Вы здесь

До свиданья, Пятигорск! Воспоминания маленькой девочки о жизни в послевоенном городе. Тётя Поля (Р. С. Карибова)

Тётя Поля

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете:

Жизнь – это сад, в котором растут только цветы.

И. А. Гончаров

Галине тоже очень хотелось, вместе со старшей сестрой, ходить в садик, но ей не было еще трёх лет. Она была крепышом и шустрой девочкой. Когда она приходила в сад за старшей сестрой вместе с мамой, то старалась всех детей обнять и остаться с ними играть. Ей не хотелось отставать от старшей сестры, она во всем старалась ей подражать. Галина была общительной девочкой и очень нравилась воспитателям. Маме разрешили её также приводить в сад, за несколько месяцев до наступления требуемого возраста. Девочки вдвоём ходили каждый день в сад в одну группу, и младшая сестра была очень довольна.

***

Старшую сестру всё же не покидала мысль самостоятельно перейти оживлённую дорогу, через которую они переходили, когда шли в сад.

Детский сад находился на той же улице, где и жили девочки, на противоположной стороне через два квартала от их дома.

Здание сада одноэтажное, небольшое. Во дворе росли деревья и кустарники. Каждую осень туда завозили подсолнечную шелуху на растопку печи для обогрева помещения. В дальнем углу двора эта куча была вровень с забором. Детей предупредили, чтоб они к ней не подходили, так как семечек они там не найдут. Но черноглазой девчонке было интересно подходить к большой горе шелухи смотреть на неё и удивляться, кто же смог столько семечек сгрызть и так аккуратно в целую гору сложить, что вокруг не валялось ни одной шкорочки от семечек.

***

У здания сада было большое красивое раскидистое дерево, на котором росли маленькие райские яблочки. Детям они очень нравились. И когда детей выводили на прогулку перед приходом родителей, многие толпились у роскошной яблони. Сорвать яблочки им не удавалось, и они довольствовались тем, что подбирали с земли упавшие яблочки.

Одной нянечке, тёте Поле жалко было смотреть на детей, которые с жадностью смотрели вверх, попрыгивали и, понурив свои головки, высматривали на земле недавно упавшие маленькие яблочки. Тётя Поля, когда это видела, всегда выходила к ним на помощь, когда располагала временем. Она трясла ветки или срывала яблочки и раздавала ребятишкам. Дети радовались, хвалились друг перед другом приобретенными яблочками и благодарили любимую нянечку. Со временем трудно стало доставать яблочки с дерева и тёте Поле. Ей приходилось становиться на случайные предметы находящиеся вблизи. Однажды ей пришлось встать на стол, который был рядом – в углу у стены под деревом складировалась списанная поломанная мебель.

Стоя на столе, она пригоршнями срывала яблочки детям, которые выстроились в очередь. Никто не заметил надвигавшуюся угрозу, так как все были увлечены. Оглушительный треск фанеры и крик тёти Поли привёл детей в оцепенение. Став на протёртую поверхность фанерного стола, тётя Поля одной ногой провалилась под крышку стола. Куски разломанной фанеры рассекли всю ногу от ступни до паха и врезались в тело женщины. Кровь залила стол и землю. От боли женщина не могла пошевелиться, кричать боялась – не хотела пугать детей. Она плакала, теребя волосы на голове, и не могла пошевелить ногой. Дети на какое-то время превратились в статуи, оцепенев, они не знали, что им делать, некоторые стали плакать. На шум прибежали другие дети и взрослые. Одни бросились к пострадавшей и стали освобождать ногу женщины, другие уводить плачущих детей в другое место. Приехала скорая помощь, и нянечку увезли в больницу. Другие нянечки стали смывать кровь и потихоньку бранить детей, из-за которых это случилось.

После этого случая никто из детей не просил, чтобы ему сорвали райских яблочек. Под яблоней никто не бегал. Если кто из детей и приходил, то стоял недалеко от дерева и молча смотрел на него, думая о своём. Конечно, думали в основном о тёте Поле, которой нет с ними, и которой так им всем не хватало.

Все лето дети интересовались, когда же придёт любимая нянечка, а им отвечали, что она ещё в больнице. Зимой тётя Поля тоже не вышла на работу. Добрая женщина, стараясь порадовать ребятишек, нарушила правила техники безопасности и стала калекой. В сад она уже не вернулась.