© 1979 by Masaru Ibuka
© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2018
© Издание на русском языке ООО Издательство «Питер», 2018
© Серия «Родителям о детях», 2018
© Дарья Семенова, иллюстрации, 2018
Вместо предисловия. От нуля: способ воспитания, к которому я пришел
Больше двадцати пяти лет я занимаюсь вопросами раннего развития детей. Я не профессиональный педагог, но именно поэтому замечаю то, что трудно заметить специалисту.
Маленькие дети обладают неограниченным потенциалом. Я впервые представил свою теорию раннего развития в книге «После трех уже поздно», которая вышла в 1971 году. После этого наука о мозге и медицина шагнули далеко вперед и подтвердили, что маленькие дети действительно обладают удивительными способностями. Я написал несколько книг за последнее время. Может показаться, что от книги к книге мой взгляд на период раннего развития и на то, в чем именно оно должно заключаться, меняется. Но вот что не изменилось: я все больше и больше убеждаюсь в том, что характер ребенка зависит от воспитания. Мысли по этому поводу я изложил в книге, которую вы держите в руках.
Я был прав в книге «После трех уже поздно»
В 1971 году я опубликовал книгу «После трех уже поздно». Там я высказал мнение, что характер человека и его способности не определяются наследственностью, а формируются в возрасте до трех лет. В этот период потенциал ребенка практически безграничен, а его раскрытие зависит от воспитания.
Книга имела большой успех, и что особенно меня обрадовало – читатели поняли суть того, что я изо всех сил старался донести. Многие мамы писали мне и рассказывали о том, как применяют мой метод для воспитания своих детей. Некоторые делились воспоминаниями о собственном детстве и о том, как они растили своих уже взрослых детей. Их истории подтверждали мою теорию.
Несколько историй я перескажу в этой книге. Меня радует, что моя теория получила такой отклик не только в Японии. Книга «После трех уже поздно» была переведена на многие языки и опубликована в Великобритании, США, Италии, Германии, Испании – странах, с которых Япония раньше брала пример в вопросах воспитания и образования.
Книга собрала положительные отзывы ученых и специалистов во всем мире. В 1979 году в США прошел съезд Национальной ассоциации преподавателей естественных наук. Меня попросили прочитать на нем лекцию о раннем развитии именно благодаря успеху книги.
Сначала я не предполагал такой успех. Но собранные материалы подтвердили мою теорию. Я инженер и занимаю руководящую должность в компании,[1] педагогической практики у меня нет. Но по множеству писем с примерами и всеобщему одобрению – от молодых мам до иностранных специалистов – я понял, что был прав, когда поднял эту тему.
После трех уже поздно
Моя нынешняя точка зрения не отличается принципиально от изложенной в книге «После трех уже поздно». Но по прошествии восьми лет у меня накопилось много мыслей и информации, на которые я хочу обратить внимание читателей первой книги. Я еще раз убедился в верности некоторых идей, по другим же несколько поменял точку зрения.
Первый важный пункт, на который я хочу обратить внимание в этой книге: после трех уже поздно, не говоря уж о детском саде.
В мою первую встречу с Судзуки Синъити (основоположником «метода Судзуки» для обучения игре на скрипке), который позже всегда наталкивал меня на важные мысли, он говорил о том, что самый подходящий возраст для начала занятий – 4–5 лет. Я много размышлял над вопросами воспитания и обучения и заметил, что, может быть, стоит начинать раньше. Он тоже обратил внимание на ощутимую разницу в успехах тех детей, которые начали заниматься совсем рано, и детей постарше (хотя дети, которые начали заниматься позже, конечно, тоже могут научиться играть). В итоге и он пришел к мысли, что начинать стоит даже не в три года, а в два – чем раньше начать, тем лучше будет результат.
А вот еще пример. Мальчик начал учить английский язык в три года. У него был брат на два года младше. Мальчик занимался дома: слушал записи, учил язык по карточкам. Младший брат был рядом и все это наблюдал. Когда младшему исполнилось три года, он начал учить английский систематически и очень быстро догнал старшего брата. Только подумайте: ребенок, которому было всего год и два месяца, молча наблюдал за уроками брата, сидя у мамы на коленях, и через семь месяцев неожиданно начал говорить по-английски с очень хорошим произношением.
Если сравнивать с детенышами обезьян, можно сказать, что человеческий ребенок рождается на несколько месяцев раньше, чем нужно. Ребенок находится в животе у матери недостаточно долго, чтобы после рождения он был способен прямо стоять и ходить. А детеныши животных способны стоять и передвигаться сразу после рождения.
Животные рождаются уже «готовыми», их мозг и тело достаточно развиты, а человек сразу после рождения находится в состоянии «чистого листа». В предыдущей книге я говорил, как важно развитие и воспитание ребенка до трех лет. Мозг человека сразу после рождения – это чистый лист, и начинать его «заполнять» в три года уже поздно. Начинать нужно как можно раньше.
«Возраст образов» определяет то, каким будет человек
Начинать нужно рано – это понятно. Однако нельзя одинаково учить ребенка, который начал заниматься в 4–5 лет, и того, кто начал в 1–2 года. Нужно хорошо понимать разницу в методах воспитания после трех лет и от нуля до двух лет.
Первый период – от рождения. В это время для того, чтобы ребенок что-то усвоил, нужно постоянно и упорно повторять одно и то же. Второй период – с трех лет. Здесь стоит сосредоточиться на интересах ребенка и с их помощью стимулировать желание к обучению. Я считаю, что первый период – самый важный. Я назвал его «возраст образов», или «паттерн-период».[2]
В этом возрасте мозг ребенка воспринимает информацию несколько иначе, чем мозг взрослого человека. Вот пример: в 3–4 месяца (некоторые в 5–6 месяцев) дети начинают отличать лицо мамы от других лиц и плачут, когда видят незнакомца. На первый взгляд это не очень сложная задача, но если сравнить с компьютерами, справиться с ней могут только высокотехнологичные устройства.
Маленький ребенок делает это мгновенно. При этом он не анализирует черты лица, он запоминает лицо целиком, когда видит его часто. Такое запоминание я называю распознаванием образов: эта способность очень хорошо развита у самых маленьких детей. Поэтому я и назвал ранний период возрастом образов.
Мозг ребенка легко запоминает любую повторяющуюся информацию. В возрасте образов информация «отпечатывается» в голове в виде паттерна: это не запоминание через логическое осмысление и не зубрежка. Когда мы говорим на родном языке, мы не задумываемся каждый раз над грамматической конструкцией, потому что сама структура мозга уже подстроена под наш язык.
Раньше эту способность считали врожденной, но теперь мы видим, что она формируется в возрасте образов. Поэтому так важно воспитание и развитие ребенка в этот период.
Воспитание детей до сегодняшнего дня не имело цели вырастить хорошего человека
Я считаю, что подход к воспитанию детей раннего возраста нужно пересмотреть. Забота о маленьком ребенке сводится в основном к удовлетворению его физиологических потребностей и лечению в случае болезни.[3] А в 3–4 года ребенка начинают учить тому же, чему обычно учат в школе, только раньше. Вот такое «раннее развитие».
Заботиться нужно не только о физиологическом росте. Нельзя упускать из виду также психическое и интеллектуальное развитие. Но почему-то многие обращаются с младенцем так, как будто у него еще нет ни души, ни интеллекта.
Первое время после рождения ребенка родители сконцентрированы зачастую только на его физическом развитии, а за развитие мозга берутся тогда, когда малыш начинает проявлять первые признаки разума. Но это уже слишком поздно! Нужно приниматься за развитие интеллекта и психики одновременно с заботами о телесном здоровье – сразу после рождения.
Что же понимают под ранним развитием некоторые родители? До трех лет, когда мозг ребенка обладает уникальными способностями, они не обращают на это никакого внимания, а после трех начинают учить его тому, чему учат в начальной школе. Это в корне неверно. Нельзя делать из ребенка гения, забывая о том, что в первую очередь вы должны воспитать его хорошим человеком.
И это не так сложно, как может показаться. Мой подход очень логичен и эффективен. Таким пожилым людям, как я, чтобы что-то запомнить, нужно бесконечное количество раз это повторить. А если мать будет развивать ребенка с самого рождения, он без труда усвоит все необходимое.
Любая мать может воспитывать ребенка в возрасте образов
Как вы знаете, приниматься за воспитание после трех лет уже поздно, начинать нужно в возрасте образов. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?
Сначала разберемся с «кто». Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать. Возраст от рождения до года или двух лет – это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то же. А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом?
Кто-то может возразить, что это слишком сложная задача. На самом деле, если в возрасте образов задействовать способность ребенка к распознаванию паттернов, он без проблем усвоит все необходимое. В этот период малыш как будто сам просит маму: покажи еще, продолжай. И благодаря повторению мать может закрепить в его голове самую разную информацию.
Теперь обратимся к «что» и «как». Это уже должна решать мать. Главное, на что я хочу обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное – научить его основным правилам жизни в обществе. Воспитайте полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.
От всего сердца хочу поблагодарить разных ученых и специалистов за их бесценный опыт и знания, которыми они делились на страницах журнала «Раннее развитие ребенка», авторов книг, откуда я почерпнул много нового, и, конечно, матерей, которые в письмах рассказывали мне о своем опыте воспитания детей.