Вы здесь

Драматургия города. 2. Познавательные формации (Т. В. Дробышевская)

2. Познавательные формации

2.1. История как смена картин мира и моделей городской политики

Городские сообщества разных исторических эпох создавали картины мира, отличавшиеся, прежде всего, местом в них человека. На этом основании в городском процессе можно выделить мифологическую, монотеистическую и антропную стадии. Им соответствуют модели городской политики с доэкономическим, экономическим и постэкономическим способами соорганизации интеллектуальных акторов и свойственными этим способам подражательным, инструктивным и творческим подходами к образованию акторов. Конкретно-исторические воплощения моделей городской политики, а также их переходных и гибридных форм будем именовать познавательными формациями. В разделе прослеживается взаимосвязь изменения представлений о человеке в картине мира и моделей городской политики.

Город как интеллектуальный процесс не локализуется исключительно в эмпирическом городе. Возникновение последнего было обусловлено необходимостью защиты родовых объединений людей от враждебного окружения. Сооружение ими искусственных оборонительных преград дало толчок развитию технологий возведения крепостей. Согласно археологическим данным, они начали строиться в IV—III тысячелетиях до н. э. в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, а также на побережье Средиземного моря в пределах современных Ливана и Сирии в местах поселений оседлых земледельцев. Из-за недостатка территории внутри крепостей постройки стали делать в несколько этажей, – человек начал осваивать третье измерение пространства. С открытием принципа вертикального строительства была изобретена современная физическая форма города. Будучи порождена интеллектуальной энергией человека, она, в свою очередь, поражала воображение, стимулировала мыслительные процессы.

Игровую ситуацию древнего города определяли отношения общинников-земледельцев, воинов, жрецов, чиновников, торговцев, ремесленников и рабов. Развитие в городах несельскохозяйственных занятий населения – строительства, ремесла, торговли, всё большая специализация, рост взаимозависимости видов деятельности и индивидов, формирование частной собственности способствовали большей открытости общения, выводу человека из-под контроля рода, обретению им индивидуального сознания.

Сравнивая эволюцию городских сюжетов древнего мира, можно усмотреть в них следующие циклично повторяющиеся фазы развития городской игры:

I – образование городского коллектива, выдвижение правителя;

II – создание легенды о божественном происхождении правителя, деятельность правителя согласно установкам легенды, включая борьбу с правителями других городов, формирование им своей империи;

III – насаждение правителем правил игры в покорённых городах, интеграция разрозненных картин мира.

Если соотнести этот цикл с определением городской политики, предложенным в предыдущем разделе, тогда суть первой фазы – установление правил взаимодействия горожан, второй фазы – выстраивание и реализация стратегии расширения пространства взаимодействия, третьей фазы – обучение и включение в игру новых участников. Такая схема экспансии городской игры, как показал анализ, воспроизводилась с вариациями в разных регионах древнего мира.

В Древнем Египте одним из первых городов был Иераконполь, с середины IV тысячелетия до н. э. – центр царства Верхний Египет и место культа бога Гора. Его правитель Нармер объединил Верхний и Нижний Египет после череды войн в начале III тысячелетия до н. э. Правители централизованного государства построили новую столицу – Мемфис. К концу III тысячелетия до н. э. все египетские земли, распавшиеся на двести лет, подчинил себе царь Фив Ментухотеп I. В середине II тысячелетия до н. э. фараон Тутмос III раздвинул границы Египта до максимальных пределов. Опиравшийся на военную силу египтян «процесс колонизации умов» (по выражению В. П. Будановой [70]) охватил Эфиопию, Сирию, Палестину, Ливию.

Важнейшие особенности картины мира, созданной горожанами Древнего Египта, были связаны с обожествлением ими солнца. Восточный правый берег Нила, над которым солнце всходило, считался пространством жизни, здесь основывались городские поселения. Западный левый берег, над которым солнце склонялось к закату, ассоциировался с миром умерших, тут устраивались некрополи. После объединения Египта главенствующим среди солнечных культов стал культ бога солнца Ра, зародившийся в Гелиополе. Когда фараон Эхнатон попытался унифицировать картины мира египетских городов, отменив многобожие, на роль единого бога им был выбран другой солнечный бог Атон, символизировавший солнечный диск. Поклонение солнцу нашло отражение и в создании солнечного календаря.

Сам город как ансамбль построек, согласно воззрениям древних египтян, воплощал собой волю и был собственностью высших сил, служа убежищем от природных стихий и завоевателей. Город представлялся им моделью мироздания. Доминантными, организующими жизнь горожан персонажами являлись хозяева дворца, некрополя и храма. Власть их над умами находила внешнее выражение в монументальности предназначенных для них сооружений.

Почитание фараона в качестве бога составляло основу мировоззрения древнего египтянина, зависевшего от ирригационных систем, строительство и поддержание которых обеспечивал своей властью царь. Основная часть занятого населения считалась царскими людьми, находилась в распоряжении царя. Был установлен порядок распределения египтян, достигших полнолетия, по ремёслам и профессиям на специальных смотрах. Работники организовывались в трудовые отряды. Вёлся тщательный учёт выполняемых работ. Государственным хозяйством ведал верховный сановник, вторая по значению фигура после фараона в структуре власти.

Многие элементы картины мира, созданной в ходе древнеегипетской городской игры, легли в основу современных представлений. Древние египтяне достигли успехов в развитии математических и медицинских знаний. Ими были открыты число пи, формулы площади прямоугольника и круга, объёма шара и пирамиды, способ решения уравнения с одним неизвестным. Врачи умели делать хирургические операции, понимали законы кровообращения. Жрецы вели астрономические наблюдения, вычислили периодичность солнечных и лунных затмений. При храмах создавались школы. Грамотность высоко ценилась.

В Месопотамии на территории областей Шумер и Аккад в долинах Тигра и Евфрата в III тысячелетии до н. э. возникло около 20 городских общин (Урук, Ур, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма и др.). Жизнедеятельность их основывалась на орошаемом земледелии, которое вели полноправные общинники – частные собственники и храмовые земледельцы, получавшие за свой труд от храмовой организации пайки или земельные наделы в пользование. Городские коллективы непрерывно воевали друг с другом за каналы и орошаемые поля.

Правило городом собрание общинников. В структуре управления насчитывалось от 80 до 130 должностей и профессий, должности передавались по наследству. Верховный жрец выбирался по результатам гадания. Первоначально он же являлся председателем совета общинников, впоследствии эти роли были разделены между разными жрецами.

Шумеры обожествляли природные явления и стихии. Разные городские общины поклонялись разным богам, так, Ур – богу луны, Ниппур – богу воздуха, Урук – богине плодородия и её родственникам. Храм, возведенный для божества, становился для горожан центром мира. Храмовые владения считались собственностью божественного покровителя.

Главным светилом в картине мира шумеров являлась луна. Ими был создан лунный календарь, в котором сутки начинались с заходом солнца, время суток делилось на тёмное, где царит луна, – неблагоприятное для человека, и светлое – благоприятное. В царстве луны, как представлялось шумерам, во мраке и холоде скитаются души умерших. Страх перед загробным миром определил ориентацию жизненных стратегий. Люди стремились, прежде всего, к долголетию. Второй по значению ценностью мыслились дети – они поддержат человека в старости и после ухода его из земной жизни будут приносить ему жертвы, чтобы сделать более лёгким посмертное существование. Третьим приоритетом считалось богатство, владение имуществом. Вещи помогали жить и рассматривались человеком как часть себя.

В любой своей деятельности месопотамские горожане руководствовались гаданиями и предсказаниями, что объяснялось их восприятием времени. Оно понималось не абстрактно, а виделось им цепью событий – уже совершившихся, хранящихся в прошлом, и ещё не произошедших, хранящихся в будущем. Такое время имело конкретные формы, с ним можно было обращаться как с вещью: дотронуться, заглянуть в него.

Шумеры, как и древние египтяне, высоко ценили образование. Они изобрели клинопись – один из первых видов письменности, создали школьную систему обучения. Школы были светскими. Продолжительность обучения, во многом строившегося на диалогах и дискуссиях, составляла 15—20 лет. Получаемые в школах знания носили утилитарный характер. Человек считался образованным, если владел письмом, умел петь, играть на музыкальных инструментах, принимать разумные и законные решения, знал жертвенные ритуалы. Грамотным было практически всё взрослое население.

Первая попытка интеграции самостоятельных игровых ансамблей шумерских городов принадлежит царю Аккада Саргону. В середине III тысячелетия до н. э. он объединил Северную Месопотамию в государство деспотического типа с преобладанием государственного хозяйства и разветвлённым бюрократическим аппаратом. Специальные чиновники от имени царя управляли отраслями хозяйства, городами и областями. Для освящения своих действий Саргон ввёл в пантеоне шумерских богов «должность» главного бога. Им стал Мардук, функцией которого было покровительство государству.

В условиях частой смены царствующих династий преемственность картины мира шумеров и аккадцев обеспечивало учение о единой божественной царственности, переходящей от царя к царю. Личность правителя считалась священной, его именем клялись, с его жизнью соотносили собственную жизнь.

В начале II тысячелетия до н. э. большую часть Двуречья объединил шестой царь Вавилона Хаммурапи, использовавший с этой целью военную силу и тактику заключения временных союзов с правителями других городов. Хаммурапи проводил политику ограничения частной хозяйственной инициативы: установил твёрдые цены на главные продукты питания, запретил частную международную торговлю, продажу земли за пределами городов. Для своих подданных царь создал свод из 282 законов. Кодекс содержал статьи, защищавшие частную собственность и устои патриархальной семьи, определял статус различных категорий населения – воинов, свободных, рабов. Наряду с правовыми нормами законодательство включало моральные императивы: не лги, не кради, не лжесвидетельствуй.

Хаммурапи предпринимались также большие усилия, чтобы зримо подчеркнуть главенство Вавилона. Внешний вид города должен был создавать образ священной столицы, «ворот бога». Улицы назывались именами богов, было построено более ста храмов Мардука и высших богов. Количество же святилищ небесных, земных и подземных богов приближалось к тысяче при том, что численность населения города составляла тогда около 200 тысяч человек.

Горожане жили на доходы от сдачи в аренду земельных участков, которые они получали за государственную службу, а также наделялись продуктами во время храмовых праздников. По объёму прав различались две категории свободных людей. Полноправные граждане состояли в общине, владели недвижимостью, занимали государственные должности. Уделом изгнанных из общины или пришлых была работа на царской земле. Рабы использовались в домашних трудах и приравнивались к младшим членам семьи.

Вавилон пережил поражение от Ассирии и снова возвысился в середине I тысячелетия до н. э., во время правления Навуходоносора II, достигнув численности одного миллиона человек. Это период максимального развёртывания картины мира древней Месопотамии. Её материальным эквивалентом стала обновлённая архитектура Вавилона. Город был разумно спланирован, застроен трёх-четырёхэтажными домами, его пересекали широкие прямые улицы, окружали три ряда мощных кирпичных стен с башнями и 8 воротами. Центральное ядро образовали площадь Эсагила, зиккурат (культовая башня) Этеменанки, или так называемая Вавилонская башня, и храм Мардука. Вавилонский зиккурат, по замыслу его создателей, отображал устройство Вселенной. Окрашенные в разные цвета ярусы сооружения, соединённые лестницей, символизировали подземный мир, видимый мир живых существ и мир небесный. Инженерным достижением того времени были «висячие сады» во дворце-крепости Навуходоносора II, размещённые на четырёхъярусной башне.

Шумеры и их преемники вавилоняне заложили начала системы администрирования, архивного дела, без которых теперь невозможно представить жизнь современного города, придумали шестидесятиричную систему счисления, используемую до сих пор при делении часа на 60 минут и минуты на 60 секунд. Им принадлежит идея рая, ставшая канонической для большинства религий. Ими первыми разработаны представление о сотворении человека из праха и сюжет о всемирном потопе, вошедшие впоследствии в Библию. Влияние шумеро-вавилонского интеллектуального порядка продолжается спустя тысячелетия после распада породивших его городов-государств.

Все области Месопотамии впервые смогли объединить своей картиной мира цари ассирийских городов. Наиболее значительными городами во второй половине II тысячелетия до н. э. и первой половине I тысячелетия до н. э. являлись Ашшур, Дур-Шаррукин и Ниневия. Главными средствами городской политики ассирийских правителей были: захватнические войны; уничтожение сложившегося жизненного уклада покорённого населения путём перемещения людей в другие местности; интенсивное послевоенное строительство дворцов, храмов и целых городов. Одним из самых жестоких стало подавление Вавилона царём Синахерибом. Его разрушили до основания, землю вывезли и развеяли по ветру, а на территорию разгромленного города спустили воды Евфрата.

Доминирование военных игровых стратегий определило характер картины мира ассирийцев. В условиях почти постоянных боевых действий развилась военная наука, возникла идея создания профессиональной армии. Её составили конница, пехота, инженерные, осадные войска и обоз. Интеллектуальную поддержку обеспечивали писцы, жрецы, прорицатели, музыканты. Такая модель организации армии продемонстрировала свою эффективность и была принята в дальнейшем во всём мире.

Конец ознакомительного фрагмента.