Вы здесь

Достигаем целей, управляем временем. Тайм-менеджмент, который работает. Цели = страгетическое планирование (А. В. Толкачев)

Цели = страгетическое планирование

В этой главе мы поговорим о задачах на самые крупные временные отрезки – жизнь, годы и месяцы. И такие задачи мы называем «цели».

Зачем вообще нужны цели? Человек получает то, что «помещает» в свое будущее. Ну правда, неужели в этой, на первый взгляд эзотерической, идее нет логики и смысла? Даже в далеком детстве, для того, чтобы получить себе желаемую игрушку, мы должны были попросить ее у папы или Деда Мороза. Позже, для того, чтобы обладать желанной вещью, мы должны были накопить на нее денег. Но, прежде всего, захотеть. В каком-то смысле, представить ее объектом своего обладания. Сделать ее своей целью.

Жизнь проходит и игрушки меняются, но сама идея и технология постановки цели остается неизменной – мы формулируем цель, мы производим действия, мы достигаем цели. Все выглядит довольно-таки простым.

Если ничего не помещать в будущее, то ждать или даже требовать чего-то от жизни получается, как минимум, не разумно. Это, как в том старом анекдоте, в котором человек молил Бога о победе в лотерее, но даже не покупал при этом билет. На наши буйные головы навряд ли посыплются машины и квартиры, приглашения в другие страны, если мы этого, для начала, не захотим. Но это лишь первый шаг, одного желания часто бывает недостаточно, не так ли? Нам нужна технология. И раньше у нас ее не было, мы действовали по наитию, хаотично, тратя больше времени, денег и энергии, чем необходимо. Или и вовсе забывали о целях в рутине жизни.

Теперь технология есть. Она доказана, она проверена, и она работает. И уже совсем скоро вы сможете взять ее на вооружение. Она проста, как и все гениальное. Она является результатом желания многих людей стабильно достигать своих целей и быть более собранными, более эффективными в жизни. И серьезной работы, проделанной в направлении реализации этих желаний.

Цели – это то, что мы ставим себе на жизнь, год и месяц. Это что-то, чего мы хотим достигнуть или получить. Это не значит, что цели нельзя достигнуть за неделю или за день. Просто более мелкие цели мы называем по-другому. Цель на неделю мы называем Задачей. Цель на день мы называем Делом. Это вопрос масштабности и детализации. Просто примите эту терминологию, и мы разберемся в ней более подробно ниже, по мере прохождения книги.

Термин «цели» мы относим к стратегическому планированию, то есть, построению планов на длительные промежутки времени – месяц, год, десятилетие, жизнь. Задачи и дела – это тактическое или краткосрочное планирование. Здесь сроки измеряются неделями и днями.

Почему вообще так важен вопрос целей? Человек чувствует себя несчастным, больным, не в своей тарелке и так далее – когда он не идет, действует наперекор, не следует по пути к своим целям.

Ну и, наконец, наличие осознанной цели позволяет человеку концентрироваться не на том, что он делает, а на том, для чего он это делает.

Примером цели может быть крупная покупка, например, недвижимости или автомобиля, поездка, переезд, свадьба, рождение ребенка, смена работы или сферы деятельности, прохождение курса обучения, осуществление ремонта или строительства, достижение определенной планки дохода и т. д. Главный критерий цели – измеримость, «понятность» момента ее достижения.

Связь целей с управлением временем

Как уже вскользь было упомянуто выше, важная идея нашего курса – это прямая связь между постановкой целей и управлением временем. Фактически, мы говорим себе, что нам нужно быть более эффективными лишь для того, чтобы наши мечты сбывались, а наши цели и задачи – реализовывались.

Управлять временем просто ради того, чтобы все успевать, это хорошо, но не очень вдохновляюще. Главное понимать, что именно нам нужно успевать. Понимать, что есть дела, от выполнения которых проще отказаться. Понимать, что лучшее время и лучшую нашу энергию нужно отдать делам, которые продвигают нас к выполнению наших жизненных целей. И это своеобразный фильтр. Фильтр крайне полезный.

Когда мы просто управляем временем, записывая дела, мы имеем акцент на том, что мы делаем. Управляя временем с позиции наших целей, мы имеем акцент на том, для чего мы это делаем. Это гораздо правильнее и продуктивнее. Все наши дела мы прогоняем через призму наших целей и осознаем, стоят ли они предполагаемых усилий или же нет. И не тратим наши силы и наше время впустую. Не увлекаемся ложными тропами.

Однажды я составила план на неделю. И всю неделю следовала ему. Я была вроде бы довольна, но что-то беспокоило меня. Тогда я сравнила свой план со списком моих целей. И поняла, что все, что я делала, ни на сантиметр не приблизило меня к моим целям! Я была в шоке. И я стала составлять планы, с учетом моих целей.

(с) Инна, владелец бизнеса

Однажды я проводил семинар для сотрудников одного модельного агентства. И одна из девушек жаловалась, что она и ставит цели и план на день пишет, а все равно многое не получается. И тогда я спросил ее, а есть ли какая-то связь между ее целями, скажем, на месяц и планами на день и оказалось, что – нет. Это стало для меня поразительным открытием. Я еще множество раз сталкивался с такой ошибкой у многих людей. После этого я сформулировал важное данное: «Стратегическое планирование (целеполагание) и тактическое планирование (тайм-менеджмент) работают только в связке друг с другом. То есть, вы спускаете свои большие цели до планов на день и, наоборот, заботитесь о том, чтобы ежедневные дела вели вас к вашим глобальным целям».

Цели и мечты

По сути цели и мечты – это нечто похожее. Но есть и существенное отличие.

Когда мы мечтаем о чем-то, наша энергия настроена на входящий поток. Мы будто бы просим, ждем чего-то от вселенной: «Дай, дай, дай». А, как известно, для того, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать самому. Это закон сохранения энергии.

Цели же – это исходящий поток энергии, мы будто бы уведомляем вселенную о плане наших действий и, если кто-то нас не опередил, ей ничего не остается, кроме как согласиться с этим.

У сотрудников «Газпрома», может, сбываются и мечты. Но у обычных людей «сбываются» именно цели.

Почему не достигаются цели

Существует не так много причин, по которым цели не реализуются. У всех людей они примерно одни. Я выделяю всего лишь семь причин:

– Цель не сформулирована.

– Цель не записана.

– Цель не расписана в виде пошагового плана.

– План есть, но спланирован не реалистично.

– Не достаточно контроля за выполнением плана.

– Не собраны достаточные ресурсы для реализации.

– Чужая, навязанная цель.


Устранив эти семь помех, вы достигните совершенно любой цели. И вот что еще. На самом деле, все они так или иначе сводятся к одной – это недостаточное количество внимания, направленное на реализацию целей.

Многие из нас задумываются о приобретении недвижимости за рубежом, находясь в зарубежных поездках. Но, возвращаясь назад, и будучи поглощенными навалившимися на нас рутинными делами – эту цель «забывают» и не идут к ее исполнению. Бывало ли у вас такое? А теперь просто сопоставьте ее с семью пунктами выше и еще одним, обобщающим? Чувствуете глубокое понимание того, почему все именно так и происходит?

Мы хотим вселить в вас уверенность в том, что любые мечты осуществимы, если они стали для вас целями, и, если вы работаете с ними по нашей технологии. Так почему же бытует множество мнений о том, что цели не осуществляются? Давайте разберемся.

Это будет до некоторой степени разрушением стереотипов о том, что цели могут не достигаться. И, к слову, обратите внимание, что все помехи так или иначе вытекают из обозначенных нами выше семи пунктов.

ПРОБЛЕМА: Не хватает времени.

РЕШЕНИЕ: Это утверждение мы не любим больше всего. Наверняка у вас есть знакомые или клиенты, которые срывают встречи, не успевают в срок, мотивируя это хронической нехваткой времени? Так вот, времени у всех одинаково – 24 часа в сутки. И кто-то успевает управлять корпорацией, а кто-то не успевает заправлять принтеры чернилами. Более того, мир знает случаи, когда одинаковыми по объему корпорациями управляют два человека, и первый тратит 4 часа в день, а второй – 14 часов день. Очевидно, что это вопрос исключительно из области управления временем и личной эффективности. Либо неправильных целей! «У меня нет времени управлять временем» – звучит так же парадоксально, как и «У меня нет денег зарабатывать деньги» – или что-то типа того. В общем, очевидно, что не быть времени не может – может быть, что человек воплощает чуждые ему цели и делает это крайне неэффективно.


Цели забываются в рутине жизни.

Для этого их нужно фиксировать. И держать перед глазами – закладкой в ежедневнике, картинкой рабочего стола компьютера, запиской на холодильнике.


Ставлю планы и все время их срываю.

Главная причина – если мы что-то делаем в первый раз, для нас практически нереально «на глаз» оценить требующиеся для этого временные усилия. Получается нереалистичное планирование.


Вторая причина – это отсутствие контроля за выполнением. Цели должны быть на виду, относительно них должны строиться ваши планы, продвижения должны фиксироваться.

Поэтому нужно фиксировать цели, контролировать ход их выполнения, корректировать, то есть делать поправку на реальность. При этом цели должны быть достаточно мелко разбиты на этапы, чтобы успевать праздновать маленькие победы, не теряя мотивации.


Цель слишком амбициозная для меня.

Во-первых, если сосредоточиться на одной цели, отбросив другие, отнимающие ваши ресурсы – физические и финансовые, то цель осуществима, какой бы она ни была. Это все вопрос ресурсов – времени, внимания и денег, вопрос довольно циничный.


Второй момент – это момент сбора ресурсов в качестве подцелей. Если вы поставите себе подцель больше зарабатывать, а также откажетесь от ненужных трат – сигареты, бары, алкоголь, смена машины каждые два года и т.п., а также будете стабильно находиться «на цели», то есть, двигаться в ее направлении по нашей методике, не переключаясь на другие, то у нее не будет никаких шансов не стать реализованной.


Не существует ничего «слишком» в этом мире. Сначала что-то считается невозможным. Но ровно до того момента, пока кто-то это не сделает. Потом это «невозможное» магическим образом становится возможным для других. И вот уже вторые, третие и сотые достигают того же самого. Подумайте, если вашу цель уже достигали другие люди, то и для вас в ней нет ничего невозможного. А если не достигали, что ж, вы будете первым, а значит вся слава достанется вам!


Постоянно переключаюсь с цели на цель.

Вы находитесь в поиске «той самой цели». Мы поможем вам определиться по ходу книги. Но многое будет зависеть от вас. Поэтому, за работу, друзья!

На самом деле, главная причина, по которой цели не сбываются – это недостаточное количество внимания, направленное на них. Из внимания уже следуют и суммы денег, и часы затраченного времени. И полученные результаты. Другой вопрос – это вопрос эффективности, его мы подробнее опишем в последующих главах.

Конец ознакомительного фрагмента.