Следовало бы обратится к слову
Те, кто открыл первую страницу Библии, ее первой главы Бытие, могли бы определить значение «слова». Это слово Божье родило мир планеты нашей, мир жизни земной. Но, по-видимому, уже вскоре после своего появления люди перестали доверять слову. Оно стало трансформироваться, за ним легко стала прятаться ложь любого характера и размеров. Недаром Государь Петр Великий отписывал Астраханскому губернатору Яковлеву: «Сколько раз я просил тебя, не бреши много! Мне твою брехню читать некогда!»
Слово слишком много может:
Охватить весь Белый Свет,
Может стать великой ложью,
У которой края нет.
Но, как бы не относиться к самому слову, без него обойтись человек не мог. Слово, подаренное ему Богом, превратилось в самый великий дар. Человек стал учиться фильтровать слова, отличая истину ото лжи.
Можно верить слову? Можно!
Можно верить слову? Нет!
Словом злым неосторожным
Причиняют только вред!
Слово ласковое лечит, —
Только вот в чем вся беда:
Подкрепить, коль слово нечем,
Больно ранит иногда!
Слово – главный инструмент воспитания, уже не говоря о том, что это – средство общения.
На уровне бытовом, особенно в вопросах общения с детьми, обучающие не слишком доверяют ласковым словам, предпочитают действовать не пряником, а кнутом. Удивительно то, что дети легко прощают обидчиков, даже в тех случаях, когда насилие, применяемое к ним, ничем не обосновано.
Дети, есть, конечно, дети,
Как их можно не любить?..
Только их на Белом Свете
Били, бьют и будут бить!
Издревле ведется это,
(Испытать всем довелось),
Путь к разумному ответу
Через пук проходит розг..
У людей, «высоких» нравом,
Есть горох и есть ремень,
По родительскому праву
Лупят чуть не каждый день.
Чтоб продлить страданья сына,
Ставят в угол, на горох.
Тот бежит, утратив имя,
Поднимая пыль дорог
И девчонки, и мальчишки.
Дух бродяжества познав,
Пополняя стаю нищих,
Обездоленных, без прав!
Есть и те, кто долго терпит,
Хоть совсем не любо жить…
И родителям, и детям
Нужно дружбой дорожить!
Судя по поведению людей, самым легким для них занятием все-таки является воспитание человека. Попробуйте пожаловаться на трудности ваши во взаимоотношениях со своим чадом, да еще в кругу людей, знакомых и незнакомых, как тотчас, как из рога изобилия посыплются советы, один другого дельнее. Оказывается, все так просто» И начинаешь удивляться, почему к нам их глубины веков дошли из души рвущиеся жалобы на трудности воспитания? Им бы в наше время попасть, да познакомиться с трудами наших ученых на темы коммунистического воспитания молодежи? И невольно содрогаешься от ужаса при мысли, что те, кого воспитывали в таком духе, вдруг оборотнями оказались. В нашу страну их не завозили. Все они – местного образца. Да, при легкости подхода к вопросам воспитания мы почему-то дикими варварами выглядим?
Да, так уже устроен мир:
Не то, что надо, видят!
И фальшь возводится в кумир,
Да и святое – ненавидят.
Идут насилие и гнев
От предков к нам, потомкам,
Когда-то сделан был посев,
История – потемки!
Открываем древнеегипетский папирус с названием «Беседа разочарованного со своей душой» Время его создания конец XX начало XIX веков до нашей эры. Писец, выполнивший эту работу использовал папирус вторично, смыв прежний текст. Похоже, «разочарования» вызваны состоянием общества в период распада Египта после конца Древнего Царства. Привожу отрывок
«С кем говорить мне теперь?
Братья жестоки, друзья мои стали врагами.
Люди озлоблены, всюду крадут друг у друга.
Добрый унижен, жестокий в почете у всех.
Мирные люди в беде, добро презирается всюду.
Злодей убивает, смеются все над убитым.
Грабят повсюду, сосед крадет у соседа.
Славят бесчестных, врагами становятся братья.
Что было – исчезло, кто жил – того больше нету.
Лишь чужеземцы сегодня еще справедливы.
Все лица скрывают, боятся взглянуть друг на друга.
Жадность в сердцах, не на кого положиться.
Нет справедливых, страну захватили злодеи.
Нет больше честных, некому тайну доверить.
Спутников нету былых, в сердце у всех тревога.
Горько скорблю я, но с кем поделиться болью?
Ныне везде и всюду – зло и несправедливость»
Разве эти строки, пришедшие из потрясающе далеких глубин прошлого, не соответствуют нашему, нынешнему состоянию?
Спасибо писцу, не пожалевшего папируса и красок, чтобы написать такое послание!
Дорога в мир знаний ведущая,.легкостью передвижения не отличалась. Особенно сложными были первые шаги, сделанные по ней. Если сегодня обучение грамоте сложно, можно представить, как трудно было овладеть знанием иероглифов в древности. Путь туда беднякам был закрыт. Положение изменилось во времена Среднего Царства, когда египетская знать вынуждена была уступить место под солнцем выходцам из средних слоев населения. Вот только дошло до меня поучение некоего Хати сына Дуауфа сыну своему Пепи, желая его материального обеспечения. Хати перечисляет невзгоды, которые ждут на пути земледельцев, ремесленников, мелких торговцев, рядовых воинов и сравнивает их с участью писца, находящегося среди тех, кто управлял страной.
Вот как звучат заключение его продолжительных наставлений.
«Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит тебя от труда непосильного. Не придется тебе налегать на весло рулевое. Не придется тебе перетаскивать на плечах корзины. Не будут стоять над тобою многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики!».
На все вокруг себя глядит
Дитя невинными глазами.
Зло в воспитанье победит —
Об этом знаете вы сами
Не славимся образованьем мы,
И в обхожденье слабоваты,
Не проходя учение тюрьмы,
Отлично овладели матом.
И кроме мата – ничего!..
Мычанье, междометия.
Движенья вид, вот и всего
В начале нового столетия.
И это – основание науки?
В дискуссиях научных споров,
Пройдет ли общество сквозь муки,
О том узнаем скоро!