Вы здесь

Дошколёнок. Первоклассник. Часть 2. Глава 3. Весёлые упражнения для тренировки и подготовки ( Заряна и Нина Некрасовы)

Глава 3. Весёлые упражнения для тренировки и подготовки

Мамочка! Я сама, сама прочитала!

Просто в обморок упасть!!!

Что предложат на собеседовании – неизвестно, но эти разнотипные игровые упражнения, которые предлагаем здесь и в главах последующих, помогут ребёнку хорошо подготовиться к собеседованию, а вам – самим находить и использовать схожие/подходящие задания для продолжения тренировки.

Как проводить занятия

Самый простой и доступный способ обучения дошколят – игра. Впрочем, если чувствуете, что ребёнок настроен учиться, так и говорите: «Давай заниматься – готовиться к школе».

Хорошо, если такие занятия станут у вас регулярными. Каждый день хотя бы по 15—20 минут. Почему ежедневно? Регулярность сформирует привычку, и значит, потом, когда малыш станет школьником, легче будет усадить его за уроки.


Начнём с упражнений, заданий простых игровых, а потом уже перейдём к более сложным. И те и другие способствуют развитию интеллекта и гибкости мышления, тренировке внимания, восприятия, памяти.

Занимательные тренировки


Переплетение линий

На листе или в тетради – рисунок. С одной стороны – 10 цифр, с другой – 10 букв. Между ними – переплетение линий. Надо взглядом, не касаясь руками листа, пройти по линии от цифры до буквы. Какая с какою связана?

Считается, что на 10 линий затратить нужно не более 4 минут.

Обратите внимание на время, которое ребёнок потратил, на ошибки и остановки. Устойчивость внимания считается высокой, если затрачено менее полутора минут.

Заданья, подобные этим, вы легко найдёте в детских журналах. «Найди пять отличий», «Найди фигуру, подобную этой», «Выберись из лабиринта, не прикасаясь к стенам его».


Что изменилось?

Положите на чистый стол 4—5 разных предметов.

Скажите ребёнку: «Посмотри внимательно». Затем закройте эти предметы (или попросите ребёнка отвернуться) и – путь перечислит по памяти то, что лежит на столе.

Вариации:

\/ передвиньте какой-либо предмет – что изменилось, заметил?

\/ добавьте что-нибудь или, наоборот, уберите. «Что исчезло?»… «Что появилось?»

Количество предметов можно увеличивать (до десяти).

Если у дочки/сыночка получается плоховато – не огорчайтесь. Тренировки хорошо помогают, Просто играйте почаще, а чтобы был к игре интерес, назовите её «Детективы».


Дорисуй!

Бабочка и жук. Нарисованы половинки бабочки и жука. Надо дорисовать вторые половинки в точности по образцу


Найди – зачеркни

Возьмите любой крупный текст и попросите ребёнка найти и вычеркнуть в нём все буквы «у». Впрочем, предлагайте любую букву. Тут главное, чтобы у детки хватило терпения и внимательности.

Если ребёнок справляется хорошо, попробуйте то же задание на тексте помельче (но покороче) – в нём труднее искать.


Повтори

Вслух называются десять простых существительных, а ребёнок должен их повторить.

Если ребёнок путается, не запоминает, уменьшите количество слов. Начинайте с 4 – 5, и постепенно, по мере тренировок, увеличивайте.


Назови

Ребёнку оказываются десять простых картинок, затем убирают все эти картинки, а детка по памяти должен их перечислить/называть.

Тот же подход – от простого к более сложному – желателен и с другими заданиями. Это важно! Дошкольник должен почувствовать, что он в состоянии справиться, должен прочувствовать радость побед.


Отыщи слова, которые спрятались


Вариант 1. Пишется какое-то слово, и в нём ребёнку надо найти другое, «которое спряталось» (заколка – кол). Заданий, подобных этому, очень много в детских журналах.

Вариант 2. Ребёнку даётся набор разных букв, написанных в ряд как длинное слово. В нём надо отыскать настоящие слова (нотмирдук – мир). Сначала потренируйтесь на коротких «словах», а потом набор букв, в который вписаны слова настоящие, удлиняйте.

Задания для тренировки вы можете легко сделать сами, или написав от руки, или набрав на компьютере: просто тычете в клавиши как получится – получается длинный ряд букв. Например: азтюлнтчдврнпиалумпосбчсщирнцер. Потом между этими буквами в произвольном порядке вставляете слова. Например, такие: кошка, мёд, пятёрка, школа, урок, друг, дом, портфель, мама, дорога.

И в результате у вас получается (и ребёнку вручается) вот такая строка:

Азкошкатюлмёднтчдпятёркаврншколапиурокалумпосбдругчсщдомирнцпортфельер.

В ней детка должна самостоятельно отыскать эти слова, прочесть и подчеркнуть. Трудность задания варьируется в зависимости от того, насколько хорошо читает ребёнок.

Если вы сделаете таких строчек пять и разбросаете по нему не менее 10 слов – выйдет тест Мюнстерберга (официальное время выполнения – 5 минут).


Что за чем

Проверьте, как ребёнок ориентируется в последовательности событий. Приготовьте четыре картинки, на которых нарисован какой-либо сюжет. Надо разложить их по порядку – как события развивались (например, 1-дождь, 2-вышел из дома с зонтиком; 3-солнышко появилось, 4-зонтик закрыл).


Весёлые мордашки

Нарисуйте восемь – десять забавных рожиц без глаз. Скажите ребёнку: всем этим рожицам сделай глазки. Но – слушай внимательно! – вторая и третья пусть будут в очках, а последняя – в шляпе.

Это заданье достаточно трудное, но очень полезное: оно помогает проверить (и развивать) и память, и произвольное внимание. Если, пририсовывая к рожицам глазки, ребёнок забыл про шляпу или очки или пририсовал их не к тем мордочкам, что вы просили, напомните исходные условия, разберитесь с ошибкой.


Что в мешочке

В мешочек или в другую закрытую ёмкость кладутся предметы. Надо на ощупь угадывать – что там лежит. Когда предмет ощупывается – попросите ребёнка вслух рассуждать, что чувствует, каков этот предмет на ощупь, выдвигать свои предположения.


Из спичек (или из одинаковых палочек) можно придумать много развивающих заданий и игр

Вариант один. Вы складываете какую-то фигурку – ребёнок всё повторяет: выкладывает то же самое. Сначала он выполняет задание по образцу, тренируя внимательность и наблюдательность. Потом…

Вариант два. Надо сложить фигурку по памяти. Вы показали, ребёнок – запомнил и то же сложил.

Вот, например, что можно сложить. (Рисунок Листик)

Вариант три. Складывание с продолжением. Один начинает – другой продолжает.

Например, листик с прожилками. К нему добавился хвостик (черенок). К «хвостику» – веточка и т. п.

Совет. Попутно работайте со словами: поясняйте ребёнку непонятные. Сначала спросите, например: «Как называется хвостик у листа?», – может, он уже в курсе и сам вам объяснит.


Вообще, полезно пользоваться ситуацией. Так, выкладывая лист дерева, можно поговорить о корнях и о кроне, о том, зачем осенью дерево листья теряет, когда (время года, месяц) на деревьях снова появятся листья и как из почек проклёвываются они. А потом, на прогулке, рассмотреть внимательно дерево (и повторить пройдённый материал), сравнить дерево и кустарники (чем отличаются), поговорить, как важно природу беречь.

Вариант четыре. Перестановки.

Сначала – все выкладывают спички по заданному образцу. Затем – каждый игрок должен внести своё рац. предложение: что-то добавить, убрать, переставить – в общем, как-то изменить вариант первоначальный. И пояснить при этом, что у него получилось.

Вариант пять. Все получают одинаковое количество спичек. (7, 10, 20 – как договоритесь). Состязание: кто больше всех фигурок, узоров (и т.п.) сумеет из них создать.

Вариант шесть. Есть готовый выложенный рисунок. Надо переставить спички так, чтобы в нём что-нибудь изменилось. Это уже не просто задание, это «загадка – попробуй её разгадать».

Два треугольника, выложенные из спичек. Как из них сделать квадрат?

Сложите квадрат. Как из него сделать треугольники? Сколько спичек понадобится? Сколько получится, если…

Выложите из спичек совок. «Мы подметаем пол; тут подмели, а там ещё не. Как повернуть совок в другую сторону?»

Игры в компании

Удивительно, но если посмотреть более внимательно на те тестовые задания, которые предлагают ребёнку при поступлении в школу, то легко убедиться: в том или ином варианте, но почти на каждое есть какая-либо забавная игра.

Вы их, конечно, знаете, мы просто напомним. И это поможет вам, порывшись в памяти, подобрать ещё что-то своё.


Крестики – нолики

Помните? Чертится сетка 3 на 3 – всего девять клеточек. Кто первый заполнит один из рядов (по прямой или по диагонали), тот и выигрывает. Ходы делаются поочерёдно, один чертит крестики, другой нолики.

Играйте, пока ребёнок не сообразит: когда у тебя первый ход – выгоднее всего ставить свой крестик (или свой нолик) посерединке. Потом, как правило, выигрывать становится слишком легко.

А чтобы на месте не засидеться (дети устают без движения), после каждого тура игры победитель придумывает и задаёт «двигательное» задание (попрыгать на одной ножке; взявшись за руки, покружиться; изобразить корабль, плывущий по морю и т. д. и т.п.).


Послушай и сделай

Чем больше компания, тем веселее! Условия для игроков: ведущий называет какую-то часть тела и дотрагивается до неё, а ребёнок (дети) должны за ним повторять. «Ухо!» – показывает на ухо (все повторяют). Щека!», – дотрагивается до щеки (все повторяют), «Язык!…Нога… Нос… Ухо…».

Конец ознакомительного фрагмента.