Вы здесь

Дошколёнок – первоклассник. Часть 1. Глава 2. Объединяем теорию с практикой (Заряна и Нина Некрасовы)

Глава 2

Объединяем теорию с практикой

Вообще-то треугольник в науках называется «пирамида»

(из собственных наблюдений барышни четырёх с половиной лет)

Соединить теорию с практикой даже школьникам удаётся не всем (что уж говорить о дошколятах). Спросите школьника, физику изучающего: есть ли у вас на кухне рычаг. Спорим: ответит «нет» (позабыв про ножницы, про открывалку и массу других бытовых вещей). Странное дело: знания есть, а использовать в деле многие дети их не умеют. Летом на даче предложите ребёнку воевать с сорняками. И даже если ваше чудо очень сознательно отнесётся к такому заданию, вы, скорее всего, увидите: срывает сорняк, рубит тяпкой или лопатой, а корневище оставляет в земле (или бросает рядышком, или в землю закапывает). А ведь по ботанике школьники изучали, что корневище – это такой стебель видоизменённый, и на нём имеются почки, и при первой возможности они вновь прорастут.

Не надо на школу надеяться, помогайте ребёнку почаще совершать вот такой «перевод» – от теории к практике.

Сахар, соль и пословица

Ужин. Ставлю перед деткой тарелку с кашей. Она макает туда ложку, вытаскивает, облизывает и говорит: «Дай соли, пожааал-ста».

Думаю: «Несолёная каша? Вроде солила». Но соли даю. Целую банку, как дочка потребовала.

И – следующая картинка: дочь моя деловито черпает полную ложку (десертную!) соли и высыпает в кашу. «Как интересно, – думаю, – но зачем?». Ладно, дальше смотрю.

Дочка кашу размешивает, пробует. Снова загребает из баночки соли и – снова в несчастную кашу. Пробует, кривится. Сыплет третью. И, наклонившись к тарелке, лижет её языком. Плюётся, и… тянется за четвёртой.

– Ты зачем кашу портишь? – не выдерживаю я наконец.

Но детке, кажется, не до меня. Она усиленно обдумывает какую-то информацию. Лоб нахмурила, посопела и заявляет:

– Неправду она говорит!

– Кто? Ты о чём? – удивляюсь.

Поясняет:

– Марь Викторовна говорила пословицу: «Соль не жалей – есть веселей». А где ж веселей, каша совсем противная стала!

А, так вот что она выясняла, экспериментируя с солью и кашей!

Что делать, пришлось срочно заняться реабилитацией воспитательницы. Выручаю Марину Викторовну, рассказываю, что пословица – из давних времён, и соль в эти давние – давние времена ценилась едва ль ни на вес золота. И уж точно никто её тогда столовыми ложками в кашу не клал.

А заодно мы поговорили, зачем соль нужна человеческому организму, откуда она берётся, про солончаки и про то, как соль разыскивают животные (и какие именно, и почему), какое море (точнее – озеро) на свете самое солёное, достали атлас, море это наши.


В общем, урок получился просто-таки замечательный. Родной язык, география, зоология. А потом и к химии с физикой перешли. Занялись соляными экспериментами.

В магазине продаются дорогие наборы – как вырастить кристалл самому. А мы обошлись, можно сказать, бесплатно.

Практикумы

Сыпучее и кристаллическое

Кристаллики

Налейте в стакан очень горячую воду, быстро растворите в ней соль (столько, сколько будет растворяться). На палочку привяжите плотную нитку (длиной в полстакана) и положите палочку на стакан так, чтоб нитка окунулась в раствор.

Через несколько дней мы увидели, как на нити появились беленькие кристаллы. Попробовали – что это? Соль.

(Чтобы солеобразование шло быстрее, поставьте стакан в холодное место).

То же самое вы можете проделать и с сахаром. Если ребёнку захочется (захочется обязательно!) – пусть пробует экспериментировать и с другими веществами, проживающими в вашей кухне.

Детям полезно придумывать, экспериментировать и делать выводы самостоятельно. А от взрослого только и требуется – побыть ненавязчивым консультантом, направляющим интерес.

Интерес у ребёнка пробудился нешуточный. И мы продолжили эксперименты.


Растворимое – нерастворимое

Поставьте перед ребёнком прозрачные баночки (или стаканчики, или маленькие контейнеры) и то сыпучее, что имеется у вас под рукою: соль, сахар, мелкая крупа, кофе (растворимый), земля или песок из цветочных горшков или с улицы (и т.п.).

Предложите в каждую баночку налить чистой воды (не больше, чем две трети банки). И в каждую банку пусть сыплет свой ингредиент. Размешает как следует – и вам расскажет, что же там получилось.

А получилась интересная вещь! Как только вода отстоится – можно понаблюдать. Соль, сахар, кофе растворились в воде без остатка; песок и крупа оседают на дно. «Повисели и сели», – как сказала дочурка.

Теперь она знает, чем отличается взвесь от раствора, что такое осадок и откуда берётся, и почему. И главное – выяснила самостоятельно, я помогла ей лишь подвести итоги. А потом закрепить изученный материал.


Какое б вы занятие не проводили, в конце его подведите итог. Надо озвучить, сказать:

– Чем именно занимались и что узнали нового

– Оценить работу ребёнка, особо отметить в ней лучшее (старательность, сообразительность и т.п.). А себе на заметку взять ошибки и промахи, и плохо усвоенный материал, чтобы ещё к нему возвращаться и обучаться на «пять».

– Сообщить (или вместе решить), чем займётесь в следующий раз.

Что поможет, когда занимаешься

Занятия есть занятия, и как бы мы ни стремились сделать их игровыми и интересными, потребуется и усердие, и труд (порою – достаточно нудный, однообразный), и упорство – чтоб сделать, не бросить, выполнить всё как положено, качественно и до конца.

Мы должны прививать ребёнку усердие, и старательность.

Что нам может помочь в этом случае? Вероятно, вот это.


Общий подход


– Старайтесь, чтобы в любой работе ребёнок видел общественно-значимый результат. Какую пользу это дело приносит не только ему, но и другим людям: семье и/или друзьям, коллективу, где он обучается. (То есть ваш акцент должен быть сделан на том, в чём социальная значимость и престижность данной учебной деятельности).

В этом возрасте у детей над личностными начинают преобладать мотивы общественно-значимые; ребёнок умеет сочувствовать, заботиться о других

– Показывайте, как вы цените усердие, умение не ныть, а стараться, трудиться, доводить начатое до конца. Уважайте его трудолюбие маленького ученика.. («Знаешь, что мне больше всего понравилось? Я видел/а, тебе было трудно, но ты не бросил/а, не скулил/а; ты сумел/а»).

Ребёнок начинает обобщать то, что усвоил за свою жизнь, и такое обобщение – «что ценят во мне» – полезно для формирования самооценки


Приёмы


– Подавайте новый материал в той форме, которая удобна ребёнку (а не вам самим). У каждого из нас есть свой способ заучивания, запоминания.

– Всё новое даётся на базе старого. Что бы нового ни изучали, начинайте с того, что ребёнку знакомо, и проводите связи с новым материалом, который ему предстоит изучать. Это поддерживает интерес и помогает понять и усвоить.

– Во время занятий включайте тихую приятную музыку. Она не должна привлекать к себе внимания, пусть звучать мягким фоном, «за кадром».

– Позволяйте сидеть там и так, как ребёнку удобнее (за исключением выполнения письменных школьных заданий). А кое-что можно вообще делать/заучивать/выполнять/в движении. Даже примеры можно решать, забравшись на лесенку, и даже вися вниз головой.

Поведение детей во многом зависит от ситуации, оно импульсивно; произвольное поведение только лишь формируется, но его регуляция затруднена. Движенье поможет дочкам-сыночкам снять накопившееся напряжение.

Можно прикрепить доску прямо на стену (кусок линолеума – пусть сидит на своём спортивном комплексе – и решает). Когда что-то не получается – покажите, как полезно взять паузу, отвлечься, даже заняться чем-то другим. А потом снова вернуться к делам.

– Используйте наглядность (и наглядную информацию) – то, что можно увидеть, потрогать, пощупать, в движении ощутить (рисунки, простые схемы, чертежи, счётные палочки, предметы, которыми можно манипулировать).

Хотя шестилеткам и доступны уже логические формы мышления, но для них они не характерны. Даже у младших школьников мышленье во многом ещё наглядно – образное! И опирается в основном на реальные действия (с предметами и/или схемами, моделями, чертежами, их заменяющими).

– Когда задаёте вопрос – старайтесь, чтоб он был «открытым».

Открытый вопрос требует развёрнутого ответа, из нескольких слов или фраз.

Открытые вопросы: – Зачем? Почему? Как? Каким образом?

На «закрытый» вопрос отвечать можно кратко: «да» или «нет» «там» или «тут» (и т.п.).

Закрытые вопросы: Где? Кто? Когда? Который?

У ребёнка области мозга сформированы почти как у взрослого, но нужны постоянные тренировки, чтоб мышление развивалось, чтоб развивалась красивая речь. Да и думать в «развёрнутой форме» полезно. Наша задача – не подсказать, не говорить за ребёнка, а его самого на мысль натолкнуть. И уж потом, если он затрудняется, помочь словесно оформить ответ.

– Делайте перерывы. Краткие весёлые паузы вообще полезны: ребёнок учится, переключив внимание – снова сосредотачиваться на работе.

Области мозга сформированы почти как у взрослого, но быстрей устают.

– Обсуждайте результаты! Обратите внимание: не «осуждайте», а «обсуждайте»!

Дети активно относится к событиям жизни; и результаты действий оценивают объективнее, чем поведение.

«Как ты решил? Как делал? Что из этого вышло? Вышло не очень – а почему? Что можно исправить? Как будешь действовать в следующий раз?», – полезные такие вопросы, на которые ребёнку необходимо учиться искать ответы.

Даже ошибки вполне могут стать залогом побед и успехов.


Задания


– Задания давать желательно близкие к тем, что ребёнка в жизни интересует

– По возможности изучайте от целого к частному – так дети легче воспринимают (Как будто издали посмотрели – и приближаете). Например, рассмотрели в целом предмет, потом – его форму, части, цвет и т. п. Или – гроза как явление природы; гром и молния; почему гром грохочет; как определить расстояние (и т.п.)

– Ставьте творческие задачи. Тогда у ребёнка будет простор для исследований, для рассуждений.

После пяти-шести лет ребёнок умеет самостоятельно рассуждать и высказывать своё мнение.

Вот и спрашивайте его мнение. А главное – выслушивайте уважительно. Вы можете направлять, вы можете корректировать, но юный человек не должен сомневаться: ему позволяется думать своей головой. И, что особенно ценно: нестандартно думать. Задание можно выполнить так-то и так-то. А может, ваш ученик видит, как выполнить его по другому – и выйдет ничуть не хуже?


Оставляйте простор для инициативы и творчества!

– Если занятие требует труда кропотливого, однообразного – добавляйте к нему что-либо нестандартное, с придумкой. (Прочёл предложение – молодец, а что будет, если из него убегут все буквы «а»? ) Тренируйтесь, чтобы ребёнок мог не просто посмотреть и пересказать, что увидели на картинке, но ещё и придумать: что будет потом, что было до нарисованного события? Прочли, придумали, посмеялись – мозг получил разрядку – двигайтесь дальше.

– Постарайтесь так делать, чтобы кое-какие задания ребёнок мог сам выбирать. Вносите интригу, загадку. (Написать, например, на карточках 3 типовых задачи – «ты выбираешь, какую вытянешь, ту и решаешь»).


Условия


– Создайте для ребёнка свой уголок. Просто выделите территорию, остальное он сделает сам.

Ребёнок начинает осознавать свой внутренний мир, и это осознание проявляется в мире внешнем: он ищет своё, личное пространство, и начинает его от взрослых оберегать. Это не прихоть: свой уголок, куда мы не вмешиваемся. Здесь обучаются противостоянию «своего» и «чужого», здесь можно передохнуть и никто не станет тебе мешать.

– Иногда ребёнка полезно ставить в жёсткие условия – чтоб не было соблазна «делать не буду!» да «как-нибудь сделается само». «Если выполнишь то-то и то-то к такому-то времени, мы пойдём кататься на лыжах», «Хочешь пойти в гости/на день рождения/ в цирк? От тебя зависит, дружок». Это приучает ребёнка не надеяться на «авось», а надеяться на свой ум и свою старательность; закрепляет привычку полезную – умеет откладывать удовольствия на некоторое время и понимать, почему это необходимо.

– А иногда полезен и нагоняй – если ребёнок явно ленится и не желает трудиться – делать, соображать.


Причины провалов в занятиях


Мы, конечно, за мирное и плодотворное сотрудничество, но… Бывает, когда подбадривания, утешения и творческие придумки не помогают. Почему?

Дело в том, что

ребёнок может почувствовать себя виноватым, или

ребёнок может зазнаться.


– Ребёнок может чувствовать себя виноватым – перед родителями.

За что? Да за что угодно. За то, что не выполнил указания (убрать, например, со стола), за то, что на уроке не слушал, а витал в облаках, за то, что разбил тарелку, сломал табуретку; и даже за свои нехорошие мысли о вас. Чувство вины очень тягостно, и каждый человек подсознательно хочет избавиться от неё. Чтоб избавиться, надо осознать свой проступок и исправить его. Исправление получается не у всякого. Но чувство вины грызёт, и требует наказания! И тогда человек (подсознательно!) нарывается на неприятности.

И получает их. (Но потом, когда страсти-капризы утихнут – помиритесь и проведите «разбор полётов» уже в добром ключе).


– Ребёнок может просто зарваться: «У меня, мол, и так всё хорошо получается!».

Самооценка у детей этого возраста довольно устойчивая – они о себе хорошего мнения. Но это благо может повернуться другой стороной – ребёнок зазнается. Такое случается со способными, талантливыми детьми (особенно если дома и в школе их постоянно хвалят). Вот отповедь и остудит. «Да, ты талантлив, дружок, но без кропотливой работы (и даже скучной и нудной) далеко не шагнёшь, многого не достигнешь… Если у тебя исключительный слух, это вовсе не значит, что это тебя превратит в великого музыканта, ведь надо ещё и инструмент в руки взять, и гаммы играть, надоевшие», – примерно вот так можно сказать ребёнку и потребовать: делай, работай, трудись».

Совет: Только не увлекайтесь! Нагоняй – не правило, а исключение. И он, как гроза, может применяться в особом случае – когда ничто другое не помогает. Замечено, там, где часто грозы часто гремят, люди их не боятся, просто вниманья не обращают: привыкли.