Вы здесь

Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Обучение детей трудовым умениям (Р. С. Буре, 2011)

Обучение детей трудовым умениям

В дошкольном возрасте в процессе обучения дети приобретают элементарные трудовые навыки, знакомятся с целесообразной последовательностью действий, необходимых для получения результата.

Процесс обучения умениям, формирования навыков не следует понимать как достижение ребенком механического овладения ими. Малышу должен быть понятен смысл совершаемых действий, их важность для себя или окружающих.

Содержание трудовых умений, которым обучаются дошкольники, очень несложно, не требует продолжительного времени для овладения ими. И все же вместе с умениями дети приобретают гораздо большее: у них формируется аккуратность, воспитывается культура труда, появляются навыки его организации, самоконтроль, самооценка.

Известно, что к трем годам, малыш все чаще произносит: «Я сам!» Отечественные педагоги отмечают, что в возрасте 2 – 3 лет дети обнаруживают большое желание не только отражать труд взрослых в игре, но и подражать им в реальных трудовых действиях.

Идя навстречу ребенку, обучая его первым элементарным трудовым действиям, педагог имеет возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ребенку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполняет какую-либо операцию. К сожалению, возникает противоположное заявление: «А я не умею!», за которое ребенок порой «прячется», если предлагаемое дело не вызывает у него интереса, но связано с необходимостью его выполнить: он спокойно относится к тому, что взрослые выполняют за него то, чем он уже владеет. Например, наблюдает за бабушкой, которая складывает разбросанную им мозаику, занимаясь при этом рассматриванием картинок в книге. И наоборот, постепенно овладевая трудовыми умениями, а затем и трудовыми процессами, дошкольник все больше начинает понимать свои возможности.

В процессе обучения взрослому крайне важно встать в позицию учителя, помощника, а не обслуживающего, опекающего. И такая позиция должна сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. К сожалению, на практике бывает и так: ребенок подходит к взрослому с просьбой зашнуровать ботинки. Помощник воспитателя предлагает ему сесть на стульчик, кладет его ногу себе на колени и выполняет его просьбу. А ребенок? Он смотрит по сторонам, разговаривает со сверстником. Поспешность взрослого помешала ему научить ребенка выполнить необходимые действия совместно. А это можно было сделать так:

– Посмотри, как надо зашнуровывать ботинок. Сначала я возьму один шнурок, переложу на другую сторону и кончик в окошечко просуну. Понял? А теперь давай вместе: возьми другой шнурок… Куда его надо переложить? А теперь?.. Ну, справились с этим шнурком. Оставим его и возьмем первый шнурок. Что будешь делать? Покажи…

Такие «приговаривания» помогают ребенку справиться с трудным для него делом. И через некоторое время он сможет заявить: «Я теперь сам! Я научился!»

Последовательность обучения выглядит примерно так: сначала взрослый, обучая, показывает приемы, повторяет показ, выполняет вместе с ребенком, затем помогает совершать их самостоятельно, позже лишь напоминает и, убедившись, что ребенок овладел навыком, «переводит» их в число обязательных для выполнения. Здесь помощь уже не нужна. Но необходимым остается формирование деловитости, целенаправленности в знакомом деле. И детское «я сам!» наполняется новым содержанием: «Тому, что не умею, – научусь». Желание научиться становится мотивом, побуждающим к активным действиям.

В младшей группе детского сада воспитатель должен стремиться к тому, чтобы сформировать у детей те навыки, которые им доступны и посильны. Малыши очень разные, и опыт у них различен: то, что быстро и ловко выполняет один, совершенно непосильно другому. Разница в возрасте, пусть даже составляющая 2 – 3 месяца, существенно сказывается на детской умелости, а разница почти в год в этом возрасте – огромна. Это нужно учитывать, так как одни дети будут поставлены в условия непосильных требований, а к другим не будет предъявлено достаточных требований. В этом случае у первых ребят может появиться нежелание посещать детский сад, а у других пропадет определенная целеустремленность в действиях. Такие дети, как правило, начинают шалить, отвлекаться, мешать другим.

Главное, к чему следует стремиться воспитателю младших групп, – создать у всех детей одинаковое стремление самим справляться с одеванием, с помощью взрослого приводить себя в порядок, испытывая удовлетворение от своего внешнего вида. Недооценка этой работы приводит к тому, что у детей может развиться привычка к неряшливости. В этой работе педагог использует разные приемы. Тому, кому трудно, помогает; тому, кто умеет сам, советует побыстрее одеваться. В начале года при работе в группе вновь поступивших малышей трудно уложиться во время, отведенное по режиму дня, например, на одевание перед прогулкой, но спешить не следует. Этот период нехватки времени скоро пройдет при условии постоянного внимания к затруднениям детей и настойчивости педагога при обучении их необходимым действиям. Самое главное – воспитывать самостоятельность.

Чтобы помочь ребенку сразу приступить к одеванию, целесообразно заранее проверить, как он сложил одежду или белье при раздевании: вывернуты ли рукава свитера, не оказалось ли платье повешенным наизнанку, а колготки – свернутыми в комок. Расстегнуты ли пряжки, пуговицы у туфель. Повешены ли в шкафчике для верхней одежды высушенные рейтузы, варежки.

Процесс одевания для малышей довольно утомителен, и потому воспитатель поддерживает положительно-эмоциональную атмосферу: улыбается малышам, одобряет их стремление к самостоятельности, отмечает маленькие успехи, поглаживает по голове малыша, который расстраивается по поводу «непослушных» шортиков, пытаясь их надеть задом наперед:

– Посмотри, куда спрятался зайчик с кармашка твоих шортиков? Ну-ка, давай вместе поищем!

Вместе с воспитателем малыш отыскивает зайчика и более уверенно надевает штанишки, после чего слышит похвалу взрослого:

– Какие умелые ручки у Мишеньки! Еще вчера они никак не могли надеть штанишки на Мишеньку, а сегодня сумели, потрудились не напрасно: научились! Теперь Мишенька сам сможет их надевать.

Такие поощрения, произнесенные с улыбкой, голосом, в котором дети чувствуют доброту педагога, побуждают малышей самостоятельно справиться с одеванием. И вот уже несколько ребят сообщают воспитателю о своих достижениях:

– А я тоже знаю, где левый рукав пальто, а где – правый!

– А я знаю, как надо поставить туфельки (то есть определить, где туфелька с правой ноги, а где – с левой).

– А я научился вешать пальто в шкафчик на петельку.

– А я знаю, куда надо класть шапку и шарф… И так далее.

Воспитатель выражает свое удовлетворение, говорит, что дети стали старше. Такие поощрения становятся стимулом, побуждающим к дальнейшему овладению навыками самообслуживания.

Зная своих воспитанников, педагог легко определяет, кому какая нужна помощь. Так, когда дети проходят в раздевалку после прогулки, воспитатель развязывает ленточки шапки у Катюши, Косте расстегивает верхнюю «тугую» пуговицу на пальто, а Алене снимает шапочку и косынку под ней и т. д. Затем, проходя вдоль скамеечек, на которых расположились дети, помогает Алеше справиться с комбинезоном, а Боре – найти вешалку от пальто. Важно при этом не дать малышу почувствовать беспомощность, не снизить его стремления к самостоятельности. Если же придется встретиться с неудачей, помочь преодолеть огорчение, то лучше сказать: «Не беда! Вот здесь ты чуточку ошибся. Давай вместе попробуем справиться».

Возможно, кому-то эти строки покажутся лишними, ведь разговор идет о «мелочах», «пустяках», но думаю, что это не так. Именно в самообслуживании ребенок впервые встречается с необходимостью потрудиться, приложить настоящие усилия.

В 4 – 5 лет дети уже вполне владеют навыками самообслуживания. Им доступны и некоторые навыки, связанные с требованиями к культуре внешнего вида, с заботой о своей одежде: надо не только снять рубашку, но и аккуратно повесить ее на спинку стула, не только надеть платье, но и расправить воротничок, проверить свой внешний вид, стоя у зеркала. Воспитатель приучает детей быть постоянно опрятными, замечать и исправлять недостатки в костюме. Основной целью воспитательной работы педагога становится формирование должной сосредоточенности. Он учит детей бережно обращаться с вещами, не только советует, как исправить ошибку, а разъясняет возможные последствия: не убрал домашние туфельки в шкаф – их приходится искать, а на это уходит время, которое можно занять интересными делами; оставил брошенной на полу теплую кофточку – она испачкалась, так как пол был мокрый и т. д.

Чтобы процесс раздевания или одевания не затягивался, целесообразно напоминать детям о предстоящих интересных делах (выпал снег – скорее побежим лепить снежную бабу; не дочитали интересную книгу – побыстрее разденемся и успеем узнать, что же случилось с героями рассказа дальше). Предвосхищение будущих интересных дел или событий побуждает детей не отвлекаться от одевания, проявлять целеустремленность.

В старших группах самообслуживание становится повседневным и самостоятельным. Осознание своих возможностей наполняется новым содержанием, ребенок может организовать свою деятельность, наметить ее последовательность, оценить ее ход, увидеть допущенную ошибку и исправить ее; переделать работу, чтобы добиться лучшего результата. Такое осознание своих возможностей вызывает у ребят радость и воспитывает самостоятельность.

Задачей воспитания становится формирование культуры поведения. Дети учатся использовать слова «разреши, пожалуйста», «осторожнее, не ударься», «спасибо за помощь» и др. Дошкольники 5 – 7 лет должны помогать друг другу.

Зная, что дети данного возраста хорошо понимают юмор, воспитатель вместо замечаний о неряшливости может с успехом использовать стихи про Машу-растеряшу, Человека рассеянного с улицы Бассейной, письмо Неумейке, которые вызывают у ребят желание не быть похожими на этих горе-героев. Но при этом следует помнить, что юмор не должен превращаться в насмешку над ребенком. Например, во время раздевания после прогулки воспитатель замечает некоторую торопливость ребят, которые спешат скорее пройти в групповую комнату, чтобы заняться своими делами. При этом у кого-то воротничок рубашки не поправлен, у кого-то рубашка не заправлена в шорты, у кого-то ленточка расплетается в косичке и т. д. Обращаясь к ребятам, педагог с улыбкой говорит: «А кто-то забыл посмотреть на себя в волшебное зеркало. Кому придется получить письмо для Неумейки?» – и у детей оживают в памяти эмоциональные переживания, возникшие в процессе слушания этого стихотворения, побуждая их привести в порядок свой внешний вид.

При обучении навыкам бытового труда в младших группах большую помощь может оказать педагогу помощник воспитателя. Например, накрывая на стол и расставляя посуду, одновременно наблюдает за детьми, приучает действовать последовательно, не спеша, целенаправленно. Малыши стремятся подражать помощнику воспитателя. Взрослый может давать малышам отдельные поручения, при этом он берет на себя более сложные дела: вынимает посуду из буфета, ставит ее на раздаточный стол, а детям поручает разложить ложки, расставить тарелки с хлебом. Малыши постепенно овладевают навыками накрывания на стол, уборки игрушек, переодевания кукол. Они с удовольствием моют игрушки, помогают взрослым развешивать кукольное белье, сгребают песок в песочницу и др. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников, что заслуживает положительной оценки.

Такое обучение лучше начинать с просьбы-предложения: «Скоро обед. Коля, ты хочешь разложить ложки ребятам?» Поддержав положительной оценкой желание ребенка позаботиться о ребятах, педагог предлагает: «Давай вместе будем раскладывать ложки. Посмотри, я взяла несколько ложек в левую руку, а правой – положу одну ложку вот так». Педагог показывает соответствующие действия и помогает ребенку выполнить их.

Ребенок действует, подражая взрослому, и, конечно же, получает похвалу: «Молодец, хорошо запомнил, как надо действовать. Потом я тебя научу, как ставить на стол тарелку с хлебом, салфетницы. И тогда ты сможешь сам накрывать на стол, помогать Марии Петровне (помощнику воспитателя)».

В такой обстановке приобретение ребенком навыков становится средством достижения цели – позаботиться о своих друзьях. И тогда уверение ребенка «я сам», побуждающее к активным действиям, дополняется новым содержанием – «я сам могу для других», то есть ребенок осознает свои возможности, свои умения.

Конец ознакомительного фрагмента.