Вы здесь

Дочки-матери: Все, о чем вам не рассказывала ваша мама и чему стоит научить свою дочь. Глава 5. Что влияет на здоровье девочки? (Е. П. Березовская, 2017)

Глава 5

Что влияет на здоровье девочки?

Даже не имея медицинского образования, почти все без исключения читатели скажут, что на здоровье девочки влияют те же факторы, что и на здоровье мальчика. Однако отношение родителей и общества к девочкам, в том числе и забота о них, отличается от отношения к мальчикам. Почему-то большинство людей считают девочек слабее, а значит, чувствительнее к разного рода заболеваниям. И, как показывают данные ряда исследований, родители, особенно матери, проводят намного больше времени с девочками с момента их рождения, чем с мальчиками.

Но действительно ли девочки слабее и болезненнее мальчиков?

Хотя девочки рождаются с меньшим весом и с большим количеством осложнений в раннем младенческом (неонатальном) периоде, но очень быстро их здоровье идет на поправку, и в дальнейшем при правильном уходе их рост и развитие не отличаются от таковых у мальчиков. Мало того, они менее капризны (пока их не разбалуют чрезмерной заботой и потаканием), терпеливее, а значит, считать девочек слабой половиной все же не стоит.

Конечно, мы не сравниваем физические возможности женского и мужского организма, хотя и с ними связан интересный факт.

Девочки и женщины переносят длительные умеренные физические нагрузки с меньшим вредом для здоровья, чем мальчики и мужчины. И, наоборот, короткие и интенсивные физические нагрузки женским организмом воспринимаются хуже.

Но если говорить о том, что влияет на здоровье девочек в целом, то можно утверждать, что факторы, определяющие здоровье человека, одинаковы не только для любого пола, но и для любого возраста мужчин и женщин.

В 1977 году американский психиатр Джордж Энгель в журнале «Наука» предложил миру новую медицинскую модель лучшего понимания факторов, определяющих не только здоровье человека, но и возникновение заболеваний и их протекание – биопсихосоциальную модель. Все факторы были разделены на три группы: биологические (наследственность, генетические особенности, пол, состояние тела), психологические (мысли, эмоции, поведение) и социальные (социо-экономические, окружающая среда, культура, общество).

Идея Энгеля не была революционной, хотя перевернула мышление многих врачей. Дело в том, что в течение последнего столетия медицина значительно отошла от взгляда на болезнь как на болезнь не одного органа, а человека в целом.

Медицина отбросила психологический подход к объяснению причин, из-за которых возникла болезнь, и определению того, в каком состоянии находится здоровье человека.

Даже такая отрасль медицины, как психиатрия, дословный перевод названия которой – «лечение души», отстранила полностью все «душевное, духовное, спиритуальное», то есть психологическое в понимании нарушений психики и перешла на примитивный практицизм в толковании психических и психологических проблем человека.

Доктор Энгель попытался показать зависимость человека не только от внутренних факторов, определяющих здоровье и нормальное функционирование организма, но и от внешних факторов, акцентируя внимание врачей на том, что помогло бы в понимании причинно-следственных связей в возникновении заболеваний. Но предложенная им модель неоднократно подвергалась критике как со стороны врачей, так и со стороны людей без медицинского образования. Далеко не все врачи других специальностей приняли в свою практику рекомендации психиатра по оценке состояния человека.

На протяжении более 30 лет существования этой модели, ее актуальность то повышается, то понижается.

Современные выводы таковы: оказание профессиональной медицинской помощи зависит от умения врача объединять знания, полученные из разных областей медицины, а также понимания причинно-следственных связей в возникновении заболеваний с учетом всех факторов, влияющих на человека.

Точно так же знание факторов, описанных в биопсихосоциальной модели, может помочь и родителям лучше понимать, в каком состоянии находится здоровье их детей и от чего оно зависит.

Все процессы в человеческом организме проходят на молекулярном уровне в виде химических реакций, при которых образуются не только различные вещества, но и выделяется или поглощается энергия. Здоровое строение клеток определяет здоровое состояние тканей, из которых построены органы. Все в теле человека выполняет определенную функцию – любая клетка, любая ткань, любой орган.

Информация, которая контролирует развитие человека как физического тела, заложена в генах – участках ДНК, хранящихся в хромосомах. Но реализация информации проходит через выработку веществ, то есть через биохимические реакции.

Одновременно, большую роль играет нервная система человека, особенно мозг, координирующий работу как органов, так и всего организма. Это физическая часть устройства человека, и понятно, что чем меньше сбоев происходит на уровне тела, тем выше шанс быть здоровым на протяжении длительного периода времени.

Так как человек – существо социальное, то он живет и развивается не в изоляции от себе подобных (в изоляции со дня рождения он попросту не выживет), а в тесной связи с другими людьми, начиная с родителей и заканчивая обществом. Все это формирует мировоззрение человека, его отношение к своему телу и здоровью.

Более того, каждый человек живет в определенных условиях – в конкретной местности, в конкретной стране – что тоже влияет на состояние его здоровья, потому что тот же уровень системы здравоохранения и оказания медицинской помощи во многом определяют будущее человека, продолжительность его жизни. Возможность правильно и полноценно питаться, заботиться о своем здоровье, отдыхать, а не постоянно работать, тоже нередко определяется социально-экономическими условиями и условиями окружающей среды.

Все вышесказанное в равной мере имеет значение как для взрослого человека, так и для ребенка, как для мальчика, так и для девочки.

Задача любого родителя – это понимание того, что в росте и развитии, в поведении ребенка является нормой, а также своевременное выявление отклонений в его здоровье.

Казалось бы, все эти требования относятся к функциям врача-педиатра. Разве не врач должен следить за ростом и развитием ребенка и обнаруживать отклонения? Все это так, но ребенок живет не с врачом, а с родителями или родителем, и окружен нередко множеством других людей, которые видят этого ребенка чаще, чем видит врач. И кто, как не мать или отец, сможет заметить тревожные признаки в самочувствии или поведении их дочери или сына?

Конечно, есть разные родители, возразят читатели. Есть такие, которым здоровье их собственных детей совершенно безразлично. Но моя книга создана как раз для тех мам (и пап), которые не просто заботятся о своем потомстве, обеспечивая детей правильным питанием и стараясь содержать их в здоровых условиях, но также стараются видеть в каждом члене своей семьи, в том числе девочке и мальчике, индивидуума, личность, человека со своим внутренним миром, во многом зависящим, тем не менее, от мира внешнего.

Таким образом, здоровье девочек зависит от тех же факторов, что и здоровье мальчиков, – как и всех детей, и вообще каждого человека в отдельности.