о чем-то говорить. Их разговор можно было бы и не услышать, если бы к ним не подошел еще один представитель жреческого сословия. С приходом Болеслава разговор оживился и пошел о пользе знаний для жителей города и новых возможностях, которые открывались перед ними при завершении возведения двух новых храмов.

– Вечная память событиям прошлого и людям, что раньше жили на земле – сказал жрец Боголеп – Кто обладает возможностью заглянуть хоть немного в эту память, тот способен познать намного больше, чем человек за всю свою жизнь на земле.

– То, о чем ты говоришь доступно немногим в наше время – в ответ сказал верховный жрец Белимир – Чтобы научить людей на короткое время погружаться в вечную память необходимо для начала дать им более глубокие знания о внутреннем мире самих людей. В отличие от жрецов улейцев, которые проживают на другой стороне реки, нам многое удается сделать в этом плане.

Это так – подтвердил Болеслав – С появлением новых храмов у нас скоро появится еще больше возможностей для обучения людей. Так, храм, посвященный женской ипостаси единого творца всего сущего – матушке Ладе, позволит людям глубже осознать объединяющее действие любви. Храм, посвященный самой низшей ипостаси творца – Перуну, позволит людям лучше понять законы, которым следует наш плотный мир. Кроме того, завтра я намерен перенести в храм мудрого Велеса несколько древних текстов, которые ранее хранились у меня. Думаю, что желающих с ними ознакомится, будет много. Рано утром я попрошу нашего летописца взять в храм эти рукописи и начать их предлагать людям.

На следующий день слова жреца о массовом посещении храма жителями города подтвердились. В храме мудрости, который асарги иногда называли домом летописца, собралось много людей. Часть из них желало пообщаться со жрецами, а кто-то из них заинтересовался новыми рукописями и хотел прочитать то, что уже и раньше хранилось в храме. Не был исключением и сын местного знахаря – Очеслав. Он собирался было уже дочитать одну из рукописей, когда тишину дома городского летописца нарушил громкий возглас вбежавшего в дом парня по имени Будислав.

Он так громко позвал Очеслава, что все находящиеся в доме невольно обернулись в его сторону. Ввиду неловкости ситуации, Очеслав вышел из дома вместе со своим шумным другом.

– Извини Очеслав – в спешке молвил Будислав – Наверно Хранимир, этот новый летописец нашего города, наверняка нам сделает замечание, когда нас снова увидит. Я бы мог об этом подумать заранее и не вваливаться в дом как ошпаренный, но то, что я узнал, настолько важно, что я даже забыл некоторые правила поведения.

– И что же ты такое узнал? – удивленно спросил Очеслав – Неужели узнал секрет изготовления зелья, которое способного сделать из человека непобедимого воина.

– Никакое зелье не способна на это и ты это знаешь – слегка раздраженно сказал Будислав – Я узнал кое-что иное, а именно то, что поможет нам победить в воинских состязаниях в этом году. Сегодня мне удалось видеть подготовку людей из рода Миролюба, которые готовятся к этому состязанию. Как ты знаешь, именно представители их рода победили в состязании, которое проходило в прошлом году. Мы тогда участвовали и уступили только им. Я подумал, что в этом году бойцы нашего рода могут победить, если учтут их отдельные навыки, которые они оттачивают при подготовке к состязанию.

– Не хочешь ли ты сказать, что подсматривал за подготовкой бойцов рода Миролюба? – спросил Очеслав.

– Да, я невольно подсмотрел, как они готовятся менять друг друга в кулачном состязании – ответил Будислав – Те, кто устал, делает едва заметный сигнал и на его место резко встает тот, кто устал не так сильно. Знак о замене бойцов они подают кивком головы или произношением звуков, напоминающих вздох уставшего человека.

– Да как так все у тебя получилось? – спросил Очеслав – Не думал я, что ты опозоришь наш род и будешь подсматривать за подготовкой наших соперников. Вот уж помог так помог.

– Уверяю тебя все вышло совершенно случайно, я бы не стал, намеренно подсматривать за нашими соперниками – оправдался Будислав.

– Рассказывай все как есть и быстрее – потребовал Очеслав.

– Утром я ходил в лес за целебными травами в сторону озер додлифов – начал Будислав – Твой отец с самого рассвета послал меня собрать несколько видов таких трав и просил вернуться до заката. Примерно в полпути до места произрастания нужных трав, я отклонился от тропы для сокращения пути и увидел тайное место подготовки наших будущих соперников. Кроме того, как они готовятся менять друг друга в состязании, я больше ничего не видел, так как сильно торопился выполнить поручение твоего отца.

– Быстро менять друг друга в состязании подобным образом учатся и бойцы нашего рода Красибора, так что ничего нового ты не узнал – сказал Очеслав – Через два года ты найдешь себе наставника, и тоже будешь так готовиться к состязаниям.

– А если меня не удостоят чести выступать на главных воинских состязаниях от нашего рода? – спросил Будислав.

– А почему ты решил, что тебя могут не допустить? – спросил Очеслав.

– Думаю, что я не такой выносливый, как те, что готовятся вместе с тобой, да и силой не той обладаю, что требуется – ответил Будислав – Как я смогу прославить наш род и принести ему пользу? Те же девушки не посмотрят на меня.

– Главное твое желание, а выносливость к тебе придет, да и окрепнешь со временем – ответил Очеслав – Но если все равно явных успехов в воинском искусстве у тебя не получиться, то и это не беда. Продолжай учиться у моего отца. Он хороший наставник по делу лечения людей от недугов. Став хорошим знахарем ты принесешь много пользы нашему роду. Можешь также попроситься к наставнику кузнечного дела или другому наставнику. Ты же знаешь, что таких наставников в городе много, да и обучаться где есть. Что говорить, если значительную часть помещений в городе у нас занимают помещения для хозяйственных работ. Причем многие такие помещения не относятся к помещениям личного пользования. В таких помещениях располагаются специальные печи для работы с рудой, гончарные приспособления, инструменты по работе с деревом. В нашем городе так все устроено, что без дела ты не останешься и добившись успехов, обратишь на себя внимание наших красавиц.

– Но если таких как я будет много, то городу может не хватить воинов для защиты от врага – сказал Будислав – Как же тогда устоит Асарг?

– Ты не учитываешь то, что Асарг очень большой – ответил Очеслав – Значительная часть всего нашего народа живет именно здесь. Асаргом правит князь Всеслав, который посвятил много лет воинскому искусству и хорошо знает, как защищать город. Кроме того, город представляет собой самую настоящую крепость, которая имеет две воздвигнутые преимущественно из бревен и глины круговые стены, одна из которой окружает другую. При осаде города мы будет обладать возможностью быстро перемещаться, поскольку между такими стенами мы имеем кольцевую дорогу, которая совмещается с желобами из дерева и бересты для отвода дождевой воды за пределы города. На всем протяжении внешней оборонительной стены у нас имеются высокие башни и несколько тяжелых ворот для входа в город. У основания этой стены также проходит глубокий обводной ров. Подступы к этой стене еще защищены высокой земляной насыпью, которая также нужна нам для охраны и содержания скота. Животные, как ты знаешь, у нас пасутся и живут за пределами города, в том числе и в специальных загонах.

Самые важные решения при обороне города, скорее всего, будут приниматься на собраниях, которые проводятся на центральной площади города. Это позволит быстро доводить принятые решения для всех защитников Асарга. Кроме того, во время осады все помещения города для общего пользования будут служить целям срочного изготовления всего необходимого для защиты города. По всем этим причинам, сомневаюсь, что Асарг можно будет захватить, даже если хорошо подготовленных защитников города будет совсем немного.

Что-то мы с тобой слишком долго говорим Будислав. Пойдем к моему отцу Драголюбу, похоже, что ты еще не успел передать ему собранные целебные травы.

Пройдя немного, Очеслав и Будислав вскоре оказались у дома местного знахаря. Дом Драголюба, как и большинство домов, принадлежащих семьям рода Красибора, стоял в южной части города вблизи оборонительной стены. Такие дома, как правило, стояли на не больших участках земли. Это было связано с тем, что большинство людей, в семьях этого рода, входило в трудовые объединения, которые занимались разведением скота. Именно поэтому основные участки земли принадлежали таким людям не в черте города, а на подступах к южной защитной стене Асарга, где и содержался их скот. Это было удобно для его выпаса и ухода. Только семьям тех родов, которые обычно были пахарями, за чертой города принадлежали участки земли еще большего размера.

Поскольку многие жители города из таких родов как род Красибора занимались разведением скота, их труд часто сопровождался выпасом животных далеко к югу от города. Представители южных народов при случайных или намеренных вторжениях в земли асаргов, в первую очередь сталкивались с людьми именно таких родов. Поэтому у некоторых южных народов складывалось ложное мнение о том, что все асарги занимаются только выпасом скота и охотой. На деле же хозяйственная жизнь асаргов была куда более многообразной. Здесь главным было желание человека работать в том или ином трудовом объединении и в наличии возможностей каждой конкретной общины. Например, несмотря на то, что Будислав был из рода Красибора, и должен был, как и большинство людей из этого рода заниматься разведением и выпасом общинного скота, он осваивался в деле лечения людей от разных недугов.

Драголюб обучал Будислава знахарским премудростям уже около года и с каждым разом отмечал для себя новые успехи молодого парня. Увидев Будислава вместе с Очеславом, Драголюб первым обратился к своему молодому помощнику.

– А вот и Будислав – сказал Драголюб – Я уже думал, что ты не успеешь во время собрать травы, но ты справился. Сейчас Очеслав наносит колодезной воды, а затем мы садимся за стол. Будислав ты будешь должен оценить мой настой трав для твоего дальнейшего обучения.

Вскоре все собравшиеся сели за стол. Однако, не прошло и сколько-нибудь продолжительного времени, как Очеслав поторопился выйти из-за стола.

– Опять торопишься к своим соратникам по воинскому искусству? – укоризненно спросил Драголюб – Говорил же я тебе, что не стоит тебе быть воином, а тебе все нипочем. Ты единственный сын, который остался в нашей семье. Продолжать наш род тебе, а военное дело стало слишком опасным для нашей семьи. И вообще, разве обязательно быть воином? В нашем городе полно дел, где нужен не меч, а скажем плуг или молот. Кстати не забываешь посещать дом нашего летописца, наверно уже все забыл со своими состязаниями?

– Нет, не забываю – ответил Очеслав – Я был сегодня у Хранимира. В доме городского летописца я читал одну из древних рукописей о городе, где население близкого по крови нам народа, было обращено в рабы в результате действий чужеземных торговцев.

– Я хорошо помню содержание этой рукописи – сказал Драголюб – Из нее можно сделать вывод о том, что знания могут помочь защитить целый народ, не прибегая к военной силе.

– Должно быть, что это очень интересная рукопись – предположил Будислав.

– Да, очень – ответил Очеслав – К тому же она очень поучительная и ты мне не дал ее дочитать до самого конца, когда влетел в дом нашего летописца – сказал Очеслав.

– Если Будиславу интересна эта рукопись, то коротко ее перескажу для него, а что касается Очеслава, то он может не слушать, так как самую суть, думаю, он уже понял – сказал Драголюб – Согласно рукописи, в один город пришли чужеземные торговцы. Обмен товарами был не равноценным и ясное дело, не в пользу жителей города. Это происходило по неопытности его жителей. Видя, как богатеют торговцы, часть населения города сами стали торговцами. Это привело к тому, что тех, кто изготавливал товар, стало значительно меньше. Соответственно меньше стало и товаров, которыми располагал город, что постепенно приводило к голоду.

– Другими словами, население города из-за торговли теряло интерес к труду, так как во многом не видело в нем смысла, поскольку результаты их труда оценивались слишком дешево, но перепродавались за большую плату – дополнил отца Очеслав.

– Во многом так и было сын – продолжил Драголюб – Когда имущества у горожан стало меньше, и начался голод, в ход пошла продажа участков земли и оружия. Постепенно также происходила замена родного языка горожан на язык чужеземцев. Так, говорить на чужеземном языке в то смутное время у них считалось похвальным. Все это сопровождалось утратой древних традиций народа. Со временем молодые девушки стали выбирать в мужья не достойных, а богатых. Мужчины, в свою очередь, переставали следить за своими духовными качествами, трудиться как раньше и доказывать свое мужество и стойкость.

Так, не военным путем и был захвачен целый город. Все традиции и культура этих людей были уничтожены и потому, сам народ как таковой перестал существовать. Самое поразительное то, что население города даже не поняло, что на самом деле произошло. А ведь произошел самый что ни наесть захват и уничтожение народа изнутри. Будучи свободными, они стали рабами, а те, кто не захотел покориться захватчику, был вытеснен из города народом, к которому себя причисляли богатые чужеземцы.

Если бы в городе было много людей, которые бы интересовались прошлым своего народа, защищали древние традиции, то они не позволили бы чужеземцам скупить все имущество города и истребить накопленные народом за тысячу лет навыки, поведение и взгляды даже на самые важные жизненные вопросы. Я хочу сказать, что не обязательно быть воином, чтобы служить своей родине. Можно и знанием своим служить, наставничеством.

– Став опытным воинам я не только в слове буду силен, но и в ратном бою преуспею – возразил Очеслав – Свои обязанности перед семьей и общиной я буду исполнять и как воин и как помощник в хозяйстве. Оставить свое желание стать опытным воином я не могу.

– Опять ты за свое – сказал Драголюб – Ну и упертый же у меня сын. Думаю, что разговор на этом окончен. Не могу я тебе запретить стать воином, если это твой выбор. Отправляйся и занимайся подготовкой к состязаниям и помни, что твоя семья желает тебе стать достойным воином нашего рода. После того, как ты вернешься домой, у меня к тебе будет очень серьезный и долгий разговор, но будь уверен, что пытаться изменить твое решение стать воином я больше не буду.

После этого Очеслав отправился на воинскую подготовку, а по возвращению у него с отцом и сестрой Милавой состоялся разговор. Разговор оказался действительно очень долгим и важным для всей семьи Очеслава, но, как и обещал Драголюб, отец не стал отговаривать сына от его военного будущего. Речь зашла о младшей сестре Очеслава – Милане, которая влюбилась в одного война от рода Дрогорада и хотела выйти за него замуж, но боялась получить отказ.

– Наша сестра Милана не уверена, что сможет подойти своему избраннику – сказала Милава – Кроме того, ее пугает то, что воин рода Дрогорада входит в состав отряда, который часто уходит в длительные походы защищать окраины наших земель.

– А ты с родителями пыталась ее отговорить от поспешных решений? – спросил Очеслав – Может попытаться сделать это всем вместе и наша сестра хорошенько все обдумает, а затем и решение твердое обретет в том, стоит ли ей покидать родительский дом или нет?

– Да пытались мы ее сын успокоить, чтобы она спокойно приняла обдуманное решение – вздохнул Драголюб – Вот только толку от этого никакого не было. Тут уже и я старался и мать, ничего не помогло. Дошло до такого, что Милана решила даже воспользоваться способом определения времени замужества, который используют суеверные жители нашего западного поселения.

И какой такой способ определения времени замужества они используют? – удивился Очеслав.

– А такой – ответила Милава – Мать завязывает дочери глаза, водит ее взад и вперед по дому и затем пускает идти, куда хочет. Если девушка подходит в большой угол или к дверям – это служит знаком близкого замужества, а если к печке – то оставаться ей дома, под защитою родного очага.

– Неужели наша сестра так сильно полагается на сомнительные способы определения замужества? – спросил Очеслав.

– Выходит что так – ответила Милава – Когда мать узнала о том, что дочь впадает во всякие суеверия, то сильно ее ругала, так как в нашем городе определяющим в деле замужества является стойкое желание девушки выйти замуж и согласие окрепшего телом и духом мужчины. Как ты знаешь, девушка должна быть уверена в своем выборе.

– Да, знаю – сказал Очеслав – Выбор девушки определялся главным образом ее сердечными предпочтениями, желанием рождения здоровых детей, а также желанием усилить качества рода. Другими словами, девушка должна знать не только качества возлюбленного, но и качества его рода. Особенно сильно мы ценим бескорыстность, смелость, преданность роду.

Ты сказала, что наша сестренка влюбилась в одного война из рода Дрогорада. Думаю, что качества этого рода вполне достойны. Однако, я совсем не знаю сколько лет возлюбленному Миланы. Не слишком ли молод он?

– Как мне призналась Милана, воину еще нет тридцати – ответила Милава.

– Тогда я бы не советовал нашей сестре торопиться с замужеством – сказал Очеслав – Думаю, что избраннику Миланы нужно еще набраться опыту житейскому и духовному.

– И я о том же сын – поддержал Очеслава Драголюб – Молодец ты у меня, правильно говоришь. Часто мужчины только к тридцати трем годам становятся устойчивыми во взглядах. Соответственно девушке лучше искать такого мужчину, который сегодня будет с ней добрым и заботливым и на следующий день не поменяет свои взгляды в отношении нее. Именно поэтому в нашем городе мужчины, как правило, старше своих жен.

– Слушай дальше – продолжила Милава – Так как вчера Милана сильно колебалась в выборе и боялась отказа, наши родители и я, посоветовали ей не торопиться с выбором. Ясное дело, что мы пытались ей объяснить, что случайность не должна определять ее судьбу жить с человеком, который ей может не подойти. Но все что мы говорили, наша сестренка пропустила мимо ушей.

В дальнейшем на нее вообще было жалко смотреть. Она не знала, что и делать, ведь она еще узнала, что ее возлюбленный собирается уходить с отрядом в очередной дальний поход еще раньше, чем она думала. Чтобы сестра не наделала поспешных действий, я предложила ей воспользовалась еще одним способом определения времени замужества, который она не знала.

– Каким же еще способом ты предложила ей определить время замужества? – недоумевал Очеслав – И вообще, откуда ты все эти способы знаешь, если мы не практикуем их?

– Я была в нашем западном поселении и от местных девушек все это и узнала – ответил Милава – Там есть один очень простой способ определения времени замужества. Это способ заключается в том, что девушка должна бросить свои черевички через левое плечо к дверям. Если черевички вылетят вон из комнаты – то быть ей вскоре просватанной, а если нет – то оставаться ей при отце и матери. Однако, до того как дать сестре такой совет, я позаботилась о том, чтобы черевички не вылетели из комнаты. Дело в том, что я дополнила правила бросания черевичек тем, что перед их броском обязательно завязываются глаза, а девушка должна десять раз повернуться вокруг себя в одну и другую сторону. В итоге ничего не подозревающая Милана с завязанными глазами и раскрученная в разные стороны, попыталась вчера бросить черевички. Как ты понимаешь, результат броска был очевиден. Черевички оказались в той же комнате, из которой Милана пыталась их выбросить.

– Тебе не кажется Милава, что ты поступила жестоко? – спросил Очеслав.

– Кажется – ответила Милава – Результат расстроил Милану. Однако, как мне кажется, это позволит ей немного успокоиться и разобраться в себе.

– А пока Милана разбирается в себе Очеслав, ты разузнай как можно больше об этом ее возлюбленном – попросил Драголюб – Если он воин, то о нем наверняка что-то знают те, с кем ты ходишь на воинскую подготовку. Правда о воине, может помощь твоей сестре сделать правильный выбор. Но в любом случае, я считаю, что она должна дождаться, когда ее возлюбленному исполниться тридцать три года. Благо, что недолго осталось ждать, да и устойчивость ее любви провериться. Думаю, что пройденное время на руку будет и добру молодцу и нашей красной девице.

Когда семейный совет закончился, Очеслав озадаченный поручением отца в раздумьях отправился в помещение дома, где располагались печь и яма со стоком. Такое помещение было самым первым у входа в дом Драголюба и служило для выполнения работы, которая требовала применения грубой мужской силы.

На следующий день Очеслав вывел домашний скот на пастбище и вверил его пастуху. После этого, он как обычно снова отправился на воинскую подготовку, которая требовала от него все большого терпения и сил. Несмотря на это, Очеслав давно стремился к военному делу. Каждый приобретенный воинский навык придавал ему еще большее стремление к военному будущему. Такое стремление родилось у Очеслава еще в детстве, когда при набеге кочевых племен с юга погибли два его брата. Долго он переживал утрату и желал отомстить, но со временем желание мести у Очеслава сменилась интересом к дальним краям и к причинам, которые подталкивали народы воевать друг с другом. Благо, что отец Очеслав до того, как стать знахарем, был еще и летописцем. Это позволило ему, придать Очеславу интерес к древним текстам, которые проливали свет на события прошлого. По этой причине Очеслав часто ходил в дом местного летописца и прочитывал множество рукописей. При чтении древних текстов Очеслава восхищали подвиги бесстрашных воинов и их опасные походы. В воине Очеслав также видел возможность осуществлять походы в далекие земли и узнавать то многое, что его так интересовало.

Однажды при подготовке к ежегодным воинским состязаниям, Очеславу удалось добиться самых лучших для него результатов. Эти результаты впечатлили всех настолько сильно, что он был назначен старшим по отряду, собирающемуся выступать на главных воинских состязаниях от рода Красибора. Этот день был примечателен еще и тем, что Очеславу удалось узнать о возлюбленном Миланы. Оказалось, что воин является образом для подражания у многих других воинов в городе. Все это, навивало Очеславу мысли о том, что скоро его сестра обретен новую семью.