Глава 1
Новые датировки египетских зодиаков
1.1. Уточненная прорисовка большого эснского зодиака «EB»
В июле 2002 года один из авторов (Г.В. Носовский) в составе экспедиции, организованной телепередачей «Неизвестная планета», посетил город Эсну в Египте. Он воспользовался представившейся ему редкой возможностью сфотографировать Большой эснский зодиак в его современном состоянии. Г.В. Носовский заснял всю поверхность потолка Большого эснского храма и в частности – полностью Большой эснский зодиак. Фотографии отдельных частей Большого эснского зодиака были также любезно выполнены по нашей просьбе и предоставлены в наше распоряжение участником той же экспедиции профессиональным фотографом Ю.Л. Масляевым.
Рис. 1.1. Фотография Большого эснского зодиака EB, сделанная в Большом Эснском храме в июле 2002 года Ю.Л. Масляевым
Затем, в 2006 году Г.В. Носовский снова побывал в Эсне и воспользовавшись более мощной вспышкой, еще раз заснял все те части Большого эснского зодиака, которые оказались недостаточно освещены на фотографиях 2002 года. Дело в том, что потолок храма расположен довольно высоко и местами совершенно не освещен, поэтому для получения качественных изображений всей поверхности потолка требуется мощная профессиональная вспышка. Фотографии 2002 и 2006 годов дали нам возможность тщательно изучить Большой эснский зодиак в мельчайших его подробностях.
Фотографии покрывали всю площадь Большого эснского зодиака.
Оказалось, что зодиак полностью сохранился до наших дней, рис. 1.1. Все его детали можно разглядеть на фотографиях. У нас появилась наконец долгожданная возможность проверить правильность мельчайших подробностей «наполеоновской» прорисовки Большого эснского зодиака [14]. Напомним, что именно на основе этой прорисовки данный зодиак и был датирован нами в 2001 году. Никакими другими изображениями эснских зодиаков мы в то время не располагали и потому были вынуждены целиком основываться лишь на одной наполеоновской прорисовке. Теперь появилась возможность сверить ее с фотографиями и исправить вкравшиеся в рисунки наполеоновских художников неточности. Они действительно были, но оказались не столь значительными. На результат астрономического датирования они не повлияли. В целом, наполеоновские художники вполне добросовестно и аккуратно зарисовали зодиак.
После исправления всех ошибок наполеоновской прорисовки Большого эснского зодиака, точность найденного нами в 2001 году полного астрономического решения (31 марта – 3 апреля 1394 года) стала еще выше. Исчезли некоторые странности, отмеченные нами в при исследовании зодиака по наполеоновской прорисовке, см. раздел 6.5 в [НХЕ]. Они оказались просто следствием мелких ошибок наполеоновских художников. Подробнее см. ниже.
Уточненную прорисовку Большого эснского зодиака, полученную путем сверки наполеоновской прорисовки с точными фотографиями и исправления всех имеющихся ошибок, мы приводим на рис. 1.2–1.5. Отметим, что особенно много неточностей было в тех местах зодиака, которые скрывались за верхушками колонн, поддерживающих потолок храма. См. рис. 1.6–1.9. Поясним, что колонны в Большом эснском храме имеют сверху расширение наподобие воронки. Расширение это довольно большое. Оно скрывает от наблюдателя, стоящего на полу, часть потолка. Однако если перейти на другое место, можно увидеть часть ранее скрытого изображения. Меняя место наблюдения несколько раз можно разглядеть весь зодиак полностью. Но это, повторим, требует постоянной смены места наблюдения. Что, естественно, создавало определенные неудобства для художников, зарисовывавших зодиак для «наполеоновского» альбома. Вполне понятно, что именно в местах, скрываемых верхами колонн, они и допускали ошибки. К счастью, их ошибки оказались не столь существенны, чтобы помешать астрономической датировке.
Рис. 1.2. Уточненная прорисовка Большого эснского зодиака EB Общий вид. Получена путем исправления «наполеоновской» прорисовки [14], A.Vol.I, PL.79 по фотографиям, сделанными в Большом зснском храме в июле 2002 года Ю.Л. Масляевым и Г.В. Носовским
Рис. 1.3. Уточненная прорисовка зодиака EB. Первая часть
Рис. 1.4. Уточненная прорисовка зодиака EB. Вторая часть
Причина нашей «удачи», конечно, не случайна. Она заключается в том, что мы учли при датировке не только основной гороскоп Большого эснского зодиака, но и его частные гороскопы. В итоге, общее количество привлеченной датирующей информации оказалось вполне достаточно для «автоматического подавления» неточностей прорисовки.
Опишем вкратце основные ошибки наполеоновской прорисовки.
1) Фигура Девы в наполеоновской прорисовке касалась рукой хвоста стоящей впереди нее львицы с человеческим лицом. Образуя с ней как бы единый символ, очень напоминающий изображения Льва на некоторых египетских зодиаках. В 2001 году нам пришлось достаточно долго рассуждать – почему в данном случае изображено не созвездие Льва, а два совершенно разных символа (созвездие Девы и фигура частного гороскопа). На самом деле, как стало ясно из фотографий, слишком тесное сближение Девы с львицей частного гороскопа – ошибка наполеоновских художников. На самом деле, на зодиаке «EB» они четко разделены. См. рис. 1.3.
Рис. 1.5. Уточненная прорисовка зодиака EB. Третья часть
Рис. 1.6. Фрагмент Большого эснского зодиака EB. Фотография Ю.Л. Масляева, Эсна, Египет, июль 2002 года
2) Мужчина, занесший нож над головой, изображенный на зодиаке «EB» надо Львом с «дополнительной» Девой, на наполеоновской прорисовке имел в правой руке жезл. Поэтому мы рассматривали два варианта его отождествления в соответствующем частном гороскопе – с Марсом (воинственная планета) и с Сатурном (зловещая планета). Оказалось, что на самом деле у него в правой руке лук со стрелами, а не жезл, рис. 1.4. Значит это – Марс. Что идеально соответствует найденному нами полному решению.
Рис. 1.7. Фрагмент Большого эснского зодиака EB. Фотография Ю.Л. Масляева, Эсна, Египет, июль 2002 года
3) На наполеоновской прорисовке между Тельцом и Овном была изображена человеческая фигурка. Нам пришлось предположить, что она является дополнительным символом Луны. Астрономически это ничему не противоречило, но на других египетских зодиаках подобных дополнительных фигур у Луны мы не встречали. Поэтому данная фигурка выглядела лишней. Это место зодиака скрыто за верхом колонны и очень плохо проглядывается. Нам удалось сделать хорошую фотографию лишь с помощью очень мощной вспышки. Художник XIX века подобным освещением воспользоваться не мог. Поэтому он вполне мог допустить здесь ошибку. И действительно допустил.
Рис. 1.8. Фрагмент Большого эснского зодиака EB. Фотография Ю.Л. Масляева, Эсна, Египет, июль 2002 года
Как показали фотографии, изображенная здесь человеческая фигурка расположена существенно по-другому, чем нарисовали наполеоновские художники, рис. 1.4. Саму фигурку они нарисовали правильно, но разместили ее на зодиаке неверно, что и вызывало первоначально наше недоумение при расшифровке зодиака. На самом деле, данная человеческая фигурка отнюдь не принадлежит к общему ряду изображений, в который входят планеты основного и частных гороскопов. Все фигуры планет как бы идут по земле. Фигурка же, о которой идет речь, висит вниз головой и сильно приподнята над землей. Нетрудно заметить, что точно так же расположена и соседняя с ней фигура созвездия Тельца, рис. 1.4. Относительно которой наша человеческая фигурка уже не стоит и не висит, а ЛЕЖИТ над Тельцом, рис. 1.4. Висящий вниз головой Телец и висящая рядом с ним вниз головой человеческая фигурка явно образуют на зодиаке выделенную пару связанных между собой символов.
Рис. 1.9. Фрагмент Большого эснского зодиака EB. Фотография Ю.Л. Масляева, Эсна, Египет, июль 2002 года
Но тогда мы сразу же вспоминаем, что такая же лежащая фигурка – и тоже в созвездии Тельца – присутствует и на Малом эснском зодиаке, см. рисунок 6.47 в книге [НХЕ]. Мы уже подробно говорили о ней, когда исследовали Малый эснский зодиак [НХЕ]. Это – фигура мертвого Осириса, лежащего в гробу. На Малом эснском зодиаке она является частью символической сцены, изображающей христианскую Пасху, см. [НХЕ]. Здесь мы видим ту же самую фигурку мертвого Осириса и тоже в Тельце – но уже без сопровождающих символов, описывающих Пасху.
Таким образом, человеческая фигурка между Тельцом и Овном вообще не является символом планеты – как нам показалось первоначально благодаря ошибке наполеоновских художников, повернувших ее на 180 градусов и поставивших в один ряд с фигурами планет. Теперь становится ясно, что это дополнительный символ, относящийся ОДНОВРЕМЕННО К СОЗВЕЗДИЮ ТЕЛЬЦА И К ВОСКРЕСЕНИЮ ОСИРИСА. Его смысл становится полностью прозрачным в свете наших исследований, изложенный в книгах «Царь Славян», «Крещение Руси» и «Забытый Иерусалим». Хотя к астрономическому датированию данные объяснения не имеют прямого отношения, поясним вкратце, о чем идет речь. За всеми подробностями отсылаем читателя к упомянутым нашим книгам. Отметим, что наша реконструкция является пока предположительной, однако все упоминаемые ниже ДАТЫ являются точными. Они доказаны нами с помощью нескольких независимых естественно-научных методов.
Наша реконструкция следующая. Осирис – это «древне»-египетское имя Христа. Распятие Христа произошло в пятницу 22 марта 1185 года на горе Бейкос (называемой также «гора Юши» или «гора Исуса») на азиатском берегу Босфора, рядом с Черным морем. Христос воскрес в воскресенье 24 марта 1185 года. Вскоре после того, 1 мая 1185 года в созвездии Тельца произошло полное солнечное затмение, полоса которого прошла через Владимиро-Суздальскую Русь. Причем затмение было видно на Руси именно тогда, когда на Русь пришло известие о распятии Христа. На Руси уже хорошо знали Христа, поскольку его мать Мария Богородица была родом из Владимиро-Суздальской Руси (скорее всего – из Галича Костромского). Христос провел много лет на Руси, перед тем, как стал царем в Царь-граде, а затем был свергнут и распят. Древний Царь-град XII века известен также как евангельский Иерусалим («Еросалим»). Ныне это – заброшенная крепость Ерос (Yoros) на азиатском берегу Босфора, рядом с «Исусовой горой», примерно в 30 км. от Стамбула.
Неудивительно, что на Руси солнечное затмение 1 мая 1185 года в Тельце напрямую связали с распятием Христа. Впоследствии в сочинениях некоторых церковных писателей – например, Дионисия Ареопагита – появилось ошибочное утверждение, что солнечное затмение произошло В САМЫЙ ДЕНЬ распятия Христа. Что астрономически невозможно, поскольку Христос был распят в полнолуние. См. нашу книгу «Царь Славян».
Кроме того, именно в Тельце вспыхнула около 1150 года н.э. сверхновая звезда, оставившая свой след на небе в виде Крабовидной туманности. Это – знаменитая «Вифлеемская звезда» Евангелий, возвестившая рождение Христа. По поводу датировки вспышки сверхновой см. нашу книгу «Царь Славян».
Таким образом, именно в созвездии Тельца произошло сразу два ярких астрономических события, напрямую связанных в умах современников с рождением, а затем – со смертью и воскресением Христа. Поэтому на эснских зодиаках смерть и воскресение Осириса символически изображены в Тельце.
У читателя может возникнуть вопрос – почему символика Осириса-Христа в Тельце появляется только на эснских зодиаках? Почему она отсутствует на многих других зодиаках Древнего Египта? Ответ вытекает из нашей реконструкции, изложенной в книге «Крещение Руси». Согласно нашим исследованиям, эпоха принятия апостольского христианства при Константине Великом, датируемая в скалигеровской хронологии IV веком н.э., – это эпоха конца XIV – начала XV века. То есть – примерно на 1000 лет позже, чем думают историки скалигеровской школы. Но датировки обоих эснских зодиаков – 1394 и 1404 годы н.э. – В ТОЧНОСТИ попадают в эту эпоху. Таким образом, эснские зодиаки, согласно нашей реконструкции, – одни из САМЫХ ПЕРВЫХ АПОСТОЛЬСКО-ХРИСТИАНСКИХ зодиаков Древнего Египта. Что и обуславливает особенность их символики. В частности – изображение христианской Пасхи на Малом эснском зодиаке и символа Христа-Осириса в Тельце на Большом эснском зодиаке.
4) На наполеоновской прорисовке обе фигуры, сидящие на стульях справа вверху (правее Рыб у края зодиака), были женские. Поэтому мы были вынуждены отнести их обеих к «женской» планете Венере. Но мужчина с посохом, идущий сразу за правой из них, как мы выяснили, обозначает мужскую планету – Юпитер или Марс (в полном решении это Марс). В результате, Марс остался вообще без сопровождающей сидящей фигурки. Что было странно, поскольку у остальных планет на этом зодиаке (кроме Солнца и Луны) такие фигурки есть.
Оказалось, что и здесь в наполеоновскую прорисовку вкралась неточность. На самом деле, самая правая сидящая фигурка справа от Рыб – мужская, а не женская, рис. 1.5. Значит она относится не к Венере, а к мужской планете – в данном случае к Марсу. Это сразу ставит все на свои места.
5) Сидящая на стуле фигура справа от Водолея (с пером вместо головы) на наполеоновской прорисовке была мужской. Это приводило к натяжкам в расшифровке. Поскольку она была мужская, нам приходилось относить ее к Меркурию, у которого получалось сразу две сидящие на стульях дополнительных фигуры. Что было не очень хорошо. Теперь стало ясно, что и здесь тоже – ошибка наполеоновских художников. На самом деле, данная сидящая фигура – женская, а не мужская. Что совершенно четко видно на фотографиях, рис. 1.5. Но тогда это – не дополнительный символ Меркурия, а какой-то другой символ. Получается, что у всех пяти планет – Сатурна, Юпитера, Марса, Меркурия и Венеры, – на зодиаке «EB» есть ровно по одной сидящей дополнительной фигуре. Это – более естественная картина.
Смысл самой фигуры, о которой идет речь, также становится вполне прозрачен. Ее раскинутые в разные стороны руки, скорее всего, означают равенство дня и ночи. То есть, перед нами еще один, дополнительный, символ весеннего равноденствия, объединенный с символикой Венеры и Меркурия (женская фигура и перо на голове). Напомним, что на зодиаке уже был найден символ весеннего равноденствия. Он изображен несколько правее Рыб: двое мужчин с рогами-полумесяцами на головах взяли друг друга за руки, см. раздел 4.8.3 в [НХЕ].
Каково значение дополнительного символа весеннего равноденствия? И почему он расположен именно в данном месте зодиака, правее Водолея? В свете полученного нами полного решения ответ понятен. Дополнительный символ весеннего равноденствия, помещенный сразу за Водолеем, отделяет от него шествие Меркурия и «приписывает» его к Рыбам. В которых, напомним, находилась точка весеннего равноденствия, см. раздел 4.8.3 в [НХЕ]. Иначе шествие Меркурия, расположенное в нижнем ряду зодиака, скорее относилось бы к Водолею – к которому оно расположено ближе всего, – чем к Рыбам, изображенным в другом, верхнем ряду зодиака. Мы рассматривали такую возможность при датировке, но в полном решении Меркурий оказался все-таки в Рыбах, а не в Водолее, см. раздел 6.5 в [НХЕ]. Теперь ясно, что это обстоятельство было подчеркнуто на зодиаке, но ускользнуло от нашего внимания из-за ошибки наполеоновских художников.
Кроме того, сидящая женская фигура с раскинутыми руками может нести еще одну астрономическую нагрузку, А именно – изображать Венеру в частном гороскопе весеннего равноденствия. Напомним, что дата основного гороскопа на Большом эснском зодиаке столь близка к дате весеннего равноденствия, что частный гороскоп весеннего равноденствия почти совпал с основным гороскопом. Тем не менее, между ними есть различия. Основное различие в том, что Венера, в основном гороскопе бывшая в Рыбах, в частном гороскопе весеннего равноденствия находилась еще в Водолее. Марс и Меркурий, в отличие от Венеры, все эти дни были в Рыбах. Видимо, именно такое смещенное относительно основного гороскопа положение Венеры (в Водолее, а не в Рыбах) и изображено в виде сидящей рядом с Водолеем женской фигурки. Объединяющей в себе как символику весеннего равноденствия (раскинутые руки), так и символ Венеры в частном гороскопе весеннего равноденствия (женская фигура). А также, возможно, – символ Меркурия, дополняющего Венеру до минимального частного гороскопа (перо вместо головы).
Таким образом, согласно уточненной прорисовке, три планеты – Меркурий, Марс и Венера, – изображены на зодиаке «EB» как бы в «равноденственных скобках» – между двумя знаками весеннего равноденствия. То есть – в Рыбах. Как и получается в найденном нами полном решении 1394 года н.э.
Еще одна странность, которая теперь снимается. На основе наполеоновской прорисовки у нас получалось, что «шествие Венеры» было перемешано с «шествием Марса». Но при этом оно, почему-то не было перемешано с «шествием Меркурия». Таким образом, Меркурий был как бы отделен от Венеры и Марса. Но в полном решении 1394 года сильно сблизились ВСЕ ТРИ планеты – Венера, Марс и Меркурий. Поэтому не было никаких астрономических причин отделять шествие Меркурия от шествия Венеры и Марса. Теперь мы видим, что на само деле они и не были отделены. Наоборот – все три планеты были заключены в общие «равноденственные скобки».
При этом, Юпитер изображен ВНЕ «равноденственных скобок». Хотя он находился в тех же Рыбах. Что идеально соответствует полному решению 1394 года в котором Юпитер четко отделен от сплоченной группы трех планет – Марса, Меркурия и Венеры. При этом все четыре планеты находились в Рыбах. Напомним, что Рыбы – очень большое созвездие, занимающее много места на эклиптике.
6) Мужчина справа от Рыб был ошибочно изображен наполеоновскими художниками БЕЗ ПЛАНЕТНОГО ПОСОХА. Из-за этого при расшифровке зодиака «EB» в 2001 году нам пришлось предположить, что основная фигура соответствующей мужской планеты (Юпитера или Марса – в полном решении Юпитера) – другая, существенно более правая фигура с планетным посохом. При этом получалось, что она почему-то сопровождает сидящую Венеру (вторую правее Рыб), а не свою собственную сидящую фигуру Юпитера (первую правее Рыб). Это было настолько странно, что у нас уже возникало подозрение, что посох в данном случае был просто пропущен. Но, не имея фотографий, мы не могли это подозрение проверить. Теперь выяснилось, что посох действительно был пропущен.
После исправления указанной ошибки раздражающая натянутость в расшифровке зодиака «EB» полностью исчезла. См. рис. 1.5, рис. 1.6, рис. 1.8. Как мы с самого начала и подозревали, основная фигура Юпитера – мужчина с планетным посохом, расположенный сразу правее Рыб. А фигура с планетным посохом и головой льва (или львицы), идущая впритык к сидящей на стуле Венере, относится, естественно, к шествию Венеры. А не к Юпитеру, как мы были вынуждены ранее предположить из-за ошибки в наполеоновской прорисовке. Это, конечно не меняет расшифровки зодиака «EB» по сути, но делает ее более понятной и естественной.
7) Мужчина, стоящий на спине у Козерога в наполеоновской прорисовке держал в руке символ летнего солнцестояния. Это выглядело довольно необычно. На самом же деле здесь – еще одна ошибка наполеоновских художников. В руке у мужчины изображен не знак солнцестояния, а лук со стрелами, рис. 1.4. Кроме того, на голове у него воинский шлем, вообще не изображенный наполеоновскими художниками. Следовательно это – Марс, «воинственная» планета. В нашей расшифровке 2001 года мы не могли этого понять, поскольку все признаки Марса – лук со стрелами и воинский шлем, – на наполеоновской прорисовке были убраны или заменены.
Теперь стало ясно, что данная фигура означает Марса в частном гороскопе зимнего солнцестояния. Поясним, что Марс стоит на Козероге, а следовательно снабжен знаком «вынесения», см. раздел 4.6 в [НХЕ]. То есть – относится не к основному, а к частному гороскопу.
И действительно, в частном гороскопе зимнего солнцестояния (для полного решения 1394 года) рядом с Солнцем находился Марс. В сам день солнцестояния Марс был в Стрельце рядом с Солнцем и полностью скрывался в его лучах, см. раздел 6.5 в [НХЕ]. Через полтора месяца он появился в видимости, находясь уже в Козероге. В 2001 году, пользуясь неточной прорисовкой, мы предположили что Марс не изображен в этом частном гороскопе, поскольку был невидим. Теперь оказывается, что его все-таки изобразили в виде воинственной мужской фигурки, стоящей на Козероге. Что соответствует решению 1394 года еще лучше. Отметим, что поскольку Марс был невидим, старинный наблюдатель мог ошибиться, где именно планета находилась – в Стрельце или в Козероге. Возможно, Марс изобразили в Козероге и потому, что именно там он стал виден. В Стрельце же он в те дни не был виден вообще.
Есть и еще несколько мелких отличий между наполеоновской прорисовкой и фотографиями Большого эснского зодиака. Все они учтены в уточненной прорисовке, представленной на рис. 1.3. рис. 1.4, рис. 1.5. В целом можно сказать, что после исправления неточностей соответствие между зодиаком «EB» и его полным решением 1394 года стало еще более четким. До внесения исправлений в символике зодиака «EB» наблюдался ряд небольших странностей, которые приходилось относить к особенностям этого и только этого зодиака. Теперь все странности исчезли. Расшифровка зодиака при этом по сути не изменилась.
И еще одно замечание. Изучая фотографии, мы обнаружили, что на потолке Большого эснского храма присутствует символическое изображение христианского праздника Пасхи – такое же, как и на Малом эснском зодиаке, см. разделы 4.9.1 и 6.6.7 в [НХЕ]. Фотографию соответствующей части потолка мы приводим на рис. 1.10. Ср. с рисунком 4.71 в [НХЕ].
Рис. 1.10. Фрагмент потолка Большого эснского храма. Внизу – сцена смерти и воскресения Осириса в полнолуние («14-ую Луну»), такая же, как и на Малом эснском зодиаке. Ср. илл. 4.71 в [НХЕ]. По-видимому, здесь символически изображены астрономические условия христианской Пасхи. Фотография Г.В. Носовского, Эсна, Египет, июль 2002 года. 2002 года
На рис. 1.10 внизу изображен уже знакомый нам символ в виде пары обращенных друг к другу египетских «глаз». Они обозначают в данном случае Луну, а также воскресение Осириса, см. раздел 4.9.1 в [НХЕ]. Сразу над ними изображено 14 звездочек. Значит, Луна была полной, то есть 14-дневной. В средневековой христианской традиции полную Луну именно так и называли «14-я Луна» [ХРОН6], [БР1], [БР2], том 2. Еще выше, над звездочками, изображена лодка с лежащим в гробу мертвым Осирисом. Смысл всей сцены очевиден – Осирис умирает и воскресает в полнолуние, то есть в «14-ую Луну». Но ведь это – в точности астрономическое описание христианского праздника Воскресения-Пасхи. См. подробности в разделе 4.9.1 в [НХЕ].
Отметим, что ранее мы видели эту сцену христианской Пасхи только на Малом эснском зодиаке. См. рисунок 4.71 в [НХЕ]. Теперь выясняется, что она присутствует и на потолке Большого эснского храма рядом с зодиаком «EB».
Это еще более сближает и так достаточно близкую символику обоих эснских зодиаков. И идеально соответствует тому, что даты, изображенные на них, согласно найденным нами их полным решениям, оказались очень близки друг к другу: 1394 года для Большого и 1404 год для Малого эснского зодиака. См. разделы 6.5 и 6.6.
1.2. Зодиак со стелы Меттерниха («MT»)
1.2.1. Происхождение зодиака «MT»
«В 1828 году рабочие, принимавшие участие в строительстве водосборника в францисканском монастыре в Александрии, наткнулись на каменную плиту с загадочными письменами и изображениями. Плиту передали всесильному правителю Египта того времени Мухаммеду Али, который, в свою очередь, подарил ее в знак расположения принцу Меттерниху» [2], с. 68.
По имени своего владельца эта плита получила название «стелы Меттерниха». Она была исследована в XIX веке известным русским египтологом и коллекционером египетских древностей Владимиром Семеновичем Голенищевым [2], с. 68–69. Прорисовка стелы Меттерниха, сделанная Голенищевым и опубликованная им в 1877 году, приведена на рис. 1.11.
Занимаясь стелой Меттерниха, Голенищев сосредоточил основное внимание на переводе ее надписей. В частности, он прочитал на ней имена древне-египетских богов Исиды, Хора и Сета [2], с. 68. Но, по-видимому, ни Голенищев, ни другие исследователи XIX–XX веков, так и не заметили, что символическая картина, изображенная на этой плите, есть не что иное, как типичный «древне»-египетский зодиак. Несущий в себе определенную дату. Другими словами, на стеле Меттерниха ЗАПИСАНА ДАТА.
Рис. 1.11. «Стела Меттерниха» с древне-египетским зодиаком. Прорисовка В.С. Голенищева. Взято из [122], с. 170. См. также [2], с. 69
Почему египтологи «не заметили» этого? Ведь наличие зодиака на стеле Меттерниха почти очевидно. По нашему мнению, они просто не захотели этого видеть. Зная наперед, что ничего хорошего для принятой сегодня хронологии Древнего Египта из такого наблюдения выйти не может. Придется и на этот раз объяснять – почему астрономическое содержание древне-египетского зодиака совершенно не вяжется с якобы «абсолютно надежной» датировкой правления того или иного «древне»-египетского фараона тем или иным тысячелетием до нашей эры.
Но если не связывать себя скалигеровскими узами крайне сомнительной хронологии Древнего Египта, то все-таки очень интересно узнать – какая именно дата записана на этой древнеегипетской плите? Пользуясь расшифрованным нами астрономическим языком египетских зодиаков, это сделать можно. Причем – однозначно.
Зодиак на стеле Меттерниха мы будем сокращенно называть зодиаком MT.
Приступим к расшифровке и датированию зодиака MT. Он оказался исключительно богатым по своему астрономическому содержанию египетским зодиаком. В то же время, его символический язык является достаточно простым и стандартным. На нем очень немного новых, не встречавшихся нам ранее египетских астрономических символов. Более того, зодиак MT несет в себе тот же самый основной гороскоп, что и уже исследованный нами в [НХЕ] зодиак SN из незаконченной гробницы Сененмута. Напомним, что вычисленная нами дата зодиака SN оказалась следующей:
14–16 августа 1007 года н.э.
Как мы покажем ниже, та же самая дата записана и на зодиаке MT.
1.2.2. Изображения созвездий
Большинство созвездий на зодиаке MT изображены вполне обычно. Примерно такой же вид они имеют и на дендерских и эснских зодиаках. Но три созвездия из двенадцати – Рак, Водолей и Козерог, – нарисованы на нем совсем по-другому. Нам удалось их распознать лишь по вполне стандартным изображениям соседних с ними созвездий.
Все фигуры зодиакальных созвездий сосредоточены в верхней половине зодиака MT – там где на стеле Меттерниха отчерчено пять полос одинаковой ширины, расположенные одна под другой, рис. 1.11. Увеличенное изображение этой части зодиака см. на рис. 1.12. При этом две крайние полосы – верхняя и нижняя, – символов созвездий (то есть зодиакальной шкалы) не содержат. Как мы увидим, они полностью отведены под частные гороскопы и поэтому вместо фигур созвездий там стоят знаки равноденствий и солнцестояний. Для краткости речи, будем называть эти крайние полосы верхней и нижней полосой зодиака MT. Или – верхним и нижним его рядом. Отметим, что о самой верхней части зодиака MT – выше верхней полосы, под очерчивающей сверху дугой, – мы здесь пока не говорим, рис. 1.11. О ней пойдет речь ниже.
Рис. 1.12. Фрагмент верхней части стелы Меттерниа. Пять полос с зодиаком MT. Взято из [122], с. 170. См. также [2], с. 69
Перечислим символы созвездий на зодиаке MT, двигаясь от полосы к полосе сверху вниз.
В первой сверху полосе символов созвездий нет.
Во второй полосе на левом краю изображены три женщины с посохами. Сразу же за ними (правее них) мы встречаем первую фигуру созвездия. Это БЛИЗНЕЦЫ – мужчина и женщина, взявшиеся за руки. Подобно тому, как Близнецы изображены на дендерских, эснских и атрибских зодиаках, см. илл. 4.4 в главе 4 книги [НХЕ]. Несколько правее Близнецов, почти в центре полосы легко узнать фигуру созвездия ЛЬВА. Это лев на перевернутым вверх брюхом крокодиле и с волнообразной змеей наверху.
Напомним, что волнообразная змея – это уже хорошо знакомый нам символ равноденствия или солнцестояния, см. раздел 4.8 в [НХЕ]. Такая же змея нарисована и под рукой ДЕВЫ, фигура которой является самой правой в этой (второй сверху) полосе. Дева стоит на хвосте крокодила и держит птицу на вытянутой руке, рис. 1.12. Точка осеннего равноденствия, которую в данном случае символизирует эта волнообразная змея, на египетских зодиаках всегда отмечалась в Деве, см. рисунок 4.61 в [НХЕ]. Но символика этой точки проставлялась иногда и во Льве, с которым Дева на египетских зодиаках часто изображалась в тесной паре – например, в виде женщины, держащей льва за хвост, см. рисунки 4.10 и 4.11 в [НХЕ]. Более того, как мы уже отмечали в [НХЕ], фигура Льва в египетской астрономической символики считалась как бы «залезающей» в область созвездия Девы, см. разделы 4.1.5, 4.1.6 в [НХЕ].
Таким образом, во второй сверху полосе мы обнаружили знаки созвездий Близнецов, Льва и Девы. Но между Львом и Близнецами находится созвездие РАКА. Где его изображение? Для Рака есть только две возможности, поскольку между уже найденными нами фигурами Льва и Близнецов на зодиаке MT присутствует только два символа. Первый – это еще один лев на крокодиле – на этот раз уже не перевернутом и загнувшим голову вверх, к морде льва. Второй – четыре сидящих на корточках человеческих фигурки, расположенные двумя парами, одна над другой. Но такие же четыре фигурки есть и в верхней полосе, в области частных гороскопов. Поэтому, скорее всего, они относятся к частному гороскопу осеннего равноденствия. Кстати, они смотрят именно в сторону Льва и Девы, то есть туда, где находится точка осеннего равноденствия.
Заметим, что фигуры, расположенные между зодиакальными созвездиями, не образуют на зодиаке MT единого шествия, идущего в одном, общем для всех направлении – как это было, например, на дендерских и эснских зодиаках. Здесь все они смотрят в разные стороны. Однако их взгляды направлены не хаотично. При внимательном рассмотрении можно заметить, что все фигуры, расположенные между знаками созвездий, четко разбиваются здесь на непересекающиеся группы, смотрящие на одно и то же созвездие. При этом группы фигур, смотрящих на разные созвездия, не перемешиваются между собой, не «вклиниваются» друг в друга. Поэтому, скорее всего, направление взгляда фигур на зодиаке MT не случайно и о чем-то говорит. О чем именно – догадаться несложно. Фигуры, смотрящие на какое-то созвездие, вероятно должны относиться именно к этому созвездию. А не к соседнему, к которому они повернуты спиной. Это важное замечание позволяет однозначно распределить все фигуры во второй, третьей и четвертой полосах зодиака MT по соответствующим им созвездиям.
В силу сказанного, фигурой Рака, скорее всего, является еще один лев на крокодиле. Он расположен сразу за Близнецами, правее их, рис. 1.12. Эта догадка тем более правдоподобна, что как мы увидим ниже, большинство фигур созвездий на зодиаке MT изображено именно «на крокодилах».
Итак, мы заключаем, что созвездие РАКА изображено здесь почти так же, как и созвездие Льва – в виде льва над крокодилом. Впрочем, на астрономическую датировку фигура Рака в данном случае вообще не влияет, поскольку в этом месте зодиака нет ни одной планеты основного гороскопа, см. ниже.
Перейдем к следующей, третьей сверху полосе, рис. 1.12. После Девы должны идти Весы, Скорпион и Стрелец. И действительно, в середине третьей полосы мы видим совершенно четкое изображение СКОРПИОНА. А несколько левее его нарисована колесница, в которой стоит человек, стреляющий из лука. Это, очевидно, изображение СТРЕЛЬЦА.
Но тогда правее Скорпиона должны быть нарисованы Весы, расположенные по другую сторону от Скорпиона, чем Стрелец. И действительно, справа от Скорпиона мы видим человеческую фигурку, сидящую на крокодиле и накрытую сверху изогнутой змеей. Это изображение вполне подходит для Весов. Во-первых, потому, что здесь присутствует крокодил, как в уже распознанных нами выше фигурах созвездий Льва и Рака. Во-вторых, на египетских зодиаках подобная сидящая фигурка изображается в Весах довольно часто. Она обозначает там пасхальное полнолуние, см. раздел 4.9.1 в [НХЕ]. Итак, мы заключаем, что ВЕСЫ изображены здесь сразу правее Скорпиона в виде сидящей на крокодиле фигурки, накрытой змеей. Но опять-таки, отметим, что для астрономического датирования точное указание фигуры Весов в данном случае не важно, поскольку в этом месте зодиака, как мы увидим, нет ни одной планеты основного гороскопа.
Самую левую фигурку в третьем ряду, имеющую вид лани (или козы) с птицей на спине, хотелось бы отождествить с Козерогом. Поскольку тут, возможно, изображена коза. Но очень похожую фигурку мы видим и в самом нижнем, пятом ряду. Там она вторая справа. Но пятый ряд – это ряд частных гороскопов, в котором фигуры созвездий, как правило, не изображались. Их заменяли знаки равноденствий и солнцестояний. Кроме того, если мы отождествим эту лань (или козу) с Козерогом, то получится, что ни у Козерога, ни у Стрельца не окажется предстоящих (то есть смотрящих на них) фигур, рис. 1.12. Что было бы странно. У остальных созвездий на этом зодиаке такие фигуры есть. Тем более они должны быть и у Стрельца, который содержал в себе точку зимнего солнцестояния и потому привлекал к себе повышенное внимание составителей египетских зодиаков. См. раздел 4.8.2 в [НХЕ]. Следовательно, лань с птицей на спине – это, скорее всего, символ частного гороскопа зимнего солнцестояния, а не знак созвездия Козерога. Фигуру Козерога придется искать в четвертом ряду.
Отметим, что для того, чтобы порядок зодиакальных созвездий оказался правильным, нам пришлось третью полосу зодиака MT читать не слева направо, как вторую, а наоборот – справа налево. Значит, зодиакальный круг здесь разбит на полосы и сложен змейкой: вторая полоса переходит в третью в правом конце, третья в четвертую – в левом. Поэтому четвертую полосу надо читать слева направо, как вторую.
В четвертой полосе нам осталось найти пять созвездий: Козерога, Водолея, Рыб, Овна и Тельца. Это уже никак не повлияет на результат астрономического датирования, поскольку в этой полосе нет планет основного гороскопа, см. ниже. Тем не менее, мы закончим расшифровку, чтобы полностью разобраться в логике этого замечательного зодиака. Фигурой КОЗЕРОГА здесь, скорее всего, является второй слева символ: крокодил, на котором стоит мужчина, поражающий его копьем. Еще одно копье воткнуто в голову этого крокодила, рис. 1.12. Этот символ явно напоминает изображение Козерога на Круглом дендерском и Большом эснском зодиаках, см. рисунок 4.16 в [НХЕ].
ВОДОЛЕЙ, вероятнее всего, изображен обнаженной мужской фигурой, шестой слева в этой полосе. Можно было бы отождествить с Водолеем четвертую слева фигуру идущего мужчины. Но тогда у Водолея не окажется предстоящих (смотрящих на него) фигур. Что было бы странно, поскольку все остальные созвездия на этом зодиаке такие фигуры имеют. Больше ничего в этом месте не подходит для Водолея, рис. 1.12. Кстати, наше отождествление Водолея хорошо соответствует тому, что именно Водолей чаще всего изображался на египетских зодиаках обнаженным. Причем – это была всегда человеческая, обязательно мужская фигура, см. рисунок 4.18 в [НХЕ].
РЫБЫ – это, скорее всего, символ в виде крепостной стены с воротами и двумя головами животных сверху, смотрящих в разные стороны. Это девятая слева фигура, расположенная примерно в середине четвертой полосы, рис. 1.12. Слева и справа от Рыб – по две предстоящих фигуры. И, наконец, ОВЕН и ТЕЛЕЦ объединены тут в один составной символ: бык из спины которого как бы вырастает сидящий овен. Это – пятый справа символ четвертой полосы. Его сопровождает свита из четырех предстоящих фигур, самых правых в этой полосе.
Таким образом, все 12 зодиакальных созвездий изображены в трех средних полосах зодиака MT – во второй, третьей и четвертой. В этих же полосах должен находится и основной гороскоп. Кроме того, как мы увидим, в этих трех полосах присутствуют элементы частных гороскопов. Кроме того первая и пятая полосы целиком отведены под частные гороскопы. Такое устройство зодиака MT напоминает Круглый дендерский и Малый эснский зодиаки. Там тоже элементы частных гороскопов находились в области основного гороскопа, хотя частным гороскопам были целиком посвящены также и отдельные процессии, см. главу 6 в [НХЕ].
Изображения всех двенадцати зодиакальных созвездий на зодиаке MT собраны нами вместе на рис. 1.13.
Рис. 1.13. Изображения 12-ти зодиакальных созвездий на стеле Меттерниха (зодиак MT). На основе прорисовки из [122], с. 170. См. также [2], с. 69
1.2.3. Основной гороскоп
В нашем исследовании египетских зодиаков мы встречались с различными способами изображения планет основного гороскопа. Вкратце перечислим эти способы. Все подробности см. в [НХЕ].
1) Планеты основного гороскопа, за исключением Солнца и Луны, могут изображаться в виде путников с планетными посохами. См. раздел 4.4.1 в [НХЕ]. Таковы, например, дендерские и эснские зодиаки, зодиак Рамзеса VI и некоторые планеты на зодиаке Рамзеса IV.
2) Планеты основного гороскопа могут изображаться в виде птиц как, например, на атрибских зодиаках AN и AV.
3) Планеты основного гороскопа могут изображаться в виде поясных портретов как, например, на зодиаках Петосириса P1 и P2.
4) Планеты основного гороскопа могут быть указаны надписями. Таковы, например, зодиаки Рамзеса VII («фивский цветной» зодиак OU) и зодиак Сети I из Долины царей.
5) Солнце и Луна могут быть указаны на египетском зодиаке с помощью соответствующей – красноватой или серебристой, – раскраски или отмывки. Примеры – зодиак Рамзеса VI и гороскоп демотических приписок на зодиаке Бругша BR.
6) Солнце, Луна – а в некоторых случаях и другие планеты основного гороскопа, – могут изображаться в виде кружков. Например, на зодиаке KZ из храма в Герменте все планеты изображены как кружки.
7) Наконец, планеты основного гороскопа на египетских зодиаках могут изображаться в виде сидящих на корточках человеческих фигур. Часто (но не всегда) эти фигуры бывают снабжены признаками планет в виде голов определенных зверей или птиц. По поводу признаков тех или иных планет на египетских зодиаках см. раздел 4.4 в [НХЕ]. С изображениями планет основного гороскопа в виде фигур, сидящих на корточках, мы сталкивались на зодиаке Рамзеса IV RC. Эта символика типична для зодиаков из Долины ремесленников (гробницы Пасхеда и Сеннедьена, например). Такие же изображения планет можно найти и в некрополе Шейх-Абд-эль-Курны (гробница Панеези). См. рисунки 7.61 и 7.62 в [НХЕ].
Из всего здесь перечисленного на зодиаке MT присутствуют лишь путники с посохами, фигуры, сидящие на корточках и несколько птиц. Какие из них в данном случае изображают планеты основного гороскопа?
Птиц слишком мало, и они не имеют отличительных особенностей. Поэтому основной гороскоп из них сложить нельзя. Фигуры с посохами на этом зодиаке удовлетворительно сопоставить с планетами основного гороскопа не удается по следующим причинам.
Во-первых, среди них оказывается слишком много женских фигур и слишком мало мужских. Причем это относится не только к фигурам по отдельности, но и к скоплениям фигур. Чисто женских скоплений слишком много для «женских» планет, а чисто мужских – слишком мало для «мужских» планет, см. ниже.
Во-вторых, на всех известных нам египетских зодиаках если планеты основного гороскопа показаны в виде путников с посохами, то Солнце и Луна изображаются по-другому – обычно в виде больших кружков. Для Луны возможен полумесяц. Но на зодиаке MT таких кружков нет. Нет и заменяющих их подходящих символов.
Подсчитаем количество мужских и женских фигур с посохами на зодиаке MT. В трех средних рядах, где сосредоточены изображения всех двенадцати зодиакальных созвездий, мы видим четыре женских фигуры с посохами: три во втором и одна в четвертом ряду. В то же время здесь насчитывается только одна или две мужских фигуры с посохами. Обе – в четвертом ряду, рис. 1.12. У мужской фигуры, расположенной между Водолеем и Рыбами, планетный посох четкий, но у второй возможной мужской фигуры с посохом – правее Овна-Тельца, – в руках, по-видимому, изображен все-таки не посох, а вертикальная змея. То есть это, скорее всего, Меркурий частного гороскопа.
Еще несколько путников с посохами изображены в первом и четвертом рядах. Но там нет фигур созвездий. В этих рядах тоже есть женщины с посохами, рис. 1.12.
Такое большое количество женских планетных фигур с посохами хорошо подходит лишь для частных гороскопов. В которых, как правило, многократно изображается Венера – поскольку она всегда близка к Солнцу и яркая. Но для основного гороскопа это не подходит. В нем должны быть только две «женские» (с точки зрения египетской астрономической символики) планеты – Венера и Луна. Но зато – целых пять «мужских». В итоге согласовать планетные фигуры с посохами на зодиаке MT с каким бы то ни было основным гороскопом не удается. Но для частных гороскопов, как мы увидим, эти фигуры подходят идеально.
Остается заключить, что планеты основного гороскопа изображены здесь в виде сидящих на корточках фигур.
И действительно, во втором сверху ряду, правее созвездия Льва, мы видим семь сидящих на корточках фигур – ровно столько, сколько надо для основного гороскопа. Все эти семь фигур изображены вместе, в один ряд, и снабжены следующими дополнительными признаками.
Во-первых, все они сидят на квадратных сиденьях с изображением каких-то значков. При этом, на каждом сидении – свой значок, отличный от значков на других сиденьях. То есть это не просто «безликая толпа» фигур, а действительно семь различных символов, каждый из которых обозначает что-то свое.
Во-вторых, головы и головные уборы у них не одинаковы. Мы видим здесь достаточно ясные и уже хорошо знакомые нам признаки планет, рис. 1.14.
Передняя фигура имеет мужское лицо (видна небольшая бородка) и круг на голове. Скорее всего, это – СОЛНЦЕ. Оно и должно сидеть первым, возглавляя собрание планет.
Затем сидит львица с пером на голове. Это – ВЕНЕРА. Как мы уже знаем, голова львицы является признаком Венеры на египетских зодиаках. См. раздел 4.4.8 в [НХЕ].
Рис. 1.14. Планеты основного гороскопа на зодиаке MT. Фрагмент прорисовки [122], с. 170 с нашими пояснениями. См. также [2], с. 69
Далее сидит фигура, вероятно, с головой женщины. У нее над головой – египетский символ «глаз», смысл которого многозначен. Он считается символом Осириса, а потому может служить как знаком Солнца, так и знаком Луны. Ведь оба эти светила связывались с Осирисом в египетской традиции. Кроме того, как мы выяснили, «египетский глаз» может также означать звезду «Глаз Овна» (Альфа Овна) в созвездии Овна. См. раздел 4.4.14 в [НХЕ]. В данном случае, поскольку Солнце мы уже нашли, а созвездие Овна расположено далеко от Льва, остается заключить, что эта сидящая на корточках фигурка изображает ЛУНУ.
Следующие за Луной две фигурки имеют головы ибиса и шакала соответственно. На голове у них – перья. Согласно выясненным нами признакам планет на египетских зодиаках, это должны быть МЕРКУРИЙ и САТУРН. Какая именно из этих двух фигурок изображает Меркурия, а какая – Сатурна, сказать трудно ввиду сильной близости египетской символики этих двух планет. См. разделы 4.4.2–4.4.5 в [НХЕ].
Затем сидит фигурка с головой сокола. Это – МАРС. См. раздел 4.4.7 в [НХЕ].
И, наконец, последняя фигурка имеет голову, по-видимому павиана. Это прекрасно соответствует единственной оставшейся неназванной планете – ЮПИТЕРУ. См. разделы 4.4.2, 4.4.6 в [НХЕ] и рисунок 4.33 в [НХЕ].
Других таких же фигурок на зодиаке MT нет. Среди похожих символов надо отметить две четверки расположенный квадратом фигур, сидящих на корточках – в первом и втором рядах. Ими мы займемся ниже при анализе частных гороскопов и дополнительной астрономической информации. Здесь лишь отметим, что фигурки эти выглядят гораздо проще упомянутых выше символов планет основного гороскопа. В частности, они не несут в себе никаких дополнительных признаков планет. По сходству с зодиаком Рамзеса IV (RC) эти четверки фигурок скорее всего означают схождение вместе четырех «мужских» планет – Меркурия, Сатурна, Юпитера и Марса в одном и том же месте ночного неба. См. раздел 7.9.4 в [НХЕ]. Но в отличие от зодиака RC здесь это – дополнительный символ, не являющийся частью основного гороскопа. Поэтому он и повторен дважды. Один раз в области основного гороскопа (второй ряд сверху), а второй – в области частных гороскопов (первый ряд сверху), рис. 1.12.
Все семь планетных фигур основного гороскопа повернуты лицом ко Льву и находятся непосредственно рядом с его изображением на зодиаке MT. К Деве они расположены спиной и отделены от нее несколькими другими фигурами, рис. 1.12. Значит, ВСЕ СЕМЬ ПЛАНЕТ БЫЛИ ВО ЛЬВЕ.
Но такой гороскоп нам уже встречался. Это – в точности гороскоп зодиака SN из незаконченной гробницы Сененмута.
Интересно, что зодиак из гробницы Сененмута, так же как и зодиак MT со стелы Меттерниха – это, судя по всему, НЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ зодиак. То есть, он не несет в себе дату определенного погребения. Напомним, что гробница Сененмута, в которой был найден зодиак SN, так и не была закончена. В ней никого не похоронили. См. раздел 7.6 в [НХЕ]. Кроме того, зодиак SN изображен отнюдь не на потолке погребальной камеры, а на потолке промежуточной камеры, находящейся на полпути в глубь гробницы. В то же время, все погребальные египетские зодиаки всегда изображались именно на потолке погребальной камеры, прямо над гробом усопшего.
Все это говорит о том, что на зодиаке SN была записана не дата погребения, а какая-то другая дата. Возможно это была дата некоего священного события. Тогда становится понятно, почему тот же самый гороскоп изображен и на стеле Меттерниха. Священная дата могла изображаться много раз и по самым различным поводам.
Кстати, стела Меттерниха тоже, судя по всему, не являлась ни частью потолка старинной гробницы ни вообще – частью какого-либо потолка. Ее очертания – с полукругом наверху и ровно срезанным низом, – а также расположение всех фигур на ней относительно одной и той же четко проглядываемой вертикали, говорит о том, что эта плита изначально где-то СТОЯЛА, а не ЛЕЖАЛА на потолке. В то же время, все погребальные египетские зодиаки, как мы уже неоднократно отмечали, были потолочными. Они всегда были нависающими изображениями и располагались ПРЯМО НАД мумией покойника, а не сбоку от нее.
Напомним здесь вычисленные нами в [НХЕ] решения основного гороскопа зодиака SN – он же основной гороскоп зодиака MT со стелы Меттерниха (все планеты во Льве). См. раздел 7.6 в [НХЕ]. Ниже перечислены все возможные решения этого гороскопа на интервале от –3000 до 2000 года н.э. Всего решений пять. Повторим здесь табличку из раздела 7.6.4 в [НХЕ], в которой для каждого решения даны: 1) год, 2) день решения, когда достигалось наименьшее среднее расстояние до «лучших точек», взятых в середине созвездия Льва, 3) значение этого расстояния в градусах дуги. Гороскоп удовлетворялся в течении 1–3 дней вокруг каждой из указанных дат.
Напомним, что при исследовании зодиака SN из гробницы Сененмута у нас не было дополнительной астрономической информации, которую можно было бы использовать для отсева случайных решений. Окончательное решение, а именно, 14–16 августа 1007 года н.э., было выбрано нами из тех соображений, что оно удовлетворяет следующим условиям.
1) Оно оказалось самым точным из всех – в том смысле, что все семь планет сблизились в нем наиболее сильно,
2) Только это решение попадало в ту же самую эпоху, где собрались и даты всех остальных исследованных нами зодиаков из Долины царей. Напомним, что гробница Сененмута расположена в самой непосредственной близости от Долины царей, см. раздел 7.6 в [НХЕ].
Но теперь мы имеем возможность проверить эту дату и на основании чисто астрономических соображений. Как уже было сказано, на стеле Меттерниха мы имеем достаточно подробные частные гороскопы. Кроме того, больше половины пространства этого зодиака отведено под добавочные сцены, которые, как мы увидим, имеют астрономический смысл. См., например, центральную сцену в нижней половине плиты, рис. 1.11. Ниже мы расшифруем эту дополнительную информацию и выясним – какое из перечисленных пяти решений ей удовлетворяет. Пока это не сделано, все эти решения можно рассматривать лишь как предварительные.
В заключение этого раздела приведем положения планет на эклиптике для всех пяти предварительных решений. Они нам понадобятся ниже при проверке предварительных решений по дополнительной астрономической информации.
В нижеследующих таблицах положения планет даются в градусах на эклиптике J2000 (эклиптикальная шкала эпохи полудня 1 января 2000 года по Гринвичу), а также в условных единицах от 0 до 12 по следующей «шкале созвездий» (см. раздел 5.10 в [НХЕ]):
Названия созвездий указаны в нижней строке. Приводится также среднее (по всем семи планетам) расстояние до «лучших точек» в градусах дуги. В данном случае «лучшая точка» для всех планет одна и та же – середина созвездия Льва (4,5 по шкале созвездий).
1.2.4. Добавочная сцена с Марсом
Начнем с добавочных сцен, поскольку им отведено наибольшее место на данном зодиаке.
Главная добавочная сцена на стеле Меттерниха – это, безусловно, изображение, расположенное в нижней половине плиты. Оно занимает почти половину площади всей стелы, рис. 1.11. Вероятно, автор зодиака MT считал эту сцену очень важной.
Астрономический смысл данного сюжета достаточно прозрачен. В центре показано Солнце в виде мальчика, стоящего на двух крокодилах. В каждой руке у него – змея, скорпион и еще какое-то животное. С таким изображением Солнца на египетских зодиаках мы уже встречались. Именно так оно было нарисовано в основном гороскопе зодиака P2 из гробницы Петосириса (потолок внутренней комнаты гробницы). Напомним, что зодиаки Петосириса были исследованы и датированы нами во втором издании книги «Новая хронология Египта» (см. раздел 7.4 [НХЕ]).
По бокам от мальчика-Солнца на стеле Меттерниха показаны две предстоящие фигуры. Одна – женская, а вторая – мужская с головой ибиса. Это, очевидно, Венера и Меркурий, всегда сопровождающие Солнце в его годичном движении по эклиптике. Поэтому древние египтяне часто изображали их по бокам от Солнца, прислуживающими ему.
Наверху над головой мальчика-Солнца помещены два египетских «глаза». Это – символы Осириса, которые в данном случае, скорее всего, относятся к фигуре мальчика-Солнца-Осириса, над которой они изображены. См. раздел 4.4.14 в [НХЕ].
Но это пока не дает нам астрономических сведений, которые могли бы помочь в выборе правильного решения. Дело в том, что Венера и Меркурий, помещенные здесь рядом с Солнцем, и так всегда находятся рядом с ним – по законам астрономии. Однако нетривиальная астрономическая информация здесь все-таки имеется. Наиболее важным для нас элементом этой сцены является человеческая фигура с головой сокола – слева от мальчика-Солнца. Она явно выделена тем, что обведена вместе с Солнцем одной дугой. А Венера и Меркурий находятся вне этой дуги, справа и слева от нее, рис. 1.11. Таким образом, фигура с головой сокола как бы «приравнена» здесь к Солнцу. Тем самым она поставлена как бы выше Венеры и Меркурия, которые вынесены вовне, отделены от Солнца.
Фигура с головой сокола – это, конечно, Марс. Именно Марс наиболее часто изображается с соколиной головой на египетских зодиаках, см. раздел 4.4.7 в [НХЕ]. Значит, Марс был чем-то выделен в ту ночь, резко отличаясь от всех остальных планет. Иначе не было бы причин так откровенно подчеркивать его значение на зодиаке. Может быть, Марс был единственной планетой, подошедшей очень близко к Солнцу? Это возможно, хотя в таком случае он не был бы виден. Возможно и наоборот – только Марс был виден на ночном небе, а все остальные планеты скрылись за Солнцем, подойдя к нему слишком близко. Последнее объяснение даже лучше, поскольку тогда на небе были бы видны только две планеты – Солнце (днем) и Марс (ночью). В этом случае такое «приравнивание» Марса к Солнцу, которое мы видим на зодиаке MT, было бы вполне оправдано.
В любом случае, изображение на стеле Меттерниха явно говорит о том, что Марс чем-то резко выделялся среди остальных планет. Причем, это было в день основного гороскопа, поскольку ни в одном из частных гороскопов, которые мы обсудим ниже, Марс ничем не выделен.
Но среди всех пяти возможных предварительных решений зодиака MT есть только одно решение – 14–16 августа 1007 года н.э., – которое астрономически выделяет Марс среди остальных планет (кроме Солнца). Из приведенных выше таблиц эклиптикальных положений планет в предварительных решениях видно, что в решении 1007 года Марс был единственной планетой, видимой на ночном небе. Все остальные планеты, включая даже Луну, в те дни пропали из видимости. Луна не была видна, так как было новолуние. В дату 14–16 августа 1007 года н.э. с Земли можно было наблюдать только два небесных светила: Солнце днем и Марс ночью.
Из приведенных выше таблиц видно также, что ни в одном из остальных решений Марс ничем особенным не выделялся среди остальных планет. Он не был ни единственной планетой, видимой на небе, ни единственной невидимой (близкой к Солнцу) планетой. Поэтому ни в одном другом решении такое подчеркнутое положение Марса, какое мы видим на стеле Меттерниха, не может быть оправдано астрономически. А вот решению 1007 года оно соответствует просто ИДЕАЛЬНО, рис. 1.15.
В заключение отметим, что на зодиаке MT есть еще одна небольшая добавочная сцена. Она расположена на самом верху, под верхней дугой плиты, рис. 1.11. Но эта сцена слишком расплывчата и не может существенно повлиять на отбор правильного решения. В ее центре мы видим круг с сидящей в нем человеческой фигурой на корточках. Вместо головы у нее большой жук – символ восходящего Солнца [13], с. 84. По-видимому, здесь действительно изображено восходящее Солнце, что подчеркивается также двумя поднятыми вверх руками, между которыми помещен данный круг. С обеих сторон от него стоят по четыре павиана. Такие павианы часто встречаются на египетских изображениях. Как считается, они сопровождают восходящее или заходящее Солнце. См. раздел 7.2.2 в [НХЕ]. В правом углу сцены коленопреклоненная мужская фигура возжигает светильник перед Солнцем. Вероятно, это Марс, который, в решении 1007 года был действительно виден на рассвете. С левой стороны от круга показан мужчина с головой ибиса, вероятно, Меркурий. Он без светильника, что, по-видимому, означает, что он был не виден. В целом, данная сцена вполне соответствует решению 1007 года.
Рис. 1.15. Положения планет 15 августа 1007 года н.э. – в день полного решения зодиака MT. Все семь планет собрались во Льве, но виден на небе был только Марс. Остальные планеты скрывались за Солнцем. Показано рассветное небо Каира на 15 августа 1007 года н.э. в 2:25 по Гринвичу, погружение Солнца 13°. Приблизительная картинка, полученная с помощью программы Turbo-Sky
1.2.5. Частные гороскопы
Обратимся теперь к частным гороскопам зодиака MT. К ним относятся многочисленные фигуры, окружающие знаки созвездий в области основного гороскопа (кроме символов планет основного гороскопа), рис. 1.12. В том числе – и несколько путников с посохами. Которые на зодиаке MT, как мы выяснили, обозначают планеты частных гороскопов, а не основного. Кроме того, частным гороскопам на данном зодиаке целиком посвящены две крайние полосы – верхняя и нижняя, рис. 1.12.
При сравнении частных гороскопов с предварительными решениями мы будем брать ИЮНЬСКИЙ ГОД, НАЧИНАЮЩИЙСЯ С ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ. Это подсказывается самим зодиаком MT, где эклиптика разрезана между Близнецами и Тельцом, то есть – по точке летнего солнцестояния, рис. 1.12. А именно, первое созвездие, с которого начинается «змейка» зодиака, изображенная на стеле Меттерниха, – это Близнецы, содержащие точку летнего солнцестояния. См. раздел 4.8 в [НХЕ].
Как мы отмечали в разделе 4.12 в [НХЕ], на большинстве египетских зодиаков подразумевался сентябрьский год, начинающийся с осеннего равноденствия. Соответственным образом, на них разрезалась и эклиптика, начинаясь со Льва или с Девы. Но на некоторых других, более архаичных египетских зодиаках отражено июньское начало года – с началом в летнем солнцестоянии. Такими оказались, например, атрибские зодиаки. См. раздел 7.1.9 в [НХЕ]. К числу таких архаичных египетских зодиаков относится и стела Меттерниха.
Начнем с нижней полосы, показанной на стеле. В ее левой половине мы видим знак солнцестояния в виде человеческой головы на высокой подставке. По поводу знаков солнцестояния на египетских зодиаках см. раздел 4.8 в [НХЕ]. В данном случае Солнце изображено в виде человеческой головы, а подставка под ним символизирует солнцестояние. Вокруг этого знака мы видим шествие из семи путников с планетными посохами в руках. Смысл этой сцены ясен – семь планет находились в день солнцестояния неподалеку от Солнца. Из основного гороскопа следует, что здесь имеется в виду день ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, когда Солнце было в Близнецах. В тот день все семь планет действительно должны были оказаться где-то поблизости от Близнецов, то есть – от точки солнцестояния. Что астрономически следует из основного гороскопа, поскольку через два месяца после этого события, когда Солнце уйдет из Близнецов и будет во Льве, все семь планет должны, согласно основному гороскопу, собраться во Льве. Другими словами, частный гороскоп летнего солнцестояния, изображенный в левой части нижней полосы, оказывается астрономическим следствием основного гороскопа из-за близости Близнецов и Льва.
В правой части нижней полосы зодиака MT изображена сцена закалывания копьем. Кого именно тут закалывают – по имеющейся у нас прорисовке понять нельзя. Но поза закалывающего и то, как он держит в руках копье, явно напоминают хорошо известную нам по другим египетским зодиакам сцену «корриды» или «закалывания тельца». См. раздел 4.9 в [НХЕ] и илл. 4.76 в [НХЕ]. Эта сцена изображается на египетских зодиаках обычно возле точек солнцестояний. См., например, Длинный дендерский зодиак, где она помещена в точке зимнего солнцестояния, см. илл. 4.76 в [НХЕ].
Вокруг «корриды» мы видим разнообразных животных на подставках – обезьяну, кобру и кошку. Все это – различные видоизменения символа солнцестояния: «фигура на подставке». При этом, подставка не должна быть перечеркнута крест-накрест – иначе это будет уже символ равноденствия, а не солнцестояния, см. раздел 4.8 в [НХЕ]. Именно такие, неперечеркнутые подставки и показаны в нижней полосе зодиака MT. Значит, вся нижняя полоса целиком посвящена солнцестояниям.
Но тогда из соображений симметрии в нижней полосе, скорее всего, должны быть отмечены обе точки солнцестояния, а в верхней – обе точки равноденствия. По половине полосы на каждую точку. И действительно, так оно и есть. Каждая из этих двух полос – как верхняя, так и нижняя, – разделены ровно пополам. Это деление выражается в том, что общее движение фигур в них направлено к центру полосы, где встречаются два шествия фигур, идущих навстречу друг другу, рис. 1.12. Исключение составляют только сценки с предстоящими фигурами. Одна такая сценка – «замахнувшийся ножом» и четыре предстоящие ему фигуры, – расположена в левой части верхней полосы. Вторая сценка – «коррида» и предстоящие ей символы солнцестояния на подставках, уже упоминалась выше. Предстоящие всегда смотрят на свою центральную сценку и не подчинены общему направлению шествия фигур, рис. 1.12.
Отметим, что «замахнувшийся ножом» уже встречался нам на Большом и Малом эснских зодиаках недалеко от знака Девы. См. разделы 6.5.5 и 6.6.5 в [НХЕ]. На эснских зодиаках он изображал Марса в частных гороскопах. Следовательно и здесь это тоже, скорее всего, должен быть Марс в частном гороскопе осеннего равноденствия.
То, что в левой половине верхней полосы изображено именно осеннее равноденствие (а не весеннее), видно из следующего.
Слева там находится четверка фигур, сидящих на корточках. Они расположены квадратом, рис. 1.12. Но точно такая же четверка есть и во второй сверху полосе – рядом со Львом и со знаком равноденствия в виде волнообразной змеи. Эта четверка смотрит именно на Льва, а не на Близнецов, которые у них за спиной. То есть четверка – отнесена к точке осеннего равноденствия в Деве, а не к летнему солнцестоянию в Близнецах. Остальные точки равноденствий и солнцестояний слишком далеко от нее.
Наконец, методом исключения получаем, что правая часть верхней полосы должна быть посвящена весеннему равноденствию.
Кроме того, в самом низу плиты имеется полоска с несколькими изображениями Скорпиона и многочисленными знаками солнцестояния «фигура на подставке». Судя по Скорпиону, она, скорее всего, относится к зимнему солнцестоянию. Но извлечь из этой полоски полезную для датирования астрономическую информацию не удается.
На стеле Меттерниха присутствуют также иероглифические надписи. В целом, структура этой стелы показана на диаграмме, рис. 1.16.
Рис. 1.16. Диаграмма, показывающая строение зодиака MT. Составлена авторами
Посмотрим теперь, что дадут частные гороскопы для астрономического датирования.
1.2.5.1. Частный гороскоп летнего солнцестояния
Как уже было отмечено выше, та составляющая частного гороскопа летнего солнцестояния на зодиаке MT, которая находится в левой половине нижней полосы, является просто астрономическим следствием основного гороскопа.
Но у этого частного гороскопа есть также составляющая в области основного гороскопа. Это – три женщины с посохами, подходящие к Близнецам слева, со стороны Тельца, рис. 1.12. Напомним, что в Близнецах египетские зодиаки всегда помещают точку летнего солнцестояния, см. раздел 4.8 в [НХЕ]. Фигуры с посохами здесь означают планеты частного гороскопа. Поэтому вся эта сценка с тремя женщинами-путницами говорит о том, что Венера или, может быть, Венера и Луна – поскольку женщин три, а символика Венеры обычно двойная, – в день летнего солнцестоянии была (или были) в Тельце или в Близнецах со стороны Тельца. Но – не в Раке, находящемся с другой стороны от Близнецов. Иначе бы их изобразили справа от Близнецов, со стороны Рака.
Решение 1007 года идеально соответствует этому описанию, рис. 1.17.
Рис. 1.17. Положения планет 15 июня 1007 года н.э. в дни летнего солнцестояния, соответствующего полному решению зодиака MT (июньский год). Время 00:00 по Гринвичу. Приблизительная картинка, полученная с помощью программы Turbo-Sky
15–17 июня 1007 года, в дни летнего солнцестояния неподалеку от Солнца были видны только Венера и Луна. Причем обе они находились рядом в Тельце – в точности, как показано на зодиаке MT. Еще две близкие к Солнцу (в те дни) планеты – Меркурий и Марс, – были слишком близки к нему и полностью терялись в солнечных лучах. Оставшиеся две планеты – Юпитер и Сатурн, – были во Льве, то есть гораздо дальше от Солнца, чем Венера и Луна. Таким образом, упомянутые три женщины с посохами, согласно решению 1007 года, символизируют Венеру (две женщины) и Луну (одна женщина). Остальные планеты в этом частном гороскопе рядом с Близнецами не изображены, поскольку не были видны или оказались слишком далеко от Близнецов. Таким образом, налицо полное согласование данного частного гороскопа с решением 1007 года.
С остальными четырьмя предварительными решениями у этого частного гороскопа либо нет согласования вовсе, либо оно гораздо хуже.
Например, в дни летнего солнцестояния 1624 года (21–22 июня нового стиля 1624 года) Венера была в Тельце, но Луна находилась во Льве, – с другой стороны от Солнца, чем показано на зодиаке. Кроме того, в тот день были хорошо видны Марс и Меркурий, расположенные между Близнецами и Раком. Но на зодиаке они в этом месте не показаны. Таким образом, по Венере согласование есть, но по другим планетам оно плохое.
В решении 35 года в дни летнего солнцестояния (23–24 июня) со стороны Тельца были отлично видны не только Венера и Луна, но и Меркурий. Поэтому он тоже должен был бы присутствовать в частном гороскопе вместе с тремя женщинами слева от Близнецов. Но его там нет. В данном случае согласование опять плохое. И т.д.
Таким образом, по данному частному гороскопу подходит только решение 1007 года н.э.
1.2.5.2. Частный гороскоп зимнего солнцестояния
Обратимся к правой половине нижней полосы, посвященной этому частному гороскопу. Здесь в первую очередь обращают на себя внимание две птицы в правом конце. Одна – сидит на козе или антилопе и схватилась за ее рога. Другая оседлала какой-то овал, рис. 1.12. Напомним, что птицы на египетских зодиаках обозначают планеты. Значит, это должны быть какие-то планеты частного гороскопа. Или, может быть, только одна планета, снабженная двойной символикой – тогда это Венера или Меркурий, см. раздел 4.4 в [НХЕ]. Еще одна птица с пышным головным убором в середине нижней полосы, скорее всего, обозначает Солнце. Которое часто так изображается на египетских зодиаках, см., раздел 4.9.2 в [НХЕ].
Остальные символы здесь не указывают на планеты. Это – знаки солнцестояний, сцена «корриды» и какие-то не очень понятные символы.
Обратимся теперь к трем средним полосам и посмотрим – какие еще символы частного гороскопа зимнего солнцестояния расположены около созвездия Стрельца. Напомним, что зимнее солнцестояние всегда изображалось на египетских зодиаках в Стрельце, см. раздел 4.8.2 в [НХЕ].
Мы видим, что на фигуру Стрельца, помещенную в третьей полосе зодиака MT, смотрит только один символ. Это – такая же птица на козе, которая была изображена и в правом конце нижней полосы. Возникает впечатление, что здесь имеется в виду какая-то планета в Козероге. Вероятно, коза означает в данном случае Козерога.
Обратимся к знаку Козерога. Он находится в четвертой полосе слева, рис. 1.12, рис. 1.13. На Козерога смотрят две фигуры, обе – женские. У одной из них в руке планетный посох. Другая закалывает копьем какое-то существо, похожее на рыбу, свернувшуюся кольцом, рис. 1.12. Значит, в Козероге была Венера. Вторая женщина, возможно, означает Луну, но может быть, это второй символ той же Венеры. Других планетных фигур, смотрящих на Козерога, здесь нет. Следовательно, рядом с Венерой не было других планет.
Вообще, в окрестности точки зимнего солнцестояния, то есть в созвездиях Стрельца, Скорпиона и Козерога, больше нет выраженных планетных символов, которые можно было бы отнести к частному гороскопу зимнего солнцестояния. Есть только пара путников (мужчина и женщина) в Водолее. Но, вероятнее всего, они обозначают Венеру и Меркурия, пришедших сюда из Козерога вместе с Солнцем. Это подчеркивается тем, что у женщины – такой же головной убор, как и у женщины-Венеры в Козероге. С точки зрения астрономии так и должно быть, поэтому это мало о чем нам говорит.
Итак, мы заключаем, что в данном частном гороскопе на зодиаке MT изображена только Венера (и, может быть, Луна), которая была в Козероге. Соответствует ли это решению 1007 года? Да, соответствует. Причем – идеально, рис. 1.18.
Рис. 1.18. Положения планет 14 декабря 1007 года н.э. в дни зимнего солнцестояния, соответствующего полному решению зодиака MT (июньский год). Время 00:00 по Гринвичу. Приблизительная картинка, полученная с помощью программы Turbo-Sky
13–19 декабря 1007 года в дни зимнего солнцестояния Солнце было в Стрельце, а недалеко от него в соседнем Козероге сияла яркая Венера. Ее яркость в те ночи равнялась –3,7 по фотометрической шкале. Венера была прекрасно видна на вечернем небе и в начале ночи. Никаких других планет в Козероге, Стрельце и Скорпионе видно не было, за исключением Луны, которая появилась в Козероге 15 декабря. Меркурий был настолько близок к Солнцу, что полностью пропадал в его лучах. Луна была сначала в Стрельце, но там она не была видна из-за новолуния.
Меркурий появился в видимости лишь в начале января следующего, 1008 года. Он стал виден в Водолее вместе с Венерой. Возможно, это и изображено в виде двух путников в Водолее.
Марс в дни зимнего солнцестояния 1007 года был в Весах, а Юпитер и Сатурн в Деве – все они очень далеко от Стрельца. Таким образом, из околосолнечных планет были видны только Венера, а потом еще и Луна, обе – в Козероге. Это полностью соответствует частному гороскопу зимнего солнцестояния на зодиаке MT.
Отметим, что для остальных предварительных решений соответствия с этим частным гороскопом нет.
Так, например, в решении 1624 года в дни зимнего солнцестояния (21 декабря нового стиля 1624 года) Венера находилась между Стрельцом и Козерогом, а Меркурий – между Стрельцом и Скорпионом. Обе эти планеты были хорошо видны – одна на вечерней, а другая на утренней заре. Но в частном гороскопе показана только Венера. Нет никаких намеков на Меркурий. Поэтому соответствие – неполное.
В решении 35 года в дни зимнего солнцестояния (24 декабря 35 года) Венера и Меркурий были оба отлично видны в Козероге. И опять-таки, это не соответствует частному гороскопу, где показана только одна Венера.
Что касается решений –761 и –1733 годов (то есть 762 год до н.э. и 1734 год до н.э.), то в такие древние времена Солнце в зимнем солнцестоянии было не в Стрельце, а в Козероге. Но это полностью противоречит самой логике египетских зодиаков. В которых точка зимнего солнцестояния всегда указывается именно в Стрельце. Поэтому никакого удовлетворительного соответствия с частными гороскопами египетских зодиаков для столь отдаленных эпох НЕ МОЖЕТ БЫТЬ В ПРИНЦИПЕ. См. раздел 3.2 в [НХЕ] и илл. 3.13 в [НХЕ].
1.2.5.3. Частный гороскоп осеннего равноденствия
Левая часть верхней полосы на зодиаке MT – частный гороскоп осеннего равноденствия. Здесь на левом краю мы видим четверку одинаковых фигурок на корточках, расположенных квадратом. Как мы уже говорили, это символ четырех мужских планет, уже встречавшийся нам на зодиаке Рамзеса IV (RC), см. раздел 7.9 в [НХЕ]. Такая же четверка изображена и в области основного гороскопа, лицом ко Льву, см. вторую полосу зодиака MT. Значит, в этом гороскопе присутствуют все четыре «мужские» планеты: Меркурий, Марс, Сатурн и Юпитер.
Правее этой четверки мы видим две женских фигуры (Венера), потом – фигуру «замахивающегося ножом» (Марс). Еще правее показано какое-то животное, а за ним – мужская фигура в пышном головном уборе и с планетным посохом в руке (Юпитер). Все эти символы уже неоднократно встречались нам на других египетских зодиаках. Поэтому их значение нам хорошо известно.
В итоге получается, что в левой половине верхней полосы вокруг точки осеннего равноденствия представлены все планеты. Это в данном случае не удивительно, поскольку в основном гороскопе все планеты собрались во Льве. А Лев и Дева, в которой находится точка осеннего равноденствия, – соседние созвездия. Поэтому за то время, пока Солнце переходит изо Льва в Деву, планеты просто не успевают далеко «разбежаться» и должны оставаться недалеко от Льва. А следовательно – и от Девы.
Посмотрим теперь, что мы имеем в средних полосах рядом с созвездиями Льва, Девы и Весов, в окрестности точки осеннего равноденствия. Четверку сидящих на корточках фигурок, смотрящих на Льва слева, мы уже упомянули выше. Справа от Льва находится основной гороскоп – семь фигур на корточках, сидящие на подставках. О нем мы уже подробно говорили выше. Еще правее мы видим какой-то сложный символ с птицей в высокой шапке, которая восседает на нем сверху. Такая птица обычно изображает на египетских зодиаках Солнце. Иногда – в частных гороскопах, а иногда просто в каких-то особых точках эклиптики. См. по этому поводу раздел 4.9.2 в [НХЕ].
Еще правее изображен мужчина с головой ибиса, обращенный лицом к Деве. Это должен быть Меркурий (он же египетский бог Тот) или Сатурн, см. раздел 4.4 в [НХЕ]. Интересно, что здесь нет ни одной фигуры, которую можно было бы отождествить с Венерой в частном гороскопе. Вряд ли Венера – наиболее яркая планета, – была пропущена «просто так». Скорее всего, это означает, что она не была видна в те дни ни во Льве, ни в Деве.
Конец ознакомительного фрагмента.