Глава 1. Чтобы всё было и ничего плохого за это не было
Не знаю как, не знаю на чём, но обязательно доедем.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля почти внятно объясняет нам, что халявой принято было называть, во-первых, сапожное голенище, во-вторых, раздутое в пузырь стекло. Вроде бы вещи простые и злого умысла не несущие. Но уже тогда в отдельных частях России халявой называли рот (наряду с пастью, зевом и хайлом), а также бранились этим словом на вялых сонных и дрянных лентяев, растрёп, нерях и прочих неопрятных личностей, и даже на… «непотребных женщин»[2]! Так и говорили: «Ступай к свиньям собачьим, ничего тебе, халява, не будет!»[3], глагол же «халявить» соответственно означал «загрязнить, замарать, загадить». В Этимологическом русскоязычном словаре Фасмера происхождение слова «халява» предполагается и вовсе от слова «холера»…
Будучи в Одессе, АХа слышала и другую версию. Мол, Одесса в былые времена была так сильно загрязнена, что существовали специальные люди, переносившие других за плату через топи и лужи. Посреди пути у носильщиков обычно заканчивались силы, и они были готовы сбросить со своей спины живой груз. Груз, понятное дело, сопротивлялся этому. Тогда носильщик и выдавал фразу, мол, дополнительную плату засунь «за халяву» – то есть за отворот высокого сапога. Так что данное выражение означало не дармовщинку, а вынужденную плату в угрожающей ситуации.
С тех пор много лет утекло, эти значения слова «халява» утекли вместе с ними, но осадочек, как говорится, остался. Когда мы спрашивали людей об отношении к халяве в наших Живых Журналах[4], и не только, то бо́льшая часть отзывов оказалась… Но сначала…
Практикум
Сейчас мы вам предлагаем ответить на те же вроде бы простые вопросы, а потом уже читать дальше.
Вопросы:
Случалась ли с вами халява? …опишите, как это было, желательно подробно.
Как относитесь к халяве (и халявщикам) вы и ваше окружение? …положительно, отрицательно или нейтрально? Почему так?
Какое определение вы бы дали халяве?
В конце книги мы специально отвели место для ответов на наши практикумы. Обязательно прямо сейчас загляните туда – вдруг издатель что-то напутал ;)
Вот типичные ответы читателей наших ЖЖ:
«Халява по определению (…) – удел лентяев и любителей комфортно обустроиться за счет стараний окружающих, не напрягаясь при этом».
«Я не люблю халяву. Она как приходит, так и уходит. Просто вспышка света в глаза. К халяве отношусь как к случайности, и у меня нет особой радости, когда ее получаю. Халява – это когда ты не прилагал усилия, и что-то произошло. А случайная халява – плохо. Портит человека и исчезает очень скоро, пользы от нее мало».
«Я думаю, что халява бывает только в мышеловке. То есть за любую халяву надо заплатить, либо до, либо после».
«1. Иногда зачеты халявно получаются, но институт у нас приличный всё равно в плане качественного обучения. Также халявой могут быть различные рекламные акции, купи два третье – бесплатно. Сезонные скидки на шмот, тут без обмана – действительно дешевле продают, но размеров может не оказаться.
2. Двояко. Халява – это хорошо, когда она вовремя. А хронических халявщиков не люблю и не уважаю.
3. Халява – что-то сладкое, бесплатное…) и может, немного липкое… ХD» (ответ молодой девушки).
«Халяву не люблю… Давно заметил, что приходит легко, так же легко и уйдет, а если тебе это НАДО? Короче, надо все заработать в хорошем смысле этого слова. И только любовь можно подарить. Вот тут может проявиться чуть-чуть халява… Когда любовь взаимна. К халявщикам отношусь отрицательно, ибо под этим словом подразумеваются вполне определенные люди… Не принято их любить у нас.» (ответ знакомого нам серьёзного человека – Препода).
Других ответов тоже хватало, но лишь потому, что в окружении авторов уже много людей, прошедших Школу Достигатора[5] или изрядно пообщавшихся с нами. В целом по стране, думаем, что ответы будут примерно такими, какие мы привели выше. А вы как ответили?
В целом как раз складывается тот неприятный портрет халявщика, которому мир по какой-то нелепой случайности позволяет откусить от пирога радости и наслаждения большой и сладкий кусок, в то время как трудяги, это пирог, может быть, даже испекшие, рискуют остаться в стороне. В то же время халявщик если и вор, на чей-то взгляд, то его деяния под Уголовный кодекс чаще всего не подпадают; если и прохиндей, то всё равно честным трудягам остаётся надеяться только на то, что его жизнь накажет. А жизнь порою очень долго тянет с расплатой – до самой смерти…
И уж совсем непонятно, когда халявщик внезапно оказывается приятным человеком и не производит впечатления жулика и обманщика. Впору подозревать его в том, что он пользуется излишней доверчивостью окружающих. Так?
А могут быть халявщики людьми, которые умеют обращаться с этим миром, «умеют жить», и именно поэтому мир к ним так благоволит? Эдакие «профессионалы жить»? Тогда их опыт изучать и перенимать надо, а не просто от него отмахиваться, игнорировать, а уж тем более осуждать!
Обратив внимание на то, что кому-то жизнь даёт много, а у кого-то ещё что-нибудь отнимает; заметив неравномерность распределения добра в мире; а также взяв за основу неоспоримый факт, что некоторым людям порою больше везёт, чем другим, что-то достаётся с меньшим трудом, чем остальным, основатели Достигаторства взялись за дело, отбросив ложный стыд и общественное мнение. Умение быть везунчиком за несколько лет (дело-то непростое) было ими смоделировано – то есть с помощью методов НЛП[6] были найдены ответы на вопросы: «Как везёт везунчикам?» и «Что делать, чтобы нам так везло?». Теперь этому обучают в Школах Достигаторства не только в России, но и за рубежом. Обучают, как грамотно пользоваться халявой, потому что слово, мы надеемся, со временем станет хорошим. Вот таким, как описано в следующей главе.