Вы здесь

Дошколёнок. Первоклассник. Часть 2. Глава 2. Удачное собеседование. Что должен знать и уметь дошколёнок для поступления в 1 класс ( Заряна и Нина Некрасовы)

Глава 2. Удачное собеседование. Что должен знать и уметь дошколёнок для поступления в 1 класс

«Я много размышляю, говорит мне ребёнок. – Только размышления свои в чужие руки не даю».

Как это было

Личные впечатления сознательной мамы


Поступить в хорошую московскую школу – это все равно, что в космос полететь.

С пяти лет начинаются мучения на тему «в какую же школу пойдет мой ребенок». Проводятся рейды по району, опрашиваются все знакомые, собираются все сплетни. На это уходит примерно год, потом ребенок поступает (иногда после экзаменов) на подготовительные курсы при этой школе (требуется подготовка для того, чтобы пойти на подготовку – логика отдыхает).

Затем ребенок год ходит в эту школу, что в общем полезно: ребенок уже не боится учебы, учителей, привыкает к предметам, расписанию, новому статусу и т. д. В середине года ребенок слегка опухает от того, что он уже школьник, а родители с болезненным, даже маниакальным интересом опрашиваю всех, кто ходит в соседние школы – а может быть у них лучше? По-моему, везде примерно одинаково. Вопрос только в качестве контакта ребенка и будущего учителя.

Прелюдия к «поступленческому» кошмару начинается в марте, когда вдруг оказывается, что большую часть врачей на медосмотре вы умудрились пропустить, а на все про все у вас 3 недели. При этом ЛОР и логопед из вашей поликлиники давно уволились, к хирургу надо было записываться месяц назад и талончики закончились наглухо. С платными клиниками тоже все непросто, потому что в соседних районных поликлиниках все то же самое и всем поступающим надо. Так что в марте даже у платных врачей талончики и запись в очередь с утра пораньше – те же удовольствия, но за несоответствующие деньги.

Когда и этот кошмар, наконец, заканчивается и есть все прививки, кардиограммы, и специалисты оставили свои кривые росчерки в детской карте, выясняется, что в вашей школе (которую вы уже считаете своей) берут детей только с первой группой здоровья. Вы получаете самые противоречивые сведении – типа директор сказала, что берут, но не слишком любят; заведующий курсами сказал, что можно, знающие родители (а всегда такие есть) рассказывают, как такого-то ребенка уже отвергли именно из-за этого, а вот такого взяли даже с красным треугольником (3 группа здоровья, которая здоровьем уже просто не является). Вы пытаетесь оценить масштабы бедствий – что хуже, пытаться теперь снять диагноз у вашего педиатра или рискнуть идти так на собеседование.

После этого наступает день собеседования, когда единственное, что напоминают родители – это тень отца Гамлета. Теням этими забиты все коридоры школы. И как они не стараются бодриться, дети, естественно, тоже ловят этот невроз.

Поэтому на собеседование чаще всего входит ребенок уже несколько приторможенный и с глазами в пол лица. Справедливости ради надо сказать, что я ни от кого не слышала, чтобы учителя специально сбивали ребенка или запугивали.

Вопросы: как тебя зовут, где ты живешь, с кем ты живешь, когда ты родилась – дата, месяц, год. Вопросы на слуховую память: называют десять простых существительных и просят их повторить. На зрительную: десять картинок и просят их вспомнить (норма 6—8). Вопросы на логику: шкаф, лампа, стол – что лишнее. Металл, пластик и дерево – что это? (материалы). Игры типа « да и нет не говорить и цвета не называть». И задают вопросы – ты мальчик? Какое небо летом? Какие яблоки ты любишь? Какие у меня глаза? (И т. д. и т.п.)

Собственно, даже те дети, которые отлично знают учителей и материал, все равно тушуются. Наши дети отвечали с паузами, вдумчиво. Возможно, их так учили.

Обжалование и спорная комиссия тоже существуют, и надо не бояться побороться за права своего ребенка. В конце концов, ест комиссия при Комитете образования, и телефон горячей линии не является тайной. Другое дело – а стоит ли. Школ много, и может…


© Леонид Некрасов – обложка, рисунки


Во многих школах требования свои. Так, например, часто от ребёнка, поступающего в гимназию, требуется умение хорошо читать и даже писать. Поэтому заранее посетите ту школу, которая вам приглянулась, и узнайте её специфику.

А мы расскажем о самых типичных вопросах, заданиях, ситуациях.

На что обращают внимание при собеседовании

– Как ребёнок общается. Не слишком ли тихий (или наоборот), умеет ли здороваться и прощаться, как отвечает на вопросы, и вообще – как держит себя во время беседы.

– Что знает о себе и своей семье (когда родился, где проживает, с кем, как зовут членов семьи и т.п.).

– Что знает об окружающем мире (о себе, о людях, профессиях, о природных явлениях, животных диких, домашних и т.п.).


– Знает ли дошкольник буквы и цифры.

– Умеет ли он писать печатными буквами.

– Понимает ли смысл небольшого текста, сможет ли связно его пересказать.

– Знает ли состав числа (что 6, например, это 4 и 2, или 1 и 5).

– Какие геометрические фигуры знает ребёнок.

– Как умеет складывать и вычитать, ориентируясь на наглядность (карандаши, например, которые надо сложить, лежат перед ним на столе); знать и создавать равенство (убрать или добавить карандаш).

– Как умеет считать (попросят решить простой пример и/или задачу, а ответ – сколько получается в результате – надо будет написать или нарисовать).

– Какое имеет понятие о сенсорных эталонах (метр/сантиметр, литр, килограмм), умеет ли ими пользоваться (взвешивать, измерять и т.п.).

– Как ориентируется (лево – право; вперёди – позади и т.п.).

– Как ориентируется в пространстве листа (верх, низ, середина, справа – слева; поставь точку или нарисуй там-то).

– Имеет ли понятие о времени (время суток, вчера, послезавтра, в прошлое лето).

– Сумеет назвать дни недели, месяцы, времена года, их характерные признаки.

– Сколько картинок/слов/цифр из показанных на плакате сумеет запомнить и т. п.

– Сумеет ли заметить ошибку и исправить её (дорисовать, например, картинку, дополнив недостающими деталями).

– Какие знает цвета и оттенки.

– Насколько старательно, терпеливо собирает разрезанную на части картинку или пазлы.

– Умеет ли пересказывать и составлять небольшие рассказы по данным картинкам.

– Какие знает стихи наизусть.

– Справляется ли с задачками на логику и внимание (типа: на берёзе росло 5 яблок, одно упало – сколько осталось яблок; ответ: ни одного: на берёзе яблоки не растут).

– Как подбирает синонимы, антонимы – слова, близкие по смыслу и слова, по смыслу противоположные (идти и шагать; весёлый – грустный).

– Слова по ассоциации (назови, о чём вспомнишь); какие ассоциации вызывает предмет или явление, верны ли они (кресло – мебель; осень – листья летят). Если неожиданные ассоциации – ребёнок должен пояснить: почему.

– Как умеет выделять части целого (у дерева есть корни, ствол, ветки, крона).

– Как умеет обобщать (лук, морковь – овощи), противопоставлять (свет – темнота, гладкий – шершавый), сможет ли найти в предмете/явлении общее и/или разное (чем похожи и/или чем отличаются дождь и ливень; автомобиль и бульдозер).

– Различает ли буквы согласные и гласные.

– Сможет ли подобрать несколько слов на любую из названных букв.

– Сможет ли определить, где в слове находится буква (в начале, в середине/центре слова или в конце).

– Уметь ли делить слова на слоги.

– Сможет определить, сколько в слове слогов (дом – сказать или хлопнуть один раз, булка – два хлопка), сколько слов в предложении.

– Хорошо ли слышит и различает разные звуки (з-с; т-ть и т.п.).


Проводится общая проверка на сообразительность, мышление, проверка памяти и внимания, общий настрой. Уровень педагогической и психологической готовности дошколёнка.

Цель проверки: понять, справится ли дошколёнок с требованиями, которые предъявляет к нему данная школа; выяснить общий уровень развития и то, насколько он соответствует данному возрасту.


Одной из причин неготовности может быть вербализм – сочетание хорошей памяти и высокого речевого уровня с недостаточным развитием мышления и внимания, а также социальных навыков.

Ребёнок превращается в «вербалёнка» тогда, когда родители слишком старательно развивают речь малыша в ущерб другим очень важным детским занятиям, особенно сенсорному развитию/воспитанию (о его составляющих ниже, в 9 главе).

Что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не случилось а если случилось, то как исправить – в нашей книге «Молчуны и говорилки. Как научить малыша говорить. Как дошколёнку победить вербализм»4


Если вашему пяти – шестилетке сказали «рано» – не спешите огорчаться или сразу оспаривать выводы. Возможно, ему действительно рано. Разные готовности формируются не одновременно. И случается так, например: интеллектуальная готовность отличная, а волевая, или социальная, или личностная – нет.

Что делать?

Выясните, с какими заданиями ваш дошкольник не справился. Посетите детского психолога, которому доверяете, проконсультируйтесь и постарайтесь придерживаться полученных рекомендаций. Запишите ребёнка в хороший кружок/студию по подготовке к школе.


У каждого малыша свой темп развития. И зависит он не только от возраста и/или качества подготовки, но и от особенностей темперамента, от наследственности, от условий, в которых растёт. Год для ребёнка – очень большой срок, мозговые структуры должны дозреть для школьного обучения.


Обратите внимание! Рисовать, лепить, конструировать, играть в подвижные игры, танцевать или петь ребёнка вроде не просят. Но такие занятия впрямую влияют на качество готовности к школе, на то, как развит его интеллект.


В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен уметь рисовать, лепить, конструировать не только по личному замыслу, но и по образцу. А чтобы по образцу получилось, надо уметь обследовать то, что собираешься нарисовать, вылепить или построить. В практикуме мы показываем, как этот опыт обследования (исследования!) помочь ему приобрести.

Практикум

«Как обследовать предмет»

Вырабатывается это умение в дошкольное время. Но, к сожаленью, есть и школьники, которые – не умеют. Проверьте: у вашего ребёнка всё получается? И если не получается, помогите ему научиться.

С чего начинать?

Последовательность такова (она по сути своей, одинакова и для других видов деятельности).

Показываете предмет, над которым сегодня будете работать (рисовать, лепить и т.п.).


Первый этап

Обследование

Проходит оно в пять действийзагибайте пальчики – запоминайте.

Сначала

– восприятие целостного облика предмета (проще говоря, надо посмотреть, рассмотреть, как он выглядит в целом – общий вид)

Затем

– вычленить основные части предмета, который обследуете, и определить их свойства (строение, форма, величина…).

– определить пространственные взаимоотношения всех частей относительно друг друга (выше – ниже, справа – слева и т.д.).

– вычленить более мелкие части этого предмета и установить, как они расположены по отношению друг к другу и к основным частям.

И наконец

– ещё раз (повторно!) целостное восприятие предмета – его общий вид

Совет: чтобы восприятие было качественно, обязательно надо :

\/ в процессе обследования включать движения обеих рук, и левой и правой,

\/ «обрисовывать» в воздухе этот предмет.

Так обследуют предметы на занятиях в детском саду.

Благодаря такой организации восприятия у ребёнка постепенно сформируется обобщённый способ обследования предметов, объектов и явлений, что и позволит ему самостоятельно накапливать и расширять свой сенсорный опыт.


Второй этап.

Исполнительская деятельность

То есть – создание образа предмета, который обследовали, в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Совет. Перед тем, как начать (рисовать ли, лепить), надо:

а) спросить с чего начнёт ребёнок свою работу – изображение предмета, явления;

«С чего начнёшь? … а потом… а потом…».

б) предложить показать движения (в воздухе рукою), с помощью которых они будут это делать. Движения показывают в воздухе рукою с кисточкой/фломастером/ карандашом (если собирается рисовать), в лепке надо показывать движение – как будешь лепить —обеими руками

в) приступить к интересной работе.


Что должен уметь дошколёнок


Рассматривать и обследовать предмет, подключая к этому все виды восприятия, от зрительного до тактильного.

Выделять свойства и качества предмета (форма, строение, величина, пропорции, само расположение предмета в пространстве).

Сравнивать и уподоблять (арбуз круглый как мячик, только большой; шарф мягкий пушистый, как котёнок; бумага мнётся, а пластмассовый шарик нет).

Объединять предметы по сходству (классифицировать). И обязательно – знать эталоны.

В роли эталонов выступают основные свойства предметов (форма, величина, звук, цвет и др.).

Почему эти умения необходимы, вы поймёте из глав последующих.

Важно помнить: всё новое, что узнаёт ребёнок, обязательно надо увязывать с тем, что уже известно ему. Так лучше запоминается, так образуются система и связи.

Всё новое даётся на базе знакомого, сопоставляется с ним.

Тестовые задания

Тесты, которые предлагают решить ребёнку, меняются из года в год. Но суть их всё та же: проверка психических процессов и степень зрелости структур головного мозга.

Вот в этом и надо ребёнку упражняться – тренироваться..

Наша цель – не вручить вам методическое пособие, а показать и доказать, что заниматься с ребёнком можно легко, радостно, с удовольствием.

Тренируясь в сравнении, счёте или развитии речи, развлекаясь, играя и выполняя занимательные задания, мы развиваем одновременно и внимание, и память, и мышление и даже волю – умением напрягаться, не сдаваться при неудачах, выкладываться до конца.

Так что нет смысла, пожалуй, вести бесконечные перечисления: развиваем, друзья, в данный момент то-то и то-то, и то-то. А просто берём – и занимаемся.

При этом учитываем, что…

первое – заниматься можно в любое время (даже по дороге в магазин);

второе – рисовать и лепить, и конструировать, и бегать наперегонки, и готовиться к разным праздникам, слушать сказки и выполнять всяческие поручения и просто – беседовать с нами «за жизнь» – это тоже развивающие занятия, и очень полезные. И когда ребёнок играет в классические детские игры, он набирается опыта, развивается гибкость ума, тренируется выдержка, воля.

Информация об… информации

• Информацию (новую) ребёнку надо не только освоить, но и присвоить (как бы примерить к себе: «а чем она мне будет полезна, где пригодится?»).

• Информацию дети запоминают не одной головой, а буквально всем телом.

• Информация запомнится лучше тогда, когда она подаётся разными способами. И когда у ребёнка задействованы разные виды памяти (память моторная, память зрительная, слуховая и пр.)

• Самая полезная информация – это та, которую ребёнок разыскивает и открывает в творческом поиске. С помощью взрослого, но – самостоятельно, сам. (О творческом поиске – в Части 1, в 10 главе – Интеллектуальная готовность).

Так, например, вы можете сообщить маленькому человеку, что белый цвет состоит из многих других цветов. А можете – дать призму и предложить посмотреть на окошко. И, увидевши многоцветие красок, человек удивиться, и вспомнит про радугу, и захочет узнать – откуда такое чудо и как оно появляется.


Не совершайте столь популярную в наше время ошибку: не утыкайтесь во что-то одно. Подготовка к школе ребёнка всегда всесторонняя. Причём идёт она незаметно, день за днём. Ребёнок готовиться к школе, когда занимается с детсаду, лепит, рисует и конструирует, когда общается с вами, с другими детьми и взрослыми, когда гуляет, играет…

Если же кто-то подумает: «А не слишком ли много развлекаю ребёнка и где серьёзное обучение», – напомним, что деятельность игровая для дошколёнка самая подходящая.

До школы ребёнок должен приобрести определённый запас знаний, умения и навыков. И если приобретёт, это поможет ему наладить хороший контакт с одноклассниками, легко и естественно влиться в учебный процесс, получать удовольствие от обучения.


Когда дошколёнок только приходит в школу, он имеет лишь предпосылки овладения новой для него учебной деятельностью. Развиваться же она, эта деятельность, будет в ходе самого обучения. Но это вовсе не значит, что дошкольная подготовка нам не нужна. Просто, когда вы готовите к школе ребёнка, важно знать и учитывать всю её многогранность и возрастные особенности развития детей.

Предлагаем вспомнить основные её составляющие.

В книге «Дошколёнок – первоклассник. Часть 1» (книга создана в интеллектуальной системе Ridero) мы говорили об этом подробно, здесь приводим только таблицу, чтобы вам было проще вспомнить и сориентироваться, проверить степень готовности своего маленького ученика.

Психологическая и педагогическая готовность к школе

Педагогическая готовность5расовы, Ridero, 2017г.

Это необходимый для обучения в школе уровень владения специальными знаниями, умениями, навыками.

На что ориентируемся.

Ваш ребёнок узнаёт печатные буквы? Умеет читать? Писать? Считать? Знает много стихов наизусть? Сумеет пересказать содержание сказки, рассказа – текста? Умеет выполнять элементарные математические операции?

Если «да», значит, с педагогической готовностью всё в порядке


Психологическая готовность и её составляющие


Волевая готовность. Развитие произвольной сферы

Это способность ребёнка действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и трудности на пути к цели, уменье достигать результата. Способность ребёнка подчиняться школьным правилам и школьным требованиям. Умение работать по образцу.

На что ориентироваться. Сможет ребёнок соблюдать режим школьной жизни? Подчиняться школьным порядкам? Организовывать своё рабочее место? Поддерживать там порядок (самостоятельно)? Умеет трудиться, прилагая усилия и не отлынивать (выполнять именно то, что требуется от него)? Умеет управлять своим поведением? Может сдерживаться?


Личностная готовность. Мотивационная.

Это Определённое отношение к самому себе (самооценка), а также к людям другим (взрослым и сверстникам) и – к самому учению в школе как учебному процессу.

Личностная, мотивационная – готовность принять позицию школьника (т.е. человека, имеющего круг определённых важных обязанностей), способность успешно взаимодействовать и со сверстникам, выполняя совместные учебные действия, и со взрослыми; воспринимать взрослого/педагога как непререкаемый авторитет, образец для подражания.

На что ориентироваться. Ради чего ребёнок учится в школе – как он считает? Умеет вести себя в соответствии со школьными требованиями? Как относится сам к себе? к другим школьникам? ко взрослым? к коллективу? Умеет выполнять учебные действия совместно – вместе с другими детьми?


Эмоциональная готовность тесно связана с готовностью личностной

Это сам общий школьный настрой – радостное ожидание школы, желанье туда идти, чтобы учиться. У ребёнка сформированы эмоциональные свойства личности, т.е. он умеет отличать хорошее от плохого, он умеет сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей. Умеет принимать не только победы, но и свои поражения6

На что ориентироваться Ребёнок хочет стать учеником? В школу отправляется – с радостью? Как поведёт себя, когда вдруг проигрывает (злится/ оправдывается/ обвиняет кого-то или ищет ошибку, чтоб исправить её)? Ему очень хочется сотрудничать (быть, действовать) в школе с другими детьми? Умеет понять чувства других? А свои? Сумеет выразить чувства словами?


Интеллектуальная, познавательная готовность

Интеллект – это общая способность человека к познанию, всё, что так или иначе влияет на умственную деятельность человека.

Это определённый уровень познавательного развития ребёнка, его умственная активность. Достаточная зрелость познавательных психологических психических процессов – ощущения и восприятия, внимания, мышления, памяти. Воображения. Умение ориентироваться в окружающем, кругозор, развитие речи, образных представлений. Владение средствами познавательной деятельности, способность осуществлять основные мыслительные операции. Способность понять общие закономерности, которые лежат в основе научных знаний.

На что ориентироваться. Ребёнок мой любознателен? Желая узнать (освоить) что-то новое, он станет трудности преодолевать? У него есть стремление достичь результата?

Владеет средствами познавательной деятельности (системой мер, сенсорными эталонами и пр.)?

Умеет сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки разных объектов, делать выводы (т.е. осуществлять/совершать основные мыслительные операции)? Умеет решать проблемы «в уме»? Знаниями своими пользоваться способен?