Вы здесь

Дочки-матери: Все, о чем вам не рассказывала ваша мама и чему стоит научить свою дочь. Глава 6. Возрастные периоды и их особенности (Е. П. Березовская, 2017)

Глава 6

Возрастные периоды и их особенности

Дети – это живые динамические системы, изменения в которых происходят настолько быстро и в таком количестве, что сравнивать эти процессы с состоянием взрослого человека просто невозможно. Только представьте себе, как же быстро должны делиться и расти клетки, чтобы из одной оплодотворенной яйцеклетки в течение 9 месяцев беременности получился ребенок весом 3,5 кг!

С рождением ребенка скорость роста замедляется, тем не менее первый год жизни характеризуется практически удвоением в весе и увеличением длины тела в полтора раза или чуть больше.

Необходимо заметить, что скорость увеличения в размерах и изменения пропорций тела замедляется, начиная от рождения и заканчивая завершением полового созревания к концу подросткового периода. Если построить графики ускорения этих изменений, то получится кривая, характеризующая обратную геометрическую прогрессию.

Это означает, что организм ребенка от момента рождения до 21–22 лет необходимо рассматривать как систему скоростных изменений, а значит, сравнивать все происходящие процессы в организме растущего ребенка с процессами, происходящими в организме взрослого человека нельзя.

Из-за такой динамичности изменений заболевание может возникать быстрее, и даже внезапно, и характер протекания заболевания тоже может меняться часто. Но восстановительные процессы у ребенка также намного сильнее таковых у взрослого, что связано не только с большими скоростями обменных процессов, но и лучшим кровоснабжением тканей и большим содержанием жидкости в них (ткани «сочнее»).


Увеличение роста по годам[4]

Начиная с 0,5–1,5 месяцев. Рост в 0,5 мес.: 52,7 см (мальчики), 51,7 см (девочки)


Для удобства в понимании процессов, происходящих в детском организме, врачи и ученые, а также специалисты других профессий, поделили весь период роста и развития детей на возрастные группы. Проведение четких границ между этими группами не всегда возможно (это условные границы периодов), потому что не всегда хронологический возраст ребенка соответствует его биологическому возрасту, особенно в первые месяцы и годы жизни (например, у детей, родившихся преждевременно).

Для каждой возрастной категории выделены ключевые моменты развития, по которым как врачи, так и родители могут определять, насколько нормально ребенок растет и развивается.

Теорий и моделей развития ребенка чрезвычайно много, и их разнообразие зависит от отрасли медицины и других наук (экологическая модель, психоаналитические теории, когнитивные теории и др.), но в практической медицине среди детских врачей они применяются редко. А для оценки нормальности или отклонения от нормы возрастное деление оказалось наиболее удобным.

Иногда эти возрастные периоды называют фазами, стадиями или ступенями развития, однако название сути не меняет.

Хотя в большинстве публикаций и других источниках информации деление на возрастные периоды начинаются с периода новорожденности, многие современные учебники по педиатрии, а также публикации для родителей, выделяют период внутриутробного развития ребенка – фетальный период, который в норме длится в среднем 280 дней. И это правильный подход в оценке состояния здоровья ребенка, потому что в этот период возникают предпосылки для возникновения заболеваний в будущем, в том числе у взрослого человека. Современные детские врачи нередко требуют полный отчет протекания беременности с детальным описанием фетального периода (результаты анализов, УЗИ, других исследований).

Жизнь ребенка действительно начинается не с его рождения, а с его зачатия. Понимая это, можно избежать многих ошибок и нанесения вреда маленькому плоду.

После рождения начинается период жизни малыша уже в совершенно другой среде обитания – вне полости матки.

Все возрастные периоды можно разделить на следующие (с акцентированием внимания на важных подпериодах развития):


1) 0–1 год – период новорожденности, младенчества. Он делится на три важных подпериода: 0–2 месяца, 2–6 месяцев, 6–12 месяцев;

2) 1–3 года – младший дошкольный возраст, который делится на 12–18 месяцев, 18–24 месяца, 24–36 месяцев;

3) 3–6 лет – дошкольный период;

4) 6–12 лет – школьный возраст, во время которого начинается период полового созревания (8–12 лет);

5) 12–20 (21) лет – подростковый возраст.


С возрастными периодами связаны различные теории развития, а также тесты и анализы, которые могут использоваться в оценке состояния ребенка, особенно его умственного, психосоциального развития и моторной функции. Конечно же, для родителей все виды оценки роста и развития ребенка, которыми пользуются педиатры и другие специалисты, практического значения не имеют. При посещении врача маме и папе будет интересен только один вопрос: здоров ли их ребенок?

В «домашних условиях» родители оценивают рост, развитие и состояние их ребенка по-разному, с учетом имеющегося знания и опыта. И хорошо, если под руками хорошая книга, и даже не одна, созданная толковым прогрессивным врачом и предоставляющая полезную информацию доступным языком. К сожалению, многие папы и мамы книг не читают, а полагаются если не на врача, то на советы бабушек и дедушек, подруг с детьми и случайных знакомых, которых они встретят на игровой площадке.

Я, как врач, советую заблаговременно посвятить некоторое время расширению своих знаний. Готовиться к беременности необходимо до ее наступления. Готовиться к уходу за детьми и воспитанием потомства необходимо до того, как в семье появится пополнение.

Я не буду акцентировать внимание на всех важных моментах роста и развития ребенка, потому что этим вопросам уже посвящены многие книги других авторов. Возрастные периоды у девочек и мальчиков существенно не отличаются – в природе нет ничего скачкообразного, поэтому процесс роста и развития ребенка в целом не зависит от пола. Существуют периоды, когда процесс развития проходит, например, быстрее у мальчиков, чем у девочек, и наоборот.

Если рассматривать графики роста девочек и мальчиков, то практически до 10–11 лет рост мальчиков немного опережает рост девочек. Но в первые годы полового созревания картина меняется – девочки растут быстрее и опережают мальчиков, а дальше, приблизительно с 14 лет, рост юношей значительно опережает рост девушек.

Как я уже упоминала, скорость роста уменьшается с момента рождения ребенка. Однако и у мальчиков, и у девочек есть периоды, когда эта скорость увеличивается, что наблюдается в период полового созревания. У девочек пик скорости роста наблюдается на 2–3 года раньше мальчиков, хотя в количественном отношении девочки растут меньше, чем мальчики.

С возрастом меняется не только рост, но и вес ребенка, и это закономерно. Скорость набора веса (прироста веса) приблизительно соответствует скорости роста. Точно так же пик прироста веса в подростковом возрасте у девочек наблюдается раньше, чем у мальчиков. Но в дальнейшем, за счет быстрого увеличения роста, а заодно и большего увеличения мышечной массы, вес мальчиков увеличивается больше и быстрее.

Необходимо понимать, что строение тела, а также скорость обменных процессов имеет определенную генетическую зависимость. Например, у высоких и худых людей часто рождаются высокие и худые дети. Но образ жизни, особенно питание и подвижность, кардинально влияют на развитие ребенка, и не так на его рост, как на вес. Поэтому не удивительно, что в современном обществе, рацион которого насыщен мучными, сладкими, жирными продуктами и сопровождается серьезным ограничением физической активности, все больше детей страдает ожирением уже с ранних лет.

В жизни ребенка существует два непредсказуемых периода, наполненных большим количеством динамических изменений – младенческий (до 1 года) и подростковый (с 11 до 20 лет).

Первый период гормонально не активный, но характеризуется очень быстрыми изменениями в организме ребенка в отношении не только объема тела, но и восприятия информации из внешней среды и его адаптации к новой жизни. Второй период является гормонально активным с ускоренным ростом и набором веса, половым созреванием, а также неким революционным переворотом в восприятии окружающего мира, причиной которого становится развивающееся «Эго» (Я), которому осознанно уделяется больше внимания и значения.

О половом развитии мы поговорим в отдельной главе, но данные исследований последних лет говорят о том, что развитие подростков и появление вторичных половых признаков (рост молочных желез, наружных половых органов, оволосение и т. д.) зависит не только от возраста.

Половая и этническая принадлежность значительно влияют на половое развитие ребенка и должны учитываться как родителями, так и врачами.